корпус исторических материалов что это такое простыми словами
Корпус исторических материалов что это такое простыми словами
(c) » Информационные технологии и письменное наследие «, 2008-2020
Часть задач решается с помощью международных стандартов и рекомендаций, другая часть выполняется на основе стандартов, средств и возможностей, зависящих от выбранной для реализации корпуса технологической платформы, а также предшествующего опыта, традиций и предпочтений коллектива.
Понятно, что разработка, создание и технологическая, лингвистическая и методическая поддержка – это большая работа по подготовке машиночитаемых копий средневековых письменных памятников и их разметке, по созданию инструментов для обработки, анализа и демонстрации данных, по поиску специальных методов анализа данных такого корпуса.
Впечатляющие успехи в области корпусной лингвистики на основе современного текстового материала, а также понятные многообещающие перспективы использования исторических корпусов для решения фундаментальных и прикладных историко-лингвистических задач настолько очевидны, что, несмотря на все сложности, массив машиночитаемых копий древнейших и средневековых рукописей и текстов в разных странах год от года все более увеличивается.
В ноябре 2011 года на портале открыт корпус М.В.Ломоносова (http://lomonosov.pro), который содержит более 1150 текстов Полного собрания сочинений, включающих более 1 млн. 127 тыс. словоупотреблений.
– модуль запросов (простой и расширенный поиск), обеспечивающий возможность получения сравнительных формо- и словоуказателей и конкордансов нескольких рукописей, а также просмотр самих текстов ( http://manuscripts.ru/mns/srch.simple ) (рис. 2);
– модуль параллельных корпусов и электронных критических изданий, позволяющий демонстрировать в Интернете текстологические и лингвистические соответствия списков одного текста; на базе этого модуля создается электронное критическое издание текста майской служебной минеи в Интернете на основе славянских списков XI-XIII вв. и греческого текста (http://manuscripts.ru/mns/cred.cred) (рис. 3), параллельные корпуса славянских Евангелий (http://manuscripts.ru/mns/portal.main?p1=30) и русских летописей (http://manuscripts.ru/mns/portal.main?p1=23);
– модуль статистики, дающий возможность осуществлять количественный анализ графических и лингвистических единиц базы данных «Манускрипт» и выявлять их распределение в пределах рукописей (http://manuscripts.ru/mns/cred.stat) (рис. 4);
Аннотированный и размеченный исторический корпус системы «Манускрипт», содержащий более 3,5 млн. текстовых форм, позволяет ставить и решать разнообразные историко-лингвистические задачи, а разработанные коллективом полнотекстовая база данных, технологии хранения, обработки и визуализации данных, несомненно, являются необходимым шагом на пути создания многофункциональных исторических корпусов славянских рукописей и старопечатных книг.
Рис. 1. Интерфейс редактора Olded
Рис. 2. Визуализация обратного формоуказателя двух рукописей
Рис. 3. Параллельный корпус майской служебной минеи
Рис. 4. Распределение и десятеричного в Остромировом (1056-1057 гг.) и Архангельском (1092 г.) Евангелиях (шаг подсчета – 20 стихов).
«Исторический корпус Манускрипт: особенности источников, разметки, запросов и демонстрации данных»
1) Исторический и современный корпуса: соответствия, аналогии, различия.
Корпус как цель и инструмент историко-лингвистических исследований. Проблема объема, полноты и сбалансированности. Соотношение транскрипции и оригинала. Объекты аннотирования: рукопись, текст, фрагмент, лингвистическая единица. Особенности разметки единиц корпуса. Требования к запросным формам и формам вывода данных.
2) Общая характеристика исторического корпуса Манускрипт: модель данных, принципы и способы подготовки транскрипции и разметки.
Модель базы данных информационно-аналитической системы «Манускрипт»: единицы, свойства, значения. Модули администрирования. Инструментарий создания электронных копий документов: ввод, корректура и разметка рукописи, текста, фрагментов и словоформ. Автоматический морфологический анализатор: модель и единицы базы данных, способы снятия вариативности, результаты лемматизации.
Практикум 1 : Корпус как инструмент поиска данных и демонстрации данных: простая и расширенные запросные формы.
Доступ к корпусу. Однотекстовые и многотекстовые запросные формы: параметры запроса и формы вывода данных. Простая и расширенная формы запроса. Виды маски искомых лингвистических единиц: точный и неточный поиск, поиск на основе современных соответствий и регулярных выражений. Демонстрация текста, конкордансов и перечней словоформ и лемм.
Параллельные корпуса на основе средневековых рукописей: подготовка запроса и демонстрация результатов.
Модуль статистики: особенности подкорпуса, параметры запроса, форма вывода данных. Выравнивание списков. Единицы выборки. Режимы демонстрации выборок. Абсолютные и относительные данные. Демонстрация текстовых примеров.
Баранов, В. А. От оцифрованных коллекций средневековых рукописей к электронным многофункциональным интернет-библиотекам // Современные информационные технологии и письменное наследие: от древних рукописей к электронным текстам : материалы междунар. науч. конф. (Ижевск, 13–17 июля 2006 г.) / отв. ред. В. А. Баранов. – Ижевск : Изд-во ИжГТУ, 2006. – С. 3-9. https://drive.google.com/file/d/0BwBejXXryRcRMzFkODY1MTUtNTBkOS00MWE4LTkzNWQtZWQ4MGUzNWJiZjAy/view?usp=sharing
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».
Особенности корпуса исторических источников XVIII – начала XX вв.
План
1. Основные черты нового периода истории России: изменения в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества.
2. Общая характеристика исторических источников XVIII – начала XX в.: количественный рост, упрощение содержания, публикация источников.
3. Появление новых разновидностей исторических источников, их характеристика. Понятие о массовых источниках, учетной документации, статистике.
4. Периодическая печать и публицистика нового времени. Особенности их источниковедческого анализа и синтеза.
Методические рекомендации
На рубеже XVII-XVIII в. в России происходят кардинальные изменения: формируются капиталистические отношения, начинается форсированное строительство казенных заводов по основным стратегически важным для государства производствам, перестраивается вся административная система на основе принципов унификации, централизации, дифференциации функций аппарата управления. Реформы Петра I стали примером догоняющего развития или модернизации, при которой организация государственного управления передовых стран становится образцом для подражания, моделью желательного переустройства. Петровская модернизация означала резкий разрыв традиций и воспринималась современниками, как начало новой эры.
Важнейшей особенностью исторических источников нового времени стал их количественный рост. Студенты должны разобраться в том, какие причины привели к увеличению корпуса источников. Здесь следует отметить их увеличение в государственной сфере, связанное с изменением характера законотворчества. Петр I был твердо убежден, что главным регулятором жизни государства являются законы, с их помощью можно изменить любые отношения в обществе, любой порядок вещей. Бюрократизация государственного аппарата требовала усиления контроля за выполнением закона и приводила к возрастанию роли делопроизводственных материалов. Кроме того, исторические источники возникали не только в государственной сфере, но и в личной. Это стало результатом индивидуализации человека, увеличения мобильности населения, роста грамотности. Источники нового времени возникали в государственной, общественной, личной сферах. Наблюдается стандартизация, упрощение содержания официальных и неофициальных материалов. Данные тенденции в большей степени характерны для законодательства и делопроизводства.
Важнейшей особенностью источников нового времени стала обязательная публикация большинства из них: периодической печати, мемуаристики, публицистических произведений, законодательных актов и т.п. Расчет на публикацию накладывал определенный отпечаток на содержание источников, так как авторы, создавая произведение, учитывали его дальнейшее существования.
В XVIII в. появляются новые виды исторических источников. Одним из них стали массовые источники. Понятие «массовые источники» вошло в научный оборот только в конце 1970-х гг. Чаще всего главным признаком массовых источников считают их множественность. Но это далеко не так. При ответе на данный вопрос студентам следует обратиться к определению, которое дает массовым источникам И. Д. Ковальченко: «Массовыми являются источники, характеризующие такие объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами. Они отражают сущность и взаимодействие массовых объектов, составляющих эти системы, а, следовательно, строение, свойства и состояние самих систем». Историки считают, что главными признаками массовых источников являются: однородность, ординарность обстоятельств происхождения, однотипность формы, тяготеющая к стандартизации, наличие четко определенного формуляра.
Примером массовых источников являются материалы учетного характера. Сюда относятся документы фискального, административного, хозяйственного учета, составлявшиеся для контроля реализации управленческих решений. Студенты могут рассмотреть особенности этого вида исторических источников на примере материалов подушных переписей, проводившихся в России с 1718 г. и получивших название ревизий или на примере формулярных списков чиновничества. Материалы ревизского учета включают в себя: ревизские сказки, перечневые ведомости, окладные книги и генеральные табели. Следует рассмотреть формуляры этих материалов.
Появление периодической печати также следует отнести к началу XVIII в. Основными функциями периодической печати являлись организация общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства. Становление периодической печати в России происходило гораздо позднее, чем в Западной Европе и более медленными темпами. Так, в первой четверти XVIII в. в России выходила лишь одна газета, в то время как в странах Западной Европы несколько десятков. Русская периодика принадлежала казне и до конца XVIII в. была сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Студенты должны дать краткую характеристику видам периодических изданий; определить, что такое газета, журнал; как осуществляется их классификация.
— публицистика массовых народных движений;
— проекты государственных преобразований и конституций.
Особенностью публицистических произведений второй половины XVIII в. является тенденция сращивания публицистики с периодической печатью. В XIX в. широкое распространение получает практика подготовки публицистических произведений на заказ для обязательной публикации на страницах периодической печати. В начале XX в. эта тенденция усиливается: появляются партийная печать и публицистика партийных лидеров. Студенты должны четко представлять себе, что публицистические произведения с момента своего возникновения предназначались для распространения. Таким образом, анализ изменений в корпусе источников нового времени показывает, что устанавливается очень тесная взаимосвязь между отдельными видами источников, усиливается их взаимовлияние.
Рекомендуемая литература
1. Антонова, С.И. Материалы законодательства периода империализма как исторический источник. – М., 1976.
2. Архангельская, И.Д., Воронкова, С.В., Воронцова, С.А., Орлова, Е.В. Очерки периодической печати России начала XX века. – М., 1992.
3. Боярский, А.Я. Население и методы его изучения / Сборник научных трудов. – М., 1975.
4. Воронкова, С.В. Массовые источники по истории промышленности России конца XIX – начала XX вв. – М., 1995.
5. Воронкова, С.В. Проблемы источниковедения истории России периода капитализма: Итоги и задачи изучения. – М., 1985.
6. Голиков, А.Г. Российские монополии в зеркале прессы: Газеты как исторический источник по истории монополизации промышленности. –
М., 1991.
7. Дмитриев, С.С. Источниковедение русской исторической журналистики // Источниковедение отечественной истории: 1975. – М., 1976.
8. Есин, Б.И. Русская газета и газетное дело в России. – М., 1981.
9. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие. – М., 1998.
10. Кабузан, В.М. Народонаселение России в XVIII – первой половины XIX вв. (по материалам ревизий). – М., 1963.
11. Кабузан, В.М. О достоверности учёта населения России ( 1858 – 1917 ) // Источниковедение отечественной истории. 1981. – М., 1982.
12. Литвак, К.Б. Очерки источниковедения массовой документации XIX – начала XX в. – М., 1979.
13. Лукашевич, А.А. Модернизация формуляра документа государственного делопроизводства законодательством первой четверти XVIII века // Исследования по источниковедению истории России дооктябрьского периода. – М., 1993.
14. Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. – М.,1979.
15. Милов, Л.В. Исследование об «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию. – М., 1965.
16. Рыбаков, Ю.А. Промышленная статистика России XIX в.: Источниковедческое исследование. – М., 1976.
17. Станько, А.И. Русская периодическая печать XVIII века. – Ростов-н/Д., 1979.
18. Станько, А.И. Русские газеты первой половины XIX в. – Ростов-н/Д., 1969.
19. Шепелев, Л.С. Проблемы источниковедения изучения делопроизводственных документов государственных учреждений XIX – начала XX в. // Источниковедение отечественной истории: 1975. – М., 1976.
20. Шмидт, С.О., Князьков, С.Е. Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI – XVII вв. – М.,1985.
21. Эймонтова, Р.Г. Правительственная политика в отношении печати в
60 – 70-х гг. XIX в. // История СССР. – 1991. – № 1.
Занятие 5
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.