круг кистью что значит
ЗК тату: каталог татуировок и их значение (76 шт)
Во многих криминальных мужских татуировках фигурируют женщины. При этом рисунок совсем не обязательно символизирует любовь или лирические чувства.
Каталог криминальной татуировки
Для уголовной живописи характерно отсутствие смысловой привязки к рисунку или тексту. Полуобнаженная женщина с цветком может символизировать жестокость, благозвучное «БОГ» означает «был осужден государством», а наколка кота указывает на «коренного обитателя тюрьмы».
Здесь приведен классический каталог татуировок, которые чаще всего встречались среди профессиональных уголовников.
Значение татуировок
1. Полуобнаженная женщина в гусарском одеянии, сидящая на пушке с горящим факелом в руке. «В мире прекрасны два явления — любовь и смерть». Символизирует верность женщине и скрытую угрозу мести за измену. Наносится на грудь или спину.
2. Обнаженная женщина, привязанная к пылающему столбу. «Смерть за измену». Означает, что носитель наколки был осужден за убийство женщины. Поленья могут означать срок наказания. Место татуировки — грудь, бедро.
3. Палач, казнящий обнаженных женщин. Татуировка иногда дополняется аббревиатурой «БОГ» (см.). Символизирует ненависть к законам и админорганам.
4. Женщина и дьявол. «Любовь и ненависть (добро и зло) всегда рядом». Означает, что владелец татуировки попал в места лишения свободы из-за женщины. Наносится на грудь или бедро.
5. Женщина на крыльях. Татуировка небольшого размера, наносится на запястье. Символизирует удачу, фарт, случайное везение. Чаще всего встречается у воров.
6. Обнаженная женщина с горящим факелом в руке, тюремная решетка, змея, крест, человеческий череп, топор, деньги. «Ничто не вечно в этом мире». «На все воля Божья». Татуировка лагерного авторитета. Может сопровождаться текстом о бренности мирского существования. Наносится только на грудь.
7. Фрагмент колючей проволоки. Обобщенный символ, указывающий на то, что владелец татуировки прошел исправительно-трудовое учреждение. Наносится на запястье.
8. Палач с топором, полуобнаженная женщина, плаха. Татуировка встречается у лиц, осужденных за убийство родственника (или родственников). Вторичное значение — «Смерть изменнице». Наносится на грудь.
9. Средневековый шлем. Символ борьбы, братства, решимости. Вначале наносился лишь на запястье, теперь встречается на плече и бедре. Указывает на вора или грабителя.
10. Штык. Старейший символ воровского мира. Символизировал угрозу, предостережение, силу. Наносился на запястье, предплечье, иногда на бедро. Татуировка встречалась среди рецидивистов. Сегодня наблюдается крайне редко.
11. Обнаженная женщина, распятая на кресте с надписью «Аминь». «Я сполна отомстил за измену». Абстрагированный символ мести (не обязательно женщине). Наколка наблюдается среди воровских лидеров и наносится на грудь или бедро.
12. Тюремная решетка, роза и кинжал. Хозяин наколки отбывал срок за хулиганство в воспитательно-трудовой колонии. Наносят на предплечье или плечо. Если кинжал и роза без решетки — «Кровь за измену».
13. Голова девушки. «Совершеннолетие встретил в ВТК». Место татуировки — плечо, реже — грудь.
14. Обнаженная женщина на крылатом колесе. «Колесо фортуны». Символизирует веру в удачу. Наносят на грудь.
15. Череп, пробитый кинжалом, роза, змея, обвивающая кинжал. Воровской символ. «Наша жизнь — борьба». Корона над змеей указывает на татуировку воровского авторитета — вора в законе, положенца, смотрящего. Встречается на плече, реже — на груди.
16. Крест с цепью. Выкалывается в верхней части груди и указывает на веру в свой рок. Если крест изображен в виде трефовой масти, то хозяин наколки — вор.
17. Обнаженная женщина, обвитая змеей, с яблоком в руке. Библейский сюжет о змее-искусителе. «На преступление толкнула женщина». «Женщина-искуситель». Наносится на грудь, плечо. Татуировка иногда встречается среди пассивных гомосексуалистов (обычно на спине).
18. Рука с тюльпаном, обвитая колючей проводкой. «В ВТК встретил 16 лет». Место татуировки — плечо.
19. Руки в кандалах, держащие розу. «18 лет встретил в ВТК» (кандалы символизируют «полноценного уголовника»). Наносят на плечо.
Две последние татуировки распространены также среди женщин.
20. Русалка на якоре. Встречается у моряков и у лиц, отбывавших наказание за изнасилование или развратные действия. Реже наблюдается у пассивных гомосексуалистов. Татуировка наносится на грудь или спину.
21. Вилы. Один из старейших преступных символов России. Сначала он служил отличительным знаком крупных малин и воровских авторитетов. Его оставляли на тюремных стенах, используя как средство связи. Позже стал наноситься на плечо, бедро или предплечье. Символизирует угрозу, силу. Сейчас встречается редко.
22. Восьмиконечная звезда. Татуировка лагерных авторитетов — воров в законе, отрицал, паханов. Наносится под ключицу.
23. Полуобнаженная женщина, сидящая на магическом шаре. Над головой — полумесяц. Символизирует веру в потусторонние силы. Наносится на грудь или спину. Встречается у мусульман и евреев.
24. Медведь, держащий средневековый топор с изображением трефовой масти. Указывает на медвежатника — взломщика. Может также означать, что осужденный отбывал наказание на «лесоповале» — в ИТУ, специализирующихся на заготовках леса. «Закон — тайга, черпак — норма, медведь — прокурор».
25. Скрещенные стрела и ключ. Символ квартирного вора — домушника. Наносится на предплечье или бедро.
26. Женщина с обнаженной грудью и прижатым к губам указательным пальцем. «Silentium!» — «Молчание!» Символизирует недоверие к женщине. «Пока в миру существуют женщины, тайн не будет». Наносится на грудь.
27. Звезда Давида, обвитая крылатой змеей. Владелец татуировки — еврей и принадлежит к крылатым — лагерным авторитетам.
28. Сабля без ножен. Татуировка символизирует агрессивность и тайную угрозу. Наносится на предплечье, запястье. Сабля в ножнах означает, что уголовник «завязал». Встречается очень редко.
29. Надпись Hoc est in votis. «He люби деньги — погубят, не люби женщин — обманут, а люби Бога (или свободу)».
32. Летящий демон. Рисунок может дополняться надписью «Fatum» (рок). Наносится на грудь и означает жестокость. «Мой бог — злой Демон». «Грехи оплатит сатана». Встречается у быков, бойцов, отрицал.
33 и 34. Татуировки наркоманов. Джинн, вылетающий из кувшина. Наносится на грудь, плечо или переднюю часть бедра. Паук в паутине может выкалываться на голове под волосами. Паук без паутины означает карманника.
35. Три карты, пробитые стрелой. Нательный знак карточных шулеров.
36. Орел на вершине горы. Символ власти и свободы. Татуировка лагерных авторитетов.
37. Черт. Наколка относится к так называемым «оскалам» и символизирует ненависть к административным структурам. Наносят на грудь. Сопровождается текстами антигосударственного содержания.
38. Амур с луком, змей-искуситель, голуби, пробитое стрелой сердце. Художественная татуировка. «Искушен тобой навеки». Наносится на грудь или спину.
39. Дракон, летящий над замком. Татуировка встречается у расхитителей государственной или коллективной собственности, «цеховиков». Означает также полную конфискацию имущества. Наносится на грудь и спину.
40. «КОТ — коренной обитатель тюрьмы». Изображение кота наносят рецидивисты, сравнивающие себя с этим животным. В кошке сочетаются гордость и привязанность к дому (дом вора — тюрьма). Рисунок может сопровождаться текстами типа «И вот я дома».
41. Символ власти фараона. Сначала встречалась лишь у лагерных авторитетов. Затем татуировку стали накалывать воры, перепродающие краденые вещи. Сейчас встречается редко. Наносилась на руки.
42. Горящее распятие с женщиной. «На преступление толкнула женщина». «За измену отомщу». «Осужден за убийство женщины».
43. Бегущий олень. «Я родился свободным и умру свободным». Наносится на грудь и указывает на склонность к побегу.
44. Рыцари. «Сила и верность». Наносится на грудь.
45. Ковбой с голой девушкой на коне. Рисунок может сопровождаться аббревиатурой «ОМУТ» («От меня уйти трудно»). Означает склонность к риску и авантюрам. Татуировка наносится на грудь.
46. «Cowgirle» — девушка-ковбой. «Миром правит золото и дерзость». Распространена среди злостных нарушителей лагерного распорядка.
47. Женщина, роза, кинжал. «Месть за измену». Место татуировки — предплечье.
48. Женщина со шпагой, нанизывающая сердца. «Разбила сердце». «Сердцеедка». Татуировка посвящена даме сердца и наносится на грудь или бедро. Встречается также У женщин. Число сердец указывает на количество покоренных мужчин.
49. Женщина в подкове, обвитой колючей проволокой. «Тюрьмой обязан женщине».
51. Крест, объятый пламенем, с надписью «Верь в Бога, а не в коммунизм». Политическая татуировка. Как правило, ее наносили политзаключенные (см. главу «Политические татуировки»).
52. «Вот что от нас осталось». Владелец татуировки мною лет провел в тюрьмах и лагерях (число колючек на проволоке может указывать на исправительно-трудовой стаж). Вторичное значение татуировки — «За все легавым отомщу». Встречается на груди и спине.
53. Зэк, плачущий за решеткой. «Будь проклят тот о г века и до века, кто тюрьмой решил исправить человека». Наносится на грудь или спину. Как и предыдущая наколка, указывает на лагерного старожила.
54. «Ну, мент, погоди!» Карикатура на сотрудника милиции. Часто волка изображают в форменной фуражке, кителе и с портупеей. Наносится на бедро и поясницу.
55. Пляшущие скелеты. Символизирует риск, бесстрашие, презрение к смерти. Впервые татуировка появилась в Мексике и была «импортирована» в Советский Союз в 60-х годах. Место наколки — плечо или грудь.
56. Нептун. Сила и власть. «Жалость к человеку унижает вора». Рисунок встречается и у моряков.
57. Индеец. «Лишен гражданских прав». Подобные татуировки наносили политзаключенные и диссиденты.
58. Парусник. «Вечный бродяга» или «Вечный странник». Указывает на гастролера. Белые паруса означают вора, черные — гопника. Иногда число мачт указывает на количество судимостей. Наносится на грудь и бедро.
59. Дерущиеся быки. «Кто сильнее, тот и прав». Символизирует агрессию, борьбу за власть. Наносят лагерные авторитеты. Рисунок может сопровождаться текстом. Место татуировки — грудь.
60. Голова тигра. «Жестокость и ярость». Носителями татуировки выступают быки и бойцы (лица, чинящие физическую расправу по приказу вора в законе). Встречается на груди и плече.
62. Гладиатор. Наносится быками и бойцами. Чаще всего — на грудь. С меча может стекать кровь, что указывает на бойца со «стажем».
63. Пират с ножом в зубах. На ноже надпись «ИРА» («Иду резать активистов»). Татуировка встречается у отрицал. Лагерный актив — Служба внутреннего порядка («СВП»). Эту службу отрицалы называют «Сука вышла погулять» и «Суке вышла половина» (досрочное освобождение).
65. Монах с гусиным пером. Указывает на «писаря» — карманного вора, совершающего кражи с помощью остро-заточенных предметов — бритвы, монеты, кольца.
66. Орел с чемоданом в когтях. Означает гастролера. Если в лапах женщина — «Осужден за изнасилование». Наколка может свидетельствовать о склонности к побегу.
68. Наполеон. Символ власти и авантюризма.
69. Жук. «Желаю удачной кражи». Татуировка воров-карманников. Она наносится между большим и указательным пальцами. Вместо жука может изображаться паук без паутины или блоха.
70. Рука с кинжалом, пронизывающая дьявола. Наколка антисемитов. «Бей жидов, спасай Россию!», «Убийство еврея не преступление, а очищение мира от посланников Сатаны». Подобные татуировки считались политическими и уничтожались.
71. Черт с мешком. «Было счастье, да черт унес». Владелец татуировки имеет большой воровской опыт.
73. Плачущая муза. Татуировка символизирует скитание, непризнанный талант, разочарование. Встречается также у женщин.
74. Грифон. «Хранитель тайн». Распространен среди восточных народов.
75. Север — «Отбывал наказание на Севере».
На глазах у ни в чём не подозревающих людей: Тайные жесты масонов и иллюминатов
Многие знаки иллюминатов используются практически везде, в то время как ничего не подозревающие граждане остаются в неведении.
1. Жест (знак) пирамиды, алмаза, ромба (Roc Sign)
Пирамида, глаз в пирамиде, ромб, треугольник, глаз в треугольнике – знак ранга посвящения. Пирамида – важный символ иллюминатов, означающий тип структуры власти, когда все человечество контролируется небольшой группой «избранных».
Символ становится еще более мощным, когда акцент делается на глаз, парящий над незавершенной пирамидой, что означает «Всевидящее око».
Знаменитый хип-хоп исполнитель Jay-Z сделал этот знак популярным, т. к. использовал его в качестве символа своего лейбла Roc-A-Fella, Def Jam и Roc Nation.
Знаменитости, делающие жест (знак) пирамиды
Этот знак также часто использовался ранее, в различных контекстах, например как классовый признак огня в наборах Алистера Кроули.
В еврейской традиции его использовали для священнического благословления Коэнов.
Другие, использующие этот жест (знак)
Другая вариация данного жеста, это перевернутый треугольник. Нынешний канцлер Германии Ангела Меркель сделала этот знак своей торговой маркой.
Баннер с изображением рук Ангелы Меркель
2. Жест (знак) тройная шестерка, 666, ok знак (жест)
Данный знак осуществляется путем прикосновения указательного пальца к большому (круг), остальные пальцы следуют за ним, образуя хвосты трех шестерок.
«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
– Иоанн Богослов, Отк. 13:18, 15:2
Этот жест применяют как клятву верности сатане. Если его делают перед глазом, то он представляет собой глаз Люцифера.
Знаменитости делают жест (знак) 666
3. Жест (знак) рога дьявола (коза), чертов рог, el diablo
По форме данный жест напоминает голову рогатого животного и истинное его предназначение – это выражение своей любви дьяволу. Выпрямленные вверх пальцы представляют собой рога козла Мендеса (Бафомета), а плотно закрытые средние и большой пальцы – уста.
Согласно одному из исследователей иллюминатов Фрицу Спрингмайеру (Fritz Springmeier), знак рога – это один из триггеров для гипнотической индукции, используемый при программировании монарх-рабов.
Знаменитости делают жест (знак) рога дьявола (коза)
Я намеренно не стал добавлять в статью фотографии «звезд», делающих рогатый знак, так как их огромное множество. К тому же политические фигуры выглядят куда забавней. Может они просто очень любят рок музыку?
4. Жест (знак) скрытого глаза. Всевидящее око, глаз люцифера, Eye of Horus
Знак делается путем закрытия одного глаза (рукой, предметами, волосами) так, чтобы был виден лишь 1 глаз. Этот знак берет свое начало из Древнего Египта и представляет собой глаз Гора, Всевидящее око (глаз, парящий над пирамидой). В теории заговора он означает верность и служение иллюминатам и сатане. Очень часто этот знак можно увидеть у МК-рабов (программирование людей с помощью психотропных средств), что также может символизировать, отсутствие возможности восприятия цельной картины мира.
Знаменитости делают знак (жест) скрытого глаза
Не делайте подобных жестов (знаков) никогда. Незнание того либо иного в жизни – отнюдь не освобождает нас от ответственности за содеянное, каждый даст ответ. Думайте, кому служите.
© Дмитрий Литвин, текст, 2017
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История японского круга началась с того, что в 1707 году молодой монах по имени Хакуин увидел деревенского мастера каллиграфии, старого мастера Дзен. Хотя собственная каллиграфия Хакуина возможно выглядела более изысканно вследствие интенсивной практики, увиденное отразилось в душе Хакуина болезненно очевидно. Хакуин понял, что его живопись не отражают внутренней реализации, а несколько лет практики потрачено впустую. Тогда Хакуин сжег свои кисти, удвоил усилия в практике Дзен и серьезно занялся каллиграфией.
В поэме Синдзинмэй (SHINJINMEI) мастера дзен Созана (Sozan) есть слова:
Если мы останемся на двух концах, то как сможем понять целое?
Если не сконцентрироваться на первоначальном, то достоинства двух концов будут потеряны.
Не останавливайтесь на обоих предрассудках и не ищите дуализма.
Круг сам по себе представляется универсальным символом цельности и завершенности, повествует о циклическом характере бытия, а также является визуальным проявлением содержания Сутры Сердца: «форма и есть пустота, пустота и есть форма». Поэтому в картинах круга можно увидеть, что пустота и форма взаимозависимы и, по сути, определяют друг друга.
Энсо чаще всего рисуются пустыми внутри. Для усиления смысла энсо добавляли надписи внутри круга. Надпись в круге Нантембо: «Мы рождаемся во вращающемся круге жизни. Сердце человека должно быть наполненным».
Самое раннее упоминание энсо в живописи Дзен берет свое начало приблизительно в восьмом столетии.
Можно выделить некоторые первичные типы Энсо:
2. Вселенское Энсо: круг, который представляет собой космос, воплощение абсолюта.
4. Нулевой Энсо: все есть одно (а точнее не-два) и все есть ничто, время и пространство «пусты», и в то же время они порождают все существование.
5. Колесо Энсо: все меняется, ничто не постоянно, вся жизнь вращается подобно колесу.
7. «Что является этим?» Энсо («What is this?» enso): чаще всего в живописи Дзен использовалась надпись рядом с Энсо, значение которой было приблизительно таковым: «Не позволяй другим наполнить вашу голову теориями о Дзен; обнаружьте значение для себя!».
Татуировки, выполненные в виде энсо.
Работа мастера Kasumi Bunsho (1905-1998)
Айсан Синко (1740-1815)
Энсо Айсан Синко содержит внутри символ сердца. Подпись: «Оставайтесь сосредоточенными здесь и сейчас, тогда ничто не сможет нарушить покой».
Искусство Дзен сочетает слова и картинки, давая созерцателю намек на глубинный смысл. Цитата из опыта просветления Омори Роси дает дополнительные подсказки о реальном значении символизма Энсо:
«В нужное время, Ты сможешь прорваться к состоянию небытия. Ты достигнешь реализации и узнаешь об этом всем своим существом, когда окажешься в центре абсолютного ничто, в центре бесконечного круга. Но чтобы пребывать в центре бесконечного круга в человеческой форме, необходимо быть самим Буддой».
Заключение и еще немного энсо.
В живописи суми-э круги Энсо могут быть нарисованы двумя способами: как замкнутая окружность или в виде окружности с небольшим разрывом. Замкнутая окружность являет собой завершенную целостную совокупность опыта и жизни. Разорванная окружность указывает на несовершенство всех вещей, и мы должны прекратить стремление к совершенству.
Рисование начинается с легкого надавливания в «точке неподвижности». Далее, поворачивая запястье, кисть плотно прижимается к бумаге. Нажим кисти уменьшается в форме конической точки в конце Энсо.
Рисование картин Энсо дает замечательную возможность увидеть себя в конкретный момент, проявить, сделать явными, визуализировать некоторые черты своего характера.
Несколько работ мастеров энсо.
Работа мастера Awakawa Koichi (1903-1977)
Пожалуй, наиболее простым из приведенных здесь примеров является живопись и подпись к ней Ямада Рейрин (умер в 1970-х): «Круг подобен Вселенной!»
Ранзан Сёрю (1718-1797)
Самый ранний пример картины Энсо кисти Ранзана Сёрю приведен на иллюстрации. Подпись гласит: «Вселенная замедляется; я склоняю голову».
Канкей Дзёмин (1876-1934)
Энсо иногда представляет форму Луны, как и картина Маннея использует ее образ: «Кто может сказать, что мое сердце подобно Осенней Луне?».
Дзенские картины круга создаются как некий тип воплощения медитации в движении. Отсюда, в отличие от обыкновенных художников, стремящихся к разнообразию колористики и оригинальности композиции, художники Дзен обращаются к единственному образу снова и снова, используя один и тот же шаблон мазка кисти. Однако все круги друг от друга отличаются. Нет ни одного похожего. Их невозможно подделать.
Обезьяна Тайкю (1945)
Картина Тайкю (6) изображает обезьяну, пытающуюся поймать отражение Луны в воде. В самом низу художник поместил почти микроскопический Энсо как символ Луны. Подпись гласит: «Обезьяна ищет Луну в воде, преследуя ее, не переставая, до самой смерти. Если вместо этого она погрузит в воду руку, чистый свет Луны озарит Вселенную».
Источник2 (ссылка запрещена, извините, опубликую так, блокспот заменить на английскую транскрипцию для перехода http://confession-at.блогспот.ru/2009/11/blog-post_18.html#. )
Без названия
Лесные истории
А ещё смастерила в мастерской камин! И такая красивая композиция получилась 😌
камин вышел просто пушка 🙂 но пока делала прокляла все на свете))
Ну и в целом моя мастерская напоминает психоз подростка)) ну и ладно, ещё не достигнут предел, пара крутых идей ещё в голове)
Спасибо за просмотр)
Разными вечерами
Утром
Пин-ап романтика
Зимние пейзажи
Добрый день! Выкладываю еще пару зимних пейзажей, написанных прошлой зимой. Давно не использовала такую цветовую гамму, надо бы к ней вернуться:)
«Вечер у реки» 24 на 29 см
«Где-то в Сибири», 30 на 40 см
Картина маслом «Мелодия»
Работа написана маслом на холсте 50х70 см✨
Картина «Воспоминание из детства»
Работа написана маслом на холсте 70х90 см✨
Отдам кота в хорошие руки
Вот так, и этот заказ, с которым ее обманули и не заплатили, пришел с Яндекс Услуг. Насколько я понимаю, заказчик хотел баннер для своего ютуб-канала, где он будет выкладывать обзоры на еду, пробовать её и снимать это на камеру. В таком аспекте и была нарисована иллюстрация. Предоплату после получения эскиза заказчик внес, но после того, как ему передали скриншот окончательной работы, тот решил скрыться и заблокировал все контакты.
Однако несмотря на то, что заказчик решил скрыться без оплаты, есть и плюсы и практика работы с заказчиком. Ведь совсем не сложно нанести тот же водяной знак таким образом, чтобы работу нельзя было использовать. Конечно, интересно будет узнать, станет ли заказчик использовать Анькин рисунок для своего канала, ведь все авторские права остаются у нее, а ютуб не очень любит их нарушение.
Итог хочется подвести следующий: конечно, это рядовая история, подобные которой можно увидеть сплошь и рядом, но в наших силах оставаться порядочными людьми. Каждый день у нас в жизни происходят ситуации, требующие выбор. Хочется в канун Нового года, пожелать всем выбирать светлый путь силы и не переходить на темную сторону. А Ане хочу пожелать будущих свершений, принять этот опыт, сделать выводы и смотреть в светлое будущее.
Гарпия. Дзен для нервной системы
«The Raven» каллиграфия
“Prophet!” said I, “thing of evil!—prophet still, if bird or devil!—
Whether Tempter sent, or whether tempest tossed thee here ashore,
Desolate yet all undaunted, on this desert land enchanted—
On this home by Horror haunted—tell me truly, I implore—
Is there—is there balm in Gilead?—tell me—tell me, I implore!”
Quoth the Raven “Nevermore.”
— The Raven by Edgar Allan Poe
Шрифт: gothic cursive.
Инструменты: parallel pen, brush pen, tape nimb, черные и золотые чернила.
Круговое движение
Японская живопись суми-э
Дзэн пришел в Японию в XII столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни – не только на духовною жизнь самураев, но также на художественное выражение жизни образованными и культурными слоями общества. Суми-э, являющееся одним из таких выражений, не представляет собою живописи в строгом смысле слова: это своего рода черно-белый эскиз. Чернила делаются из сажи и клея, а кисть из шерсти овцы или барсука, причем она способна вместить большое количество этой жидкости. Используемая для рисунка бумага довольно тонка и поглощает большое количество чернил, резко отличаясь от полотна, используемого художниками по маслу, и этот контраст имеет большое значение для художника жанра суми-э. Причина, по которой для передачи вдохновения художника выбран такой материал, заключается в том, что это вдохновение должно быть передано по возможности в кратчайшее время. Если кисть задержится слишком долго, бумага порвется. Линии должны наноситься как можно быстрее, и количество их должно быть минимальным, наносятся только самые необходимые линии.
Недопустимы никакая медлительность, никакое стирание, никакое повторение, ретуширование, никакая переделка, никакое «лечение», никакой монтаж. Однажды нанесенные мазки не могут быть смыты, нанесены заново и не подлежат дальнейшим поправкам или доделкам. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Здесь нет никакого распределения светотени и никакой перспективы. Они фактически не нужны в суми-э: здесь нет никакой претензии на реализм.
По-видимому, в основе суми-э лежит ряд принципов, совершенно отличных от принципов живописи по маслу. Поскольку полотно является прочным материалом, а масляные краски допускают многократное стирание и наложение, картина создается системно, по заранее намеченному плану. Величие идеи и мастерство исполнения, уже не говоря о реализме, являются характерными особенностями живописи по маслу, которую можно сравнить с хорошо продуманной системой философии, логические нити которой тесно переплетаются, или с грандиозным собором, стены, колонны и фундамент которого выложены из сплошных каменных плит.
В сравнении с этим эскиз суми-э – сама бедность: бедность формы, бедность содержания, бедность исполнения, бедность материала; однако мы, люди Востока, ощущаем в нем присутствие некоего движущего духа, который странным образом витает вокруг линий, точек и теней различных очертаний: ритм этого живого дыхания вибрирует в них. Один стебель цветущей лилии, нарисованный как бы небрежно на листе грубой бумаги, – однако здесь раскрывается нежный, непорочный дух девушки, укрывшейся от бури мирской жизни. С другой стороны, насколько может видеть поверхностный критик, в суми-э мало художественного мастерства и вдохновения – маленькая незначительная лодка с рыбаками в центре обширного водного пространства; но глядя на картину, мы не можем не быть поражены необъятностью океана, не знающего границ, и присутствием таинственного духа, дышащего жизнью вечности в пучине волн. И все эти чудеса достигаются без усилия, с такой легкостью. Если суми-э пытается копировать субъективную реальность, оно обречено на полный провал: оно скорее
Точка в эскизе не представляет собой коршуна, а кривая линия не символизирует гору Фудзи. Точка – это птица, а линия – гора. Если в картине ценится превыше всего внешнее сходство, то двухмерное полотно не может воспроизвести ничего объективного: краски оказываются слишком бедными для воспроизведения оригинала, и как бы искренне художник ни пытался напомнить нам своей кистью об объекте природы, картина никогда не будет иметь должного сходства. Поскольку это имитация или воспроизведение, то она будет плоской имитацией или жалкой пародией. Таким образом, художник жанра суми-э рассуждает – почему бы вовсе не отказаться от такой попытки? Давайте вместо этого творить живые предметы из своего собственного воображения. Поскольку все мы принадлежим одной и той же Вселенной, наши творения могут некоторым образом соответствовать тому, что мы называем объектами природы. Но это не является существенным элементом нашей работы. Эта работа имеет собственные достоинства, кроме сходства. Разве в каждом мазке кисти не присутствует что-то исключительно индивидуальное? Дух каждого художника проявляется в них. Его птицы являются его собственными творениями. Вот как относится художник жанра суми-э к своему искусству, и я хочу сказать, что это отношение есть отношение дзэна к жизни, и то, чего дзэн добивается в жизни, художник достигает на бумаге кистью и чернилами. Творческий дух обитает повсюду, и творчество проявляется как в жизни, так и в искусстве.