культурный слой что это
Культурный слой и его юридическое определение
Уверен, что практически каждый человек в России купивший себе металлоискатель, хотя бы раз, но пытался понять юридический аспект данного хобби. И, с этого момента, всех любителей приборного поиска можно смело делить на тех, кто решил для себя, что копать запрещено везде и на тех, кто понял, что копать можно везде, корме территорий объектов археологического наследия.
Давайте и мы попробуем разобраться. Для начала, приведу полную цитату законодательного определения культурного слоя, что бы понять, на что нужно обращать внимание при разборе данного определения.
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. № 73-ФЗ от 25.06.2002г.
Давайте разбираться по сути.
Следы существования человека – могут находиться исключительно в границах археологического объекта. Цитирую: 73-ФЗ от 25.06.2002 ст. 3 абзац 2. «Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах…» Понятно? Следы существования человека – это и есть объекты археологического наследия. Установить и выявить на земельном участке следы существования человека можно только в результате, и по факту проведения археологических раскопок.
Сто лет – установленная планка возраста следов существования человека относиться не к отдельно взятому предмету, а ко всему археологическому объекту. Поэтому, если в блиндаже на позициях времён ВОВ найдут монету старше 100 лет, это никак не означает, что блиндаж есть объект археологического наследия. И, уж тем более, там не может быть культурного слоя.
Археологические предметы – вот, это определение вообще, крайне размыто и ему мы посвятим отдельную заметку. (Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.)
Как мы видим, данное определение можно трактовать двояко. Поскольку, законом РФ не установлено определение термина «Источник информации» Понять определение археологического предмета сложно. Либо, это исключительно предмет обретённый в ходе археологических раскопок. Либо, любой предмет информацию о котором можно найти в научных археологических работах.
По факту, археологическими предметами признаются извлечённый в ходе полевых археологических работ предметы, которые вызвали интерес у самих археологов. Посетив любые археологические раскопки, мы можем увидеть, как сотни керамических черепков сваливают в отвал переработанного грунта. При этом черепки с рисунком или нетипичной формовки забирают, описывают и вносят в реестр археологических предметов.
Судебная практика не имеет примеров, когда привлекаемые следствием или судом эксперты, выступая в суде или подписывая акты экспертизы, опирались на эти самые источники информации. Хотя, есть отдельные примеры, когда весьма громкие дела так и не доходили до суда в связи с тем, что так и не удалось точно установить информационную взаимосвязь изъятых предметов с археологическими раскопками.
Так что же такое культурный слой?
Цитирую: 73-ФЗ от 25.06.2002 ст. 3 абзац 2. «Под объектом археологического наследия понимаются (дальше идёт перечисление видов ОАН и заканчивается данное причисление фразой) отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.» Получается, что культурный слой является объектом археологического наследия. В свою очереди ОАН является объектом культурного наследия с вытекающими от сюда всеми правилами регистрации, учёта и установкой границ охранных зон. А это, в свою очередь подразумевает, что, если на территории земельного участка нет выявленного и зарегистрированного ОКН, то там юридически нет культурного слоя. По факту культурный слой может быть, но его определение, выявление и регистрация может пройти только после проведения археологических раскопок.
Важно: В случае разрушения культурного слоя действует законодательный принцип обратной силы. То есть, если культурный слой был обнаружен, выявлен и зарегистрирован археологами после его разрушения, гражданин или организация разрушившие культурный слой несут всю полноту наказания. Хорошим примером того, как это происходит является дело юрьев-польского кладоискателя. Заметку об этом интересном случае вы, так же можете прочитать на нашем канале. Ссылка кликабельна.
Дорогие читатели, если наша заметка оказалась вам интересной, а информация полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. В ближайшее время мы продолжим публикацию заметок на тему правового регулирования приборного поиска.
Другие заметки на тему правового регулирования приборного поиска:
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Как можно себе представить такую жизнедеятельность человека, в результате которой образуется «культурный слой» в 35 метров за пару веков?!
На это «историки» нам бодро ответят, этот слой может образоваться в результате того, что население, по каким-то причинам оставило поселение и оно было занесено ветрами, дождями, наводнениями.
Рассмотрим несколько примеров, которые покажут, что «культурный слой» это не жизнедеятельность человека, а всегда результат катастрофы.
Ссылаться на то, что центр Москвы, Кремль люди покинули и его замело не решится даже самый упоротый «историк».
Археологические раскопки в Кремле
Те самые срубы, не покрыты «Культурным слоем»
Из Альбома Мейерберга (1622—1688). Т.е., что мы видим? На предыдущем снимке откопали домик Петра I? — это его времена, никаких «культурных слоев» не наблюдается.
Ну и стены, вокруг этих срубов окружала другая стена, на которой сейчас стоит новый Кремль [www.clumba.su/dopotopnye-texnologii], построенный в конце следующего, 18-го века:
Когда люди покинули Кремль, что его занесло с верхом и новые стены пришлось строить, опираясь на старые, как на фундамент?
Попутно обратим внимание на байку о том, что Царь-Колокол вынули из ямы при Николае I. Интересно: эта яма была выкопана во времена срубов? Какой глубины была, если ее копали от уровня, на котором стояли срубы и почему ничего не известно о раскопках Колокола?
В самом центре Москвы, у стен Кремля открыт музей археологии города. Допотопные камни старой Москвы не оставляют камня на камне от той мифологической версии истории, которую нам рассказывали в школе.
Вот такие мосты, подобно тем срубам, оказались укрыты «культурным слоем».
На Дворцовой площади С-Петербурга, к юбилею города вели земляные работы, перед царским дворцом тоже оказался солидный «культурный слой»:
Красной стрелкой обозначен, якобы, екатерининский уровень мостовой. Да про это уже только ленивый не говоирил: первый этаж Зимнего наполовину засыпан «культурным слоем».
Подземный музей, подобный московскому открыт в польском Кракове. Вот разрезы напластований:
Как могли умудриться горожане замусорить город таким образом: несколько поколений мусорили глиной, другие поколения — песком. Как это объяснить?
В природе такое встречается:
Меня не интересует, как этого добивается природа, очевидно что она может это сделать, но вот как люди могут сотворить подобное посреди живого города — это могут объяснить только «историки»:
Даже расписана хронология образования слоев. Высосанная из пальца, как и вся их хронология «древнего мира» и прочих потемкинских деревень.
А вот это из города, который, якобы. даже не был достроен — бросили строительство, т.к. умер царь. То есть в заброшенном городе накопилось «культурного слоя» выше крыши в буквальном смысле:
Ассирия, Хорсабад, дворец Саргона Дур-Шаррукин, 721-705 до н.э., Культурный слой таков, что уже в ворота и не пройти.
Ну ладно Сфинкс — отмазка, что там песка надуло, хотя бы выглядит правдоподобно, но как могло надуть столько глины — молчит наука, такая штука.
Но то что Большой Сфинкс был занесен за тысячелетия, если копнуть, тоже трещит такая версия по всем швам. Вот Сфинкс, песком засыпан по уши:
А вот всего через несколько лет:
Оказывается «культурный слой» убрать не проблема, даже в пустыне, и вот объясните мне — как этот слой копился в Кракове, в Кремле и перед царским дворцом в Петербурге!
Нет, вы понимаете, что вся эта история с Петром Первым, и Екатериной Великой, которая дворников не могла нанять для уборки у себя под носом — это сплошная туфта, наглое вранье!
Так вот вернемся к Сфинксу. Стало быть, ветром песку надуло?
Вот карта петровских времен (Картограф Guillaume Delisle. Carte d’Afrique. Paris: 1722 год):
Вот север Африки с этой карты:
Реки, озера, города. Откуда песку-то надуло менее чем за сто лет? Откуда взялся этот «культурный слой»?
Лет через пятьдесят — шестьдесят сюда отправят Наполеона. Зачем? Воевать? С кем — с этой страной? Прибыли, пушки на макушке, а тут такое? Да ведь в самой Европе было не лучше — посмотрите на музеи Москвы и Кракова.
Так что мотались суворовы, князи италийские, принцы сардинские, по Евразии вовсе не по тем причинам, что нам впаривают.
Вы этим картам не верите? А чему тогда верить-то? Лубочным «летописям» — «земля наша обильна, идите и володейте»?
Все что мы здесь видим — это артефакты, которые можно «пощупать руками», с «летописями» пусть разбираются наивные чукотские юноши — Фоменко с Носовским и их последователи.
Обрабатывать методами математической статистики совершенно сомнительные материалы — бессмысленно. Учитывая такое понятие как «войны» или «сражения» мы не можем определить а относятся ли к ним наполеоновские или суворовские походы — это, скорей всего, были экспедиции по инвентаризации того, что сохранилось после катастроф.
В 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз на острове Ява обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны.
Начали расчистку (опять война, и годы те же, что Наполеон ходил сначала в Египет, потом на Москву) — во время войны, оно, понятное дело, заняться больше нечем, чем счищать «культурный слой» — во время мира этот слой растет даже перед царскими дворцами, а вот как война — заняться-то больше и нечем.
Гораздо раньше, чем в Москве или Кракове археологический музей «Брестье» был открыт в Белоруссии, недалеко от Брестской крепости, где раскопки велись с 1968 года.
Под многометровым «культурным слоем» нашли вот это:
Неплохая сохранность для столетий, не правда ли?
А вот подобными предметами пользовались мои дед с бабкой, найдено там же, в Брестье:
Ножницы, подобные тем что по краям — сам видел — при мне ими стригли овец.
Так что, раскопки доминирующую версию истории закапывают в могилу.
Оригинал взят у ladstas в Кто нас засыпал?
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Мы говорим «культурка».
Что такое культурный слой?
Что же это за слой такой
Хотя, строго говоря, культурный слой образуется не только в местах оседлого проживания человека. Скажем, если на каком-то месте в XVIII веке располагался придорожный кабак, то, что от него осталось в земле, сегодня тоже будет именоваться «культурным слоем»
Культурный слой растёт со временем под воздействием многих факторов. Его толщина может быть разной от нескольких сантиметров, до десяти и более метров.
Что такое культурный слой по сути – это строительный и хозяйственный мусор вперемешку с землёй и песком. А главной его ценностью являются находящиеся в нём предметы быта, возможно вооружения, в нашем же случае чаще всего это монеты и металлопластика.
На древнем поселении может быть несколько слоёв с включениями остатков разных материальных культур или одной культуры разных периодов разделённых между собой слоями пустого грунта. В таком случае поселение называют многослойным. Датировав некоторые находки в определённом слое, можно определить относительно точное время существования древнего, а иногда и не очень, поселения или городища.
Бывает, что культурные слои древнего поселения перекрыты между собой слоем земли или песка. Это говорит о том, что в определённое время поселение было заброшено и в этом месте царили полное запустение и разруха. Соответственно и человек там не жил. А затем люди возвращались, строили новые жилища, обрабатывали почву.
Сплошной слой, но имеющий в себе предметы быта разных эпох говорит о непрерывном проживании человека. При этом, например, в случае завоевания, может меняться культура, соответственно другими могут быть религия, навыки мастерства и т.д.
Ну и влияние прогресса само собой, куда ж без него.
Вообще говоря, мы не занимаемся целенаправленным поиском древних поселений и их полномасштабными раскопками, а наши металлоискатели не особенно глубоко «видят» артефакты, находящиеся в земле. Потому с примерами многослойных поселений нам приходится сталкиваться не так часто.
На моей практике это происходило при шурфлении распашки (чешуи) и при поднятии фундаментов.
В основании культурного слоя находится почва именуемая материком. То есть в ней отсутствуют остатки жизнедеятельности человека, разве что единичные фрагменты (очень малое количество) смешавшиеся с материковым слоем. Между прочим, имеются примеры довольно странных ошибок или «ошибок» археологов. Когда при проведении раскопок, то ли по невнимательности и неопытности, то ли умышленно объявляли материком такую вот пустую прослойку между насыщенными арх. материалом слоями. Ну и прекращали раскопки. Что тут скажешь? Внимательнее надо быть, товарищи!
Конечно, данная тема значительно обширнее, но думается, прочитав эту статью, начинающие поисковики будут иметь некоторое представление о том, что такое культурный слой.
durnowo
durnowo
Читая комментарии к археологическим открытиям на охтинском мысу, я понял, что очень многие авторы комментариев имеют смутное представление о том, что такое археологические раскопки и что именно изучают археологи. Кажется, сейчас появилась настоятельная необходимость ликбеза. Коллег, профессионалов-археологов, прошу не судить меня слишком строго.
Что такое культурный слой, и как он образуется
Культурный слой образовывался в древних городах, да образуется и в настоящее время на всех современных поселениях. Напомним о деревенских домах, «врастающих в землю» на один-два венца, о городских домах, окна цокольных и полуподвальных помещений которых постепенно «уходят под землю». Формирование культурного слоя обусловлено хозяйственной, строительной и бытовой деятельностью человека. Ничего не исчезает бесследно. От любого строительства, большого или малого, всегда остаются следы — щепа или обломки камней, известковый раствор или кирпичная крошка, глина или цемент. Следами хозяйственных строений являются напластования навоза и соломы; производственных — шлаки, фрагменты горнов, льячки, тигли, развалы печей. От пожаров остаются прослойки угля и пепла, а часто – прокаленная «докрасна» поверхность земли. Рассмотрим процесс образования культурного слоя на примере условной схемы.
Уже в момент возникновения поселка на пустом месте (рис.1) начинается более или менее интенсивное слоеобразование – строятся жилища, роются колодцы, возводятся частоколы (рис.2). В период существования поселения вокруг жилых построек слой нарастает за счет выметенного из дома мусора, выброшенных на двор объедков, битой посуды, потерянных или выброшенных за ненадобностью предметов и проч. (рис.3). Если поселение гибнет в пожаре (рис.4), то отложения культурного слоя предшествующего времени перекрывает слой пожара (зольно-угольная прослойка), причем слой пожара часто заполняет подвалы сгоревших домов, колодцы и хозяйственные ямы, а среди углей оказываются обгоревшие предметы быта – все то, что не удалось спасти при пожаре (рис.5). Ну, а если поселение возродилось на пепелище, то вновь образующийся культурный слой перекрывает слой пожара, и все повторяется (рис.6).
Разумеется, приведенный пример достаточно упрощен. В реальности стратиграфия культурного слоя на поселении, то есть – чередование разновременных прослоек, составляющих в совокупности напластования (отложения) культурного слоя, оказывается значительно более сложной. Разновременные «ямы» (подвалы построек, помойки, колодцы) прорезали друг друга, при строительных работах образовывались разнообразные прослойки строительного мусора, какие-то из прослоек уничтожались при планировочных работах, предшествующих новому строительству, а периоды запустения материализовались «стерильными» (то есть – формировавшимися без участия человека) прослойками погребенного дерна.
Для неспециалиста культурный слой представляется просто серой, черной или темно-коричневой землей. В действительности культурные отложения имеют очень сложное строение и состоят из множества порой слабо заметных прослоек, разнообразных включений и пятен, различаемых археологами по плотности, консистенции и структуре. Задача археолога — тщательно раскопать и не менее тщательно зафиксировать при помощи фотографий, чертежей, рисунков и дневниковых записей сложное строение культурного слоя, восстановить все детали истории исследуемого участка древнего поселения. Так выявляются следы жилых и хозяйственных построек, ремесленные мастерские, отопительные устройства, дворы и усадьбы, улицы и переулки, сады и огороды, незастроенные участки, оборонительные сооружения и многое другое.
Толщина (археологи обычно говорят «мощность») культурного слоя на различных памятниках колеблется от нескольких сантиметров до десяти метров и более. Она зависит от многих обстоятельств: длительности функционирования поселения, плотности застройки, интенсивности хозяйственной и производственной деятельности, характера строительных материалов, влажности местности и некоторых иных факторов.
В русских средневековых городах, в которых почти все строилось из дерева, мощность культурных напластований колеблется от 2-3 до 7-8 м. Так, в Новгороде культурный слой имеет толщину до 4-7 м. Мощность культурных отложений в Пскове различна: в центре города, где в силу влажности грунта сохраняется древнее дерево, культурный слой достигает 5—8 м и более, на периферии — от 0,5 до 2-3 м. Мощность слоя, выявленного при раскопках Селитренного городища (остатки древней столицы Золотой Орды, города Сарай Берке) в низовьях Волги, как правило, не превышают 2 м. Слой на раннеславянских поселениях, как правило достаточно тонкий – не более 0,5-1 м, а иногда даже менее 0,5 м.
В культурных отложениях русских средневековых городов из-за насыщенности слоя влагой более или менее хорошо сохраняются остатки деревянных построек — нижние венцы срубных строений, столбы, мостовые улиц и дворовые вымостки, частоколы, разграничивающие дворы и усадьбы, дренажные сооружения и др. Остатки деревянной застройки прекрасно сохраняются не только в сравнительно поздних отложениях культурного слоя (как, например, в слое XVII в. в городе Мангазея), но и в отложениях более древних (как, например, в слоях VIII-IX вв. в Ладоге).
Однако хорошая сохранность дерева в культурном слое все-таки, скорее исключение, нежели правило. На подавляющем большинстве древних и средневековых поселений культурный слой сухой, лишенный грунтовых вод. Поэтому предметы и строения из органических материалов (дерево, кожа, ткань и др.) сохраняются крайне плохо или же не сохраняются вообще. О застройке таких поселений археологи могут судить либо по угольно-зольным пятнам пожаров, либо по пятнам древесного тлена, либо, наконец, по заполнениям донных частей разновременных ям, прорезавших отложения культурного слоя и углубленных в материк.
По открытым при раскопках остаткам построек (в том числе, по ямам погребов, остаткам очагов и печей, а также по ямам от столбов, поддерживавших кровлю), в ряде случаев удается воссоздать не только внешний облик построек и их интерьеры, но и застройку поселения в целом.
Во время раскопок городов археологи обнаруживают не только деревянные, но также каменные и кирпичные постройки. Чаще всего, это фундаменты крепостных сооружений и храмов. Раскопки таких памятников представляют особую сложность, так как культурный слой, сформировавшийся вокруг этих построек, содержит в себе всю строительную историю зданий – сохранившиеся в виде прослоек строительного мусора следы строительства, ремонтов и перестроек здания (вплоть до его разрушения). От точности и тщательности фиксации всех этих прослоек (порой имевших мощность 1-2 см и даже менее), зависит, насколько точно исследователь сумеет определить время возведения постройки, время и масштабы ремонтно-строительных работ, время и причины разрушения здания.
Как правило, сохранность открытых при раскопках фундаментов каменных и кирпичных зданий такова, что воссоздать разрушенное здание можно только графически, в виде рисунка, или в виде макета. В таких случаях открытые при раскопках фундаменты археологи музеефицируют или, с целью сохранить от дальнейшего разрушения, снова засыпают землей. Но иногда сохранившиеся руины позволяют и полностью воссоздать погибшее сооружение (например, Золотые ворота Киева или башни Псковского кремля).