культурный уровень родителей что написать
Характеристика уровней педагогической культуры родителей
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ
· общая и психолого-педагогическая культура,
· ценностные ориентации и установки на воспитание и образование детей
Характеристика уровней педагогической культуры родителей
Родители имеют поверхностные представления о направлениях воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания, понимают, какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного индивидуального развития ребенка; в семье используются разнообразные методы воспитания, но без разумного их сочетания, родители опираются на положительные качества ребенка, немало заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе решений и действий, недостаточно приучают его к преодолению трудностей, в отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи; требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер, в разрешении
проблем родители часто берут инициативу в свои руки, между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества, родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации, не проявляют инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако принимают участие в них по просьбе учителя, не интересуются общественной жизнью своего ребенка
Сайт: www.uchkopilka.ru
Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/vne-deyat/poleznye-rekomendatsii/293-urovni-pedagogicheskoj-kultury-roditelej653674
— педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;
— практические умения родителей по воспитанию детей;
— умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений.
Критериями педагогической культуры родителей могут служить:
— их умения учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста);
— способность выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты;
— стремление к педагогическому самовоспитанию;
— сотрудничество со школой и другими воспитательными институтами;
— интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике;
— достижение единых требований к детям
Неотъемлемой частью педагогической культуры родителей является ее воспитательный потенциал.
Решение проблемы повышения воспитательного потенциала семьи, как показывает практика, может быть обеспечено лишь в процессе педагогически целесообразного взаимодействия семьи и школы. Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно.
Как известно, какова семья, её воспитательные возможности, таков и выросший в ней ребенок. Как правило, дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания, растут счастливыми, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, трудностей с обучением в школе и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.
Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются:
возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности;
уровень педагогической культуры родителей;
характер взаимоотношений в семье;
Определяют следующие уровни воспитательного потенциала семьи:
— высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе;
— средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно;
получение ребенком соответствующего образования;
формирование определенных нравственных качеств;
подготовка к будущей трудовой и профессиональной деятельности;
подготовка к выполнению будущих семейных ролей.
В заключении следует отметить, что понятие «воспитательный потенциал», «педагогическая культура родителей» появились в научной литературе недавно и не имеют однозначного толкования, данная проблема требует дальнейшего научного исследования.
Педагогическая характеристика семьи
Нина Черемисова
Педагогическая характеристика семьи
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ
1. Состав семьи: полная (мать, отец, дочь)
Образование членов: мать-среднее профессиональное образование
отец- высшее профессиональное образование
Распад семьи места не имел.
2. В семье доверительные, дружеские отношения. Семья является устойчива.
3. Главные причины ссор и конфликтов семье бытового и экономического характера.
4. Характер взаимоотношений в семье между взрослыми членами семьи: гармоничная, компромиссная.
5. Характер взаимоотношений родителей и других взрослых членов семьи с ребенком: заботливость, дружба, доверие, равноправие.
6. Позиция ребенка в семье: ребенок занимает в семье педагогически оправданную позицию
7.Отношение ребенка к родителям: как он осознает и переживает свое положение в семье: дорожит семьей, родители являются авторитетами для ребенка.
8. Никто из членов семьи не оказывает на ребенка неблагоприятное влияние.
9. В семье большим авторитет ом пользуется отец, т. к. он является кормильцем семьи и решает возникшие проблемы.
10. Родители обладают достаточным уровнем педагогических знаний, используют разные методы педагогического воздействия. К ребенку не очень требовательны.
11. Тип семьи: полня семья.
12.Стиль семейного воспитания: гармоничный.
13.Отношение родителей к деятельности ребенка в сфере:
Обучения: родители контролируют обучение ребенка, занимаются его обучением,воспитывают положительные навыки.
Труда: родители направляют ребенка, приучают к уборке, к труду, прививают навыки самообслуживания.
Досуга: родители организуют досуговую деятельность (развлечения, праздники, проулки, парков).
14.Выводы и рекомендации:
Родители не имеют затруднений в общении с ребенком, поддерживают его в новых начинаниях, занимаются его обучением, присутствуют некоторые экономические затруднения.
Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком МБОУ «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Консультация для родителей на тему: «Психолого-педагогическая характеристика.
Доклад на педсовете «Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц при аутизме и аутистических чертах личности» Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат».
Характеристика семьи ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ ФЕДОРОВЫХ 1. Состав семьи, образование ее членов, имел ли место распад семьи: мать, отец, сын, младший.
Информация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике выделяют.
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.
Педагогическая характеристика на ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение Педагогическая характеристика на ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение. 1. Фурсова Вика 07.02.2010 года рождения. 2. Посещает.
Перспективный план «Психолого-педагогическая поддержка воспитательных инициатив семьи» Месяц Тема Цель Содержание совместной деятельности с детьми Содержание совместной деятельности с родителями Материал и оборудование Взаимодействие.
Психолого-педагогическая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». Психолого-педагогическая характеристика на.
Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Психолого-педагогическая характеристикаФИО ребенка Наименование учреждения: Дата рождения: Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:.
Статья «Педагогическая культура семьи» «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».
Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей, а так же общая информация о семье
Анкеты для выявления уровня
педагогической культуры родителей
1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка (нужное подчеркнуть):
слушаете передачи по радио и телевидению;
посещаете лекции для родителей;
на основе рекомендации психологов;
используя жизненный опыт;
читаете педагогическую литературу.
2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными (нужное подчеркнуть):
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего (нужное подчеркнуть):
4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (нужное подчеркнуть):
проявление вами обиды
НА ЧТО БЫ Я ХОТЕЛ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ОБЩЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МОЕГО РЕБЕНКА:
Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в нашу группу. Для знакомства с вашим ребенком и более успешной работы воспитателей просим вас ответить на следующие вопросы:
1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________________________
Как вы называете своего ребенка дома_________________________________________________
4.Состав семьи (кто совместно проживает, возраст, образование, профессия)
5. Жилищные условия (отдельная квартира, общежитие и т.д.). _____ _____________________________________________________________________________________________
6. Увлечение родителей:
7. Как Вы представляете себе участие в жизни группы? (никогда, по мере необходимости, иногда, постоянно помогаю)_____________________________________________________________________________________
8.Какую помощь Вы можете оказать группе: сшить, связать одежду для кукол, отремонтировать игрушки и мебель, нарисовать что-либо, отпечатать на компьютере, что-то другое (написать что именно)_______________________________________________________________________________________
9. Как Вы представляете себе работу родительской команды в дошкольном учреждении? ______________________________________________________________________________________________
10. Какие трудности испытываете в воспитании Вашего ребенка? _____________________________________ ______________________________________________________________________________________________
11. Чем любит заниматься ваш ребенок
10. Какие консультации по воспитанию хотели бы получить?___________________________________________
11. Каким опытом семейного воспитания могли бы Вы поделиться?_____________________________________
13. Ваши пожелания.____________________________________________________________________________
Уровень
Уровень
Семейного воспитания
Схема выявления возможностей, достоинств и недостатков
1. Социальное положение родителей:
А) профессиональное положение: рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, бизнесмены, (различные варианты профессионального положения отца и матери);
Б) социально – политическое положение: активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей.
2. Демографический состав семьи:
А) состав взрослых членов семьи: мать и отец, одна мать, один отец; мать, отец и другие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны;
Б) состав детей: один ребенок, двое детей, многодетная семья; сводные дети, приемные дети, родные и неродные дети.
3. Характер семейных отношений:
А) взаимоотношения родителей: демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями;
Б) родители и дети: демократичные отношения, авторитарные, либеральные, широкие (или ограниченные) взаимоотношения;
В) взаимоотношения детей: неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения;
Г) внесемейные связи: круг общения семьи, предметы и культура общения, связь с социальным окружением ребенка, связь со школой; с внешкольными воспитательными учреждениями, корректировка семей влияния ближайшего бытового окружения.
1. Материальный уровень семьи:
А) материальное обеспечение семьи: уровень обеспеченности (высокий, средний, низкий); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток, излишки);
Б) материальные потребности семьи: в пределах нормы, завышенные, заниженные;
В) характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ: преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств;
Г) отношение детей к материальным ценностям: адекватное, потребительское, безразличное.
2. Образовательный уровень:
А) родители равного образовательного уровня: высшее образование, среднее, среднеспециальное, низкий образовательный уровень;
Б) родители с различным образовательным уровнем: незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в образовательных уровнях отца и матери.
3. Культурный уровень семьи:
А) степень освоения культуры членами семьи: высокая (проповедует специальное культурное развитие), хобби, нет потребности;
Б) руководство культурным развитием детей: активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие детей.
3 уровнем анализа семьи как фактор воспитания следует считать интегральный уровень, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса:
А) семья как воспитательная среда: наличие условий для физического и духовного развития детей, семья как организатор жизни и деятельности детей, семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового);
Б) участие семьи в формировании мировоззрения детей: влияние самой семьи, использование внесемейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, культурно-просветительских учреждений, средства массовой коммуникации, других людей);
В) семья как организатор разнообразных видов деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно – творческой, физкультурной);
Г) семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности;
Д) педагогическая культура семьи: осознанное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей, интуитивное создание правильного педагогического стиля в семье, непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитательное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспитания, определить содержание воспитательных воздействий; ошибки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознательное);
Е) педагогический стиль руководства детьми в семье: авторитарный, демократический, либеральный, смешение стилей руководства;
Ж) отношение детей к педагогическим воздействиям семьи: позитивное восприятие, нейтральное, негативное, критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.
Состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т д.)
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Алгоритм изучения семьи
состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т.д.);
воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
характер взаимоотношений в семье:
между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);
отношение ребенка к родителям.
Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:
«Я нужен и любим и люблю вас тоже»;
«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»;
«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;
«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».
Первые две позиции являются оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, т. е. признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого. К сожалению, чаще встречается менее благоприятная установка, что создает проблемы в развитии личности.
Можно выделить следующие типы отношений ребенка к родителям: дорожит семейными отношениями; родители авторитетны; относится безразлично; относится пренебрежительно; остро переживает семейную драму; тяготеет к одному из членов семьи.
Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые оказывают негативное воздействие на ребенка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т.д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т.д.).
Знание «проблемного поля» в семье позволит педагогу в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков ребенка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку.
Семья как фактор воспитания
Механизм влияния семьи на формирование личности представлен в таблице 3.
На I уровне анализа семьи как фактора воспитания следует выделить социальное положение родителей, демографический состав семьи и характер семейных отношений. Анализ теоретических источников и педагогической практики показывает, что существенными параметрами этих трех факторов являются:
Социальное положение родителей:
профессиональное положение — рабочие, служащие, работники сферы обслуживания, интеллигенция, коммерсанты, домохозяйки, различные варианты профессионального положения отца и матери;
социально-политическое положение — активная социальная позиция, нейтральная, пассивная, антиобщественная направленность родителей.
Демографический состав семьи:
состав взрослых членов семьи — мать и отец; одна мать; один отец; мать, отец и другие взрослые; отчим в семье; неродная мать; опекуны;
состав детей — один ребенок, двое детей, многодетная семья, сводные дети, приемные дети, родные и неродные дети.
Характер семейных отношений:
взаимоотношения родителей — демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями;
родители и дети — демократические отношения, авторитарные, либеральные, широкие (или ограниченные) взаимоотношения;
дети между собой — неприязненные взаимоотношения, «братские» взаимоотношения;
внесемейные связи — круг общения семьи, предметы и культура общения; связь с социальным окружением ребенка; связь со школой, с внешкольными воспитательными учреждениями; корректировка семьей влияния ближайшего бытового окружения.
Следствием действия перечисленной группы факторов являются выделенные нами факторы II уровня: материальный, образовательный и культурный уровень семьи. Основными параметрами этих факторов являются:
Материальный уровень семьи:
материальное обеспечение семьи — уровень обеспеченности (высокий, низкий, средний); наличие необходимых предметов домашнего обихода (наличие необходимого, недостаток его, излишки);
материальные потребности семьи — в пределах нормы, завышенные, заниженные;
характер удовлетворения материальных потребностей и распределения материальных благ — преимущественное расходование средств на материальные нужды (еду, одежду, предметы быта, украшения); преимущественное расходование средств на образовательные и культурные нужды; бесплановое, беспринципное расходование средств;
отношение детей к материальным ценностям — адекватное, потребительское, безразличное.
родители равного образовательного уровня — высшее образование, среднее, среднее специальное, низкий образовательный уровень;
родители с различным образовательным уровнем — незначительный приоритет отца, незначительный приоритет матери, большое различие в образовательных уровнях отца и матери.
Культурный уровень семьи:
степень освоения культуры членами семьи — высокая (проповедуется специальное культурное развитие), хобби, нет потребности;
руководство культурным развитием детей — активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие.
III уровнем анализа семьи как фактора воспитания следует считать интегральный уровень, на котором семья непосредственно влияет на ход воспитательного процесса:
семья как воспитательная среда — наличие условий для физического и духовного развития детей; семья как организатор жизни и деятельности детей; семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового);
участие семьи в формировании мировоззрения детей — влияние самой семьи, использование в несемейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, библиотек, культурно-просветительских учреждений, средств массовой коммуникации, других людей);
семья как организатор разнообразных видов деятельности детей — учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно-творческой, физкультурной);
семья как благоприятный эмоциональный микроклимат развития личности;
педагогическая культура семьи — осознанное использование педагогической науки и передовой практики в воспитании детей; интуитивное создание правильного педагогического стиля в семье; непоследовательные позиции родителей в воспитании детей; неумение родителей организовать воспитательное воздействие семьи (неумение видеть цель и задачи воспитания, определить содержание воспитательных воздействий, ошибки в выборе средств, методов, приемов, организационных форм); антипедагогическое воздействие семьи (неосознанное и сознательное);
педагогический стиль руководства детьми в семье — авторитарный, демократический, либеральный, смешение стилей руководства;
отношение детей к педагогическим воздействиям семьи — позитивное восприятие, нейтральное, негативное, критическое восприятие детьми отрицательных воздействий семьи.
Взаимоотношения в семье
Анкета
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?_________________________________________________
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
решаете сообща жизненные проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом;
работаете на приусадебном участке;
вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
обсуждаете вопросы учебы детей;
делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
каждый занимается своим делом;
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
непониманием членами семьи друг друга;
нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
отказом участвовать в семейных делах, заботах;
разногласиями в вопросах воспитания детей;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
рекращение конфликтов на некоторое время;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
становятся на сторону одного из родителей;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
пытаются найти поддержку в других людях.
11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?