контекстолог это что за профессия
Карьера контекстолога: Junior, Middle, Senior… Head of PPC
Контекстолог — это специалист по ведению контекстной рекламы. Он настраивает показы рекламных объявлений пользователям, ищущим релевантную информацию в поиске. В контекстной рекламе активно применяют модель «Оплата за клик», при которой показы оплачивают при переходах на сайт. Поэтому контекстолога часто называют PPC-специалистом (Pay Per Click).
Контекстная реклама — рекламные объявления, отображаемые в соответствии с контекстом пользовательского запроса в выдаче поисковых систем (Яндекс, Google) или на сайтах-партнёрах контекстных сетей.
Должностные обязанности PPC-специалиста: чем он занимается
Основная обязанность PPC-специалиста — привлекать целевой трафик с контекстной рекламы, способствовать росту прибыли, и искать способы её увеличения. Для этого он создаёт и ведёт рекламные кампании в Яндекс.Директе и Google Ads.
Контекстолог должен уметь:
В небольших компаниях PPC-специалист часто самостоятельно готовит стратегию и занимается её реализацией. В крупных компаниях и рекламных агентствах контекстолог может выполнять только основные задачи по настройке и запуску рекламы, делегируя часть задач копирайтерам, дизайнерам или ассистентам. Но в любом случае специалист обязан хорошо разбираться во всех нюансах контекстной рекламы, в том числе и для проверки качества работы помощников.
Директолог, контекстолог, специалист по контекстной рекламе, PPC-специалист: есть ли разница
Вы непременно столкнётесь с различными вариантами названия профессии, которые не всегда являются синонимами. Давайте разберёмся, кого и как называют.
Директолог
Название «директолог» произошло от названия системы Яндекс.Директ — сервиса по размещению платных объявлений на страницах «Яндекса» и сайтах-партнёрах системы. Соответственно, директолог — это специалист, который запускает рекламные кампании в «Яндексе».
Директолог умеет подбирать ключевые слова, создаёт объявления, запускает и тестирует рекламу. В процессе кампании он тестирует креативы, отключает неэффективные объявления, усиливает успешные. Зачастую специалисты создают тестовые кампании с небольшим бюджетом, чтобы спрогнозировать будущие расходы, и лишь потом запускают полноценную кампанию.
Опытные директологи отслеживают аналитику, привязывая к рекламному аккаунту Яндекс.Метрику. Для работы с аналитическими данными им необходимо знать основные ключевые метрики и учитывать бизнес-показатели (стоимость привлечённого клиента, эффективность бюджета и пр.).
Контекстолог, специалист о контекстной рекламе, или PPC-специалист
В обязанности контекстолога входит работа с контекстной рекламой и в Яндекс.Директ, и в Google Ads, а также с другими рекламными системами. При работе с аналитикой Google Ads контекстологи используют систему Google Analytics.
Как правило, это профессионал, который хорошо разбирается в системах аналитики, умеет работать с сервисами автоматизации.
Подтверждением профессионализма таких специалистов признают сертификаты, выданные Google Ads и Яндекс.Директ. Также важен опыт ведения кампаний. Ценность на рынке представляют профессионалы, которые умеют привлекать нужную аудиторию, увеличивать количество заявок, наращивать продажи и одновременно снижать затраты на рекламу.
Некоторые PPC-специалисты способны выполнять часть задач маркетолога: проанализировать конкурентов, составить портрет целевой аудитории, сегментировать ЦА с целью привлечения максимума клиентов в рамках заданного бюджета.
Сколько зарабатывает специалист по контекстной рекламе в РФ: средние цифры
Уровень зарплат специалистов по контекстной рекламе зависит от многих факторов. Например, от размера компании и региона её присутствия: штатный специалист в провинциальном городе, скорее всего, будет зарабатывать в разы меньше, чем контекстолог в крупной московской компании.
На HH.ru разброс зарплат контекстологов достаточно существенный — от 10 000 до 150 000 рублей:
Средняя зарплата контекстолога по данным проекта Trud.com варьируется в пределах 50 000 рублей:
Также имеет значение опыт сотрудника. В отношении специалистов по контекстной рекламе различают три основных градации:
Вырасти специалист по контекстной рекламе может до Head of PPC (руководитель PPC-направления) и PPC Team Lead (старший специалист по контекстной рекламе).
В соответствии с опросами Serpstat, большинство специалистов по контекстной рекламе обозначают свой уровень как средний — Middle. Это соответствует зарплате примерно в 60 000 рублей.
Что должен знать специалист по контекстной рекламе
Контекстолог — это не тот специалист, которому достаточно выучить теорию и действовать по давно отработанным алгоритмам. Профессия предполагает не только наличие знаний, но и нестандартного мышления, способностей к аналитике и определённый ряд личных качеств.
К профессиональным навыкам относят то, чему можно научиться и что можно оценить или измерить. Для контекстолога hard skills это:
Одной теории для успешного трудоустройства недостаточно — вряд ли клиент согласится учить новичка за свои деньги на реальных проектах. Поэтому ещё до поиска работы контекстологу следует научиться полному циклу ведения рекламной кампании — от подготовки к запуску до A/B-тестирования и последующей оптимизации.
В идеале работодатели ищут специалистов, которые могут быстро вникнуть в специфику бизнеса, предложить эффективные способы рекламы и настроить рекламную кампанию, которая в кратчайшие сроки начнёт приносить результаты.
PPC-специалист, который хочет построить успешную карьеру, должен развивать и надпрофессиональные (мягкие) навыки. Такие умения сложно измерить количественными показателями, но работать без них очень сложно.
В частности, речь идёт о таких soft skills, как:
Отдельно стоит отметить такое важное качество контекстолога, как самообучаемость. Специалист должен постоянно развиваться, изучать новые подходы, пробовать новые инструменты. В сфере контекстной рекламы, как и в интернет-маркетинге в целом, очень быстро всё меняется. То, что было актуальным вчера, сегодня может устареть. Нужно постоянно «держать руку на пульсе».
МАЙСКАЯ РАСПРОДАЖА
Cкидки до 70 % на курсы и профессии
Где проходить стажировку и для чего она нужна
Стажировка для контекстолога — это способ входа в профессию. Никто не возьмёт на хорошо оплачиваемую должность человека, который располагает только теорией. В процессе стажировки можно отточить полученные при обучении навыки, наработать опыт и создать первое портфолио. Чаще всего на стажировке начинающие специалисты работают под руководством опытных коллег и получают ценные советы.
Вместе с тем стажировка не всегда предполагает последующее трудоустройство. Обычно по завершении обучения происходит отбор среди наиболее успешных стажёров. Остальным придётся уйти, но они могут получить рекомендации для дальнейшего трудоустройства.
Искать стажировку можно по-разному, например:
Как пройти собеседование: советы
Процесс собеседования будет зависеть от должности, на которую вы претендуете. К примеру, для Junior достаточно:
От Midlle может потребоваться создание простой концепции рекламной кампании — что и как будем рекламировать, какие инструменты используем, какие нюансы учтём. Для Senior могут предложить некоторую ситуацию, которая требует неординарного решения.
Но независимо от уровня, работодатели будут оценивать:
Как собрать портфолио
Вы можете сколько угодно говорить о своём опыте и профессионализме, но при отсутствии портфолио ваши шансы на трудоустройство специалистом по рекламе в интернете стремятся к нулю. Клиенты и заказчики покупают не ваши знания, а их результат.
Начинающий PPC-специалист для подготовки кейсов в портфолио может:
Очень важно правильно оформить свои работы. Банальное «было-стало» здесь не подойдёт. Кейс должен убеждать, что вы действительно умеете работать с контекстной рекламой и вам можно доверить бюджет. Поэтому каждое своё утверждение подтверждайте фактами — статистикой рекламных систем, скриншотами объявлений, отчётами аналитических систем, отзывами заказчиков.
Примерная схема оформления кейса для портфолио PPC-специалиста:
Опишите задачу — что было изначально, что нужно было сделать, какие результаты планировались.
Расскажите о решении задачи — что сделали на этапе подготовки, как запускали кампанию, с какими сложностями столкнулись, какие решения нашли, какие инструменты применяли.
Покажите промежуточные результаты и способы их оптимизации — скриншоты рекламного кабинета, статистика «до и после».
Продемонстрируйте итоговый результат — скриншоты заказов, отчёты аналитических систем.
Важно! Не раскрывайте коммерческую информацию клиентов. Перед добавлением чужого проекта в портфолио получите разрешение заказчика и уточните, какие данные можно показать. Заодно можете попросить отзыв о своей работе, чтобы приложить его к кейсу.
Разместить кейсы можно:
Например, вот так выглядит страница с результатами в кейсе маркетингового агентства Completo:
Не забывайте обновлять и улучшать портфолио по мере своего развития в профессии. Как только закончили хороший проект — упакуйте его в кейс.
Курс «Мастер контекстной рекламы»
Обучись PPC за три месяца
Карьера: фриланс, инхаус или агентство
PPC-специалист может работать на фрилансе, в штате компании или в составе агентства. Рассмотрим некоторые особенности каждого типа занятости.
Freelance
Контекстолог-фрилансер может вести несколько кампаний одновременно, что обычно и происходит. Работает он удалённо и часто по свободному графику. Стоимость услуг обычно фиксированная — отдельно за аудит, отдельно за настройку и ведение кампании, и т. д. Расценки зависят от опыта специалиста. Новичкам часто приходится демпинговать, чтобы получить проект и обойти других соискателей.
Плюсы: удалённая работа, свободное распоряжение временем, отсутствие руководства.
Минусы: необходимость постоянного поиска новых проектов, по крайней мере — до создания «имени» и достижения высокопрофессионального уровня.
In-house
Штатный специалист по интернет-рекламе работает на одного заказчика. Количество одновременных проектов зависит от размера компании-клиента. Обычно они получают фиксированную зарплату + премиальные по итогам работы.
Плюсы: не нужно искать проекты, можно полностью погрузиться в работу.
Минусы: работа по графику, достижение «потолка» в карьере, чрезмерная монотонность задач (схожие проекты из одной сферы).
Агентство
У контекстологов, работающих в агентствах, редко бывает по 1-2 проекту. Чаще всего один сотрудник ведёт сразу несколько проектов, в одиночку или с командой. Разброс тематик может быть достаточно большим: сегодня — недвижимость, завтра — детские игрушки. Оплата — фиксированная или частично фиксированная с доплатой по итогам.
Плюсы: всегда есть проекты в работе, быстрое накопление опыта, разнообразие тематик.
Минусы: большие нагрузки, невозможность выбора проекта.
Сложно сказать, какой вариант лучше для карьеры, поскольку это зависит от личных характеристик и предпочтений специалиста. Но оптимальным может быть следующий путь: наработать опыт и портфолио в агентстве, поработать в штате, попробовать фрилансить. Дальше можно сравнить и выбрать, какой способ подходит именно вам.
Почему маркетолог должен уметь в контекст
Если для контекстолога знание интернет-маркетинга опционально и порой достаточно базового понимания, то для маркетолога понимание принципов контекстной рекламы — насущная необходимость.
Представьте, что маркетолог занимается разработкой стратегии компании, работает над расширением каналов продаж, ищет новые аудитории. У него всё идеально просчитано, выверено, спрогнозировано. Со своей стороны он делает всё необходимое. А потом он ставит задачу контекстологу по привлечению нужной аудитории.
И вот тут начинается сбой — лиды слишком дорогие, аудитория приходит не та, бюджет сливается впустую. Но маркетолог не может найти причину, поскольку он не разбирается в контекстной рекламе и не может проверить работу контекстолога. В итоге результат идеальной стратегии оказывается плачевным. И это только одна из возможных ситуаций.
Контекстная реклама — один из основных каналов онлайн-рекламы. А в интернет-маркетинге все каналы, так или иначе, связаны меж собой. И если на каком-то этапе происходит неудача, это отражается и на других направлениях. Хороший маркетолог должен уметь контролировать работу всех специалистов на пути реализации стратегии.
На современном рынке не предусмотрены профстандарты для маркетологов. Любой человек может освоить основы и объявить себя профессиональным маркетологом. Потому работодатели в своих вакансиях часто перечисляют необходимые компетенции искомого специалиста. И маркетолог, который обладает разносторонним кругозором и дополнительными навыками, всегда будет более ценным кадром.
На курсе «Интернет-маркетолог» есть отдельный блок, на котором подробно разбираем нюансы контекстной рекламы.
Хорошее и плохое в профессии
Как и в любой специальности, в профессии контекстолога можно найти свои преимущества и недостатки. Мы постарались представить основные из них.
Надеемся, что мы смогли объяснить, кто такой PPC-специалист, чем он занимается и как им стать. Если вам приглянулась профессия и вас интересует обучение с возможностью сертификации, стажировки и трудоустройства — вам сюда. Расскажем, как MaEd из абсолютных новичков готовит профессиональных контекстологов, которые уже через 3 месяца могут работать по новой специальности.
Кто такой контекстолог и чем он занимается?
Одним из видов продвижения в интернете является контекстная реклама. Она представляет собой объявление, которые показывается пользователям в соответствии с их поисковыми запросами. Контекстолог – это специалист, который занимается настройкой данной рекламы. Другое название этой профессии – PPC-специалист (Pay Per Click). Дословно это переводится «оплата за клик». Это подходящее название, так как эффективность работы контекстолога заключается в количестве кликов, или переходов из рекламного объявления.
Основные навыки и обязанности контекстолога
Преимущества и недостатки профессии контекстолог
Плюс этой работы в том, что она всегда востребована. Есть возможность работать удаленно, или как фрилансер. Специалист может выполнять одновременно несколько проектов. Освоить профессию можно быстро.
Минусы профессии – большое количество рутинной работы, и большая ответственность за результат. Те, кто работает как фрилансер может не иметь стабильный доход.
С чего начать?
Первый вариант освоить профессию контекстолог – заняться самообучением, исследуя материалы, связанные с интернет-маркетингом. Это может быть литература, информационные статьи тематических блогов, посещение бесплатных вебинаров и видеолекций. Сегодня есть достаточно информации в свободном доступе, которая позволяет с нуля освоить начальный уровень данной профессии и приступить к работе. В таком случае, вы не сможете сразу претендовать на высокий доход, так как придется набраться практического опыта, и собрать портфолио.
Чтобы ускорить процесс обучения и стать специалистом высокого уровня лучше всего пройти платные курсы, которые помогут освоить все тонкости данной профессии.
Курсы по освоению профессии контекстолог
Стоимость | Длительность обучения | Документ | Помощь в трудоустройстве | |
Курс от Skillbox | 24000 руб или 2000 руб в месяц | 12 месяцев | Да | Да |
Курс от Нетология | 29250 руб | 4 месяца | Да | Да |
Курс от GeekBrains | 5985 руб | 1 месяц | Да | Да |
Курс от Productstar | 6 месяцев | Да | Да | |
Курс от IMBA | 30000 руб или 1250 руб в месяц | 3 месяца | Да | Да |
Курс от Convertmonster | 49000 руб | Около 70 дней | Да | Нет |
Курс от Яндекса | Бесплатно | На ваше усмотрение | Да | Нет |
Курс от LivePage | Бесплатно | На ваше усмотрение | Нет | Нет |
Курс от Cybermarketing | Бесплатно | На ваше усмотрение | Да | Нет |
Платные курсы
Курс от Skillbox
Этот курс предназначен для освоения работы с контекстной рекламой с нуля. Длительность обучения составляет 12 месяцев. Ссылка на курс: skillbox.ru.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Сколько стоит курс?
Стоимость обучения составляет 24 000 рублей. Возможна рассрочка платежа на 12 месяцев по 2 000 рублей. Осуществлять оплату можно после трех месяцев обучения.
Курс от Нетология
Этот курс поможет освоить новую специальность контекстолог с нуля. Даже те, кто имеет опыт работы в этой сфере, смогут прокачать свой уровень, и стать более дорогостоящим специалистом. Длительность обучения составляет 4 месяца. Ссылка на курс: netology.ru.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Сколько стоит курс?
Стоимость обучения составляет 29 250 рублей. Возможно рассрочка на 10 месяцев в размере 2 925 рублей.
Курс от GeekBrains
Цель этого курса – познакомить с основными инструментами и форматами рекламы в Яндекс.Директ и Google Ads. Длительность обучения составляет 1 месяц. Ссылка на курс: geekbrains.ru.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Сколько стоит курс?
Полная стоимость обучения составляет 5 985 рублей.
Курс от Productstar
Этот курс поможет вам стать экспертом в области контекстной рекламы. Длительность обучения составляет 6 месяцев. Ссылка на курс: productstar.ru.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Сколько стоит курс?
Полная стоимость обучения составляет 41 400 рублей. Для первых 20 студентов предусмотрена скидка 35%. Можно оплачивать обучение 1 раз в месяц по 6 900 рублей. Кроме того, доступна рассрочка, детали которой можно обсудить с менеджером Productstar.
Курс от IMBA
Это профессиональное обучение специальности контекстолог. Длительность курса составляет 3 месяца. Ссылка на курс: imba.ru.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Сколько стоит курс?
Полная стоимость обучения составляет 30 000 рублей. Можно вносить оплату каждый месяц по 1 250 рублей. Кроме того, доступна рассрочка длительностью до 24 месяцев. В течении 14 дней после покупки курса, вы можете отказаться от обучения и вернуть деньги назад.
Курс от Convertmonster
Данное обучение позволит вам стать специалистом по контекстной рекламе. Длительность курса составляет около 70 дней. Ссылка на курс: convertmonster.ru.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Сколько стоит курс?
Стоимость обучения составляет 49 000 рублей. Возможна рассрочка на 3, 6, или 12 месяцев без переплат. Первые три занятия можно просмотреть бесплатно, но при условии регистрации. Кроме того, в течении 14 дней вы можете отказаться от курса и вернуть деньги назад.
Бесплатные курсы
Курс от Яндекса
Яндекс предоставляет бесплатный курс «Школа Директа», в которое рассказывается как создать рекламную компанию в Директе. Длительность обучения – на ваше усмотрение. Ссылка на курс: yandex.ru.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Курс от LivePage
Этот курс по настройке контекстной рекламы в Google Ads. Длительность курса – на ваше усмотрение. Ссылка на курс: livepage.pro.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Формат курса – видеоуроки рассчитанные на 4 часа. Всего предлагается 19 видеороликов.
Курс от Cybermarketing
Это базовый курс по настройке и запуске контекстной рекламы в Яндекс.Директ и Google Ads. Длительность курса – на ваше усмотрение. Ссылка на курс: cybermarketing.ru.
Что вы получите в этом практикуме?
Как проходит обучение?
Сколько зарабатывают контекстологи?
На сайте hh.ru по запросу PPC-специалист и контекстолог насчитывается около 50 вакансий. Средняя зарплата данного специалиста в Москве 70 000 – 80 000 рублей.
В целом hh.ru по России насчитывается около 100 вакансий. Самый большой спрос и размер зарплаты наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Средняя зарплата в регионах – 30 000 – 40 000 рублей.
Что касается фрилансеров, то стоимость одного проекта зависит от требований заказчика и уровня профессионализма контекстолога. Средняя стоимость настройки контекстной рекламы – 5 000 рублей.
Итак, в этой статье вы смоли разобраться что представляет собой профессия контекстолог. В этой сфере являются востребованными реальные специалисты, поэтому часто при размещении вакансий одно из требований компаний – предоставление диплома или сертификата престижных курсов. Кроме того, ожидается что у контекстолога будет качественное портфолио. Важно помнить, что в данной профессии всегда необходимо развиваться, и получать новые знания, поэтому профессиональным контекстологам важно периодически обновлять знания при помощи дополнительных курсов.
Если хотите получить перспективную профессию или освоить новый навык (будь то SEO, HTML, веб-программирование или даже мобильная разработка), то посмотрите ТОП-3 лучших онлайн школ:
Эти школы выдают дипломы и помогают с трудоустройством, а если вам нужно просто научиться что-то делать для себя больше как хобби, то рекомендую начать с бесплатных курсов, они позволят получить общее представление о профессии и первый практический опыт.