критическое мышление в педагогике что это такое

Приемы для развития
критического мышления

Плотный инфопоток, окутывающий нас со всех сторон, меняет образовательную парадигму.

Нынешние студенты обладают возможностью использовать сотни различных учебных материалов. Выход в Интернет и современные гаджеты позволяют без труда найти ответ на любой вопрос.

С одной стороны, с учетом таких тенденций постепенно фокус смещается со знаний студента на его навыки и умения. Другими словами, вопрос «Что?» становится менее важным в сравнении с «Как?».

С другой стороны, на первый план среди студенческих компетенций выходит умение мыслить критически, оценивать и фильтровать получаемую отовсюду информацию, отделять зерна от плевел, проверять и перепроверять фактические данные.

О таком — критическом — мышлении мы и поговорим в сегодняшней статье.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Что такое критическое мышление

Процесс мышления современного человека тесно связан с информацией: печатной, аудиовизуальной. Умение мыслить самостоятельно складывается из усилий, взвешивания доказательств и аргументов «за» и «против».

Обрабатывать, оценивать, анализировать эту информацию и проверять ее позволяет критическое мышление. Что это такое?

В педагогике наряду с критическим мышлением внимание уделяется творческому, абстрактно-логическому, ассоциативному, образному, аналитическому мышлению, причем в зависимости от профильного предмета акценты на том или ином типе мышления могут смещаться: абстракции лежат как в основе математического, так и в основе лингвистического мира, в то время как для искусствоведения, культурологии и т. п. первостепенным значением будет обладать образное и ассоциативное мышление.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Одно из наиболее конкретных определений критического мышления применительно к образовательному процессу представлено в американской психологии и педагогике.

Действительно, одной из основных целей высших учебных заведений является не только обучение студентов, но и раскрытие способностей каждого из них, воспитание личности, готовой к жизни в информационном, высокотехнологичном мире. Такой подход немыслим без умения критически оценивать происходящее вокруг.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Технология развития критического мышления в педагогике: три стадии

Поскольку ценность умения мыслить критически неоспорима, в педагогике на развитие данного типа мышления направлена особая система (технология). Эту технологию разработали педагоги Д. Стал, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, в ее основе лежат приемы чтения и письма, а сама технология состоит из трех стадий учебного процесса: вызова, осмысления содержания и рефлексии.

Первая стадия — вызов (evocation)

На этой стадии важно пробудить познавательный интерес, сформировать желание добывать новую информацию, дополнять ее и углублять. Но это только половина задачи: вторая половина связана с актуализацией уже имеющихся знаний, что дает дополнительный стимул к изучению все нового и нового.

Вторая стадия означает соприкосновение с новой поступающей информацией. Происходит ее систематизация и осмысление. Студент задумывается о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На этой стадии происходит формирование собственной позиции студента и его мнения относительно рассматриваемого вопроса.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Главная цель технологии развития критического мышления — развитие интеллектуальных способностей студента, позволяющих ему учиться самостоятельно. Кроме того, прикладной характер критического мышления позволяет студентам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он работает. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только в массовом применении — при соприкосновении с плотным и разнородным инфополем, о котором мы говорили в самом начале статьи, но и, конечно, в образовательном процессе для всех, кто учится и учит.

При прохождении вместе со студентом или группой студентов через три этих стадии необходимо помнить, что критическое мышление помогает не только скептически относиться к чьим-либо утверждениям и не принимать ничего на веру без доказательств, но и при этом быть открытым новым идеям и методам.

Очень важно быть готовым всегда узнавать новое и дополнять информацией, поступающей извне, свою картину мира. По такому принципу, например, построена современная доказательная медицина: она не только базируется на предыдущем научном опыте, но и готова дополнять его и корректировать с учетом современных открытий и исследований.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Основные методические приемы развития критического мышления

Описанная технология («вызов — осмысление — рефлексия») задает не только определенную логику построения занятия, но и последовательность и способы сочетания конкретных приемов.

Выделим семь ключевых умений работы с информацией и перечислим приемы, позволяющие их развить.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Кластер (англ. cluster «гроздь») — это способ графической организации текстовой информации. Прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при работе с текстом, и развивает нелинейные формы мышления — стихийно-рефлексивное, ассоциативное мышление. За это прием иногда называют «наглядным мозговым штурмом».

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Возможно, уже сейчас у вас появилось ощущение, что кластер как прием очень похож на составление ментальной карты (о
ментальных картах и их применении
для составления конспектов мы уже писали вот здесь ).

Действительно, приемы похожи: и кластер, и ментальная карта развивают системное мышление, помогают студентам систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения.

Отличие заключается в способе представления информации: ментальная карта — более свободная форма работы с ключевым понятием, основанная в том числе на ассоциациях и ярких образах, во многом ее цель — наглядно и красочно представить информацию для лучшего ее запоминания. В то время как кластер развивает само критическое мышление и призван в первую очередь систематизировать информацию.

Чтобы прием «кластер» был максимально эффективным, стоит фиксировать все мысли и идеи, которые приходят в голову, посвятить этой работе все отведенное время, не бояться творчески подходить к заданию и постараться построить как можно больше связей.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, поиск ответа на которые развивает мыслительную активность.

Поэтому многие из перечисленных выше приемов строятся на умении задавать вопросы. Один из таких приемов — составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов.

Представим пример из пособия И. В. Муштавинской (список полезных книг и пособий представлен в конце статьи).

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Из приведенных примеров становится ясным, что для развития критического мышления стоит не только задавать вопросы с предполагаемым однозначным ответом, но и всячески мотивировать студентов думать, рассуждать, анализировать поступающую информацию.

Систематизировать и критически оценивать информацию помогает и таблицы «ПМИ» («плюс — минус — интересно») и ее модификация «ПМ?» («плюс — минус — вопрос»), которая представлена ниже. Этот прием отлично работает на стадии вызова.

Таблица «ПМ?», создателем которой является Э. де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, наглядно «разводит» положительные и отрицательные характеристики рассматриваемого явления по разным колонкам. Кроме того, в третьей колонке содержатся тематические вопросы, которые создают непрерывную цепочку уточнений и дальнейшее погружение в тему.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Что можно почитать педагогу?

Откуда еще можно черпать идеи и приемы для развития критического мышления студентов?

Например, можно обратиться к следующим книгам и пособиям:

Источник

Как развить критическое мышление у школьников

Значение критического мышления

Критическое мышление — это способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее. То есть это не только мышление скептическое, которое является наиболее распространенной формой понимания критического мышления. Речь идет об умении поставить вопрос и засомневаться в суждениях. Критическое мышление начинается с определения границы своего знания и незнания, и с понимания, что за границами знания есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить.

В самый раз вспомнить модное сейчас вопрошающее обучение – обучение через исследование. Эта технология начинается с постановки вопроса, а задача педагога – составить такую ситуацию, через которую ребенок сможет к этому вопросу прийти. Очень важно, чтобы вопрос «почему?» прочно обосновался в обиходе ученика.

К критическому мышлению не относятся такие навыки как запоминание, понимание, интуитивное или творческое мышление. Составляющими процесса критического мышления являются:

индукция и дедукция,

Критическое мышление на уроке и вне его

Стадии развития критического мышления:

Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности.

Осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными.

Рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Формы и средства развития критического мышления:

сопоставление альтернативных точек зрения,

разные виды парной и групповой работы,

публикации письменных работ.

Из-за большого объема предметного материала, который необходимо охватить за весьма ограниченное учебное время, педагоги не всегда могут уделить должное внимание развитию критического мышления. В таких случаях полезны внеурочные стратегии: «Подводим итоги дня, недели, месяца, четверти, года. », «Прорабатываем варианты решения проблемы», «Мыслительные тренажеры», «Ведем дневник». Есть также специальные методики, позволяющие внедрить развитие критического мышления непосредственно в учебный процесс.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Урочные приемы для развития критического мышления

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

«Толстые» вопросы«Тонкие» вопросы
Дайте три объяснения, почему. Объясните, почему. Почему вы думаете. Почему Вы считаете. В чем различие. Предположите, что будет, если. Что, если.Кто. Что. Когда. Может. Будет. Мог ли. Как звать. Было ли. Согласны ли Вы. Верно ли.

Уточняющие вопросы : «насколько я понял. », «правильно ли я вас поняла, что. ».

Творческие вопросы, прогноз : «Как вы думаете, что произойдет дальше. ».

Практические вопросы : «Как мы можем. », «Как поступили бы вы. ».

Информация представляется в форме кластера с объединенными элементами.

Прием «Выглядит, как. », «Звучит, как. »

Ученики придумывают к слову, термину зрительные и слуховые ассоциации. Примеры:

Песня: куплет, припев

Изображение «Дерева предсказаний»

Листья — это прогноз.

Ветки — это аргументы, обоснования прогнозов.

Голова рыбы — это проблема.

Верхние ребра рыбы — это причины.

Нижние ребра рыбы — это факты.

Хвост рыбы — это вывод.

Для разбора информации выделяется поле, пересеченное двумя перпендикулярными осями: «Совсем непонятно — Хорошо понятно» и «Никогда не смогу применить — Сразу смогу применить».

«Плюс — Минус — Интересно» (ПМИ)

«Плюс» (+) — записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?».

«Минус» (-)— записываются факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?».

«Интересно» (?)— записываются факты и мысли, которые могут отвечать ученику на вопрос «Что в этом интересного?».

Источник

Критическое мышление

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такоеКак часто в повседневной жизни вам приходится работать с информацией и обрабатывать все, что вы видите и слышите? Доверяете ли вы всему, что узнали, беспрекословно, или же все-таки оцениваете его достоверность? Ищете ли вы подтверждения и доказательства тому, что вам кажется правильным или неверным? Аргументируете ли вы свою позицию при общении с другими людьми?

Вероятнее всего, вы ответите на все эти вопросы (или хотя бы на большинство из них) положительно. И говорит это о том, что буквально ежедневно вы сталкиваетесь с необходимостью мыслить критически. Это свойственно, пожалуй, большинству из нас. Но сомнения и поиск достоверных фактов еще вовсе не означают, что мы умеем мыслить критически правильно и делаем это эффективно. Исходя из того, чем именно мы занимаемся в жизни и в текущий момент, мы можем применять и разные уровни критического мышления.

В обыденной жизни мы вынуждены принимать на веру достаточно много самых разных вещей, иначе нам пришлось бы скрупулезно изучать и проверять любые мелочи. Поэтому мы сами вправе решать, когда и какое количество информации нам может потребоваться, стоит ли подвергать ее сомнению и проверке и в какой степени. Степень проверки и объем требуемой информации будут меняться от случая к случаю. Величина же этих изменений зависит от того, что конкретно нам нужно сделать: включить воду в кране, придумать новую схему водопровода или изучить флору и фауну Карибского моря.

Говоря проще, критическое мышление – это и умение определять, когда, где и какая нам требуется информация, и способность выбрать оптимальный тип и уровень сложности данных для каждого конкретного случая. Но такими навыками обладает далеко не каждый человек, да и обучают технологии критического мышления далеко не везде. Однако важность умения мыслить критически неоспорима (об этом мы еще скажем). Научиться же делать это может каждый, в том числе и вы. И специально для этого мы разработали представленный курс.

Содержание:

Итак, давайте знакомиться с курсом.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление представляет собой систему суждений, применяющуюся для анализа явлений, вещей и событий и с последующим формулированием обоснованных выводов. Именно так люди получают достоверные оценки и интерпретации, а также возможность использовать полученные результаты к актуальным для них проблемам и вопросам.

Критическое мышление способствует объективному взгляду на идеи, решения и поступки, позволяет определять слабые места и устанавливать правдивость фактов и предположений, опираясь на логику и причинно-следственные связи. Однако критическое и логическое мышление ни в коем случае нельзя путать, т.к. первое подразумевает применение второго. Критика опирается на логику в построении логических цепочек и закономерностей, часто служащих основой критических выводов и умозаключений.

Критическое мышление вкупе с мышлением логическим дарит человеку возможность находить закономерности, предугадывать варианты развития событий, определять взаимосвязь объектов, предметов и явлений без необходимости погружаться в серьезные исследования, грамотно обосновывать свою точку зрения посредством языковых инструментов.

При более подробном рассмотрении обучение критическому мышлению предлагает нам огромное количество преимуществ, способных принести практическую пользу в личной, социальной и профессиональной сферах деятельности.

Зачем уметь мыслить критически?

Критический подход необходим нам везде. Чтобы не быть голословными, мы приведем лишь несколько примеров его практической пользы:

Человек, способный мыслить критически, умеет:

Выглядит, как.Звучит как.
Наблюдать и быть внимательным к деталям.
Внимательно и сосредоточенно изучать информацию.
Быстро определять самое важное, не рассеивая внимания на второстепенное.
Реагировать на ключевые моменты сообщений.
Без особых усилий обосновывать свою точку зрения.
Применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.

В дополнение к этому, развитие критического мышления формирует и ряд вспомогательных навыков, таких как:

Зачастую бывает, что человек переоценивает свою способность критически осмысливать то, что он видит, слышит, читает; то, с чем сталкивается на учебе или в работе. Ко всему прочему многие считают, что знают «больше всех» и могут каждому рассказать «что почем». Но когда окружающие не соглашаются, появляется неуверенность в себе и проявляется неумение обосновать свою позицию. Это служит причиной ненужных проблем как в учебе и работе, так и в банальном общении.

Мы можем предположить, что и вы уже в некоторой мере применяете навыки критического мышления (вы ведь различаете хорошее и плохое?). Но по мере взросления, получения образования и нового жизненного и профессионального опыта вам, безусловно, понадобятся более совершенные навыки. Чем большим количеством умений вы овладеете, тем увереннее вы будете справляться с новыми проектами, задачами и проблемами.

Критическое мышление является интеллектуальной деятельностью, и чтобы ее освоить, нужно располагать хорошими теоретическими и практическими материалами. К таковым и относится наш курс «Критическое мышление», на уроках которого вы познакомитесь со всеми его базовыми элементами.

Аспекты умения мыслить критически, которые рассматривает наш курс, можно успешно применять в обучении и работе, при подготовке презентаций и написании научных трудов, при разрешении конфликтных ситуаций и бытовых проблем.

Цель курса: углубленно изучить принципы и приемы критического мышления и научить вас их уверенно использовать. Основная информация, как и следует полагать, будет дана в уроках (их содержания мы еще коснемся), но уже сейчас мы хотим немного поговорить о практике.

Прежде, чем вы перейдете к развитию критического мышления, предлагаем вам решить кейс и проверить, насколько этот навык развит у вас сейчас.

Кейс на проверку критического мышления

В этом задании вам нужно внимательно прочитать текст и ответить на вопросы под ним. Нажмите «Открыть кейс», чтобы начать.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Методы развития критического мышления

Если вы считаете себя всесторонне развитой личностью или же стремитесь стать ею, без критического мышления вам не обойтись, ведь именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны, именно оно помогает человеку личностно расти и развиваться.

Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей. Несмотря на то, что развивать критическое мышление и не сбиваться с этого пути может быть непросто, если вы изначально расставите приоритеты и определите свои жизненные задачи, приблизиться к результату станет намного проще.

Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, смотрит телевизор, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.

Еще один способ начать осваивать новый навык – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки и т.д. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем.

Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Кстати, советуем и к прохождению нашего курса отнестись критически: тщательно обдумать, как и когда вы будете его проходить, и найти для этого время в своем распорядке.

Вот вам уже несколько приемов критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами или занимаетесь тем, куда занесет попутный ветер.

Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь. Это значит:

Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно. Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни. Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями и не забывайте о предыдущем пункте. Откажитесь от инстинкта стадности. Это не значит, что вы должны срочно перестать ходить в кино или посещать спортивные матчи. Это значит, что вы всегда должны думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет. Проведите черту между наблюдением и выводами. Проверяйте все интересное для вас, что узнаете. Сохраняйте чувство юмора. Развивайте умение смеяться над собой и событиями, которые преподносит вам жизнь. Так ваш ум всегда будет ясным, а мнения – более объективными.

Однако применять приемы критического мышления – это лишь одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что нужно формировать критический склад ума. Расскажем, как это делается.

Формирование критического склада ума

Человек современного общества находится под постоянным давлением чужого мнения. Один из наиболее эффективных способов сформировать критический склад ума – начать как можно критичнее относиться к информации, распространяемой средствами массовой информации, рекламой, агитаторами и т.д.

Не все сведения, которые получают люди, являются правдивыми. Нужно различать правду и ложь и перестать верить всему на слово. Необходимо также думать о перспективах, поэтому все ситуации следует оценивать критично, а план действий разрабатывать максимально взвешенно.

