квартет и потому что
Звезде «Квартета И» Леониду Барацу – 50: О чем редко говорят мужчины
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Наверное, чувство юмора было у него в крови, ведь родной город Леонида Бараца – Одесса. Он родился в семье журналиста Григория Бараца и методиста детского сада Зои Барац. Леонидом его назвали в честь прадеда, при этом первоначально хотели назвать Алексеем. Первый вариант имени всегда нравился ему намного больше, поэтому близкие называют его Лешей, а не Леней.
Его одноклассником был Ростислав Хаит, вместе они занимались в школьном театральном кружке и участвовали в спектаклях, вместе отправились покорять Москву. Период сомнений по поводу дальнейшего пути был очень недолгим. Леонид Барац рассказывал: « После окончания школы передо мной было три пути. Я мог уехать в Америку – шел 1988 год, и множество людей вокруг уезжали: родственники, друзья, знакомые. Мог остаться в Одессе и поступить в университет – на филфак или на факультет иностранных языков. Но к этому времени я уже определился, что стану актером. Соответственно, надо было ехать в Москву поступать в ГИТИС ». Удивительно, но им обоим удалось с первого раза поступить на эстрадный факультет ГИТИСа.
Идейный вдохновитель «Квартета И»
На первом курсе Барац и Хаит познакомились с Александром Демидовым и Камилем Лариным, и после окончания вуза в 1993 г. вместе создали комический театр «Квартет И». В том же году они выпустили свой дебютный спектакль «Это только штампы», который пользовался большим успехом. А громкая популярность пришла к ним после выхода спектакля «День радио», сценарий к которому написал Леонид Барац. Наверное, в успех коллектива он внес наиболее ощутимый вклад, ведь именно с этой постановки и начался триумфальный путь «Квартета И». Вслед за ним вышел «День выборов», и обе постановки были экранизированы, после чего о «Квартете И» узнала вся страна.
Леонид Барац в полной мере реализовался и как актер, и как продюсер, и как режиссер фильма-спектакля «День радио», и как сценарист фильмов «О чем говорят мужчины», «О чем еще говорят мужчины», «Быстрее, чем кролики», «День выборов-2», «Страна чудес», «Громкая связь», «Обратная связь» и мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк-4».
Участники «Квартета И» остаются вместе уже 28 лет. Конечно, их связывают не только профессиональные, но и дружеские отношения, в которых бывает всякое – и недопонимания, и столкновение амбиций, и даже драки. По словам артиста, все это происходит потому, что между ними нет фальши: « Слушайте, ссора – это, как минимум, показатель неравнодушия, если я начинаю ссориться со Славой, то глубина ссоры доходит до нашего общего первого класса, в который мы пошли когда-то, в 1978 году. Без ссор не случается дружбы ».
Чувство вины за развод
В фильмах «Квартета И» герои часто обсуждают взаимоотношения мужчин и женщин, а вот за кадром актеры говорить на эту тему не любят. Леонид Барац охотно рассказывает о своей творческой жизни, а вот о личном предпочитает молчать. Но именно об этом ему часто задают вопросы в последние 6 лет, ведь в 2015 г. актер развелся с женой, актрисой Анной Касаткиной, с которой прожил в браке почти 25 лет и воспитал двоих дочерей, и ушел к другой женщине, Анне Моисеевой.
Для многих поклонников артиста эта новость стала полной неожиданностью, ведь с супругой они и жили вместе, и работали, она снималась в фильмах «Квартета И», их семью называли одной из самых крепких и гармоничных в актерской среде. Решение о разводе далось актеру очень непросто, и его до сих пор тяготит чувство вины за то, что расставание произошло из-за него. К тому же артист переживает из-за того, что заставил страдать дочерей – они боялись, что могут навсегда потерять отца. Барац признается: « Я считаю, что то, что произошло со мной, – большое несчастье, это тяжело было преодолеть, и до сих пор для меня это болезненно. Я не знаю, когда-нибудь это перестанет болеть или будет болеть всю жизнь, но нам нужно было развестись. Я очень тяжело переживал развод. И это событие всегда будет на моей совести, я всегда буду себя в этом винить. Но я очень люблю Аню до сих пор. Как друга, человека ».
Новая избранница – «поставщик фраз» для фильмов
Все это время у актера с его новой избранницей продолжаются отношения на расстоянии: Леонид живет в Москве, Анна – в Киеве. Первое время это только подогревало его чувства, но позже он стал все чаще задумываться о семье и совместном быте, « потому что одиноко приходить домой, когда никого там нет. Особенно после спектакля, где тебя только что так любили. Я даже придумал определение для этого состояния: меня никто не любит, кроме всех ». В октябре 2020 г. актер в третий раз стал отцом – у них с Анной родился сын Марк.
Анну актер называет «поставщиком фраз» для сценариев к фильмам «Квартета И», ведь многие ее слова Леонид записывал, а потом они звучали с экранов: «Я сижу с таким лицом, что ко мне не подойдешь», «Ты посмотри на него, разве у меня с ним что-то может быть?» – так Анна успокаивала избранника, когда он устраивал ей сцены ревности из-за того, что она посещала без него ночные клубы. «Подслушанной» в реальной жизни была и такая ее фраза: «У тебя есть жизнь, и ты живешь своей жизнью, а я живу твоей жизнью, ты уходишь, и твоя жизнь продолжается, а моя заканчивается».
Кризис среднего возраста
Герои «квартетовских» фильмов часто говорят о кризисе среднего возраста. Судя по всему, Барац знает о нем не понаслышке. Казалось бы, у артиста нет повода сомневаться в себе и своих способностях. Но в одном из интервью он признался: « Я часто кажусь себе ничтожно маленьким человеком, ничего не добившемся и непонятно зачем живущим… Сомнения и сейчас не оставили и периодически посещают. Но именно они дают мне возможность, опираясь на них, бежать куда-то дальше – к себе уверенному ».
Благодаря этим сомнениям и родились многие реплики из их фильмов, которые стали афоризмами. И когда мужчины «Квартета» говорят, и когда они молчат, в их героях многие зрители узнают самих себя и собственные переживания. Наверное, потому они и пользуются такой большой популярностью уже долгие годы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Квартет «И» о фильме «О чем еще говорят мужчины»
Как изменились ваши герои со времени съемок фильма?
РОСТИСЛАВ ХАИТ Мой вообще не изменился! Остался на тех же позициях, что и раньше. Полтора года прошло, не такой большой срок.
ЛЕОНИД БАРАЦ А у моего героя любовница появилась.
КАМИЛЬ ЛАРИН Семейное положение у него прежнее. А вот любовницы уже нет. Он с ней расстался. Решил посвятить себя семье, друзьям и работе.
АЛЕКСАНДР ДЕМИДОВ А от моего героя уходит девушка – прожив с ней десять лет, он так и не смог сделать предложение. И если бы не Новый год и все происшествия, она бы и не вернулась.
А насколько сюжет списан с вас?
ЛЕОНИД Все диалоги наших героев легко могли бы прозвучать и в жизни. Вообще, мне кажется, о чем бы ты ни делал кино, пусть это будет даже историческая лента: если эта история о тебе, если она передает твою эмоцию, тогда в ней есть какой-то интересный посыл. В обратном случае это подделка.
Но это же не значит, что ваши герои и вы сами – одно и то же?
ЛЕОНИД Не значит. Просто так могло бы быть. Мы приближены друг к другу. Мы даже похожи внешне.
КАМИЛЬ Погоди-погоди, я, допустим, не считаю себя средним человеком в отличие от моего персонажа, который в фильме делает такое признание. Подобных людей очень много: они занимают определенное положение в обществе, но не считают, что достигли чего-то в жизни. Думают, что все у них получалось как-то средненько.
АЛЕКСАНДР А я дважды женат и потому мой персонаж и я в жизни разные. У меня двое детей от двух браков.
И вы никогда не говорили: «Вот поэтому я и не женюсь»?
АЛЕКСАНДР Нет, никогда не говорил. Я считаю, что семья должна быть. Другой разговор, что это большая ответственность. И порой не всегда то, к чему стремился, тебя потом устраивает.
А вы, Слава, что думаете о семье? Вы здесь единственный холостяк.
РОСТИСЛАВ Я не хочу жениться, детей. Пока не хочу. Захочется – постараюсь.
Вам хорошо в одиночестве?
РОСТИСЛАВ Я очень люблю быть один. Наверное, в силу того, что моя профессия очень редко предоставляет мне такую возможность.
А кто стакан воды подаст на старости лет?
ЛЕОНИД А Слава, когда почувствует, что пора, их везде расставит заранее и ляжет помирать. У него много поклонниц. Они придут и, стуча вставной челюстью, будут говорить, какой он до сих пор красивый. Впрочем, у него особенные поклонницы. Слава стареет, а они остаются одного, юного возраста.
Какая у фильма «О чем еще говорят мужчины» главная интрига?
РОСТИСЛАВ Могу сказать только то, что она вообще никак не связана с взаимоотношениями мужчин и женщин. Там сюжет более закрученный, нежели в первом фильме.
Значит, ничего святого?!
ЛЕОНИД Мне кажется, что шутить над священниками – это вовсе не святотатство. Если они берут деньги с прихожан и тратят их на свои нужды, то по этому поводу нужно шутить, считаю, это дело божеское. Ничего плохого здесь нет.
Вот Осип Мандельштам недоумевал: «Зачем пишется юмористика? Ведь и так все смешно».
РОСТИСЛАВ Мандельштам неправильно недоумевал, потому что это же не его дело – придумывать смешное. Он великий поэт. Конечно, нужно брать или по крайней мере обрабатывать то комическое, что происходит в жизни. Но никогда ведь не случается столько всего в один день, сколько у нас происходит в «Дне радио». И не говорим мы так концентрированно смешно, как в фильме «О чем говорят мужчины». Отжата вода, пустые фразы.
ЛЕОНИД Может, даже слишком они отжаты. Проблема нашего кино в том, что в 95 минут, на которых настаивают прокатчики, нужно уместить очень много текста. И получается, что на паузы времени не остается. Звучит какая-то фраза, например, грустная, после нее по идее в хорошем кино должны пойти кадры города, музыка лирическая заиграть. Мы не успеваем все это вставить, к сожалению. Воздуха не хватает в нашем кино.
А вам не кажется, что еще не хватает какой-то глубины, разговоров о духовном?
ЛЕОНИД Подождите, давайте вспомним, Лев Николаевич Толстой о чем писал? Он рассуждал о женщинах, об изменах – вот ровно этим же мучился. Что такое – о духовном? Чтобы там присутствовали «Россия-матушка», «святыня», «небо» – эти слова? «Коленопреклоненность» или «душа»? Тогда это духовность? Когда ты искренне рассуждаешь на тему мужчин и женщин, о своей жизни – может, это и есть что-то вроде духовного разговора.
Он, фильм, какой-то, честно говоря, слишком нормальный. Без особых восторгов в наш адрес.
АЛЕКСАНДР Может быть, восторженного отношения к женщине в фильме и нет, но есть уважительное. Женщина – это хорошо. Это прикольно. Без женщин жить нельзя. Да, там отсутствуют восклицания вроде: «О богиня, о нимфа, я без тебя не могу!» Но мне кажется странноватым так возносить женщину. Мы уже не в то время живем. Носить женщину на руках – это для меня пьяный бред на свадьбе, где жених выпил и неведомо куда тащит свою толстую невесту.
Вам никогда не хотелось спрятаться и подслушать, о чем говорят женщины?
РОСТИСЛАВ Конечно, хотелось. Только глубочайшая, невиданная порядочность мешает мне это сделать. Есть какие-то вещи, которые для меня табу: читать чужие sms, письма, подслушивать чужие разговоры. Мне кажется, что это моветон абсолютный, но многие это делают и продолжают считать себя порядочными людьми.
А ваш персонаж, Слава, тоже порядочный человек?
РОСТИСЛАВ То, что он встречается с двумя, еще не значит, что он непорядочный. а, может, и означает. Это вопрос непростой.
А что для вас ключевое в женщине? Для Славы, как известно, внешность.
АЛЕКСАНДР Она должна быть мне предана. А я обязан обожать ее – во всех смыслах. Хотя бы в начале пути. И чтобы она была со мной на одной волне. Понимала мой юмор, любила то, что люблю я. И не раздражала меня в бытовом плане.
А какой-то кодекс обращения с женщиной у вас есть? Чего вы никогда не сделаете по отношению к ней?
РОСТИСЛАВ Не ударю. Ну не бил никогда по крайней мере.
И желания не было?
РОСТИСЛАВ Может быть, пару раз возникало, но это совсем не мое. Я вообще никогда не дрался. И с мужчинами тоже.
Боялись?
РОСТИСЛАВ И боялся, и не умею.
Я имею в виду – вас боялись?
РОСТИСЛАВ Так меня и боялись, наверное. Я все-таки крупный такой мужик, кажется, что могу дать по голове. А на самом деле не могу.
А как вы будете производить впечатление на ту, которая вам понравится?
РОСТИСЛАВ Шутить.
ЛЕОНИД Сначала шутить. Потом уже нужно какие-то мужские поступки совершать, а с этим сложнее.
Почему?
ЛЕОНИД Ну от нерешительности. Нерешительность – это беда многих мужчин, как мне кажется.
Вы всегда таким нерешительным были? А в школе в пятом классе?
ЛЕОНИД С пятого по седьмой класс я был решительным. А потом прошло.
А своих жен вы чем покоряли?
КАМИЛЬ Я встречал свою в аэропорту, выйдя на взлетную полосу. Договорился с милицией, прошел все кордоны и встречал ее с цветами.
И она поняла, что вы для нее на все способны.
КАМИЛЬ В тот момент она пыталась запомнить мое имя, потому что второй раз в жизни меня видела. Мы познакомились в поезде. Бывает так – увидел и понял, что твой человек. Очень сильно я влюбился.
Леонид, а вы верите в вечную любовь?
ЛЕОНИД Если помните, в первом фильме у нас есть спор по поводу двух пожилых людей на пляже. Я говорю, что они любят друг друга всю жизнь, а Слава парирует, что, может быть, потому и любят, что они где-то, когда-то, с кем-то. На что я отвечаю: «Я так не хочу». Этот эпизод и есть попытка осмыслить на современном уровне вопрос, существует ли вечная любовь. Хочется, чтобы она была. И я думаю, что она есть. Просто очень редко встречается. Мне вообще кажется, что нужно иногда верить в те вещи, в которые верить очень сложно. Потому что без нее, этой веры, как-то глупо и неинтересно жить.
Давайте поговорим о том, чем вы занимаетесь за пределами «Квартета И». Саша Демидов, насколько я знаю, пишет песни.
АЛЕКСАНДР Это то, чем я сейчас живу. Все, что сейчас связано с музыкой в моей жизни, дает мне возможность энергетически существовать и в театре, и в семье, и просто на этой планете. Мой первый альбом состоит из песен, которые написаны с 18 до 38 лет. А последние два года я записывал второй альбом, его презентация была осенью. Но вообще я за то, чтобы не быть только драматургом или только артистом, а быть личностью. Как Юрий Никулин. Он и Балбеса сыграл, и пронзительные роли в картинах «Они сражались за Родину» и «Двадцать дней без войны». Работал клоуном, а потом директором цирка на Цветном бульваре. И пел, и анекдоты рассказывал, и был народным любимцем.
КАМИЛЬ А у меня есть идея выпустить книжку стихов. Только не своих, на это пока наглости не хватает, поэтому я пристаю к коллегам, актерам и музыкантам с просьбой присылать свои произведения. Назову ее как-нибудь вроде: «Артисты не только люди, но еще и поэты». Среди авторов будут Кортнев, Демидов, Барац, я. Ребята из «6 кадров» и «Ундервуда». Нонна Гришаева, я надеюсь, и Алена Бабенко. Человек 13 в общей сложности.
Еще вы играете в футбол.
ЛЕОНИД Я сейчас этого удовольствия лишен, к сожалению, потому что прошел через небольшую операцию, тоже, кстати, связанную с футболом. Может быть, отчасти поэтому я уже месяц в плохом настроении.
А как вы с ним обычно боретесь?
ЛЕОНИД Нужна какая-то посторонняя история. Потому что попытка анализировать, что с тобой происходит, только ухудшает состояние. Нужно пересилить себя и. начать бегать. Или плавать 10 км туда-сюда в бассейне. Но это как совет. Я-то этого не делаю.
А куда вы обычно ездите отдыхать?
РОСТИСЛАВ Зимой мы едем к морю. Лежать, играть в волейбол, футбол, теннис. Да все что угодно делать, только на море.
АЛЕКСАНДР Я на дачу езжу. У меня там 47 елок, дом, баня. Я не люблю отдыхать за границей. Так, только чтобы немного солнца получить, ребенка вывезти, жене сделать приятное – не более того.
Вы знаете, что у вас в титрах к первому фильму есть человек по имени Мавлодод?
РОСТИСЛАВ Передача «До и после полуночи» с Владимиром Молчановым заканчивалась титром, где, если я не ошибаюсь: руководитель программы – Ольвар Какучая. Я до сих пор не понимаю, мужчина это или женщина, на какой слог ударение. Какучая – как падучая, какая-то страшная болезнь. На него напала какучая. А может, ударение на «а» – тогда это менее смешно, но тоже неплохо. Вопрос забавных имен и фамилий, конечно, очень актуален. Кортнев рассказывал, что у него было два однокурсника, один по фамилии Энтов, а другой – Ентов.
Кстати, о Кортневе. Музыка к фильму «О чем еще говорят мужчины» «Несчастного случая»?
ЛЕОНИД Практически все треки взяты из их последнего альбома. Плюс какие-то старые композиции: в начале, например, звучит «Песня о Москве».
А «Кроликов» вы, кстати, не хотите экранизировать?
ЛЕОНИД Самое главное для нас сейчас – новая пьеса и спектакль по ней. Она пишется, но не так быстро, как хотелось бы. Мы буксуем. А что касается кино, то действительно варианта два – либо экранизация «Кроликов», либо третьи «Разговоры».
А не хотите, например, сделать фильм о том, как холостяк и примерный семьянин меняются жизнями? По примеру недавнего голливудского «Хочу как ты»?
ЛЕОНИД Были такие мысли – муж говорит жене: «Ты никуда не уходи, сиди здесь, смотри сериал. Я включу твой любимый. Мы же с тобой 20 лет уже живем. Вот сериал, вот дети, все хорошо – я на годик туда, а потом обратно к тебе, опять тебя любить». Понятно, что в семейной жизни есть свои прелести и свои недостатки. И в холостой жизни тоже есть прелести, а недостатков нет. Ну, во всяком случае, Слава так говорит.
Квартет И: «Мы не хотим повторять ошибок The Beatles»
интервью >>
Как вы думаете, кто из «Квартета И» самый популярный?
Согласно статистике нашего сайта чаще всего ищут Леонида Бараца.
Вот вы нас уже и поссорили! (хором). Всё, так и закончился «Квартет И» (смеются).
Ростислав Хаит (РХ): Мы понимаем, что наибольший интерес мы представляем все вместе, и не хотим повторять ошибок The Beatles. Надеюсь, вы понимаете о чём я говорю?
Леонид Барац (ЛБ): Давайте продолжим, это всё очень интересно!
В киновселенной Marvel, есть центральные «Мстители», а есть спин-оффы: «Железный человек», «Тор», «Халк» и так далее. Возможно ли так сделать и в вашем случае?
Камиль Ларин (КЛ): Я планирую сольный документальный фильм «Меркантильность, я люблю тебя». Такой, знаете в темных тонах.
Первый фильм «О чём говорят мужчины» вышел восемь лет назад, что за это время изменилось в жизни коллектива и в жизни ваших персонажей?
ЛБ: То время, как мне сейчас кажется, было самыми счастливым в моей жизни. А дальше, если говорить о личной жизни, всё пошло в какую-то другую сторону. Было много переживаний, грусти, мыслей, связанных с разводом. Этот период, наверное, лучше всего описать фразой «Меня никто не любит, кроме всех». Но скоро всё вырулится в правильное русло.
РХ: У меня всё хорошо. У меня молодая девушка, мы живем вместе. А вот у моего персонажа проблемы – его пассия в два раза моложе, у них разные интересы, и она не понимает его шуток. Я на его месте застрелился бы.
Первые две части снимал Дмитрий Дьяченко , а сейчас в режиссерском кресле Флюза Фархшатова
, с чем связана эта замена?
Александр Демидов (АД): Полтора миллиарда! (смеется).
КЛ: Это был главный трансфер сезона.
ЛБ: Мы с Димой вместе росли и взрослели, вместо продавали герметик и шкафы-купэ в 90-х. У него, кстати, это получалось лучше, чем у нас. Потом, когда наши спектакли стали складываться, мы позвали его делать для нас видео-вставки, какие-то эпизоды, а в итоге мы вместе сняли три фильма. Но в какой-то момент он пришел к нам и сказал: «Ребята, когда мы делаем кино вместе, для всех – это фильм «Квартета И», а не Димы Дьяченко, а мне бы хотелось сделать что-то своё».
РХ: Мы его понимаем, и искренне рады, что у него получилось, феноменальный успех «Последнего богатыря» греет нам душу и дарует веру в светлое будущее российского кино!
Это связано с вашим деспотизмом на площадке?
КЛ: Мы деспоты, да, но при этом мы давали Диме очень много свободы. Именно он был главным на площадке!
АД: Режиссер на площадке хозяин, с этим тезисом мы никогда не спорили.
ЛБ: Это были наши тексты, плашка «Квартет И» представляет, поэтому наши фильмы это всё-таки больше актерско-авторские проекты, чем режиссерские.
Когда вы начинали делать кино, вы говорили, что это скорее визуализация спектаклей, и вы только учитесь и экспериментируете. Чувствуете ли вы себя, сегодня в 2018 году матерыми кинопродюсерами?
ЛБ: Как-то так вышло, что мы всегда между кино и театром, и мы не чувствуем себя своими ни в киношной, ни в театральной тусовке. Они шевелят усиками при встрече и понимают, что мы другие. У нас есть уверенность в себе, но сказать о себе «матерый» я не могу.
АД: Я могу! У меня есть внутренняя жизненная матерость.
КЛ: Да, Саша из нас самый матерый и солидный господин (хором смеются).
То есть, «Квартет» это такой отдельный остров или даже континент, вокруг которого собиралась банда, где и Нонна Гришаева , и Би-2, и Кортнев
, и Дима Марьянов
был, и Максим Виторган
… В этот раз вы подтянули Михаила Прохорова…
ЛБ: Нам очень приятно, что мы дали Прохорову возможность заработать. Это ли не прекрасно? Обычно к нему приходят люди просить денег, а мы наоборот – предлагать.
АД: Кстати, он отлично справился. Такой четкий и фактурный артист – это счастье для режиссера.
КЛ: В отличии от всех остальных членов группы, включая нас, он единственный знал текст!
РХ: У него отличное чувство юмора, и ему доступна самоирония, в начале своего эпизода он берет в руку телефон и говорит: «Миллиардер Прохоров слушает!». Мало кто так может постебаться над собой.
Видите ли вы среди молодых комиков, стендаперов, квншиков, рэперов тех, кого вы могли бы взять к себе? Может Гнойного или Поперечного?
РХ: Я смотрел баттл Гнойного с Оксимироном, и меня удивила одна вещь, что они оба не очень органичны, зажимаются, как будто они студенты первого курса театрального вуза. Они неорганичны, хотя собирают миллионы просмотров. Но это же, прежде всего, лицедейство. А им некомфортно в этот момент, они не знают, куда деть руки. Но, наверное, что-то в этом есть.
ЛБ: На мой взгляд – это мерзость. Пусть даже и очень талантливая, но мерзость.
Мерзость может быть талантливой?
ЛБ: Может, к сожалению, быть и умной, и талантливой. Гениальность мерзкой быть не может, всё таки гений и злодейство. Гей на передержке – это очень смешно, но мерзко. Но то, что там внутри зашито, то, что между строк – нехорошо.
КЛ: Это такой пасквиль, где под видом одного выдают другое. Вроде как про выборы, а с другой стороны: «А что будет, если Путина не будет?».
АД: На выборы надо идти! Владимир Владимирович не допустит всего этого!
Ну а всё-таки, смогли бы вы сделать такой ролик?
ЛБ: У Довлатова есть чудесный диалог, один писатель говорит: «Я не продаюсь!» А его в ответ спрашивают: «А вас когда-нибудь покупали?» Так и тут. Очень сложно представить в какой точке ты окажешься через год или два, что будет происходить вокруг, какие обстоятельства.
АД: Поэтому, самый честный ответ – мы не знаем. Видимо, нам просто пока не предлагали чего-то эдакого. А может не предлагают, понимая, что откажемся. Да минует нас искушение сие!
КЛ: Мне, кстати, предлагали баллотироваться после выборов.
Мы сейчас будем анонсировать программу Камиль Ларин -2024?
КЛ: Слава богу, нет! Мне предложили «оттянуть немного голосов». Пришли люди, сказали: «У вас в фильме был генерал, он победил, давайте так же сделаем». Сначала я подумал, что это шутка. Но в итоге выяснилось, что это реальное предложение. Я с ними встретился, всё-таки было очень любопытно понять, как-чего. Оказалось, речь шла о выборах губернатора. Предложили денег. Я спросил: «А что дальше?». Они говорят: «Вы оттягиваете, работаете, конечно же, не выигрываете, но всё равно очень красиво оттягиваете!». Это фарс, и согласись я на такое, я бы поставил крест на всём, что я делаю. Но узнать эту механику, как эти шестеренки крутятся, было интересно, хоть и жутковато.
ЛБ: Я думаю, что та точка, в которой оказывается человек – это всегда следствие его собственных решений, череды дилемм, которые он разрешил тем или иным образом. Не могу сказать, что я очень хорошо знаю Сергея Бурунова, или знаком с его политическими воззрениями, но его жизнь сложилась так, а наша по-другому. При этом, он очень приятный человек и замечательный артист.
АД: Хочешь поссориться с человеком – заведи с ним беседу на две темы: религия и политика. Мы выступаем за тотальное миротворчество.
Какое интервью с вами не прочти, всегда в нём будет цитата из Довлатова. Он для вас как всеобщий знаменатель?
КЛ: Вы спрашивали про нашу банду, так вот Довлатова мы бы очень хотели видеть в нашей банде. Он наш по духу, мировоззрению.
ЛБ: Я мечтал с ним встретиться, к сожалению, не получилось. У нас было шапочное знакомство с Григорием Гориным , и это, конечно, счастье. Мы выступали на 70-летии у Окуджавы, после концерта шли в сторону банкета, и он сказал: «Я 40 лет пишу юмор, а такой простой и тонкой шутки, как у вас, не придумал.
АД: Причём шутка была простенькая: «Прошу меня к роялю». И вот это ему понравилось. А может быть, просто хотел подбодрить.
Сейчас всё киносообщество обсуждает фильм Алексея Германа про Довлатова. Вы о нём слышали?
РХ: Да, я даже знаю, что в своё время в шорт-листе на его роль был Ваня Ургант , и ещё Макс Виторган
. Меня в этом листе почему-то не было. Может быть потому, что я лысый и немного не дотянул до 190 см. В следующий раз я приделаю себе восемь сантиметров волос и обязательно пойду на кастинг. Довлатов очень соблазнительный герой для нас всех.
Дмитрий Быков в своём эссе о его творчестве писал, что литература Довлатова – это заигрывание с псевдоинтеллектуальной публикой, которая, чувствует себя умной, когда ловит эту иронию, и вообще это никакая не литература, а просто набор анекдотов. Может быть, попробуем положить сейчас Быкова на лопатки? Понимаю, что это задача весьма тяжелая.
На съёмках первых частей «О чём говорят мужчины» происходило какое-то немыслимое количество комичных случаев, например, когда снимали сцену, где Леша очаровывает девушку у белого рояля, неожиданно для всех в 10 метрах от кадра начался концерт Хора Турецкого. Было ли в этот раз что то такое?
АД: И её даже не смутило, что это песня Леши Кортнева (дружно смеются).
РХ: И действительно, странно рожать под такую песню. Но у кого что болит…
Вы уже ездили ради кино в Одессу, а в этот раз держите путь в Санкт-Петербург? Это что-то метафизическое – поехать с друзьями в Питер?
ЛБ: Сначала была идея, что мы едем в Казань, потому что там открылся модный детокс-йога-центр, и Славу туда затащила его девушка. А у Камиля там какие-то бизнес интересы, всё это как-то переплетается. Но главная проблема, что нам там реально было нечего есть, вокруг только смузи и пророщенный киноа.
АД: И в итоге мы, разумеется, оттуда сбегаем на свободу, к диким эчпачмакам!
ЛБ: Потом мы всё поменяли, потому что там сюжет слишком сильно перетягивал всё на себя, а наша трилогия о разговорах мужчин, о том как они неожиданно возникают, и также скоропостижно заканчиваются. Но следующий фильм мы сделаем с мощным сюжетом!
РХ: Мы отказались от этой идеи, потому что не хотелось делать акцент на проблемах со здоровьем и шутках на эту тему. Мы сейчас больше хотели поговорить о счастье, о тех моментах и странных ситуациях, когда ты останавливаешься и вдруг понимаешь: «Вот оно – счастье!».
ЛБ: Сейчас же так, в какой позе тебя счастье застало, замри и стой, получай удовольствие.
Питер и Одесса во многом похожи…
РХ: У нас была идея во второй раз поехать в Одессу, но в нынешней ситуации получилась бы социальная драма.
Вы сказали о новом фильме, что это за история?
ЛБ: Мы недавно закончили писать «Идеальных незнакомцев», это будет российская адаптация итальянского кинохита.
Режиссер оригинальной версии Паоло Дженовезе недавно приезжал в Москву, удалось ли вам с ними пересечься?
РХ: Да, отлично пообщались, предложили ему сделать итальянскую версию «О чём говорят мужчины».
АД: Изо всех сил стараемся помочь братскому итальянскому народу.
ЛБ: Он рассказал, в чём смысл финала фильма, когда случается перевертыш и оказывается, что никто не играл в эту игру с айфонами (редакция приносит извинение за спойлер – прим. ред). По его мнению, такой финал тяжелее. С этой неправдой персонажам еще жить и жить. Мне больше нравится версия Славы – нормальные взрослые люди просто бы не стали играть в такую игру!
РХ: У нас больше драматизма, мы выкрутили историю до такого состояния, что в финале будет понятно, что эти люди больше никогда не встретятся в таком составе.
В чем будет особенность вашей версии? В фильма будет больше мужчин среднего возраста? Какие-то культурные особенности?
ЛБ: У нас персонажи получились жестче, например таксист, который у нас стал прорабом – он страшный гомофоб. По-другому ведет себя героиня, которая снимает трусы – написали ей почти чеховкий монолог (смеется).
КЛ: Получилась своего рода русская рулетка, каждая смска – это выстрел, и стреляем мы почему-то из автомата Калашникова.
АД: Культурные особенности в наличии: это будут майские праздники, будет водочка, и все очень некультурно отдохнут.
Есть социальная ответственность бизнеса, а есть ли социальная ответственность юмора?
КЛ: Комик – человек публичный, и естественно, к нему прислушиваются, поэтому всем, кто производит юмор, надо несколько раз подумать, прежде чем делать свою шутку достоянием общественности.
АД: Когда мы создавали театр, у нас была одна задача – рассмешить! Времени с тех пор прошло уже много, но я надеюсь, мы всё ещё придерживаемся этого принципа.
ЛБ: Вчера наш друг Сергей Петрейков пришел с идеей фильма: число фсбшников выросло настолько, что прослушивают всех и каждого, доблестная интеллигенция встает на защиту общества, выбрав стратегию говорить столько, чтобы люди в погонах устали слушать и утонули в словах. И вот они стараются, бесконечно друг с другом обсуждают какую-то чушь, читают вслух поваренные книги, по кругу цитируют Чуковского и так далее, до тех пор, пока фсбешники не сходят с ума.
РХ: Это отличная история, очень смешная ситуация, где шпильки в оба лагеря летят, но нам бы не хотелось выходить на территорию такого социального памфлета.
ЛБ: Мне кажется, что задача у нас одна и очень простая – сохранить себя, сохранить свой стиль общения, свои идеалы, заполнить эту зияющую дыру между нами и нашими детьми, рассказать им про Высоцкого, Катаева, Зощенко, связать как-то все узлы. Все говорят о патриотизме, о дедах, которые воевали. А где эти дедушки? О чём они думали, о чём мечтали? Никто не знает. А советская литература? Почему никто не слышал про Трифонова, Гроссмана, где это всё? А на эти вещи, на самом деле, и надо опираться.
РХ: Если это был вопрос про сценарии мультфильмов, которые мы написали, то там главное как раз для детей, показать где добро и зло, а все подтексты про королей и повидло, это считывается только взрослой аудиторией. Дети не должны понимать, что повидло – это нефть.
Мужчины среднего возраста, это от скольки и до скольки? Или это состояние души?
РХ: 35-55 лет, тут мы четко следуем методичке всемирной организации здравоохранения.
АД: Хотя состояние души уже весьма пожилое (смеются).
Значит, если что, ещё на несколько фильмов запасов пороха хватит?
РХ: Нам бы не хотелось загадывать, для начала надо понять, как зрители примут этот фильм…
Чувствую, что надо поговорить о деньгах. У вас есть какая-то планка сборов? Планируете ли собрать больше, чем все ваши предыдущие фильмы? Какой эстимейт у продюсера Сергея Сельянова ?
АД: Мы соберём два миллиарда, и будем выше «Движения вверх». Кстати, это теперь любимый Лешин фильм.
КЛ: Чтобы быть выше, надо три! А вообще думаю, 500 миллионов – это хорошо.
ЛБ: Только что при помощи сложных математических вычислений мы узнали, что эстимейт – это в шесть раз лучше, чем хорошо.
РХ: Между 300 и 500. Побить предыдущие долларовые достижения будет сложно. Мы вложили в это кино свои деньги, и рады, что сделали это совместно с Сергеем Михайловичем, с которым мы давно работаем, пишем сценарии, и во многом благодаря которому мы и получил поддержку Фонда Кино. На «День выборов 2» мы её не получили, что нам кажется не совсем справедливо, всё-таки, какую-то лепту в рост доли российского кино мы внесли.
Можете рассказать о бюджете фильма?
РХ: У нас не получается снимать дешево, у нас бюджет уходит за 100 миллионов всегда. Хотя все говорят, что для того чтобы комедия окупилась – нельзя превышать лимит в 70.
Может быть, всё дело в очень дорогих актёрах?
АД: Вот на актёрах они как раз и экономят! (смеется)
КЛ: Мы себе кладем очень небольшие оклады, да и суперзвезд у нас нет.
РХ: Прохоров суперзвезда, но снимался за рубль.
Расскажите про представление «Письма и песни», которое пройдет 19-го числа в Крокусе, что это такое?
ЛБ: Мы сделали два фильма с Би-2, а тут наконец выйдем на одну сцену, и сделаем такое песенно-разговорное мероприятие с антрактом и красной дорожкой до буфета.
АД: Мы сами в предвкушении.
Раньше у вас был интересный интернет проект, состоявший из коротких скетчей, планируете ли вы и дальше захватывать сеть?
ЛБ: Я всё призываю друзей углубиться в эту историю, делать какие-то инстаграмовские штучки. Нас в эту сторону сильно манит Саша Цекало , который считает, что будущее за интернет-кинотеатрами. Надеюсь, руки дойдут.
В рамках поддержки фильма Леонида Бараца отправили к Урганту вместе с Прохоровым, почему именно такой состав?
ЛБ: Когда мы стоим рядом, это уже смешно. Я заметил интересную тенденцию, что каждый мой новый партнер по передаче «Вечерней Ургант» выше предыдущего. Сначала Слава, потом Алексей Макаров, потом Максим Виторган, теперь Михаил, уже обговариваем следующий раз, когда я приду с китайским баскетболистом Яо Мином (ростом 231 см).
Мы сегодня обсудили политику и отношения, деньги и популярность, а о чём бы хотелось поговорить вам самим?
ЛБ: Составим хит-парад двух столиц?
РХ: Мы очень много говорим о работе, не меньше говорим о женщинах, о футболе, причем, кажется, даже больше чем о работе и женщинах вместе взятых. Футбол – это стабильно волнующая и непроходящая тема. Мы говорим о перспективах сборной России, говорим о прошлом сборной России, вспоминаем 2008 год, когда мы выиграли у Голландии, когда мы все выбежали на улицу и испытали счастье.
Не хочется ли добавить чего-нибудь хайпового? Биткоины, рэп-баттлы, Илон Маск?
АД: Ну какая комедии о биткоинах? Он же падает! Хотя нет! Вот уже опять поднимается!
РХ: Мы никогда не делали ничего специально, не пытались заполнять какие-то ниши, искать какие-то зацепочки. Мы просто говорили и будем говорить о том, что интересно нам самим. И если это нравится и интересно кому-то ещё – то мы счастливы!