контур экстерн лайт что это
Как работать с сертификатами ФНС, физлиц и электронными доверенностями в Экстерне
В 2019 году приняли поправки в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которые важны для всех, кто сдает отчетность через интернет. Рассказываем, в чем суть изменений и как они отразятся на работе пользователей Экстерна.
Сертификаты, которые выдал Контур, будут работать до конца срока своего действия
Сертификаты электронной подписи, выданные вам при подключении к Экстерну, будут работать до конца срока своего действия, в том числе в 2022 году.
Менять действующую подпись Контура на электронную подпись ФНС к 1 января 2022 года необязательно. Получить подпись ФНС вы сможете, когда срок действия электронной подписи Контура закончится.
Согласно разъяснениям Минцифры, до конца срока своего действия будут работать сертификаты электронной подписи, выпущенные удостоверяющими центрами, которые аккредитованы по новым правилам 63-ФЗ. УЦ СКБ Контур и УЦ Сертум-Про получили такую аккредитацию, информация об этом опубликована на сайте Минцифры.
Что изменится
С 1 июля 2021 года
ФНС начала бесплатно выпускать сертификаты юрлиц и ИП. Это некопируемый сертификат на руководителя организации. При этом территориальные налоговые органы в пилотном режиме выдают сертификаты в большинстве регионов страны уже с конца апреля.
Узнайте, как получить сертификат для руководителя в УЦ ФНС, в пошаговой инструкции.
С 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года вы можете выбрать один из вариантов, как работать:
Руководители юридических лиц и ИП смогут сделать это в удостоверяющем центре ФНС России (далее — УЦ ФНС) или доверенных удостоверяющих центрах. Банки — в удостоверяющем центре Центробанка, госструктуры — в удостоверяющем центре казначейства.
Подробнее читайте в статье «Электронная подпись: что изменится с 1 июля 2021 года и позже». А также смотрите видеоинструкцию, как работать с сертификатами ФНС, физлиц и электронными доверенностями в Экстерне.
Изменения коснутся всех организаций. Переходный период изначально был рассчитан на 6 месяцев — с 1 июля 2021-го до 1 января 2022 года, но, скорее всего, продлится еще дольше. Не все процессы сейчас до конца понятны и прозрачны, ряд нормативных документов еще в разработке. Мы тщательно следим за ситуацией, адаптируем наши системы и помогаем пользователям переходить на новые схемы работы. В Разделе «Инфоблок» Экстерна есть инструкции и рекомендации, которые нужно изучить перед началом работы с сертификатами ФНС и электронными доверенностями.
Как настроить сертификат УЦ ФНС
Если вы планируете работать в Экстерне с сертификатом УЦ ФНС, вам потребуется дополнительно приобрести:
Как использовать сертификат физлица и сертификат УЦ ФНС для входа в Экстерн
Как выбрать сертификат для подписи
Ниже расскажем, как подписывать отчетность в контролирующие органы сертификатом руководителя, выданным УЦ ФНС, или сертификатом физлица.
Отчетность в ФНС, Росстат
Чтобы отчитываться в ФНС и Росстат, вам нужно будет выбрать сертификат руководителя, выданный УЦ ФНС, или сертификат физлица в реквизитах плательщика как сертификат для подписи (инструкция).
Отчетность в ПФР
Чтобы отправлять отчетность в ПФР, вам, как и раньше, нужно будет сначала передать в ПФР регистрационные данные с информацией о сертификате (инструкция). При этом вы сможете выбрать в списке сертификат руководителя, выданный УЦ ФНС, или сертификат физлица.
При отправке отчета СЗВ-ТД, а также документов ЗПЭД и УПУП сертификат нужно выбрать перед отправкой — в выборе сертификатов появятся сертификаты физлица и сертификаты УЦ ФНС.
Если вы сдаете в ПФР только отчеты СЗВ-ТД, регистрационную информацию можно не отправлять.
Отчетность в ФСС
При отправке отчетности вы сможете выбрать сертификат руководителя, выданный УЦ ФНС, или сертификат физлица в списке.
Если сотрудник будет отправлять документы с сертификатом физлица, ему необходимо, как и прежде, сначала зарегистрироваться на портале ФСС и передать в ФСС бумажную доверенность старого образца (инструкция).
Многопользовательский режим работы в Экстерне
Раньше, чтобы добавить пользователя в Экстерн, требовалось купить рабочее место и сертификат. В июле появилась возможность добавлять в Экстерн пользователей, не выпуская на них сертификат в процессе покупки, если у них уже будет сертификат физлица. Дело в том, что теперь при переходе в разные организации у сотрудника может оставаться на руках один и тот же сертификат физлица.
Как добавить в Экстерн нового пользователя (с сертификатом или без):
Таким образом, дополнительные пользователи смогут входить в Экстерн удобным способом: с сертификатом, по логину-паролю или указав код из СМС.
Электронные доверенности
С 1 января 2022 года сотрудники организаций, у которых закончится действие их сертификата сотрудника, будут получать сертификаты физлиц. В таком сертификате не указывается организация, только Ф.И.О. сотрудника. Чтобы представлять организацию и подписывать от ее имени документы, сотруднику нужна будет электронная доверенность. Мы готовим решение, которое позволит использовать ее в сервисах Контура. Первой системой, с которой можно будет взаимодействовать по электронной доверенности, будет ФНС.
Электронные доверенности для отчетности в ФНС
Электронная доверенность подтверждает, что физлицо имеет полномочия сдавать за организацию какие-либо документы в ФНС. Она должна быть подписана действующим сертификатом руководителя, выданным УЦ ФНС или аккредитованным удостоверяющим центром, например УЦ Контура.
Электронная доверенность заменит текущую бумажную доверенность с подписью руководителя.
Формат электронной доверенности представителя налогоплательщика для отправки документов в ФНС прописан в проекте приказа. Однако вся новая схема работы — с переходом на сертификаты физлиц и электронные доверенности — станет обязательной с 1 января или позднее — точная дата пока официально не утверждена. При этом, если у вас на руках в 2022 году будет действующий сертификат Контура, вы сможете продолжить использовать его до конца срока действия.
Как отправить электронную доверенность в ФНС
В Экстерне в «Реквизитах плательщика» в блоке «Подписание документов» можно будет выбрать сертификат физлица и затем нажать на кнопку «Добавить доверенность».
Затем будут варианты:
Руководитель сможет выдать права на отправку отчетности в конкретную ИФНС, а не во все сразу, но по умолчанию Экстерн будет считать, что доверенность действует во всех ИФНС.
Как подписать и отправить электронную доверенность
Здесь может быть две ситуации.
В «Реквизитах плательщика» будет отражаться, какого числа был отправлен запрос на подпись руководителю, а в списке организаций появится статус «Доверенность ожидает подписи».
Когда руководитель подпишет доверенность по ссылке из полученного письма, вы увидите в «Реквизитах плательщика» изменившийся статус у доверенности и сможете отправить доверенность в ФНС. После этого нужно будет подождать ответ от ФНС.
Если от ФНС пришел отказ, вы сможете посмотреть причину отказа и переоформить доверенность.
Если ФНС приняла доверенность, вы сможете отчитываться за организацию, данные из доверенности будут подтягиваться в сообщение о представительстве, которое высылается вместе с отчетами и другими документами в ФНС.
Как отозвать электронную доверенность
Электронную доверенность нужно отозвать, например, если физлицо уже не работает в обслуживающей бухгалтерии и не должно иметь полномочий подписывать документы за организацию.
Отзыв электронной доверенности — формализованный документ, который надо подписать сертификатом руководителя, выданным УЦ ФНС. Формат отзыва доверенности пока не утвержден.
Отозвать доверенность можно в «Реквизитах плательщика» в блоке доверенности. Заполните форму отзыва и отправьте ее, подписав сертификатом руководителя или предварительно запросив подпись от руководителя. Когда от ФНС придет ответ, что отзыв принят, доверенность перестанет действовать.
Наши рекомендации
Смотрите вебинар о последних изменениях
Подробно обо всех изменениях и нюансах работы с новыми сертификатами мы рассказали на вебинаре 24 июня. Смотрите запись по ссылке.
Сохранение, печать и пакетный экспорт документов
Программа Контур.Экстерн Лайт позволяет сохранять и печатать как входящие, так и отправленные документы.
Сохранение документов
1. В списке документов выбрать интересующий и нажать на кнопку «Сохранить».
2. Выбрать каталог и нажать на кнопку «Сохранить».
Печать документов
1. В списке документов выбрать интересующий и нажать на кнопку «Напечатать».
Печать документа будет выполнена в его исходном виде (файлы.txt или.xml). Преобразование в печатную форму на данный момент реализовано для следующих документов:
Пакетный экспорт документов
1. В списке доступных документов выделить интересующие (для выделения нескольких документов можно использовать клавишу Ctrl).
2. Выбрать меню «Файл» > «Экспортировать документы».
3. В окне «Экспорт документов» проверить следующие настройки:
4. После выбора необходимых условий нажать на кнопку «Экспортировать».
5. После выполнения операции в указанном каталоге будет сформирована папка с сохраненными документами.
В названии папки будет содержаться ИНН и КПП организации (при экспорте отчетов ФНС) либо регистрационный номер организации (при экспорте отчетов ПФР).
Как создать учетную запись организации в программе Контур.Экстерн Лайт
Прежде чем приступить к настройке, следует обновить версию Контур.Экстерн Лайт, воспользовавшись следующими рекомендациями.
Для настройки новой учетной записи в Контур.Экстерн Лайт, необходимо выполнить следующие действия:
1. В меню Контур.Экстерн Лайт нажать на кнопку «Пользователи и организации» или выбрать пункт «Настройки» > «Пользователи и организации».
2. Если учетная запись создается впервые, то в появившемся окне следует выбрать действующий сертификат и сервер Контур.Экстерн, на котором зарегистрирован пользователь (см. Адреса серверов системы «Контур.Экстерн»). Код МРИ заполняется только крупнейшими налогоплательщиками. После внесения информации нажать на кнопку «Сохранить».
Если учетная запись была создана ранее, то откроется окно со списком организаций.
3. В следующем окне следует выделить нужную организацию и нажать кнопку «Реквизиты».
В списке может содержаться несколько организаций, если работа ведется в режиме обслуживающей бухгалтерии и дочерние организации ранее были добавлены в веб-приложении Контур.Экстерн. Если в списке не хватает какой-либо организации, то следует нажать кнопку «Добавить». В открывшемся окне ввести название, ИНН и КПП организации и нажать кнопку «Добавить».
4. Появится окно настройки реквизитов выбранной организации.
В данном окне необходимо внести информацию об организации:
Отчетность в ФНС
В строке «Сертификат» автоматически указывается тот сертификат, который был выбран при создании учетной записи. Именно этим сертификатом будет подписываться отчетность в налоговую.
Если работа ведется в режиме обслуживающей бухгалтерии, то у дочерних организаций в данной строке будет содержаться сертификат головной организации.
«Доверенность» — из выпадающего списка необходимо выбрать один из трех вариантов:
Более подробно принципы работы с сообщением о представительстве в Контур.Экстерн Лайт описаны в следующей инструкции.
Отчетность в ПФР
В данном разделе необходимо заполнить регистрационную информацию об организации:
Отчетность в ФСС
В данном разделе необходимо выбрать сертификат, которым будет подписываться отчетность в ФСС.
Для подписи отчетности ФСС можно выбрать только те сертификаты, ИНН в которых совпадает с ИНН добавленной организации.
Отчетность Росстат
В строке «Сертификат» автоматически указывается тот сертификат, который был выбран при создании учетной записи. Именно этим сертификатом будет подписываться отчетность в Росстат.
Если работа ведется в режиме обслуживающей бухгалтерии, то у дочерних организаций в данной строке будет содержаться сертификат головной организации.
Чтобы изменить код ТОГС и ОКПО, следует кликнуть по ссылке «Контур.Экстерн», выбрать сертификат, указанный в строке «Сертификат». Далее перейти в меню «Реквизиты и настройки» > «Реквизиты плательщика» и заполнить поля «Код ТОГС» и «ОКПО».
После заполнения всех полей необходимо нажать на кнопку «Сохранить».
Если работа ведется в режиме обслуживающей бухгалтерии, то в открывшемся окне помимо строки с данными головной организации будет содержаться список организаций на обслуживании. Если в списке не хватает какой-либо дочерней организации, то следует нажать кнопку «Добавить». Чтобы отредактировать данные по организации на обслуживании, необходимо выделить ее в списке и нажать на кнопку «Реквизиты».
Если отчетность будет сдаваться за несколько самостоятельных организаций, каждая из которых имеет отдельный сертификат для подписи отчетов в ФНС, то следует нажать кнопку «Добавить пользователя». После чего произвести настройки в соответствии с данной инструкцией, начиная с пункта 2.
Всё для сдачи
отчетности с первого раза
Отчетность во все контролирующие органы по актуальным формам без отказов и штрафов
Отчетность
на ваших условиях
Отчетность с любым сертификатом
Начните работу с подписью от любого аккредитованного удостоверяющего центра.
Легкий переход с другой системы
При переходе с другой системы Экстерн сохранит структуру ваших организаций и перенесет архив документов.
Любая операционная система компьютера
Экстерн работает на Mac, Windows, Linux, в том числе на отечественных системах: AltLinux, Astra Linux и «Лотосе».
Работа из привычной
программы
Отправляйте отчеты, выгруженные из любой бухгалтерской программы. А из 1С можно сдавать отчеты напрямую с помощью специального модуля Экстерна
Отчетность без ошибок
Экстерн сам рассчитывает значения в отчетах, используя нужные формулы и введенные ранее данные. По желанию вы можете пересчитать значение ячейки по указанной формуле.
Не надо заполнять отчеты с нуля. Экстерн переносит данные из отправленного отчета в черновик, на основании которого можно создать новый отчёт.
Вы заполняете отчет, а Экстерн в тот же момент проверяет его. Если была допущена ошибка, вы сразу узнаете об этом. Таким образом, сможете избежать двойной работы и потери времени.
В Экстерне все просто. Вы легко сориентируетесь в структуре отчета и не запутаетесь даже в больших формах со множеством разделов.
Проверка
перед отправкой
Междокументные
проверки
Экстерн сверяет данные в отчетах за разные периоды и в декларациях разного типа по контрольным соотношениям. Это позволяет снизить число ошибок и избежать требований со стороны ФНС.
Форматный и логический
контроль
На ошибки проверяются все файлы — как заполненные в Экстерне, так и загруженные из других систем учета. Вы сможете внести коррективы и исправить ошибки до отправки отчета в контролирующие органы.
Сокращение
отказов ФНС
Отказы содержат пояснения экспертов, а также советы и инструкции по исправлению ошибок. Вы быстро разберетесь, почему не принят отчет, что нужно исправить, и сможете избежать повторных отказов.
Все важное под контролем
Экстерн сам отправляет запросы в ФНС и показывает информацию по налогам, пеням, штрафам в таблице. Сверка с бюджетом проходит автоматически раз в неделю, и вам не надо отправлять ИОН-запросы вручную.
Удобный инструмент для контроля и планирования отчетности и платежей. Онлайн-таблица показывает сроки сдачи отчетов и уплаты сумм в бюджет, а также статусы всех отправленных вами отчетов.
Оперативно узнавайте о событиях, которые могут повлечь блокировку расчетного счета и штрафы. За несколько кликов получайте финанализ с оценкой ключевых показателей деятельности и предупреждением о проверках ФНС.
О самом важном расскажет Экстерн. В специальном разделе системы вы можете прочитать об актуальных требованиях законодательства и перейти на инструкции по подготовке необходимых документов.
Уведомления
о важном
Экстерн своевременно информирует о требованиях и письмах из контролирующих органов. Получайте смс, сообщения на email или push- уведомления в мобильном приложении.
Работа с требованиями
Прямо на странице требования вы видите, был ли отправлен ответ, и если да, то какие документы передавались. Это позволяет быстрее обрабатывать большое количество требований, включая те, что поступили повторно.
Чтобы ответить на требование, просто отсканируйте документы пачкой и загрузите в систему. Экстерн разделит сканы по типам (акт, договор, счет-фактура), подставит номер, дату и сформирует опись.
В Экстерне вы быстро сформируете платежные поручения и квитанции ПД (налог) и ПД-4сб (налог) на основании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Укажите наименование банка и номер расчетного счета — остальная часть платежки заполнится автоматически.
Интеграция с банками для быстрой оплаты
Благодаря интеграции с банками вы сможете быстро оплачивать налоги. Платежное поручение автоматически попадет в интернет-банк, где вам останется только подписать его.
Взаимодействие с контрагентами
Сверяйтесь с контрагентами и устраняйте расхождения в счетах-фактурах. Сервис автоматически найдет ошибки в реквизитах контрагентов, разногласия по датам, суммам и номерам счетов-фактур.
Принимайте и отправляйте первичные документы через Диадок. Акты, накладные, счета-фактуры, заверенные электронной подписью, имеют юридическую силу и не требуют дублирования на бумаге.
Пользователи Экстерна могут проверять контрагентов на благонадежность в Фокусе. Достаточно указать ИНН — и сервис покажет данные о компании или ИП из официальных источников и сформирует экспресс-отчет.
Экспертная
поддержка
Консультации
по налогам и бухучету
Экстерн поддержит в спорных ситуациях. Если вы столкнулись с нестандартной задачей, вы можете получить консультацию экспертов по темам бухгалтерского учета и налогообложения.
Техподдержка
всегда на связи
Консультанты горячей линии на связи круглосуточно и в любой день. Они помогут вам решить не только технические, но и методологические вопросы по формам отчетности.
Обучающие вебинары
и онлайн-курсы
Вебинары, курсы профпереподготовки и повышения квалификации, экспресс-курсы — для поддержки ваших знаний и непрерывного развития в профессии.
Нормативная база
под рукой
В Экстерне есть справочно-правовая база. В ней вы найдете не только федеральное и региональное законодательство, но и актуальные ставки по налогам и другие важные для работы показатели.
Возможности
для разных масштабов бизнеса
Вы всё ещё думаете?
Просто попробуйте.
Оставьте заявку, и мы поможем вам подобрать подходящий тариф
Наш консультант свяжется с вами в течение трех рабочих часов и подберет подходящий тариф для вашей компании. Мы настроим рабочее место и поможем перенести документооборот из другого сервиса.
Возможности
Основные
Отправляйте отчетность быстро и без ошибок
Отчитываясь в Экстерне вы можете быть уверены — отчет не потеряется и будет доставлен вовремя. Он будет принят с первого раза — встроенная система проверки отследит возможные ошибки уже при заполнении. И вам не придется ничего устанавливать или обновлять самостоятельно — все происходит автоматически. На любой вопрос техподдержка ответит быстро и компетентно в любое время.
Устанавливать обновления не придется
Экстерн обновляется сам, не отнимая интернет-трафик и ваше время. Формы и системы проверки всегда актуальны, а значит ФНС примет ваш отчет с первого раза.
Ведите документооборот с контролирующими органами
Отвечайте на требования налоговой в электронном виде в установленные законом сроки. Это позволит избежать штрафов и блокировки расчетного счета.
Отправляйте в инспекцию запросы на разъяснения, запрашивайте справки, акты сверки, выписки и другие документы. Вы можете настроить автоматическую сверку с бюджетом сразу по всем организациям. Раз в неделю Экстерн будет отправлять запросы и показывать ответы в таблице.
Получайте письма из ПФР и Росстата.
Получайте уведомления о статусе отчетов
Контролировать статусы отправленных отчетов и узнавать о поступлении требований и писем от ФНС, Пенсионного фонда и Росстата можно с телефона. Экстерн пришлет вам СМС, уведомление в мобильном приложении или письмо на email. Вы не пропустите ни одного важного изменения.
Работайте с электронными больничными
В Контур.Экстерне можно загружать, заполнять и отправлять электронные больничные в ФСС. Кроме того, вы можете сформировать реестр на основе данных электронных больничных и передать его в ФСС.
Формируйте документы для уплаты налогов
За пару кликов создавайте платежные поручения и квитанции ПД (налог) и ПД-4сб (налог). Выберите расчетный счет — и Экстерн автоматически заполнит остальную часть платежки по данным налоговой декларации или требования об уплате налогов. Вы сможете уплатить налог в интернет-банке или распечатать платежное поручение.
Отчитывайтесь в ПФР по форме СЗВ‑ТД
Сдавайте форму СЗВ-ТД на работников, у которых в течение отчетного периода произошли кадровые события. Перед первой подачей СЗВ-ТД передайте в Пенсионный фонд заявление на подключение к электронному документообороту ПФР.
Дополнительные
Откажитесь от дорогих справочно‑правовых программ
Разбирайтесь в тонкостях законодательства, читая авторские статьи по каждому направлению отчетности. Изучайте комментарии экспертов, случаи из арбитражной практики и реальные истории бухгалтеров. Получайте квалифицированные ответы на сложные вопросы из бухгалтерии, налогообложения и по юридической тематике. В едином интерактивном справочнике находите нужные бухгалтерские проводки с авторским разбором типовых хозяйственных операций. Ограниченная версия справочно-правовой системы доступна на тарифе «Оптимальный плюс».
Получайте выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП – в один клик
Через Экстерн вы можете за несколько кликов заказать выписку ЕГРЮЛ и получить открытую информацию о контрагенте. В базовой версии сервиса вам будут доступны основные данные о любом юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в России.
Сверяйте счета-фактуры с контрагентами
Пользователи Экстерна имеют возможность загрузить книгу продаж и пригласить для сверки своих контрагентов. Чтобы воспользоваться возможностью загружать книги покупок, сверять книги покупок и продаж с контрагентами, необходимо приобрести доступ к сервису
Обменивайтесь документами без бумаги и курьеров
С вашим сертификатом вы сможете бесплатно отправить контрагентам 50 электронных документов (накладные, торг-12, счет-фактуры и т.д.) без дублирования на бумаге. Они будут иметь такую же юридическую значимость, что и бумажные с печатью и подписью, но при этом дойдут до адресата за секунды.
Воспользоваться предложением абоненты Экстерна могут уже сегодня — без дополнительных соглашений или визита в сервисный центр.