Еще один метод формирования критического склада ума состоит в выработке правильной самооценки. Всегда нужно объективно оценивать себя и понимать возможности своего потенциала и действовать, беря их в расчет. Одновременно с этим важно совершенствоваться, читая книги (список литературы мы приведем в конце), ведя здоровый образ жизни, получая новые знания и совершенствуя любые навыки.

Как вы наверняка знаете, люди общаются между собой не только вербально, но и невербально. Эту форму общения рекомендуется освоить. Учитесь читать скрытые сигналы в поведении людей, сопоставлять их с тем, что вам уже известно, и только после этого анализировать.

Перед принятием любого решения еще раз взвешивайте все плюсы и минусы, избегайте спешки и необоснованных выводов. Будьте стойки к давлению со стороны, навязыванию чужого мнения, влиянию рекламы, моды и СМИ. Тщательный анализ всего, что происходит, – это прямой путь к формированию критического склада ума и развитию критического мышления.

На уроках нашего курса мы поговорим об этих и множестве других полезных и важных вещей. Вас ждет масса интересной и полезной информации. Впрочем, познакомиться с тем, что вам предстоит изучить, вы можете уже сейчас.

Уроки критического мышления

Разрабатывая наш курс по обучению критическому мышлению и составляя материал, мы постарались учесть только самую важную, нужную и полезную информацию, пригодную для быстрого практического применения. А для облегчения понимания и усвоения мы адаптировали ее для широкого круга людей, в том числе даже тех, кто слышит о критическом мышлении впервые.

Курс «Развитие критического мышления» включает в себя шесть больших уроков, в каждом из которых рассматриваются и осваиваются отдельные темы. Информация носит как теоретический, так и практический характер. Пошаговое прохождение всех уроков логично и объективно познакомит вас со спецификой и приемами критического мышления. В результате к окончанию курса вы уже будете владеть всеми нужными навыками и компетенциями.

В качестве вспомогательного материала вы сможете использовать тематическую литературу. Но список книги мы предложим чуть позже, а пока вкратце расскажем о каждом из уроков.

Урок 1. Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такоеОбучение критическому мышлению невозможно без развития соответствующих ему навыков и компетенций. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное применение умения мыслить критически в профессиональной и повседневной жизни. Как и у любой другой способности, здесь есть своя конкретная база, и первым шагом станет ее изучение и освоение.

В первом уроке мы еще раз поговорим о том, что такое критическое мышление, чего он требует от человека; приведем перечень всего, на что нужно обратить внимание. Также мы расскажем о важности развития умения понимать, изучать преимущества и недостатки, избегать крайностей и дадим другие рекомендации по развитию критического мышления и его применению в жизни. В конце урока вы пройдете небольшой тест на степень своего владения критическим мышлением в данный момент.

Урок 2. Научный метод: учиться и мыслить как ученый

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такоеКритическое мышление – это один из способов мыслить, которым пользуются ученые и исследователи во всем мире. Это указывает на то, что оно непосредственно связано с применением научного подхода (научного метода). Итогом овладения им станет гибкость ума, высокий уровень креативности, быстрая генерация идей и творческий подход ко всему, чем бы вы ни занимались.

В начале второго урока вы узнаете, что конкретно связывает критическое мышление и научный подход, познакомитесь с определением научного метода и его краткой историей. Вторая часть урока посвящена видам научного метода и их характеристикам, рассмотрению вопросов практической пользы применения этого подхода. Но кроме теории вы узнаете, как внедрить научный метод в свою жизнь – получите более десятка эффективнейших рекомендаций от американского ученого Дэниела Деннета и, конечно же, команды 4BRAIN.

Урок 3. Аргументация: как рассуждать последовательно и логично

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Сделать так, чтобы собеседник или оппонент в споре принял предлагаемую вами теорию или идею, не всегда бывает просто. Наука, образование, бизнес, политика, да и обычная повседневная жизнь – везде требуется уметь обосновывать свою позицию и грамотно ее интерпретировать. От рождения этим навыком не обладает никто, поэтому его тоже нужно развивать.

Третий урок посвящен всему, что касается аргументации: вы узнаете ее определение и поймете, почему она так важна, познакомитесь со структурой, правилами и критериями оценки аргументов, освоите основные методы аргументирования. Также мы побеседуем о правилах и приемах успешной аргументации, представим конструкции аргументирования, расскажем о тактике аргументации и убедительных доводах.

Урок 4. Критическое мышление: препятствия

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Критическое мышление – это навык, который можно и нужно развивать. Под силу это каждому, однако далеко не все справляются с этой задачей легко и непринужденно. Довольно часто на пути возникают всевозможные барьеры и преграды, затрудняющие обучение критическому мышлению. Чтобы преодолеть препятствия нужно знать о них и о способах их устранения.

В четвертом уроке мы поговорим о главных барьерах на пути критического мышления: переоценке способности рассуждать, нежелании критиковать, неправильной оценке критики, отсутствии методов и опыта, влиянии эмоций, конформизме, пропаганде, цензуре и других. Вы узнаете, что думают о подобных преградах американские психологи А. Холл и П. Хилл, и как предлагают их преодолевать отечественные исследователи: Б. М. Кедров, А. В. Антонов, В. В. Мухортов, Р. М. Грановская и другие.

Урок 5. Иррациональное мышление

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Многие люди склонны допускать, что действительность не всегда может быть понята с помощью научных методов. Говоря проще, такие люди привыкли мыслить иррационально, вследствие чего допускают в жизни, работе и других сферах множество ошибок и сталкиваются с совершенно ненужными помехами и проблемами. Иррациональное мышление – еще один барьер на пути к развитию критического мышления.

В пятом уроке вы познакомитесь с определением и характеристикой иррационального, типологией иррациональных мыслей и их влиянием на жизнь и деятельность человека, причинами иррационального мышления. В практической части урока предлагаются эффективные способы борьбы с иррациональным мышлением, а также рассматриваются преимущества навыка мыслить рационально.

Урок 6. Работа с информацией

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое

Прошлое столетие было столетием промышленности, но 21 век – это эпоха информации, о важности которой вы и сами прекрасно знаете. В наше время любая перспективная, престижная и высокооплачиваемая профессия связана с потоками данных, а развитие критического мышления и тренировка навыков работы с информацией крайне важны для достижения успеха на любом поприще.

Заключительный урок посвящен работе с информацией. Из него вы узнаете, для чего она бывает нужна (стратегические, тактические и оперативные цели), каковы теоретические и практические основы поиска информации и работы с ней. Вы освоите методы работы с информацией (мозговой штурм, фильтрация, анализ, выводы и формулировка) и познакомитесь с правилами и тремя зонами хранения информации.

Наверное, вы заметили, что каждый урок по-своему интересен и достоин внимания и изучения. Но чтобы информация воспринималась и усваивалась с максимальной эффективностью, обучение критическому мышлению на уроках нашего курса должно быть подчинено конкретной системе.

Как проходить занятия?

Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт. Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них.

Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.

Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.

Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.

Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.

Книги по критическому мышлению

В этом разделе дополнительных материалов мы собрали несколько замечательных работ на тему развития критического мышления. Из них вы узнаете массу полезных сведений, и ваши знания станут намного глубже. Опыт других людей бесценен: во-первых, он предоставляет уникальную информацию, а во-вторых, уберегает от множества ошибок и промахов, тем самым экономя ваши силы и время.

Книги по критическому мышлению:

И перед тем как вы приступите к освоению основного материала, мы хотим, чтобы вы немного отвлеклись и отдохнули.

Цитаты знаменитых людей об умении мыслить критически

Откиньтесь на спинку кресла и познакомьтесь с мыслями знаменитых людей на тему критического мышления и критики вообще. Пусть они еще раз укажут вам на то, почему необходимо уметь мыслить критически:

Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали; в действительности они так и делают.

Подметить ошибку в деле — еще не значит дока­зать неправость самого дела.

Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю.

Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всего лишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки.

Самый гений имеет надобность в критике, показующей его совершенства и недостатки.

На протяжении моей жизни я извлекал больше пользы от моих друзей-критиков, чем от поклонников, особенно если критика выражалась вежливым и дружеским языком.

Чтоб иметь право критиковать, надо верить в ка­кую-то истину.

Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее.

Если всё равно ничего нельзя изменить, зачем доводить себя до безумия.

Постыдно чужие недостатки тщательно примечать, а на свои не обращать внимания.

критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть фото критическое мышление в педагогике что это такое. Смотреть картинку критическое мышление в педагогике что это такое. Картинка про критическое мышление в педагогике что это такое. Фото критическое мышление в педагогике что это такое
Демокрит

И на этой позитивной ноте самое время начать заниматься. Давайте приступим!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *