кудай тамак что это
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Обереги от сглаза у казахов
Казахи очень не обожают, когда двери шифанеров, холодильников и сундуков остаются открытыми. Равно если после трапезы пища остается на столе. Считается, что это может привлечь шайтанов, которые будут вредить обладателям дома.
Естественно, можно объявить себя цивилизованным человеком и не веровать суевериям, но вольно либо невольно мы подчиняемся этим ужасам. Они посиживают в подсознании каждого на уровне генетической памяти.
Это очень припоминает ритуал туган жерге аунату (обваливание в родной земле), который до сего времени не забыт: человека, после долгого отсутствия вернувшегося из зарубежья, катают по земле. Считается, что таким макаром Мать-земля (Жер-ана) дает ощутить, припоминает собственному ребенку дух Родины. При всем этом самая древняя дама гласит: Не запамятовай, что ты родился на этой земле, делай собственный сыновний долг!
Практически у всех народов есть поверья, так либо по другому связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали достаточно обычными амулеты в виде маленьких глазков (которые наверное выполняются для нашей страны где-нибудь в Китае). Их называют козмоншак. Часто лобик либо щеки малыша, чтоб предупредить сглаз, отмечают сажей.
Бабушки-казашки воспрещают тушить огнь водой, так как происходит смешение стихий, что может привести к противным катаклизмам. Нельзя также подбрасывать землю, недаром самое ужасное проклятие, когда вослед для тебя кидают песок. Страшнее его считается только емшегин кокке сауу – материнское проклятие, когда она сцеживает грудное молоко.
Может быть, конкретно благодаря этому у Казахстана слава размеренного и миролюбивого страны.
Обитатели Алматы могут созидать, проезжая ночкой по проспекту Райымбека, могилу этого батыра, где всегда ночуют люди, прося духов протцов о помощи. Некие отправляются в далекое паломничество по святым местам Южного Казахстана. Вообщем, у каждой области есть собственный более либо наименее узнаваемый святой либо просто священное место, которое бережет мир и спокойствие окрестности.
Естественно, можно объявить себя цивилизованным человеком и не веровать суевериям, но вольно либо невольно мы подчиняемся этим ужасам. Они посиживают в подсознании каждого на уровне генетической памяти. Сейчас казахи медлительно, но правильно ворачиваются к родным истокам.
Кстати, считается, что имя величавого человека передает и новорожденному наилучшие свойства. Но не каждый ребенок может выдержать такую ношу, тогда он начинает болеть. Про таких молвят аруах колдамады (не поддержали духи протцов).
Эти советы не случайны, учеными Востока подтверждено, что через каждые 12 лет в человеческом организме происходят конфигурации. Исчисление мушель через каждые 12 лет совпадает со значительными физическими и даже анатомическими переменами: 1 (13 лет) – детство, 2 (25 лет) – юность, 3 (37 лет) – зрелость, 4–5 (49, 61) – мудрость и дальше наступает старость.
При совершении ритуала приговаривается алас, алас. Считается, что это отпугивает шайтанов. Некие даже подвешивают в скрытом месте пучок адраспана, чтоб злым духам неповадно было.
Своеобразно вылечивают казахи и испуг. Мне довелось следить, как рослый аксакал хлестал веником из прутков карагача старушку, приговаривая ушур, ушур. Зрелище незабвенное и совместно с тем магическое.
Если сглаз все таки был наведен, то совершается ритуал ушыктау, которой представляет собой смесь тенгрианских и шаманских верований. Человека выводят перед закатом солнца, когда божество Тенгри более близко к обычным смертным, укладывают на землю, чтоб богиня этой стихии – Умай – могла принять на себя все противные последствия. При всем этом, если вылечивают сглаз, нашептывается сук, сук, а при порче сплевывают – тфа, тфа.
Их называют козмоншак.
Часто встречающийся – это иширтки: на бумажке пишется заклинание, потом его держат над водой, которую дают испить нездоровому. Кстати, если вдруг кто-то совершает некий внезапный для всех, но неплохой поступок, то старики обычно переламывают соломинку либо спичку (шоп сындыру), чтоб благие начинания длилось и дальше.
В казахских домах ночкой должны быть плотно занавешены все окна, чтоб свет луны не свалился на спящего человека. Это считается очень нехороший приметой: у парней это может привести даже к импотенции.
Наверняка, многие из наших читателей когда-нибудь воспользовались услугами кумалакши (гадальщицы на бобах). Этот ритуал обычно исполняется с применением косточек хурмы либо просто бараньих катышков, но современные гадальщицы, чтобы не травмировать эстетических эмоций сегодняшних цивилизованных казахов, употребляют обыкновенные бобы. А таковой экзотичный вид, как гадание на бараньей лопатке, уже издавна забыт, хотя где-нибудь в глубинке, может быть, его и помнят.
Как оказывается, в этом суеверии не столько предрассудки, сколько воспитательные элементы. Таким макаром, опасаясь шайтанов, девченки с ранешних лет приучались содержать дом в порядке. По государственным поверьям перевернутая обувь значит, что кто-то в доме может умереть либо захворать, потому необходимо немедля поставить ее верно.
В таком случае необходимо съездить на могилу человека, чье имя дано ребенку, и принести в жертву барана.
Посетивший чей-либо дом должен непременно присесть или просто преклонить колено, по другому у владельца может стоя отелиться скотина, отчего новорожденный теленок умрет.
До прихода в Казахстан ислама тут бытовало тенгрианство, которое предполагало поклонение небу – Танiр, земле – Умай либо Жер-ана и воде – Су-ана. Особенное значение придавалось огню, поклонение которому взято еще из шаманских верований. Так, например, ритуал аластау у казахских чабанов воспринимает уже несколько модифицированную форму.
Идолы от сглаза у казахов
Не все, но некие из их, перекочевывая с зимовок на джайляу (летнее пастбище), разжигают по две стороны дороги два огромных костра, меж которыми проходят люди и отары овец.
Навряд ли схожий метод сейчас нужен в нашем обществе, вкусившем запрещенные плоды цивилизации.
Чем же не воспитание патриотического духа?
Кстати, у казахов содержание попугаев и других птиц в клеточке – это очень дурной символ, приносящий несчастье. Моя бабушка растолковала это тем, что наши праотцы считали неверным лишать свободы этих небесных созданий, которые такие же свободные обитатели Степи. С животными же связано очередное поверье, которое до сего времени сохраняется в аулах под заглавием тизе бугу (преклонение колена).
К еде тоже отношение особенное. Трапеза священна и прерывать ее нельзя. При всем этом воспрещается встряхивать руками и потягиваться при поедании жирной еды, ибо в данном случае пища сотрясается и ее святое заклятие поражает недобросовестного. Если вы подоспели к трапезе, то должны выполнить ритуал ауыз тию, другими словами пригубить еду.
Таким же образом можно биться с некими другими недугами.
Считается, что такового замаранного малыша уж точно не сглазят. Еще есть один метод: держащий на руках малыша просто закрывает собственный левый глаз, тогда уж порча точно не будет наведена.
По народным поверьям считается небезопасным возраст после каждого двенадцатилетнего цикла (мушель). Человек должен в этом возрасте раздарить, следуя примете, свою новейшую одежку, просить у Аллаха здравия, устраивать кудай-тамак. Также он должен быть усмотрительным, отрешиться от далеких и небезопасных поездок.
Снутри амулета находится чего-нибудть одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли либо соли (бузодшык). Тумар сейчас так популярен, что им пользуются все – от обычного крестьянина до министра. При этом на данный момент они заполучили новое применение, например, их стали вешать в салонах автомобилей.
Оно даже не подлежит снятию. К счастью, этот ритуал очень изредка исполнялся, а сейчас о нем фактически запамятовали. Если горючее один раз занесли в дом, то его уже оттуда нельзя выносить ни при каких обстоятельствах.
Таким макаром он пробовал вылечить бабушку от страха. Время от времени берут щепотку соли и обводят ею вокруг человека пару раз, при всем этом что-то пришептывая. Некие народные лекари обширно употребляют способ самовнушения.
Вобщем, некие суеверия гармонически вписались в сегодняшний быт, время от времени затейливо срастаясь с обрядовыми традициями других народов. Большая часть из их уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда Степь еще не знала ислама. Дошедшие до нас поверья фильтровались в течение многих лет, а поэтому не вызывают колебаний и устойчивы в сознании людей.
Если же попали на завтрак, то необходимо непременно испить пиалку утреннего чая, по другому холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся с женами. Кстати, нельзя стоять на пороге (табалдырыкты керме) юным джигитам, по другому можно и не жениться.
Почти все в суеверии казахов, как старых, так и современных, связано со злыми духами – шайтанами. Они причиняют много проблем обычным людям и гадят всем на собственном пути. Потому в протяжении многих веков выработались правила борьбы с этими созданиями. Въезжая в новый дом, казахские дамы проводят ритуал аластау. Он заключается в окуривании помещения травкой адраспан, которую и сейчас можно приобрести на любом рынке.
Вообщем, очень нехорошая примета стукнуть пса по голове либо, упаси Аллах, пнуть. При всем этом только одна порода собак – казахская борзая тазы – имеет право заходить в дом человека, остальным доступ категорически запрещен.
Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шейку. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани либо кожи, хотя в ближайшее время встречаются эталоны из серебра и мельхиора.
Если в семье малыши болезненные и нередко погибают, то предки нарекают новорожденных Турдыбек (вставший твердо на ноги) или дают им совсем неблагозвучные имена вроде Итбай (собачий) либо Итаяк (собачья нога). Связано это с культом собаки, который бытовал у номадов еще во времена зороастризма. Считается, что имя – упоминание самого близкого друга человека способно защитить.
По другому это может привести к погибели либо заболевания владельца семейства – отбасы (глава очага).
Практически у всех народов есть поверья, так либо по другому связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали достаточно обычными амулеты в виде маленьких глазков (которые наверное выполняются для нашей страны где-нибудь в Китае).
Есть такое суеверие: когда в семье не появляются джигиты – наследники рода, то девченок нарекают именами Ултуган (рожденная мальчуганом) либо Улболсын (пусть будет мальчуганом).
Снутри амулета находится чего-нибудть одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли либо соли (бузодшык).
Создатель этих строк каждое утро начинает собственный путь через порог дома с правой ноги – это снова же по казахским верованиям. Все что делается с левой стороны – от шайтана.
Кстати, хоть какой казах, если он еще помнит свои корешки, по хоть какому поводу (грядущая далекая дорога, нехороший сон, новое дело и т.д.) непременно устраивает кудай-тамак (божья трапеза), на который собирается вся окрестность. В данном случае режется жертвенное животное во имя поддержки духов протцов. При всем этом кровь животного кропотливо собирается и закапывается в землю, чтоб богоугодные чаяния домочадцев не воздавались по какому-то иному адресу и не пропали их благие намерения.
Многие казахские поверья навряд ли применимы к нынешней жизни, ну и не много кто их помнит. В современном мире некие из их фактически не нужны. Например, ритуал ак жол – светлый путь. Дама должна была перескочить через голову раненого либо тяжело хворого человека, и если она ранее свято хранила брачную верность, то он выздоравливал.
Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шейку. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани либо кожи, хотя в ближайшее время встречаются эталоны из серебра и мельхиора.
Кудай тамак что это
|