кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Итоговый тест по окружающему миру 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» г. Балаково Саратовской области

Итоговый тест по окружающему миру в 4 классе по системе Н.Ф. Виноградовой предназначен для проверки знаний и умений учеников четвёртого года обучения »

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №26 г. Балаково,

Котенёва Надежда Николаевна

Итоговый тест по окружающему миру в 4 классе по системе Н.Ф. Виноградовой предназначен для проверки знаний и умений учеников к концу четвёртого года обучения. Ответы представлены ниже.

Тест составила Котенёва Надежда Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя школа № 26»

г. Балаково Саратовской области

Итоговый тест по окружающему миру Итоговый тест по окружающему миру

в 4 классе по системе Н.Ф. Виноградовой в 4 классе по системе Н. Ф. Виноградовой

ТЕСТ 1_____________________________ ТЕСТ 2__________________________________

1.Почему люди воюют ? 1.Где произошла жестокая битва, в которой

1.Плохой, взрывной характер русские войска одержали победу?

2.Желание властвовать над людьми 1.На Куликовом поле

3.Хотят присвоить себе богатства, 2. На льду Чудского озера

которые им не принадлежат. 3. На стадионе

1.( XI ) 11 век 3. ( XX ) 20 век Руси от Золотой Орды?

2. ( X ) 10 век 4.( XI ) 21 век 1.2000г

3.Великий князь Земли Русской, 2. 1480г

1.Георгий Жуков 3.Главный город, столица сильной держа-

2.Александр Невский вы, где русские княжества объединились.

3.Владимир Мономах 1.Киев

4.Новгородский князь, победитель 2. Москва

1.Александр Невский 4.Укажите дату вторжения войск француз-

3. Владимир Мономах 1.июнь 1800г.

5.Укажи дату вступления немецких 2. июнь 1812г.

рыцарей на русскую землю ? 3.июнь 2000г.

1.весна 1242г 5.Кто стоял во главе русских войск в Оте

2.лето 1242г. чественную войну 1812г?

3. весна 1243г 1.М. И. Кутузов

6.Где проходил бой с немецкими 2.К. К Рокоссовский

рыцарями – захватчиками князя А. Невского ? 3.Г. К. Жуков

1.на льду Чудского озера 6.Где произошло главное сражение с ар-

2. На поле Куликовом мией Наполеона?

3. В селе Бородино 1.на льду Чудского озера

1. 11 век 7.Укажи, кто была «Стростиха», что коман-

2.20 век довала отрядом крестьян и принесла

8.Какой русский князь перестал платить 1.Екатерина вторая

1.Владимир Мономах 3.Валентина Терешкова

2.Мамай 8.Кутузов считал, что самое главное

3.Московский князь Дмитрий в борьбе с врагом- ….

9. Главный военачальник и правитель 1.спасти запасы продовольствия и жилища

Золотой Орды. 2.любой ценой уничтожить врага

1.Владимир Мономах 3.сохранить русскую армию

2.Мамай 9.Почему война с Наполеоном была

3.Александр Невский названа Отечественной?

10. Великая Отечественная война началась… 1.Весь народ встал на защиту своего

1. 20 июня 1940г. Отечества

2. 9 мая 1941г. 2. Все страны участвовали в войне

3.22 июня 1941г 3. Погибло много людей

10. Человек, которому Родина оказала выс-

шую честь подписать документ об окончании

тяжелейшей в истории человечества войны.

2. Александр Невский

3. К. К. Рокоссовский

Итоговый тест по окружающему миру Итоговый тест по окружающему миру

в 4 классе по системе Н.Ф. Виноградовой в 4 классе по системе Н. Ф. Виноградовой

ТЕСТ 1_____________________________ ТЕСТ 2__________________________________

1.Почему люди воюют ? 1.Где произошла жестокая битва, в которой

1.Плохой, взрывной характер русские войска одержали победу?

2.Желание властвовать над людьми + 1.На Куликовом поле +

3.Хотят присвоить себе богатства, + 2. На льду Чудского озера

которые им не принадлежат. 3. На стадионе

1.( XI ) 11 век + 3. ( XX ) 20 век Руси от Золотой Орды?

2. ( X ) 10 век 4.( XI ) 21 век 1. 2000г

3.Великий князь Земли Русской, 2. 1480г +

1.Георгий Жуков 3.Главный город, столица сильной держа-

2.Александр Невский вы, где русские княжества объединились.

3.Владимир Мономах + 1.Киев

4.Новгородский князь, победитель 2. Москва +

1.Александр Невский + 4.Укажите дату вторжения войск француз-

3. Владимир Мономах 1.июнь 1800г.

5.Укажи дату вступления немецких 2. июнь 1812г. +

рыцарей на русскую землю ? 3.июнь 2000г.

1.весна 1242г + 5.Кто стоял во главе русских войск в Оте

2.лето 1242г. чественную войну 1812г?

3. весна 1243г 1.М. И. Кутузов +

6.Где проходил бой с немецкими 2.К. К Рокоссовский

рыцарями – захватчиками князя А. Невского ? 3.Г. К. Жуков

1.на льду Чудского озера + 6.Где произошло главное сражение с ар-

2. На поле Куликовом мией Наполеона?

3. В селе Бородино 1.на льду Чудского озера

1. 11 век 7.Укажи, кто была «Стростиха», что коман-

2.20 век довала отрядом крестьян и принесла

8.Какой русский князь перестал платить 1.Екатерина вторая

1.Владимир Мономах 3.Валентина Терешкова

2.Мамай 8.Кутузов считал, что самое главное

3.Московский князь Дмитрий + в борьбе с врагом- ….

9. Главный военачальник и правитель 1.спасти запасы продовольствия и жилища

Золотой Орды. 2.любой ценой уничтожить врага

1.Владимир Мономах 3.сохранить русскую армию +

2.Мамай + 9.Почему война с Наполеоном была

3.Александр Невский названа Отечественной?

10. Великая Отечественная война началась… 1.Весь народ встал на защиту своего +

1. 20 июня 1940г. Отечества

2. 9 мая 1941г. 2. Все страны участвовали в войне

3.22 июня 1941г + 3. Погибло много людей

10. Человек, которому Родина оказала выс-

шую честь подписать документ об окончании

тяжелейшей в истории человечества войны.

2. Александр Невский

3. К. К. Рокоссовский

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Номер материала: ДБ-1163303

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

ОНФ проверит качество охраны в российских школах

Время чтения: 2 минуты

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр

Время чтения: 2 минуты

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Годовая контрольная работа по окружающему миру 4 класс школа 21 века

Годовая контрольная работа

1.Соедини события и даты.

Великая Отечественная война 1380

Куликовская битва 1812

Ледовое побоище 1941

Отечественная война 1242

1.Плохой, взрывной характер 2.Желание властвовать над людьми

3.Хотят присвоить себе богатства, которые им не принадлежат.

3.Кто стоял во главе русских войск в Отечественную войну 1812г?

1.М. И. Кутузов 2.К. К Рокоссовский 3.Г. К. Жуков

4.Где проходил бой с немецкими рыцарями – захватчиками князя А. Невского ?

1.на льду Чудского озера 2. На поле Куликовом 3. В селе Бородино

4.Где произошло главное сражение с армией Наполеона?

1.на льду Чудского озера 2. На поле Куликовом 3. В селе Бородино

5. Главный военачальник и правитель Золотой Орды.

1.Владимир Мономах 2.Мамай 3.Александр Невский

6.Кутузов считал, что самое главное в борьбе с врагом- ….

1.спасти запасы продовольствия и жилища

2.любой ценой уничтожить врага

3.сохранить русскую армию

7.Почему война с Наполеоном была названа Отечественной?

1.Весь народ встал на защиту своего Отечества

2. Все страны участвовали в войне

3. Погибло много людей

8.Как называется главный документ, защищающий права человека? Обведи нужную букву.

а) Всеобщая Декларация прав человека; б) Красная книга; в) Конституция России.

9. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов.

а) право на свободу; б) право на образование;

в) право на бесплатный проезд в общественном транспорте;

г) право на достойную жизнь; д) право на труд.

10.К акая страна является твоей родиной.

1)Польша 2 )Россия 3) Германия 4) Болгария 5) Италия.

11. Кто является главой нашего государства? Обведи нужную букву.

а) король; б) царь; в) президент.

12. Что в ряду лишнее? Вычеркни. Допиши предложение.

Герб, флаг, Президент, гимн – это _____________________________

13. Установи соответствие.

1) торжественное музыкальное произведение, ГЕРБ

принятое как символ государственного единства

2) отличительный знак, который может принадлежать ФЛАГ

человеку, городу, государству

3) прикреплённое к древку или шнуру полотнище ГИМН

определённого цвета или нескольких цветов

1.Плохой, взрывной характер 2.Желание властвовать над людьми

3.Хотят присвоить себе богатства, которые им не принадлежат.

2.Где проходил бой с немецкими рыцарями – захватчиками князя А. Невского ?

1.на льду Чудского озера 2. На поле Куликовом 3. В селе Бородино

3.Кто стоял во главе русских войск в Отечественную войну 1812г?

1.М. И. Кутузов 2.К. К Рокоссовский 3.Г. К. Жуков

4.Где произошло главное сражение с армией Наполеона?

1.на льду Чудского озера 2. На поле Куликовом 3. В селе Бородино

5. Главный военачальник и правитель Золотой Орды.

1.Владимир Мономах 2.Мамай 3.Александр Невский

6.Почему война с Наполеоном была названа Отечественной?

1.Весь народ встал на защиту своего Отечества 2. Все страны участвовали в войне

3. Погибло много людей

7.Кутузов считал, что самое главное в борьбе с врагом- ….

1.спасти запасы продовольствия и жилища 2.любой ценой уничтожить врага

3.сохранить русскую армию

8.Как называется главный документ, содержащий основные законы страны? Обведи нужную букву.

1. Всеобщая Декларация прав человека; 2. Красная книга; 3. Конституция России.

9.К акая страна является твоей Родиной.

1)Польша 2 )Россия 3) Германия 4) Болгария 5) Италия.

10. Какие права имеет каждый человек? Обведи буквы правильных ответов.

1. право на свободу; 2. право на образование;

3. право на бесплатный проезд в общественном транспорте;

4. прав на достойную жизнь; 5. право на труд.

11. Кто является главой нашего государства? Обведи нужную цифру.

1.король; 2.царь; 3. президент.

12. Что в ряду лишнее? Вычеркни. Допиши предложение.

Герб, флаг, Президент, гимн – это _____________________________

13.Соедини события и даты.

Великая Отечественная война 1380

Куликовская битва 1812

Ледовое побоище 1941

Отечественная война (19век) 1242

14. Установи соответствие.

1) торжественное музыкальное произведение, ГЕРБ

2) отличительный знак, который может принадлежать ФЛАГ

человеку, городу, государству

3) прикреплённое к древку или шнуру полотнище ГИМН определённого цвета или нескольких цветов

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Номер материала: ДБ-1711868

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых

Время чтения: 1 минута

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси

Время чтения: 1 минута

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Смотреть картинку кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Картинка про кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом. Фото кутузов считал что самое главное в борьбе с врагом

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по окружающему миру «Отечественная война 1812 года (4класс)

Технологическая карта урока.

Учитель: Котец Людмила Анатольевна

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Отечественная война 1812 года. ( УМК « Начальная школа 21 века»

Цель урока: Изучение героических страниц истории России, осознание жертвенного подвига народа – защитника своего Отечества.

Развитие познавательных УУД

-умение воспринимать информацию, анализировать её

— строить суждение о понятиях, исторических фактах

— обобщать и делать выводы

Развитие регулятивных УУД

-развивать умение ставить учебную задачу

-планирование последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана действий

— умение прогнозировать результаты

— контролировать, оценивать деятельность

-самостоятельное выделение цели

-построение речевого высказывания

Развитие личностных УУД

-развитие внутренней позитивной положительной позиции к учению

—развитие патриотических чувств ребёнка

-ориентация на социализацию

-осознание гражданской позиции

Развитие коммуникативных УУД

-развитие умений работать в группе

-учитывать позицию других

-адекватно воспринимать, оценивать себя

-вставать на позицию другого

— понимать причину действия другого человека

Обоснование выбора технологии:

— Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе обучения. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Аппаратное програмное обеспечение: мультимедийная аппаратура

Ресурсы: Н.Г. Виноградова « Окружающий мир» учебник 4 класс

Дополнительная информация на информационном столе

1.Мотивация к деятельности. Первая фаза вызова.

Что для этого вам нужно?

— Назовите даты, размещённые на «Ленте времени».

( на доске – 1240, 1242, 1380, 1480, 1612, 1709)

— С какими историческими событиями, именами людей они связаны?

1240 год – Невская битва (князь Александр Невский);

1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский);

1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);

1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский);

1709 год – Полтавская битва (Пётр I);

2.Актуализация знаний. Какой раздел мы изучаем ?( Человек-защитник своего Отечества) Сегодня на ленту времени мы поставим новую дату.

3. Создание проблемной ситуации.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова « Бородино» есть слова; «недаром помнит вся Россия про день Бородина»

О каком событии идёт речь и почему о нём помнит вся Россия?

(речь идёт об историческом событии, о сражении в года Отечественной войны 1812 года.

Попробуйте сформулировать тему урока.

( Отечественная война 1812 года)

Мы обратимся к событиям, которые происходили в истории нашей Родины 2000 лет назад. И отправимся в 1812 год.

4.Целеполагание, планирование деятельности.

Сформулируйте цель урока, исходя из темы раздела и урока.

Цель: Изучить историческое событие

Какие задачи можно поставить?

Что для этого надо сделать?

5.Подбор форм и способов деятельности.

Можем ли мы использовать алгоритм изучения исторического события, с предыдущих уроков данного раздела?

( дата- место-причины-событие-имена-след в истории)

Как лучше организовать работу?

( работать в группах, вспомним правила работы в группах) повторить правила работы в группах

Что потребуется вам для изучения данного вопроса? ( содержание, материалы)

В каких источниках можно взять информацию?

Кроме материалов что понадобится?

В вашем распоряжении будет учебник и информационный стол с дополнительными материалами.

6.Осмысление информации. Работа в группах.

На данном этапе урока используется приём «снежный ком »

На первом этапе представители получат затребованную информацию и задания. Каждая группа получит некий продукт. Какие приёмы для представления продукта с новыми знаниями вы можете предложить? ( кластер, синквейн, таблицу, план)

Задания для 1 группы:

Определи место события в ленте времени. Какой ценой одержана победа?

Задания для 2 группы.

Кто одержал победу?

Когда сражение считается победным?

Задание для 3 группы.

Представьте себя на месте генералов на совете в Филях. Какое решение приняли бы вы, дать сражение или оставить Москву? Почему?

Задание для 4 группы.

Кто спаситель Отечества?

7.Представление результатов. У каждой группы в итоге составлена сводная таблица по разделу « Защитники Отечества»дети оценивают полученный результат

Что изучали на уроке? ( историческое событие)

Какова роль в этом событии русского народа? ( жертвенность подвига)

Русский человек осознанно идёт на смертельную схватку с врагом. Он приносит себя в жертву, ради свободы Родины. Такой подвиг называется жертвенным.

Михаил Илларионович Кутузов.

Великий русский полководец. Граф, светлейший князь Смоленский. Генерал-фельдмаршал. Главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года.

В 1812 году состоялось Бородинское сражение. Кутузов взял удачную позицию, закрывая дороги к Москве. Всё время Кутузов был с войском, но численное превосходство сыграло большую роль. Кутузов не только сильно ранил армию Наполеона, но и отступил приняв правильное решение.

Источник

«Самый результативный полководец своего времени»: как Михаил Кутузов изменил мировую историю

Михаил Кутузов родился 16 сентября 1745 года в Санкт-Петербурге в семье генерал-поручика Иллариона Голенищева-Кутузова. В наши дни часть учёных со ссылкой на архивы оспаривают год рождения полководца, утверждая, что он мог родиться в 1747 году. Единой точки зрения по этому вопросу в науке нет.

Под началом Суворова

Образование Михаил Кутузов получил в Артиллерийской и инженерной дворянской школе, из которой выпустился в 1761 году в звании инженер-прапорщика. Некоторое время он преподавал в этом учебном заведении математику.

В марте 1762-го Кутузов стал флигель-адъютантом принца Петра Августа Фридриха Гольштейн-Бекского, занимавшего на тот момент пост генерал-губернатора Ревеля. Однако при принце он находился недолго. В августе того же года капитан Кутузов стал командиром роты в Астраханском пехотном полку, которым командовал Александр Суворов.

В 1764 году Кутузов был переведён в Польшу, где несколько месяцев командовал отрядами, боровшимися с местными мятежниками-конфедератами. Три года спустя он был прикомандирован к Комиссии по составлению проекта нового Уложения (свода основных законов Российской империи), однако уже в 1768 году Кутузов вернулся в Польшу.

В 1770 году был переведён в Молдавскую армию и принял участие в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов, отличившись в ряде сражений с османами и получив назначение при штабе армии. Затем он был направлен в Крымскую армию на должность командира гренадерского батальона Московского легиона.

В 1774 году в бою возле крымской деревни Шумы (в наши дни — Верхняя Кутузовка) он получил тяжёлое ранение в голову, после чего два года лечился. В память о тех событиях недалеко от места ранения был установлен названный в честь Кутузова фонтан-памятник.

За боевые действия в Крыму Кутузов был награждён орденом Святого Георгия 4-го класса. Почти 40 лет спустя, в 1812 году, он станет первым в истории России полным Георгиевским кавалером.

Вернувшись после выздоровления в армию, Кутузов несколько лет служил у южных границ Российской империи под руководством Суворова. Он командовал различными полками, а с 1785 года — Бугским егерским корпусом. В 1788-м в боях под Очаковом Кутузов снова был ранен в голову.

В 1789—1791 годах он участвовал в нескольких сражениях и взятии турецких крепостей, особо отличившись под Измаилом, где командовал одной из колонн российских войск, штурмующих крепость.

«Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он преодолел под сильным огнём неприятеля все встреченные им трудности; перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями, и когда усилившийся неприятель в превосходном числе принудил его остановиться, закричал: «С нами Бог!» — и с этими словами мужественно и отважно нагрянул на врагов» — так описывал действия Кутузова при взятии Измаила Александр Суворов.

Когда Измаил пал, Кутузов стал комендантом крепости. В 1791 году действия Кутузова сыграли решающую роль при разгроме турок при Бабадаге и в Мачинском сражении.

«В русско-турецких войнах Кутузов поначалу выступал как правая рука Суворова и поэтому был в известной мере заслонён фигурой Александра Васильевича», — рассказал RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко.

Дипломат и полководец

В 1792 году Кутузов был направлен чрезвычайным и полномочным послом в Османскую империю. По словам историков, искусно воздействуя на окружение султана, он смог помешать созданию союза между Турцией и Францией и добился заключения ряда выгодных России договоров.

Вернувшись на родину, Кутузов несколько лет руководил Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и войсками в Финляндии. В 1798 году он успешно справился с новой дипломатической миссией — привлёк Пруссию на сторону России в борьбе с Францией.

В 1799 году Кутузов был назначен литовским генерал-губернатором, а в 1801-м — военным губернатором Санкт-Петербургской губернии.

«Кутузов был настоящим царедворцем, человеком ловким и дипломатичным, умеющим вовремя кого-то поддержать или промолчать», — подчеркнул Леонид Ляшенко.

Однако, несмотря на всю дипломатичность, характер у Кутузова, по словам историков, был сложный. Он сумел найти общий язык с Екатериной II и Павлом I, но отношения с Александром I у него не заладились. После прихода Александра к власти полководец попросил предоставить ему отпуск по болезни и удалился в своё поместье в Горошках (сегодня это территория Житомирской области Украины). При этом формально он оставался на военной службе в должности шефа Псковского мушкетёрского полка.

После начала Русско-австро-французской войны 1805 года Кутузов был назначен главнокомандующим российскими войсками, выступившими против Наполеона. Несмотря на то что французы разгромили союзных России австрийцев, Кутузов, по словам историков, искусно маневрировал и нанёс полководцам Наполеона несколько болезненных поражений.

В Аустерлицком сражении 1805 года российские войска, вопреки мнению Кутузова, не закончив сосредоточение сил, вместе с австрийцами атаковали французов и потерпели серьёзное поражение.

«Александр I считал, что Кутузов не настоял на своём, но как он мог настоять, если наступления требовали сразу два императора?» — говорит Леонид Ляшенко.

После Аустерлица отношения между императором и Кутузовым, по словам историка, стали ещё более напряжёнными. В 1806—1810 годах полководец занимал должности военного губернатора и генерал-губернатора в различных регионах Российской империи, некоторое время командовал корпусом в Молдавской армии.

В 1811 году Кутузов получил назначение на пост главнокомандующего Молдавской армией. В Рущукском и Слободзейском сражениях он разгромил турецкие войска, оказав тем самым решающее воздействие на исход всей войны. Благодаря военным и дипломатическим усилиям Кутузова османские власти согласились пойти на мир с Россией, уступив Бессарабию.

«Учитывая приближение войны с Наполеоном, Кутузов, прекратив боевые действия с Турцией, совершил очень полезное дело. Но Александр I был им всё равно недоволен, считая, что у турок можно было выторговать побольше, хотя это весьма сомнительно», — отметил Леонид Ляшенко.

После нападения Наполеона на Россию Кутузов командовал Нарвским корпусом, Петербургским ополчением, а затем всеми войсками в Санкт-Петербурге, Кронштадте и Финляндии. В августе 1812 года Александр I под давлением своего окружения назначил Кутузова главнокомандующим всей действующей армией.

В результате Бородинского сражения российской армии не удалось одержать победу над французами, но и разбита она не была. Русские войска отошли с Бородинского поля и от Москвы, чтобы сохранить силы и перейти к войне на истощение противника.

«Гениальным решением Кутузова стал проведённый после Бородинской битвы Тарутинский манёвр. Это была совершенная операция, в которой российские войска фланговым движением отрезали Наполеону путь к хлебному российскому югу. Результатом этих событий стала утрата Наполеоном своих основных сил. В итоге в историю Кутузов вошёл как победитель Наполеона», — заявил Ляшенко.

Как утверждает историк, сам Кутузов полагал, что уничтожать Наполеона лично не нужно, так как он мог быть ценен России в Европе в качестве противовеса Англии. Однако у историков нет уверенности в том, что такой план можно было бы реализовать на практике.

В начале заграничного похода Кутузов тяжело заболел. 28 апреля 1813 года он умер в силезском городке Бунцлау (сегодня — Болеславец, Польша). Тело полководца было забальзамировано и погребено в Санкт-Петербурге в Казанском соборе.

Свои произведения великому полководцу посвятили Александр Пушкин, Гавриил Державин, Василий Жуковский и другие русские литераторы. Монументы в память о нём установлены в нескольких странах мира. В годы Великой Отечественной войны в СССР был учреждён орден Кутузова трёх степеней.

«Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. Его титло: спаситель России; его памятник: скала святой Елены», — писал о Кутузове Александр Пушкин.

По словам специалиста в области изучения Отечественной войны 1812 года Лидии Ивченко, единого взгляда на деятельность Кутузова в истории нет. Но со временем применённая им против Наполеона стратегия измора получает всё более высокие оценки военных историков.

«В 1812 году Кутузов с разгромным счётом выиграл две важнейшие военные кампании. Это делает его самым результативным полководцем своего времени», — подытожила Ивченко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *