конусный ключ что это
Конусный ключ велосипеда
Конусный ключ предназначен для периодической регулировки шарикоподшипников колесных втулок. Захват отличается уменьшенной толщиной, обеспечивающей доступ к настраиваемому узлу.
Ключи выпускаются комплектами, позволяя обслуживать велосипеды разных производителей. Владелец 2-колесной техники может изготовить оборудование своими руками из стального листа или стандартного инструмента.
Кратко о конусных ключах для велосипеда
Велосипедный конусный захват состоит из рукоятки и рабочих головок, рассчитанных на затяжку гаек с четным количеством граней. Производители выпускают инструмент, рассчитанный на стандартные 6-гранные конические гайки (например, 13 или 15 мм).
При самостоятельном изготовлении захвата используется лист нержавеющей стали толщиной 2-3 мм или стандартный ключ рожкового типа, который обрабатывается вручную либо на фрезерном или шлифовальном станке до чертежного размера.
Характеристики и назначение
Продукция заводского типа изготовлена методом штамповки из стального листа. Встречаются захваты из нержавеющего материала с увеличенной толщиной рукоятки. На штампованных элементах выполняется ребро полукруглого сечения, увеличивающее механическую прочность.
Встречаются 1- или 2-сторонние ключи. Азиатские либо европейские производители выпускают наборы, состоящие из 2 элементов (комплект рассчитан на работу с гайками 4 типоразмеров).
Китайские производители выпускают продукцию со ступенчатым зевом, позволяющим 1 ключом закручивать либо отворачивать гайки размером от 13 до 16 мм (шаг — 1 мм). На инструменте с 1 рабочей головкой на рукоятку надевается защитный чехол из эластичного материала (резины или виниловой пленки).
В теле захвата просверлено круглое отверстие для хранения оборудования в подвешенном состоянии на инструментальном щите в квартире или гараже.
В велосипедных ступицах используются шариковые подшипники качения, которые зажимаются конической гайкой (она служит внутренним кольцом опоры). На поверхности регулировочного элемента предусмотрены грани или прорези под захват с уменьшенной толщиной.
При движении рабочая поверхность гайки истирается шариками; попадающая пыль ускоряет скорость износа, что приводит к появлению люфта ступицы. Велосипедист подтягивает гайку, удерживаемую от самопроизвольного откручивания дополнительной контргайкой (она накручивается на резьбу на оси колеса).
Особенности использования
Алгоритм применения регулировочного инструмента для велосипеда:
Очистить расположенные на ступице детали от дорожной грязи либо масла, вытекающего из подшипника.
Взять ключ с зевом, соответствующим габаритам регулировочного элемента колесной втулки.
Плотно надеть инструмент на грани гайки.
Аккуратно затянуть шарикоподшипник, параллельно проверяя легкость вращения колеса и отсутствие осевого биения. При корректной настройке колесо прокручивается от руки без заедания и постороннего шума, гул либо рывки при вращении указывают на критический износ беговых дорожек подшипника или перетяжку колец. При обнаружении дефектов требуется поменять поврежденные элементы ступицы велосипеда.
Закрепить ступицу контргайкой. Ее требуется затягивать стандартным или разводным гаечным ключом рожкового типа с одновременным удержанием регулировочной втулки конусным инструментом. При нарушении технологии подшипник заедает, что негативно влияет на ресурс узла и повышает сопротивление движению.
Достоинства и недостатки
Преимущества оборудования для регулировки велосипедных колесных ступиц:
небольшие габариты и вес, позволяющие хранить инструмент в рюкзаке или инструментальной сумке на раме велосипеда;
универсальность конструкции (касается ключей со ступенчатым 2-сторонним зевом);
Недостатки инструмента, отмечаемые велосипедистами:
При повышенном усилии зев расходится или деформируется рукоятка.
Оборудование не подходит для затяжки стандартных 6-гранных гаек или болтов (за исключением некоторых моделей).
Стоимость профессиональных наборов превышает 8 тыс. руб.
Рейтинг популярных моделей
Топ-12 моделей инструмента для регулировки велосипедных ступиц:
Комплект Bike Hand, в который входят приспособления для капитального ремонта велосипеда. Набор состоит из 33 позиций и поставляется в пластиковом контейнере массой около 8 кг. Владелец перевозит с собой элементы, необходимые для регулировки колес. Детали отштампованы из нержавеющей и углеродистой стали с увеличенной прочностью. К недостаткам относят повышенную цену комплекта (в среднем 10,6 тыс. руб.). Велосипедист может выбрать только ключи для конусных гаек. Цена инструмента не превышает 1,6 тыс. руб.
Штампованный из листа инструмент Park Tool. В теле предусмотрены окна для снижения веса. Рукоятка оснащается защитным чехлом из поливинилхлоридной трубки, позволяющей эксплуатировать оборудование при отрицательной температуре воздуха.
Набор Super B 8610 от безымянного производителя из Тайваня, состоящий из пары ключей с 2-сторонним ступенчатым зевом (для гаек размером 13 и 15 мм и 14 и 16 мм соответственно). Элементы изготовлены из стального листа методом штамповки; внешняя поверхность покрыта защитным слоем, предотвращающим появление следов коррозии. Инструмент не рассчитан на повышенные механические нагрузки. Цена комплекта — 500 руб.
Инструмент Park Tool от китайского производителя. Оборудование поставляется упакованным в прозрачный блистер с подложкой из плотного картона. Захват отштампован из листа углеродистой стали с повышенным содержанием никеля. Производитель предлагает ключи с зевом размером 15 и 16 мм или 13 и 14 мм. Средняя цена — 550 руб.
Профессиональный ключ Cyclo, изготовленный на территории Великобритании. Рукоятка оборудована резиновым перфорированным чехлом с аббревиатурой завода. За счет особой конфигурации рукоятки повышена комфортабельность использования изделия, увеличенная длина рычага снижает усилие при затягивании или отворачивании гаек. Производитель предлагает ключи с разными размерами зева. Цена стартует от 970 руб.
Комбинированный инструмент Bikehand, изготовленный из стального листа с поверхностным воронением, предотвращающим коррозионные процессы. Ключ оборудован ступенчатым зевом (размером 15 и 16 или 13 и 14 мм), на противоположном конце изделия расположен захват для круглых гаек. Цена захвата не превышает 120 руб. Недостаток инструмента — низкая механическая прочность: при повышенном усилии он деформируется или лопается.
Захват для конусов с 2-сторонней головкой и дополнительными ключами для 6-гранных гаек от компании Cyclo. Отличается универсальностью конструкции. Комплект состоит из 2 деталей, упакованных в прозрачный блистер с картонной подложкой. Инструмент позволяет работать с коническими гайками размером 13, 14, 15, 17 мм, а также откручивать болты с головой размером 8 или 10 мм. Цена набора — 1 тыс. руб.
Ключ с головкой, имеющей 2 одинаковых выреза. Оригинальный инструмент предлагается компанией Super. Круглая рукоятка оборудуется резиновым перфорированным чехлом. Захват для гаек позволяет прикладывать повышенное усилие при ремонте, но отличается увеличенными габаритами. Цена инструмента начинается от 1 тыс. руб.
Комплект оборудования от компании Park Tool, рассчитанный на эксплуатацию в условиях сервисного центра. В набор входят ключи для гаек размером от 13 до 28 мм. Цена комплекта составляет 8,9 тыс. руб. Для домашнего применения набор не подходит, поскольку часть захватов использоваться не будет. Предусмотрена поставка инструмента по отдельности (цена ключа не превышает 450 руб.).
Ключи от японского производителя Shimano, отличающиеся повышенным качеством штамповки. Изготовитель предлагает 2-сторонние элементы, пользователь подбирает изделие с необходимыми размерами зева. Недостатки продукции — повышенная цена (от 1 тыс. руб.) и увеличенный в 2-3 раза срок доставки.
Портативный захват PTLDCW-4 от китайского производителя Park Tool, рассчитанный на конусные гайки размером 13 или 15 мм. Инструмент предназначен для хранения в дорожной сумке или кармане куртки велосипедиста. Приобрести оборудование можно за 580-600 руб.
Продукция компании Tacx, отличающаяся положением головки, развернутой на 90° относительно рукоятки. Конфигурация обеспечивает улучшенный доступ к регулировочным гайкам. Цена начинается от 600 руб.
Китайские производители поставляют наборы велосипедных ключей универсального типа. В теле инструмента просекается 6-гранное отверстие, теоретически позволяющее откручивать либо затягивать гайки или болты стандартного образца.
Недостатками китайской продукции являются низкое качество металла и погрешности при изготовлении инструмента.
Перед заказом оборудования через китайские торговые площадки необходимо ознакомиться с отзывами велосипедистов, проверивших аналогичный инструмент в деле.
Где приобрести
Купить инструмент для затягивания конусных гаек можно в магазинах велосипедов и запасных деталей к 2-колесной технике. При получении ключа необходимо убедиться в целостности упаковки и соответствии размеров зева заявленным параметрам.
Продукция также предлагается в интернет-магазинах РФ и на китайских торговых площадках.
В этом случае покупатель дополнительно оплачивает доставку оборудования до центра выдачи заказов (срок перевозки — от 3 дней до 2-3 недель).
Конусный ключ велосипеда
Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии
Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.
Рулевая колонка
На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.
Подшипниковый узел рулевой полуинтегрированной колонки
В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.
Тормозная система
Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:
Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения
Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.
Отрегулированный зазор на заднем дисковом тормозе
От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.
Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.
Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников
Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом. Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет
Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли
Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.
Выжимной ключ для цепи с винтом
Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.
Переключение скоростей зависит от состояния переключателей: их настройки и состояния приводного троса. Здесь находится подробная инструкция по настройке переднего и заднего переключателя.
Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.
Достоинства и недостатки
Преимущества оборудования для регулировки велосипедных колесных ступиц:
небольшие габариты и вес, позволяющие хранить инструмент в рюкзаке или инструментальной сумке на раме велосипеда;
универсальность конструкции (касается ключей со ступенчатым 2-сторонним зевом);
Недостатки инструмента, отмечаемые велосипедистами:
При повышенном усилии зев расходится или деформируется рукоятка.
Оборудование не подходит для затяжки стандартных 6-гранных гаек или болтов (за исключением некоторых моделей).
Стоимость профессиональных наборов превышает 8 тыс. руб.
Особенности использования
Алгоритм применения регулировочного инструмента для велосипеда:
Очистить расположенные на ступице детали от дорожной грязи либо масла, вытекающего из подшипника.
Взять ключ с зевом, соответствующим габаритам регулировочного элемента колесной втулки.
Плотно надеть инструмент на грани гайки.
Аккуратно затянуть шарикоподшипник, параллельно проверяя легкость вращения колеса и отсутствие осевого биения. При корректной настройке колесо прокручивается от руки без заедания и постороннего шума, гул либо рывки при вращении указывают на критический износ беговых дорожек подшипника или перетяжку колец. При обнаружении дефектов требуется поменять поврежденные элементы ступицы велосипеда.
Закрепить ступицу контргайкой. Ее требуется затягивать стандартным или разводным гаечным ключом рожкового типа с одновременным удержанием регулировочной втулки конусным инструментом. При нарушении технологии подшипник заедает, что негативно влияет на ресурс узла и повышает сопротивление движению.
Ключ конусный YC-152.
Обеспечиваем комфорт
Кто из нас не любит окружать себя комфортом? Даже езда на велосипеде не должна приносить неудобств, зато должна сопровождаться комфортом. Для этого существует большое количество аксессуаров для велосипеда. Они не являются обязательными, скорее преимущественными и рекомендуемыми.
Вроде бы все запчасти, аксессуары и элементы экипировки велосипедиста были указаны и описаны. Использование велосипеда должно быть ответственным, сознательным и безопасным.
Универсальный, семейный и динамометрический ключи
В стремлениях к удобству и простоте был разработан так называемый «ключ на все случаи жизни». На самом деле он частично заменяет обычный комплект, избавляя от необходимости перевозить обычные инструменты. Не включает в себя профессиональных съемников кареток, шатунов, о которых мы поговорим чуть позже.
Итак, универсальный ключ – это как набор ножиков и открывашек. Внутрь корпуса сложены отвертки, шестигранники, рожки, накидки и т.д.
По размерам и весу этот набор выигрывает у стандартного чемоданчика
Рассмотрим, что нам предлагает изображенный на рисунке комплект:
Кроме перечисленного, сюда входит монтажка для разбортировки колес («шинный ключик») и выжимка цепи.
Преимущества очевидны – все в одном. Основной недостаток – пользоваться таким инструментом не всегда удобно: сами ключики короткие, при вращении всего корпуса они могут соскальзывать в сторону.
Семейный ключ – пластина с внешними рожками, пяти- и шестигранными, круглыми и квадратными прорезями под разные размеры и формы гаек. Удобный и практичный вариант, особенно для классических дорожных велосипедов, где все закреплено только гайками. Кроме компактности, он еще и хорошо затягивает (пластина вращается двумя руками). И, кроме этого, радует невысокая цена.
Семейник – набор гаечных ключей в одной пластине
Динамометрический гаечный ключ – специальное приспособление для затяжки болтов. Его преимущество перед обычной отверткой в том, что он позволяет определить момент затяжки.
Затяжка крепления седла
В паспортах к велосипедам указываются оптимальные значения сил для обеспечения геометрической целостности и снижения нагрузок на резьбовые соединения. Динамометрическая отвертка представит все эти значения наяву. В общем, полезная вещь, лишней не будет в обслуживании велосипеда.
Чем отличается трещотка от кассеты
Трещотка – храповой механизм с резьбовым или шлицевым креплением на втулку. Храповик располагается снаружи, а звездочки установлены целиком. Это означает, что трещотка ставится «на раз» – при износе, скажем, мелких звездочек заменить только изношенную часть не получится – меняется сразу все.
Такой тип узла был широко распространен в прошлом столетии, а сейчас его можно встретить на бюджетном скоростном велосипеде. В ряд недостатков трещотки входят такие вещи:
Хотя, конечно, ремонт, а точнее, неремонтопригодность, является главным недостатком. Большинство трещоток имеет резьбовое крепление. Неприятной особенностью такого крепления является заедание. Это выглядит так: после определенного пробега она закрутится на втулке так, что ее потом проблематично будет разобрать.
Трещотки и кассеты различаются и по креплению, и по съемникам
Теперь о кассетах. По сути, это та же самая трещотка, только храповик спрятан внутрь барабана. Устанавливается только на шлицы, из-за чего порой проблематично перейти с трещотки (если не стоял тот редкий шлицевой экземпляр). В сравнении со своими «собратьями» кассетный барабанный механизм имеет ряд преимуществ:
Последний плюс, разумеется, самый значимый, и подчеркнем его еще раз: менять систему полностью или же только одну-две звезды – огромная разница! Ну а недостаток всего один – выше изначальная стоимость. Впрочем, это опять же перечеркивает то самое преимущество – возможность отремонтировать, а не покупать новую. Стоит ли делать выбор в пользу кассеты? Однозначно, да!
Как почистить и смазать звездочки
Трущиеся механизмы требуют периодической смазки и чистки от грязи. Это позволит улучшить качество поездок и удлинит срок эксплуатации трансмиссии. В комплект классических односкоростных моделей зачастую входит защита цепи. Рекомендуется оставить ее. Она также предохраняет от лишней грязи переднюю звезду.
Уже после нескольких покатушек по лесам, пересеченке и бездорожью горный велосипед обрастает грязью. И если на колесах и раме ее хорошо видно, то в механизмах не всегда. Поэтому чаще нужно осматривать своего двухколесного коня и вовремя принимать меры.
Чистка велосипедной кассеты: 1. Разжать ободной тормоз (снять калипер на дисковом тормозе), снять заднее колесо.
2. Осмотреть на грязь. Если все очень плохо, придется снимать и разбирать кассету. При незначительных загрязнениях можно чистить прямо на колесе.
3. Для очистки лучше используются специальные узкие щетки. Они позволяют залезть в глубокие промежутки между шестернями и найти там много интересного. Да и гораздо удобнее, чем залезать в зазоры тряпкой.
4. Очистить зубчики можно при помощи старой зубной щетки или же стереть абразив мягкой салфеткой.
5. После этого протереть поверхности керосином, дать высохнуть и нанести смазку на зубчики и ямки. Одновременно с кассетой чистить и смазывать рекомендуется и цепь. Только так будет достигнут нужный результат.
Чистка системы делается по аналогии. Здесь все проще: колесо снимать не нужно, всего несколько звезд. Правда, работать нужно аккуратно, чтобы не повредить и не расстроить переключатель.
Звездочки – важнейшие составляющие трансмиссии, без которых движение невозможно в принципе. Правильный подбор передач, периодическая очистка и своевременная замена изношенных компонентов позволят избежать неприятных сюрпризов на дороге, а скоростной велосипед, действительно, будет скоростным, а не ехать только на одной передаче.
Полный набор инструментов для ремонта велосипеда
Заядлый велолюбитель не обойдется стандартным комплектом для ремонта. Нужно добавить в набор большее количество инструментов, позволяющих полностью ремонтировать любые поломки самостоятельно, а также улучшать качества велосипеда. К дополнительным инструментам относятся:
Теперь подробнее о каждом элементе.
Дополнительные ключи
Для расширенных ремонтных работ может пригодиться несколько разновидностей ключей. К примеру, разводной ключ. Он применяется велосипедистами для работ со съемниками.
Если ваша модель велосипеда с шариковыми подшипниками, обязательным приобретением станут конусные ключи. Они нужны для своевременной чистки втулок.
Для снятия педали используется ключ особой формы. Он идеально подходит для моделей дорожных велосипедов с небольшим зазором между педалью и шатуном.
Пригодятся и универсальные для различных работ плоские и крестовые отвертки.
Съемники для велосипеда
Съемники – это приспособления, которые облегчают процесс снятия деталей с рамы велосипеда. Есть несколько основных видов съемников.
Для того чтобы снять шатун, стоит приобрести квадратный съемник. Перед тем, как покупать инструмент, убедитесь, что шатун прикрепляется именно по системе «квадрат». Обычно велосипеды высшей ценовой категории могут иметь другое крепление и не требовать специального съемника.
Съемники каретки служат для снятия чашек, при помощи которых каретка крепится на велобайк. В зависимости от модели велосипеда, нужно подбирать съемник каретки с различным диаметром шлицевой головки.
Важной покупкой станет съемник трещотки. Это обязательный инструмент, так как другими способы отсоединить трещотку довольно проблематично. Инструмент представляет собой шлицевую головку
Инструмент представляет собой шлицевую головку.
Также существует и специальный съемник для кассеты. Для облегчения работы с ним рекомендуется в комплект купить специальный хлыст.
Монтажные лопатки
Монтажные лопатки, или же шиномонтажки – это инструменты, предназначенные для удобного ремонтирования покрышек велосипеда. Многие пренебрегают покупкой этого инструмента, игнорируя, насколько важным он является. Если снимать покрышки при помощи обычных инструментов, к примеру, отвертки или ключа, можно их повредить и привести в негодность.
Кусачки
Кусачки используются для ремонта тросиков переключения скоростей. У кусачек есть особое преимущество перед ножом или другими инструментами в наборе, которыми можно воспользоваться в этих целях. Ими можно аккуратно перекусить тросик, не деформируя его при этом. Края не будут пушиться и тросик прослужит еще долго.
