кто такой диджей и чем он занимается
В темноте, да не в обиде
Первым названным диджеем стал радиоведущий Мартин Блок в 1935 году. Говорят, что понятие «диск-жокей» даже было изобретено специально для описания его работы на радио. Он ставил купленные за углом пластинки одну за другой без перерыва, дополняя музыку своими комментариями и попутно рекламируя то пилюли для похудения, то холодильники, и передавая новостную сводку. И был дико популярен у слушателей из-за необычного стиля работы.
По большому счету, сведение – это и сейчас один из основных пунктов в работе диджея. Но в диджеинг теперь входят и другие важные штуки: семплинг, ресемплинг, стретчинг, добавление лупов. Диджей может вырезать куски из песен, повышать или понижать скорость и высоту их проигрывания, добавлять разные семплы (эффекты и фрагменты) и лупы (партии ударных). Все это можно гонять-подгонять-перегонять в разные соотношения и получать треки. А уже из треков делать целые сеты, которые будут играть на модных вечеринках и радовать тусующихся подростков или кислотных юбиляров – как повезет.
Эти ребята организовывали вечеринки, на которых играли сами. Одна из культовых организованных ими движух того времени – «Гагарин-party», куда были приглашены настоящие космонавты, а еще можно было переодеться в скафандры и послушать межгалактические сеты DJ Грува.
Диджеинг – призвание для страстных натур. Если вы эгоцентричная мамина ягодка, которая привыкла охотиться за чужим вниманием, то, скорее всего, без полной самоотдачи ничего у вас не выйдет.
Сами диджеи говорят, что вариантов заработка всего два: либо стабильный маленький, либо большой, но нестабильный. Если вы только начинаете, то будьте готовы делать это бесплатно. Как и в любой творческой среде, здесь важно пробовать все, что попадется под руку и соглашаться на любой движ, даже если он организован на безвозмездных началах. А дальше все зависит от того, насколько «зайдет» ваш стиль. Диджей не пишет музыку целиком, но он пишет контекст, в котором старая музыка звучит по-новому. А успешным новаторам всегда платят хорошие деньги.
По признанию известного московского диджея Карины Истоминой, ее первые сеты были бесплатными, но постепенно она стала играть за 500 рублей в час. В среднем по России хороший диджей может заработать на вечеринке от 5 до 15 тысяч рублей за час игры.
Кроме вечеринок диджеи могут получать деньги за аудиопродакшн: писать музыку для рекламы, заниматься озвучкой и музыкальным сопровождением видео. У некоторых диджеев получается зарабатывать таким способом до 100-150к в месяц.
Чтобы стать диджеем, иметь музыкальное образование не принципиально важно. Хотя, конечно, в какой-то степени это поможет развитию. Гораздо важнее сделать первое большое вложение в покупку аппаратуры и регулярно практиковаться в создании сетов. Сеты действительно придется создавать без остановки, если хочется хоть чего-то добиться.
Еще можно рассмотреть варианты разных курсов, школ и даже наставничество. Достигшие успехов в диджеинге могут согласиться стать вашим проводником в мир семплов и скретчинга. Например, на условиях бартера или просто за деньги. Так вы попадете в среду, станете чаще бывать в тусовке, обмениваться опытом и расширять круг общения.
А школы диджеинга хороши тем, что в некоторых из них бывают стажировки в клубах и на танцплощадках. Например, в школе Трамплин.
Узнать больше
Почитать про историю рейв-культуры в России в книге Андрея Хааса
Послушать треки московского объединения диджеев Flammable Beats
Много полезного в нашем материале о битмейкере
Программы для диджеинга:
Полезные книги
Электрошок, Лоран Гарнье, Давид Брен-Ламбер
Учиться дополнительно
Диджей (DJ)
Диджей (от англ. disk jockey — диск-жокей) воспроизводит музыкальные произведения либо без изменений, либо меняя их с помощью специальных технических средств. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Работа диджея заключается в выборе музыкальных произведений и при помощи специальной аппаратуры сведении их в непрерывный поток музыкальных звуков.
Сведение композиций специалист осуществляет с помощью двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и микшерного пульта. Для гладкого сведения записей с разными темпами и ритмами при воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения. Для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов (лупов) на современных диджейских пультах имеются семплеры (электронные музыкальные инструменты).
В своей работе диджеи создают миксы. Микс – это несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Миксы обычно состоят треков, схожих по жанру, настроению или другим признакам. В среднем длительность микса составляет от 25 до 74 минут, но может быть и значительно дольше. Треки последовательно и плавно соединяются в микс и не имеют тишины на стыке.
Программа выступления диджея называется сетом. Существуют сеты, в которых поочередно или вместе принимают участие несколько диджеев.
Основными источниками для создания материала диджеев являются записи других музыкантов. В результате диджейской переработки получается произведение, которое приобретает самостоятельный вид, называемый компиляцией.
Диджеи в качестве звуковых носителей используют грампластинки, реже магнитные ленты. В настоящее время широко используются проигрыватели аудио-дисков и MP3. Диджеи, которые используют компьютер (ноутбук) с различными виртуальными звуковыми системами (редакторы, студии, миди-устройства) называются си-диджеями (CJ). В отличии от них диджеев, традиционно использующих проигрыватели виниловых грампластинок называют “вертушечниками”.
Диджеи: что они делают и как понять их работу?
Анонс
DJSTORE
Диджеинг прочно укрепился в музыкальной индустрии по всему миру. Но вот другой вопрос: все ли знают нюансы работы диджея? Какое оборудование он использует и что обозначают все эти непонятные словечки? Давайте разберемся!
Привычный минимум диджейского сетапа – 2 проигрывателя и микшер. Сейчас мы расскажем об этом подробнее.
Базовое оборудование
Проигрыватели
Проигрыватель – это устройство, которое воспроизводит композиции. На рынке есть виниловые, CD и USB Flash-проигрыватели. Это – один из ключевых элементов всего диджейского набора, поэтому к выбору обычно подходят очень серьезно. Именно от проигрывателя зависит конечный результат работы диджея.
Микшер
Наушники
Сложно представить работу диджея без наушников. Хорошая звукоизоляция от внешних шумов и высокий уровень звукового давления – важные показатели их качества. Обычно диджейские наушники имеют низкое сопротивление: низкий импеданс обеспечивает более высокую громкость и не такое хорошее качество звука.
Акустические системы, мониторы
Последний, но не менее важный элемент – звук. Акустические системы делятся на активные и пассивные. Активные имеют встроенный усилитель, а к пассивным его придется докупать отдельно. Проще говоря, комплект с активным оборудованием займет меньше места и будет состоять из меньшего количества устройств, и, соответственно, будет более гибким в работе.
Работа с ноутбуком
Все большее количество диджеев предпочитает работать в цифровом формате, используя ноутбуки. Это удобно и легко – не нужно брать с собой множество чехлов с оборудованием и записями: достаточно одного ноутбука, на котором хранится все. Однако здесь тоже есть свои особенности, а именно – софт, который использует диджей. Разное ПО предоставляет разные возможности работы с оборудованием. Бывают и случаи, когда ПО и оборудование не совместимы между собой.
Работа с ноутбуком возможна в двух вариантах: только с компьютером или с помощью системы DVS (Digital Vinyl System).
Работа с одним ноутбуком
Существуют программы, которые позволяют диджею играть прямо с ноутбука. Для их работы необходима звуковая карта с 2 или более стерео-выходами (минимум 4 моно-канала). Для управления виртуальной декой понадобятся также мышка и клавиатура. На первый взгляд такая схема выглядит по-дилетантски, но программа позволяет настроить все необходимые параметры, поэтому работать таким образом будет весьма удобно. Кстати, DJ-софт обычно имеет встроенные эффекты, которые при необходимости можно использовать в реальном времени.
Многие компании сейчас выпускают контроллеры, разработанные под конкретное ПО, большинство из которых выглядит и работает как диджейский микшер. Такие устройства подключаются по USB.
Digital Vinyl System
Главная идея DVS заключается в управлении воспроизведением треков с ноутбука обычными проигрывателями. Пионером в этой области стала система Stanton Final Scratch, которая на сегодняшний день уже снята с производства. Некоторые компании решили перенять общую концепцию и разработали собственные продукты, в основе которых лежит аналогичная технология. Среди примеров таких систем — Traktor Scratch и Serato Scratch Live.
Основная принцип работы таков: на специальную пластинку или CD записан таймкод, который может считывается проигрывателем. Звуковая карта установлена таким образом, что выходной сигнал каждого проигрывателя идет прямо во входы карты, а ‘thru’ и выходные разъемы аудиоинтерфейса подключаются к ‘line’ и ‘phono’ выходам на микшере.
Звуковая карта (аудиоинтерфейс) передает сигнал с каждого проигрывателя в диджейский софт. Софт, в свою очередь, анализирует таймкод с винила и учитывает скорость, направление проигрывания и то, на какой секунде трек воспроизводится. Все эти данные собираются в режиме онлайн для всех проигрывателей одновременно и применяются к любому загруженному треку.
Словарь терминологии
В диджеинге используется много слэнга, и с некоторыми терминами мы попробуем разобраться чуть ниже.
Деки, «вертушки» – это общее название, которое относится к проигрывателю: виниловому проигрывателю или DJ CD-плееру. Если речь идет о диджейском контроллере, то уместен будет термин «деки», а в случае с виниловым проигрывателем – «проигрыватель».
Spin Back
Метод окончания перехода от одного трека к другому, когда диджей быстро перематывает предыдущую запись и переходит к следующей. Spin Back обычно используется в жанрах Hip-Hop, Breaks, Drum’n’Bass и и т.п.
Cutting
Быстрый переход кроссфейдера с одного канала на другой, что является неотъемлемой частью скрэтчинга.
Set (Сэт)
Набор (коллекция) пластинок, записей, также это может означать выступление диджея.
Play Out
Breakdown (Break)
Момент, когда бит полностью или частично отсутствует. Это, возможно, один из наиболее важных моментов в треке, так как именно с его помощью создается контраст в аудио дорожке, которого как раз ждут те, кто пришел на танцпол.
Кратковременные изменения в треке в кульминационных моментах.
Setup
Сетап, набор оборудования для диджеинга.
Переход от одного трека к другому. В идеале не должно быть никаких пауз или лишних звуков: один трек плавно перетекает в другой. Для этого используется ряд специальных эффектов. Второе значение — записанное сведение треков одного за другим или же записанное выступление диджея.
Pitch
В основном значении этот термин относится к звуковым частотам, а в диджеинге он используется по отношению к скорости проигрываемого трека. 0% pitch – это начальная скорость трека.
Тональность композиции или ее части. Диджеи с хорошим музыкальным слухом практикуют «гармоническое сведение», когда все треки в сете идут в одной или параллельных тональностях.
«Петля” – это отрывок, который проигрывается снова и снова. Доходя до конца воспроизведение тут же начинается заново, с начала.
Это аббревиатура от Beats Per Minute (удары в минуту), показатель, определяющий темп исполнения или воспроизведения композиции. Часто встречающиеся темпы:
Эквалайзер, он разделяет звук на разные частотные полосы, а также позволяет менять уровень конкретных частот на любом канале.
Первое значение: виртуальная метка, которую ставит DJ при подгонке трека в ритм, чтобы затем начать проигрывание именно с этого места. Cue-метки возможны только при игре на CD/Flash проигрывателях или при работе с ПО. Второе значение: секция микшера, с помощью которой диджей выбирает, какую аудио дорожку отправить на наушники.
Кто такой диджей и чем он занимается
Время течет, все меняется. И если еще 30 лет назад большинство детей мечтали стать врачом или астронавтом, то сейчас у детей совсем другие цели в жизни и каждый знает кто такой диджей. В настоящее время многие молодые люди мечтают о самореализации в новых профессиях. Об одной из них, мы говорим в нашей статье. Диджеи набирают обороты и все больше и больше молодых людей попробуют себя в роли DJ.
Прежде чем погружаться в освоение диджейского мастерства, очень важно хорошо понимать, кто же такой DJ и в чем состоит его работа. Это тем более необходимо, если учесть невероятное количество мифов и предрассудков, которыми обросло ремесло «человека за пультом».
В этой статье я постараюсь дать тебе четкое представление о том, кто такой диджей (и кем он не является), развенчав по ходу дела несколько популярных заблуждений относительно нашей профессии.
Dj: определение и мифы
Начнем с определения слова «диджей» в Словаре:
Словарь DJ:
BPM (Beats per minute). Количество битов (ударов бочки) в минуту. Указывает на темп трека. Например, темп большинства хаус-треков находится в диапазоне 125-132 BPM.
CBR (Constant bitrate). Постоянный битрейт. Вариант кодирования данных (в т.ч. звуковых), при котором битрейт не меняется на протяжении всего файла. См. также VBR.
EP (Extended play). Релиз, содержащий несколько композиций (как правило, без ремиксов). От альбома отличается меньшим числом треков.
RPM (Revolutions per minute). Буквально «число оборотов в минуту». Означает скорость вращения, на которой записана пластинка. Значения RPM включают 33, 45 и очень редко – 78.
VBR (Variable bitrate). Переменный битрейт. Вариант кодирования данных, при котором битрейт может меняться от одного фрагмента файла к другому в зависимости от насыщенности аудиоматериала. Как правило, качество звука MP3-файла VBR лучше, чем качество звука файла CBR такого же размера.
Антискольжение. Когда игла находится на вращающейся пластинке, центростремительная сила толкает ее к центру блина. Эта сила может доставить массу неудобств при манипуляциях с пластинкой. Механизм антискольжения вертушки создает противоположно направленную силу, которая не дает игле «скользить» к центру.
Битмэтчинг. Процесс подбора питча одного трека так, чтобы его темп совпадал с темпом другого. Обычно делается на слух.
Битрейт. Скорость передачи информации, измеряемая в килобитах в секунду (кбит/c). В форматах цифрового звука, например, MP3, более высокое значение битрейта обычно соответствует меньшей степени сжатия и, соответственно, более высокому качеству. Не путать с BPM.
Блин. В виниловом проигрывателе – круглая вращающаяся платформа, на которую кладется пластинка.
Бочка. Большой барабан в секции ударных. Именно бочка отвечает за характерную «туцу» в танцевальной музыке. Анатомия звука «туц»: «ту» – это бочка, «ц» – тарелки.
Брейк. Часть композиции, в которой бочка временно исчезает. Как правило, брейк предшествует главной или частной кульминации трека, его «взрыву».
Вертушка. Обычно – проигрыватель пластинок, реже – проигрыватель CD.
Гейт. От англ. (noise) gate – устройство или программная функция, презназначенная для подавления шумов в паузах. Гейт пропускает звуковой сигнал только в том случае, если его уровень превышает заданный порог, который обычно выставляется по уровню шума. Гейт не удаляет шум; в открытом состоянии он пропускает и шум, и полезный сигнал.
Голова (корпус головки). На голову винтами крепится картридж с иглой. Голова, в свою очередь, фиксируется на тонарме гайкой фиксации.
Двойка. Объединение двух квадратов, состоящее из 8 тактов, или 32 битов.
Джог. Колесо на профессиональном CD-проигрывателе, вращение которого в режиме воспроизведения ускоряет или замедляет трек в зависимости от направления вращения. Позволяет корректировать отставание или опережение одного трека от другого, а также находить нужные точки трека с большой точностью. В режиме эмуляции винила имитирует пластинку на вертушке.
Диджей. От англ. DJ (disc jockey). Человек, который играет (проигрывает) записанную музыку для других людей.
Динамический диапазон. В звукотехнике – соотношение между уровнями сигнала на самом громком и самом тихом участках композиции.
Ивент (англ. Event) означает события, каждое из которых праздник!
Корпоративные и частные праздники, мотивационные и командообразующие программы, промоакции, btl, pr акции, конференции, обучающие тренинги, деловые встречи, саммиты, вечеринки, массовые мероприятия, презентации, выставки, фестивали, ролевые и деловые игры, розыгрыши, зрелищные программфы, телевизионные и радио шоу, а так же другие мероприятия делового или частного формата.
Игла. Алмазная игла, которая снимает колебания с дорожки пластинки. Вставляется в картридж.
Картридж. В виниловом проигрывателе – устройство, которое преобразовывает колебания иглы в дорожке пластинки в электрические импульсы.
Квадрат. Группа из 4 тактов, состоящая, соответственно, из 16 битов.
Компрессор (динамического диапазона). Программная функция звукового редактора или специальное устройство, которое усиливает сигнал на тихих отрывках композиции, но оставляет его без изменений на громких. Это позволяет, среди прочего, добиться увеличения воспринимаемой громкости сигнала без увеличения пиковых уровней звука.
Кроссовер. Фильтр звукового сигнала, который разделяет его на частотные полосы для последующей обработки – такой, как, например, эквализация.
Кроссфейдер. Горизонтальный ползунок на микшере, который позволяет плавно переводить звук между двумя выбранными каналами.
Лайнап (Line-up) Это расписание выступа исполнителя.
Лейбл. Бренд или торговая марка, под которой выходят релизы. Как правило, релизы лейбла находятся в рамках одного стиля, а сам лейбл сотрудничает с определенным сегментом исполнителей и продюсеров.
Лимитер. Устройство, пропускающее сигнал ниже определенного уровня без изменений, но ослабляющее пики более мощного сигнала. Является разновидностью компрессора. В сочетании с общим усилением звукового сигнала применяется в процессе мастеринга для увеличения воспринимаемой громкости композиции.
Менеджер. Является лицом, на котором лежит ответственность за организацию.
Микс. Последовательность сведенных треков, записанная на носитель. В отличие от сета (живого выступления), микс схож по сути с альбомом и изначально создается с целью дальнейшего тиражирования.
Мониторы. Специальные колонки в непосредственной близости от диджея, позволяющие ему слышать («мониторить») звук, идущий на танцпол, без задержек и искажений.
Паровоз. См. Перебитовка.
Петля. Зацикленный отрывок композиции. Задается двумя точками – начальной и конечной.
Перебитовка. Перестук бочек двух треков, которые звучат не бит в бит. На слух воспринимается как «бу-бум, бу-бум, бу-бум».
Питч. Регулятор на профессиональном проигрывателе, позволяющий изменять темп воспроизводимого трека. Вместе с изменением темпа естественным образом меняется и высота тона (pitch); отсюда название.
Продюсер. Это в первую очередь человек, который выпускает (производит) некий штучный, уникальный шоу-товар. Это может быть концерт, альбом, мюзикл, фильм, телепрограмма и даже, собственно, целый артист (стиль, музыкальное направление, тексты, имидж, марка автомобиля, пресса, ТВ, скандалы).
Релиз. Совокупность треков, выпущенная коммерчески. Примеры релизов – альбом, EP, сингл.
Ремикс. Альтернативная версия трека, создаваемая путем добавления или удаления элементов композиции, наложением на исходный материал звуков или звуковых эффектов, а также изменением тональности, темпа или других параметров произведения.
Ре-эдит. Версия трека, полученная путем перестановки частей (отрывков) оригинальной композиции. В отличие от ремикса, в котором так или иначе изменяется звучание трека, в ре-эдите имеет место простая перестановка его частей – куплетов, припевов, брейков и т.д.
Сведение. Наложение двух или более звуковых дорожек одна на другую. Употребляется в двух основных смыслах: а). наложение одного трека на другой в процессе смены композиций в миксе; б). соединение звуковых дорожек, соответствующих отдельным инструментам данной композиции, в единый трек.
Сет. Выступление диджея, состоящее из последовательности сведенных композиций. В отличие от микса, сет чаще всего означает живое выступление.
Сингл. Релиз, содержащий одну композицию и несколько ремиксов на нее. Танцевальная музыка выпускается в основном в виде синглов.
Скретчинг. Техника турнтаблизма, используемая для извлечения характерных звуков путем возвратно-поступательного перемещения пластинки на виниловом проигрывателе с одновременным манипулированием кроссфейдером микшера. Ну ты понял, да?
Слипмат. Мягкая прокладка из синтетического материала, которая кладется между блином и пластинкой и предназначена для уменьшения трения между ними.
Стробоскоп. Служит для контроля скорости вращения блина. Освещая метки стробоскопии прерывистым светом, стробоскоп создает эффект «застывания» меток на определенных положениях питча.
Такт. В танцевальной музыке размера 4/4 – группа из четырех ударов бочки, имеющая одну сильную долю (первый бит) и три слабые.
Тонарм. В виниловом проигрывателе – полая металлическая трубка, на которую крепится картридж с иглой с одной стороны и противовес с другой. Тонарм может быть прямым или изогнутым в форме буквы S.
Трек. Композиция. Также – дорожка на пластинке или CD.
Турнтаблизм. Искусство манипулирования звуком и создания музыки с использованием проигрывателя пластинок и микшера.
Фейдер. Регулятор ползункового типа (в отличие, например, от вращающейся ручки). Обычно употребляется в применении к ползункам звуковых каналов на микшере.
Хедлайне. Это лидер в данной музыкальной программе или концерта, фестиваля. Группа, диджей (сольный исполнитель) имущий большой рейтинг популярности, собирающий на свои концерты сотни (тысячи) человек, имя которого стоит в заголовке афиши. Обычно выступает одним из последних.
Хук. Яркий и запоминающийся пассаж, риф или фраза композиции. Обычно короткий, длиной один-два такта. Хук часто содержится в припеве.
Шпиндель (центральный шпиндель, ось). С ним совмещают отверстие пластинки при установке ее на блин.
Эквалайзер. Устройство или программная функция, позволяющая изменять (выравнивать) амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала. Позволяет корректировать уровень сигнала в зависимости от частоты – например, усилить басы или ослабить высокие частоты.
Экспандер (динамического диапазона). Устройство или функция компьютерной программы, предназначенная для расширения динамического диапазона звукового сигнала. Имеет принцип работы, обратный компрессору.
Яблоко. Наклейка в центральной части пластинки. Обычно содержит информацию о релизе: лейбл, исполнитель, список треков и т.д.
Диджей. человек, который играет (проигрывает) записанную музыку для других людей. Именно так, не больше и не меньше. Хорошенько вчитайся в это предложение еще раз. Как видишь, в нем ни слова не говорится о том, что DJ создает музыку, или что он умеет скретчить, или что настоящий диджей обязательно играет на виниловых пластинках. Вообще, мне кажется, что большинство мифов, связанных с профессией диджея, связано с третьим словом в этом определении: «играет». В английском языке слово «play» применительно к работе диск-жокея обычно употребляется в смысле «проигрывать», «ставить» музыку. В русском же – в результате буквального перевода – это слово неверно воспринимается в смысле «исполнять». А между тем диджей именно ставит музыку (причем чаще всего чужую), а не исполняет ее, как это делает пианист или скрипач. Конечно, проигрывать треки для аудитории можно по-разному. Можно просто включать следующую композицию после того, как закончилась предыдущая. А можно дополнять треки звуковыми эффектами, делать между ними плавные переходы без пауз, накладывать отрывки разных композиций друг на друга или, в конце концов, скретчить. При этом конечный результат может настолько отличаться от оригинального материала, что впору говорить об игре на вертушках как об игре на музыкальном инструменте (как, например, в случае турнтаблизма). И все же суть того, что делает DJ, остается неизменной: он ставит музыку.
Конечно, тот же человек может и сам писать музыку. Но это уже вне полномочий ди-джея. А того, кто пишет музыку, в «развитых странах» принято называть продюсером. У нас же многие под этим словом воображают дядю с деньгами, отвечающего за раскрутку. То есть многие называют не тех людей не теми званиями.Приписывание ди-джею свойств продюсера, вероятно, сложилось благодаря тому, что многие продюсеры одновременно являются ди-джеями и при этом именуют себя именно ди-джеями. Трудно при таком положении вещей не проникнуться мыслью, что авторы музыки — исключительно ди-джеи. Усугубляет всё то, как оформляются отдельные единицы творчества (например, файлы). Вряд ли у непосвященных людей возникнут сомнения по поводу авторства после прочтения такого заголовка вроде «DJ Vip — Super Puper Mega Bass». И ни капли информации о реальном авторе. Пример утрирован. Есть куча вариаций: трек был в миксе ди-джея, трек является ремиксом и т. д. От «ди-джеев» недалеко и до «продюсеров». Как же не считать продюсера богатым дядькой, если тут и там доносится это слово на главных позициях в титрах самых популярных фильмов? В словаре можно увидеть перевод слова «producer» — производить. Пускай это слово напрочь лишено романтики, но зато оно максимально точно выражает главенство в творческом процессе (в процессе создания, если угодно).
На Западе диджеев принято разделять на три основные категории: радио-DJ, мобильные и клубные. Работа представителей каждой из этих категорий отличается своими особенностями.
Радио-DJ, как правило, приходится много говорить: принимать звонки слушателей, перемежать музыку новостями или рассказами об исполнителях – и все это, конечно, вдобавок к проигрыванию музыки в эфире. (Последнее, кстати, более характерно для авторских радиошоу. Те треки, которые ты слышишь на радио изо дня в день – на 90% результат работы программных директоров, которые составляют плейлисты на недели вперед.). Диджеи на радио, как правило, практически не вмешиваются в оригинальное звучание композиций и чаще всего ставят «альбомные», или «радио»-версии треков, длительность которых не превышает 4 минут.
Мобильные диджеи, или диджеи по найму – это ребята, которых ты видишь играющими на свадьбах, корпоративах или школьных дискотеках. Такие DJ располагают собственным набором аппаратуры, который они привозят с собой и устанавливают на вечеринках. Характер мероприятий, на которых приходится играть мобильным диджеям, вынуждает их иметь огромную коллекцию музыки самых разных направлений. Манипулирование звуком в работе этих диджеев-универсалов присутствует, но в ограниченном количестве из-за разнообразия стилей, которые им приходится играть. Говорить в микрофон мобильным диджеям приходится немного: чаще всего они озвучивают поздравления от гостей и «посвящения» треков.
Наконец, как ясно из самого названия, клубные DJ играют на вечеринках в ночных клубах. Эта категория профессии имеет наибольший налет гламура и связанных с ней легенд. Специфика клубных вечеринок предполагает четкую стилевую направленность, и поэтому многие клубные DJ позиционируют себя в рамках одного-двух стилей танцевальной музыки. Это, в свою очередь, дает им большую свободу в манипулировании проигрываемым материалом, некоторые аспекты которого (такие как сведение) в клубах считаются обязательными.
Категории продюсеров.
Театрального продюсера
Музыкального продюсера (существует также продюсер записи или саунд-трека («sound producer»))
Продюсер игры (в индустрии компьютерных игр)
Продюсера фильма или телевизионного продюсера, которые могут подразделяться на:
Ассоциированный продюсер — выполняет ограниченные продюсерские функции под руководством продюсера.
Координирующий продюсер — координирует работу нескольких продюсеров.
Со-продюсер — выполняет функции продюсера вместе с остальными со-продюсерами в команде.
Исполнительный продюсер — контролирует работу других продюсеров; иногда инициирует производство, но обычно контролирует творческие и деловые аспекты производства (оставляя известную меру творчества за режиссёром).
Линейный продюсер — управляет работой персонала, регулирует технологические вопросы, бюджет, график работ и не вмешивается в творческий процесс.
Генеральный продюсер — инспектирует (обычно под руководством исполнительного продюсера) работу других продюсеров.
Так как «Секреты» в первую очередь посвящены ремеслу клубного диск-жокея, я хочу рассказать о работе этой категории профессионалов чуть более подробно. Как и другие его коллеги, клубный DJ по сути ставит – одну за другой – записанные композиции. При этом он:
Первый вопрос, с которым тебе предстоит столкнуться при выборе оборудования, – покупать виниловые вертушки или CD-проигрыватели. (Есть и другие, более экзотичные варианты, но эти два – самые распространенные). От выбора типа проигрывателей, в свою очередь, будет зависеть, на каких носителях будет формироваться твоя коллекция музыки. Для начала я озвучу простую истину, которая будет центральной в разрешении вопроса.Для гостей на танцполе не имеет значения, на чем ты играешь: напластинках, CD, iPod-ах, с ноутбука или бобинного магнитофона – до тех пор, пока ты играешь качественную музыку, которая доставляет им удовольствие.Уяснив этот простой факт, становится понятно, что выбор между тем или иным носителем делается по твою, диджейскую, сторону пульта. Музыка на каком носителе более доступна? Что практичнее, винил или CD? Каким носителем удобнее манипулировать? Где более качественный звук?
На один CD умещается в 2,5-3 раза больше звука, чем на типичную пластинку – и это притом, что диск во много раз легче и компактнее («компакт-диск» – это они не случайно придумали, верно?). Разницу легко прочувствовать на собственной шкуре, потаскав за собой кейс с 60-80 пластами на вечеринку и обратно. Даю гарантию, что после одного такого эксперимента ты будешь с завистью смотреть на коллег с CD-кейсом и наушниками в одной руке. Ситуация еще больше усложняется, когда ты становишься знаменитым. При перелетах из одного города в другой пластинки приходится сдавать в багаж, где с ними могут произойти разные неприятности – их могут побить или просто украсть. CD-кейс, с другой стороны, можно брать с собой как ручную кладь. А даже если с CD что-то и произойдет по дороге, у тебя на компьютере хранятся копии всех дисков (я надеюсь), и твоя музыка в сохранности. Наконец, считывание звука с пластинки происходит механическим способом по технологии 19-го века. Кроме того, что это приводит к износу как пластинки, так и иглы проигрывателя, так еще нужно регулярно очищать пластинки от пыли и грязи, которая на них скапливается. Я уже не говорю о том, что в клубах и на открытых площадках приходится применять особые меры для того, чтобы игла на пластинке не прыгала под влиянием басов из колонок.
Когда CD были еще в новинку, среди ценителей-аудиофилов было популярно мнение, что качество звука на них уступает винилу. Еще сейчас есть люди, которые говорят о неповторимой «глубине» и «бархатности» аналогового звука. Их противники говорят, что дело в особой АЧХ звука с пластинки, которая особым (хотя и приятным) образом искажает оригинальный звук. В любом случае, в щелчках и шипении винила нет ничего магического, а если вспомнить, что танцевальная музыка, выпускаемая на пластинках, все равно изначально создается и мастерится в цифре, то вопрос о качестве звука можно считать закрытым.
Примечание: Речь идет, конечно, о звуке CD-качества, а не об MP3-треках, записанных на CD. MP3 – это по определению стандарт сжатия звука с потерями, поэтому ухудшение качества неизбежно. С другой стороны, эта потеря на практике зачастую не так бросается в глаза, как шипение пластинки.
Удобство манипулирования звуком
Если пока все однозначно говорило в пользу CD, то с этого места читай внимательнее. С появлением проигрывателя Pioneer CDJ-1000 – первого CD-проигрывателя с качественной эмуляцией винила – плееры вплотную приблизились к вертушкам по возможностям тактильного контроля над звуком. Но все равно не настолько, чтобы настоящие воины скретча отказались в их пользу от пластинок (как бы рекламные проспекты компании Pioneer не намекали на обратное). С другой стороны, для обычного сведения функциональности CD-плееров было достаточно и до появления CDJ-1000. Так что если ты не собираешься всерьез заниматься турнтаблизмом то можешь не волноваться по поводу контроля над звуком. Кроме того, современные CD-проигрыватели позволяют делать такие трюки (как хотя бы зацикливание отрывков трека), которые на пластинках невозможны без дополнительного оборудования.
Гламур
В каждом правиле есть исключения. Да, гостям музыка важна гораздо больше, чем то, с чего ты ее играешь. В то же время, в общественном сознании связь «диджей – пластинки» еще настолько сильна, что ее нельзя совсем игнорировать. Не знаю, в чем тут дело – в дороговизне пластинок, их меньшей доступности (и потому «элитарности»?) или еще в чем-то, но часто на подсознательном уровне игра с пластинок ассоциируется у людей с лучшим качеством музыки и самого диджея. Как следствие, сама по себе игра с пластинок до недавнего времени вызывала большее уважение не только гостей на танцполе, но даже промоутеров и арт-директоров клубов (проверено). Сейчас ситуация вроде бы выравнивается, особенно по мере того, как все больше звезд отказываются от винила в пользу цифрового звука. Момент гламура нельзя недооценивать. Девочкам пластинки определенно кажутся сексуальнее!
Итоги
Как у пластинок, так и у цифровых носителей есть свои плюсы и минусы. Если тебе показалось, что я пою дифирамбы CD – это не так, особенно если учесть, что винил пока остается моим основным носителем (девочки, девочки!). Просто, как это ни печально, я считаю, что прогресс идет вперед и пластинки отживают свой век.Хорошего диджея это не должно беспокоить; его главный актив – музыкальный вкус и умение создать нужное настроение на танцполе.
Музыка, которую играет клубный диджей, тоже имеет свои особенности. На танцполах ночных клубов обычно звучат особые, удлиненные версии танцевальных треков, которые выпускаются специально для DJ. Так, если радио- (она же альбомная) версия композиции звучит 3-4 минуты, то для DJ-версии того же трека 6-8 минут – обычное дело. Конечно, три перечисленные категории диджеев – лишь приблизительное разделение. КлубныйDJ может иметь свое радиошоу, во время которого он играет танцевальные треки в эфире так, как обычно делает это в клубе. А мобильный диджей, выступление которого ты сегодня видел на дне рождения подруги, может быть диджеем-резидентом какого-либо из клубов. В любом случае, я надеюсь, что после прочтения этой статьи твое понимание работы DJ стало намного более ясным. Как видишь, работа диск-жокея – это отнюдь не тайна за семью печатами, а вполне доступное для понимания занятие. Я делаю его еще более понятным и осязаемым. Не останавливайся!