кто придумал что в сутках 24 часа
Кто придумал время и решил, сколько в минуте секунд, а в сутках часов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто придумал час
Древние греки были первыми, кто ввёл само понятие часа. До этого существовали Оры — богини времён года. Они ведали естественным порядком вещей в природе, подразделяясь на определённые временные отрезки. Количество Ор варьировалось в зависимости от того, какой источник информации использовался. Самым распространённым их числом являлось три. В период поздней античности это количество достигло двенадцати. Именно оттуда и пришла идея о разделении дня и ночи на двенадцать часов каждый период.
Разделение каждого часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд пришло из Древнего Вавилона. Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему счисления в таких науках как математика и астрономия. Они же разделили день на 360 частей, потому что это было их расчётное количество дней в году. Оттуда же пришло и деление окружности на 360 градусов.
Систему двенадцатичасового дня и двенадцатичасовой ночи использовали и в Древнем Египте. Египтяне делали так, возможно, потому, что в году двенадцать лунных циклов. Также, вероятно, что так их было легче сосчитать по 12 суставам пальцев на каждой руке. В любом случае, эти системы были впоследствии приняты во всём мире и теперь являются эталоном измерения времени. Но что, если кто-то попытается изменить общепринятые стандарты?
Десятичное время
В 1754 году французский математик Жан ле Ронд д’Аламбер предложил делить все единицы времени на десять. Он говорил: «Было бы предпочтительнее, чтобы все деления, например ливр, су, туаз, день, час и тому подобное делились на десятки. Такое деление привело бы к гораздо более простым и удобным вычислениям и было бы желательнее произвольного деления ливра на двадцать су, су на двенадцать денье, дня на двадцать четыре часа, часа на шестьдесят минут и так далее».
В 1788 году французский адвокат Клод Бонифас Коллиньон предложил разделить день на 10 часов, каждый час на 100 минут, каждую минуту на 1000 секунд и каждую секунду на 1000 уровней. Он также предложил неделю из 10 дней и разделение года на 10 «солнечных месяцев».
Система официально вступила в силу 24 ноября 1793 года. Полночь начиналась в ноль часов (или 10 часов), а полдень наступал в 5 часов. Таким образом, каждый метрический час превратился в 2,4 условных часа. Каждая метрическая минута стала эквивалентна 1,44 условной минуты, а каждая метрическая секунда стала 0,864 условной секунды. Расчёты стали проще. Время можно было записать дробно, например, 6 часов 42 минуты превратились в 6,42 часа, и оба значения означали одно и то же.
Чтобы помочь людям перейти на новый формат времени, производители часов начали производить часы с циферблатами, показывающими как десятичное, так и старое время. Но люди так и не перешли на новое время. Напротив, десятичное время оказалось настолько непопулярным, что было отменено через 17 месяцев после его введения.
Десятичное время было призвано не только сделать более удобным его исчисление. Всё это являлось частью революции в общей системе расчётов. Также система породила республиканский календарь. В нём, помимо деления дня на 20 часов, было деление месяца на три декады по десять дней. В результате в году не доставало пяти дней. Их поместили в конец каждого года. Этот календарь тоже отменили в конце 1805 года. Проект был похоронен до того, как успел состояться.
До сих пор есть поклонники десятичного времени
После того, как нововведение с временем постигло фиаско, казалось, что больше никто и никогда не заговорит о подобном. По крайней мере, французы точно. Но это оказалось не так. В 1890-х годах Жозеф Шарль Франсуа де Рей-Пайяде, президент Тулузского географического общества, снова предложил использовать десятичную систему. Он разделил день на 100 частей, которые назвал cés. Каждая была равна 14,4 стандартным минутам. Минуты же делились на 10 decicés, 100 centicés и так далее.
К сожалению, Торговая палата Тулузы приняла резолюцию в поддержку этого предложения. За её пределами, к счастью, здравый смысл возобладал, и это предложение не получило должной поддержки.
Наконец, последняя попытка была предпринята в 1897 году французским научным комитетом Bureau des Longitude. Секретарём этого общества был математик Анри Пуанкаре. Он пошёл на некий компромисс, сохранив 24-часовой день. Час же Пуанкаре разделил на 100 десятичных минут каждый. Минуты были разделены на 100 секунд. Этот проект также не получил одобрения. В 1900 году было принято решение навсегда отказаться от десятичного времени. С тех пор никто более не осмелился снова прикоснуться к часам.
Если вас заинтересовала тема, прочтите нашу статью о том, насколько время беспощадно и быстротечно: 12 интригующих фотографий,которые это подтверждают.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто придумал что в сутках 24 часа
Сутки — это время, за которое Земля совершает оборот вокруг своей оси. На самом деле в них не 24 часа, а 23 часа 56 минут. Раз в четыре года лишние минуты складываются в дополнительный день — 29 февраля.
Разбивать сутки на части начали еще в древности. Сначала в них выделяли просто дневное и ночное время. Затем — четыре времени: восход, зенит, закат и ночь. У некоторых народов существовали особые системы. Например, у туземцев островов Общества в Тихом океане в сутках было 18 часов.
Впервые разделили сутки на 24 части древние египтяне и шумеры. Их астрономы отслеживали время по движению звезд на небе. Египтяне придумали двенадцатеричную систему времяисчисления. Они выделяли две части в сутках — темное и светлое время. В каждой из таких частей было по 12 часов. Однако подобная система была неудобной, потому что в разное время года длина дня и ночи менялась.
А вот уже древние римляне решили считать время в часах. Именно их система стала самой популярной. Так было куда проще и удобнее. К тому же такое разделение не зависело от времени года и длины светового дня.
Отсчет дней в неделе стал единообразным далеко не сразу. В разных государствах выделяли разные циклы. У кельтов неделя состояла из девяти дней, у египтян — из 10, а у древних германцев — из 14.
Семидневную неделю придумали на Древнем Востоке. Там каждому дню соответствовала одна из планет, которые астрономы видели на небе. К ним тогда причисляли еще и Солнце с Луной. Воскресенье соответствовало Солнцу, понедельник — Луне, вторник — Марсу, среда — Меркурию, четверг — Юпитеру, пятница — Венере, а суббота — Сатурну.
Цикл в семь дней существовал и у древних евреев: согласно Библии, Бог создавал мир на протяжении шести дней, а в седьмой — отдыхал.
Популярной семидневная неделя стала тоже благодаря римлянам. Такой цикл ввел Юлий Цезарь в I веке до нашей эры. Юлианский календарь, который по приказу Цезаря придумал астроном Созиген, включал в себя привычные и сегодня 12 месяцев и 365 дней. Раньше римляне считали, что в году 355 дней. Из-за этого раз в два года им приходилось вставлять дополнительный месяц — мерцедоний. А в неделе у римлян изначально было восемь дней. Такие промежутки времени назывались нундинами. Именно раз в восемь дней в городах проходила рыночная торговля.
Когда римляне завоевали Европу, они ввели юлианский календарь, семидневную неделю и 24-часовой день во всех своих провинциях. Этой системой пользовались до XV века — когда папа римский Григорий XIII заменил юлианский календарь на григорианский. Он был более точным и приближенным к тропическому году — времени, за которое на Земле сменяются сезоны.
На Руси семидневного недельного цикла стали придерживаться после принятия христианства. Однако юлианский календарь ввел только Петр I в 1700 году. До этого в стране пользовались собственной календарной системой — от сотворения мира.
На григорианский календарь в России перешли после революции. Он был введен Владимиром Лениным 14 февраля 1918 года. С 1929 года в СССР параллельно действовала еще одна система времяисчисления — советский революционный календарь. Неделя в нем состояла не из семи, а из пяти дней. А в году было только 360 дней. Оставшиеся пять дней считались государственными праздниками и не включались в недели.
Идея революционного календаря заключалась в непрерывном производстве, поэтому в народе ее прозвали «непрерывкой». На всех предприятиях предполагалось разделить сотрудников на пять групп. Называли их по цветам — желтый, розовый, красный, фиолетовый, зеленый. У каждой группы был один выходной день в неделю. По задумке советских чиновников, такой график позволял предприятиям работать постоянно. Однако система просуществовала всего два года. Ее посчитали неудобной: выходные у членов одной семьи почти никогда не совпадали. А многие сотрудники даже не понимали, в какой именно день им можно отдыхать. Илья Ильф и Евгений Петров писали в «Золотом теленке»:
Сутки — это время, за которое Земля совершает оборот вокруг своей оси. На самом деле в них не 24 часа, а 23 часа 56 минут. Раз в четыре года лишние минуты складываются в дополнительный день — 29 февраля.
Разбивать сутки на части начали еще в древности. Сначала в них выделяли просто дневное и ночное время. Затем — четыре времени: восход, зенит, закат и ночь. У некоторых народов существовали особые системы. Например, у туземцев островов Общества в Тихом океане в сутках было 18 часов.
Впервые разделили сутки на 24 части древние египтяне и шумеры. Их астрономы отслеживали время по движению звезд на небе. Египтяне придумали двенадцатеричную систему времяисчисления. Они выделяли две части в сутках — темное и светлое время. В каждой из таких частей было по 12 часов. Однако подобная система была неудобной, потому что в разное время года длина дня и ночи менялась.
А вот уже древние римляне решили считать время в часах. Именно их система стала самой популярной. Так было куда проще и удобнее. К тому же такое разделение не зависело от времени года и длины светового дня.
Отсчет дней в неделе стал единообразным далеко не сразу. В разных государствах выделяли разные циклы. У кельтов неделя состояла из девяти дней, у египтян — из 10, а у древних германцев — из 14.
Семидневную неделю придумали на Древнем Востоке. Там каждому дню соответствовала одна из планет, которые астрономы видели на небе. К ним тогда причисляли еще и Солнце с Луной. Воскресенье соответствовало Солнцу, понедельник — Луне, вторник — Марсу, среда — Меркурию, четверг — Юпитеру, пятница — Венере, а суббота — Сатурну.
Цикл в семь дней существовал и у древних евреев: согласно Библии, Бог создавал мир на протяжении шести дней, а в седьмой — отдыхал.
Популярной семидневная неделя стала тоже благодаря римлянам. Такой цикл ввел Юлий Цезарь в I веке до нашей эры. Юлианский календарь, который по приказу Цезаря придумал астроном Созиген, включал в себя привычные и сегодня 12 месяцев и 365 дней. Раньше римляне считали, что в году 355 дней. Из-за этого раз в два года им приходилось вставлять дополнительный месяц — мерцедоний. А в неделе у римлян изначально было восемь дней. Такие промежутки времени назывались нундинами. Именно раз в восемь дней в городах проходила рыночная торговля.
Когда римляне завоевали Европу, они ввели юлианский календарь, семидневную неделю и 24-часовой день во всех своих провинциях. Этой системой пользовались до XV века — когда папа римский Григорий XIII заменил юлианский календарь на григорианский. Он был более точным и приближенным к тропическому году — времени, за которое на Земле сменяются сезоны.
На Руси семидневного недельного цикла стали придерживаться после принятия христианства. Однако юлианский календарь ввел только Петр I в 1700 году. До этого в стране пользовались собственной календарной системой — от сотворения мира.
На григорианский календарь в России перешли после революции. Он был введен Владимиром Лениным 14 февраля 1918 года. С 1929 года в СССР параллельно действовала еще одна система времяисчисления — советский революционный календарь. Неделя в нем состояла не из семи, а из пяти дней. А в году было только 360 дней. Оставшиеся пять дней считались государственными праздниками и не включались в недели.
Идея революционного календаря заключалась в непрерывном производстве, поэтому в народе ее прозвали «непрерывкой». На всех предприятиях предполагалось разделить сотрудников на пять групп. Называли их по цветам — желтый, розовый, красный, фиолетовый, зеленый. У каждой группы был один выходной день в неделю. По задумке советских чиновников, такой график позволял предприятиям работать постоянно. Однако система просуществовала всего два года. Ее посчитали неудобной: выходные у членов одной семьи почти никогда не совпадали. А многие сотрудники даже не понимали, в какой именно день им можно отдыхать. Илья Ильф и Евгений Петров писали в «Золотом теленке»:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Почему время измеряется подобным образом, кто это придумал и действительно ли это имеет большой смысл?
Древние греки были первыми, кто ввёл само понятие часа. До этого существовали Оры — богини времён года. Они ведали естественным порядком вещей в природе, подразделяясь на определённые временные отрезки. Количество Ор варьировалось в зависимости от того, какой источник информации использовался. Самым распространённым их числом являлось три. В период поздней античности это количество достигло двенадцати.
Именно оттуда и пришла идея о разделении дня и ночи на двенадцать часов каждый период.
Разделение каждого часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд пришло из Древнего Вавилона. Вавилоняне использовали шестидесятеричную систему счисления в таких науках как математика и астрономия. Они же разделили день на 360 частей, потому что это было их расчётное количество дней в году. Оттуда же пришло и деление окружности на 360 градусов.
Систему двенадцатичасового дня и двенадцатичасовой ночи использовали и в Древнем Египте. Египтяне делали так, возможно, потому, что в году двенадцать лунных циклов. Также, вероятно, что так их было легче сосчитать по 12 суставам пальцев на каждой руке. В любом случае, эти системы были впоследствии приняты во всём мире и теперь являются эталоном измерения времени. Но что, если кто-то попытается изменить общепринятые стандарты?
В 1754 году французский математик Жан ле Ронд д’Аламбер предложил делить все единицы времени на десять. Он говорил: «Было бы предпочтительнее, чтобы все деления, например ливр, су, туаз, день, час и тому подобное делились на десятки. Такое деление привело бы к гораздо более простым и удобным вычислениям и было бы желательнее произвольного деления ливра на двадцать су, су на двенадцать денье, дня на двадцать четыре часа, часа на шестьдесят минут и так далее».
В 1788 году французский адвокат Клод Бонифас Коллиньон предложил разделить день на 10 часов, каждый час на 100 минут, каждую минуту на 1000 секунд и каждую секунду на 1000 уровней. Он также предложил неделю из 10 дней и разделение года на 10 «солнечных месяцев».
Десятичные часы
Система официально вступила в силу 24 ноября 1793 года. Полночь начиналась в ноль часов (или 10 часов), а полдень наступал в 5 часов. Таким образом, каждый метрический час превратился в 2,4 условных часа. Каждая метрическая минута стала эквивалентна 1,44 условной минуты, а каждая метрическая секунда стала 0,864 условной секунды. Расчёты стали проще. Время можно было записать дробно, например, 6 часов 42 минуты превратились в 6,42 часа, и оба значения означали одно и то же.
Чтобы помочь людям перейти на новый формат времени, производители часов начали производить часы с циферблатами, показывающими как десятичное, так и старое время. Но люди так и не перешли на новое время. Напротив, десятичное время оказалось настолько непопулярным, что было отменено через 17 месяцев после его введения.
Десятичное время было призвано не только сделать более удобным его исчисление. Всё это являлось частью революции в общей системе расчётов. Также система породила республиканский календарь. В нём, помимо деления дня на 20 часов, было деление месяца на три декады по десять дней. В результате в году не доставало пяти дней. Их поместили в конец каждого года. Этот календарь тоже отменили в конце 1805 года. Проект был похоронен до того, как успел состояться.
Часы времён Французской революции.
До сих пор есть поклонники десятичного времени
После того, как нововведение с временем постигло фиаско, казалось, что больше никто и никогда не заговорит о подобном. По крайней мере, французы точно. Но это оказалось не так. В 1890-х годах Жозеф Шарль Франсуа де Рей-Пайяде, президент Тулузского географического общества, снова предложил использовать десятичную систему. Он разделил день на 100 частей, которые назвал cés. Каждая была равна 14,4 стандартным минутам. Минуты же делились на 10 decicés, 100 centicés и так далее.
К сожалению, Торговая палата Тулузы приняла резолюцию в поддержку этого предложения. За её пределами, к счастью, здравый смысл возобладал, и это предложение не получило должной поддержки.
Наконец, последняя попытка была предпринята в 1897 году французским научным комитетом Bureau des Longitude. Секретарём этого общества был математик Анри Пуанкаре. Он пошёл на некий компромисс, сохранив 24-часовой день. Час же Пуанкаре разделил на 100 десятичных минут каждый. Минуты были разделены на 100 секунд. Этот проект также не получил одобрения. В 1900 году было принято решение навсегда отказаться от десятичного времени. С тех пор никто более не осмелился снова прикоснуться к часам.
Кто поделил сутки на двадцать четыре часа?
С появлением механизмов, отмеряющих время, сутки были поделены на двадцать четыре постоянных часа.
Так или иначе, нам до сих пор неизвестно, почему и когда сутки поделили именно на двадцать четыре части.
Гаон раби Йонатан Айбшиц считал, что час – изобретение древних астрономов. Своё мнение он обосновывает словами Гемары о том, что бейт дину, то есть суду, надлежит выяснять достоверность и надёжность свидетелей посредством семи расследований. Среди прочего следовало спросить, в каком именно часу произошло событие, о котором говорят свидетели.
Раби Айбшиц поясняет, что этот вопрос не вызван требованием Торы, да этого и не могло быть, поскольку деление суток на часы – вещь искусственная. Тора ограничивается делением и дня и ночи пополам – «хацот». Таким образом, по Торе, свидетелей достаточно было спросить, событие произошло в первой половине ночи-дня или во второй.
«Ор самэах» поддерживает это мнение и говорит: «Это всё удивительно и верно… понятие «двенадцати часов» не учится ни из пасука Торы, и не по устной цепочке от Моше на горе Синай, по которой переданы многие из Законов».
Наиболее интересное мнение приводит «Пней Йошуа». На его взгляд «тому, что мы делим сутки на двадцать четыре часа, не найти ясного основания в Письменной Торе, поскольку с большим основанием мы бы вывели из простого смысла стихов Торы, что день вкупе с ночью больше пристало бы делить на двенадцать часов, поскольку течение суток зависит от положения двенадцати созвездий – «мазалот». По этому мнению, если уж и делить сутки по Торе, то сделать нужно было бы так: день – шесть часов, и ночь – шесть часов!
И всё же, есть среди Мудрецов есть те, кто спорит со всем этим и говорит, что деление суток на двадцать четыре часа мы всё-таки учим из Торы.
Поскольку в еврейском календаре перемежаются 29-дневные месяцы с 30-дневными, то есть к каждому второму месяцу, как правило, прибавляется дополнительный день, мы видим, что деление суток на двадцать четыре часа было изначально включено в систему еврейского Закона.
Помимо этого, доказательством является то, как Гемара определяет по часам то, что происходило в шестой день Творения, и подытоживает, что «двенадцать часов был тот день».[3]
Как сложилось, что в сутках 24 часа, а в часе 60 минут
Сложно представить какое-то другое исчисление времени: в сутках у нас 24 часа, в часе ― 60 минут, а в минуте ― 60 секунд. Эта система, которая кажется сама собой разумеющейся и единственной возможной, появилась тысячелетия назад. Даже сложно осознать, что когда-то люди жили, не умея исчислять время.
Заслуга древних египтян
Это сегодня иногда нам хочется воскликнуть, почему в сутках у нас всего лишь 24 часа, а не больше, ведь наш темп жизни так ускорился, что порой дела слишком сложно вписать в наш день. Но история происхождения этой системы исчисления времени с делением на часы, минуты и секунды весьма сложная и интересная. Так, 24 часа мы получили «в наследство» от египтян.
Именно в Древнем Египте день разделили на двенадцать одинаковых отрезков. Если быть более точным, они пришли к выводу, что день состоит из десяти частей, и к ним они добавили два сумеречных часа, в начале и конце этого временного отрезка. Чтобы понимать, который час, были придуманы солнечные часы: именно на территории Древнего Египта были обнаружены самые древние изобретения.
Но особенно важным для египтян было ночное время: ведь именно ночью проводили различные ритуалы, и было крайне важно, в какое время проводить тот или иной обряд. И для этого была придумана куда более сложная система времяисчисления, которая основывалась на наблюдениях за звездами. Эта система включала в себя отслеживание так называемых деканов: это 36 групп созвездий или одиночных звезд, которые появлялись на небосводе в определенный отрезок ночи в определенной последовательности.
Для того, чтобы понять, когда нужно начинать какой-то ритуал, были разработаны сложные таблицы, в которых египетские астрологи отразили свои наблюдения за деканами.
Ночь для египтян начиналась с приходом полной темноты и до первых проблесков рассвета, и условно ее делили на 12 частей, которые позже и стали соотноситься с 12 частями ночного времени. Позже эта система наблюдения за звездами нашла отражение в новом изобретении ― водяных часах, с помощью которых можно было определить время, когда солнце скрывалось за горизонтом и наступала ночь.
Самое старинное описание солнечных часов относится примерно к XIV веку до н. э.: описание было обнаружено в захоронении фараона Сети I. Сами часы не сохранились, на фото выше ― их реконструкция.
Удивительно, что таблички наблюдения за ночным небом помогали жить не только людям. Их выгравировали на крышках гробов, по всей видимости, для того, чтобы мертвые также могли определять время. Для нас это может показаться необычным, однако для Древнего Египта, где царил культ умерших на протяжении многих столетий, подобная практика была вполне обыкновенной.
Кстати, есть теория, что если бы часы придумали в Южном полушарии, а не Северном, то стрелки шли бы в другую сторону, а не так, как мы привыкли видеть сегодня. Так что в этом тоже есть заслуга древних египтян, согласитесь?
Заслуга древних вавилонян
Ну, а что касается минут и секунд, то это пришло в нашу систему времени от древних вавилонян. Именно они ввели шестидесятеричную систему исчисления (которую, кстати, позаимствовали у шумеров). Числа они записывали клинописью, фактически используя два клина, один из которых обозначал единицы, а другой ― десятки. По сей день остается загадкой, почему именно шестьдесят, а, например, не 10 или 100. Но все же на этот счет у историков есть своя теория: именно шестьдесят легко было поделить на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30 и получить не дробное, а целое число. Поэтому и прижилась шестидесятеричная система.
Несмотря на простоту написания чисел, у жителей Вавилона уже была арифметика: они записывали дробные числа, знали основы сложения, вычитания, умножения. Именно они передали свою систему греческим астрономам вместе со своими таблицами наблюдения за звездами. Только представьте, каково это было ― выучить их таблицу умножения, так что, наверное, к счастью, что вавилонские цифры не смогли освоить другие страны Древнего Мира.
Однако вавилонская традиция делить все на шестьдесят кое-где прижилась: это наши 60 минут и 60 секунд. Но не только в исчислении времени мы переняли их клинопись: круг у нас, как и вавилонян, делится на 360 частей. Кстати, свой день жители Вавилона делили на 360 частей, и если перевести на нашу систему, то этот отрезок равнялся четырем минутам. Но эта традиция у нас не прижилась, и здесь победили египтяне с делением дня и ночи на 12 часов.
А вы когда-нибудь задумывались, откуда появилось такое число часов в сутках?
Кстати, почитайте, как из-за одной шутки появилось зимнее и летнее время.