критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Ночевкина Алёна Игоревна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Детский психолог Горина Екатерина

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психолог Светлана Ткачева

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Смотреть картинку критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Картинка про критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем. Фото критические периоды развития ребенка с точки зрения невропатологии обусловлены чем

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ

5.1. Нейропсихологический аспект периодизаций возрастного развития

Выше отмечалось, что психическое развитие в онтогенезе представ­ляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая ступень является основой пос­ледующих ступеней или стадий развития.

Возникает вопрос, что представляют собой эти ступени развития, что выступает условием перехода от одной ступени развития к другой и каков механизм качественных изменений в работе функциональных систем?

Каждая ступень развития характеризуется определенным состояни­ем различных систем организма, тех или иных психических функций, то есть той или иной структурой и содержанием работы соответству­ющих функциональных систем. Изменения функциональных систем связаны с созреванием отдельных компонентов и перестройкой иерар­хии их взаимодействия при переходе на следующий этап возрастного развития.

В возрастной психологии и физиологии выделяют различные этапы, периоды онтогенеза, которые характеризуются определенной специфи­кой поведения, деятельности ребенка, функционирования его организ­ма и адаптационных задач, стоящих перед ним (Эльконин Д. Б., 1989; Аршавский И. А., 1975; Безруких М. М. и др., 2002; Психология раз­вития, 2005).

Существует много теорий периодизации, различающихся по крите­рию выделения основного содержания разных периодов развития. Та­ким образом, основной проблемой периодизации является проблема выбора и определения общепризнанного ведущего критерия, который определяет развитие.

В возрастной физиологии разработан ряд классификаций, осно­ванных на морфологических и антропологических признаках. К этим признакам относятся рост, смена зубов, масса тела и др., изменение которых отражает преобразование метаболизма, происходящего в ор­ганизме. Согласно международной классификации, выделяют:

В педиатрической практике, наряду с морфологическими, учитыва­ются и социальные критерии, которые предполагают наличие систе­мы обучения и воспитания:

И. А. Аршавский полагает, что основным и существенным критери­ем, который должен быть принят при делении онтогенеза на отдель­ные периоды, является способ взаимодействия организма с соответ­ствующими условиями среды в каждом из них, который определяется ведущей функцией в целостном функционировании организма. Поня­тие период соотносится с очерченным отрезком времени онтогенеза, в пределах которого особенности физиологических потребностей яв­ляются более или менее однозначными. В рамках периода могут быть выделены фазы, каждая из которых имеет свои особенности.

Переход от одного периода к другому представляет переломный этап индивидуального развития (другие термины — критический пе­риод, критическая стадия).

Каждый возрастной период характеризуется своими специфически­ми актами поведения, отражающими форму взаимодействия с опреде­ленными условиями среды. В основе осуществления специфических функций взаимодействия со средой в каждом возрастном периоде ле­жат свои доминантные механизмы. На переломном этапе происходит преобразование системы констелляций центральных звеньев, присущей предыдущему возрастному периоду, на новую, необходимую в последу­ющем возрастном периоде. Переломными этапами определяется диск­ретность непрерывного в своем течении процесса онтогенеза.

И. А. Аршавский исходит из «энергетического правила скелетных мышц», особенности функционирования которых определяют жизне­деятельность целого организма на всех его уровнях (ткани, органы). Специфика целостного функционирования организма определяется, таким образом, на основе двигательной деятельности ребенка.

В раннем постнатальном возрасте выделяются следующие периоды. За неопаталъным периодом (первые восемь дней) следует лактотрофный (до 5-6 месяцев), характеризующийся лактотрофной формой пи­тания, а также появлением первой антигравитационной реакции (удер­живание головки в вертикальном положении) до 2,5-3 месяцев и второй антигравитационной реакции (поза сидения) от 2,5-3 до 5-6 месяцев.

Следующий период лактотрофной формы питания с включением детского питания (от 6-7 до 11-12 месяцев) связан с реализацией третьей антигравитационной задачи (поза стояния) и переходом на смешанную пищу.

В течение этих периодов происходит изменение взаимодействия со средой за счет утраты ведущего значения такого критерия, как форма питания («задачей» которого было обеспечение роста и раз­вития), и появления нового критерия — преобразование деятельнос­ти скелетной мускулатуры, в результате чего преобразуется физио­логическое отправление органов, и организм начинает активно изменять свое отношение к среде.

После реализации позы стояния следует следующий возрастной пе­риод — преддошкольный, или ясельный (от 1 года до 2,5-3 лет). В этом возрасте происходит освоение локомоторных актов в окружающей сре­де (ходьба, бег). Ж. Пиаже рассматривает возраст от 0 до 2 лет как пери­од сенсомоторного интеллекта, в ходе которого формируются средства, позволяющие создавать схемы координации восприятия и движения.

От 2,5-3 до 7 лет длится следующий, дошкольный период. «Био­логическая и социальная» задача этого периода, помимо обеспечения дальнейшего роста и развития, состоит в обучении и подготовке к элементарным формам и навыкам социальной деятельности, кото­рые понадобятся в следующих возрастных периодах и которые приобретаются в разнообразных формах игровой деятельности. Физиоло­гическое значение игры заключается не только в развитии интеллекта, но и в увеличении нагрузки на скелетную мускулатуру. По Ж. Пиаже, возраст от 2 до 8 лет — это подпериод предоператорного интеллекта, входящий в период появления символической функции. С помощью символических средств субъект способен представить объекты в уме, схемы сенсомоторного уровня теперь представляются символически, их координация может осуществляться с помощью замещающей их символики — представлений. Начинает формироваться мышление.

Период младшего школьного возраста (от 7 лет до 12-13 лет) ха­рактеризуется формированием соматотипа, сменой свободно прояв­ляемой двигательной активности на состояние гипокинезии, игровой деятельности на формирование понятийной организации окружаю­щей среды. Ж. Пиаже определял возраст 8-12 лет как подпериод кон­кретных операций, с помощью которых ребенок постигает связи, вы­ходящие за пределы эмпирической констатации.

С12-13 до 17-18 лет длится период старшего школьного возраста (подростковый, или период полового созревания), где происходит быстрое и бурное морфофизиологическое преобразование организ­ма. Возрасту 12-14 лет, по Ж. Пиаже, соответствует период становле­ния и достижения формальных операций, в ходе которого подросток научается действовать не только в окружающей реальной действи­тельности, но и в отношении мира абстрактных возможностей.

Следующие периоды онтогенеза — период стационарного состоя­ния (до 50-60 лет) и период инволюции (Аршавский И. А., 1975; Пиа­же Ж., 1994).

Д. А. Фарбер считает, что в основу периодизации должны быть по­ложены критерии, отражающие созревание центральных механизмов регуляции и контроля в ЦНС, которое позволяет формировать изби­рательные функциональные констелляции в соответствии с конкретной ситуацией и совершенствовать адаптацию к среде (Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А., 2002).

Л. С. Выготский рассматривал границы этапов психического разви­тия с точки зрения «кризисов», переломных периодов в жизни ребен­ка (кризис новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет), во время которых происходят основные, значимые перестройки, от­крывающие путь качественно новым этапам развития. Он полагал, что критерием периодизации должен быть объективный признак, который легко может определяться, как, например, смена зубов.

Д. Б. Эльконин разработал теорию периодизации психического раз­вития детей, основанную на категории «ведущая деятельность», в ко­торой выделяет периоды, характеризующиеся разными видами веду­щей деятельности.

Младенчество (0-1 год) — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Раннее детство (1-3 года) — предметная, манинулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами).

Дошкольный возраст (3-7 лет) — игровая и продуктивная деятельность.

Младший школьный возраст (7-10 лет) — учебная деятельность.

Затем наступает время подросткового возраста и юности, когда наиболее значимым становится поиск новых видов занятий вместе со сверстниками и, наконец, социальная активность, направленная на поиск перспективы жизненного пути.

Ведущей деятельностью ребенка в младенчестве (0-1 год) являет­ся непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

В раннем детстве (1-3 года) ведущей становится предметная, манипулятивная деятельность (усвоение общественно выработанных способов действия с предметами). Ребенок научается ориентировать­ся на постоянное значение предметов, закрепленное в человеческой деятельности. В составе предметной деятельности наиболее важное значение приобретает появление первых целеполаганий и собственно орудийных действий.

Ранний возраст является сенситивным для овладения речью, в это время наиболее эффективно происходит усвоение речи. К концу 2-го года ребенок употребляет около 300 слов, к концу 3-го — 1500 слов. С 2 до 3 лет речь приобретает связный характер.

Показ взрослым предметных действий вместе с речевыми указани­ями ставит ребенка и взрослого в ситуацию общения.

В 3 года происходит смена ведущей деятельности и переход в сле­дующий возрастной период — дошкольный возраст. Предметная дея­тельность сменяется ведущей игровой и продуктивной деятельностью. В ходе игры идет воспроизводство системы взрослых, социальных от­ношений, в продуктивной — овладение рисованием, лепкой, констру­ированием.

Новые задачи, стоящие перед ребенком, приводят к совершенство­ванию работы анализаторных систем. Так, в дошкольном возрасте от­мечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кож­ной и двигательной чувствительности. Возрастают острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развиваются фонематичес­кий и неречевой слух.

Развитие восприятия стимулируется усвоением детьми сенсорных эталонов, служащих своеобразной меркой, позволяющей оценить особенности обследуемых объектов.

На следующем этапе развития ведущей становится учебная деятель­ность детей, наступающая в возрасте 7 лет и длящаяся до 10 лет (млад­ший школьный возраст). Основное новообразование этого возраста — появление отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, что перестраивает другие познавательные процессы, а так­же умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

В подростковом возрасте и юности на первый план выступают об­щение и совместная деятельность со сверстниками.

На каждом из перечисленных этапов развития ребенок является объектом социального воздействия. Предмет, с которым взаимодей­ствует ребенок, также социален по своим функциям и происхожде­нию, а человек, с которым он общается, является носителем опреде­ленных способов употребления предметов и определенных смыслов человеческой деятельности. При этом сенситивностъ воздействия на ребенка на каждом этапе определяется возрастными возможностями его мозга, а содержание деятельности ребенка на каждом этапе раз­вития — сформированностью и ролью тех или иных психических функций (Эльконин Д. Б., 1989).

Таким образом, исследования психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Ле­онтьев, Д. Б. Эльконин) и физиологов (И. А. Аршавский, Д. А. Фар­бер) позволили на основе выделения его содержания ввести новую единицу анализа детского развития — возрастной период. В особенно­стях возрастного периода отражены преобразования, которые харак­терны для большинства представителей определенной культуры при сравнительно одинаковых социальных условиях.

С точки зрения отдельной функциональной системы, возрастной период — это период стационарного ее существования в виде устой­чивого сочетания созревших и созревающих компонентов и связей между ними. Созревшие компоненты выполняют ведущую роль в иерархии их взаимодействия. Нейрофизиологическое содержание периода в отношении структуры функциональной системы — даль­нейшее созревание включенных в нее компонентов и связей между ними.

Такое же устойчивое состояние в рамках возрастного периода ха­рактеризует и взаимодействие разных функциональных систем при ведущей роли той из них, которая соответствует наиболее активно формирующейся в данный период психической функции. Тот или иной тип иерархического сочетания функциональных систем опре­деляет возможности деятельности ребенка в рассматриваемый воз­растной период.

Средовый фактор при этом обеспечивает более быстрое формиро­вание тех или иных звеньев функциональных систем, подготавливая основу для очередной смены иерархии во внутри- и межфункциональ­ных отношениях.

Источник

Глава 1

Периодизация развития организма человека, введенная К Бером еще в прошлом веке (1826), в дальнейшем получила широкое распространение Она легла в основу современных представлений об этапах (стадиях, фазах) развития организма

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит видовая и генетическая программа, реализующаяся в условиях постоянной смены средовых факторов. Психическое развитие тесно связано с биологическими свойствами организма, его наследственными и конституциональными особенностями, врожденными и приобретенными качествами, опосредованными постепенным формированием структуры и функции различных отделов ЦНС. Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания.

К основным факторам, влияющим на психическое развитие, относятся наследственность, семейная среда и воспитание, а также внешняя среда с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной медицине повысился интерес к психологии, неврологии и психиатрии раннего детского возраста [Бадалян Л. О., Журба Л. Т., 1980; Лисина М. Н., 1980; Мастюкова Е. М., 1980; Шевченко Б. С., 1993; Козловская В. Г., 1996; Горюнова А. В., 1997; Anthony E., 1982; Greenspan S., 1992; Stern D., 1994].

Приведенная периодизация вначале была выделена психологами и врачами эмпирически, но затем она нашла подтверждение в специальных нейропсихологических, нейроморфологических и нейрофизиологических исследованиях [Боровова А. И., Галкина Н. С., 1992; Строганова Т. А., 1995; Hersckowitz N., 1990].

Предродовой период и роды соединяют в себе гибернацию, или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

Первый месяц жизни, или период новорожденность, соотносится с началом недифференцированного восприятия своего Я. В нем особое значение имеют первые дни жизни ребенка, которые характеризуются феноменом импринтинга Конрада Лоренца, или феноменом «запечатления». Речь идет о первом контакте новорожденного, зрительном контакте (eye-contact) с человеческим лицом, в первую очередь с матерью. Считается, что этот контакт является фактором, во многом определяющим все дальнейшее психическое развитие ребенка.

Критический период, относимый к возрасту 6-8 мес, определяется началом дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования первичной привязанности, избирательной «улыбки» и элементарных социальных предпочтений.

Критический период в возрасте 15-17 мес определяется появлением первичной мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку людьми. В рассматриваемый критический период появляются описанные особенности, но их формирование в его пределах, естественно, не заканчивается и их развитие продолжается и в более старшем возрасте. Необходимо также отметить, что в 15-17 мес происходит интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 нед беременности и продолжается до юношеского возраста- 18-20 лет). Этому соответствуют и существенные перестройки биологических мозговых ритмов, что отражается на электроэнцефалографических характеристиках.

Последний критический период раннего онтогенеза, как уже указывалось, относится к возрасту 2,5-3,5 лет. Он определяется как период формирования самосознания, полного обособления Я и индивидуальности. На этом этапе ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения. Но наиболее знаменательным для этого периода являются изменения, связанные с переходом от полной и частичной симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Не случайно этот период иногда называют «революционным» и «первым пубертатным кризом» [Бадалян Л. О., 1975; Манова-Томова В., Пирвов Г., 1981; Wolff S., 1989].

Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики. В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.

В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).

Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A., Chess S., 1982].

К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно. относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.

Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш. Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).

В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении [Козловская Г В Горюнова А. В., Римашевская Н. В., 1986]. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам [Циркин С. Ю., 1995].

Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем возрасте.

Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:

Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

Искажения и другие нарушения психического развития

Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии

Данная систематика несколько отличается от приводимой во многих учебниках по детской психиатрии, в том числе от систематики М. Ш. Вроно в руководстве под редакцией А. В. Снежневского (1983). Введение в нее в качестве отдельной группы расстройств, отражающих искажения психического развития, обосновано результатами многолетних исследований, начатых О. П. Юрьевой (1970) и продолженных Г. В. Козловской и др. (1986, 1995), которые позволили проследить динамику развития детей от момента рождения до подросткового и более старшего возраста и показали своеобразие отдельных форм нарушений психического развития (особенно у детей из групп высокого риска по психической патологии).

Приведенные клинические формы патологии психического развития в МКБ-10 входят в 3 раздела: «Умственная отсталость» (рубрики F70-79), «Нарушения психологического развития»(Р80-89), «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (F90-98).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *