критская цивилизация называется также минойской потому что
Минойская цивилизация
Из Википедии — свободной энциклопедии
Минойская или крито-микенская цивилизация — другое название эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг.до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Минойскую цивилизацию открыл в последние годы XIX века британский археолог Артур Эванс.
Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.
В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной крито-микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV—III вв. до н.э.
Тайны и загадки древней Критской или Минойской цивилизации
Купающийся в лучах яркого эгейского солнца, Кносс первым увидел расцвет европейской цивилизации. Мириады его дворов эхом вторили веселому смеху. Потом настала тишина — такая абсолютная, что веками царство древнего Крита считалось мифом. Немногие цивилизации были забыты так прочно, как критская, точнее — минойская. Даже древние греки знали ее лишь по фольклору, питавшему их мифы и легенды.
Раскопки Критской или Минойской цивилизации
До конца XIX в. минойский Крит считался чистым вымыслом. Однако английский археолог Артур Эванс провел на Крите раскопки (1893—1894, 1900—1905, 1913 и 1920), и на свет явились руины древнего дворца. Оценки численности кносских жителей сильно варьируются, но, если считать соседний порт Амнис, это около 100 0 00 человек. Значит, в свое время тут был крупнейший город Средиземноморья.
Первый Кносский дворец
Кносский дворец занимает лошадь более 2 га. Постройки сгруппированы вокруг центрального двора (60 х 30 м). Здесь показана часть западного крыла с выходящими в этот двор галереями. Они обеспечивали вентиляцию, тень и прохладу, столь ценные в жарком и сухом климате острова.
Около 1600 до н.э. страшное землетрясение и цунами почти уничтожили этот ранний вариант Минойской цивилизации. Однако это не остановило развития критской культуры. На руинах старых дворцов, частично из их обломков, выросли новые.
Новая жизнь Кносского дворца
Именно кносский дворец, которому посвятил основные свои труды Артур Эванс, открыт для туристов. По любым меркам, это грандиозное сооружение — нс одно здание, а целый урбанистический комплекс. Как и другие дворцы того периода, он служил не только царской резиденцией, но и производственным центром, гигантским складом продовольствия и арсеналом, религиозным и административным сердцем острова, а также тюрьмой.
Повсюду встречаются изображения двусторонних секир — символа династии Миноса. Греки назвали этот знак «лабир», откуда и произошел термин «лабиринт». Название вполне соответствует самому дворцу с его запутанной системой залов, дворов, комнат и переходов. Они расположены в несколько этажей по склону холма.
Северная часть дворца была производственной зоной, где трудились ремесленники и художники. К западу от центрального двора находился культовый центр с обширным тронным залом и святилищами. Лестницы вели в покои придворных на втором этаже — такое их расположение характерно для минойских дворцов. Длинные складские помещения оборудованы погребами и огромными сосудами для хранения припасов и товаров (а также принесенных в жертву людей, в основном детей).
Восточная часть дворца — это царские апартаменты с величественной лестницей. Хитрая система проемов и колодцев позволяла естественному освещению проникать в лабиринт комнат и коридоров. В ванных комнатах дамы царской крови, окруженные рабынями и ручными обезьянками, наслаждались обществом друг друга, завивая волосы и накладывая макияж. Их супруги одевались в соседних покоях — закрепляли вокруг поясов яркие куски ткани. В комнатах рядом играли дети.
Вода распределялась по множеству помещений с помощью системы, превосходившей технически все известные для той эпохи и в некотором отношении даже римскую, возникшую гораздо позже.
Главным источником водоснабжения служили родники, дополнительным — дождь, для чего па крышах были устроены специальные желоба и коллекторы. Терракотовые трубы из сборных секций проходили пол полами. Вода текла постоянно, вероятно, возвращаясь в круговорот гидроподъемниками. Стоки отводились по трубам и канавам. Люки в разных частях системы позволяли проводить ее регулярное техобслуживание.
Стены ванных комнат штукатурили гипсом и покрывали фресками. Глубокие и широкие терракотовые ванны снаружи украшали абстрактным узором, а внутри — изображениями дельфинов и рыб. Кранов и сточных отверстий не было: очевидно, наливали и выливали воду слуги. Жители дворца пользовались также унитазами со смывом, соединенными с общей канализационной системой.
В Кноссе на территории главного дворца находились дополнительные постройки, включая малый дворец и царскую виллу, а примыкало все это к городу площадью 75 га. Дома бедноты не сохранились, зато известны руины крупных построек, в том число особняков, стоявших в окружении полей и садов из кипарисов. Зерно, вино, масло, другую провизию хранили в царских кладовых в сосудах, пифосах, которые бывали выше человека.
Жизненный уклад в Минойской цивилизации
Некоторые находки рассказывают о повседневной жизни простых людей. Стационарные очаги — редкость. Видимо, готовили в основном на жаровнях с углями. В крупных домах были медные сосуды, но большинство обходилось глиняными. Одевались своеобразно. Мужчины ходили с голым торсом в коротких юбках с тугими поясами, иногда в кожаных сапогах. Они всегда изображаются чисто выбритыми.
Создается впечатление, что Крит был островом юных спортсменов. На женщинах — короткие лифы, иногда оставлявшие открытой грудь и сильно стянутые на талии, как мужская одежда. Однако юбки длинные и оборчатые, целиком закрывавшие ноги. Костюм дополняют серьги и ожерелья тонкой работы, волосы замысловато уложены и украшены. У большинства дам перед ушами ниспадают длинные завитые локоны.
Извержение вулкана на Крите
С 1940-х по 1980-е многие ученые считали, что извержение на Тире почти полностью погубило минойскую культуру Крита. Однако последние данные по дендрохронологии, вулканическим отложениям и др. свидетельствуют о том, что многие жители пережили потрясение и восстановили хозяйство.
Цунами уничтожили прибрежные поселки и города, а также, что оказалось роковым, минойский флот, до того господствовавший на море. Мощь Крита была подорвана, чем не преминули воспользоваться греки- ахейцы с материка. Они высадились на Крите и завоевали его. Самобытная минойская культура (оказав влияние на завоевателей) постепенно пришла в упадок. Жители главного города Тиры, Акротири, спаслись (кто успел) морем, а вулканический пепел засыпал их дома, сохранив в своей толще мебель и фрески.
Загадочные письмена Минойской цивилизации
Минойцы пользовались письменностью, которая десятилетиями сбивала с толку ученых. Древнейшая ее форма — иероглифы, т.е. стилизованные рисунки обычных предметов. Однако в Кноссе Эванс нашел глиняные таблички с более абстрактными значками. Он не смог их расшифровать, но разделил образцы на два типа, названные линейным письмом А и линейным письмом Б.
Первое возникло раньше, в XVII в. до н.э. Найдено около 300 табличек с ним — слишком мало для прочтения. Зато текстов на линейном Б вдесятеро больше — они появляются около 1400 до н.э., когда минойская культура уже переживала упадок. В 1952 англичанин Майкл Вентрис прочел эти записи, установив, что они сделаны на архаическом греческом языке. Такое же письмо использовали микенцы на Пелопоннесе. Оно развилось на основе линейного А и позволяет судить о звучании его слов, которые, впрочем, остаются непонятными и складываются в уникальный язык с загадочными родственными связями.
Эти надписи ничего не говорят о минойцах. Почти все, что известно об их цивилизации, дали другие археологические находки. Вероятно, большинство текстов было на не дошедшем до нас пергаменте. Таблички с линейным А, найденные в частных домах и дворцах, говорят о существовании развитого делопроизводства, однако, судя по отсутствию других типов надписей, большинство населения оставалось неграмотным.
Древняя религия Крита
Раскопки показали, что Кносс был культовым центром. Однако святилища не господствуют над дворцом, как на Ближнем Востоке, и нет типичных для Египта и Месопотамии изображений загробного мира и злых духов. Похоже, религия критян была прославлением жизненных сил и творческих способностей. Минойцы любили зрелища: при дворце жили поэты, музыканты, танцовщицы, акробаты, жонглеры. Мощеные площадки, окруженные ярусами сидений, наверняка служили аренами каких-то представлений, которые проводились на обширном центральном дворе.
Во время ночных факельных празднеств женщины исполняли ритуальные экстатические танцы, в ходе которых напрямую общались с высшими силами. Глиняная статуэтка из Гази (близ Кносса) увенчана короной из мака — возможно, минойцы впадали в религиозный транс под действием опия. Греческие мифы рассказывают о «танцплощадке», выстроенной в Кноссе для Ариадны, дочери Миноса. Исполнявшаяся на ней сложная ритуальная пляска отражала запутанный план лабиринта, т.е. самого дворца. Возможно, на полу был узор, направлявший движения танцоров.
Другим зрелищем с явной культовой окраской являлась уникальная критская тавромахия — игры с быком, подтвержденные множеством обнаруженных в Кноссе фресок, рельефов, статуэток и резных печатей. Вероятно, этот ритуал отправлялся на деревянном помосте восточнее дворца. Участвовали и мужчины, и женщины. Речь шла о смертельно опасных акробатических трюках. Например, к быку подбегали спереди, хватались за рога и, оттолкнувшись от них, делали сальто через голову зверя на его спину, откуда тут же соскакивали на руки товарищей.
Современные тореадоры не верят, что такое возможно, но этот и другие головоломные трюки, входившие в тавромахию, встречаются на многих изображениях. За смертельными прыжками, затаив дыхание, следили толпы зрителей. Минойцы любили зрелища. Во время ночных факельных празднеств женщины исполняли ритуальные экстатические танцы, в ходе которых напрямую общались с высшими силами.
Тавромахия несла явную религиозную нагрузку. Как возник сам ритуал, можно только гадать — вероятно, еще в эпоху ловли и одомашнивания диких быков. Эти животные стали олицетворением мужской силы и частым сюжетом минойского искусства — скульптуры, живописи и даже архитектуры: элемент в виде бычьих рогов украшал постройки. Поклонение могучему самцу вылилось в культ юного бога — религию, начавшую формироваться в минойский период. Однако главные критские ритуалы посвящались Богине-Матери, фигуркам которой с древнейших времен поклонялись в храмах и пещерах. Ее часто изображали с символами живого — змеями, птицами, цветками. В ранний период, до 1700 до н.э., культ отправляли в святилищах на горных вершинах.
Жертвы приносились в форме глиняных муляжей, отражавших проблемы богомольца. Обычно это были изображения животных или частей человеческого тела. Иногда забивали жертвенного быка, скорее всего двойной секирой — часто попадающемся в кносском дворце символом Миноса. Были и человеческие жертвоприношения.
Взаимоотношения между Богиней-Матерыо и быком вызывают бурные споры ученых. Согласно греческим мифам, Минотавр был гибридом — мужчиной с бычьей головой. Он считался плодом страсти к рогатому зверю критской царицы Пасифаи (супруги Миноса). Возможно, это отзвук минойского культа, включавшего ритуальный брак с быком Богини-Матери — как бы животворящее соединение мужского и женского начал. Возможно, в обряде участвовал царь, надевавший бычью маску.
Не исключено, что священное животное олицетворяло и подземные толчки, зловещий гул которых могла смирить женская ласка. Сейсмические колебания, предвещавшие землетрясения (которые около 1600 до н.э. разрушили многое на Крите), породили и другие обряды. В святилище Анемосфилии у подножия горы Юктас, рядом с Кноссом, связали и принесли в жертву юношу — его кровью пытались умилостивить свирепых богов. Однако еще до окончания ритуала мощные толчки разрушили храм, погубив под его развалинами жреца и жрицу.
Развлечения древних минойцев
Кроме сакральных танцев и тавромахии любимыми развлечениями минойцев были кулачный бой и борьба. Во дворце Айя-Триады около Феста раскопан огромный конический сосуд, известный как «Боксерская ваза». На ней изображены два бойца в коротких юбках, ожерельях, шлемах и с кастетами.
Богачи, похоже, играли во что-то вроде шашек или нардов на досках, инкрустированных хрусталем и золотом. Великолепный образец, обрамленный слоновой костью, размером около 1 X 0,5 м найден в Кноссе Эвансом. На доске сложный узор из кружков и прямоугольников. Наверное, она служила крышкой для коробки с фишками. Естественно, такие изысканные вещи были только у знати. Простой народ играл скромнее. В портовой зоне Кносса раскопана игральная кость (бабка), разделенная на поля с цифрами от 1 до 14, а рядом два набора фишек.
Бедняки большую часть дня работали в поле, сообразуясь с сезонным ритмом. Прохладные зимы сменялись сухим летним зноем. Надо было ухаживать за виноградниками, пахать, сеять и т.п. Однако самый тяжелый труд не портил людям настроения. На одной из ваз изображено веселое возращение с жатвы. Люди несут на плечах серпы, процессию возглавляет, видимо, жрец. Один мужчина идет «против течения» — то ли пьяный, то ли просто дурачится.
Шлемы были обычно коническими, иногда с плюмажами. Широкие щиты, сделанные из бычьей шкуры, натянутой на деревянную раму, видимо, служили традиционной защитой в битве. В кносском арсенале найдены таблички с символами колесниц и множество металлических наконечников для стрел.
Минойское искусство отличается утонченностью, динамикой изображений и явной любовью к природе. Батальные сцены редки — очевидно, под защитой флота островитяне слишком привыкли к мирной жизни. Два воина видны на одной из ваз и еще несколько — на одной из фресок кикладского острова Тира, возможно, бывшего вассалом Крита. Крупных статуй не найдено — художники предпочитали изящные миниатюры.
Минойская цивилизация острова Крит. Дворцы Минойской цивилизации (2 статьи)
Исследователи Минойской культуры, возникшей на Крите в период позднего бронзового века (1380–1100 г.г. до н.э.), считают, что Минойская цивилизация, существовавшая примерно с 2700 до 1420 гг. до н. э., внезапно погибла от сильного извержения вулкана Тера на соседнем острове Санторини.
В самом деле на гористом острове Крит, во многих естественных гаванях обнаружены поднятие земли и погружения прибрежных участков из-за тектонических процессов вдоль всего побережья острова. Другие исследователи считают, что Минойская цивилизация была уничтожена вторжением микенцев из северо-восточной части Пелопоннеса, где правил легендарный царь Минос (Мина, др. греч. Μίνως) в «златообильных Микенах». Царь Минос был самым могущественным государем Эгейского моря.
Согласно греческому мифу, царь Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, рождённого на Крите, который, превратившись в белого быка, похитил Европу и доставил на Крит. Белый бык — олицетворение финикийского культа Баала (Ваала), которому приносились огненные жертвоприношения, жертву сжигали на алтаре.
Более 100 лет назад британский археолог сэр Артур Эванс обнаружил Кносский дворец на Крите, построенный во период существования минойской цивилизации.
Гомер называл выходцев с острова Крит «Eteocretans» («истинными критянами»), потомками царя Миноса, термин минойский означает «древний критской», то есть самобытный.Не смотря на то, что Артур Эванс предположил, что Минойская цивилизация возникла на Крите, благодаря переселенцам из Египта или Ливии, дальнейшие исследования доказывают самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите. Современные генетические исследования останков жителей минойской цивилизации опровергают первоначальное утверждение Эванса. В ходе исследований, учёные обнаружили генетическую близость минойцев к европейцам, выходцами из древней Анатолии, древние минойцы близки современным жителям Крита, живущих на плато Лассити. Минойцы произошли от неолитических европейцев, которые кардинально отличались от египтян или ливийского населения Африки.
Не вызывает сомнения тот факт, что Минойская цивилизация была первой до греческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции и первой развитой цивилизацией в Европе.
Разгадка таится в генетике.
Команда специалистов по генетике человека из Университета Вашингтона исследовали ДНК скелетов древних минойцев, живших 4000 лет назад и найденных в пещере в Плато Лассити на Крите. Они сравнили митохондриальную ДНК скелета. По данным ДНК-генеалогии Крит был заселён носителями Y-гаплогруппы J2, создавшими минойскую культуру в середине 3 тыс. до н. э.
Генетики выявили среди останков жителй Минойского Крита носителей гаплогруппы: J2a, E1b1b, G2a, I2, R1b-L23.
J2 — возник 19000 лет назад в северной Месопотамии.
E1b1b — возник 26000 лет назад в Северо-Восточной Африке.
G2a — возник 11000 лет назад в Леване или Анатолии.
I2 — возник 17000 лет назад на Балканах.
R1b-L21 — возник 4000 лет назад в Центральной и Восточной Европе.
Результаты исследований митохондриальной ДНК клеток скелета древних минойцев, которая передаётся по материнской линии, учёные генетики сравнили с аналогичными генетическими данными ДНК 135 современных людей, живущих в Европе и Африке.
Авторы генетических исследований ДНК утверждают, что минойцы, жившие 3700 — 4400 лет назад на острове Крит и основавшие Минойскую цивилизацию, были европейцами, а не африканцами или египтянами. По анализу ДНК минойцы генетически очень похожи на европейцев эпохи неолита и на современных жителей средиземноморского острова Крит, особенно, на тех, кто живёт на плато Лассити. Генетически минойцы, совершенно, отличаются от египетского или ливийского населения.
Результаты генетических исследований ДНК сегодня опровергают гипотезу Артура Эванса о том, что минойскую цивилизацию создали африканские эмигранты, и позволяют предположить, что создателями минойской культуры стали жители Крита — европейцы.
Современные методы исследования ДНК позволяют этому открытию уже сегодня бросить вызов утвердившемуся в исторической науке мнению о том, что древние критяне пришли на Кипр из Египта.
Дворцы Минойской цивилизации Крита
Минойские дворцы Крита были не только резиденциями аристократов и правящего сословия Минойской цивилизации, но они были и центрами политической, экономической власти, правосудия, управления торговли, религии, ремёсел. В каждом дворце были построены огромные кладовые, где хранился собранный урожай, вино, масло, драгоценности. Десятки помещений дворцов носят культовый характер, в них найдено множество религиозного культа, видимо, дворцы Крита выполняли роль крупных святилищ и центров религиозной жизни.
Гомер свидетельствует о том, что во время расцвета Минойской цивилизации (2700 до 1420 гг. до н. э.) на острове Крит (греч. Κρήτη) насчитывалось 90 городов.
Кносский (по-миненски: KO-NO-SO)— крупнейший дворец Крита, относящийся к позднему бронзовому веку. Британский археолог сэр Артур Эванс обнаружил Кносский дворец во время археологических раскопок на Крите 16 марта 1900 года. Со школьных лет всем известны легенды Древней Греции о мифическом получеловеке-полубыке Минотавре, жившем в таинственных лабиринтах Кносского двореца на острове Крит.
Не смотря на то, что слово «лабиринт» — Labyrinthos заимствовано из до-греческого, минойского языка (суфф.-nth-), это слово прекрасно ассимилировалось в греческом языке, как и многие другие слова минойского языка, так и не греческие названия островов Эгейского моря.Фестос (греч. Φαιστός, на минойском: PA-I-TO) — второй по величине роскошный дворец острова, построенный примерно в 1900 году до н. э., не уступающий по красоте Кноссу, раскопан итальянскими археологами в начале XX века. В 1908 году в Фестосе был найден знаменитый Фестский диск, с отпечатанными знаками неизвестного письма, датируется1700 годом до н. э.!
Малия (греч. Μάλια) – великолепный дворец Минойской цивилизации, обнаружен французскими археологами на Крите, раскопки дают возможность сравнивать старые и новые архитектурные особенности дворцовых построек этого периода. Площадь застройки Дворца в Малии — 7,5 тыс. кв. метров.
Като Закрос (греч. Ζάκρος, Zakro)- роскошный дворец, раскопки вели греческие археологи в самой дальней восточной части острова Крит.
Галатас (Galatas) – красивейший дворец, открытый совсем недавно.Агия Триада (греч. Αγία Τριάδα – Святая Троица) — находится рядом с городом Фестос — административный дворцовый центр.
Фурни Корсеон (греч. Φούρνοι Κορσέων) или Фурни – дворцовый комплекс на Крите раскопали американские археологи в первой четверти XX века. Фурни от латинского «Fourneli» — маленькая печь.
Пиргос – один из самых первых, ранних дворцов минойской цивилизации, обнаружен на юге острова Крит.Василики (Vasiliki) – дворцовый комплекс на востоке Крита, принадлежал раннему периоду развития Минойской цивилизации, и дал имя своеобразной керамической посуды — Vasiliki
Корфи (Fournu Korfi) — дворец, на юге острова Крит.
Псеира (Pseira) — город и дворец с ритуальными находками.Лато (греч. Λατώ) — руины старинного дорийского город Крита, в 3 км от деревни Крица.Город Лато назван в честь древнегреческой богини Лето (в микенских текстах как ra-to; по-дорийски — Лато, или Латона) дочери титана Кея и Фебы. Лето (Лато) — богиня материнской любви, мать близнецов Аполлона и Артемиды, рождённых на острове Деллос.
Гора Юктас (гора Juktas) – самое большое святилище минойской цивилизации, тесно связано с Кносским дворцом.
Акротири — поселение на острове Санторини (Тера), недалеко от места извержения вулкана Тера
Зоминтос (Zominthos) – античный минойский город в северных предгорьях горы Ида.
Карфи (по-микен.: k-f-t-w (Kaftor)– обнаружены остатки построек начала железного века — последнего периода минойской цивилизации 1200 года до н. э., в виде оборонительного горного участка.Аркалохори – дворец славен археологическими находками, среди
которых известный бронзовый литой обоюдоострый топор Аркалохори секира, вероятно, сакрального назначения. Лабрис — обоюдоострыйтопор Аркалохори найден в 1935 году в пещере Аркалохори греческим археологом Спиридоном Маринатосом.
На Крите Лабрис почитался, как символ Зевса Критского — секира или двусторонний топор — λάβρυς — лабрис, на лидийском наречии означает «секира«.
Лабрис (λάβρυς) культовый двойной топор начала бронзового века использован примерно от 2000 до нашей эры. Название Лабрис встречается только у Плутарха, при описании Лидии: «Лидийцы называют двойной топор, по-гречески «пелекус» — «πέλεκυς».
Исследователи до греческой цивилизации в Средиземноморье III тыс. до н. э. считают, чтоэто была цивилизация, созданная народом известным под именем пеласги («пел-асг» или «бел-асг» — белые аисты).
О пеласгах писали римские историки и географы, и древнегреческие авторы – Геродот в «Истории», Страбон, Павсаний, Аполлодор, Фукидид, Клавдий Птолемей в «Географии». О пеласгах писали легендарные поэты и драматурги – Гомер в «Илиаде», Вергилий в «Энеиде», Эсхил в «Просительнице», Софокл в «Инах» и др.
Из славистов-исследователей пеласгов хорошо известен Сергей Дарда.
Выдающийся чешский славист Любор Нидерле связывал Микенскую культуру III- II тыс. до н.э., насыщенную различными типами ярги (свастики), с арийскими племенами, не исключая, что это были славяне.