координационная лестница для чего используется
Использование координационной (скоростной) лестницы на занятиях физкультурой
Анастасия Данилова
Использование координационной (скоростной) лестницы на занятиях физкультурой
Упражнения на скоростной (координационной) лестнице заставляют неврологическую систему человека посылать дополнительную информацию в его мускулы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше моторных клеток. Это помогает человеку быть быстрее и подвижнее.
Скоростная (координационная лестница) предназначена для развития ловкости, скоростных качеств, тренировку ускорений, баланса тела в движении, развивает чувства ритма и координации движений, позволяет отрабатывать технику основных двигательных действий.
Использовать лестницу можно, как для разминки, так и для основной деятельности. Упражнения могут выполняться в групповой и индивидуальной работе, на «станции» круговой тренировки, в эстафетах, играх, при прохождении полосы препятствий и т. д.
Этот тренажёр очень легкий, компактный, не требует большой площади. Простота, оперативность сборки, мобильность, позволяют заниматься на уроках, тренировках, подвижных переменах, на улице во время прогулки, а так же можно включать в образовательную среду.
Характеристика двигательно – координационных способностей
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно, т. е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи.
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т. д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т. е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Координационные способности имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации. Двигательные навыки формируются на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая.
В младшем школьном возрасте двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
Комплекс упражнений в ходьбе
1. И. п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба лицом вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
2. Тоже с высоким подниманием бедра.
3. И. п. – стоя спиной к лестнице. Ходьба спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
4. И. п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба приставными шагами правым боком, каждый раз наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.
5. То же левым боком.
6. И. п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба приставными шагами правым боком с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.
7. То же левым боком.
8. И. п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба приставными шагами правым боком, наступая в ячейки лестницы через одну.
9. То же левым боком.
10. И. п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба скрестными шагами правым боком, поочередно наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.
11. То же левым боком.
Комплекс упражнений в беге
1. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
2. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед с высоким подниманием бедра, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
3. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед с захлестыванием голени назад, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
4. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, наступая в ячейки лестницы через одну.
5. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед с высоким подниманием бедра, наступая в ячейки лестницы через одну.
6. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед с захлестыванием голени назад, наступая в ячейки лестницы через одну.
7. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в ячейки лестницы, указанные учителем.
8. То же с высоким подниманием бедра.
9. То же с захлестыванием голени назад.
10. И. п. – стоя спиной к лестнице. Бег спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
11. И. п. – стоя правым боком к лестнице. Бег скрестными шагами правым боком, поочередно наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.
12. То же левым боком.
13. И. п. – стоя правым боком к лестнице, лицом к первой ячейке. Передвижение правым боком, каждый раз наступая в ячейки поочередно правой и левой ногой.
14. То же левым боком.
Комплекс упражнений прыжками
1. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
2. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на правой ноге, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
3. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на левой ноге, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
4. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, наступая в ячейки лестницы через одну.
5. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на правой ноге, наступая в ячейки лестницы через одну.
6. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на левой ноге, наступая в ячейки лестницы через одну.
7. И. п. – стоя правым боком к лестнице. Прыжки на двух ногах правым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
8. И. п. – стоя правым боком к лестнице. Прыжки на правой ноге правым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
9. И. п. – стоя левым боком к лестнице. Прыжки на левой ноге правым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
10. И. п. – стоя левым боком к лестнице. Прыжки на двух ногах левым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
11. И. п. – стоя левым боком к лестнице. Прыжки на правой ноге левым боком, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы. То же на левой ноге.
12. И. п. – стоя спиной к лестнице. Прыжки на двух ногах спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
13. И. п. – стоя спиной к лестнице. Прыжки на правой ноге спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
14. И. п. – стоя спиной к лестнице. Прыжки на левой ноге спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.
15. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух ногах, выполняя прыжок ноги вместе в первую ячейку лестницы, Затем прыжок ноги врозь, поставив ноги снаружи второй ячейки лестницы, потом снова прыжок ноги вместе внутрь третьей ячейки и т. д.
16. То же спиной по направлению движения.
17. И. п. – стоя справа от первой ячейки лестницы. Толчком двух ног прыгнуть внутрь первой ячейки лестницы, следующим прыжком приземлиться слева от первой ячейки, затем прыгнуть внутрь второй ячейки, потом приземлиться справа от нее и т. д.
18. То же спиной по направлению движения.
19. И. п. – стоя правым боком к лестнице, лицом к первой ячейке. Прыжки правым боком, каждый раз наступая в ячейки поочередно правой и левой ногой.
Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников
Светлана Мандрыкина
Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста психофизических качеств и двигательно-координационных способностей.
Задачи:
1. Укреплять опорно-мышечный аппарат.
2. Формировать правильную осанку.
3. Развивать двигательные качества: силу, быстроту, координационные способности, ловкость, выносливость.
1. Формировать двигательные умения и навыки с использованием координационной (скоростной) лестницы.
2. Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в ограниченном пространстве, при этом усложняя элементы ОВД и увеличивая темп их выполнения.
3. Учить детей балансировать, сохранять равновесие.
4. Развивать чувство ритма.
1. Воспитывать самостоятельность, творческий подход, организованность в выполнении заданий, дружеские взаимоотношения.
2. Воспитывать интерес к занятиям физической культуры и, соответственно, желание быть физически здоровыми, ловкими, крепкими и выносливыми.
Оборудование
Лестница, состоящая из прочных нейлоновых лент 4 метра и 10 гибких пластиковых реек (ступеней) и лестница, сформированная из цветного скотча. Ширина лестниц 50 см, расстояние между рейками 37-40 см.
Координационные (скоростные) лестницы лежат на полу. Дети встают в ячейки друг за другом (в колонну) через две клетки.
Характеристика и методические рекомендации по использованию координационно-скоростной лестницы
Координационная (скоростная) лестница – один из самых эффективных и распространенных тренажеров для развития ловкости, скоростных и скоростно-силовых качеств, баланса, координации, маневренности, выносливости. Широко применяется спортсменами во всех подвижных видах спорта (футбола, баскетбола, регби, теннисе и т. д., фитнесе, танцах. Её используют как для индивидуальных, так и для групповых занятий, поточно.
Технологичность
При введении упражнений на скоростной лестнице в занятия по ФК старшим дошкольникам, необходимо соблюдать основные педагогические принципы. Начинать обучение с медленных и контролируемых движений, постепенно усложняя их выполнение. Например, меняется ведущая нога, упражнение выполняется спиной вперед, добавляется работа руками, используется спортивный инвентарь, добавляется музыкальное сопровождение, изменяется темп выполнения упражнений. Но всегда помнить: правильная техника важнее, чем скорость выполнения. Для формирования двигательных навыков следует выполнять упражнения и подходы (круги) многократно.
Прежде, чем приступать к выполнению упражнений на координационной лестнице с детьми следует провести небольшой инструктаж:
И еще методические рекомендации по применению скоростной лестницы:
— необходимо обязательно «размяться» перед выполнением упражнений;
— лестницы следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов лестниц и по обе стороны от них;
— работа рук и ног должна соответствовать скорости передвижения и амплитуде выполняемых упражнений. Активная работа руками помогает «поймать» ритм и упрощает выполнение заданий. Кроме того, руки являются балансиром, поддерживающим равновесие в ограниченном пространстве тренажера и позволяющим выполнять элементы более резко и активно;
— соблюдать правильную технику выполнения основных упражнений;
— избегать утомления! Чередовать выполнение ОВД на лестнице с элементами стретчинга или перерывами 30 – 60 секунд между подходами.
Примерный комплекс оздоровительной гимнастики (разминки) с музыкальным сопровождением:
1. И. п. – основная стойка. 1 – шаг правой вправо, руки в стороны; 2 – встать на носки, руки вверх; 3 – стойка ноги врозь, руки в стороны; 4 – и. п. То же влево. (по 3-4 раза)
2. И. п. – о. с. 1- шаг правой вправо, руки на бедра; 2 – наклон влево, правая рука вверх; 3 – стойка ноги врозь, руки на бедра; 4 – и. п. (по 3-4 раза)
3. И. п – о. с. 1 – шаг правой вправо с наклоном вперёд прогнувшись, руки в стороны; 2-3 – пружинистый наклон вперёд; 4 – и. п. То же влево (по 3-4 раза)
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки отведены назад. 1-2 – полуприсед на носках, руки вперёд (плавно); 3-4 – и. п. (6-8 раз)
5. И. п. – присед в узкой стойке ноги врозь, руки на носках; 1-3 – выпрямляя ноги (плавно, наклон вперёд с опорой рук на носки; 4 – и. п. (6-8 раз)
6. И. п. – широкая стойка ноги врозь (за пределы ячейки, руки за спиной; 1-2 – выпад вправо, правая рука вперёд; 3-4 – и. п. То же влево (по3-4 раза)
Далее переходим к основным упражнениям и передвижениям на дорожке.
Примерный комплекс упражнений (в ходьбе, беге и прыжках) на координационно-скоростной лестнице:
2. И. п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба на пятках, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы, руки за голову.
3. И. п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба широким приставным шагом, переступая через одну ячейку лестницы, руки свободно балансируют.
4. И. п. – стоя спиной к лестнице. Ходьба приставным шагом, спиной вперёд, наступая на каждую ячейку лестницы.
5. И. п. – стоя лицом к лестнице. Ходьба приставным шагом в ячейки чередуя с широким шагом ноги врозь, наступая справа и слева от лестницы (спиной).
6. И. п. – стоя справа от лестницы лицом к ней. Двойное зашагивание в ячейку с перемещением: а) левым боком лицом вперёд и б) правым боком лицом вперёд с ускорением. Руки согнуты и свободно балансируют.
7. И. п. – стоя слева от лестницы спиной к ней. Двойное зашагивание в ячейку с перемещением: а) левым боком спиной вперед и б) правым боком спиной вперед с ускорением. Руки согнуты и свободно балансируют.
Элементы ходьбы окончены. Важно выполнить растяжку, чтобы мышцы успели восстановиться. Помните: отдыхаем всегда активно!
И. п. – о. с. 1-4 широкий выпад вперёд, с опорой руками на согнутое колено. То же с другой ноги. (по 4-6 раз)
9. И. п. – стоя справа от лестницы лицом вперед (или боком к ней). Вбегание правой ногой в первую и следующие ячейки. Руки согнуты и балансируют.
10. То же, что и №9, но вбегание левой ногой и спиной вперёд.
11. И. п. – стоя лицом к лестнице. Бег с правой ноги, наступая в каждую ячейку двумя ногами.
12. То же, что и №11, но бег с левой ноги, в каждую ячейку двумя ногами.
13. И. п. – стоя лицом к лестнице. Забежать во вторую ячейку двумя ногами, вернуться спиной в первую ячейку, затем забежать двумя ногами в третью ячейку, вернуться спиной во вторую и т. д. Руки свободно балансируют.
14. Бег с высоким подниманием бедра, руки согнуты, балансируют.
15. Бег с захлёстыванием голени, наступая в каждую ячейку, руки на пояс.
16. Бег, перешагивая через одну ячейку (широким шагом).
Элементы бега окончены, переходим к прыжковым упражнениям. Но не забываем восстанавливаться. Растягиваемся!
И. п. – о. с. 1-4 полуприсед, стопу положить на опорную ногу, руки вперёд (небольшой наклон вперед, плечи над стопой). То же на другой ноге.
17. И. п. – стоя лицом к лестнице, прыжки вперед. В первую ячейку – ноги вместе, во вторую – ноги врозь снаружи ячейки и т. д.
18. И. п. – стоя спиной к лестнице, прыжки назад в каждую ячейку: ноги вместе – ноги врозь.
19. И. п. – стоя лицом к лестнице, прыжки «Классики». В каждую ячейку впрыгивание двумя ногами, а снаружи – на одну ногу, меняя правую-левую.
20. И. п. – стоя лицом к лестнице. Прыжки на двух через одну–две ячейки.
После прыжковых упражнений выполним элементы стретчинга:
Заключение
Координационно-скоростная лестница является самым доступным и эффективным средством для развития двигательно-координационных качеств. Используя данный тренажер легко регулировать уровень нагрузки, что позволяет заниматься на нем абсолютно всем желающим. Удобство в использовании, простота и оперативность сборки, а также мобильность и компактность позволяет заниматься на тренажере практически везде!
Повторяя одни и те же упражнения, постепенно увеличивая темп, мозг и нервная система приучается к более быстрым движениям – именно так достигается стабильный прогресс! Регулярные занятия на данном тренажере, правильно подобранные упражнения, их разнообразие и дозировка, сделают занятия по физической культуре интереснее и результативнее, а самих детей – ловкими, сильными, быстрыми, выносливыми и координированными!
Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.
Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.
Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.
Мастер-класс «Изготовление координационной (скоростной) лестницы» После ремонта в доме часто остаются излишки труб ПВХ, однако выбрасывать их не стоит. Все обрезки можно пустить в дело. Народные умельцы.
Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.
Для чего нужна координационная лестница
Координационную лестницу еще называют координационной дорожкой, тренировочной лестницей или лестницей ловкости. Это тренажер, который представляет собой лестницу из мягких, параллельно уложенных в полуметре друг от друга строп длиной 4-10 м и пластмассовых поперечных перекладин, зафиксированных на стропах на расстоянии 40 см друг от друга. С помощью такой лестницы, которая просто укладывается на полу, можно выполнять различные упражнения, отрабатывая координацию движений, повышая выносливость, маневренность, скорость, укрепляя мышечный тонус.
Тренировочная дорожка отлично подойдет для детских тренировок. Малышам точно понравятся упражнения с помощью такого приспособления, особенно, если их подать детям в форме игры. Вспомните хотя бы игру в классики на школьных переменах! Для нее мы использовали ту же координационную дорожку, просто нарисованную на асфальте мелом. Также детям и подросткам отлично подойдут соревновательные упражнения на координационной лестнице. Для этого два тренажера укладываются рядом друг с другом и заданную тренером последовательность движений на них повторяет сразу два человека, соревнуясь друг с другом на скорость. Подойдет координационная дорожка и для проведения различного рода эстафет, когда соревнуются между собой уже не просто два человека, а две команды.
Лестница ловкости широко используется в тренировочном процессе в различных командных видах спорта (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и т.д.), в которых навыки скоординированных движений и скорость реакции на выпады противника имеют решающее для победы значение. Также тренировочную лестницу любят бегуны и боксеры.
Подойдет координационная дорожка и для обычных занятий фитнесом. Ее можно использовать как для разминки, так и для основной части тренировки. Этот тренажер поможет внести новизну в тренировочный процесс и тем самым избежать фитнес-рутины. Тем более, что лестница ловкости – достаточно компактный и легкий тренажер. Ее быстро можно разложить перед началом занятия и без труда сложить по его завершению.
Какие же упражнения доступны с помощью координационной дорожки?
Упражнение 1. «Классики»
Встаньте перед координационной лестницей. Оттолкнувшись двумя ногами от пола, подпрыгните и приземлитесь в первый квадрат лестницы на левую ногу. Далее оттолкнувшись левой ногой от пола, подпрыгните и приземлитесь в следующий квадрат лестницы на обе ноги. В следующий квадрат лестницы приземляйтесь уже на правую ногу и т.д.
Упражнение 2. «Внутрь-наружу»
Снова встаньте перед координационной лестницей. Сделайте шаг в первый квадрат сначала левой, затем правой ногой. Затем левую ногу разместите снаружи от левой стороны следующего квадрата, а правую – снаружи справа от правой стороны квадрата. Теперь возвращайтесь внутрь следующего квадрата с левой ноги и т.д.
Упражнение 3. Шаг в сторону
Встаньте у левого угла координационной лестницы. Левой ногой зашагните в первый квадрат и сюда же приставьте правую ногу. Теперь переместитесь за пределы тренажера сначала левой, затем правой ногой. В следующий квадрат лестницы зашагиваем снова вначале левой, затем правой ногой и в такой же последовательности продолжаем движение за пределы тренажера. Так нужно дойти до конца дорожки.
Упражнение 5. Пять шагов
Встаньте перед координационной лестницей. Начинаем с правой ноги – переставляем ее вправо и размещаем напротив первого квадрата (за его пределами). Левую ногу перенесите в первый квадрат и приставьте к ней правую. Далее в следующий квадрат шагаем левой ногой и приставляем к ней правую. Затем повторяем всю описанную последовательность, но стартуем уже с левой ноги. Таким образом, на каждом кругу меняя ногу, необходимо дойти до конца дорожки.
Для проведения разминки выберите любые 2-3 упражнения из предложенных и каждое из них повторите по 2 раза без перерыва между подходами. Для основной части тренировки оптимально уже подобрать 3-4 упражнения и каждое из них в зависимости от уровня физической подготовки повторить 5-10 раз. Перерыв между подходами должен быть около 2 минут. Более продвинутым спортсменам можно посоветовать при выполнении упражнений на координационной дорожке удерживать в руках гантели или медбол весом 2-5 кг.
Приступая к тренировкам с помощью лестницы ловкости, имейте в виду, что здесь первоочередное значение имеет правильное выполнение движений, т.е. их скоординированность, а уже на втором этапе нужно учиться выполнять их быстро. Поэтому вначале выполняйте все предложенные упражнения медленно, и, лишь когда почувствуете, что все движения отработаны до автоматизма, начинайте увеличивать скорость движений. На этом этапе вам пригодится один секрет – работа рук. Оказывается, более активно работая руками, вы увеличиваете и частоту шага при движении ногами.
Еще один лайфхак – полусогнутые ноги. Именно в этом положении нужно выполнять упражнения на координационной лестнице. Это позволит равномерно распределить ваш центр тяжести и выполнять упражнения правильно и более эффективно.
В интернет-магазинах готовую координационную дорожку можно приобрести по цене меньше 1000 рублей. Если хотите сэкономить, можно изготовить тренажер самостоятельно или даже просто нарисовать его мелом или краской на тренировочной поверхности.