Набор для гидравлики
Для улучшения тормозной системы велосипеда можно приобрести гидравлический набор. В него входят специальные зажимы, шприцы, резервуары для жидкости, адаптеры, шланги разных размеров, вкладыши для колодок и минеральное масло. Использовать гидравлический набор стоит, если тормоза плохо срабатывают из-за большого количества воздуха, попадания мусора или плохих заводских настроек.
Тензометр
При помощи этого прибора можно измерить натяжение спиц. Такой прибор незаменим при сборке колес дорожного велобайка.
Калибр
Качество езды на велосипеде во многом зависит от состояния цепи. При помощи калибра измеряется износ звеньев. Тем самым велосипедист сможет своевременно заменить цепь, не ожидая момента поломки во время движения.
Стенды
Чтобы самостоятельно и без труда проводить ремонт велосипедов, стоит обзавестись двумя стендами. Необходимо позаботиться о покупке стойки, на которую можно будет поставить велобайк
Также важной будет покупка специального небольшого стенда для колес, на котором удобно править спицы
Характеристики и назначение
Продукция заводского типа изготовлена методом штамповки из стального листа. Встречаются захваты из нержавеющего материала с увеличенной толщиной рукоятки. На штампованных элементах выполняется ребро полукруглого сечения, увеличивающее механическую прочность.
Встречаются 1- или 2-сторонние ключи. Азиатские либо европейские производители выпускают наборы, состоящие из 2 элементов (комплект рассчитан на работу с гайками 4 типоразмеров).
Китайские производители выпускают продукцию со ступенчатым зевом, позволяющим 1 ключом закручивать либо отворачивать гайки размером от 13 до 16 мм (шаг — 1 мм). На инструменте с 1 рабочей головкой на рукоятку надевается защитный чехол из эластичного материала (резины или виниловой пленки).
В теле захвата просверлено круглое отверстие для хранения оборудования в подвешенном состоянии на инструментальном щите в квартире или гараже.
При движении рабочая поверхность гайки истирается шариками; попадающая пыль ускоряет скорость износа, что приводит к появлению люфта ступицы. Велосипедист подтягивает гайку, удерживаемую от самопроизвольного откручивания дополнительной контргайкой (она накручивается на резьбу на оси колеса).
Иные принципы
Когда речь идёт о переключении скоростей, почти всегда это стандартные переключатели, но есть и иные модели, например, планетарная втулка и «привет» из автомобильного мира – трансмиссии-автоматы.
Планетарная втулка
В городских байках и дизайнерских чопперах обычно нет переднего переключателя, но зато есть редкая для велосипедного мира вещь – планетарная втулка, когда система передач и переключения упаковывается в единый закрытый механизм, устанавливаемый внутрь колеса. Такой принцип применяется на автомобилях, а у велосипедистов особого признания не находит, поглощает слишком много энергии (до 10%).
С другой стороны, у планетарной втулки нет никаких ограничивающих переключение механических факторов – можно переключать передачу и под нагрузкой, и в «неподходящий» момент. Механизм отработает исправно.
Планетарная втулка и дисковый тормоз
Автоматическое переключение
Конечно, производителям не живётся спокойно на стабильном рынке, и они ищут новые сферы применения талантов своих инженеров. Так, уже долгое время топовые фирмы Shimano и SRAM выпускают небольшими партиями коробки-автоматы, где с помощью электронных датчиков (Shimano Nexis, Auto и др.) переключают скорости в планетарной втулке.
Существуют и редкие модели с автоматическим переключением скоростей на механической основе – по центробежной силе груза определяется частота вращения, отчего механизм и изменяет передаточное число.
Стандартные ключи для ремонта велосипеда
В большинстве случаев достаточно приобрести стандартный набор ключей для проведения ремонта велосипеда.
Наиболее распространены следующие:
В продаже встречается просто огромное количество различных разновидностей инструмента, при выборе учитывается тип применяемого материала при изготовлении и некоторые другие моменты.
Рожковый ключ на 15 и 14 мм
Наиболее распространенным инструментом можно назвать рожковый ключ. Он требуется для снятия колес и проведения других работ. Стандартный размер крепежных элементов составляет 14-15 мм. Именно этот вариант исполнения следует приобрести в первую очередь.
Среди особенностей отметим:
Он включается в классический набор. При этом стоимость изделия относительно невысокая.
Спицевой ключ
Несмотря на применение современных материалов при изготовлении колес и бережной езде вероятность появления восьмерки достаточно велика. Именно поэтому требуется специальный съемник для спиц.
Его особенности следующие:
При изготовлении основной части применяется металл, который выдерживает воздействие влаги. За счет этого существенно продлевается эксплуатационный срок изделия.
Разводной
Довольно широкое распространение получил разводной ключ.
Он обладает необычной конструкцией, особенности которой заключаются в следующем:
Подобный вариант исполнения встречается во многих наборах, что можно связать с его универсальностью в применении
При выборе уделяется внимание минимальному и максимальному размеру крепежного элемента, с которым можно работать.
Накидной
Разновидностью ключей можно назвать накидной вариант исполнения.
Среди особенностей подобного изделия отметим следующее:
За счет конструктивных особенностей есть возможность прикладывать большое усилие. Однако не во всех случаях есть возможность охватить всю рабочую часть крепежа.
Шестигранники
Для работы с внутренними гайками используется шестигранник.
Его особенности заключаются в следующем:
Встречаются самые различные наборы шестигранников. При изготовлении применяется каленая сталь, которая может выдерживать серьезную нагрузку.
Критерии кассет
Звёзд в современных моделях может быть от 7 до 10, популярность заслужили 8–10. От их числа зависит тип велосипеда, на который они устанавливаются. На шоссейных моделях самая маленькая имеет 11 зубцов, а самая большая 22–27. Для горных — меньшая должна быть с 11–12, а большая — 28–36.
По конструкции делится на следующие виды:
Кассета с девятью звездами
В разборных видах установки элементы соединены между собой винтами. Такую систему очень удобно демонтировать. Но она сильно подвержена загрязнениям и намного тяжелее.
В блочной конструкции применяется несколько материалов изготовления: сталь либо алюминий. Некоторые дорогостоящие модели делаются из сплава титана. Стальные отличаются соотношением прочности и стоимости, материал покрывается хромом и никелем для защиты от коррозии. Алюминиевые устройства менее прочны, их основным преимуществом является лёгкость.
Хотя велосипед продаётся с кассетой, возникает нужда ремонта и замены механизма.
При катании на велосипеде, особенно по бездорожью, детали изнашиваются, а зубья стираются. Если комплектующие выходят из строя и нуждаются в замене, нужно посмотреть маркировку старой модели и приобрести такую же. Плюс сборных систем можно выбирать запчасти под свои потребности, поменять конструкцию, материал, добавить один-два новых элемента или изменить их размер.
Первое — это тип велосипеда. Дорожный, горный или шоссейный. С характеристиками нужно определиться заранее до покупки. Кроме того, система трансмиссии, которая на нём стоит. Если нет задачи снижения веса, то можно выбрать более бюджетное устройство из стали, а не тратить больше денег на алюминиевые или титановые аналоги. Учитывая стоимость запчасти, нужно помнить, что более дорогие механизмы обладают большей прочностью и долговечностью.
Блочная конструкция включает в себя несколько частей, что отражается на долговечности. Нет необходимости менять всю кассету, её составляющие легко демонтируются. Система на нескольких пауках меньше подвержена загрязнению. Весом она легче, чем разборная.
Учитывается величина звёзд. Если велосипедист катается на сложных трассах с неровным рельефом, лучше укомплектовать велосипед большим количеством звёзд. Это даст возможность ездить с разными скоростями. Если кататься на трассе, то достаточно семи. Подбирайте составляющие трансмиссии под свои потребности. Опытные спортсмены сами собирают механизм из отдельных частей в зависимости от местности.