кто живет в той же квартире что и мармеладовы
Описание жилища Мармеладовых в романе «Преступление и наказание», квартира, комната
Описание жилища Мармеладовых в романе «Преступление и наказание», квартира, комната
«А вот и дом. Козеля дом. Слесаря, немца, богатого…» (Мармеладов о своем жилище, часть 1 глава II)
По словам господина Мармеладова, в этом доме живет много людей и сам дом напоминает «безобразный содом», то есть неприличное, непристойное место:
«Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший… гм… да…» (часть 1 глава II)
«Виднелись фигуры в халатах и совершенно нараспашку, в летних до неприличия костюмах, иные с картами в руках.» (соседи Мармеладовых, часть 1 глава II)
Нищие Мармеладовы снимают не отдельную квартиру, а проходную комнату, которую сам Мармеладов называет «углом»:
«Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная.» (часть 1 глава II)
«. а живем мы в холодном угле. » (часть 1 глава II)
«Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель. » (часть 1 глава II)
Комната Мармеладовых представляет собой небольшое помещение длиной в 10 шагов:
По словам Мармеладова, в их комнате бывает холодно, из-за чего его жена Катерина Ивановна заболела чахоткой (туберкулезом):
«. а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью. » (часть 1 глава II)
Обстановка в комнате Мармеладовых очень бедна. В комнате имеется диван, два стула, стол, кровать, печь:
Несчастные Мармеладовы вынуждены терпеть шум, крик, вонь и дым, которые доносятся из соседних комнат. Эта неблагополучная обстановка плохо влияет на здоровье Катерины Ивановны Мармеладовой:
«В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма. » (часть 1 глава II)
Квартира Мармеладовых
Семья Мармеладовых состоит из 50-летнего чиновника Семена Захаровича Мармеладова, его 18-летней дочери Сони Мармеладовой, его 30-летней супруги Катерины Ивановны и ее троих малолетних детей от первого брака. Семен Захарович Мармеладов — пьющий человек и не имеет работы, поэтому семья вынужденна арендовать самую дешевую квартиру.
Цитаты описывающие квартиру Мармеладовых
Семья Мармеладовых живет в съемном жилье в доме Козеля в Петербурге на четвертом этаже:
Хозяйкой их жилища является обрусевшая немка Амалия Ивановна Липпевехзель. Мармеладов называет хозяйку квартиры Амалией Федоровной. Возможно, это задумка Достоевского, а, возможно — ошибка:
Мармаледов называет эту квартиру «безобразнейшим содомом», вероятно, за то, что среди жильцов, есть люди с сомнительной репутацией:
Мармеладовы вынуждены терпеть шум, крик, вонь и дым, которые доносятся из соседних комнат:
Соня Мармеладова изначально проживала в этой квартире, но чтобы содержать семью пошла по «желтому билету» (занялась проституцией) и под давлением хозяйки квартиры и соседей была вынужденна съехать:
Мармеладовы снимают не отдельную квартиру, а проходную комнату, которую сам Мармеладов называет «углом»:
Комната Мармеладовых представляет собой небольшое помещение длиной в 10 шагов:
Обстановка в комнате Мармеладовых очень бедна. В комнате имеется диван, два стула, стол, кровать, печь:
По словам Мармеладова, в их комнате бывает холодно, из-за чего его жена Катерина Ивановна заболела чахоткой (туберкулезом):
К тому же неблагополучная обстановка в доме плохо влияет на здоровье Катерины Ивановны:
Интерьер и его значение в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты
В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. Но у Достоевского, в отличии от Гоголя, в описании интерьеров прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.
Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.
В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.
Комната Раскольникова
Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями.
Из мебели имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
Мать Родиона Раскольникова считает что одной из причин меланхолии сына является именно его квартира:
Комната Сони Мармеладовой
Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам.
Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.
Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:
Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.
Квартира Мармеладовых
Квартира старухи-процентщицы
Старуха-процентщица Алена Ивановна проживает вместе со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, которую она бьет и держит в качестве рабыни. Их квартира состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:
Как и в большинстве помещений описанных в романе, в гостиной поклены желтые обои:
В этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик, несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой:
Номер Свидригайлова
Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.
Квартира следователя Порфирий Петровича
Квартиру следователя ведущему дело о убийстве старухи Достоевский описывает довольно скупо, но из сцены первой встречи с Раскольниковым можно сделать вывод, что квартира имеет отдельную прихожую и довольно большую жилую комнату в которой свободно размещаются сам Порфирий Петрович, Заметов, Разумихин и Раскольников:
Из мебели автор упоминает: стул, диван и стол. При этом, в отличии от других квартир описанных в романе, в комнате Порфирия Петровича ничто не говорит о бедности или запущенности. На полу даже лежит ковер:
Кабинет Порфирия Петровича
Лестницы
Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Так, во второй части романа автор описывает как соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа:
Состав семьи
В романе Ф. М. Достоевского семья Мармеладовых состоит из трех взрослых человек и такого же количества детей. Глава семейства Семен Захарович — бедный мужчина, который часто употребляет алкоголь и не может устроиться на работу. У него нет средств к существованию, но это не мешает ему пить. Впоследствии его пагубная привычка только усугубляет материальное положение семьи.
Семена Захарыча нельзя назвать однозначно плохим человеком. Он добрый, милосердный, сострадательный, чутко чувствующий эмоции других людей. Многие его поступки идут от сердца. Так, он предлагает Катерине Ивановне выйти за него замуж, так как он не мог смотреть на ее страдания.
У женщины три ребенка от первого брака:
Наличие детей не останавливает Мармеладова. Писатель не объясняет, что именно заставляет Семена пить, также неизвестна судьба его первой жены.
Соня — дочь от первого брака. Девушка отличается добротой, самопожертвованием, милосердием. Ей приходится стать проституткой, чтобы помочь семье деньгами.
Еще один член семьи в романе «Преступление и наказание» — это Катерина Ивановна. Она была дворянкой, выросла образованной и умной женщиной. Но дальнейшая судьба оказалась не такой радостной. Героиня осталась одна с тремя детьми в бедственном положении. Женщина благодарит Соню за то, что та пожертвовала собой, и кланяется ей.
Жилище Мармеладовых
Достоевский дает детальное описание места, где проживала семья. Она снимала комнату у Амалии Ивановны Липпевехзель. В квартире жили не только Мармеладовы, но и другие люди. В помещении было холодно, и обстановка была в нем самая бедная.
Комната была небольшой, ее освещал огарок свечи, и на полу были разбросаны вещи. Кровать отгорожена дырявой простыней. В самой комнате минимум мебели:
Вся мебель была старая и порядком испорченная. Комната Мармеладовых была проходной. В помещении часто стояла духота, с лестницы несло неприятные запахи, а из других помещений табачный дым.
Дети Мармеладова в «Преступлении и наказании» часто болели, простужались и кашляли кровью. У Семена Захаровича нет возможности снять другое жилье. Поэтому семья вынуждена находится в неблагоприятных условиях.
Роль в произведении
Глава семейства погибает под копытами лошади. С тяжелыми травмами Мармеладова приносят в дом, он просит позвать священника для исповеди. Соседи и простые зеваки с интересом наблюдают за последними часами его жизни. Даже гневный крик Катерины Ивановны не прогоняет их. Они комментируют происходящее и опускают издевки.
В последние минуты жизни Мармеладов прощается со своей дочерью и просит у нее прощение. Раскольников тоже становится свидетелем происходящего. После смерти Семена он решает помочь вдове и отдает ей последние деньги — 20 рублей.
Встреча с Катериной Ивановной и Семеном заставила задуматься Родиона о том, правдива ли его теория. Мармеладовы влачат жалкое существование из-за нищеты. Это подталкивает студента на убийство старухи-процентщицы.
В то же время именно Соня позволяет ему понять пагубность выбранного пути. Девушка смогла убедить Раскольникова, что только покаяние спасет его и освободит. Она решила сопровождать его на каторгу в Сибирь, это стало возможно благодаря деньгам Свидригайлова.
Мармеладовы не ожесточились в своей нищете. Семен пил, но делал это скорее от чувства безнадежности. Соня сохранила доброе отношение к миру, а Катерина старалась облегчить положение детей.
Через Мармеладовых писатель демонстрирует историю бедной семьи Санкт-Петербурга, которая вынуждена влачить жалкое существование. Изначально Достоевский хотел посвятить Мармеладовым отдельное произведение, но после поместил их в роман «Преступление и наказание». Семен, Катерина, Соня и малыши стали отдельной трагичной линией произведения.
Маленькие люди в «Преступлении и наказании»
Тема «маленького человека» является одной из основных в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели».
Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга — район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель мрачные картины беспросветной жизни «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». Чего только стоит сцена встречи Раскольникова с пьяной пятнадцатилетней девочкой в порванном платье. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у главного героя. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа:
В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы, Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького человека», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова — Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире. В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей».
Семен Захарович Мармеладов
Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить.
Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:
Жалкая арендная комната в которой Мармеладов проживал со своей женой и детьми — типичный приют столичной бедноты. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни:
Мармеладов жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством):
Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает:
Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:
Лежал я тогда… ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий…
Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей:
Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета:
В своих мечтах он возвращается к нормальной жизни и вытащит семью из этой бедности:
Катерина Ивановна Мармеладова
Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания.
Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:
Но по сути Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает:
Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.
Лизавета
Лизавета — сводная сестра старухи-процентщицы. Елизавете было 35 лет, фигура ее была нескладная, а ноги будто вывернуты назад. Вид у нее всегда был опрятный, хотя носила она старую и заношенную одежду. Вот как автор описывает внешность Лизаветы:
При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша»:
Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:
Лизавета слабоумна, глупа и наивна. Мужчины пользуются тем, что девушка страдает умственной отсталостью, поэтому она постоянно беременна:
Как и старшую сестру, Лизавету убивает Родион Романович Раскольников, главный герой произведения. Данная трагедия произошла из-за неудачного стечения обстоятельств. Родион был уверен, что Лизавета уйдёт из дома и Алёна Ивановна останется одна, но девушка неожиданно вернулась раньше, чем должна была и стала невольным свидетелем преступления.
Пульхерия Александровна Раскольникова
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Родиона Раскольникова и Дуни. Нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. У нее был еще один ребенок, но он умер в младенчестве. Она робкая и понимающая женщина, которая не умеет врать или притворяться. Ее муж умер много лет назад, когда Родион был еще ребенком:
Судя по всему, супруг Пульхерии Александровны был мелким чиновником, за что теперь женщине полагается пенсия в 120 рублей в год. Это очень маленькие деньги, которых едва хватает на жизнь:
На момент повествования она с дочерью вынужденно перебирается в Петербург, чтобы быть поближе к сыну. Героиня вынуждена подрабатывать, занимаясь мелкой работой, вышивая нарукавники, продавая косыночки. Они с Дуней (Авдотьей Романовной) кое-как зарабатывают на жизнь и помогают деньгами сыну Родиону, чтобы он не бросал учебу:
Эта женщина, несмотря на зрелый возраст, сохранила былую красоту. Одевалась она хоть и бедно, но всегда выглядела опрятно и достойно.
Пульхерия Александровна любит своего сына Родиона и возлагает на него все свои надежды. Она надеется, что сын, получив высшее образование, выберется из нищеты и будет помогать семье:
После суда над сыном она всерьез заболела, расстройством рассудка. Бедная женщина догадывается, что с сыном произошло что-то страшное, но боится расспрашивать об этом Дуню:
После семи месяцев болезни, Пульхерия Александровна заболевает горячкой и умирает:
Условно «маленькие люди»
К «маленьким людям» часто относят и ярких героев романа — Родиона Раскольникова, Дмитрия Разумихина и Соню Мармеладовы. Но все трое, не смотря на то, что оказались в бедственном положении, не теряют волю действовать и способны на поступки. Так, Соня согласившись на позорную профессию жертвует собой ради семьи, Разумихин — делает все возможное чтобы помочь Раскольникову и его семье, а сам Раскольников убивает старуху-процетщицу не столько из-за денег, сколько из желания доказать самому себе, что он не «маленький» человек.
Соня Мармеладова
Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти.
Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.
Разумихин
Совсем непохож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин — очень привлекательный, цельный герой. Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды:
Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню.
Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы.
Раскольников
Родион Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей — обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Он делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных:
Образ Раскольникова как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом. Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг — соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.