кто такие алхимики и чем они занимаются
Профессия алхимик, кто такой алхимик
Еще со средних веков алхимики выполняли ту же роль, которую выполняют и сегодня. В этой статье мы постараемся вам рассказать подробно, алхимик кто это такой и чем он занимается.
Немного истории
Как говорится в википедии, а алхимиками всегда назывались люди, которые занимались химическими экспериментами. В стародавние времена эта наука относилась к оккультным. Они подвергались часто судам из-за подозрения в шаманизме и ведьмовстве, так как занимались проведением различных экспериментов.
Некоторые люди считают, что именно алхимики создали философский камень, который до сих пор не найден. Но благодаря их первому открытию удалось получить из свинца золото, а также найти способы для того, чтобы продлить жизнь. Многие открытия алхимиков были сделаны в средние века, но их не воспринимали научных деятелей. В добавок ко всему алхимия как наука не была признана.
В те времена данная профессия не пользовалась большим спросом, а также государство не поддерживало этот вид деятельности, многие открывали частные лаборатории, где никто не мешал им проводить опыты. Также было много конкурентов и для того, чтобы продвигаться, необходимо было иметь достаточно знаний, чтобы производить сложные эксперименты.
Достоинства и недостатки профессии алхимик
К числу преимуществ можно отнести:
Как видно, алхимия — наука достаточно сложная и не столь популярная в настоящее время. Алхимик кто это? Это человек, который занимается химическими экспериментами, в результате чего он и становится алхимиком. Сегодня нет специальных заведений, которые обучали бы алхимии. Тем не менее, если человек хочет связать свою жизнь с этим направлением деятельности, ему необходимо хорошо учиться в школе и иметь отличные знания по химии, физике, а также разбираться в математике.
Алхимик должен обладать:
Жизнь после обучения
После того как будет окончено заведение на факультете химии, можно продолжать работать в ВУЗе или идти на предприятие, работать технологом, но для это потребуется иметь хорошую практику.
Еще как вариант после получения диплома можно открыть собственную лабораторию, где заниматься различными исследованиями.
После обучения специалист получает нужные навыки и сможет проводить различные опыты. Но новые открытия случаются достаточно редко, поэтому часто алхимики никому неизвестны и об их жизни никто не знает. Они стараются не афишировать свою направленность деятельности и не появляются на свет. Некоторые из них становятся популярными в обществе только при открытии каких-то особых ценностей. Но сегодня практически все сферы жизни исследованы достаточно хорошо и за редким исключением такой человек может найти идеальный состав, который ранее не был известен.
Относительно заработной платы алхимика точно сказать невозможно, но обычно они трудятся на собственном энтузиазме, а также вкладывают свои средства в развитие. В некоторых случаях могут быть неофициальные заказы от государственных структур или органов для выявления тех или иных компонентов, которые могут потребоваться для выполнения каких-либо задач.
Для того чтобы человеку быть популярным в этой сфере, необходимо стараться выходить в общество, а также афишировать свои знания. Но часто таких людей просто игнорируют и обращаются к химикам, которые работают на предприятиях или в официальных лабораториях. Потому, прежде чем понять, алхимик кто это и связать с такой работой всю свою жизнь, необходимо определиться, что вам действительно нужно в жизни.
Кто такой алхимик?
Старатели от Аристотеля до Рогеруса
Часто любители мистики задаются вопросом: «кто такой алхимик?» Во многих произведениях писателей-фантастов, таких как Говард Филлипс Лавкрафт, Джоан Роулинг и Виктор Гюго, часто затрагивается тема алхимии. Изучение этого вопроса (особенно в нашем мире точных наук) становится очень интересным! Эта статья расскажет, что такое алхимия, откуда это учение произошло и как относятся к этой теме в наше время.
Рассмотрим, что такое алхимия
Если говорить простым и понятным языком, алхимия — это подразделение натурфилософии: изучение материи, превращение одного элемента в другой. Натурфилософия — это естествознание, учение о природе. Оно никак не связано с наукой — это скорее умозрительные заключения, которые не были подвержены опытам и не имеют научных доказательств.
С появлением физики, которая может грамотно объяснить природные явления в нашей жизни, учение алхимии вытесняется и является на сегодняшний момент псевдонаучным, не доказанным экспериментами и фактами. Алхимия — это магическое и оккультное учение, которое сложилось в эпоху среднего века. В основу этого учения положены известные в то время химические свойства, а также тогдашние представления о жизни человека в обществе.
Возникновение алхимии
Сложно сказать, кто же был первым алхимиком, но известно, что эта культура складывается в Александрийской Античности (II—VI века н.э.) и основывается на учении Аристотеля о четырех первозданных элементах: воде, воздухе, огне и земле. Сам Аристотель признавал единство материи и считал, что каждая материя изменяется с помощью опытов. В то время люди начали активно изучать процесс горения, с помощью которого ставили различные химические опыты. Это побудило алхимиков развивать свою деятельность. Это философское учение возникало:
на Востоке, в арабских странах (считается, что арабы были особенно могущественными в алхимии);
в странах Европы в эпоху Возрождения алхимия набирала обороты: Парацельс стал использовать химию в медицине.
Поиски философского камня
Главным, что двигало людей, занимающихся алхимией, было усовершенствование знаний: они стремились к тому, чтобы одно вещество могло превращаться в другое. Главной целью многих алхимиков, которые просиживали днями и ночами в лабораториях, было узнать, можно ли вещество (например, свинец) превратить в золото или серебро.
Также главной целью было создать философский камень — определенный магический атрибут, способный превращать металлы в золото. Учеными доподлинно не доказано, существовал ли философский камень, который безукоризненно выполнял свое предназначение, или нет, но по-прежнему существуют интересные рецепты, которые можно воссоздать даже в домашних условиях. Но помните, что эти опыты опасны для жизни и здоровья человека: много работ приходится выполнять с помощью ртути, которая в лучшем случае вызовет тяжелое отравление.
Рассмотрим интересный рецепт Джорджа Рипли, изложенный в трактате о получении брома, «первичной материи». Для получения философского камня потребуется ртуть, кислый виноградный спирт, обмазанная глиной реторта. Ученый описывает такие химические явления, как дистилляция и горение веществ.
А вот предшественник Рипли, монах Рогерус, описывал сложный магический способ приготовления философского камня. Согласно ему, алхимикам необходимо откармливать и разводить в специальной комнате в подвале старых петухов. Из яиц должны были вылупиться рептилии. Для приготовления раствора нужна кровь этих существ, кровь мужчины с рыжими волосами, а также красная медь. В результате медь должна была превратиться в золото. Но чтобы превратить один металл в другой, можно провести и менее радикальный эксперимент.
Алхимические опыты в домашних условиях
Вопрос о том, можно ли совершать алхимические опыты, остается открытым, потому что наукой не доказано существование «потусторонних сил». Но существуют интересные химические опыты, которые можно проделать в домашних условиях, основывающееся на точных науках без использования магии. Например, интересно сделать раствор лимонной кислоты и вырастить большие кристаллы, добавляя в воду красители. Это простой процесс, правда, на него уйдет много времени. Также существуют и другие опыты по превращению одного вещества в другое: получение из уксуса и соды углекислого газа, изготовление сухого льда и т.д
Чем занимались ТОП-5 известных алхимиков?
Алхимия — это не только и не столько про чудеса, магию и бессмертие. Алхимия — это образ жизни, тяга к знанию и познанию мира. Многие алхимики были ещё и философами. Как это ни удивительно, но у истоков алхимии стояли такие люди, как Альберт Великий и Фома Аквинский.
Роджер Бэкон
«Роджер Бэкон в своей обсерватории в Мертон-колледж, Оксфорд», Эрнест Борд. Источник: wellcomecollection.org
Монах-францисканец и естествоиспытатель, Роджер Бэкон учился и преподавал в Оксфорде. Предвосхитил в бунтарстве Парацельса. Так, Бэкон первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах — Фоме Аквинском и Альберте Великом. Критиковал подход к философии как к уже сформировавшейся сфере. До добра это не довело — его, как бы сейчас выразились, посадили на 12. Ещё он верил в астрологию, в предзнаменования и в философский камень.
Кроме как в бунтарстве, Бэкон предвосхитил Парацельса во взглядах на роль алхимии. Так, он считал, что что алхимия может принести большую пользу медицине. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов и приготовления красок. Также он пытался внести в алхимию элементы науки.
В одном из своих трудов, «Opus majus» (1268), Роджер Бэкон проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики и о необходимости изучать природу посредством наблюдения. Бэкон считал, что только математика как наука наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных областей. Кроме того, он утверждал, что математика — самая лёгкая из наук и доступна каждому.
Арнольд из Виллановы
Арнольд из Виллановы. Источник: wikipedia.org
Как это ни странно, но Арнольд из Виллановы не только в качестве алхимика и медика, но и дипломата. Это лишний раз доказывает, что алхимики, как и подобает учёным Средневековья, были всесторонне развитыми личностями. Но прежде чем встать на государеву службу, Арнольд изучал и преподавал медицину в Монпелье до 1260. Он также перевёл несколько важных арабских трактатов о медицине, включая работы Ибн Сины и Галена. Также сам писал труды по алхимии (впрочем, в их оригинальности есть сомнения) и медицине. Дал описание ядов, противоядий, лечебных свойств различных растений и способов их употребления.
После 1260 года Арнольд путешествовал по Франции, Каталонии и Италии частью как врач, частью как посланник. А начиная с 1281 года Арнольд был личным врачом короля Арагона Петра III. На стыке веков ему пришлось также послужить королю Арагона Хайме II. Любопытно, но в одно время Арнольду пришлось искать спасения от инквизиции у короля Сицилии Федериго II, а после его пригласили в качестве врача папы Климента V в Авиньон. Доподлинно известно, что благодаря Арнольду была составлена специальная папская булла, сделавшая изучение трактатов Ибн Сины и Галена стало обязательным для студентов-медиков.
Николас Фламель
Николас Фламель. Источник: wellcomecollection.org
Если вы читали или смотрели первую часть «Гарри Поттера», то вы наверняка знаете, кто смог получить философский камень и обрести бессмертие. Это был Николас Фламель. На самом деле этого, конечно, не было, но тем не менее то, что произошло с Фламелем после покупки «Книги Иудея Авраама», будоражит воображение. Фламель, владевший в 1350-е книжной лавкой, купил папирус и просидел над ним 20 лет, постигая его «тайный смысл». Так ничего и не постигнув, кроме того, что папирус на арамейском, он отправился под видом паломника в Испанию, к евреям, которым было запрещено селиться во Франции в то время.
По возвращении Фламеля из Испании случается чудо: в 1382 году в течение нескольких месяцев он стремительно богатеет, становится собственником более чем 30 домов и участков, занимается меценатством, учреждает несколько фондов, вкладывает деньги в развитие искусства, финансирует постройки часовен и больниц. Многие считают, что всё благодаря раскрытию секрета философского камня, который был способен превратить любой металл в золото и даровать вечную жизнь.
Василий Валентин
Василий Валентин, 1717 г. Источник: Институт истории науки, Филадельфия
Не совсем ясно, существовал ли этот человек на самом деле. Предположительно, он жил в Эрфурте во второй половине 15-го века. В 1515 году император Максимилиан I пожелал узнать, числился ли в списках монахов-бенедиктинцев Василий Валентин или нет. Изыскания людей императора ни к чему не привели. Лишь в 1675 году его имя обнаружилось в архивах монастыря святого Петра. Но до конца не ясно, верны ли эти сведения.
Василий Валентин, как алхимик, впервые получил соляную кислоту, подробно описал сурьму, способ её получения из сурьмяного блеска и соединения сурьмы. Описал азотную и серную кислоты, царскую водку, нашатырь, сулему и другие соли ртути, некоторые соединения цинка, олова, свинца, кобальта. Наблюдал «услащение кислот» — взаимодействие спирта и кислот с образованием эфиров.
Василий Валентин считал, что занятия алхимией носят чисто религиозный характер и полагал, что философский камень откроется лишь человеку глубоко благочестивому и добродетельному. Всю жизнь человека Валентин сравнивает и считает процессом тождественным с превращением неблагородных металлов в золото; земную жизнь и все несчастия, постигающие человека, Валентин уподобляет процессам, которым нужно подвергнуть металлы для превращения их в золото (вываривание и очищение при помощи ферментаций); могила это то место, где на человека действует путрефакция (то есть сила, вызывающая гниение), освобождающая его от неблагородных составных частей, и наконец бессмертие души — это сублимация (улетучивание) его благороднейших составных частей.
Возможно, Валентин был в чём-то прав и концепция «философского камня» — метафора для достижения человеком духовного бессмертия на Небе или же в памяти потомков.
Парацельс
«Доктор Парацельс». Квентин Массейс. Источник: euromin. w3sites. net
Превзошедший Цельса — а именно это и означает выдуманный самим алхимиком псевдоним — был удивительным человеком. Парацельс совершил переворот в медицине: критически пересмотрел идеи древней медицины, активно использовал химические препараты в лечении болезней. Именно с него в каком-то смысле и началась современная фармакология. При чём же здесь алхимия? При том, что алхимия — это, наверное, образ жизни и мысли. По Парацельсу, человек производится богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ творца.
Парацельс не гнушался один день провести в компании цыган, евреев, повитух, погонщиков скота и предсказателей, а на следующий — прибыть в университет для прочтения лекции о медицине и разговоров с профессорами. Добывал знания отовсюду и ото всех.
После 10 лет скитаний по всей Европе, в ходе которых Парацельс участвовал в войнах в качестве медика, читал лекции, получал знания разного рода, он прибыл в Германию. Там он надолго, впрочем, не задержался. После чудесных исцелений больных в 1526 в Страсбурге, он отправился в Базель, в Швейцарию. Там он получил право преподавать медицину. Стиль преподавания Парацельса, человека, умудрённого практикой, разительно отличался от его закостенелых ортодоксальных коллег. Во-первых, он высказывал своё мнение, а не только повторял сказанное античными мудрецами. Во-вторых, читал на немецком, а не на латыни. Такое неуважение к университетским традициям породило врагов: преподавателей и «настоящих» врачей. Но были у него и свои почитатели — студенты.
Умер Парацельс вследствие удачного покушения. Нанятые злопыхателями бандиты избили 48-летнего алхимика, тот упал на камень, проломил череп, что и привело к смерти через несколько дней.
Чем занимались алхимики древности
Есть области человеческих знаний, которые признаны научными, а есть, которые считаются ненаучными. К последнему типу относится и алхимия. Но так ли уж ненаучна она была? И только ли поисками философского камня занимались алхимики? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проследить историю возникновения алхимии как науки.
Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога IV в. Важнейшей задачей алхимики считали трансмутацию (превращение) неблагородных металлов в благородные. Эта задача вплоть до XVI в. была главной не только в алхимии, но и в химии. Идея возможности трансмутации металлов возникла не на пустом месте, она базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга.
Период, когда алхимия зарождалась и процветала (IV-XVI вв), был периодом развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. И эти две науки прямо влияли друг на друга. Знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией». Можно провести параллель и сделать вывод, что алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Да, астрологию не принимает академическая наука, однако имеется огромнейшее количество доказательств, что астрологические законы работают, и астрологи на самом деле предсказывают будущее.
Другое таинственное вещество, второстепенное, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать все неблагородные металлы в серебро.
Да, получение философского камня или эликсира жизни было для алхимиков самоцелью. Однако философский камень обозначает, прежде всего, глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип.
Такая хорошо отработанная система аналогий позволила алхимии с ее универсальным языком занимать одно из ведущих мест вплоть до наших дней не только внутри себя, но и в современной литературе, театре, мистических учениях. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире. Поэтому-то в некоторых странах алхимия легализована христианской идеологией, там она считается белой магией. В тех же странах, где алхимия выступает в своем языческом качестве (черная магия), она признается неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.).
Существовало несколько школ алхимии: греко-египетская, арабская и западноевропейская. Во времена эллинизма существовало такое направление алхимии, как герметизм. Это было религиозно-философское течение, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Этот период представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту. Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе, им пропитаны труды Парацельса, он повлиял даже на Джордано Бруно и Исаака Ньютона.
К сожалению, об александрийском этапе алхимии известно очень мало, т.к. Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того, римский император Диоклетиан, дабы исключить возможность получения дешевого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии.
Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к еще большим гонениям на алхимию, которую христиане считали ересью. В 529 г. папа римский Григорий I запретил чтение древних книг и занятие не только алхимией, но и математикой и философией. В итоге христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи, которая стала распространителем алхимических идей в Европе в IV в. (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.
После того, как арабы в VII в. завоевали Египет, они принесли наследие александрийской школы в завоеванную ими Испанию, которая стала вторым после Византии источником распространения алхимических идей в Европе.
Среди арабских ученых, занимавшихся алхимией, выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037). Однако он подходил к вопросу крайне нестандартно: он явился первым в истории критиком идеи трансмутации металлов, каковую он считал невозможной. Основной задачей алхимии Авиценна считал приготовление лекарственных средств.
После XII в. по ряду как внутренних, так и внешних причин арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (XIV в.), написавший ряд сочинений, очень полно суммирующих труды его предшественников. Центр научной мысли перемещается в Европу.
Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (с 1096 г.). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам.
При этом между арабской и европейской алхимией имелись весьма существенные различия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где католическая церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догмам, было делом весьма небезопасным. Поэтому алхимия в Европе находилась на полуподпольном положении. В 1317 г. Папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако любопытно, что европейские властители (и светские, и церковные), объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвященным. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.
Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Альбертус Магнус). Он первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, поэтому ему иногда приписывают его открытие.
Его современник, английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292) в своих трактатах дает подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Бэкон дал классическое определение алхимии: «Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения».
Как и в сочинениях арабских алхимиков, в работах Альберта Великого и Роджера Бэкона доля мистицизма была сравнительно невелика. В то же время для европейской алхимии в целом мистические элементы значительно более характерны, нежели для арабской.
Этими и другими учеными были открыты отделение золота от серебра при помощи азотной кислоты, получение мышьяка в чистом виде, серного эфира, соляной кислоты, многие соединения мышьяка и сурьмы, способность селитры взрываться благодаря горящему углю, способы получения сурьмы и ее медицинское применение (сурьма была любимым лекарством алхимиков, которые мечтали получить из нее средство для лечения всех болезней). Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин «газ», Иоганн Рудольф Глаубер открыл сульфат натрия (глауберову соль). Он, правда, считал ее тем самым философским камнем. Джамбаттиста делла Порта изготовил оксид олова, Блез Виженер открыл бензойную кислоту. Эти примеры, перечень которых далеко не полон, наглядно свидетельствуют, что «ненаучные» исследования алхимиков пошли на пользу человечеству.
Если обобщить достижения того периода, то его главным результатом, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.
После распространения уже собственно химии, алхимия вызывала интерес у многих, в частности, и у И.В. Гете, который несколько лет посвятил изучению трудов алхимиков.
Алхимик – кто это
Чем занимаются алхимики, что такое алхимия?
Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.
Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью. Такие люди были и назывались алхимиками.
Если объяснять просто, то алхимия – это натурфилософия, учение о природе, изучающее метаморфозы.
Наукой алхимию назвать сложно, это наблюдения, которые не имеющие доказательств, поэтому её часто называют псевдонаукой.
Когда появилась наука физика, отпала необходимость в её существовании, ведь алхимия сочетала в себе оккультизм и базировалась на магических явлениях, известных в то время химических взаимодействиях и представления о живых организмах, существовавшими в тот период.
Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото.
Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни».
Поскольку инакомыслящие подвергались гонениям со стороны церкви и государства, то алхимики вынуждены были обустраивать в темных подземельях свои лаборатории, а чтобы уберечь таинство от посторонних, использовали шифры. Изображение горящей рыбы означало соединение ртути и серы, а ключ – поваренную соль.
Они считали, что для успешного опыта необходимо, чтобы особым способом выстраивались планеты и звезды, поэтому алхимики были еще и немного астрономами. Во время экспериментов изучалось всё – жидкости животного происхождения (слюну, желчь, кровь), глина, металлы, вода, дерево, помёт… Многое пробовали на вкус, подвергали сжиганию, растворению, смешиванию, то есть проводили элементарные химические реакции.
Возникновение алхимии
Сейчас уже никто не знает, кто же положил начало алхимической деятельности. Однако доподлинно знаем, что в античности на основе учения Аристотеля об изначальных элементах (их было четыре – воздух, огонь, земля и вода).
Аристотель считал материю единой, а то, что мы созерцаем – её видоизмененным состоянием. В этот исторический период человек приступил к исследованию процессов горения и начал ставить первые химические опыты.
Известно, что как учение, алхимия развивалось в Римской империи, Древнем Египте, в арабских странах (именно на Востоке жили сильнейшие алхимики), в эпоху Возрождения в Европе (когда Парацельс воспользовался достижениями химии для нужд медицины).
В поисках философского камня
Алхимики стремились к совершенствованию знаний, одной из основных целей ставили создание магического реактива, позволяющего облагородить металл (например, свинец), превратив его в золото. Философский камень имел несколько названий, среди них магистериум, пятый элемент, великий эликсир.
Но на самом деле золото не являлось их целью, их цель была создание инструмента (философского камня), дарующего колоссальные возможности и свободу. Кроме того он должен был в растворенном виде, называемом «золотым напитком», выполнять функции лекарства.
Считалось, что философский камень удавалось находить, этих алхимиков называли адептами. Однако это не доказано, но часть опытов-рецептов, придуманных алхимиками можно сделать и в домашних условиях. И пусть магистериум принято считать сказкой, но ученым удалось осуществить трансмутацию веществ в золото, в частности, это происходит в результате реакций, происходящих в ядерном реакторе.
Тем не менее, лекарством результат таких трансмутаций не является.
Способы получения философского камня, описываемые алхимиками разнообразны. Например, монах Рогерус считал, что сначала нужно в темном подвале вывести василиска из яйца, снесенного петухом, затем взять его кровь, кровь рыжеволосого мужчины и красную медь и прокаливать на огне до получения золота.
А вот Джордж Рипли использовал для этой цели более приземленные предметы, чем мифический василиск. Он брал виноградный спирт, ртуть, реторту, закаленную в глине и проводил дистилляцию.
Алхимики систематизировали полученные ими в ходе опытов данные о веществах, химических реакциях, предпосылки для метаморфоз веществ и создавали базу для химии. А ведь их идея о том, что вещества способны изменяться была верной, что доказали современные ученые. Жаль, что эликсир жизни еще не удалось открыть.