куда отвозят мусор в городах и что с ним делают
ТКО там: почему регоператоры отказываются вывозить мусор по новым правилам
Регоператоры отказываются вывозить и сортировать мусор по новым правилам. Они указывают на подготовленное постановление правительства РФ, из-за которого их расходы могут вырасти. Свои издержки компании переложат на плечи граждан — в этом случае тарифы на вывоз мусора могут подняться на 6–10%, считают эксперты. Изменения предполагает проект постановления кабмина о ценообразовании в обращении с ТКО, по которому стоимость эксплуатации мусороперегрузочных станций включат в расходы на вывоз отходов. Ассоциация регоператоров написала отрицательный отзыв на проект и направила его в ФАС (есть у «Известий»). Однако изменения разработаны, наоборот, для сокращения расходов на транспортировку отходов в будущем, указали в разработавшем документ РЭО.
Без основания
Ассоциация организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» дала отрицательный отзыв на проект постановления правительства об изменениях в Основы ценообразования в этой сфере. С копией документа, направленного в ФАС, ознакомились «Известия». Проект постановления предполагает включение стоимости эксплуатации мусороперегрузочных станций в расходы на вывоз мусора.
Сегодня во многих регионах таких станций нет — их нужно построить, а эти расходы проект не учитывает, говорится в письме ассоциации.
Кроме того, в пояснительной записке к проекту постановления отсутствуют анализ тарифных последствий и обоснование экономии, которая может быть достигнута за счет использования мусороперегрузочных станций, говорится в отзыве. В результате затраты регоператоров могут вырасти, сказал исполнительный директор ассоциации регоператоров «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.
— Эффективным регулированием было бы установление в Основах ценообразования ограничения расходов на строительство и эксплуатацию мусороперегрузочных станций, например в размере 3% от выручки регионального оператора, — считает он.
Станции должны быть построены и эксплуатироваться здесь и сейчас для достижения экономии в будущем, сказала эксперт научно-технического совета Росприроднадзора, член комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. Включение стоимости эксплуатации мусороперегрузочных станций в расходы на транспортировку ТКО может поднять финансовую нагрузку на регоператоров, отметил гендиректор компании «Большая тройка» (разработчик моделей территориальных схем обращения с отходами) Артем Седов. А это в свою очередь может отразиться на стоимости услуг регоператоров для населения, но исключительно по решению комитетов по ценам и тарифам субъектов, которые имеют соответствующие полномочия, сказал он.
По мнению советника гендиректора ПАО «Городские инновационные технологии» Сергея Минко, поскольку обслуживание мусороперегрузочных станций стоит денег, очевидно, что такие расходы попадут в тариф и лягут на плечи граждан. Возможно повышение тарифа на 6–10%, считает он. Сортировка и дальнейшая переработка мусора не смогут окупить в РФ эксплуатацию станций — по крайней мере в ближайшие пять лет. Пока никаких других денег, кроме средств граждан, в этой системе нет, подчеркнул Сергей Минко.
Тарифы на услуги ЖКХ повышаются ежегодно, эта необходимость обусловлена инфляцией — рост цен должен быть примерно в тех же пределах. Поэтому правительство устанавливает для субъектов порог, который они не могут перейти. Среднее повышение цен по стране, как правило, составляет около 4%, пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
Рост по разным видам коммунальных услуг в регионе может различаться, но суммарно не должен превышать предельных индексов. Если затраты на эксплуатацию мусороперегрузочных станций включат в расход на вывоз мусора, плата для граждан за эту услугу может вырасти на 4–10% (в среднем 25–50 рублей в месяц), полагает он.
В Минприроды «Известиям» порекомендовали обратиться в ФАС. В антимонопольной службе сообщили, что одним из основных принципов тарифного регулирования является защита интересов потребителей. Население защищено ограничениями в виде индексов платы граждан за коммунальные услуги, добавили в ФАС.
Сорный вопрос
На мусороперегрузочных станциях происходит разделение отходов, в том числе уже раздельно собранных. Их там направляют на полигон или переработку, сказал Павел Склянчук. Идея проекта постановления заключается в снижении нагрузки на мусорные свалки, а также расходов на транспортирование ТКО за счет станций в будущем, добавил он.
Этот документ предусматривает включение в расходы регоператора затрат на эксплуатацию мусороперегрузочных станций, если их использование приводит к снижению расходов на транспортирование ТКО, сказал «Известиям» гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев.
— РЭО подготовили проект постановления. Он был представлен уполномоченным органам исполнительной власти — ФАС и Минприроды, — сказал он.
«Известия» направили запрос в пресс-службу правительства.
Основная идея проекта заключается в том, чтобы тариф не рос: регоператор должен сократить расходы на транспортировку именно за счет строительства мусороперегрузочных станций, указал Денис Буцаев. Это должно произойти за счет того, что транспортное плечо станет меньше. Сэкономленные деньги можно закладывать на строительство мусороперегрузочных станций. Если же расходы на транспортирование отходов не сократятся, то и расходы на строительство станций ему будет нельзя учитывать при формировании тарифа, подчеркнул он.
Перераспределение средств внутри валовой выручки регоператоров позволит нарастить инфраструктуру для раздельного сбора отходов, уверен Денис Буцаев. Это станет еще одним импульсом для снижения объема отходов, отправляемых на полигоны, раздельный сбор позволит вернуть в производство большее количество вторичных ресурсов, подчеркнул он. Это не должно повлиять на тариф для граждан, добавил Денис Буцаев.
— Регоператоры должны выстраивать бизнес-модели таким образом, чтобы оптимизировать расходы. Мусороперегрузка по предлагаемой схеме должна сократить транспортные издержки, и это вопрос грамотного менеджмента, — считает председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
В «Большой тройке» поддержали идею проекта постановления правительства. Однако предлагаемый в настоящее время документ не вполне отвечает существующим потребностям системы обращения с ТКО и требует доработки, указал Артем Седов.
— Вопрос переработки и сортировки мусора при полном отсутствии инфраструктуры и рынка не является экономически привлекательным для участников этого бизнеса без подкрепления соответствующими тарифами и субсидиями. Поэтому даже если, например, в первый год после ввода изменений тарифы не повысят, то дополнительные расходы включат в тарифы последующих лет, — считает создатель инвестиционной компании Klopenko Group Егор Клопенко.
При условии существования инфраструктуры экономия на станциях возможна за счет расходов на эксплуатацию транспортных средств, задействованных в перевозке отходов, и уменьшения массы отходов, вывозимых со станций перегруза, сказала Наталья Беляева из «Деловой России».
Куда везут мусор из раздельных контейнеров?
Сортировка мусора предназначена для решения серьезных финансовых и экологических проблем. В США и странах Европы активно практикуют разделение отходов, как следствие – безопасная экологическая ситуация, сохранение природы и дешевое вторичное сырье. В нашей стране развитие этой сферы находится на начальном этапе, в больших городах устанавливаются цветные мусорные баки, но дальнейшая судьба мусора неизвестна. Именно поэтому необходимо более детально разобраться, куда везут мусор из раздельных контейнеров?
Почему отходы собирает один мусоровоз?
Многие не раз наблюдали ситуацию, когда к разноцветным бакам подъезжает один мусоровоз, а затем два работника сваливают отсортированные отходы в общий бак. Это провоцирует большой ажиотаж и негодование в социальных сетях, поскольку сознательные граждане чувствуют заговор. Исследования показали, что центральную часть Москвы обслуживает один грузовик, как уверяют власти этого вполне достаточно. Мусорщики приезжают в ЦАО с периодичностью один раз в 2 дня, за смену мусоровоз освобождает 250 контейнеров.
Такая регулярность исключительно для раздельного мусора, простые отходы вывозят намного чаще. Это связано с действующим законодательством, согласно которому в теплое время года баки освобождаются ежедневно. Для вторичного сырья нормативов нет, поэтому мусорные компании самостоятельно составляют расписание вывоза. В их полномочия также входит возможность выбора формы контейнеров и механизм разделения мусора. Цветные контейнеры устанавливают в жилых массивах, парках, возле магазинов и торговых центров.
В пределах МКАД действуют 5 мусорных компаний, в некоторых районах жителей просят отделять «сухой» мусор от органических веществ, а в других – сортировать отдельно бумагу, пластик, стекло, металлические изделия. «Сухие» отходы собирает один грузовик, поэтому всё сбрасывается в одну емкость, поскольку вторсырье отправляется на дополнительную сортировку. Это обязательное мероприятие, поскольку даже небольшой кусочек стекла в сотне пластиковых бутылок испортит всю партию. Собирать каждый вид отходов отдельно – малоэффективно и дорого.
На сегодняшний день в Российской Федерации крайне маленький процент раздельного сбора отходов – около 4-5% мусора в Москве подвергается переработке. Остальная часть накапливается на свалках, причем не только на официальных, но и на стихийных. Согласно исследованиям, проведенным международной «зеленой» организацией Greenpeace, общая площадь свалок составляет 4 млн. гектаров. В территориальном эквиваленте этот размер сопоставим с островом Кипр, но в 4 раза больше.
В 2018 году жители Московской области выходили на митинги против свалок, с этого года идет процесс масштабного протеста. Быстро справиться с проблемой невозможно, ведь сократить поток мусора на свалки можно только путем правильного раздельного сбора. В городах-миллиониках инфраструктура сбора раздельного мусора находится в зачатке, а в менее крупных населенных пунктах даже нет перерабатывающих предприятий.
Только у 11% жителей Москвы есть доступ к урнам для раздельного мусора. В сравнении со странами ЕС наблюдается колоссальная разница, ведь в Европе 42% отходов подвергаются вторичной обработке. Более того, на современных станция при переработке не идет выделение в атмосферу вредного смога, чего не скажешь о наших предприятиях.
В области постепенно внедряется 2-х поточный раздельный сбор мусора: в местах большого скопления людей устанавливаются баки для «мокрого» и «сухого» мусора. Первые предназначены для остатков пищи, а вторые – для стекла, бумаги, пластика, текстильной продукции, металлических изделий. В каждом из них используются технологии хранения, сортирования, переработки отходов или последующего уничтожения.
Отслеживание мусора при помощи GPS-трекера
В теории движение мусора начинается с точки сбора, то есть это мусорный бак. Далее отходы перевозят на пункт приема, а потом на заготовительную станцию. Она покупает отсортированный мусор у разных подрядчиков. Постепенно сырье накапливается и достигает необходимого количества, тогда его отправляют на завод по переработке. Там из мусора производится сырье или даже готовые изделия. По такой системе раздельного сбора функционируют все перерабатывающие предприятия, хотя некоторые из них дополнительно закупают первичное сырье.
Однако среди граждан бытует мнение, что путь мусора всего один – свалку. Именно поэтому было принято решение подбросить в разные контейнеры специальные GPS-маячки, позволяющие отследить перемещение мусора. Это устройство представляет собой небольшие черные изделия, внутри которых расположена электронная плата, простая SIM-карта и батарейка.
Трекер обновляется с периодичностью раз в полчаса, что позволяет отслеживать изменения в маршруте, а еще он передает сведения о температуре окружающей среды. Вся информация транслируется на экран смартфона или компьютера в режиме онлайн.
Под наблюдение попало всего три разновидности отходов – пластик, стекло, бумага. К сожалению, металлический мусор отследить крайне сложно, поскольку металл блокирует сигнал маячка. В Москве более 600 мест приема вторичного сырья, выбор пал на мусорку, расположенную по улице Академика Челомея. Это не случайное решение, поскольку её обслуживает компания «МКМ-Логистика», репутация которой пострадала после обнародования отчета от «Гринписа».
Три трекера спрятаны в стеклянную банку, пластиковую коробку от фитнес-браслета и книгу с внутренним тайником. Первым пределы мусорки покинул маячок в контейнере с пластмассой. Он остановился возле Саларьевской свалки, где и пропал сигнал. Казалось, что подозрения местных жителей подтвердились, однако на следующий день сигнал восстановился, но уже в 100 километрах от города под Оболенском (Серпуховский район).
Информация с температурного датчика показывала, что всего за 3 часа температура увеличилась до 40 градусов, хотя изначально не превышала 15 градусов. Это подтверждало прохождение объекта через плавильную печь.
С мусорного бака вторым уехал маячок в банке из стекла. Через некоторое время трекер показал, что отходы доставлены в полигон Саларьево, но по поводу наличия там сортировочных линий ничего неизвестно. На третий день сработал датчик аварийной сигнализации, маячок показывал температуру +7 градусов, хотя за окном было не выше +1. Можно сделать вывод, что стекло выгрузили в помещении для хранения, куда и попал трекер, или его нашли работники базы.
С двумя маячками всё понятно, но вот с третьим возникли загадочные происшествия. Напомним, что его спрятали в книгу, а её в свою очередь в контейнере с бумагой. Сразу после начала движения связь с трекером потерялась, возможно, он повредился от пресса мусоровоза либо металлическая емкость не пропускала сигнал или же села батарейка. Однако на пятый день маячок прислал SMS-сообщение, что свидетельствует о нажатии аварийной кнопки. Может быть это произошло случайно, а может до книги добрался рабочий.
Московские мусороперерабатывающие предприятия
Ниже перечислены заводы и компании, которые занимаются переработкой вторичных ресурсов:
На некоторых станциях работники вручную отделяют от общего объема мусора упаковку тетрапак, находят батарейки, металлические изделия, пластик и т. д. Это повышает качество работы сортировочной станции.
Заключение
Сознательные граждане, которые ответственно разделяют банки, бутылки, металл, пакеты, бумагу, тратят время на сортировку и хранение – делают всё это не зря! Благодаря GPS-маячкам удалось выяснить, куда везут мусор из раздельных контейнеров. Пункты приема вторсырья не смогут получать финансовую выгоду, если будут отправлять все отходы на мусорку. На самом деле они более охотно принимают более дорогие ресурсы, например, стекло, металл. В одну емкость мусоровоза могут помещать сырье из всех контейнеров, а затем на полигоне происходит сортировка.
Сфера переработки вторичного сырья в нашей стране развивается с небольшой интенсивностью, а регуляция со стороны властей проходит весьма неактивно. Многие предприятия, которые занимаются переработкой сырья, не относятся к мусороперерабатывающим. Однако нельзя утверждать, что в России нет таких сервисов. На сегодняшний день не удается полностью загрузить мощности, поэтому некоторые московские заводы закупают первичное сырье.
Как устроен мусорный бизнес в России Директор компании «Эко-Cистема», занимающейся вывозом, сортировкой и захоронением мусора, рассказал The Village, как устроен этот бизнес у нас
Андрей Якимчук
Генеральный директор компании «Эко-Cистема»
Деньги в мусоре
Мусор — перспективный бизнес и к тому же вечный, я пришёл в него из жадности и до сих пор не жалею. Чтобы мусорный бизнес приносил доход, нужно по возможности присутствовать на всех этапах технологической цепочки: вывозить, сортировать, депонировать и перерабатывать. Пока мы присутствуем на первых трёх, но наша бизнес-модель предполагает, что мы обязательно займёмся переработкой, нарастив достаточные объёмы поступающего сырья. Если контролировать всю цепочку, можно на каждом этапе собирать добавочную стоимость. Вывозим мусор — получаем маржу 10–15 %, сортируем — ещё 15 %, перерабатываем — плюс ещё столько же. Самая высокая конкуренция идёт на рынке логистики, и с проведением каждого нового муниципального конкурса она возрастает, приводя на рынок новых игроков, а реальная потребность страны в сортировочных комплексах, заводах по переработке и качественных полигонах. В России до сих пор нет заводов полного цикла.
Сегодня в сфере обращения с отходами работают компании разного уровня и с разными подходами. Кто-то эксплуатирует инфраструктуру, доставшуюся ещё с советских времён, не вкладывая средств в модернизацию и не развивая новые направления – это фатальный для нашей экологии подход. Россия задыхается от мусора. И Московский регион является, пожалуй, одним из самых проблемных. Необходимы именно комплексные решения проблемы: нужно строить новые современные объекты инфраструктуры в соответствие с европейскими стандартами, в то же время необходимо обновлять контейнерный парк, площадки и автотранспорт.
Влиятельные конкуренты
Российская модель управления коммунальным сектором отличается от европейской. В Европе муниципалитет самостоятельно отвечает за качество коммунальных услуг, собирает деньги с населения и на условиях конкурса нанимает подрядчиков. У нас за это отвечают управляющие компании, которые являются связующим звеном между жильцами и предприятиями коммунального сектора, — то есть договариваются со всеми напрямую, без какого-либо участия государства.
В итоге у глав муниципального управления практически нет рычагов воздействия на компании, оказывающие услуги по вывозу мусора. Чтобы мэру заставить какую-нибудь компанию работать хорошо, ему нужно пройти через непростую процедуру: создать дворовую инспекцию, вместе с местным участковым провести проверку, доказать, что услугу оказывают некачественно, оштрафовать или подать на компанию в суд. Сейчас Москва пытается изменить систему в сторону европейской модели, отказаться от института управляющих компаний и взять на себя право проводить конкурсы подряда.
Для меня как для предпринимателя это — риск, потому что одно дело, когда моими заказчиками являются шестьдесят управляющих компаний, и совсем другое, когда это муниципалитет, который будет одновременно и заказчиком, и контролирующим органом.
Самая крупная московская компания в нашем секторе — это ГУП «Экотехпром». Они контролируют 50 % вывоза мусора из жилого сектора, а в переработке и депонировании — 80 %. Вторая по величине компания, занимающаяся вывозом мусора, — это «МКМ-Логистика», принадлежащая семейству Чигиринских. За ними следует «Эколайн» Геннадия Тимченко.
Для нас приоритетным является строительство новых современных объектов — МСК и полигонов. Сейчас это 13 предприятий в 6 регионах. Недавно мы приобрели крупнейшего оператора по вывозу и утилизации медотходов в Москве, так что в самой ближайшей перспективе у «Эко-Системы» создание собственной инфраструктуры по управлению медицинскими отходами в Московском регионе.
Пьющие сотрудники
Коммунальная отрасль традиционно страдает от нехватки квалифицированных кадров, а без подготовки профессиональных кадров, сложно представить себе ее дальнейшее успешное развитие. Есть и острейшая проблема престижа профессии. С советских времен в головах у людей убеждение, что в дворники идут неудачники, пьяницы, лимитчики, а теперь еще и гастарбайтеры. Когда я пришёл в компанию, мне пришлось проводить аудит персонала и полностью менять кадровую политику. Мы изменили принцип оплаты труда так, чтобы сотрудники понимали, за что именно их поощряют и за что наказывают. Можно по-разному оценивать работу сотрудников, например, исходя из того, сколько те проехали и перевезли, а не из того, насколько качественно они оказали услугу. Поэтому мы прежде всего, сформулировали в чём именно заключается наша услуга, а затем перевели это понимание в систему мотивации сотрудников. Мы ведь не обычная грузовая компания и нам клиенты платят не за то, что наши машины проехали 100 км с каким-то грузом. Нам платят за качественную и своевременно оказанную услугу, то есть за поддержание чистоты, у которой есть измеримые параметры — всё должно быть сделано вовремя, быстро и аккуратно.
Когда люди идут на работу, мусора уже не должно быть. В любом цивилизованном городе уборка происходит в короткий период времени, с 5:30 до 6:30 утра. Считается, что если не вывозить мусор в течение трёх дней, то это приведёт к экологической катастрофе. Город можно легко уничтожить, парализовав систему выделения отходов. Так, например, однажды случилось в Неаполе. Владельцы мусорного полигона и логистическая компания никак не могли договориться о цене, в результате чего система вывоза мусора была парализована на месяц, и за это время Неаполь превратился в свалку. Город восстанавливали целый год.
Раздельный сбор
В советское время никто не ценил ни человеческих, ни тем более природных ресурсов, поэтому при градостроительстве специальные свалки не планировались. Скидывать мусор в лес, в овраг рядом с городом считалось совершенно нормальным. Были эксперименты со сбором металлолома и макулатуры, но это была скорее мода, нежели показатель эффективной работы с отходами. Привычка думать о том, что и как ты выбрасываешь, у нас не сформировалась.
Европейцы воспринимают мусор как сырьё и понимают, что переработка отходов — это сложный и дорогой процесс. Для сравнения: средняя российская семья сейчас платит за удаление отходов порядка 600 рублей в год, а средняя австрийская — 500 евро. И здесь нужно учитывать, что у них это — стоимость вывоза уже отсортированного мусора. Если компания-перевозчик обнаружит в контейнере для стекла бумагу или пищевые отходы, то будет выписан штраф. Не разделять мусор в Европе — это дорого и просто неприлично. Россия может прийти к этому эволюционным путём, но нужно соблюдение нескольких условий. Во-первых, должна повыситься стоимость вывоза мусора. Во-вторых, должна появиться конкуренция среди компаний, занимающихся мусором.
Компании могли бы предлагать жителям сэкономить, разделяя мусор дома. У нас есть такой опыт в Астрахани и Рязани. Массового распространения эта услуга пока не получила, но уже пользуется большой популярностью у образовательных учреждений, что немаловажно, так как формировать культуру обращения с отходами нужно, как говорится «чем раньше, тем лучше». Пока мы вторичное сырьё продаём. Чтобы заняться переработкой самостоятельно, нам нужно начать обслуживать около 5 миллионов населения.
Пластик, металл и чистый картон — это высококонкурентные сырьевые фракции: их активно покупают, их не хватает. Пластик стал активно пользоваться популярностью в последнее время, потому что в России появилось много новых заводов, занимающихся его переработкой. Одна тонна ПЭТ у нас стоит 380 евро, в Европе — 500 евро. Активно скупает вторичное сырьё Китай. Беда в том, что мусор, прошедший через контейнер и мусоровоз, перемешивается так, что отделить их оказывается очень сложно, а такое грязное сырьё стоит дёшево. Поэтому сортировка до перевозки была бы выгодна всем. На самом деле, многие дворники подрабатывают тем, что сортируют мусор. Они складывают связки картона или пакеты с бутылками рядом с контейнерами, а их затем забирают представители компаний-переработчиков.
Свалки в лесу
Москва производит от 6 до 10 миллионов тонн мусора в год и это только бытовые отходы, а к ним ещё добавьте медицинские, биологические, строительные — и всё это нужно где-то хранить. Как жителю Москвы, мне, конечно, может быть безразлично, куда вывозят мусор — главное, чтобы его не было в моём дворе, но как человеку, часто бывающему в Подмосковье, мне это уже важно, потому что именно здесь он и оказывается. У половины существующих мусорных полигонов в Московской области давно истек срок эксплуатации, продолжает расти количество несанкционированных свалок. Как раньше, так и сейчас мусорные свалки появляются самопроизвольно – без плана и соответствующих разрешительных документов.
Спросите любого российского мэра, какая у них главная головная боль, и они ответят, что это свалки. Зачастую мусор просто вывозят за пределы города и вываливают, где придётся. Мы, например, однажды взялись закрывать в нескольких регионах несанкционированные свалки — оказалось, что их даже сосчитать сложно. Под одним Барнаулом насчитали порядка шестидесяти действующих объектов, ни один из которых не имеет лицензии. А сколько мы ещё не нашли!
Как-то раз одни ребята организовали свалку прямо в жилом микрорайоне Астрахани, а жильцы обвинили нас, потому что мы вывозили мусор с этой территории. Правоохранительные органы не захотели этим заниматься — нам пришлось самим организовывать слежку, выяснять, кто за этим стоит. В результате они через полгода просто взяли и уехали — нашли, наверно, новое место. В мусорном бизнесе теневой сектор очень велик. Компании заключают договор на вывоз мусора, а куда его высыпают — никого не интересует. Чаще всего либо в лес, либо на давно закрытые полигоны.
В России я не видел ни одного предприятия, который занимается сбором свалочного газа, так что он свободно выводится в атмосферу. Для сравнения, в Европе активно используется глубокая переработка отходов, в результате чего до захоронения на полигоне доходит некий набор совершенно инертных фракций, похожий на песок, из которого выжали всё, что возможно. Стекло, пластик, древесину отбирают ещё на этапе сбора. Оставшиеся пищевые отходы они используют для нужд сельского хозяйства и получения электроэнергии.
Мусоросжигательные заводы
Сжигание мусора не уничтожает отходы, а лишь снижает их объём в ущерб безопасности. Из одной тонны отходов получается 300 килограммов золы, при этом сами отходы имеют четвёртый-пятый класс опасности, а зола — второй: она ядовита и требует специального хранилища. Опаснее неё только радиоактивные и химические отходы. 60 % себестоимости современного мусоросжигательного завода приходится на очистку выбросов в атмосферу. В центре Вены расположен завод, у которого в знак доказательства безопасности выбросов на трубе живёт аист.
По поводу выбросов московских мусоросжигательных заводов есть одна скандально-анекдотическая история. Мэр Лужков хотел доказать журналистам и экологам, что построенный им завод безопасен, но во время интервью из заводских труб повалил едко-розовый фенольный дым. Не растерявшись, мэр объяснил: «Не бойтесь, здесь такая роза ветров, что весь дым уносит за пределы Москвы».
Я даже не хочу думать, куда отвозят золу из московских заводов, потому что известно, что никаких специальных хранилищ у нас для этого не строили. Но куда-то она ведь девается! Столичные заводы сжигают порядка 12 % всех бытовых отходов города, что в результате даёт не менее 300 тысяч тонн золы.
Фотографии предоставлены пресс-службой «Эко-система»