коворкинг что это такое простыми словами в школе
Коворкинг зона в школе: как организовать правильно?
Коворкинг зона в школе — специальное пространство в учебном заведении, предназначенное для обучения, общения, обмена опытом, проведения мастер-классов и отдыха. В таком месте нет строгих правил, что позволяет перемещать мебель, менять оформление личного пространства, делать домашнее задания, разговаривать на разные темы или просто расслабляться. Ниже рассмотрим особенности школьного коворкинга, выделим тонкости обустройства помещения, плюсы и минусы.
Что такое коворкинг в школе и для чего он
Образовательный коворкинг в школе представляет собой отдельное направление, подразумевающее выделение определенного помещения и его обустройство для дальнейшего времяпровождения детей. В переводе с английского термин означает «совместная работа», и открывать их стали повсеместно (даже в библиотеках). Но в ситуации с учениками это направление имеет немного иное значение.
Коворкинг в школе представляет собой создание определенной зоны, предназначенной для взаимодействия учеников: обучения, развития способностей и т. д. Здесь созданы условия для получения знаний, общения, отдыха и даже развлечений. Считается, что такой подход к образовательному процессу позволяет существенно повысить качество обучения и разгрузить детей.
Суть коворкинга в образовании состоит в том, что здесь можно встретить учителей и учеников, представителей разных классов. Дискуссии могут вестись на самые разные тематики, начиная с обучения в школе, заканчивая жизненными принципами / позициями. Здесь можно проводить тематические мероприятия, организовывать тренинги / семинары, собирать круглые столы и т. д.
Как организовать
Проект коворкинг зоны в школе легко организовать, если знать особенности такого направления. Здесь можно пойти двумя путями — найти новое помещение или использовать уже существующее. При выборе второго варианта подойдет обычная библиотека. При этом остается поделить имеющееся пространство в школе на несколько зон и разместить на них мебель. Условно можно выделить следующие зоны:
При организации учебного коворкинга необходимо заранее продумать концепцию помещения. Необходимо придумать образ, идею и другие опции. Создание указанных зон в помещении школы позволяет организовать работу, управлять и длительное время поддерживать порядок.
Для повышения эффективности рекомендуется использовать смешанную планировку, когда индивидуальные места находятся в непосредственной близости к зоне для коллегиальной работы. при этом можно использовать разные виды перегородок в виде раздвижных стен, мобильной ширмы, стеллажей и т. д.
При организации зоны коворкинга в школе необходимо учесть еще ряд нюансов:
Организация коворинг зоны в школе требует внимательного подхода, начиная с создания чертежа и расчетов, заканчивая покупками и непосредственно обустройством помещения.
Что потребуется: оборудование, мебель, принадлежности
Перед покупкой всего необходимого составьте план / карту, которая поможет правильно спланировать будущее помещение. Составьте таблицу, в которой будет указано изделий, их количество и цена.
При выборе обращайте внимание на экологичность применяемых материалов, ведь оборудование для коворкинга в школе должно быть безопасным для детей. С этой позиции учтите следующие моменты:
К основному оборудованию для зоны коворкинга в школе можно отнести:
Дополнительно при организации коворкинг зоны в коррекционной или обычной школе необходимо предусмотреть элементы современных технологий. К примеру, стоит использовать датчики звука / движения, а также светодиодные светильники. В комплекте это позволит освещать только нужные участки и таким образом экономить электроэнергию.
Кроме основных, необходимо предусмотреть необходимое количество USB-розеток. Это связано с тем, что при организации коворкинг зоны в школе применяется множество разного оборудования: ноутбуки, ПК, разные гаджеты и т. д. Все это требует питания, поэтому нужно предусмотреть достаточное количество розеток. Применение USB-девайсов упрощает процесс.
Плюсы и минусы
Сегодня многие руководители образовательных учреждений задумываются о создании коворкинг зоны в школе. Это связано с популяризацией данного направления и возможности применения такого помещения для решения разного рода задач. Здесь создаются идеальные условия для индивидуальной / групповой работы учеников.
К недостаткам стоит отнести только организационные и финансовые вопросы. Главная сложность в том, чтобы подобрать подходящее помещение, правильно его зонировать и закупить необходимую мебель. Зачастую имеющихся средств школы недостаточно для организации коворкинг зоны, поэтому может потребоваться привлечение инвесторов или подключение к программе представителей власти.
В комментариях расскажите, приходилось ли вам видеть коворкинг зоны в школе, расскажите о своих впечатлениях и перспективах этого направления в России.
Как создать коворкинг в школе: эксперты олимпиады по технологии с использованием ресурсов ТЦ делятся советами
C 17 февраля 2020 года в столице проходит командная олимпиада для школьников по технологии с использованием ресурсов торговых центров. Сейчас проходит второй отборочный этап для школьников 5-11 классов. Участникам предоставляется возможность создать в своей школе современную коворкинг-зону, где они смогут учиться, общаться, заниматься творчеством и обмениваться опытом.
В настоящее время проходит очный этап олимпиады: участники творческого состязания посещают мастер-классы и знакомятся со всеми специальностями. Ребятам рассказывают о принципах командообразования, основах 3D-проектирования интерьера, принципах эргономики.
17 марта школьникам предстоит презентовать разработанную проектную документацию и макет проекта. А уже в апреле финалисты олимпиады смогут реализовать свои замыслы и создать на площадке школы уникальную коворкинг-зону.
Над созданием проекта коворкинг-зоны работает целая команда из 5 человек. У каждого участника своя роль – капитан, дизайнер, экономист, инженер и технолог. Кроме того, есть еще и наставник – учитель технологии
О том, как организовать команду, правильно составить смету, создать проект и оформить коворкинг-зону, рассказывают эксперты олимпиады – профессиональные дизайнеры. Полезными советами и лайфхаками могут воспользоваться все желающие, создать свой уникальный проект и воплотить его в жизнь.
1. В проектировании важно иметь не только хорошую идею, но и эффективную команду. Капитан должен знать ее сильные и слабые стороны. В этом помогут планерки – личное общение с участниками команды.
2. Старайтесь всегда ставить четкие цели, грамотно расставляйте приоритеты, следите за своевременным выполнением задач и поощряйте инициативу своих подопечных.
3. Критика — только по делу, но при этом не забывайте хвалить и благодарить своих коллег. Забудьте слово «ошибка». Помните, что ошибка или неудача — это поиск нового решения.
1. При создании коворкинга в школе продумайте концепцию помещения – идею, образ, смысл вашего пространства.
2. Обязательно зонируйте помещение. Это позволит поддержать порядок и даст возможность обставить каждую зону.
3. Используйте смешанную планировку, создайте симбиоз «open space» и индивидуальных рабочих мест. Для этого можно использовать раздвижные стены, акустические перегородки, «домики» с рабочими местами, мобильные ширмы, стеллажи и т.п.
4. Не бойтесь оформить коворкинг в белом цвете. Так пространство будет казаться шире и свежее. Светлые тона служат отличным фоном для яркой мебели, скрывают неровности, а кроме того, стены с таким оттенком проще всего подкрасить при необходимости.
5. Старайтесь расставлять мебель не только вдоль стен, но и по центру комнаты: так пространство становится более сложным и интересным, кроме того, вы получаете ещё один инструмент для выделения зон.
Деньги любят счет! Составляем правильно смету, и тогда денег хватит на реализацию всех идей
Чтобы правильно составить смету проекта, вам необходимо тесно сотрудничать с дизайнером и инженером, проверять их видение интерьера коворкинга и регулярно пересчитывать получившиеся показатели. Старайтесь самостоятельно изучать чертежи: особенностью вашей профессии является постоянное внимание ко всем мелочам.
1. Составьте технологическую карту – план, который поможет вам эффективно и рационально выстроить процесс создания какого-либо объекта. Заполните таблицу и обозначьте в ней последовательность выполнения технологических операций, при необходимости выполните эскизы, отметьте нужные для конкретной операции материалы и инструменты.
2. Для школьного помещения особенно важна экологичность строительных и отделочных материалов, поскольку дети более восприимчивы ко всем токсичным веществам. Чтобы пространство коворкинга было полностью безопасным, следите за составом материалов:
· для покраски стен следует выбрать лаки и краски на натуральной – лучше водной – основе;
· среди напольных покрытий отдайте предпочтение мармолеуму, паркету или керамограниту, откажитесь от линолеума: он может выделять токсичные вещества.
1. При проектировании комфортного образовательного пространства школы необходимо заложить в идею умные технологии. Применение датчиков звука или движения сделают пространство школы более современным. Кстати, вместе с датчиками лучше всего использовать светодиодные светильники – это позволит сэкономить порядочную сумму на электроэнергии, а ресурс осветительных приборов будет намного выше.
2. Не забудьте продумать удобное расположение обычных и USB-розеток. Поскольку любой коворкинг предполагает большое количество гаджетов, компьютеров, ноутбуков и другой техники, то необходимо включить в проект достаточное количество розеток. Размещайте USB-розетки как на уровне пола, так и на уровне стола: так удобнее заряжать телефоны, планшеты.
Командная олимпиада по технологии с использованием ресурсов торговых центров проводится в Москве уже третий год. Ее основные задачи – развить у школьников интерес к проектной деятельности, сформировать проектно-технологическое мышление, помочь приобрести опыт, необходимый для определения сферы будущей профессиональной деятельности.
Текст подготовлен при поддержке Жанны Савельевой, руководителя студии EduDesign и Раи Ивановской, руководителя студии дизайна образовательных пространств
Шире школьных стен. Коворкинг*, нетворкинг** и другие формы жизни школьных сообществ
*Коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа») — в контексте урбанистики коворкинги рассматриваются как разновидность «третьих мест» — городских общественных пространств, объединяющих людей для общения и творческого взаимодействия.
**Нетворкинг (от англ. Networking — букв. «плетение сети»: net — сеть + work — работать, полезные связи) — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи. При этом в сути нетворкинга лежит выстраивание доверительных и долгосрочных отношений с людьми и взаимопомощь.
Наверняка вы встречались с подобной картиной: первое сентября, начало учебного года. Где-то неподалеку от выстроившихся на линейке классов, стараясь не привлекать особо внимания, собирается группа ребят с самодельной табличкой 12-А-Б-В. Выпускники нынешнего года собираются, чтобы повидать друг друга и учителей. Хотя бы на полчаса побыть снова частью школы. Когда с учебой связаны приятные воспоминания, такое желание возникнет еще не однажды. Связано оно не только с ностальгией, но и с вполне конкретной, интересной целью. Выпускники могут вернуться в родную школу в новом качестве и стать связующим звеном между двумя важными этапами жизни ученика — старшей школой и началом собственного пути.
Попробуем разобраться: как, для кого и какими путями создаются школьные сообщества, которые гораздо шире школьных стен.
Мы прекрасно знаем, что многие известные компании и коллективы вышли из школьной и университетской среды. Известная социальная сеть Фейсбук возникла в качестве сайта, созданного для общения студентов Гарвардского университета. Знаменитые театры-студии вышли из стен театральных училищ. Научные лаборатории — из студенческих кружков. Ученическая среда, в ее широком смысле, — это творческая, бурлящая, не подчиненная жесткой иерархии атмосфера. Она невероятно питательна, свободна от стереотипов и навязанных ограничений. Так почему бы не использовать ее на благо альма-матер?
В учебных заведениях «с историей» никогда не прерывается связь с выпускниками. «Своими» гордятся, на них опираются, их зовут на празднования и на помощь, если таковая требуется. Выпускники всегда присутствуют в попечительских советах и помогающих фондах. Но совсем недавно, одновременно в разных школах, начался поиск новых форм взаимодействия с выпускниками. Стимулом послужил конкурс ТОПШкола-2018 Рыбаков Фонда, в котором есть номинация «Школа благодарных выпускников». В нем приняли участие следующие проекты: «Реверс-контакт» Школы самоопределения им. А.Н. Тубельского, «СВОИ» — нетворкинг для выпускников школы «Корифей» из Екатеринбурга и «Лаборатория выпускников» Школы им. Горчакова в Павловске. Попробуем рассмотреть, для чего и как они создавались.
Привет, я учусь в твоей школе!
Проект под названием «Реверс-контакт» в конце 2018 года одержал победу в конкурсе Рыбаков Фонда в номинации «Школа благодарных выпускников». Его идея — выстроить прямые связи между нынешними учениками и выпускниками разных лет. Для чего они нужны, если современный человек и так всегда на связи? У каждого из нас есть масса своих отдельных чатов, созданных для работы, общения, детей. Для чего необходимо плести еще одну «сеть»?
В «Школе Тубельского» ученики никогда не замыкались в рамках своего возраста или учебной параллели. Огромное количество общешкольных игр, мероприятий и праздников созданы специально для того, чтобы укрепить межвозрастные связи. Порой школьное сообщество выглядит как многодетная семья: здесь «по наследству» передаются костюмы для исторических игр и старший всегда готов присмотреть за младшим. Совсем юные представители школы выходят на одну сцену со старшеклассниками и торопятся дорасти до возраста принятия решений в общешкольных делах. Поэтому, окончив школу и встретившись вне ее стен, выпускники разных лет вполне могут воспользоваться паролем «734», чтобы дистанция между ними перестала существовать. Но речь идет только о выпускниках. А именно сейчас хотелось бы, чтобы в коммуникацию с ними включились старшеклассники и пароль «Привет, я учусь в твоей школе!» начал действовать для всех.
В инициативную группу проекта «Реверс-контакт» вошли ученики, выпускники, учителя и родители «Школы самоопределения». Важно было создать информационный ресурс (сайт), который аккумулировал бы информацию о выпускниках школы, систематизировал ее по различным сферам их профессиональной деятельности. Сайт предполагает самостоятельную регистрацию и создание профайлов участников сообщества с возможностью обновления. Вовлеченность выпускников в общение как друг с другом, так и с педагогами, школьниками. Для чего?
Слушай, а как там всё устроено?
У нынешних учеников возникает множество поводов искать поддержку извне для построения собственной образовательной траектории. Хочется поговорить с человеком, который уже сделал шаги в профессии, о которой ты только задумываешься. Задать вопрос «Слушай, как там все устроено?» тому, кто поступил и удержался в вузе, который ты выбрал. Поговорить с тем, кто уже отслужил в армии, успешно участвовал в олимпиадах и студенческих конкурсах, имел опыт учебы или стажировки за рубежом. Получить профессиональную консультацию или экспертизу для работы с индивидуальным проектом, развеять страхи на тему «А что будет, если я не поступлю?», «Как пережить первый курс?». Да мало ли тревог и нужд у человека, который живет в жестком ритме последних школьных лет?
Эти вечные трудные вопросы
Всегда существуют острые темы, разговаривать на которые подросткам интереснее и доверительнее не с родителями и педагогами, а с людьми, близкими по возрасту. Подростковая депрессия, разговор на острые социальные темы в контексте школьной и студенческой среды — лишь часть из них. Выпускник, обладающий достаточным уровнем компетенций и опыта, с которым можно будет вести подобные беседы, — чрезвычайно полезная возможность поддержать тинэйджеров в трудную минуту.
Проектная работа. Свои чаяния есть и у педагогов. Еще в далекие 90-е Александр Наумович Тубельский сделал образовательные путешествия и профессиональные, популярные на рынке неформального образования, стажировки стандартной практикой своей школы. Сюда же входила пространственная, а не линейная организация школьной жизни, которая собиралась из различных творческих пространств и мастерских.
Проектные, творческие, командные, исследовательские формы работы на сегодня — одна из ключевых педагогических практик старших школ Европы и Северной Америки. В России она также успешно применяется и входит в перечень образовательных стандартов. Но организовать работу, которая может выйти за рамки школы, без участия выпускников невозможно. И хотя выпускники всегда участвовали в школьных делах добровольно и с удовольствием, никогда еще общешкольное сообщество не имело современной, удобной для всех участников площадки, на которой контакт можно установить не через кого-то, а напрямую, в один клик.
Какой должна быть площадка, объединяющая так много людей разных возрастов? Что за модель позволит сформировать живую среду общения между всеми его участниками? Какой механизм позволит им успешно взаимодействовать? Рассказываем про шаги к реализации проекта «Реверс-контакт».
Анализ ресурсов. Для начала инициативной группой был проведен анализ механизма работы профессиональных ресурсов: profi.ru, youdo.com и других. Затем мониторинг youtube-каналов, на которых можно увидеть качественные интервью, включающие в себя рассказы о различных профессиях.
Создание анкеты. Пройдя несколько редакций, была разработана анкета участника сообщества. Заполнить ее в онлайн-режиме может любой выпускник школы, учитель, родитель, ученик.
Покупка домена и разработка механики сайта. Разработка велась волонтерской группой совместно с привлеченными специалистами, которые также являлись выпускниками школы.
Подготовка видеоинтервью. Первые съемочные дни позволили отработать модель съемок и формат интервью с выпускниками, в которых они рассказывали о своем пути в профессию, открытиях, инсайтах, трудностях, победах. И — честно — не только о том, что дала им школа и за что они благодарны, но и о дефицитах, которые стали очевидны за первые годы после ее окончания. Самой интересной в первых записях оказалась именно рефлексия выпускников по поводу собственного образовательного пути.
Презентация проекта. Ее приурочили ко дню рождения школы — 30 апреля. Этап сбора информации и накопления контактов открыт с начала апреля этого года. С учетом летних каникул есть надежда, что к новому учебному году площадкой уже можно будет пользоваться всем. В перспективе — разработка механик, позволяющих загружать файлы, презентации, документы. Проведение онлайн-лекций, создание запросов и «умный» поиск по категориям. Передача модели проекта в руки нынешних учеников для дальнейшего развития и масштабирования.
Сообщество благодарных
Школа «Корифей» из Екатеринбурга достаточно молодая, ей 27 лет, поэтому количество выпускников пока не превысило число учащихся. Треть выпускников пока еще студенты. О процессах объединения и создания Клуба выпускников здесь задумались только в 2018 году, спустя 14 лет после первого выпуска. Сформулировав для себя суть ценности такого сообщества, создали «Манифест выпускника».
Обратная связь. Самый надежный отклик исходит от выпускников. Их слова имеют для сегодняшних школьников совсем другой вес, нежели слова мамы или учителя. Причина в следующем: это взрослые люди, находящиеся совсем на другой, большой орбите, но при этом когда-то стартовавшие с такой же, как и действующие ученики, планеты. Они сидели в тех же классах и до сих пор знают имена всех любимых учителей.
Чувство общности. При частом общении учеников с выпускниками возникает инсайт: каждый ученик — в перспективе выпускник, который может примерить на себя эту почетную и пожизненную роль.
Показатель эффективности.Успешность и состоятельность выпускников — самое надежное свидетельство состоятельности школы. Проводить мониторинг жизненных и профессиональных маршрутов выпускников разных поколений важно для показателей эффективности школы, которые предоставляются обществу.
Помощь школе. Выпускники могут (а в перспективе и хотят) поддерживать школу материально. Среди них есть состоятельные люди, способные обеспечить долгосрочную помощь: вложить средства в эндаумент-фонд, стать основателями именных стипендий или персональных пенсий. Но даже люди со средним доходом могут согласиться участвовать в благотворительной акции или сборе средств на крупный проект. Доста- точно почувствовать собственную причастность к событиям, которые происходят в школе сегодня.
Поддержка учителей. Выпускники — эффективная эмоциональная поддержка учителям и надежное средство от профессионального выгорания. Приходя в школу со словами благодарности, они возвращают труду педагогов главный смысл и продлевают их миссию в будущее.
2018–2019 учебный год в «Корифее» объявлен Годом выпускника. Первого сентября классные часы в старшей школе проводили именно они. Напутствуя, мотивируя гимназистов на предстоящую учебу, они демонстрировали возможности современного образования и помогали выбрать верное направление в жизни или карьере.
В конце сентября состоялась первая большая встреча выпускников, а накануне был проведен опрос и составлен социологический портрет вы- пускника. Собравшимся были предложены интересные и взаимовыгодные форматы долгосрочного сотрудничества: программы корпоративной лояльности, эндаумент-фонд. Также был представлен проект Манифеста выпускника и заявлена общая цель — создание Клуба выпускников.
Запущенный процесс довольно быстро стал приносить свои плоды: созрел проект разработки платформы (веб-сервиса) для нетворкинга. Школа предложила себя в качестве площадки для встреч, реализации совместных проектов. Выступила модератором коммуникаций и центром смыслового притяжения.
В конце 2018 года в Екатеринбурге прошел Форум школьных эндаументов, организованный фондом Legacy Endowment Foundation. В ходе форума состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между администрацией Екатеринбурга и Рыбаков Фондом. Суть его заключается в том, что администрация города будет поддерживать и популяризировать идею создания эндаументов в учебных заведениях. Первым бенефициаром проекта стала гимназия «Корифей», поскольку эндаумент-фонду школы с конца апреля 2018 года удалось собрать более 21 млн рублей. Участников сообщества конечно же стимулировало условие Рыбаков Фонда — сколько средств получится собрать, столько же добавит Игорь Рыбаков, сооснователь Рыбаков Фонда. И обещание было выполнено! Эндаумент-фонд «Корифея» составил более 42 миллионов рублей.
Лаборатория выпускников
Лаборатория выпускников — название проекта «Школы им. А.М. Горчакова» в Павловске. Целью являлось создание и апробация модели взаимодействия школы с выпускниками по шести направлениям: наставничество, тренинги и обучение, организация событий, проведение исследований, прохождение стажировок, фандрайзинг.
Плюс к этому списку, одной из задач, ставилось открытие «Лаборатории выпускников» в феврале 2019 года.
Цели схожи с тем, что обозначили «Школа самоопределения» и «Корифей»: включение выпускников в реализацию Программы индивидуальных образовательных стратегий учащихся. Проведение выпускниками тренингов по профориентации, обучающих курсов для старшеклассников школ Пушкинского района СПб., стажировок открытых событий: фестиваля «Нескучная наука» и «Интеллектуального марафона». Проведение фандрайзингового события с целью пополнения эндаумента школы.
Важно отметить: все проекты, о которых шла речь выше, создаются как отчуждаемый продукт, который может использовать для нетворкинга любая другая заинтересованная школа. С деньгами гранта или без них — все идеи имеют возможность жить и развиваться, если есть обоюдный интерес, доверие, диалог между всеми членами сообщества: педагогами, родителями, выпускниками и учителями. Безусловно, прекрасно, если есть внешняя материальная, моральная, методическая поддержка. Но даже если этого нет, а есть лишь интерес и заинтересованность участников сообщества, всё, тем не менее, может получиться. Благодарных выпускников много в каждой школе. Как и неуспокоенных педагогов, мотивированных родителей и активных, ищущих учеников.
Нескучные времена
Однажды, уже более 15 лет назад, на последнем звонке в конце учебного года Александр Наумович Тубельский сказал ребятам такие слова: «Мы дали вам в этом бурном море, в этой странной и прекрасной стране, переживающей, может быть, не лучшие годы своей истории, ощущение того, что называется „свой остров“. Я бы очень хотел, чтобы так и оставалось. Важно иметь место, куда ты можешь прийти в любой момент и где тебе будут рады. Я хотел бы, чтобы этот остров никогда не потерял связь с тем противоречивым, трудным, но нескучным временем, в котором всем нам предстоит жить».
Времена у нас и сейчас нескучные. И связь с «островом» попрежнему важна. Как и маяки в море. Если школа готова принять учеников в новом качестве — в качестве партнеров и даже коллег, такие люди найдутся. Если бы человеческая и педагогическая составляющие содержания школьной жизни не уступали формальной, если бы школа была местом, где не нужно бояться и вжимать голову в плечи, сюда хотелось бы возвращаться. Делиться знаниями и опытом, приводить своих детей. Отдавать с благодарностью то, что было заложено.
В одном из интервью для «Реверс-контакта» выпускница «Школы Тубельского», успешный предприниматель, основательница благотворительного фонда Анна Рудакова, обобщая свой опыт в школе и после нее, привела фразу основателя Alibaba Group, одного из самых успешных бизнесменов мира, Джека Ма: «Если вы хотите, чтобы к вам прислушивались, необходимо обладать высоким IQ (коэффициент интеллекта). Чтобы вас понимали — развивайте EQ (эмоциональный интеллект). А если вы хотите достичь больших целей и изменить мир, вам необходим другой коэффициент — LQ (коэффициент любви). Это то, чего никогда не будет у машин». LQ — это то, что может дать ученикам хорошая, умная, живая, открытая школа. Это то, что готовы возвращать выпускники своим последователям. И, пожалуй, это один из лучших круговоротов энергии в природе, не правда ли?