кудай тамак что это

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Обереги от сглаза у казахов

Казахи очень не обожают, когда двери шифанеров, холодильников и сундуков остаются открытыми. Равно если после трапезы пища остается на столе. Считается, что это может привлечь шайтанов, которые будут вредить обладателям дома.

Естественно, можно объявить себя цивилизованным человеком и не веровать суевериям, но вольно либо невольно мы подчиняемся этим ужасам. Они посиживают в подсознании каждого на уровне генетической памяти.

Это очень припоминает ритуал туган жерге аунату (обваливание в родной земле), который до сего времени не забыт: человека, после долгого отсутствия вернувшегося из зарубежья, катают по земле. Считается, что таким макаром Мать-земля (Жер-ана) дает ощутить, припоминает собственному ребенку дух Родины. При всем этом самая древняя дама гласит: Не запамятовай, что ты родился на этой земле, делай собственный сыновний долг!

Практически у всех народов есть поверья, так либо по другому связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали достаточно обычными амулеты в виде маленьких глазков (которые наверное выполняются для нашей страны где-нибудь в Китае). Их называют козмоншак. Часто лобик либо щеки малыша, чтоб предупредить сглаз, отмечают сажей.

Бабушки-казашки воспрещают тушить огнь водой, так как происходит смешение стихий, что может привести к противным катаклизмам. Нельзя также подбрасывать землю, недаром самое ужасное проклятие, когда вослед для тебя кидают песок. Страшнее его считается только емшегин кокке сауу – материнское проклятие, когда она сцеживает грудное молоко.

Может быть, конкретно благодаря этому у Казахстана слава размеренного и миролюбивого страны.

Обитатели Алматы могут созидать, проезжая ночкой по проспекту Райымбека, могилу этого батыра, где всегда ночуют люди, прося духов протцов о помощи. Некие отправляются в далекое паломничество по святым местам Южного Казахстана. Вообщем, у каждой области есть собственный более либо наименее узнаваемый святой либо просто священное место, которое бережет мир и спокойствие окрестности.

Естественно, можно объявить себя цивилизованным человеком и не веровать суевериям, но вольно либо невольно мы подчиняемся этим ужасам. Они посиживают в подсознании каждого на уровне генетической памяти. Сейчас казахи медлительно, но правильно ворачиваются к родным истокам.

Кстати, считается, что имя величавого человека передает и новорожденному наилучшие свойства. Но не каждый ребенок может выдержать такую ношу, тогда он начинает болеть. Про таких молвят аруах колдамады (не поддержали духи протцов).

Эти советы не случайны, учеными Востока подтверждено, что через каждые 12 лет в человеческом организме происходят конфигурации. Исчисление мушель через каждые 12 лет совпадает со значительными физическими и даже анатомическими переменами: 1 (13 лет) – детство, 2 (25 лет) – юность, 3 (37 лет) – зрелость, 4–5 (49, 61) – мудрость и дальше наступает старость.

При совершении ритуала приговаривается алас, алас. Считается, что это отпугивает шайтанов. Некие даже подвешивают в скрытом месте пучок адраспана, чтоб злым духам неповадно было.

Своеобразно вылечивают казахи и испуг. Мне довелось следить, как рослый аксакал хлестал веником из прутков карагача старушку, приговаривая ушур, ушур. Зрелище незабвенное и совместно с тем магическое.

Если сглаз все таки был наведен, то совершается ритуал ушыктау, которой представляет собой смесь тенгрианских и шаманских верований. Человека выводят перед закатом солнца, когда божество Тенгри более близко к обычным смертным, укладывают на землю, чтоб богиня этой стихии – Умай – могла принять на себя все противные последствия. При всем этом, если вылечивают сглаз, нашептывается сук, сук, а при порче сплевывают – тфа, тфа.

Их называют козмоншак.

Часто встречающийся – это иширтки: на бумажке пишется заклинание, потом его держат над водой, которую дают испить нездоровому. Кстати, если вдруг кто-то совершает некий внезапный для всех, но неплохой поступок, то старики обычно переламывают соломинку либо спичку (шоп сындыру), чтоб благие начинания длилось и дальше.

В казахских домах ночкой должны быть плотно занавешены все окна, чтоб свет луны не свалился на спящего человека. Это считается очень нехороший приметой: у парней это может привести даже к импотенции.

Наверняка, многие из наших читателей когда-нибудь воспользовались услугами кумалакши (гадальщицы на бобах). Этот ритуал обычно исполняется с применением косточек хурмы либо просто бараньих катышков, но современные гадальщицы, чтобы не травмировать эстетических эмоций сегодняшних цивилизованных казахов, употребляют обыкновенные бобы. А таковой экзотичный вид, как гадание на бараньей лопатке, уже издавна забыт, хотя где-нибудь в глубинке, может быть, его и помнят.

Как оказывается, в этом суеверии не столько предрассудки, сколько воспитательные элементы. Таким макаром, опасаясь шайтанов, девченки с ранешних лет приучались содержать дом в порядке. По государственным поверьям перевернутая обувь значит, что кто-то в доме может умереть либо захворать, потому необходимо немедля поставить ее верно.

В таком случае необходимо съездить на могилу человека, чье имя дано ребенку, и принести в жертву барана.

Посетивший чей-либо дом должен непременно присесть или просто преклонить колено, по другому у владельца может стоя отелиться скотина, отчего новорожденный теленок умрет.

До прихода в Казахстан ислама тут бытовало тенгрианство, которое предполагало поклонение небу – Танiр, земле – Умай либо Жер-ана и воде – Су-ана. Особенное значение придавалось огню, поклонение которому взято еще из шаманских верований. Так, например, ритуал аластау у казахских чабанов воспринимает уже несколько модифицированную форму.

Идолы от сглаза у казахов

Не все, но некие из их, перекочевывая с зимовок на джайляу (летнее пастбище), разжигают по две стороны дороги два огромных костра, меж которыми проходят люди и отары овец.

Навряд ли схожий метод сейчас нужен в нашем обществе, вкусившем запрещенные плоды цивилизации.

Чем же не воспитание патриотического духа?

Кстати, у казахов содержание попугаев и других птиц в клеточке – это очень дурной символ, приносящий несчастье. Моя бабушка растолковала это тем, что наши праотцы считали неверным лишать свободы этих небесных созданий, которые такие же свободные обитатели Степи. С животными же связано очередное поверье, которое до сего времени сохраняется в аулах под заглавием тизе бугу (преклонение колена).

К еде тоже отношение особенное. Трапеза священна и прерывать ее нельзя. При всем этом воспрещается встряхивать руками и потягиваться при поедании жирной еды, ибо в данном случае пища сотрясается и ее святое заклятие поражает недобросовестного. Если вы подоспели к трапезе, то должны выполнить ритуал ауыз тию, другими словами пригубить еду.

Таким же образом можно биться с некими другими недугами.

Считается, что такового замаранного малыша уж точно не сглазят. Еще есть один метод: держащий на руках малыша просто закрывает собственный левый глаз, тогда уж порча точно не будет наведена.

По народным поверьям считается небезопасным возраст после каждого двенадцатилетнего цикла (мушель). Человек должен в этом возрасте раздарить, следуя примете, свою новейшую одежку, просить у Аллаха здравия, устраивать кудай-тамак. Также он должен быть усмотрительным, отрешиться от далеких и небезопасных поездок.

Снутри амулета находится чего-нибудть одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли либо соли (бузодшык). Тумар сейчас так популярен, что им пользуются все – от обычного крестьянина до министра. При этом на данный момент они заполучили новое применение, например, их стали вешать в салонах автомобилей.

Оно даже не подлежит снятию. К счастью, этот ритуал очень изредка исполнялся, а сейчас о нем фактически запамятовали. Если горючее один раз занесли в дом, то его уже оттуда нельзя выносить ни при каких обстоятельствах.

Таким макаром он пробовал вылечить бабушку от страха. Время от времени берут щепотку соли и обводят ею вокруг человека пару раз, при всем этом что-то пришептывая. Некие народные лекари обширно употребляют способ самовнушения.

Вобщем, некие суеверия гармонически вписались в сегодняшний быт, время от времени затейливо срастаясь с обрядовыми традициями других народов. Большая часть из их уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда Степь еще не знала ислама. Дошедшие до нас поверья фильтровались в течение многих лет, а поэтому не вызывают колебаний и устойчивы в сознании людей.

Если же попали на завтрак, то необходимо непременно испить пиалку утреннего чая, по другому холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся с женами. Кстати, нельзя стоять на пороге (табалдырыкты керме) юным джигитам, по другому можно и не жениться.

кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это

кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это

Почти все в суеверии казахов, как старых, так и современных, связано со злыми духами – шайтанами. Они причиняют много проблем обычным людям и гадят всем на собственном пути. Потому в протяжении многих веков выработались правила борьбы с этими созданиями. Въезжая в новый дом, казахские дамы проводят ритуал аластау. Он заключается в окуривании помещения травкой адраспан, которую и сейчас можно приобрести на любом рынке.

Вообщем, очень нехорошая примета стукнуть пса по голове либо, упаси Аллах, пнуть. При всем этом только одна порода собак – казахская борзая тазы – имеет право заходить в дом человека, остальным доступ категорически запрещен.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шейку. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани либо кожи, хотя в ближайшее время встречаются эталоны из серебра и мельхиора.

Если в семье малыши болезненные и нередко погибают, то предки нарекают новорожденных Турдыбек (вставший твердо на ноги) или дают им совсем неблагозвучные имена вроде Итбай (собачий) либо Итаяк (собачья нога). Связано это с культом собаки, который бытовал у номадов еще во времена зороастризма. Считается, что имя – упоминание самого близкого друга человека способно защитить.

По другому это может привести к погибели либо заболевания владельца семейства – отбасы (глава очага).

Практически у всех народов есть поверья, так либо по другому связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали достаточно обычными амулеты в виде маленьких глазков (которые наверное выполняются для нашей страны где-нибудь в Китае).

Есть такое суеверие: когда в семье не появляются джигиты – наследники рода, то девченок нарекают именами Ултуган (рожденная мальчуганом) либо Улболсын (пусть будет мальчуганом).

Снутри амулета находится чего-нибудть одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли либо соли (бузодшык).

Создатель этих строк каждое утро начинает собственный путь через порог дома с правой ноги – это снова же по казахским верованиям. Все что делается с левой стороны – от шайтана.

Кстати, хоть какой казах, если он еще помнит свои корешки, по хоть какому поводу (грядущая далекая дорога, нехороший сон, новое дело и т.д.) непременно устраивает кудай-тамак (божья трапеза), на который собирается вся окрестность. В данном случае режется жертвенное животное во имя поддержки духов протцов. При всем этом кровь животного кропотливо собирается и закапывается в землю, чтоб богоугодные чаяния домочадцев не воздавались по какому-то иному адресу и не пропали их благие намерения.

Многие казахские поверья навряд ли применимы к нынешней жизни, ну и не много кто их помнит. В современном мире некие из их фактически не нужны. Например, ритуал ак жол – светлый путь. Дама должна была перескочить через голову раненого либо тяжело хворого человека, и если она ранее свято хранила брачную верность, то он выздоравливал.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шейку. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани либо кожи, хотя в ближайшее время встречаются эталоны из серебра и мельхиора.

Источник

Кудай тамак что это

кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это

кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что этокудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что этокудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это
кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это
кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это

кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это

кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это

кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что это
Понедельник 6.12.2021 12:59 ast
09:59 msk

кудай тамак что это. Смотреть фото кудай тамак что это. Смотреть картинку кудай тамак что это. Картинка про кудай тамак что это. Фото кудай тамак что этоОсобенности национальных суеверий
Многие казахские поверья вряд ли применимы к сегодняшней жизни, да и мало кто их помнит. В современном мире некоторые из них практически не востребованы. К примеру, обряд «ак жол» – «светлый путь»…
22.05.2003 / культура и спорт

Аскар УМАРОВ, «Новости недели», 21 мая

Многие казахские поверья вряд ли применимы к сегодняшней жизни, да и мало кто их помнит. В современном мире некоторые из них практически не востребованы. К примеру, обряд «ак жол» – «светлый путь». Женщина должна была перешагнуть через голову раненого или тяжело больного человека, и если она до этого свято хранила супружескую верность, то он выздоравливал. Вряд ли подобный способ сегодня востребован в нашем обществе, вкусившем запретные плоды цивилизации.

Впрочем, некоторые суеверия гармонично вписались в нынешний быт, иногда причудливо срастаясь с обрядовыми традициями других народов. Большинство из них уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда Степь еще не знала ислама. Дошедшие до нас поверья «фильтровались» в течение многих лет, а потому не вызывают сомнений и устойчивы в сознании людей.

Есть такое суеверие: когда в семье не рождаются джигиты – наследники рода, то девочек нарекают именами Ултуган (рожденная мальчиком) или Улболсын (пусть будет мальчиком).

Кстати, считается, что имя великого человека передает и новорожденному лучшие качества. Однако не каждый ребенок может выдержать такую ношу, тогда он начинает болеть. Про таких говорят «аруах колдамады» (не поддержали духи предков). В таком случае нужно съездить на могилу человека, чье имя дано ребенку, и принести в жертву барана.

Если в семье дети болезненные и часто умирают, то родители нарекают новорожденных Турдыбек (вставший твердо на ноги) либо дают им вовсе неблагозвучные имена вроде Итбай (собачий) или Итаяк (собачья нога). Связано это с культом собаки, который бытовал у кочевников еще во времена зороастризма. Считается, что имя – упоминание лучшего друга человека способно защитить. Вообще, очень плохая примета ударить пса по голове или, упаси Аллах, пнуть. При этом только одна порода собак – казахская борзая тазы – имеет право входить в дом человека, остальным доступ категорически запрещен.

Кстати, у казахов содержание попугаев и других птиц в клетке – это очень дурной знак, приносящий несчастье. Моя бабушка объяснила это тем, что наши предки считали неправильным лишать свободы этих небесных созданий, которые такие же вольные жители Степи. С животными же связано еще одно поверье, которое до сих пор сохраняется в аулах под названием тизе бугу (преклонение колена). Посетивший чей-либо дом должен обязательно присесть либо просто преклонить колено, иначе у хозяина может стоя отелиться корова, отчего новорожденный теленок умрет.

Нам сглаз не страшен!

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют козмоншак. Нередко лобик или щеки ребенка, чтобы предотвратить сглаз, помечают сажей. Считается, что такого замаранного малыша уж точно не сглазят. Есть еще один способ: держащий на руках младенца просто закрывает свой левый глаз, тогда уж порча точно не будет наведена.

Если сглаз все же был наведен, то совершается обряд «ушыктау», которой представляет собой смесь тенгрианских и шаманских верований. Человека выводят перед закатом солнца, когда божество Тенгри наиболее близко к простым смертным, укладывают на землю, чтобы богиня этой стихии – Умай – могла принять на себя все неприятные последствия. При этом, если лечат сглаз, нашептывается «сук, сук», а при порче сплевывают – «тфа, тфа». Таким же образом можно бороться с некоторыми другими недугами.

Своеобразно лечат казахи и испуг. Мне довелось наблюдать, как рослый аксакал хлестал веником из прутьев карагача старушку, приговаривая «ушур, ушур». Зрелище незабываемое и вместе с тем мистическое. Таким образом он пытался вылечить бабушку от испуга. Иногда берут щепотку соли и обводят ею вокруг человека несколько раз, при этом что-то пришептывая. Некоторые народные лекари широко используют метод самовнушения. Самый распространенный – это «иширтки»: на бумажке пишется заклинание, затем его держат над водой, которую дают выпить больному. Кстати, если вдруг кто-то совершает какой-то неожиданный для всех, но хороший поступок, то старики обычно переламывают соломинку или спичку (шоп сындыру), чтобы благие начинания продолжались и далее.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык). Тумар сегодня настолько популярен, что им пользуются все – от простого крестьянина до министра. Причем сейчас они приобрели новое применение, к примеру, их стали вешать в салонах автомобилей.

Кстати, любой казах, если он еще помнит свои корни, по любому поводу (предстоящая дальняя дорога, плохой сон, новое дело и т.д.) обязательно устраивает кудай-тамак (божья трапеза), на который собирается вся округа. В этом случае режется жертвенное животное во имя поддержки духов предков. При этом кровь животного тщательно собирается и закапывается в землю, чтобы богоугодные чаяния домочадцев не воздавались по какому-то иному адресу и не пропали их благие намерения.

Многое в суеверии казахов, как древних, так и современных, связано со злыми духами – шайтанами. Они причиняют много неприятностей простым людям и гадят всем на своем пути. Поэтому на протяжении многих столетий выработались правила борьбы с этими существами. Въезжая в новый дом, казахские женщины проводят обряд «аластау». Он заключается в окуривании помещения травой адраспан, которую и сегодня можно купить на любом базаре. При совершении обряда приговаривается «алас, алас». Считается, что это отпугивает шайтанов. Некоторые даже подвешивают в укромном месте пучок адраспана, чтобы злым духам неповадно было.

Казахи очень не любят, когда двери шкафов, холодильников и сундуков остаются открытыми. Равно если после трапезы еда остается на столе. Считается, что это может привлечь шайтанов, которые будут вредить хозяевам дома. Как оказалось, в этом суеверии не столько предрассудки, сколько воспитательные элементы. Таким образом, боясь шайтанов, девочки с ранних лет приучались содержать дом в порядке. По национальным поверьям перевернутая обувь означает, что кто-то в доме может умереть или заболеть, поэтому нужно немедленно поставить ее правильно. Автор этих строк каждое утро начинает свой путь через порог дома с правой ноги – это опять же по казахским верованиям. Все что делается с левой стороны – от шайтана.

Жители Алматы могут видеть, проезжая ночью по проспекту Райымбека, могилу этого батыра, где всегда ночуют люди, прося духов предков о помощи. Некоторые отправляются в дальнее паломничество по святым местам Южного Казахстана. Вообще, у каждой области есть свой более или менее известный святой или просто священное место, которое оберегает мир и спокойствие округи. Может быть, именно благодаря этому у Казахстана слава стабильного и дружелюбного государства.

До прихода в Казахстан ислама здесь бытовало тенгрианство, которое подразумевало поклонение небу – Танiр, земле – Умай или Жер-ана и воде – Су-ана. Особое значение придавалось огню, поклонение которому заимствовано еще из шаманских верований. Так, к примеру, обряд «аластау» у казахских чабанов принимает уже несколько измененную форму. Не все, но некоторые из них, перекочевывая с зимовок на джайляу (летнее пастбище), разжигают по две стороны дороги два больших костра, между которыми проходят люди и отары овец.

Бабушки-казашки запрещают тушить огонь водой, потому что происходит смешение стихий, что может привести к неприятным катаклизмам. Нельзя также подбрасывать землю, недаром самое страшное проклятие, когда вслед тебе бросают песок. Страшнее его считается только емшегин кокке сауу – материнское проклятие, когда она сцеживает грудное молоко. Оно даже не подлежит снятию. К счастью, этот обряд крайне редко исполнялся, а сегодня о нем практически забыли. Если топливо один раз внесли в дом, то его уже оттуда нельзя выносить ни в коем случае. Иначе это может привести к смерти или болезни хозяина семейства – отбасы (глава очага).

К еде тоже отношение особое. Трапеза священна и прерывать ее нельзя. При этом запрещается встряхивать руками и потягиваться при поедании жирной пищи, ибо в этом случае еда «сотрясается» и ее святое заклятие поражает нерадивого. Если вы подоспели к трапезе, то должны выполнить обряд «ауыз тию», то есть пригубить пищу. Если же попали на завтрак, то нужно обязательно выпить пиалку утреннего чая, иначе холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся с супругами. Кстати, нельзя стоять на пороге (табалдырыкты керме) молодым джигитам, иначе можно и не жениться.

В казахских домах ночью должны быть плотно занавешены все окна, чтобы свет луны не упал на спящего человека. Это считается очень плохой приметой: у мужчин это может привести даже к импотенции.

Наверное, многие из наших читателей когда-нибудь пользовались услугами кумалакши (гадалки на бобах). Этот обряд обычно исполняется с применением косточек хурмы или просто бараньих катышков, однако современные гадалки, дабы не травмировать эстетических чувств нынешних цивилизованных казахов, используют простые бобы. А такой экзотический вид, как гадание на бараньей лопатке, уже давно забыт, хотя где-нибудь в глубинке, может быть, его и помнят. По народным поверьям считается опасным возраст после каждого двенадцатилетнего цикла (мушель). Человек должен в этом возрасте раздарить, следуя примете, свою новую одежду, просить у Аллаха здравия, устраивать кудай-тамак. Также он должен быть осторожным, отказаться от дальних и опасных поездок. Эти рекомендации не случайны, учеными Востока доказано, что через каждые 12 лет в организме человека происходят изменения. Исчисление мушель через каждые 12 лет совпадает со значительными физическими и даже анатомическими изменениями: 1 (13 лет) – детство, 2 (25 лет) – молодость, 3 (37 лет) – зрелость, 4–5 (49, 61) – мудрость и далее наступает старость.

Источник

Особенности казахских суеверий

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют козмоншак.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык).

Конечно, можно провозгласить себя цивилизованным человеком и не верить суевериям, но вольно или невольно мы подчиняемся этим страхам. Они сидят в подсознании каждого на уровне генетической памяти.

Многие казахские поверья вряд ли применимы к сегодняшней жизни, да и мало кто их помнит. В современном мире некоторые из них практически не востребованы. К примеру, обряд «ак жол» – «светлый путь». Женщина должна была перешагнуть через голову раненого или тяжело больного человека, и если она до этого свято хранила супружескую верность, то он выздоравливал. Вряд ли подобный способ сегодня востребован в нашем обществе, вкусившем запретные плоды цивилизации.

Впрочем, некоторые суеверия гармонично вписались в нынешний быт, иногда причудливо срастаясь с обрядовыми традициями других народов. Большинство из них уходит корнями в глубокую древность, во времена, когда Степь еще не знала ислама. Дошедшие до нас поверья «фильтровались» в течение многих лет, а потому не вызывают сомнений и устойчивы в сознании людей.

Есть такое суеверие: когда в семье не рождаются джигиты – наследники рода, то девочек нарекают именами Ултуган (рожденная мальчиком) или Улболсын (пусть будет мальчиком).

Кстати, считается, что имя великого человека передает и новорожденному лучшие качества. Однако не каждый ребенок может выдержать такую ношу, тогда он начинает болеть. Про таких говорят «аруах колдамады» (не поддержали духи предков). В таком случае нужно съездить на могилу человека, чье имя дано ребенку, и принести в жертву барана.

Если в семье дети болезненные и часто умирают, то родители нарекают новорожденных Турдыбек (вставший твердо на ноги) либо дают им вовсе неблагозвучные имена вроде Итбай (собачий) или Итаяк (собачья нога). Связано это с культом собаки, который бытовал у кочевников еще во времена зороастризма. Считается, что имя – упоминание лучшего друга человека способно защитить. Вообще, очень плохая примета ударить пса по голове или, упаси Аллах, пнуть. При этом только одна порода собак – казахская борзая тазы – имеет право входить в дом человека, остальным доступ категорически запрещен.

Кстати, у казахов содержание попугаев и других птиц в клетке – это очень дурной знак, приносящий несчастье. Моя бабушка объяснила это тем, что наши предки считали неправильным лишать свободы этих небесных созданий, которые такие же вольные жители Степи. С животными же связано еще одно поверье, которое до сих пор сохраняется в аулах под названием тизе бугу (преклонение колена). Посетивший чей-либо дом должен обязательно присесть либо просто преклонить колено, иначе у хозяина может стоя отелиться корова, отчего новорожденный теленок умрет.

Почти у всех народов есть поверья, так или иначе связанные со глазом и порчей. Казахи в этом тоже преуспели. Уже стали довольно привычными амулеты в виде небольших глазков (которые наверняка производятся для нашей страны где-нибудь в Китае). Их именуют козмоншак. Нередко лобик или щеки ребенка, чтобы предотвратить сглаз, помечают сажей. Считается, что такого замаранного малыша уж точно не сглазят. Есть еще один способ: держащий на руках младенца просто закрывает свой левый глаз, тогда уж порча точно не будет наведена.

Если сглаз все же был наведен, то совершается обряд «ушыктау», которой представляет собой смесь тенгрианских и шаманских верований. Человека выводят перед закатом солнца, когда божество Тенгри наиболее близко к простым смертным, укладывают на землю, чтобы богиня этой стихии – Умай – могла принять на себя все неприятные последствия. При этом, если лечат сглаз, нашептывается «сук, сук», а при порче сплевывают – «тфа, тфа». Таким же образом можно бороться с некоторыми другими недугами.

Своеобразно лечат казахи и испуг. Мне довелось наблюдать, как рослый аксакал хлестал веником из прутьев карагача старушку, приговаривая «ушур, ушур». Зрелище незабываемое и вместе с тем мистическое. Таким образом он пытался вылечить бабушку от испуга. Иногда берут щепотку соли и обводят ею вокруг человека несколько раз, при этом что-то пришептывая. Некоторые народные лекари широко используют метод самовнушения. Самый распространенный – это «иширтки»: на бумажке пишется заклинание, затем его держат над водой, которую дают выпить больному. Кстати, если вдруг кто-то совершает какой-то неожиданный для всех, но хороший поступок, то старики обычно переламывают соломинку или спичку (шоп сындыру), чтобы благие начинания продолжались и далее.

Вновь свою популярность обрели тумары – амулеты-обереги, которые вешаются на шею. Они обычно треугольной формы, но встречаются и квадратные. Тумар делают из дорогой ткани или кожи, хотя в последнее время встречаются образцы из серебра и мельхиора. Внутри амулета находится что-нибудь одно: шаманские заклинания, сура из Корана, щепотка святой земли или соли (бузодшык). Тумар сегодня настолько популярен, что им пользуются все – от простого крестьянина до министра. Причем сейчас они приобрели новое применение, к примеру, их стали вешать в салонах автомобилей.

Кстати, любой казах, если он еще помнит свои корни, по любому поводу (предстоящая дальняя дорога, плохой сон, новое дело и т.д.) обязательно устраивает кудай-тамак (божья трапеза), на который собирается вся округа. В этом случае режется жертвенное животное во имя поддержки духов предков. При этом кровь животного тщательно собирается и закапывается в землю, чтобы богоугодные чаяния домочадцев не воздавались по какому-то иному адресу и не пропали их благие намерения.

Многое в суеверии казахов, как древних, так и современных, связано со злыми духами – шайтанами. Они причиняют много неприятностей простым людям и гадят всем на своем пути. Поэтому на протяжении многих столетий выработались правила борьбы с этими существами. Въезжая в новый дом, казахские женщины проводят обряд «аластау». Он заключается в окуривании помещения травой адраспан, которую и сегодня можно купить на любом базаре. При совершении обряда приговаривается «алас, алас». Считается, что это отпугивает шайтанов. Некоторые даже подвешивают в укромном месте пучок адраспана, чтобы злым духам неповадно было.

Казахи очень не любят, когда двери шкафов, холодильников и сундуков остаются открытыми. Равно если после трапезы еда остается на столе. Считается, что это может привлечь шайтанов, которые будут вредить хозяевам дома. Как оказалось, в этом суеверии не столько предрассудки, сколько воспитательные элементы. Таким образом, боясь шайтанов, девочки с ранних лет приучались содержать дом в порядке. По национальным поверьям перевернутая обувь означает, что кто-то в доме может умереть или заболеть, поэтому нужно немедленно поставить ее правильно. Автор этих строк каждое утро начинает свой путь через порог дома с правой ноги – это опять же по казахским верованиям. Все что делается с левой стороны – от шайтана.

Жители Алматы могут видеть, проезжая ночью по проспекту Райымбека, могилу этого батыра, где всегда ночуют люди, прося духов предков о помощи. Некоторые отправляются в дальнее паломничество по святым местам Южного Казахстана. Вообще, у каждой области есть свой более или менее известный святой или просто священное место, которое оберегает мир и спокойствие округи. Может быть, именно благодаря этому у Казахстана слава стабильного и дружелюбного государства.

До прихода в Казахстан ислама здесь бытовало тенгрианство, которое подразумевало поклонение небу – Танiр, земле – Умай или Жер-ана и воде – Су-ана. Особое значение придавалось огню, поклонение которому заимствовано еще из шаманских верований. Так, к примеру, обряд «аластау» у казахских чабанов принимает уже несколько измененную форму. Не все, но некоторые из них, перекочевывая с зимовок на джайляу (летнее пастбище), разжигают по две стороны дороги два больших костра, между которыми проходят люди и отары овец.

Бабушки-казашки запрещают тушить огонь водой, потому что происходит смешение стихий, что может привести к неприятным катаклизмам. Нельзя также подбрасывать землю, недаром самое страшное проклятие, когда вслед тебе бросают песок. Страшнее его считается только емшегин кокке сауу – материнское проклятие, когда она сцеживает грудное молоко. Оно даже не подлежит снятию. К счастью, этот обряд крайне редко исполнялся, а сегодня о нем практически забыли. Если топливо один раз внесли в дом, то его уже оттуда нельзя выносить ни в коем случае. Иначе это может привести к смерти или болезни хозяина семейства – отбасы (глава очага).

К еде тоже отношение особое. Трапеза священна и прерывать ее нельзя. При этом запрещается встряхивать руками и потягиваться при поедании жирной пищи, ибо в этом случае еда «сотрясается» и ее святое заклятие поражает нерадивого. Если вы подоспели к трапезе, то должны выполнить обряд «ауыз тию», то есть пригубить пищу. Если же попали на завтрак, то нужно обязательно выпить пиалку утреннего чая, иначе холостые так и не заведут семью, а женатые рассорятся с супругами. Кстати, нельзя стоять на пороге (табалдырыкты керме) молодым джигитам, иначе можно и не жениться.

В казахских домах ночью должны быть плотно занавешены все окна, чтобы свет луны не упал на спящего человека. Это считается очень плохой приметой: у мужчин это может привести даже к импотенции.

Наверное, многие из наших читателей когда-нибудь пользовались услугами кумалакши (гадалки на бобах). Этот обряд обычно исполняется с применением косточек хурмы или просто бараньих катышков, однако современные гадалки, дабы не травмировать эстетических чувств нынешних цивилизованных казахов, используют простые бобы. А такой экзотический вид, как гадание на бараньей лопатке, уже давно забыт, хотя где-нибудь в глубинке, может быть, его и помнят. По народным поверьям считается опасным возраст после каждого двенадцатилетнего цикла (мушель). Человек должен в этом возрасте раздарить, следуя примете, свою новую одежду, просить у Аллаха здравия, устраивать кудай-тамак. Также он должен быть осторожным, отказаться от дальних и опасных поездок. Эти рекомендации не случайны, учеными Востока доказано, что через каждые 12 лет в организме человека происходят изменения. Исчисление мушель через каждые 12 лет совпадает со значительными физическими и даже анатомическими изменениями: 1 (13 лет) – детство, 2 (25 лет) – молодость, 3 (37 лет) – зрелость, 4–5 (49, 61) – мудрость и далее наступает старость.

Конечно, можно провозгласить себя цивилизованным человеком и не верить суевериям, но вольно или невольно мы подчиняемся этим страхам. Они сидят в подсознании каждого на уровне генетической памяти. Сегодня казахи медленно, но верно возвращаются к родным истокам. Это очень напоминает обряд «туган жерге аунату» (обваливание в родной земле), который до сих пор не забыт: человека, после долгого отсутствия вернувшегося из зарубежья, катают по земле. Считается, что таким образом Мать-земля (Жер-ана) дает почувствовать, напоминает своему ребенку дух Родины. При этом самая старая женщина говорит: «Не забывай, что ты родился на этой земле, выполняй свой сыновний долг!» Чем не воспитание патриотического духа?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *