крытье в фарфоре что это
Украшение фарфоровой и фаянсовой посуды
Украшение фарфоровой и фаянсовой посуды производится керамическими красками, препаратами золота, серебра и люстрами (сплавы железа, меди, хрома и других металлов с канифолью).
Надглазурный способ применяется после глазурования и второго обжига Керамические краски закрепляются на изделиях дополнительным третьим обжигом при более низкой температуре.
Основными видами декорирования посуды являются лента, отводка, усик, крытье, трафарет, печать, живопись, декалькомания и др.
Трафарет
Штамп представляет собой мелкий, несложный, однокрасочный, иногда многокрасочный, повторяющийся рисунок. Наносят его на изделие с помощью резинового штампика (печати) пли ленты, краской или золотом. Он чаще применяется как дополнение к основной разделке (в сочетании с лентами и другими видами украшения).
Декалькомания (деколь) является распространенным видом украшения. Рисунок деколи наносится на изделие с помощью переводных картинок (сходны с детскими), выполненных литографским способом. Это, как правило, многокрасочный, точно выполненный, с некоторой матовостью рисунок, на нем заметны точки и штрихи. Кроме литографской применяется сдвижная деколь, рисунок которой наносится на бумагу через шелко-трафаретную сетку, а затем с бумаги переводится на поверхность изделия, создавая прямое изображение. Это многокрасочный, более блестящий и яркий рисунок, чем у обычной деколи.
Украшение фарфоровых изделий Товарищества М.С. Кузнецова
У Товарищества М.С. Кузнецова были сотни тысяч покупателей по всей России и за рубежом. Владелец фарфоровых фабрик понимал, что важно удовлетворить все категории покупателей и выделиться из моря изделий других фабрик. Поэтому, как только появлялись новые виды разделки фарфора, они сразу перенимались на фабриках Товарищества М.С. Кузнецова.
Посуда Товарищества М.С. Кузнецова отличалась широтой вариантов используемых декоров. А ассортимент удивлял своим количеством и разнообразием изделий. Творческий подход к декорированию изделий до сих пор поражает современников.
Фарфоровые изделия украшали различными способами. Одной ручной росписи кистью было несколько вариантов, это украшение цветами-агашками, прозолотью, виноградом, маком, золотой и синей отводкой, нисходящим крытьем, кобальтовым крытьем, люстром, полунутром, манером, мушелью.
Коротко пробежимся по основным вариантам декора кузнецовского фарфора, которые может встретить коллекционер русского дореволюционного фарфора на рынке антиквариата.
Агашки – краска наносилась на посуду очень быстро, путем комбинации широких кистевых мазков с набором краски на одну сторону кисти. Иногда краска на предмет наносилась не кистью, а пальцем. Это способ считался примитивным, и, возможно, в память о какой-нибудь девушке Агафье, расписывающей фарфор, и закрепилось название агашечная роспись.
Печать – известна с конца XIX века, впервые была применена на киевском Нижегородском заводе. Печать, уступающая в художественном отношении ручной работе, страдала сухостью и монотонностью. Изделия с печатью не так часто встречаются, как другие виды. Печать сочетается как с надглазурной так и с подглазурной отделкой.
Декалькомания – применяется в России с конца XIX века. Первопроходцем был завод братьев Корниловых в 1881 году. Применяется для надглазурной отделки. Рисунок наносится с помощью переводной картинки. Иногда по причине недостаточной яркости дополняется ручной подрисовкой. Иногда сокращают название до более простого деколь.
Аэрограф – краска наноситься с помощью пулевиризатора с помощью сжатого воздуха. Часто применяются трафареты для нанесения рисунка. Способ получил распространение в ХХ веке.
Фотография – фотографические снимки переводятся на поверхность глазурованного фарфорового черепка и затем обжигаются. Изобретение фотокерамики относят к концу XIX века.
Китайская печать – это нанесенный орнамент, который основан на повторяющемся ритме, аналогичный старым восточным рисунком. Бывает оригинальная и стилизованная.
Кажгарская печать – стилизация под восточные орнаменты. Декор сплошной, с последующей росписью орнаментов различными красками и золотом. Контуры же наносятся предварительно путем печати с граверных досок.
Прозолоть – нанесение на фарфоровое изделие рисунков, цветов, гирлянд, орнаментов в полосе, выполненных преимущественно в глянцевом золоте. Нанесение происходит с помощью кисти тонкими линиями. Прозолоть иногда выполняется цветочными узорами.
Манер – простые скорописные рисунки, цветочные мотивы, расположенных в разных композициях. Так же добавлялось золото и пестрение в виде дополнительной росписи тонкими мазками кисти.
Полунутро – более нарядный и богатый манер, выполненный более крупным рисунком и золотом. Так же отличался тем, что внутри чашки, полоскательницы или другого предмета происходило золочение до половины поверхности очень широкой золотой лентой.
Кобальт – в отделке был дорог, поэтому цена изделия сразу повышалась. До сих пор кобальтовая посуда или посуда с кобальтовым декором цениться. Кобальт применялся для отводок, полос, отдельных мотивов росписи или крытья. Часто дополнялся золотом и муфильными красками.
Шелкография – это монохромное оформление. Способ близкий к способу печать. Сперва происходило механическое нанесение рисунка на кусок шелкового материала с последующим покрытием составом, не пропускающим краску. После шелк накладывается на бумагу, валиком накатывается краска. Далее образовавшийся рисунок покрывается лаком, бумага смывается и готовый рисунок накладывается на поверхность изделия. Во время обжига лак сгорает, а краски рисунка спекаются с глазурью.
Да, вариантов много. Время же показало, что, подглазурный декор более устойчивый чем надглазурный, так как глазурь защищает рисунок от стирания.
Поделитесь! Предметы с какими видами декора находятся в вашей коллекции? Обращаете ли Вы внимание на вид декора при покупке? Какой вид декора для Вас предпочтительнее?
Посуда фарфоровая и фаянсовая
Сервиз чайный «Коттеджный». Форма Александрия. Автор герба Василий Андреевич Жуковский (ИФЗ)
Фарфоровая посуда
Твёрдый фарфор содержит около 50% глинистых веществ (каолин, глина или её заменитель — бентонит), примерно 25% полевого шпата и 25% кварца или кварцевого песка (Керамические товары). Требует высокой температуры обжига (1320—1410°). Обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Советский фарфор был твёрдый.
Мягкий фарфор отличается повышенным содержанием плавней, имеет меньшую механическую прочность и химическую стойкость, чем твёрдый, но больше просвечивается. К мягким фарфорам относятся главным образом японский, английский, французский (севрский) и отчасти китайский (в Китае вырабатывается и твёрдый фарфор). В качестве плавня для мягкого фарфора иногда используют, кроме полевого шпата, костяную золу и стеклянные фритты (предварительно сплавленные легкоплавкие составы), почему он иногда носит название костяного или фриттованного.
Сервиз. Кобальтовая сетка. Автор росписи Анна Яцкевич. Формы 1945-2014 годы (ЛФЗ-ИФЗ)
Фаянсовая посуда
Фаянсовая посуда в отличие от фарфоровой имеет черепок пористый, непросвечивающий даже в тонком слое. Фаянс при ударе по краю изделия издаёт низкий, глухой, быстро затихающий звук. Водопоглощаемость черепка колеблется от 9 до 12%.
Фаянс бывает твёрдый (полевошпатный) и мягкий (известковый). Изделия из мягкого фаянса имеют большую пористость, меньшую механическую прочность и термическую устойчивость глазури; температура обжига у него примерно на 100° ниже температуры обжига твёрдого фаянса. Советский фаянс относился к твёрдым; чаще всего содержал 50—60% глинистых материалов (преимущественно белой глины), 35—40% кварца или кварцевого песка и 5—10% полевого шпата. Термическая стойкость глазури фаянсовой посуды ниже, чем фарфоровой, т. к состав фаянсовой глазури более сложный и его труднее подобрать по коэффициенту расширения к черенку.
Сервиз кофейный «Золотая лента». Форма «Юлия», костяной фарфор. Автор росписи главный художник ИФЗ Неля Петрова
Современная фарфоровая и фаянсовая посуда является одним из проводников художественной культуры, поэтому её качество определяется её только технической, но и художественной достоинствами, причём сложность формы и степень заполненности поверхности сосудов росписью отнюдь не являются показателями высокого художественного качества. Получившие мировую известность предприятия — знаменитая Мейсенская мануфактура (саксонский фарфор, Германия), Севрская мануфактура (Франция), фарфоровая мануфактура в Челси (Англия), бывший Императорский фарфоровый завод в России (потом Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде, ныне ОАО «Императорский фарфоровый завод») прославились главным образом высокими художественными достоинствами своих фарфоровых изделий. На этих предприятиях над созданием фарфоровой скульптуры, новых форм посуды и её росписью работали выдающиеся художники — И. Кендлер, И. Герольд (Мейсен), Э. Фальконе, Ф. Буше (Севр), Я. Дункер, С. Пименов (отец), Иван Черный, П. Тупицын, А. Захаров и др. (Петербург). Основными признаками стиля современной фарфоровой и фаянсовой посуды является простота, экономичность и функциональная целесообразность форм, красивые пропорции и силуэты, гармоничность расцветки. Определение художественных качеств фарфоровой и фаянсовой посуды производились художественными советами, искусствоведами и художниками.
Сервиз «Золотая лента». Форма «Купольная», костяной фарфор (ИФЗ)
Сырьё и производство. При производстве фарфоровой и фаянсовой посуды используются различные виды пластичных материалов (каолины, глины), отощающие материалы (кварцы, чистый кварцевый песок и др.), плавни (полевой шпат, пегматит, мел), глазури, керамические краски и ряд вспомогательных материалов (гипс для форм, огнеупоры, клеящие вещества и др.).
Основное сырьё подвергается тщательной предварительной обработке. Глинистые материалы очищаются от посторонних примесей путём отмучивания. Камневидные материалы (кварц, полевой шпат, пегматит, бой) промываются и размалываются на бегунах, а затем дополнительно в шаровых мельницах, после чего смешиваются с глинистыми материалами (предварительно размешанными с водой) в специальных мешалках. Полученную жидкую массу пропускают через электромагнитный сепаратор (для удаления частичек железа), затем через фильтропресс (для снижения влажности). После этого масса для повышения пластичности выдерживается некоторое время, затем её пропускают через вакуум-мялку для удаления воздушных пузырьков и получения большей однородности. Подготовленная таким образом фарфоровая и фаянсовая масса, содержащая 22—27% влаги, используется для пластического формования изделий При формовании методом литья из массы добавлением воды и электролитов (сода и др.) приготовляют так называемый «шликер», содержащий 30—40% влаги. При пластическом формовании масса в определенном количестве вводится в форму (если формуют полые изделия) или накладывается на форму (при формовании плоских изделий) и прижимается шаблоном. Так как форма и шаблон имеют очертания изделия, то при вращении формы масса заполняет пространство между ними и приобретает форму изделия. При литьё «шликер» заливают в толстостенные гипсовые формы и выдерживают несколько минут. За это время на стенках формы (вследствие впитывания ею влаги) оседают частички массы, образуя корпус изделия. После этого излишек «шликера» сливают Пластическое формование и литье производится как ручным, так и мехавизированным способом — на полуавтоматах высокой производительности. После формовки изделия немного подвяливают, выбирают из форм и приставляют к ним в случае надобности необходимые детали (ручки и носики).
Отформованные изделия сушатся в специальных сушилках — конвейерных или туннельных — и отправляются для первого, так называемого утильного обжига в печах периодического действия — горнах или в печах непрерывного действия — туннелях. Утильный обжиг фарфора проводится при 900°, фаянса — при 1250—1280°. После первого обжига изделия обычно глазуруются, чаще всего окунанием в суспензию из глазури, а затем направляются на второй обжиг. В отдельных случаях до глазурования производят украшение посуды специальными керамическими красками. Второй (политой) обжиг фарфоровой посуды ведётся обычно при температуре около 1380°, фаянсовой посуды — при ИЗО—1160°.
После политого обжига посуда (так называемое «бельё») сортируется, шлифуется, полируется и отправляется в живописный цех для декорирования (если оно не было произведено до политого обжига).
Способы декорирования керамических изделий
Способов декорирования керамических изделий на сегодня существует довольно много. Некоторые из них проверены историей развития керамического искусства, некоторые появились совсем недавно благодаря прогрессу в дизайне керамики и развитию компьютерных технологий.
Крытьё представляет собой покрытие изделия краской. Крытье может быть сплошным или нисходящим, когда изделие либо равномерно покрывается слоем краски, либо краска постепенно сходит на нет. Также различают полукрытье, когда краска наносится полоской от 20 мм и выше. Крытье с прочисткой оставляет в сплошном слое краски незакрашенные участки различной формы. Обычно краской не покрывают места, где детали соприкасаются друг с другом (например, боковинки крышки чайника, центр блюдца) или за которые часто берутся руками (ручки чашек, верхушки крышек).
Живопись. Живописный рисунок наносят при помощи кисточек. Делать это можно как при помощи предварительной разметки, так и без подготовки. Различают подглазурную и надглазурную роспись.
Подглазурная роспись выполняется при помощи подглазурных красок или ангобов после первого утильного обжига. Далее расписанное изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают еще раз. Исправить что-либо после финального обжига уже невозможно.
Надглазурная роспись дает большее пространство для маневра, поскольку выполняется уже после политого обжига. Потом изделие снова обжигают при невысоких температурах. Недостаток такой росписи в том, что она недолговечна и выполняется в основном на декоративных предметах.
Существует также роспись цветными глазурями, однако нужно понимать, что в процессе обжига глазурь растекается и точный рисунок обычно невозможен. Зато можно получить красивые переливы и цветные переходы.
Травление. Этот способ позволяет создавать рисунок путем чередования матовых и глянцевых участков. На поверхность изделия переводят рисунок, выполненный асфальтовым лаком. Затем изделие погружают в плавиковую кислоту, где участки без лака подвергаются травлению и становятся матовыми. Затем лак удаляют, изделие покрывают препаратом золота и обжигают. На протравленных участках золото становится матовым, а на остальных получается глянец.
Рисунок на поверхность керамики можно нанести также при помощи печати. Методы печати разделяют на прямые и непрямые.
Прямая печать, такая как трафаретная, шелкография или полноцветная печать, удобны и выгодны в тех случаях, если поверхность изделий, на которую необходимо нанести рисунок, является не слишком сложной.
При трафаретной печати на поверхности закрепляется шаблон, на открытые участки которого наносится краска при помощи кистей, пульверизаторов или другим способом. Края рисунков получаются четко очерченными, а палитра используемых красок довольно широка.
При прямой шелкографии рисунок наносится при помощи сетчатого трафарета, через который роликом продавливается краска. Изображения получаются многоцветными и яркими. Красочный слой зависит от толщины нитей сетки.
Прямая цифровая печать осуществляется на специальном струйном принтере. Преимущества такой печати очень велики, поскольку себестоимость довольно низкая, а качество и разнообразие изображений – высокое. После печати изделия обжигаются и краска запечатывается в керамический слой. К сожалению, выполнить такую печать можно только на плоских изделиях.
Непрямой или трансферной печатью называется способ, при котором изображение наносится сначала на бумагу или другой материал, а с него уже переносится на изделие. Этот способ используют, когда прямая печать затруднительна или невозможна ввиду, например, сложной поверхности изделия. Сюда относится тампопечать, декалькомания, сублимационная печать и термотрансфер.
Тампопечать представляет собой одноцветный, иногда довольно сложный рисунок, который наносится на поверхность изделия при помощи специального клише. Таким образом, можно получать оттиски, используя краски, а также препараты золота и серебра. Изображение можно нанести в специально указанное или даже труднодоступное место, а качество его будет зависеть от качества печатного тампона.
Декалькоманией называют процесс переноса изображения с бумажной основы на поверхность керамического изделия по принципу переводных картинок. Здесь существует несколько различных способов, которые отличаются как способом печати изображения на носителе, так и переносом изображения на изделие. Краски содержат органические и неорганические элементы. При дальнейшем обжиге органика сгорает, а неорганические вещества запечатываются в поверхность.
Этот способ основан на ручном труде, что, конечно, повышает стоимость изделия, но зато дает возможность изготавливать уникальные и очень красивые вещи. Кроме того, качество изображения в этом случае очень высоко.
Сублимационная печать производится посредством перенесения изображения, нанесенного сублимационными чернилами на особую бумагу. Для этого на поверхность изделия наносится специальное полимерное покрытие. После этого рисунок плотно прижимается к поверхности и создается температура для сублимации. Чернила переходят в полимерный слой и остаются в нем.
Термопечать или термотрансфер – это способ перенесения изображения при помощи нагрева с термотрансферной бумаги. Этот способ дает возможность получать сложные изображения высокого качества и использовать различные эффекты: объемные изображения, добавление глиттеров и стразов, светоотражение, имитация различных фактур. Таким образом на изделия можно переносить цветные фотографии без потери качества.
За что же так ценят фарфор? Интересное о фарфоре
Наткнулся на несколько постов про фарфор, и решил рассказать несколько интересных фактов о о нем, за что так ценят, сколько стоит, и почему, интересные факты. Сегодня немного немецкого фарфора разных марок.
2. Фарфор активно применяется в микроэлектронике.
3. Настоящий фарфор неподвластен времени и сохраняет свои лучшие качества долгие годы.
4. Не считая металлические экземпляры посуды, посуда из фарфора занимает первое место по прочности.
5.Курфюрст Август Сильный находился под огромным впечатлением от мастерства китайских мастеров фарфора. Тогда, он захотел приобрести несколько фарфоровых ваз, но средств ему не хватало, и тогда он обменял понравившиеся ему экземпляры на роту своих воинов.
Несмотря на то, что родиной фарфора считается Китай, в древности китайцы не придавали особого значения фарфору, так как считали его «подражанием благородного нефрита» из которого делалась посуда.
6. Знаком «фарфор» отмечают лишь идеально сделанные предметы. Любой дефект или брак считается недопустимым, и такие предметы отбраковываются.
Чайная пара мануфактуры KPM, Германия, клеймо датируется 19 веком, на блюдце стоит дата 1832. Художник изобразил на бело-золотой паре античную сцену с женщинами в греческих туниках и ангелами. Пара имеет бело-кремовое крытье с пышной позолоченной узорчатой росписью. Стоимость этой чайной пары уже 58000р.
На фото выше роскошный немецкий сервиз на 4 персоны мануфактуры Meissen, клеймо датировано 1845-1850 г. Стоимость такого сервиза сейчас 420 000р.
8. Применение фарфора в ресторанном бизнесе значительно сокращает количество боя посуды, а это уже само по себе экономия.
9. Во время Гражданской войны в 1918-1921 годах фарфоровую посуду из-за нехватки бумаги использовали как материал для пропаганды. Агитационный фарфор по сей день считается одним из уникальных явлений в искусстве.
В один пост много не добавишь, и если заинтересует, буду подробнее рассказывать о разном фарфоре разных стран и эпох.
А почему так ценится фарфор от Meissen?
Интересная находка в Англии
Британская медсестра обнаружила недалеко от английского города Йорк небольшую золотую Библию, которая принадлежала средневековой знати
Баффи Бейли из Ланкастера с мужем Иэном отправилась на поиски артефактов с металлоискателем в частные сельскохозяйственные угодья (с разрешения землевладельцев).
48-летняя медработница едва откопала слой 13 см земли, как наткнулась на уникальный золотой объект.
Сначала Бейли подумала, что перед ней безделушка из сувенирного магазина. Но оказалось, что это миниатюрная золотая Библия, возраст которой оценивается в 600 лет.
На изделии из 24-каратного золота массой в 5 грамм выгравированы изображения святых Леонарда и Маргариты — покровителей родов, поэтому аристократка или монаршая особа могла носить его как амулет.
Поскольку Библию нашли на земле, некогда входящей в королевские владения Ричарда III, предполагается, что находка могла принадлежать его жене Анне Невилл или родственнице.
Сейчас антиквары оценивают изделие не менее чем в 100 тыс. фунтов (9,66 млн рублей), но оно может уйти с молотка и за большую сумму.
В СССР штоф потерял свой прямой функционал и скорее стал сувениром, подарком начальнику, родственнику, другу на юбилей или праздник. Авторы форм получили раздолье в выборе и создании форм, они больше не были привязаны к практичности изделия. Лично мне особенно нравятся штофы в виде фруктов и птичек. Сейчас покажу Вам наиболее интересные и редкие.
Мне очень нравятся сосуды в форме птиц. У меня есть вот такой штоф-графин Утка. К сожалению, у него отсутствует крышечка. Эта форма была разработана на ЛФЗ в середине 1940-х годов. Автор оригинальной модели и художественной росписи Ризнич И.И. Впоследствии, росписью уток занимались различные художники, создавая свою красочную гамму.
Фруктово-овощная тема так же широко представлена в категории штофов. Это графин «Помидоры», 1950-е годы. Автор формы и росписи В. Л. Семенов (1914-1978).
Графин «Груши», автор так же Семенов. Почти 30 лет он проработал скульптором в художественной лаборатории ЛФЗ, создавал формы сервизов, ваз и других изделий, выпускавшихся массовым тиражом. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году получил Гран-при за вазы «Морская» и «Кристалл».
А вот еще один редкий штоф этого же автора. Графин «Арбуз». Я буквально влюбилась в него с первого взгляду. Но к сожалению для меня это недосягаемая красота, примерная цена от 50000 рублей в зависимости от состояния.
Любитель антиквариата заинтересовался чашей, которую увидел на распродаже в Коннектикуте. Мужчина приобрел ее за 35 долларов, решив, что «старый хлам» может иметь какую-то ценность.
Фото своей покупки новый владелец отправил в один из старейших аукционных домов Sotheby’s с просьбой провести оценку.
Оказалось, что этот предмет является одним из семи подобных, сделанных из фарфора в XV веке.
Аукционный дом оценил стоимость артефакта в 300-500 тысяч долларов.
В среду чаша была выставлена на аукцион. Ценители антиквариата подали 15 заявок на покупку произведения искусства. Предлагаемые суммы варьировались от 200 до 580 тысяч долларов. В конечном итоге чаша ушла с молотка за 721 800 долларов (сумма включает различные сборы).
Как чаша попала на распродажу в Коннектикуте, остается загадкой. В Sotheby’s предположили, что, возможно, она передавалась из поколения в поколение в одной семье, где не осознавали ценность предмета.