кто такие друиды и чем они занимались

Кто же такие друиды

Друиды – замкнутая каста поэтов и жрецов, распространявшая свое влияние от Галлии до Ирландии. Культ подразумевал под собой преклонение силам природы. Друиды были хранителями мудрости, древних приданий, героических саг и реликвий.

Этапы обучения друидов

Доподлинно известно, что первый этап обучения друидов длился 7 лет. В это время они занимались изучением древних свитков, священных стихов. На первой стадии обучения друиды облачались в зеленую одежду. Их называли оватами. На следующей ступени обучения друиды переодевались в облачения небесно-голубого цвета и назывались уже филидами. Они должны были знать около 700 особых песнопений. Считалось, что на этой стадии они допускались к особым священным знаниям. Здесь обучение было направленно на то, чтобы почувствовать музыку и энергию окружающего мира.

После длительного обучения друиды посвящались в сан жрецов и меняли свое прежнее одеяние на белое. Главные друиды носили венки из священных дубовых листьев. Эта третья ступень обучения занимала 20 лет. Именно они проводили все религиозные обряды и владели властью.

Посвящения в тот или иной сан проходили только в строго определенные дни солнцестояний и равноденствий, поскольку солнце было обожествлено. Восход солнца, после самой длинной ночи в году, праздновали несколько дней. Пик этого праздника был 25-го декабря.

Верования и уклад друидов

Жрецы принимали обед безбрачия и удалялись от жилых селений, предпочитая единение с природой, по крайней мере, на время обучения. Глава друидов избирался пожизненно, а среди друидов были не только мужчины, но и женщины. Поклонялись жрецы силам природы и считались великими магами и мудрецами.

Также верили в переселение душ, поскольку считали, что душа должна очиститься перед тем, как попасть в «мир иной». На особом счету у этих жрецов была омела. С ее помощью предсказывалось будущее, поэтому проводился целый обряд для выбора и подготовки растения. Друиды не записывали священные стихи, поскольку считали, что это ослабляет память и позорит древние сказания. Не столь святые и важные тексты они записывали Огамом, самый известный из которых – Огам Деревьев, здесь каждому символу соответствовало определенное дерево. У жрецов был своеобразный кодекс – Триада. Это собрания мудрости, составленные по принципу от меньшего к большему. Концептуальные правила, больше напоминающие мудрые изречения. Друиды приносили различные жертвы силам природы, ублажая их. Встречаются находки, подтверждающие, что в жертву приносили не только животных, но и людей. Предметы, используемые жрецами в различных ритуалах, были:

Свои ритуалы друиды проводили в священных местах – дубовых и рябиновых рощах, орешниках. Также возможно для ритуальных обрядов и собраний служили такие места, как: Гластонбери, Стоунхендж, Силбери Хилл.

Поскольку друиды пользовались письмом редко, а видом Огама, помимо основного, более сотни и расшифровка их затруднительна. Сведений о них дошло довольно мало, и большинство этих сведений сохранилось в греко-римских свитках и сочиненьях. Также стоит учесть, что именно римляне целенаправленно уничтожали друидов, как верховную касту, активно сопротивляющуюся римским захватчикам.

Источник

Кто такие друиды и почему они исчезли

кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть фото кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть картинку кто такие друиды и чем они занимались. Картинка про кто такие друиды и чем они занимались. Фото кто такие друиды и чем они занимались

В VII веке н.э. аббат Адамнан Ионский в своем труде «Житие св. Колумбы» описал сцену рискованной поездки ирландского монаха Колумбы “в самое сердце тьмы” — на север Британии к племени пиктов, чтобы обратить этот кельтский народ в христианство.

Адамнан рассказывает, что кельтский жрец выжил. Однако автор умалчивает другое — пикты продолжили упрямо придерживаться язычества. Потребуются еще десятки лет и еще больше миссионеров, чтобы пикты все-таки приняли христианство.

Друиды — жрецы или волшебники?

Обратили внимание на слово “друид”? Наверняка вы его слышали. К сожалению, сегодня значение этого слова искажено и зачастую преподносится в массовой культуре как нечто мистическое, наделенное волшебством. Однако на самом деле ничего необычного это слово не означает.

В далекие времена друидами называли кельтских жрецов, то есть языческих священнослужителей. Кельты — это племена, говорящие на индоевропейских языках и населявши е в древности Британские острова, Западную и Центральную Европу. Слово “друид” происходит от словосложения двух или более кельтских слов dru-vid-es, означающих «знание» и «дуб» или «тот, кто знает дуб».

Историки считают, что друиды:

— проводили все религиозные ритуалы, например, жертвоприношения;

— занимались врачеванием, варили лечебные отвары (их называли зельями), особенно из священных растений, таких как омела;

— занимались гаданием и прорицательством;

— были хранителями мифологических поэм и преданий, которые передавал и из уст в уста;

— помогали правителям в судебных делах, спорах о наследовании, в решении конфликтов из-за племенных (государственных) границ;

— следили за тем, чтобы воины приносили клятвы, таким образом показывая свою верность лидеру.

В некоторых источниках отмечается, что друиды подчеркивали свой особый статус в обществе длинными белыми одеждами и, возможно, необычными головными уборами. Найденные археологами шлемы, явно не имеющие никакого военного назначения, по мнению специалистов, могут принадлежать друидам. Такие головные уборы обычно украшались деталями из бронзы в форме листьев, шишек, иногда рогами.

кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть фото кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть картинку кто такие друиды и чем они занимались. Картинка про кто такие друиды и чем они занимались. Фото кто такие друиды и чем они занималисьФото: wikipedia / Кельтский бронзовый «шлем Ватерлоо», изготовленный в II-I веке до н.э. Пример церемониального рогатого шлема кельтской культуры. Такие головные уборы не были пригодны для битв, а использовались только в ритуальных процессиях или парадах. «Шлем Ватерлоо» найден в 1868 году в реке Темза недалеко от моста Ватерлоо, Англия. Это единственный экземпляр рогатого шлема железного века, обнаруженный в Европе

Неясно, была ли у друидов какая-либо внутренняя иерархия. Согласно записям Юлия Цезаря, в Галлии, например, главный жрец избирался на всю жизнь. Кроме того, там существовало разделение ученик/учитель, и, чтобы стать друидом, юноша должен был потратить 20 лет своей жизни на обучение, которое, к слову, проходило в устной форме. Знание передавали из уст в уста не из-за недостаточной грамотности, а чтобы не допустить к этим знаниям непосвященных.

Роль друидов в кельтском обществе

Друиды играли роль посредников между людьми и богами. Считалось, что жертва богам от имени жреца сделает их более милостивыми к людям, а значит, они будут посылать им менее сложные испытания. Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э) в своем труде «Записки о Галльской войне» отмечал:

“Дру­иды при­ни­ма­ют дея­тель­ное уча­стие в делах бого­по­чи­та­ния, наблюда­ют за пра­виль­но­стью обще­ст­вен­ных жерт­во­при­но­ше­ний, истол­ко­вы­ва­ют все вопро­сы, отно­ся­щи­е­ся к рели­гии; к ним же посту­па­ет мно­го моло­де­жи для обу­че­ния нау­кам, и вооб­ще они поль­зу­ют­ся у гал­лов боль­шим поче­том” (VI: 13).

Кельтские жрецы, по сути, обладали монополией на религиозные церемонии, поэтому любой, кто отказывался выполнять их требования, рисковал быть отлученным от ритуалов. Такой человек становился “нечестивым” и “посторонним”. На него могли наложить табу (geissi или geis) или заклинание. Например, самый безобидный вид табу — отказ от употребления в пищу определенного вида мяса, если же geissi не соблюдали, кельты верили, что виновный или его родные вскоре умрут или их постигнет несчастье.

кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть фото кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть картинку кто такие друиды и чем они занимались. Картинка про кто такие друиды и чем они занимались. Фото кто такие друиды и чем они занималисьФото: wikipedia / Деталь котла из Гундеструпа, серебряного сосуда с изображениями кельтских богов. Датируется I веком до н.э. Найден в Дании в 1891 году, но, скорее всего, изготовлен на Балканах. Хранится в Национальном музее Дании

Друиды занимались и приготовлением зелий, с помощью которых, как полагали средневековые историки, усиливали свои табу и заклинания. Однако, как считают современные специалисты, связь ритуалов с колдовством — не что иное как попытка средневековых христианских писателей очернить как самих кельтских жрецов, так и языческие культы в целом.

На самом же деле, друиды разбирались во врачевании и в природных лекарствах, травами они лечили некоторые болезни и не давали им распространяться внутри племени. Например, “священной травой” у кельтов была омела, она считалась традиционным символом жизни и плодородия, потому что омела сохраняет листья даже тогда, когда их теряет дерево, на котором омела растет (паразитирует). Друиды полагали, что свойства омелы обладают чудодейственной силой, поэтому она лучше всего подходит от хвори.

Древнеримский автор Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своей «Естественной истории» писал:

“Для друидов не было ничего более святого, чем омела и дерево, которое ее несло, Священный дуб….Под деревом проводили двух белых быков, и одетый в белое друид влезал на дуб и бросал нарезанную омелу на белый платок. Наконец, приносили жертву, в надежде настроить божество милостиво, так как верили, что напиток с омелой придает человеку и животному плодородие и сопротивление против всякого яда” (XVI:95).

Плиний объясняет, что время проведения ритуалов и сбора омелы было очень важным для друидов, сбор священного растения проводился строго в определенные дни календаря:

“…Омелу срывают по возможности на шестой день луны (ибо лунами они исчисляют свои месяцы и годы, а также свои века из тридцати лет). Они выбирают этот день, потому что луна уже оказывает значительное влияние, хотя и не достигает еще половины своего пути” (XVI:249).

Ритуалы, жертвоприношения и погребения

Служители культа приносили в жертву и людей в качестве “великого подарка небу”, в основном это были пленные воины. Иногда друиды убивали ради гадания. Перед т ем как совершить ритуальное жертвоприношение (людей или животных), жрецы ухаживали за несчастным, а когда наступал час смерти, внимательно наблюдали за ним. Друиды верили, что агония, брызги крови или даже то, как тело падает на землю, может пролить свет на будущее.

кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть фото кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть картинку кто такие друиды и чем они занимались. Картинка про кто такие друиды и чем они занимались. Фото кто такие друиды и чем они занималисьФото: wikipedia / Иллюстрация XVIII века, на которой изображен кельтский друид. Сделана британским ученым-антикваром Уильямом Стьюкли и размещена в его книге «Стоунхендж». Топор, закрепленный на поясе друида, на самом деле относится к типу топоров бронзового века.

Кельты верили и в то, что после смерти тела душа человека переселяется в другую оболочку. Точно неизвестно, кто именно продвигал идею переселения душ среди кельтских племен: друиды, или правители, последние могли использовать эту мысль, чтобы в битвах придать своим воинам храбрости.

Куда делись друиды?

Первые гонения на кельтских жрецов начались во времена Римской империи. Почему Рим так сильно невзлюбил друидов? Историки называют несколько причин:

— возможно, Рим видел в друидах связующую силу для культур, которые пытался покорить;

— отвращение римлян к человеческим жертвоприношениям (и это несмотря на любовь к гладиаторским боям и казням);

— идеологическая борьба: культура Римской империи была материалистической и иерархической, а друидов — духовной и морально ориентированной, с верой в коллективную собственность.

Несколько императоров пытались полностью искоренить друидов, в частности, Тиберий (годы правления 14–37 гг. н. э.), Клавдий (годы правления 41–54 гг. н. э.). Несмотря на систематические убийства кельтских жрецов, постоянные разграбления их святилищ и уничтожение их священных рощ, Риму так и не удалось избавиться от этих служителей культа.

Новые гонения начались с приходом христианства в Западную и Центральную Европу. Это были более успешные кампании. Друиды и кельтская религия практически полностью исчезли к XI-XII веку. Однако, начиная с XX века наблюдается интерес общественности к учению древних кельтов. В октябре 2010 британская комиссия по делам благотворительности официально признала поклонение духам природы (друидизм) религией. К 2020 году к друидистам себя причисляли несколько десятков тысяч британцев. Однако современное движение друидов не имеет прямого отношения к древним кельтских жрецам.

Список используемой литературы:

— Плиний Старший, «Естественная история».

— Юлий Цезарь, «Записки о Галльской войне».

— Стивен Аллен, «Кельты. Властители битв».

— Бернхард Майер, «Словарь кельтской религии и культуры».

Мы в соцсетях: Twitter, Facebook, Telegram

Следите за новостями в Google Новостях и читайте в Яндекс Дзен материалы, не опубликованные на сайте

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть фото кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть картинку кто такие друиды и чем они занимались. Картинка про кто такие друиды и чем они занимались. Фото кто такие друиды и чем они занималисьlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть фото кто такие друиды и чем они занимались. Смотреть картинку кто такие друиды и чем они занимались. Картинка про кто такие друиды и чем они занимались. Фото кто такие друиды и чем они занимались

Друиды были жрецами древних кельтов, которые были крупнейшим варварским народом Европы второй половины I тыс. до н. э. Кельты создали уникальную цивилизацию. Обработка металла у кельтов имела давнюю традицию и достигла весьма высокого уровня, отличаясь поистине виртуозным техническим совершенством.

Крупный английский археолог В. Коркоран, специально занимавшийся этим вопросом, полагал, что вообще технологический уровень латенских кельтов за немногими исключениями был равен, а в некоторых отношениях даже превосходил технологический уровень римлян. Гончарное ремесло кельтов, также весьма развитое, составило основу гончарного производства Западной и Средней Европы римского и последующего периодов. Большие города кельтов, имевшие мощные оборонительные укрепления и архитектурное оформление, уже приближавшееся к нормам классического градостроительства, были крупными центрами ремесла и торговли.

В период второго железного века (начиная приблизительно с 475 г. до н. э.) кельты захватили обширные территории: Галлию и Богемию, Англию и Ирландию, Северную Италию и Средний Дунай. Затем военная экспансия кельтов сменилась экономической и культурной экспансией в завоеванных странах. Таким образом кельты насытили новыми, прогрессивными «технологиями» первобытную цивилизацию, развивавшуюся на европейских территориях к северу от Альп. Исследователи кельтской истории отмечают, что кельты сыграли весьма важную роль в деле завершения процесса развития европейской первобытной культуры. А. Берр назвал их «факелоносцами» Европы. Без них она, может быть, превратилась бы в северо-западную провинциальную окраину античного мира. Кельты были своеобразными «двигателями прогресса» будущей Европы.

Движущей силой, которая вела этот удивительный народ к выполнению его высокой миссии, была могущественная корпорация друидов, наличие которой представляло самый поразительный аспект созданной кельтами культуры. Друиды были не просто хранителями и толкователями древней мудрости, как жрецы любого народа. Судя по сообщениям античных авторов, друиды были обладателями особого учения, по отношению к которому Цезарь употребляет слово disciplina. Оно указывает на упорядоченный характер друидического знания, на наличие известной доктрины. Друиды излагали это знание своим ученикам в дали от людей и их жилищ, в тишине и как бы в непосредственном общении с «сакральным», в глубине пещер и лесов. На это таинственное и торжественное обучение друидов намекает Лукан, говоря, что их жилищами являются сокровенные рощи и леса, куда они удаляются. Урок проходил в форме волнующего приобщения к истинам, единственным хранителем и толкователем которых был жрец, и которые он доверял по секрету своему ученику.

Цезарь сообщает, что было запрещено записывать стихи друидов. Он объясняет запрещение друидов записывать основные положения их учения следующим образом: «Мне кажется такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти». Это нежелание друидов профанировать их учение можно объяснить тем, что друидическое знание было уделом духовной аристократии. Поэтому жрецы запрещали что-либо записывать, чтобы учение не распространилось среди непосвященных.

В связи с этой скрытностью античные авторы не могли сказать чего-либо определенного о внутреннем содержании учения друидов. Тем не менее как в древности, так и в новое время создавались различные гипотезы на этот счет и античными писателями, и исследователями нового времени. Наиболее доступной стороной учения друидов была, видимо, та его часть, которую друиды излагали всей галльской знатной молодежи, а не только неофитам «ордена». Это была целая система прекрасного образования и воспитания. Молодые аристократы приобщались друидами к священным тайнам природы (в частности, у друидов были глубокие познания в астрономии и астрологии) и человеческой жизни. Они узнавали о своих обязанностях, из которых главная состояла в том, чтобы быть воином и уметь умирать ( metu mortis neglecto ). Хотя сами друиды были освобождены от военной службы, они тем не менее воспитывали молодежь воинственного народа, поскольку были «воинами знания».

Помимо этого знания, имевшего, прежде всего, практическое применение и определявшего важнейшую социальную функцию друидов как воспитателей кельтской молодежи, античные авторы приписывали друидам доктрину особого рода, возвышенную и глубокую. Правда, почти единственной чертой этой доктрины друидов, известной античным писателям, зато чрезвычайно поразившей их воображение, была вера друидов в бессмертие. Цезарь сообщает, что основной аспект учения друидов — это вера в бессмертие души. Друидическая вера в бессмертие души зафиксирована авторами, тексты которых принадлежат к двум большим группам источников по классификации, принятой в современной кельтологии.

Это тексты авторов, принадлежащих к так называемой посидониевской группе или посидониевской традиции, у истоков которой стоял философ-стоик Посидоний, бывший в то же время известным и разносторонним ученым, путешественником, историком, этнографом. К этой традиции принадлежат Диодор Сицилийский, Страбон, Цезарь, Лукан, Помпоний Мела, Аммиан Марцеллин и другие, помимо личных наблюдений и других источников, использовавшие материал Посидония. Ко второй большой группе античных источников по друидам и кельтам, называемой александрийской традицией ученых александрийской школы, начиная с I в. н. э. и далее. Это сочинения — Диона Хризостома и Ипполита, Диогена Лаэртского и Александра Полигистора. Их исследования пролагают путь работам ранних отцов церкви III в. н. э.: Клемента, Кирилла и Оригена.

Обе традиции не просто фиксируют наличие идеи о бессмертии души в учении друидов, но проводят аналогии между друидической верой в бессмертие и пифагорейским метемпсихозом. Это естественно, так как это была наиболее близкая параллель, которая в данном случае приходила в голову интеллектуалам классического мира. В посидониевской традиции, вообще достаточно сдержанной по отношению к кельтам и друидам, наиболее образно высказался на этот счет в I в. н. э. Валерий Максим: «Рассказывают, что они одалживают друг другу суммы, которые будут выплачены в другом мире, настолько они убеждены, что души людей бессмертны. Я бы назвал их безумными, если бы эти одетые в штаны варвары не верили в то же самое, во что верил грек Пифагор».

Александрийские источники гораздо более восторженны по отношению к друидам. По сообщению Ипполита (III в. до н. э.), «друиды у кельтов в высшей степени склоняются к пифагорейской философии, притом, что виновником такого образа мыслей у них явился Замолксис, раб Пифагора, фракиец по рождению, который после смерти Пифагора, придя туда, стал основателем подобной философии у них». Незадолго до того, как это было написано, Клемент Александрийский тоже высказался по поводу связи между друидами и Пифагором: «Пифагор был слушателем галатов и браминов. Таким образом, философия, наука весьма полезная, процветала в древности среди варваров, излучая свой свет на народы, и позже она пришла к эллинам. Первыми в ее рядах были пророки египтян и халдеи ассирийцев, друиды галатов и семанеи бактрийцев и философы кельтов, и маги персов». Таковы были гипотезы древности о том, что представляло собой учение друидов.
Ученых нового времени также весьма занимала и до сих пор занимает мысль о характере и сущности учения друидов. Они проводят исследования по разным направлениям. Прежде всего, проверена правомерность сравнения друидической веры в бессмертие с пифагорейст-вом.

Кроме того, в вероучении друидов отсутствовала, насколько можно судить, идея правосудия. Они, кажется, не делали различия между добром и злом, и не похоже, чтобы у них было какое-нибудь представление об искупительном круге перерождения души, когда душа была бы заключена в цепь земных тел, что является существенной чертой пифагорейского учения. Однако, хотя между рассматриваемыми доктринами не было какой-нибудь действительной общности, допустимо думать, что мог быть какой-то глубинный слой изначальной концепции, общей и для друидизма, и для пифагорейства.

Другое направление современных исследований друидизма состоит з том, что анализируется античная традиция о друидах и кельтах в двух основных вариантах (и посидониевская, и александрийская группы источников) с тем, чтобы выяснить, насколько реальный исторический материал содержит каждая из них. Установлена основная особенность посидониевской традиции, которая состояла в том, что она содержит в большой степени эмпирический материал, представляющий информацию, полученную из первых рук: или от кельтов, или в результате собственных наблюдений авторов. По крайней мере, два крупных представителя этой группы (основоположник традиции Посидоний и Цезарь) входили в длительные контакты с кельтами.

О Посидоний известно, что он путешествовал по Галлии, лично наблюдал нравы и обычаи галлов, использовал массалиотские источники. Цезарь же пробыл в этой стране в общей сложности около десяти лет. Тексты александрийской традиции представляют антикварно-филологические работы, использующие информацию, полученную из вторых рук. По мнению исследователей, особенность александрийской традиции состоит в том, что она слишком идеализирует друидов.

В основе этого противопоставления лежало представление о счастливом «Золотом веке», которое развивалось в двух направлениях: с одной стороны «Золотой век» искали в прошлом — его связывали с блаженными первоначальными временами, с царством всеобщего благоденствия, существовавшем при Кроносе, а с другой стороны полагали, что в настоящее время его можно найти у тех варварских народов, которые еще не достигли уровня цивилизации, характерного для греков. Это второе направление обусловило появление концепции, идеализирующей варваров — «благородных дикарей», к числу которых относили и мифические народы (как, например, гиперборейцев), и реально существовавшие (например, скифов и
кельтов).

Идеализирующая варваров тенденция, так откровенно проявляющаяся в александрийской традиции, наоборот, в посидониевской при первом рассмотрении начисто отсутствует. Диодор, Страбон и Цезарь говорят о жестокости и бесчеловечности кельтов, иллюстрируя это положение рассказами о человеческих жертвоприношениях, а также указывают на такие недостатки кельтского характера, как легкомыслие, суетность, алчность. Однако не следует забывать, что поскольку Посидоний был одним из крупнейших философов-стоиков и к этому же философскому направлению принадлежали Диодор и Страбон, то естественно, что идеи стоиков должны были окрашивать их произведения.

И действительно, идеализация варваров проявляется, хотя и несколько своеобразно, и в посидониевской традиции. Так, образы германцев, которые, по Страбону (VII, 1, 2) были просто самыми дикими из кельтов, обрисованы явно идеализированно: первозданная чистота и целомудренность нравов германцев Цезаря и Тацита, который в своей «Германии» тоже использовал греческие источники, дают представление о том, что они еще во многом пребывают в блаженном состоянии «Золотого века».

Согласно воззрениям стоиков, германцы представляют «золотое» прошлое кельтов. А кельты Диодора и Страбона, галлы Цезаря живут в обществе более цивилизованном, разделенном на классы, обладающем могущественным жречеством. По теории стоиков о происхождении и культурном развитии рода человеческого в таком цивилизованном обществе должны были проявиться черты религиозного и политического вырождения по сравнению с предшествующим прекрасным, первобытным состоянием. Таким образом, та интенсивная по окраске картина жестокости и бесчеловечности кельтов, а также недостатков, свойственных их темпераменту, которая дана Диодором, Страбоном и Цезарем, является до некоторой степени иллюстрацией этого положения теории стоиков. Это не значит, что все факты выдуманы, просто акценты расставлены в соответствии с философскими воззрениями авторов.

Хотя, с одной стороны, идеи стоиков усилили враждебное кельтам настроение, пронизывающее кельтскую этнографию посидониевской традиции, однако, с другой стороны, эти же идеи определили черты идеализации, имеющиеся в одном из разделов этой этнографии. По теории стоиков, «Золотой век» еще не совсем покинул кельтов, хотя они уже до некоторой степени приобщились к цивилизации. Величайшие мудрецы, справедливейшие судьи — друиды были отмечены отблеском «Золотого века». Интересно, что в характеристике друидов и сдержанная, временами даже враждебная по отношению к кельтам посидониевская традиция, и панегирическая александрийская смыкаются.

Рассмотренные выше направления современных исследований древних кельтов, пытающиеся представить учение друидов как простое верование, характерное для примитивных обществ, преимущественно критичны. Однако, среди современных исследователей существуют и другие подходы. Неординарной является точка зрения французского мыслителя Р. Генона, представителя традиционализма, противопоставлявшего «сакральное» и «профанное», циклический ход истории и «эволюционный», «линейный» путь ее развития. Согласно Генону, существует так называемая примордиальная традиция, которая представляет сверхвременной синтез всех знаний человеческого мира-цикла. Примордиальная традиция настоящего цикла пришла из гиперборейских регионов. Затем она разделилась на несколько вторичных потоков, соответствующих различным направлениям исторического движения. На Западе черты великой гиперборейской традиции отчетливее всего проступали в сакральных доктринах древних кельтов, которые хранили и проповедовали друиды. Такая точка зрения подтверждает роль друидов как величайших мудрецов и философов, усиленно приписываемую им авторами александрийской и посидониевской традиций.
Какова бы ни была реальная роль друидов в общем контексте античной интеллектуальной жизни, несомненно, что они составляли духовную элиту своего собственного кельтского мира. Такое положение друидов в кельтском социуме подкреплялось и определялось присущей корпорации друидов достаточно сложной структурной организацией, высоким социальным статусом друидов, их политическим могуществом.

О высоком положении друидов в обществе кельтов имеются сообщения античных авторов, принадлежавших как к посидониевской, так и к александрийской традициям. Так, Диодор Сицилийский говорит об общественном авторитете друидов, об их способности предотвращать собирающиеся начаться войны: «Не только в мирных домах, но и в войнах особенно повинуются им (друидам) и лирическим поэтам не только друзья, но и враги. Часто они выходят между войсками, выстроившимися в боевом порядке, грозящими мечами, ощетинившимися копьями, и усмиряют их, как будто укрощая каких-то диких зверей». Цезарь, наш главный источник по друидам, начинает свой рассказ о них сразу же с подчеркивания чрезвычайно высокого положения сословия друидов у галлов: «Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом. Вышеупомянутые два класса — это друиды и всадники».

Завершает этот ряд свидетельств, настаивающих на большой политической значимости друидов в кельтском обществе, высказывание Диона Хризостома, автора, относящегося уже к александрийской традиции. Его свидетельство особенно подчеркивает социально-политическое могущество друидов: «И без них не было позволено царям ни делать что-нибудь, ни принимать какие-нибудь решения, так что в действительности они управляли, цари же, сидевшие на золотых тронах и роскошно пировавшие в больших дворцах, становились помощниками и исполнителями воли их». По поводу свидетельства Диона Хризостома существует разногласие мнений. С. Пигготт считал, что «здесь златоустый оратор изобретает свой собственный золотой век». По мнению же Т. Кендрика, рассказ Диона Хризостома является риторической обработкой какого-то более раннего (чем время Диона Хризостома — ок. 100 г. н. э.) свидетельства о прежнем могуществе друидов. Действительно, если отбросить риторическую форму, то в рассказе Диона Хризостома мы получим положение дел, характерное для независимой Галлии доримского периода, когда в раздробленной, истощенной междоусобицами стране духовная элита, крепко сплоченная в единое сословие, была единственной реальной силой, стоявшей выше светской власти общин.

Следует подчеркнуть, что «орден» друидов не пополнялся по принципу наследственности, в него вступали добровольно, но по указанию богов. Таким образом друиды не были замкнутой наследственной кастой, какие встречаются на Востоке. С другой стороны, они не образовывали касты, противоположной аристократическому сословию: друиды были посвященными, служившими культу, как всадники были аристократами, посвятившими себя оружию. Друиды пользовались особыми преимуществами, по сравнению со всеми другими галлами: не платили налогов и вообще были освобождены от военной службы и от всех других повинностей. Они принадлежали светской жизни, жили, так сказать, в «социуме»: могли жениться, владеть собственностью, передвигаться, заниматься дипломатической и судебной деятельностью.

В корпорации друидов, предоставлявшей такие большие возможности своим членам, была установлена стройная иерархия и твердая внутренняя дисциплина. Во главе организации стоял верховный друид. Он избирался самими друидами, а не назначался государственными властями.

«Орден» друидов стоял совершенно независимо от всей гражданской власти. Фюстель де Куланж отмечал, что сословие друидов «помещалось, так сказать, вне галльских племен и как бы даже возвышалось над ними».

Иерархия в «ордене» не ограничивалась наличием верховного друида. Жрецы делились натри категории, различавшиеся по рангу и достоинству исполняемых обязанностей. Главенствующее положение в «ордене» занимали друиды, совершавшие самые торжественные из жертвоприношений и исполнявшие политические функции. Второстепенные жреческие функции и разного рода магические обряды совершали прорицатели. Третью категорию составляли поэты, которых все авторы единогласно называют бардами.

У друидов были и юридические функции. Во время ежегодных собраний друидов всей Галлии, которые происходили в области карнутов, они судили преступления всякого рода. Грозная санкция поддерживала авторитет друидов: им принадлежало право отлучения от культа тех, кто не повиновался их приговорам. Эта санкция вполне объясняет то высокое социальное положение, которое друиды занимали в Галлии. Обладая могуществом и правом отлучения от культа, стройной организацией и строгой дисциплиной, которая сплачивала их и выгодно выделяла на фоне разрозненных, недисциплинированных племен, составлявших Галлию, друиды имели реальную власть над гражданским населением.

В таком варианте для друидизма невозможно найти аналогии ни среди культовых организаций древнего мира, ни среди религиозных организаций нового времени. Единственную параллель, может быть, можно найти опять у Р. Генона. Он так определял традиционную цивилизацию:

«Традиционной цивилизацией мы называем цивилизацию, основанную на принципах в прямом смысле этого слова, то есть такую, в которой духовный порядок господствует над всеми остальными, где все прямо или косвенно от него зависит, где как наука, так и общественные институты являются лишь преходящим, второстепенным, не имеющим самостоятельного значения приложением чисто духовных идей».

По Генону, в случае подлинно традиционной цивилизации высшей инстанцией является, таким образом, чисто духовная власть, в компетенции которой находится сохранение совокупного человеческого знания и его высших принципов. Ниже следуют уровни светской власти, применяющие принципы к конкретным социальным условиям. Еще ниже идут уровни хозяйственного устройства, складывающегося в ходе приложения этих же принципов к еще более конкретной сфере. Понятно, что в таком обществе самое высокое место должна занимать духовная элита, стоящая над общественными институтами. Заветной мечтой Генона было воссоздать эту духовную аристократию, сформировать «новую элиту», способную вывести современный западный мир из глубокого кризиса, в котором он находится. И кажется, что в случае с друидами теоретические построения Генона обрели историческую реальность.

Таким образом, античная литературная традиция о друидах уже давно и тщательно исследована, что позволило воссоздать достаточно ясную картину существования и функционирования «ордена» друидов, а также выстроить интересные гипотезы о характере и сущности друидизма и о его отношениях со сложной идеологической жизнью античного мира. Однако, кроме античной литературной традиции, существуют и другие группы источников по кельтскому друидизму. Так, для уточнения друидической веры в бессмертие души и кельтских представлений о Другом Мире используются археологические материалы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *