крито микенская письменность дошла до нас на табличках потому что
Кипро-минойская письменность
Обычно считается, что в процессе развития письменности друг друга исторически сменили три главных типа письма – пиктография, идеография и фонография. Пиктография представляет собой схематические рисунки, символически отображающие предметы и явления действительности. Конструкции, составленные этими знаками, как правило, заключают в себе цельные смысловые блоки, наполненные множеством нюансов и оттенков. Идеографическое письмо характерно тем, что составляющие его идеограммы (или логограммы) обозначают уже конкретные значения отдельных слов. Лучше всего представить себе сущность идеограммы можно на примере цифр и арифметических знаков. Таким образом, идеографическое письмо является более функциональным инструментом письменного общения, но в то же время намного более примитивно по сравнению с пиктограммами с точки зрения знаково-смысловой насыщенности.
Логическим завершение эволюции письма стал переход к такой системе, в которой знаки (фонограммы) обозначают уже звуковые элементы слова, то есть слоги (силлабическое письмо) или звуки (фонетическое письмо).
Силлабическое письмо использовалась на Кипре для записей текстов на неизвестном, мертвом сегодня языке, который имеет условное название «этеокипрский язык». Известна эта письменность стала в середине 19 века, а известный археолог Артур Эванс – открыватель и исследователь минойской культуры на острове Крит – считал, что кипрское слоговое письмо являлось непосредственным потомком критского линейного письма «А», что и было в дальнейшем поддержано многими учеными. Однако в 1955 году П. Дикейос проводя археологические изыскания в городе эпохи поздней бронзы Энкоми (1600-1050 года до н.э), что на восточном побережье острова – обнаружил табличку из обожженной глины, письмена которой достаточно сложно определить в общей линии развития письменности от критского линейного письма «А» до классического кипрского слогового письма. Кроме того, древнее кипрское слоговое письмо имеет вариации в зависимости от района, и ряд ученых предполагает, что на Кипре в эпоху бронзы существовало несколько близких видов письма. Считается, что, несмотря на то, что кипрская силлабическая письменность возможно и ведет свое происхождение от критского линейного письма «А», тем не менее, несет на себе результат сильного воздействия клинописи Востока. Это не удивительно. Ведь Кипр в течение многих тысячелетий находился под сиро-финикийским влиянием, но, тем не менее, имел ярко выраженную крито-микенскую доминанту. В течение веков система письма изменялась благодаря новым греческим влияниям, но, несмотря на то, что на острове уже существовал и развивался греческий алфавит, древняя кипро-минойская письменность продолжала существовать вплоть до завоеваний Александра Македонского. В конце концов, греческое присутствие на острове стало подавляющим, и алфавит полностью заменил кипрскую систему письма, навсегда ушедшую в прошлое.
Как уже упоминалось, древнее кипрское слоговое письмо представлено сегодня лишь в нескольких кратких надписях на керамике, глиняных шарах и цилиндрах, назначение которых также до сих пор неясно. Тексты более пространного содержания сохранились на табличках из Энкоми (которые считаются наиболее ранними примерами кипрской письменности), а также известна одна табличка с кипро-минойским текстом из Угарита (Финикия).
Дискуссии по поводу попыток дешифровки кипрских силлабических надписей не утихают и по сей день. Однако печальная действительность состоит в том, что мировоззрение древних людей, основополагающие категории их мышления и соответственно, понятийный ряд, которым они эти категории выражали, настолько далеки от мироощущения современного человечества, что любые попытки представителей сегодняшней науки интерпретировать архаические знаковые системы, исходя из своих собственных взглядов на мир древнего человека, приводят, чаще всего, к результатам, мягко говоря, курьезным. И сколько бы не появлялось очередных интерпретаций расшифровок, истинный смысл древних надписей, скорее всего так и останется тайной.
Кипро-минойская письменность.
ИСТОРИЯ КИПРА Галина Росси
Глиняная табличка из Энкоми
Глиняная табличка из Энкоми
Обычно считается, что в процессе развития письменности друг друга исторически сменили три главных типа письма – пиктография, идеография и фонография. Пиктография представляет собой схематические рисунки, символически отображающие предметы и явления действительности. Конструкции, составленные этими знаками, как правило, заключают в себе цельные смысловые блоки, наполненные множеством нюансов и оттенков. Идеографическое письмо характерно тем, что составляющие его идеограммы (или логограммы) обозначают уже конкретные значения отдельных слов.
Глиняная табличка (Энкоми) раскопки Департамента древнойстей (Кипр). Длина 9,2 см
Логическим завершение эволюции письма стал переход к такой системе, в которой знаки (фонограммы) обозначают уже звуковые элементы слова, то есть слоги (силлабическое письмо) или звуки (фонетическое письмо).
Силлабическое письмо использовалась на Кипре для записей текстов на неизвестном, мертвом сегодня языке, который имеет условное название «этеокипрский язык». Известна эта письменность стала в середине 19 века, а известный археолог Артур Эванс – открыватель и исследователь минойской культуры на острове Крит – считал, что кипрское слоговое письмо являлось непосредственным потомком критского линейного письма «А», что и было в дальнейшем поддержано многими учеными.
Однако в 1955 году П. Дикейос проводя археологические изыскания в городе эпохи поздней бронзы Энкоми (1600-1050 года до н.э), что на восточном побережье острова – обнаружил табличку из обожженной глины, письмена которой достаточно сложно определить в общей линии развития письменности от критского линейного письма «А» до классического кипрского слогового письма. Кроме того, древнее кипрское слоговое письмо имеет вариации в зависимости от района, и ряд ученых предполагает, что на Кипре в эпоху бронзы существовало несколько близких видов письма. Считается, что, несмотря на то, что кипрская силлабическая письменность возможно и ведет свое происхождение от критского линейного письма «А», тем не менее, несет на себе результат сильного воздействия клинописи Востока.
Бронзовая табличка из Идалиона.
Источник: Olivier Masson: Les Inscriptions chypriotes syllabiques. Recueil critique et commenté (Études Chypriotes I) Boccard, Paris 1961, Plate XXXVI,1
Это не удивительно. Ведь Кипр в течение многих тысячелетий находился под сиро-финикийским влиянием, но, тем не менее, имел ярко выраженную крито-микенскую доминанту. В течение веков система письма изменялась благодаряновым греческим влияниям, но, несмотря на то, что на острове уже существовал и развивался греческий алфавит, древняя кипро-минойская письменность продолжала существовать вплоть до завоеваний Александра Македонского. В конце концов, греческое присутствие на острове стало подавляющим, и алфавит полностью заменил кипрскую систему письма, навсегда ушедшую в прошлое.
Часть глиняной таблички (Энкоми) раскопки Департамента древнойстей (Кипр). Длина 7,5 см
Как уже упоминалось, древнее кипрское слоговое письмо представлено сегодня лишь в нескольких кратких надписях на керамике, глиняных шарах и цилиндрах, назначение которых также до сих пор неясно. Тексты более пространного содержания сохранились на табличках из Энкоми (которые считаются наиболее ранними примерами кипрской письменности), а также известна одна табличка с кипро-минойским текстом из Угарита (Финикия).
Кипро-минойская глиняная табличка из Угарита
Дискуссии по поводу попыток дешифровки кипрских силлабических надписей не утихают и по сей день. Однако печальная действительность состоит в том, что мировоззрение древних людей, основополагающие категории их мышления и соответственно, понятийный ряд, которым они эти категории выражали, настолько далеки от мироощущения современного человечества, что любые попытки представителей сегодняшней науки интерпретировать архаические знаковые системы, исходя из своих собственных взглядов на мир древнего человека, приводят, чаще всего, к результатам, мягко говоря, курьезным. И сколько бы не появлялось очередных интерпретаций расшифровок, истинный смысл древних надписей, скорее всего так и останется тайной.
Кипрский силлабарий
ПИСЬМЕННОСТЬ КИПРА
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Крито микенская письменность дошла до нас на табличках потому что
Развитие прошло несколько этапов:
Хотя форма знаков за указанный период сильно изменилась, состав знаков и их значения принципиальных изменений не претерпели, поэтому указанные письменности можно рассматривать как хронологические варианты одной и той же письменности — критского письма.
Открытие
Письменности Крита были неизвестны вплоть до конца XIX в., когда их открыл А. Эванс. При жизни Эванс опубликовал лишь небольшую часть надписей, надеясь расшифровать их самостоятельно.
Дешифровка
Потомки
От линейного письма А также происходит так называемое кипро-минойское письмо (не дешифровано), от которого позднее произошло кипрское письмо(дешифровано в конце XIX в. благодаря двуязычной надписи, использовалось для записи текстов на диалекте греческого языка, а также на местном этеокипрском языке). Троянское письмо также внешне напоминает линейное письмо А.
Сосуществование с другими видами письма
На Крите найдено несколько надписей особым письмом, не похожим ни на одну из вышеперечисленных — Фестский диск и секира из Аркалохори.
Памятники критского письма за период XV—III в. до н.э до нас не дошли, вероятно, по причине того, что выполнялись на недолговечных материалах, прежде всего, коже (косвенным свидетельством является форма знаков линейного письма А и Б, приспособленная скорее для письма чернилами, чем по камню или глине; имеются надписи чернилами на сосудах). Однако в этеокритской надписи греческим алфавитом из Психро III (?) в. до н. э. слово επιθι продублировано критскими знаками линейного письма А как i-pi-ti.
Надписям линейным письмом Б свойственен ряд особенностей, совершенно чуждых греческому языку, но, видимо, отражающих морфологические явления языка, для которого изначально создавалось критское письмо:
Минойский язык Крито-микенской цивилизации
Карта распространения с острова Крит линейного письма А
В середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) остров Крит стал центром Минойской цивилизации, названной так по имени легендарного царя Миноса, царствовавшего на острове. Минойская цивилизация процветала до извержения вулкана на соседнем острове Санторини, разрушившем в 1450 году до нашей эры 90 дворцов и городов на острове Крит.
После извержения вулкана жители Крита, переселились на многие другие острова Эгейского моря и материковую часть Эллады, где основали город Микены – это была новая догреческая Эгейская цивилизация, в основе которой была развита Крито-Микенская цивилизация бронзового века (2200 —1000 гг. до н. э.), ставшая родоначальницей древнегреческой культуры.
Минойский язык возник на острове Крит.
Самое раннее критское письмо — пиктограммы, созданные до 2000 до н.э., дошли до наших дней в многочисленных записях на глиняных табличках. Эти пиктограммы принято называть критскими иероглифами, так как некоторые из символов аналогичны египетским. И это не удивительно, ведь между Критом и Египтом шла активная и взаимовыгодная торговля и было освоено прямое морское сообщение.
Наличие до индоевропейского языкового слоя на юге Балканского полуострова, включая Крит и другие острова Эгейского моря, сегодня уже не вызывает никаких сомнений. К индоевропейской языковой семье относится анатолийский язык и язык пеласгов (пеласгийский), который пополнился во II тыс. до н.э. культурными терминами, пришедшими из различных языков — древнеегипетского, хаттского, хурритского, семитских языков.
Письменный язык минойцев Крита называется «Линейное А» письмо и ещё не всё расшифровано лингвистами.
Более поздний Микенский язык представлен письмом «Линейное Б», не было расшифровано до 50-х годов прошлого века, и лингвисты надеются однажды прочесть древние письмена, поскольку во время археологических раскопок обнаружено больше количество надписей.
Одним из примеров письма «Линейное Б» является Фестский диск (Phaistos Disc), найденный в Фесте на Крите. Надпись на Фестском диске читается по спирали, начиная снаружи до центра.
Лингвисты теперь считают, что линейное письмо A и линейное письмо Б очень похожи, хотя до недавнего времени они считали, что Минойское письмо линейное А не связано с Микенским Линейным Б, который стал предком греческого языка, и был индоевропейским языком, включающим в себя древнегреческий и латинский языки. Однако это мнение изменилось.
Лингвисты обнаружили тесную связь между Минойским письмом острова Крит — » Линейным А» и Санскритом, древним языком Индии, связанным родством с хеттским и армянским языками. Лингвисты считают, что Минойское письмо — Линейное А принадлежит к индоевропейским языкам. Десятки лингвистов исследователей сегодня работают над разгадкой Минойского письма Линейное А, высеченного на каменной стелле текста, имеющего около 600 слов.
Выдающийся чешский славист Любор Нидерле связывал Микенскую культуру III- II тыс. до н.э., насыщенную различными типами ярги (свастики), с арийскими племенами, не исключая, что это были славяне.
При дешифровке надписей линейного А, минойский язык присутствует в письменах, как нечто целостное и территориально компактное, охватывающее остров Крит и его апойкии — колонии.
Если минойский язык имеет индоевропейские корни, то археологи и лингвисты смогут расшифровать таинственные знаки письменности, известной в науке, как линейное письмо А. По чтению линейного письма, Ла Мар (фр. La Marle) предполагает, что имя легендарного царя Минос (mwi-nu), по имени которого названа «Минойская культура» острова Крит, происходит от слова санскрита Муни – muni, что означает «аскет».
В Крито-микенских текстах встречается надпись:
Имя Зевса, рождённого на Крите на минойском — Ди-ве = di-we «Дий», происходит из ведического санскрита от Dyaus pitar — «Деус-отец», Отец Божий.
Имя бога подземного царства Аида (др.-греч. Ἀΐδης – АИДИС, — «А-Видис» — «невидимый».
Документы линейного письма А в основном это хозяйственные таблички, деловые пометки, владельческие надписи, и редко встречаются тексты иного содержания, например, на жертвенниках и на вотивных предметах, приносимых в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. В силу своей жанровой ограниченности эти записи содержат лексику специфического характера, отражают самые простые грамматические и синтаксические черты.
В основу минойского языка лёг ранне-минойский язык III тыс. до н.э., впитавший в себя со временем элементы других языков, побежденных им на Крите, из них достоверно определяются лишь «пеласго»-фракийский и анатолийский язык. Дорийско-критский диалект заимствовал немало лексики минойского языка Крита.
Учёным удалось расшифровать критские надписи минойского линейного письма А, стали известны некоторые культурные термины и имена собственные древних жителей Крита.
Лексемы в текстах линейного А получают истолкование на основе индоевропейских соответствий, например, надпись на серебряной чаше, содержащая, возможно, имя владельца: Ро-да-ка-ва = ro-da ka-wa.
Двойной топор, найденный в пещеры Аркалохори на острове Крит, изготовлен из тонкого листа золота, относится к позднему минойскому периоду, и датируется 1550-1500 гг. до н.э. На одном лезвии топора были вырезаны четыре символа в Минойском линейном письме-A (Linear A).
Исследователи считают, что надпись является посвящением Великой Матери-богов Рее, золотой лабрис хранился в священной пещере как жертвоприношение богине.
Минойские надписи на золотом лабрисе из Аркалохори были изучены Николаосом Буфидисом, вскоре после дешифровки Линейного B, Майклом Вентрисом в 1952 году и прочитаны как I-DA-MA-TE
Подобные надписи с именем богини матери Реи были найдены на каменной вазе из святилища в «Aghios Georgios sto Vouno» в минойским поселением, в гавани Кастри на острове Китера рядом с Критом.
Надпись (KY Za 2) на лабрисе можно прочесть, как DA-MA-TE, она также посвящена Великой Матери-богине Рее Минойского Крита.
Холм, где находится священная пещера со времен неолита, оставался местом поклонения Великой Богине Матери Рее на протяжении всего минойского, греческого, римского и эллинистического периодов. До сегодняшнего дня холм и пещера остаются местами поклонения. Символика Древа Жизни указывает на женское божество — Великую богиню Мать Рею.
Минойская речь отличалась в основном наличием открытых слогов, то есть слогов оканчивающихся на гласную букву. Большинство исследователей считает, что минойскому языку не свойственно скопления и удвоения согласных звуков, в нём не различались согласные Л и Р = [L] и [R], а также не различались звонкие, глухие согласные В – Ф, Б — П, Д — Т и придыхательные согласные.
АкиЛевс и Айякс. 6 век до н.э.
В Кносском дворце легендарного царя Миноса, на острове Крит, есть фреска, на которой записано имя легендарного греческого героя Ахилеса (Ахиллевс), на минойском языке Аки—рев — aki-rev — «как лев». В минойском языке не различали звуков Р и Л.
В минойском словообразовании важную роль играют префиксы. В группе родственных слов с общим корнем tan добавляются префиксы для образования новых слов. Например, «А-та- но» = a-ta-no- (Athana) и «Я-та-но» = ja-ta-no- — встречаются в надписях на жертвенниках, а также «Та-на-но = ta-na-no» слово образовано с помощью суффикса. Слово «Та-на-ти = ta-na-ti» записано на табличках линейного письма А.
На санскрите НипаТана — «nipAtana» означает «бросающий вниз на дно морское», «позволяющий утонуть». (Словарь: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche; слово №26). Нев (лат. Nev), или Невунс (Нетун) — этрусский бог морей и океанов, подземных вод, родников, рек и источников. Имя Нептун происходит от корня ведического санскрита — «нав», нава — nau, nAva — корабль, лодка, судно.
Догреческие критские топонимы Эгейского моря.
«И-та-нос = I-ta-nos; (микен. U-ta-no с префиксом u-), очевидно, минойские по происхождению личные имена кносских документов линейного письма В —«Та-но» = Ta-nо и «Та-на-то = Ta-na-to»/ Возможно, этрусский культовый термин tanasa- danaans.
Первоначально жителей города Аргос (греч. Άργος), основанного в 2000 году до н. э. не далеко от древних Микен, называли данайцы — danaans. На ведическом санскрите Дану — danu — река (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, Дунай). Из минойского линейного письма В «Та-но» = Ta-nо перешло в греческий язык и встречается, например, в имени бога морей Пасейдона (др.-греч. Ποσειδῶν), сын Кроноса и Реи, брата Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии.
Посейдон, Македония, Серебряная Тетрадрахма, 386-203 г. до н.э.
Имя минойского царя «А-ро-йо» = A-ro-jo — арий — на ведическом санскрите, праязыке Индоевропейской группы языков.
Бычьи рога – традиционный символ быка – главного божества в Кносском дворце. В мифологии древней Греции возникла легенда о быке, жившем в лабиринте дворца царя Миноса – это Минотавр (др.греч. Μῑνώταυρος (Минос – Μίνως и Таврос – ταύρος – бык), латин: Минотаврус — Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес = Θevrumineś).
Дочь Зевса и Деметры (Цереры) богиня растений Персефона (др.-греч. Περσεφόνη, на микенском: pe-re-swa (пе-ре-сва). Сва — сев, сеять
Известны имена минойских богинь – Ра-жа-я = ra-za-ja – «роженица», и А-ме-я — a-me-ja – амея.
Случаи частого повторения корня слова в минойском языке: «са-ру» = sa-ru, «А-са-са-ра» = a-sa-sa-ra-; «Я-са-са-ра» = ja-sa-sa-ra-.
Г. Нойману принадлежит удачное сопоставление заимствованного из иероглифика знака линейного А, имевшего слоговое значение «Ни» = ni , обозначавшего в хозяйственных документах линейного письма В – «плод фигового дерева», с догреческим критским словом «никелеа» = nikylea (*nikyleon) означающее «фигу».
Г. Нойман обратил внимание на характерный догреческий облик встречающегося уже у Гомера культурного термина кюоирюи — «кубок, чаша», читающихся как ki, поскольку он представляет собой силуэт расширяющегося кверху сосуда типа ковша или чаши с одной боковой ручкой и плоским дном. Одноручные кубки часто встречаются среди археологических находок на минойском Крите.
Исконно критская идеограмма (логограммой), написания минойского слова «Си-то» = si-to, означает «Жито, зерно, семена хлебных злаков» (ср. микен. si-to, у Гомера: sitos).
Таким образом, в письменностях минойцев — иероглифике и линейном письме А, новые слова возникали вследствие использования принципа акрофонии (от др.-греч. ἄκρος — крайний и φωνή — звук) — образование новых слов из начальных букв — звуков.
Сопоставление конкретного изображения графемы с её фонетическим значением заставляет предположить подобное происхождение для ряда знаков минойского силлабария — слоговой азбуки.
Иероглиф «каракатица» в графическом виде передан в знаках линейного А и линейного В, которые читаются как «sa»; в минойском *sapi-, ассоциируется с характерным свистяще-сопящим звуком, издаваемым пойманной и извлекаемой из воды каракатицей. По гречески: каракатица — σουπιά (soupiá ), по-лат. saepiae.
Знак линейного А и линейного В, не существующий в критской иероглифике, воспроизводит силуэт летящей крупной птицы- журавля и обладает слоговым значением (ср. ностратич. *каr^/*киr^ — «журавль, курлыкающая птица».
Принцип акрофонии довольно часто применяется при создании критянами-минойцами слоговой азбуки (силлабария). В минойском языке есть и звукоподражательные слова, что необходимо учитывать при изучении этнолингвистических слоев в доиндоевропейском субстрате на юге Балкан и островах Эгейского моря.
Типология минойских сфрагистических (греч., от sphragis — печать) надписей на печатях, позволило восстановить картину постепенного развития иероглифических легенд на печатях царей Минойского периода, «кносского царского круг», служивших для опечатывания заполненных продуктовыми припасами ёмкостей.
Из надписей сделанных на двух языках — греческои и минойском, стали известны слова минойского языка:
Та-ла-сса — thalassa — море
Си-тос — sitos – хлеб (сходно с «жито, жить, сыт, сыто», )
Ка-ну-ти — KA-NU-TI — Кносс (в надписях Линейным Б, пишут KO-NO-SO).
Ма-ру — MA+RU — шерсть, ( др.-греч. μαλλός).
Па-де — PA-DE — основа (пята), твердыня, «подножье веры» — обращение к божеству.
Ки-ро — KI-RO — недостача, долг
Ку-ро — ku-ro — всё, всего, итого, (хорош)
По-то-ку-ро = PO-TO-KU-RO — общий итог.
Ру-я = RU+JA — гранат, (др.-греч. ῥοιά, rhoiá).
Се-то-и-я — SE-TO-I-JA — топоним, встречающийся и в надписях Линейным письмом Б.
Су-ки-ри-та = SU-KI-RI-TA — топоним Сукирита, упоминается и в надписях Линейным письмом Б,
Су-ки-ри-те-и-я = SU-KI-RI-TE-I-JA — сокрытая («сукритский», критский, сокрытый)
Будем надеяться, что новые исследования памятников критской иероглифики и линейного письма А с применением современной методики комплексного источниковедения приведут к более интенсивному накоплению фактов и дальнейшей расшифровки минойского языка.
- критичные дни у женщин что это такое
- критская цивилизация называется также минойской потому что