кустодиевская женщина что это такое простыми словами
Новое в блогах
Кустодиевские красавицы
Борис Кустодиев. Красавица, 1915
Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.
Б. Кустодиев. Купчихи, 1912
Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.
Б. Кустодиев. Купчихи, 1915
Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918
Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Некоторые критики утверждают, что его творческая манера – это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.
Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914. Справа – *Купчиха*, 1919
Б. Кустодиев. Купальщица, 1921
Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».
Б. Кустодиев. Купчиха с покупками, 1920
Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923
Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа – *Купчиха*, 1923
Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922. Справа – *Русская Венера*, 1925-1926
В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.
Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920. Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920
«Худые женщины на творчество не вдохновляют»: кустодиевская «Красавица» из деревни Ёржино
Дорогие друзья! В рамках совместного проекта Myslo и Тульского областного художественного музея, приуроченного к его 100-летию, продолжаем знакомить вас с наиболее интересными его экспонатами.
Красавица. 1918. Холст, масло; 81×93 см.
Автор: Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)
До сих пор никому из исследователей не удалось узнать, кем на самом деле был этот загадочный Григорий Маликов, имевший в своём личном собрании шедевры Сурикова, Врубеля, Репина, Левитана, Нестерова, Куинджи и др. Как удалось ему сохранить их в войну, когда Ёржино заняли гитлеровские части? Куда делась коллекция после смерти её владельца?
. Однако вернёмся к кустодиевской «Красавице». В Тульском музее изобразительных искусств хранится один из вариантов картины. Первый, самый известный, 1915 года, находится в Государственной Третьяковской галерее, там же — вариант 1921 года.
Для образа красавицы Кустодиеву согласилась позировать прима Московского художественного театра Фаина Васильевна Шевченко.
Кустодиев впервые увидел Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации. На тот момент актрисе был 21 год. Стоит отметить, что сам Кустодиев предпочитал более хрупких дам, однако признавался, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Шевченко была талантливой актрисой, мужчины её любили. В числе известных поклонников — Александр Блок, Максим Горький.
Вариант «Красавицы», хранящийся в Тульском областном художественном музее, — один из самых интересных как композиционно, так и колористически. В произведении перекликаются глубокие синие кобальтовые тона (фон стены, ваза на комоде, туфельки, глаза красавицы) и разные оттенки малинового — от глубокого (на занавесках и ковре) до нежно-розового (на одеяле) и совсем светлого (нежный оттенок кожи).
…Фаина Васильевна Шевченко долго блистала на сцене МХАТа, умерла в 1971 году.
Материал подготовили: Мария Серова (ТОХМ), Елена Рябикова.
«Купчиха за чаем»: кто позировал художнику
Когда говорят «кустодиевская красавица», сразу понятно, о чем речь – художник Борис Кустодиев писал пышных, дородных, сочных дам.
А вот моделью для самой известной кустодиевской героини послужила вовсе не купчиха, а совсем юная девушка, дворянка и студентка, но зато попавшая в нужный типаж.
Борис Кустодиев всю жизнь любил свою стройную жену, а писал женщин полных, говорил, что именно такие вдохновляют его на творчество. И моделей для своих картин искал среди женщин заметных, «в теле», и с крупными яркими чертами лица.
Борис Кустодиев и его жена, Юлия Кустодиева
Натурщица для очередной «купчихи» жила по соседству с семьей художника, ее заметила жена Кустодиева, Юлия, и пригласила позировать для новой картины. Сам Борис Кустодиев уже был сильно болен в эти годы, передвигался в инвалидной коляске и почти не выходил из дома – удивительно, какие красочные, полные жизни картины ему при этом удавались.
Сохранился один из первых набросков к картине, на котором натурщица, Галина Адеркас, изображена с блюдечком в руке. По эскизу видно, что хотя девушка обладает крупным телосложением, она все же не так дородна, как купчиха на финальном полотне.
Набросок к картине и финальный вариант «Купчихи за чаем»
Про Галину известно, что она происходила из старинного рода прибалтийских баронов Адеркас, ведущих свою историю от 13-го века. В год написания картины Галина училась на первом курсе медицинского факультета, значит, ей было примерно 18-20 лет. По редкой фамилии получилось отследить ее судьбу – в советские годы девушка работала хирургом, но потом оставила медицину и увлеклась музыкой.
Галина работала в озвучке фильмов и выступала в хоре при Управлении радиовещанием. Возможно, она работала потом в цирке, поскольку исследователи нашли небольшую монографию за авторством Г.Адеркас под названием «Цирк – это мой мир».
Герб эстляндских баронов Адеркас
Картина «Купчиха за чаем» написана в 1918-м году, а после 30-х годов след Галины Адеркас теряется, скорее всего, она вышла замуж и сменила фамилию.
Кстати, второй участник купеческого чаепития, полосатый коричневый кот, тоже не случайный персонаж. Этот кот «ходил» из картины в картину Бориса Кустодиева, вероятно, это домашний питомец семьи художника, позировавший для изображаемых бытовых сценок.
Купчихи Кустодиева и полосатый кот при них. Рисунки 1922 и 1923 гг.
Кустодиевские барышни и не только
В Калужском музее изобразительных искусств можно увидеть подлинники одного из величайших художников ХХ века.
Кто не помнит пышных краснощёких кустодиевских красавиц! Именно по ним прежде всего узнают картины художника. Бориса Михайловича Кустодиева часто упрекали в том, что он воспевает мещанство. На его полотнах чаще всего встречаются купцы и купчихи с самоваром или арбузом, сцены ярких народных гуляний, ярмарки, свадьбы, застолья… Буйство красок, веселье, гротеск, настоящий праздник жизни. И каждый персонаж, каждая деталь имеют глубокое значение.
Интересный факт: несмотря на то что художник чаще изображал дородных купчих, сам он был весьма субтильным и в жёны взял изящную девушку Юлию Прошинскую. О своих работах говорил: «. все они — сплошная иллюзия, никогда не пишу с натуры, это всё плод моего воображения, фантазии».
«Купец», 1920 год. Бумага, акварель, графитный карандаш.
«Осень в провинции», 1926 год. Примечательно, что многие посетители выставки говорили, что кустодиевская провинция им очень напоминает купеческую Калугу с её традициями.
«Матрос и милая», 1921 год. Бумага, акварель.
Посетителям выставки разрешено сделать фото, но без вспышки, так как это может повредить картинам.
Не стал священником
— У Кустодиева была яркая, интересная жизнь. Уже в 9 лет он понимал, что хочет стать художником, — рассказывает художник-реставратор Третьяковской галереи Владимир БУРБИЦКИЙ. — Его отец преподавал в духовной семинарии. Он умер, когда Борису было чуть больше года. Матери пришлось одной воспитывать четырёх детей, и она очень хотела, чтобы Борис стал священником, пошёл по стопам отца. Но Кустодиев отправился в Санкт-Петербург, чтобы учиться в Академии художеств. Попал в класс к Репину. Однако нельзя сказать, что в его работах чувствуется влияние Репина. У него свой путь, своё видение. Его ценили именно за самобытность. Ведь художник всё пропускает через себя и выплёскивает чувства на холст. А когда перед нами такая яркая, масштабная личность, как Кустодиев, это всегда интересно.
Борис Михайлович занимался не только живописью. У него есть и графические работы, и скульптура. Он оформлял обложки книг и делал театральные эскизы декораций, костюмов и бутафории. Многие художники в то время выживали за счёт театральной деятельности, потому что не всегда можно было продать свои картины, а работа в театре была всегда.
Большой интерес на выставке вызывают графические работы Кустодиева. В них обозначены образы того времени, а это было начало ХХ века, НЭП. Он изображает акварелью купца, моряка со своей подругой… Это тоже графика. Всё, что нарисовано на бумажной основе (гуашь, акварель, темпера, сангина, карандаш, тушь), относится к графике.
— Всегда интересен художник, у которого есть своя творческая линия, — говорит куратор выставки, искусствовед, заведующая сектором выставочной деятельности Калужского музея изобразительных искусств Юлия ЗАЛОЖНЫХ. — Кустодиев был одним из лучших учеников Репина. Тот называл его надеждой академии, богатырём живописи. И он мог бы стать вторым Репиным. Позже все пророчили художнику славу модного портретиста: заказать портрет у него считалось очень престижным. У Бориса Михайловича не было отбоя от заказов. Николай II пригласил его писать свой портрет. Однако Кустодиев выбрал другую линию. Его можно любить, можно не любить. Но это талантливый, самобытный художник, его работы нельзя с кем-то спутать. Советская власть относилась к нему по-разному: критиковали за «купеческие» вещи, за лубок. Но Луначарский и Горький любили Кустодиева. Ему предоставили украшать площадь в Петербурге ко второй годовщине Октября.
Жизнь у Кустодиева была красочной, но трагичной. В молодом возрасте ему поставили диагноз «опухоль спинного мозга», и последние 15 лет он был прикован к инвалидному креслу, перенеся три операции. Советская власть выделила деньги и дала ему разрешение на выезд для четвёртой операции в Германию. Художник не дожил до неё всего 10 дней. Он поехал кататься на автомобиле с братом и женой и простудился, отчего быстро развилось воспаление лёгких. Кустодиев умер. На его мольберте остался недописанный портрет. Жена Кустодиева пережила его на 15 лет и умерла во время блокады Ленинграда. Сын Кирилл стал художником, а дочь Ирина — актрисой.
Конечно, ещё со школы в памяти у нас остались кустодиевские купчихи. Но рисовал он не только их. На выставке можно увидеть, насколько это разноплановый художник. Очень импонирует работа «Осень в провинции», где написаны такие хорошенькие барышни, что хочется присоединиться к их компании. Рядом играют детишки. Вот бы попасть туда на некоторое время! Изображена замечательная погода, такая классная осень! Кустодиев, кстати, говорил, что осень — его любимое время года.
На выставке представлено 11 работ: 4 — из нашего музея и 7 — из Третьяковской галереи. Выставка камерная. Обязательно будут обзорные экскурсии. Сейчас принимают группы только по 5 человек, и надо предварительно записываться. Запланированы и занятия для детей. На терминалах можно увидеть виртуальную галерею по блокам: портреты, жанровая живопись, скульптура, революционно-политическое направление — для того чтобы можно было шире познакомиться с творчеством Кустодиева. Возможно, посетители заинтересуются и захотят зайти в Третьяковку или в Русский музей, где хранятся работы этого великого мастера. ◘
Кустодиевские красавицы
Борис Кустодиев. Красавица, 1915
Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев. Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.
Б. Кустодиев. Купчихи, 1912
Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.
Б. Кустодиев. Купчихи, 1915
Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу. Но, благодаря этим его работам мы можем получить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918
Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Некоторые критики утверждают, что его творческая манера – это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.
Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914. Справа – *Купчиха*, 1919
Б. Кустодиев. Купальщица, 1921
Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».
Б. Кустодиев. Купчиха с покупками, 1920
Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923
Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920. Справа – *Купчиха*, 1923
Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922. Справа – *Русская Венера*, 1925-1926
В. Володарский писал о кустодиевской красавице: «Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины». Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.
Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920. Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920