курная изба что это такое
Курные избы в д. Большой Халуй
Курная изба — жилой дом с печью без кирпичного дымохода. Такие дома топили «по-черному», т.е. дым выходил прямо из устья и блуждал под потолком.
Мы побывали в деревне Большой Халуй (недалеко от Ошевенского). Примечательно, что жилая часть домов ориентирована на юг и протекающую рядом реку Халуй. Левый ряд изб стоит двором к улице, а главным фасадом внутрь земельного участка. Курная изба № 2 стоит параллельно дороге и его главный фасад также ориентирован на юг. Это связано с меньшей теплопотерей домов и с большей инсоляцией жилых помещений.
Вот так непримечательно с дороги выглядит курная изба № 1 (нумерация условная) сер. XIX-нач. XX вв.
Дом является объектом культурного наследия регионального значения
Окна жилой части западного фасада
«Дерни за веревочку, дверь и откроется». Замок входной двери на западном фасаде.
Южный (главный) фасад
Восточный фасад. Крыша самцово-слеговая. Измененная и больше не безгвоздевая: 1. Тес не поддерживают курицы с потоками. 2. Доски сверху покрыты асбесто-цементными плитами. Следы от куриц видны на верхнем бревне под кровлей (небольшие квадратные проемы).
Восточный фасад. Помещение с одним окном — сени. Справа еще одно жилое помещение с двумя окнами и печью на втором этаже, пристроенное к избе позже.
Схематичный разрез курной избы (вид со стороны главного фасада на заднюю стенку с входной дверью и печью, за стеной — сени). Рис. автора
Трапециевидный потолок — отличительная часть черных изб. Дым клубился вверху над условной границей полатей. Бревна выше воронцов (полатного и пирожного брусьев), полок, окон и дверей черные от сажи. Стены над полатями не отесывались. Плахи (полубревна) потолка поддерживают специальные балки — матицы. Под потолком также размещается тонкое бревно — жердь, которое могло использоваться для подвешивания колыбели, сушки одежды.
Печь топили рано утром, около часа-полутора. Во время топки дым ходил под потолком, отдавая свое тепло жилому помещению, и уже охлажденным хозяева выпускали его из избы посредством открытия двери и специального волокового окна над ней. Через это небольшое отверстие дым по деревянному коробу в сенях выводился наружу через крышу.
Входная часть в избе. Справа полатный брус, прямо по центру — пирожный брус и шкафы под ним. Оба воронца опираются одним концом на печной столб (зеленого цвета), другим концом врубаются в стену. На пирожный брус ставили только что выпеченный хлеб, а на полатях, опирающихся на полатный брус, спали. А на сам полатный брус люди могли положить головные уборы, когда входили в дом. Также полатный брус считал некой границей, за которую гостям можно было зайти только после приглашения хозяев дома.
Русская черная печь также претерпела изменения. Ее, посредством устройства кирпичной печной трубы, превратили в белую. Когда — не известно. Еще одна отличительная черта черной печи: она стоит на полу, на специальном деревянном основании — опечке. Белые же печи имеют собственный фундамент, т.к. такая печь тяжелее.
Неглубокие ниши в печи — печурки. Они повышали теплоотдачу печи за счет увеличения площади ее поверхности. А также использовались для сушки вещей, грибов, трав. Можно было прийти домой с холода и сразу сунуть сушиться в ниши мокрые варежки. Удобно.
Красный угол. Окна в таких избах небольшие для минимизации теплопотерь. Они расположены довольно низко, почти прямо над лавками. След от сажи на стене четкий, т.к. именно на этой границе по периметру избы располагались полки (надлавочники). Полки торцами врезались в стены и воронцы.
Под лавками неотесанные и грубо отесанные стены
А это домовой гриб, прижившийся на скосе трапециевидного потолка. Он похож на яичницу. Разрушает древесину. Появился, вероятно, от повышенной влажности, т.к. дом не эксплуатируется.
Волоковое окошко в одном из хоз. помещений дома
Дверь в том же помещении со старинным замком
Курная изба (№3) через дорогу. Еще одна особенность курной избы: большое расстояние от окон до крыши, т.к. потолок высокий, а окна расположены низко.
Слева юг, справа север. К северной стороне избы (к двору) позже пристроили еще один дом.
Ниже фотографии еще одной крестьянской курной избы начала XX в. (№2). Она также, как и дом № 1, является ОКН регионального значения.
Главный южный фасад
Резной кронштейн и выпуски бревен, поддерживающие крышу
Западный фасад. Дом стоит впритык к дороге
Довольно традиционный для Каргополья наличник
Сруб скотного двора опирается на бревна-столбы, чтобы легче менять сгнившие от навоза нижние венцы
Явно виден деревянный опечек печи (покрашен в коричневый цвет)
Шкафы для хранения различных вещей
Обеденный резной стол, традиционно рядом с красным углом
Входная дверь в избу из сеней. Слева над дверью волоковое окошко
Это же волоковое окошко. Вид изнутри жилой части дома. Справа печь. Слева от нее жердочка, а над ней матица.
Вид на задний двор со стороны жилой части дома
Вид со двора на стену жилой части. На стене читается четкий след от деревянного короба, по которому дым выходил наружу. Прямо под этой черной от сажи полосой волоковое окошко с входной дверью в избу.
Курные избы уже давно не используются как жилье и их становится всё меньше и меньше. А тем временем это уникальные памятники. Эти дома, конечно, не те, которые использовались еще когда вся страна только так и топилась — «по-черному». Тем не менее они являются примером жилой постройки с исторически более ранней системой отопления — отцом белой печки.
3.08.2018, д. Большой Халуй (недалеко от Ошевенского), Архангельская обл.
Что на Руси называли «курной избой» и почему больше таких нет
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На просторах родного Отечества существовало два типа крестьянских избушек. Первый – это «черная изба» или курная изба, второй – это «белая изба». Большую часть истории русские крестьяне жили именно в черных избах. Строили их вплоть до XX века. Хотя белые избы впервые появились в России в XVIII веке, в ряде удаленных регионов (населенных главным образом национальными меньшинствами, малыми народами) уход от курной избы продолжался вплоть до первой половины XX века. Последние черные избы встречались на деревнях уже во времена Советского Союза.
В чем же отличие между черной-курной и белой избой? На самом деле все предельно просто. В курной избе есть печка, но отсутствует дымоход. А это значит, что весь дым и сажа попадают прямо в хату, после чего выходят на улицу через двери, окна и специальные отверстия под потолком. В белой избе печка оборудована дымоходом и весь дым тут же покидает горнило, не прорываясь в жилое помещение. Постепенный переход на белые избы был связан в России с тем, что крестьяне освоили создание простейших глиняных дымоходов.
В XIX веке курных изб в стране было все еще очень много. Больше всего таких было у чувашей и татар. Большинство белых изб было в деревнях европейской части страны. Хотя бедные крестьянские хозяйства даже там все еще строили избы по-черному. В теплое время года с поздней весны до ранее осени большинство крестьян не жило в курных избах, а уходило в шалаши рядом с домом. Изба при этом использовалась только в качестве места для приготовления хлеба.
Если хочется узнать еще больше интересного о русском крестьянстве, то стоит почитать о том, когда появились лапти, и сколько их пар за неделю снашивал крестьянин.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Курная изба, что это такое?
3 апреля 2020
изба по-черному, курная изба, русская изба
Курными назывались избы, которые топились, так сказать «по-чёрному», это значит, что они не имели трубы, чтобы отводить дым. Если быть точнее, то «курной» она называлась в связи с тем, что из устья печи дым, скажем так: » курился«, то есть он выходил сначала в помещение, после чего уже попадал в специальные деревянные трубы в крыше или в стенах, называвшиеся «дымниками». Иногда «дымники» украшали резным узором и столбиками. В средние века подобным образом отапливались жилища каждого.
Окон у Курных нет, а вот оконца — мелкие отверстия, предназначавшиеся для поступления света и выхода дыма, были, бывало и такое, что некоторые из них затягивались бычьим желудком, а, если было нужно, закрывались деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». Ночью внутреннее пространство было освещено лучиной, хотя, спать тогда ложились по наступлению темноты.
Волоковое окно в курной избе
Дымник (деревянная труба) в курной избе
Глинобитную печь ставили внутри избы в левом заднем углу на земле, либо на специальной основе в виде небольшого сруба. Между внутренней стеной и печкой насыпали песчаную подушку, которая служила для противопожарной безопасности. Дым, выходивший наружу через двери и во время топки, толстым слоем нависал под потолком, в результате чего верхние части брёвен в избе покрывались копотью. Чтобы сажа оседала, по периметру внутренних стен располагались особые полки (полавочники), тем самым разделяя прокоптившийся верх от чистенького низа.
Пол был земляным, землю поливали водой и утрамбовывали, проходило некоторое время, и она делалась достаточно твёрдой. Из расколотых на две части и обтёсанных брёвен готовили двери.
Открытый огонь просушивал стены сруба, а дым из печи пропитывал их, древесина, так сказать, консервировалась, что делало жизнь подобных изб более долгой. К тому же курная печь лучше других отапливала помещение, нагревая избу до 25 градусов, на что требовалось небольшое количество топлива. Кроме того, чёрная печь помогала в хозяйстве тем, что дым, который шёл из неё, просушивал одежду, обувь, сети. Сети, пропитанные дымом, служили намного дольше, чем сети, которые просушивались на открытом воздухе.
Интересным фактом является и то, что дым, двигающийся по «курной» избе, был дезинфицирующим, он уничтожал разнообразных вредителей, таких как тараканы. А также, помещение служило для всей семьи, в нём готовили спали, играли с детьми и мастерили. В избу зимой запускали кур, здесь же подращивали до весны теленка или козленка.
РУССКАЯ ПЕЧЬ
Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы. Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала. Но не только глина используется при кладке печей. Используется раствор, состоящий из 2 третей чистого песка и 1 трети глины. Если будет больше глины, то печь потрескается, если больше песка, то она рассыплется.
А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.
Современные люди думают, что если топить по-черному, то все стены будут закопчёнными, а жильцы такой избы будут ходить измазанные в саже, как золушка из сказки Андерсена. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20-30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Чтобы избежать сажи и копоти, тщательно выбирали вид деревьев, заготавливали и хранили дрова. На растопку использовали сухую сосну, осину или ольху. А когда дрова в печи хорошо разгорятся, добавляли поленья из ели, березы.
Чёрные избы имели значительную высоту. Это давало много места для дыма наверху. »Лишний» объём не пропадал зря: к кровельным балкам подвешивали на просушку вещи, не боявшиеся копоти и нуждавшиеся в периодической дезинфекции, чтобы не заводилась гниль (например, сети), а так же некоторые продукты, которым не вредило »копчение». Для протопленной чёрной избы характерен сухой, тёплый воздух, дышалось там легко, потому что при топке изба волей-неволей проветривалась: приходилось раскрывать дверь. Курные избы очень редко отсыревали, к тому же прокопчённое дерево не гнило. И, наконец, »черная» безтрубная печь требовала меньше дров по сравнению с »белой», давала больше тепла.
В 1718 г. Петр I издал указ, запрещающий строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву. Следовательно, до этого времени россияне отапливали свои дома по-черному даже в столицах. Россия стала подражать Западной Европе, все свое стало осмеиваться, казаться плохим и примитивным. Петр I забыл, что климат в России совсем не такой, как в Голландии или Англии. После этого его указа число простудных заболеваний в Петербурге резко увеличилось. А туберкулез легких для жителей Петербурга стал широкораспространенной болезнью. Но сел и деревень, слава богу, указ Петра I не коснулся, и там в северных деревнях продолжали делать печи по-черному вплоть до ХХ века.
РУССКАЯ ПЕЧКА ПО-БЕЛОМУ
Совсем не от глупости русский мужик продолжал строить деревянные дома, предпочитая их каменным, а делал это он от хорошего знания законов теплофизики. В Западной и Южной Европе зима теплая, там можно и в каменном доме не замерзнуть. А на русском севере в каменном доме зимой полный «кирдык», а если топить до хорошего тепла в каменном доме, то дров не наберешся. Сами посудите: если камень греть с одного конца, то нагреется быстро и другой, так как камень хорошо проводит тепло. А вот лучинку если подожжешь, то за другой конец можно держаться, пока огонь вплотную к пальцам не придет. Не проводит дерево тепло, а камень проводит. Деревянная стена из деревянного бруса толщиной 15 см сохраняет тепло лучше, чем кирпичная толщиной в 1 метр. Ну а о панельных бетонных стенах толщиной 35 см я уж молчу. Они вообще тепло не держат: если в панельном доме перестанут быть горячими батареи (отключат отпление зимой при 30-ти градусном морозе), то через полчаса в квартирах будет отрицательная температура, а через 3-5 часов температура в квартире и на улице выровняется. А мы удивляемся: и почему отопление многоквартирных домов в городах так дорого обходится?
Если бы в Ленинграде в блокаду люди жили в панельных домах, то до середины первой блокадной зимы никто бы не дожил. А в старых ленинградских домах были стены толстые кирпичные, и печи с дореволюционных времен сохранились. Мебелью и книгами, но можно было согреть хотя бы одну комнату. Сегодня много строят, но все новостройки без печей. А на всякий аварийный случай не помешали бы печки. Да что там печки, хотя бы дымоходы устраивали. Ау! МЧС, где вы? Почему не подготовите для Думы проект такого закона, чтобы на аварийный случай печи или хотя бы дымоходы в многоквартирных домах строители делали в обязательном порядке?
А предки наши знали, что на Руси зимой тепло в доме важнее еды и даже одежды. И создали для этого совершенную русскую печку по-белому. Русская печь совершеннее всех печей в мире. Она многофункциональна, экономична, проста в эксплуатации и пожаробезопасна.
В русской печи в большом чугуне кипятили воду для приготовления пойла скотине: заваривали корнеплоды с комбикормом. Когда дрова сгорают полностью, чугунки задвигаются вглубь печи, и там пища остается горячей до обеда и даже до вечера. В обед и в ужин ее разогревать не надо. В печи, закрытой заслонкой, жар держится до самой ночи.
В русской печи внутренняя поверхность кирпичей и воздух во время топки разогревается до 200 градусов Цельсия. Высокая температура в печи может сохраняться часами без дополнительной топки печи. Для приготовления пищи – это идеальные условия.
Абсолютного технологического совершенства русская печь достигла в XIX в. К сожалению, о совершенстве русской печи известно мало, а если и известно, то об этом наши евролюбы умалчивают. Вот и строят новые русские в своих нелепых коттеджах примитивные очаги камины, в которых все тепло, не задерживаясь, вылетает в трубу вместе с опасными горящими искрами.
В XVIII и в начале XIX вв. русское печное искусство распространилось и в Западной Европе. История сохранила некоторые имена выдающихся русских печников того времени: Мартына Васильева, Ермолая Иванова, Ивана Степанова. Типы русских печей распространились тогда в Германии, Франции, Англии. До середины XVIII в. техника печного отопления развивалась и совершенствовалась исключительно на основе многовекового опыта русского народа. Научные основы конструирования печей и систем печного отопления заложил Н.А. Львов (1751-1804). И.И. Свиязев в XIX в. изучал и испытывал конструкции отопительного оборудования, он теоретически обосновал приемы его проектирования, изобрел оригинальные типы печи. В 1867 г. он издал «Теоретические основы печного искусства», в которых привел методику расчета длины газовых каналов и сечений дымовых труб. В 1880 г. профессор С.Б. Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции» и в разделе «Печное отопление» изложил теорию расчета отопительных печей.
Часто русская печь располагали в углу избы, слева или справа от входа. Устье печи было обращено к противоположной входу стене и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между стеной и печью было небольшое пространство, где хранили ухваты, клюку (кочергу), помело (веник на палке), сковородник, деревянную лопату. Между печью и торцевой стеной под потолком устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской части России. В домах пятистенках и в домах с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком.
Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где слева находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, ее называли «под порог». Говорили: «Что, девка, под порогом стоишь, проходи, не стесняйся». Правила вежливости заставляли пришедших в дом останавливаться у входа и ждать приглашения пройти дальше. Пространство между задней стенкой печи и стеной называлось «куть». Куть традиционно принадлежала хозяйке и предназначалась в основном для приготовления пищи и шитья. Там стоял сундук с приданым, взятым девушкой из дома родителей. Возле печи был вход в подполье, часто оформленный как «голбец». На печь и на голбец залезали по лесенке. На полати можно было перелезть с печи.
Русская печь со временем по мере усовершенствования приобретала массу удобных приспособлений. Например: шесток, полочку перед устьем печи, на которой хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу, печурки в боках печи, выступ на кожуке для хранения спичек и др. На шесток из печи после окончания топки выгребались раскаленные угли, предназначенные для кипяченя самовара и для утюга. В неглубоких нишах в стенке печи (печурках) обычно сушили мокрые рукавицы, носки и портянки. На плечике печи рядом с кожуком хранилось сухое, гладкое без сучков березовое полено для щепания лучины для растопки. Лучину щепали большим тяжелым ножом-тесаком, который почему-то называли косарь. В тёплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу, которую приносили из хлева.