критики шукшин что понравилось

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

23.12.2018

Шукшин В. «Критики»

Шукшин В., рассказ «Критики»

Главные герои рассказа «Критики» и их характеристика

Чему учит рассказ «Критики»
Рассказ учит уважительному отношению к старикам, учит уметь прощать их слабости, быть им благодарным за их труд, не спорить со стариками по пустякам. Учит не унижать другого человека, выставляя на показ свою мнимую образованность и воспитанность. Учит быть добрым, любящим, неравнодушным.

Отзыв на рассказ «Критики»
Мне понравился этот рассказ, хотя отношение и родителей, и родственников к старому деду меня возмутило. Любой человек имеет право на собственное мнение и смеяться над этим мнением грех. Этим смехом эти люди только показали свою невоспитанность и хамство. Тем более, нельзя обижать стариков, потому что они уже иначе смотрят на вещи, и то что нам кажется безобидной шуткой, может их глубоко ранить.

Пословицы к рассказу «Критики»
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семейное согласие всего дороже.
Дети родителям не судьи.
Злая обида горше полыни.
Не смейся над старым, сам будешь стар.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Критики»
Деду было 73, а Петьке 13 и они дружили. Больше всего они любили ходить в кино и на фильмы уходила половина дедовской пенсии. Они садились на первый ряд, потому что там было лучше видно и слышно. Но дед, который все равно был глуховат, часто не слышал слов и угадывал их по губам актеров. Иногда он смеялся невпопад, когда все молчали.
Когда убивали невиновного, дед плакал, за драками следил напряженно и сразу чувствовал фальшь, говоря, что так не бывает. Дед вообще любил обсудить фильм и покритиковать его, особенно фильмы о деревенской жизни.
Например, ему не нравился парень, который пел о своей любви и лез под окно любимой девушки. Такого дед называл Ваней-дурачком и говорил, что в их деревне этого парня подняли бы на смех. Потому что когда любишь, о любви молчишь, а не поешь. И любимую за несколько улиц обходишь, а не в окно к ней лезешь.
На этой почве они часто спорили с Петькой, который всегда заступался за актеров. А вот со взрослыми дед не любил спорить об искусстве, не умел. Только один раз он поспорил и навлек на свою голову беду.
Дело было так.
Однажды Петька с дедом посмотрели какую-то комедию и дружно разнесли ее в пух и прах, потому что ничего смешного в ней не было. Когда они пришли домой, там по телевизору смотрели деревенскую картину. А в гости приехали Петькина тетка с мужем.
Петька почти сразу пошел делать уроки, а дед, посмотрев немного, объявил, что фильм хреновина и так не бывает.
Вежливый городской мужчина спросил, почему так не бывает. И дед объяснил, что актер совсем не плотник и даже топор держать не умеет. Петькин отец сказал, что дед с Петькой критики, желая тем самым смягчить высказывание деда. Петькина тетя стала говорить, что это актер и ей не важно, как он держит топор, потому что ей интереснее человек.
А ее муж добавил, что такие как дед, и пишут письма на телевидение.
Дед ответил, что таких как тетя легко надуть, а его нет, потому что он сам был плотник. Городские посмеялись, а родители Петьки стали отправлять деда к Петьке, помогать делать уроки. При этом отец Петьки сказал городскому, что дед в уроках ни в зуб ногой, и смотреть на то, как он помогает Петьке умора.
Дед стоял как оплеванный. Потом пошел к Петьке и стал жаловаться. Сказал, что его назвали выжившим из ума дураком и над ним смеялись. Петька успокаивал деда как мог, но тот начал заводиться, потом достал деньги и ушел.
Дед вернулся через час пьяным и стал кричать, обращаясь к двери, за которой смотрели телевизор. Петька совсем растерялся и принялся успокаивать деда. Дед сел и Петька стал помогать ему снять сапоги. Но тут деду снова что-то пришло в голову и он, обещая показать всем, взял сапог и пошел в зал. Дед запустил сапогом в телевизор и экран разбился вдребезги.
Дед кричал и ругался, а Петькин отец стал заламывать ему руки и связывать их полотенцем. Дед продолжал кричать, что своими руками срубил половину деревни, а его дураком называют.
Тут пришли Петькина тетя и милиционер, Ермолай Кибяков. Ермолай сел к столу и стал составлять протокол. Он записал имя деда, год рождения, описал как семья смотрела фильм про колхоз, и как дед в сильном алкоголе вошел в комнату и бросил в телевизор сапог 43 размера.
Потом Ермолай встал и повел за собой присмиревшего деда. Петька долго не понимал, что происходит, но когда деда стали поднимать, он понял, что его сейчас отведут в каталажку и заплакал. Петька бросился защищать деда, а мать уговаривала его, говоря, что ничего страшного не случится, если дед переночует в тюрьме, а завтра вернется и ему будет стыдно.
Но Петька плакал все громче и оттолкнул городскую тетю, вспомнив, что это она привела милиционера.
Он забрался на печку и там горько рыдал.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Критики»

Источник

«Критики» — читательский дневник по рассказу В. Шукшина

критики шукшин что понравилось. Смотреть фото критики шукшин что понравилось. Смотреть картинку критики шукшин что понравилось. Картинка про критики шукшин что понравилось. Фото критики шукшин что понравилось

Рассказ «Критики» Василия Шукшина был написан писателем в 1964 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Шукшин Василий Макарович
Название произведения: «Критики»
Жанр: рассказ
Год написания: 1964
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2005

Главные герои и их краткая характеристика

Петька, 13 лет — мальчик добрый, впечатлительный. Азартный спорщик, умеет отстаивать свое мнение. Самостоятельный.
Дед Тимофей, 73 года — большой любитель кино, человек честный и принципиальный. Не любит, когда над ним смеются. Горячий и обидчивый.
Родители Петьки — простые люди, старающиеся все делать для удобства чужих людей.
Городские дядя и тетя — равнодушные, самоуверенные, насмешливые.
Ермолай Кибяков, милиционер.

Краткое содержание и сюжет

Семидесятитрёхлетний дед Тимофей вместе с тринадцатилетним внуком Петькой очень любят ходить в кино, хотя на билеты уходит половина дедовой пенсии. После просмотра внук и дед принимаются спорить. Если дед замечает неправдоподобную сцену, то ему не нравится весь фильм. Его любимый аргумент — «так не бывает».

Однажды Петька с дедом смотрят комедию, которая, к их большому неудовольствию, оказывается не смешной. Домой они приходят злые.

Дома они застают гостей: сестру Петькиной матери с мужем. Все смотрят телевизор, где показывают какую-то деревенскую картину. «Критики» телевизор не любили, посмотрев пару раз телевизионные передачи, дед пришёл к выводу, что это всё равно как подглядываешь.

Петька уходит учить уроки, а дед остаётся со взрослыми. Посмотрев фильм пять минут, дед заявляет, что «так не бывает». Деду не нравится плотник в картине, а себя он считает специалистом в этой области, так как плотничал всю жизнь. Петькина тётя говорит, что детали не важны, дед, напротив, находит их важными. Родители Петьки вместе с гостями не воспринимают его всерьёз и отправляют к внуку помогать делать уроки. Дед воспринимает это как личное оскорбление.

Пожаловавшись Петьке на взрослых, дед уходит. Вернувшись через час, пьяный и разгорячённый, дед идёт в комнату, где смотрят фильм. Напрасно внук пытается его успокоить. Старик бросает сапог в телевизор и разбивает экран. Происходит небольшая потасовка, и Петькин отец одолевает деда.

Петькина тётя приводит участкового, который составляет протокол. Петька не понимает, что происходит, и просто смотрит на происходящее. Мальчик осознаёт ситуацию, когда милиционер уводит деда в вытрезвитель. Петька плачет. Мать с тётей пытаются его успокоить, но напрасно. Вспомнив, что именно тётя привела милиционера, мальчик грубо отталкивает её, и ещё долго плачет в подушку.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дед с Петькой очень любили смотреть кино и обсуждать, что в фильме правда, а что нет. К родителям Петьки приехали родственники из города и стали смотреть фильм о деревне. Дед сказал, что в фильме все неправда, а над ним стали смеяться и прогнали. Дед сходил напился и сапогом разбил телевизор. Отец скрутил деда, пришел милиционер и составил протокол. Деда увели в отрезвитель, а Петька сильно плакал и на всех обиделся.

План пересказа

Основная мысль

Старый, что молодой, и того и другого обидеть легко, а вот извиниться сложно.

Чему учит

Рассказ учит уважительному отношению к старикам, учит уметь прощать их слабости, быть им благодарным за их труд, не спорить со стариками по пустякам. Учит не унижать другого человека, выставляя на показ свою мнимую образованность и воспитанность. Учит быть добрым, любящим, неравнодушным.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, хотя отношение и родителей, и родственников к старому деду меня возмутило. Любой человек имеет право на собственное мнение и смеяться над этим мнением грех. Этим смехом эти люди только показали свою невоспитанность и хамство. Тем более, нельзя обижать стариков, потому что они уже иначе смотрят на вещи, и то что нам кажется безобидной шуткой, может их глубоко ранить.

Вывод и мое мнение

Рассказ «Критики» Шукшина поднимает глобальную проблему – взаимоотношения между поколениями, извечную проблему «отцов и детей». Рассказ пронизан идеями любви к ближнему, терпения, всепрощения, уважения к старшим.

Источник

Смысл произведения «Критики» Шукшина

Повествование в произведении «Критики» ведется от лица 13-летнего мальчугана. Его глазами мы видим все происходящее, потому что точка зрения мальчика самая мудрая среди всех персонажей этого литературного мира. Автор, словно, отвергает превосходство житейского опыта обывателей и склонен считать, что умнее тот, кто может любить и прощать. А лучше с этим справится, чем Петя, никто в этой семье не в состоянии.

В рассказе В.И. Шукшина читатель может наблюдать чрезвычайную трогательную картину взаимоотношений между дедушкой Тимофеем 73-х лет и внуком Петькой 13-ти лет от роду. Объединяющим их звеном были походы в деревенский клуб, где исправно показывали различное кино. Добрая половина дедовской пенсии уходила на это увлечение. А родственники с иронией в голосе называли их «критиками», словно уничижая их киноведческие споры. Хотя критиками в этом рассказе являются абсолютно все, только вот в чужом глазу им соринка видна, а в своем они и бревна не замечают.

В рассказе «Критики» затронута проблема взаимоотношений между поколениями. Она раскрывается в том, что спустя какое-то время люди становятся черствыми к своим пожилым родственникам, относятся к ним пренебрежительно, с презрением, нависает непросветное недопонимание друг друга и в разговорах все чаще присутствует язвительный сарказм.

Дед — ворчливый, нервный и глуховатый. В прошлом он был плотником, отстроившим практически всю деревню, в которой на тот момент жил со своей семьей. Более молодое поколение занято своими делами и не понимает увлечения деда. А для него это радость, любимое увлечение. Ему нравилось поспорить с внуком и он всегда выходил победителем, задавив юного собеседника более весомыми, по его мнению, аргументами. Со взрослыми же он спорить не любил и не мог, поскольку его аргументов, которые были вроде «Хреновина» или «Так не бывает», не хватало, чтобы переубедить более прытких в мышлении членов семьи.

Дед всегда оценивал любой фильм со стороны правдоподобности, по его мнению сюжет должен был повторять жизненные ситуации. Поэтому походы в кино были возможностью исподтишка заглянуть в другую горницу и посмотреть, что же там творится. То что плотник в кино держит топор неправильно возмущает до глубины души, а высказывания взрослых родственников вроде «любопытный старик» заставляет чувствовать себя оплеванным. Вежливые улыбки на его негодование он воспринимает как издевательский смех. Да и в целом часто повторяющееся слово всех родственников «Интересно» полная ложь, на самом деле они считают ересью все, что говорит старик. Проблемой деда было то, что он домысливал поступки и слова других людей и иногда неправильно. И однажды, будучи подкрепленным спиртным, разбивает телевизор и высказывает все свои обиды, накопленные годами.

Дед живет в своем клочке мира, вспоминая как все было и как переменилось. Глухота часто играет злую шутку: он не понимает порой что говорят, смеется невпопад и чужая улыбка порой кажется насмешкой, словно человек сначала что-то сказал, а потом посмеялся. Но в глубине души он очень сердечный, трепетный, жалостливый человек, который искренне плачет над смертью какого-нибудь героя в кино. Дед Тимофей не является глупым человеком, как может показаться. Его возмущения можно оправдать. Он просто другой, также как для вас родственник, приехавший, допустим, из Америки. Его закалка с 1963 года, его мировоззрение, воспитание, его образ жизни, — все отличается от современности, как и он сам.

Получается так, что дед живет со своими ценностями в глухом одиночестве, ни внук, ни сын не собираются их перенимать и их совершенно не волнует, что плотник держит топор не так, как следовало бы. Но Петька хотя бы стремится всегда утешить и пожалеть деда, объяснить то, что он не понял. Он единственный сопереживал, когда милиционер вел его в «отрезвитель». А вот сын деда будто стыдится его безыскусности, пережитки нравственности и чувствует себя опозоренным рядом с ним. Сын груб и нетерпим к своему отцу. Для него и всей остальной семьи дед является обузой.

В.И. Шукшин взывает с помощью этого небольшого рассказа ко всем, у кого в семьях есть пожилые люди. Он просит относиться к ним уважительно, быть снисходительными, отзывчивыми. Быть с ними более душевными, чуткими и ласковыми, не судить их строго. Это приободрит стареньких дедушек и бабушек, растопит сердце, они почувствуют, что не одиноки, не брошены и не забыты. Будьте добрее и к вам обязательно вернется!

Источник

«Критики», анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Рассказ «Критики», по классификации самого Шукшина, относится к рассказам-характерам. Столкновение характеров выявляет слабые стороны героев-родственников: деда, его сына и невестки, родственников невестки.

Проблематика

Важнейшая проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что в этой жизни они «не у дел». Обычная для Шукшина проблема отношений между городскими жителями и деревенскими тоже поднимается в рассказе.

Герои рассказа

Дед – 73-летний сухой, нервный и глухой старик. В прошлом он плотник, мастер своего дела, построивший половину деревни, в которой живёт. Теперь семья относится к нему с пренебрежением, как к ненужной, отжившей своё вещи. Любимое развлечение деда – ходить с внуком в кино и критиковать всё, что он видит на экране: сюжет картины, отдельные эпизоды, героев и их поступки. При этом деду обязательно нужно спорить. Он охотно спорит с 13-летним внуком Петькой, в этих спорах побеждает, используя «взрослые» аргументы: «Ты маленький ишо».

Со взрослыми дед спорил редко, потому что «не умел». Его аргументы всегда одинаковы: «Хреновина. Так не бывает». Дед оценивает кино только с одной точки зрения – правдоподобия, оно должно повторять жизнь. Именно поэтому телевизор для него подобен щёлке, в которую бесстыдно заглядывают люди, как в чужую горницу.

Дед возмущён тем, что плотник в фильме держит топор неправильно. Он не желает слушать точку зрения приезжих родственников. Их вежливые улыбки дед воспринимает как издевательский смех. Замечание тётиного мужа «любопытный старик» оскорбляет деда, он чувствует себя как оплёванный.

Дед «заводится». Эмоциональное возбуждение подкрепляется спиртным, и дед разбивает экран телевизора, высказывает все накопившиеся за долгие годы обиды. Другое свойство его характера состоит в домысливании слов и действий других людей.

Дед живёт в своём мире, хотя получилось это вынужденно: он плохо слышит, из-за чего не всегда понимает, что происходит в его любимом кино, смеётся невпопад. Но дед – сердечный и жалостливый человек, часто плачет, когда кого-нибудь в кино убивают.

Свои ценности дед пытается передать другим поколениям: внуку и сыну, но они в этих ценностях не нуждаются. Петька возражает, что «сейчас люди другие стали». Так же и сын деда внешне ласково обращается к отцу «тятя», но ему не интересно замечание деда о том, что плотник в фильме неправильно держит топор.

Петька – тринадцатилетний «друг» деда, самостоятельный, длинный, стыдливый и упрямый. Он с удовольствием спорит с ним о картинах, пытается объяснить то, что дед не понял. Петька – дедов единомышленник.

Всё происходящее читатель видит глазами мальчика. Точка зрения Петьки самая мудрая. Автор отвергает житейский опыт. Более мудрый тот, кто умеет любить и прощать. Лучше всех в семье это умеет Петька. Он советует деду не обращать внимания на насмешки взрослых, пытается успокоить, раздеть и разуть пьяного деда. Петька единственный жалеет деда, которого милиционер ведёт в «отрезвитель», горько плачет.

Петькина тётя и её муж – городские жители, москвичи, для них дед со всеми своими амбициями – просто экзотика. Именно тётя вызывает милиционера, а муж тёти на всё смотрит как бы со стороны. В них сочетаются интерес к определённым деталям и равнодушие к человеку в целом.

Милиционер Ермолай – это формалист. Он видит только сухие цифры и факты, не жалеет даже взволнованного Петьку, пугая его тюрьмой для деда.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с описания привычных занятий деда и внука, любивших критиковать фильмы. Средняя часть рассказа – единственная серьёзная стычка деда со взрослыми. Они критикуют деда, с его точки зрения, несправедливо. Кончается рассказ приходом милиционера, который составляет протокол, представляющий собой смесь официально-делового стиля с просторечными и малограмотными выражениями: «Он продолжал возбуждённое состояние», «вышиб всё на свете, то есть там, где бывает видно».

Критиками являются все герои, каждый из них видит недостатки другого, но бревна в своём глазу не замечает.

Стилистические особенности

Шукшин буквально в двух словах описывает внешность деда и внука, портретов других героев нет. Характер героев раскрывается, как в драме, через диалоги, речь.

Авторский текст краток, напоминает ремарки. Речь деревенских жителей простая, содержит речевые ошибки. Шукшин описывает жителей алтайской деревни, откуда он родом. Это подчёркивают диалектные слова: глянется (понравится), удосужил, оправился. Дед использует грубые выражения: ухайдокали, хреновина. Городские жители говорят вежливо и с улыбкой (именно она выводит из себя деда).

Благодаря милицейскому протоколу рассказ приобретает черты очерка. Читатель узнаёт только из протокола полное имя деда, год (1963), число и месяц случившихся событий. Казённый язык протокола подчеркивает живой разговорный язык простых людей, которыми любуется автор.

Источник

“Критики”, анализ рассказа Шукшина

Жанровые особенности

Рассказ “Критики”, по классификации самого Шукшина, относится к рассказам-характерам. Столкновение характеров выявляет слабые стороны героев-родственников: деда, его сына и невестки, родственников невестки.

Проблематика

Важнейшая проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема “отцов и детей”. Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что в этой жизни они “не у дел”.

Обычная для Шукшина проблема отношений

Герои рассказа

Дед – 73-летний сухой, нервный и глухой старик. В прошлом он плотник, мастер своего дела, построивший половину деревни, в которой живет. Теперь семья относится к нему с пренебрежением, как к ненужной, отжившей свое вещи. Любимое развлечение деда – ходить с внуком в кино и критиковать все, что он видит на экране: сюжет картины, отдельные эпизоды, героев и их поступки.

При этом деду обязательно нужно спорить. Он охотно спорит с 13-летним внуком Петькой, в этих спорах побеждает, используя “взрослые” аргументы:

Со взрослыми дед спорил редко, потому что “не умел”. Его аргументы всегда одинаковы: “Хреновина. Так не бывает”.

Дед оценивает кино только с одной точки зрения – правдоподобия, оно должно повторять жизнь. Именно поэтому телевизор для него подобен щелке, в которую бесстыдно заглядывают люди, как в чужую горницу.

Дед возмущен тем, что плотник в фильме держит топор неправильно. Он не желает слушать точку зрения приезжих родственников. Их вежливые улыбки дед воспринимает как издевательский смех.

Замечание тетиного мужа “любопытный старик” оскорбляет деда, он чувствует себя как оплеванный.

Дед “заводится”. Эмоциональное возбуждение подкрепляется спиртным, и дед разбивает экран телевизора, высказывает все накопившиеся за долгие годы обиды. Другое свойство его характера состоит в домысливании слов и действий других людей.

Дед живет в своем мире, хотя получилось это вынужденно: он плохо слышит, из-за чего не всегда понимает, что происходит в его любимом кино, смеется невпопад. Но дед – сердечный и жалостливый человек, часто плачет, когда кого-нибудь в кино убивают.

Свои ценности дед пытается передать другим поколениям: внуку и сыну, но они в этих ценностях не нуждаются. Петька возражает, что “сейчас люди другие стали”. Так же и сын деда внешне ласково обращается к отцу “тятя”, но ему не интересно замечание деда о том, что плотник в фильме неправильно держит топор.

Петька – тринадцатилетний “друг” деда, самостоятельный, длинный, стыдливый и упрямый. Он с удовольствием спорит с ним о картинах, пытается объяснить то, что дед не понял. Петька – дедов единомышленник.

Все происходящее читатель видит глазами мальчика. Точка зрения Петьки самая мудрая. Автор отвергает житейский опыт.

Более мудрый тот, кто умеет любить и прощать. Лучше всех в семье это умеет Петька. Он советует деду не обращать внимания на насмешки взрослых, пытается успокоить, раздеть и разуть пьяного деда.

Петька единственный жалеет деда, которого милиционер ведет в “отрезвитель”, горько плачет.

Отец Петьки, очевидно, стыдится своего безыскусного отца. Вырвавшаяся у старика фраза о том, что его не хотят сажать с собой за стол, а также обращенное к нему ругательство сына “родимчик тебя возьми” – все эти детали свидетельствуют о том, что дед для взрослых не друг, а обуза. Мать Петьки разделяет точку зрения мужа, считает деда бессовестным. Отец трижды повторяет обращенное к деду “удосужил”, что в контексте рассказа значит примерно “опозорил, удивил”.

Отец Петьки не способен понять и простить деда, ведет себя с ним очень грубо: берет в охапку, связывает руки полотенцем, кладет на пол и, наконец, отдает на растерзание милиционера.

Петькина тетя и ее муж – городские жители, москвичи, для них дед со всеми своими амбициями – просто экзотика. Именно тетя вызывает милиционера, а муж тети на все смотрит как бы со стороны. В них сочетаются интерес к определенным деталям и равнодушие к человеку в целом.

Милиционер Ермолай – это формалист. Он видит только сухие цифры и факты, не жалеет даже взволнованного Петьку, пугая его тюрьмой для деда.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с описания привычных занятий деда и внука, любивших критиковать фильмы. Средняя часть рассказа – единственная серьезная стычка деда со взрослыми. Они критикуют деда, с его точки зрения, несправедливо.

Кончается рассказ приходом милиционера, который составляет протокол, представляющий собой смесь официально-делового стиля с просторечными и малограмотными выражениями: “Он продолжал возбужденное состояние”, “вышиб все на свете, то есть там, где бывает видно”.

Критиками являются все герои, каждый из них видит недостатки другого, но бревна в своем глазу не замечает.

Стилистические особенности

Шукшин буквально в двух словах описывает внешность деда и внука, портретов других героев нет. Характер героев раскрывается, как в драме, через диалоги, речь.

Авторский текст краток, напоминает ремарки. Речь деревенских жителей простая, содержит речевые ошибки. Шукшин описывает жителей алтайской деревни, откуда он родом. Это подчеркивают диалектные слова: глянется (понравится), удосужил, оправился.

Дед использует грубые выражения: ухайдокали, хреновина. Городские жители говорят вежливо и с улыбкой (именно она выводит из себя деда).

Благодаря милицейскому протоколу рассказ приобретает черты очерка. Читатель узнает только из протокола полное имя деда, год (1963), число и месяц случившихся событий. Казенный язык протокола подчеркивает живой разговорный язык простых людей, которыми любуется автор.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *