квч терапия что это такое для ребенка для речи

Применение КВЧ-терапим при реабилитации детей, имеющих неврологическую патологию

квч терапия что это такое для ребенка для речи. Смотреть фото квч терапия что это такое для ребенка для речи. Смотреть картинку квч терапия что это такое для ребенка для речи. Картинка про квч терапия что это такое для ребенка для речи. Фото квч терапия что это такое для ребенка для речи

ПРИМЕНЕНИЕ КВЧ-ТЕРАПИМ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НЕВРОЛОГИЧЕСКУЮ ПАТОЛОГИЮ

Поликлиника-Центр медицинской и социальной реабилитации детей «Ариадна», г. Тольятти

Миллиметровые волны в биологии и медицине. 1997. N 9-10. С. 16-18.

В кабинете КВЧ-терапии имеется не­сколько типов аппаратов («Электроника КВЧ-101», «МРТА-01», «Порт-1М»). Основ­ной объем работы выполняется на аппаратах «Порог», так как они удобнее при работе с детьми раннего возраста. Лечение проводит­ся воздействием на биологически активные точки (БАТ). Используется несколько мето­дов подбора БАТ. При наличии множест­венной и разнообразной симптоматики ис­пользуется собственная компьютерная программа. Из всех БАТ, подобранных таким образом, выбираются наиболее соответст­вующие статусу пациента, болезненные при пальпаторной диагностике. В некоторых случаях, особенно при появлении реакции гипервозбудимости, корректируется схема назначения БАТ с помощью аппарата «АЭ-Г», измеряющего электрические потенциалы в области БАТ.

В зависимости от патологии и ее выра­женности, чаще всего назначаются дистальные БАТ меридианов мочевого пузыря и печени в сочетании с БАТ, расположенными на сегментарном и супрасегментарном уров­не.

Продолжительность сеанса зависит от состояния ребенка и его реакции на КВЧ-воздействие и составляет от 8 до 30 минут. Продолжительность сеанса связана также с количеством назначаемых БАТ: средняя про­должительность воздействия на точку со­ставляет 5-10 минут. Однако, чем дольше продолжительность времени воздействия на БАТ, тем чаще появляется реакция гипер­возбудимости. После пяти процедур уточня­ется качество реакции организма на КВЧ-облучение и при отсутствии положительной реакции, возможна замена точек воздейст­вия. Обычно курс состоит из 10 процедур, проводимых ежедневно. Повторные курсы назначаются с интервалами не менее 1-1,5 месяца (после того, как был перерыв в курсе реабилитации).

Результаты и обсуждение

Эффект КВЧ-облучения наблюдается после первых сеансов и выражается в изме­нении состояния ребенка: сон спокойный и продолжительный, поведение управляемое, улучшение тонуса мышц и появление новых движений, интереса к игре. Дефектологи от­мечают, что после начала КВЧ-терапии на занятиях дети начинают быстрее произно­сить новые звуки, слоги, слова и т. д., повы­шается работоспособность и усидчивость пациентов.

Положительный эффект КВЧ-терапии сохраняется в течение некоторого времени после прекращения курса. В одном из случа­ев ребенок смог выполнить сложный курс ЛФК только после проведенного курса КВЧ-терапии.

Наибольший эффект нормализующего влияния КВЧ наблюдался у детей, имевших функциональное нарушение деятельности нервной системы и получавшие сеансы КВЧ-терапии в ранний период формирова­ния патологии, характеризующийся гипер­тонусом мышц, гиперактивным поведением, эмоциональной неустойчивостью, замедле­нием физического развития и развитием ре­чи.

Гораздо труднее и с большей временной задержкой проходит реабилитация детей, имеющих выраженную диффузную мышеч­ную гипотонию, атонико-астатическую форму детского церебрального паралича.

Прослеживается корреляция эффектив­ности КВЧ-терапии и возраста ребенка: до одного года хороший эффект отмечается в 75% случаев, а у детей старше семи лет в 58,2% с одновременным нарастанием коли­чества пациентов со слабой положительной реакцией.

При переходе на более дистальную точку, как правило, побочные реакции прекращаются. Путем коррекции методики лечения количество пациентов, имеющих такие реакции, в 1996 году снизилось до 2,2%. При назначении КВЧ-терапии детям из этой группы при повторном поступлении в Центр, побочные реакции не наблюдали.

Постоянно происходит увеличение количества пациентов, которые наблюдаются в Центре более 3 лет. Среди них не наблюдали ни одного случая ухудшения соматического и функционального состояния. Анализ эффективности КВЧ-терапии при лечении детей в Центре «Ариадна» в годах приводится в таблице.

Источник

Квч терапия что это такое для ребенка для речи

В РНПЦ психического здоровья разрабатываются новые технологии для лечения речевых расстройств у детей, в т. ч. при аутизме. Накоплен опыт по применению транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), микрополяризации, биоакустической коррекции при лечении психических расстройств.

Совместно с немецкой компанией осуществляется научный проект по сочетанному применению ТМС и чрескожной электронейростимуляции (ЧЭНС ) у детей от 3 до 16 лет со специфическими расстройствами развития речи и у пациентов с речевыми нарушениями при аутизме. Исследование одобрено этическим комитетом РНПЦ психического здоровья.

Причины и особенности речевых расстройств

Процедура передачи импульсов в ЦНС

Нормальное речевое развитие имеет широкие возрастные границы становления речи как высшей психической функции. Однако отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам либо простых выражений или фраз из двух слов к трем годам должно расцениваться как значительный признак задержки. Растет число детей с речевыми расстройствами, по данным ряда исследований — 25 % среди детей младшего школьного возраста.

Формирование речи у девочек и мальчиков отличается не только сроками появления различных речевых элементов, но и их качеством. Например, считается, что девочки больше склонны к конструированию слов, отсутствующих в общем употреблении. В то время как мальчики стремятся к большей точности через семантические дифференцировки и т. д.

Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речь является ключевым фактором для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение ее формирования неизбежно влечет за собой проблемы в общении, поведенческие нарушения, школьную неуспеваемость. Задержки речевого развития наблюдаются при широком спектре заболеваний.

Так, их причиной могут быть хронические отиты и другие состояния, приводящие к нарушениям слуха, аномалии в развитии артикуляционного аппарата, детский церебральный паралич и др. Кроме того, расстройства речи встречаются у детей с аутизмом. В ряде случаев на начальном этапе невозможно установить этиологию расстройства, поэтому для точной диагностики и оценки прогноза необходимо динамическое наблюдение. Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность, иммунные и нейрохимические нарушения или средовые факторы.

При ряде расстройств происходит нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем процесс приостанавливается или даже регрессирует (такие состояния определяют не как задержку развития речи, а как отклонение в развитии). Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не использует их для общения).

Диагностика нарушений развития речи предполагает участие не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике совместно с родителями ребенка.

В основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами: работой синапсов, уровнем активности глутаматергической (возбуждение) и ГАМКергической (торможение) систем, межполушарными и внутрикортикальными взаимодействиями, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др. Поэтому восстановление дисбаланса этих процессов лежит в основе применяемых аппаратных методов лечения.

Методы терапии речевых расстройств

В настоящее время нет лекарственных средств, которые смогли бы привести ребенка с расстройством речевого развития к полному выздоровлению или к несомненному улучшению состояния, поэтому большое внимание уделяется логопедической и психотерапевтической коррекции, а также аппаратным нейростимуляционным методам.

Нейростимуляционные технологии, к которым относятся ТМС, транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, ЧЭНС, являются альтернативными методами модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах. Их преимущество по сравнению с фармакотерапией — отсутствие токсического воздействия на организм. При этом клинический эффект достигается за счет воздействия малыми токами на возбудимые структуры нервной системы, что позволяет непосредственно модулировать их работу и управлять процессами нейропластичности.

Наиболее эффективным аппаратным методом лечения заболеваний головного мозга считается ТМС, при которой высокоинтенсивное переменное магнитное поле фокусируется на определенных корковых областях, генерируя малые токи в аксонах, что передается как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и в глубокие отделы головного мозга и иные корковые зоны, функционально связанные с зоной стимуляции. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети.

Применяя определенные протоколы ТМС (высоко-, низкочастотные), можно вызывать активацию как возбуждения, так и торможения в ЦНС. При аутизме преобладают процессы чрезмерного возбуждения корковых нейронов, обусловленные гиперактивностью глутаматергических структур, множественным формированием избыточного количества нейронных связей, что препятствует обучению и нормальному развитию ребенка, формированию устойчивых форм поведения и речевых навыков. Воздействие низкочастотной ТМС на префронтальные структуры позволяет снизить гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.

РНПЦ психического здоровья накопил опыт по применению ТМС в лечении психических и поведенческих расстройств, а также по внедрению научно обоснованных методик в лечебную практику. Так, в 2019 году Минздрав утвердил инструкцию по применению «Метод лечения общих расстройств развития, специфических расстройств развития речи и языка транскраниальной магнитной стимуляцией», в которой детально описан алгоритм применения ТМС при данных расстройствах.

Выбор протокола транскраниальной магнитной стимуляции

Процедура сочетанной ТМС и ЧЭНС

У детей раннего возраста онтогенетически более развито правое полушарие головного мозга, преимущественно отвечающее за конкретно-образное мышление. Речевые центры находятся в левом полушарии. Воздействие низкочастотной ТМС на дорсолатеральную префронтальную кору (ДЛПК) субдоминантного полушария вызывает в ее нейронах долговременное торможение, снижает ее антагонистическое подавляющее влияние на гомологичные зоны левого полушария. Это способствует активации функциональных центров в левом полушарии, отвечающих преимущественно за логико-абстрактное аналитическое мышление.

Высокочастотный протокол ТМС (10 Гц и более) на проекцию правой ДЛПК хотя (как полагают в ряде исследований) и является более эффективным, но нежелателен для применения у детей.

Во-первых, у детей порог вызванного моторного ответа (минимальной интенсивности импульсного магнитного поля, подаваемой аппаратом для генерации потенциала действия 50 мкВ в определенных мышцах кисти) довольно высок — 70–100 % от мощности аппарата, поэтому труднопереносим при подаче лечебной серии импульсов высокой частоты.

Во-вторых, в раннем детском возрасте, особенно при аутизме, по данным электроэнцефалограммы регистрируется медленноволновая активность, поэтому существует риск провоцирования генерализованного судорожного приступа при выполнении высокочастотной ТМС.

После низкочастотной ТМС правой ДЛПК (в течение 20 минут) осуществляют воздействие низкочастотной ТМС на гомолог проекции центра речи в правом полушарии для активации аналогичного центра в доминантном полушарии. Одна процедура ТМС продолжается 20–30 минут. Курс лечения включает 15–20 процедур, проводимых ежедневно или через день с перерывом на выходные.

Техника чрескожной электронейро-стимуляции

Альтернативным методом активации корковых структур является возбуждение периферических нервов конечностей с помощью ЧЭНС. Накожные электроды прикрепляют к проекции срединного или локтевого нервов ведущей руки и подают низкоинтенсивный переменный электрический ток, который может распространяться как на периферию от места воздействия, так и центростремительно к нейронам головного мозга.

Метод известен с 1965 года, однако применялся в основном для лечения болевых синдромов. В последнее десятилетие функциональная ЧЭНС активно используется при восстановлении пациентов после черепно-мозговых травм и инсультов при афазии и парезах конечностей. Проекция руки и мышц, участвующих в акте речи, а также моторного центра речи (центра Брока) и структурно, и функционально связаны. Поэтому активация моторных и сенсорных центров руки при ЧЭНС способствует речевому развитию по аналогии с занятиями по развитию мелкой моторики (пальчиковые игры, рисование и др.). Кроме того, при электростимуляции периферических нервов активизируются процессы нейропластичности в головном мозге.

Применение корковой стимуляции магнитным полем и электростимуляции периферических нервов позволяет оказывать мультимодальное, многоуровневое воздействие на процессы нейропластичности и развития головного мозга у детей. Сочетанное применение ТМС и ЧЭНС оказывает не только синергичное, но и потенцирующее действие на функциональное состояние головного мозга.

При исследовании оценивается динамика клинической симптоматики, степень восстановления нарушенной речевой функции (исходно и после проведения курса воздействия): субъективные проявления (оценка пациентом и родителем ребенка) и объективная оценка врачом-исследователем согласно протоколу лечения.

Противопоказания к включению в исследование — внутричерепные ферромагнитные и кохлеарные имплантаты, очаговые изменения головного мозга (новообразования, воспалительные болезни ЦНС в остром периоде, крупные аневризмы головного мозга или подозрение на них), острые и хронические заболевания в стадии декомпенсации.

Клинический случай применения сочетанной ТМС и ЧЭНС

В РНПЦ психического здоровья обратились родители пятилетней девочки, которой в 3 года выставлен диагноз «детский аутизм». При беседе выяснилось, что отсутствие речи наблюдалось с двух лет. При первичном осмотре психолог отметил истерическое поведение. На просьбы мамы ребенок реагирует возбуждением, агрессией. Девочка трет лицо, руки, раскачивается, не отзывается на имя, на вопросы не отвечает. Речь спонтанная. Произносит отдельные звуки, слоги, редко слова, не соответствующие ситуации, не смотрит в глаза собеседнику и окружающим — отводит взгляд, не фиксирует его на объекте. Отсутствует указательный жест. Навыки самообслуживания развиты не в полном объеме. Игровая деятельность не соответствует возрасту. Девочка не справляется со складыванием пирамидки, простых пазлов, не участвует в ролевых играх.

Результаты ЭЭГ-исследования: выявлены выраженные диффузные нарушения корковой ритмики с преобладанием нерегулярной медленной активности тета- и дельта-диапазонов средней амплитуды без зональных различий, на фоне которых регистрируется низкоамплитудная бета-активность. Индекс альфа-ритма — 13 %.

Назначен курс сочетанной низкочастотной ТМС на проекцию правой ДЛПК (10 минут), затем на проекцию нижней лобной извилины правого полушария головного мозга (10 минут) и ЧЭНС периферических нервов правой руки (10 минут). Курс лечения — 16 ежедневных процедур (кроме выходных).

После завершения курса ТМС и ЧЭНС у пациентки отмечено улучшение коммуникации: повысилось понимание обращенной речи, появились слова (например, приветствие и прощание по завершении сеанса лечения), наметилась модуляция голоса. Значительно повысились внимание и усидчивость. После 8-й процедуры ТМС и ЧЭНС пациентка стала интересоваться игрушками, самостоятельно сложила многокомпонентный пазл. Выровнялся фон настроения: девочка стала спокойнее выполнять просьбы. Пациентка освоила и начала самостоятельно пользоваться мобильным телефоном для просмотра мультипликационных фильмов. Выявлено улучшение зрительно-пространственной ориентации.

После курса лечения ЭЭГ стала более организованной, медленноволновая активность не регистрировалась.

Рекомендованы занятия с психологом, логопедом, повторный курс аппаратного лечения через 3 месяца.

Резюме

Как правило, сочетанные ТМС и ЧЭНС хорошо переносятся детьми, не требуют специальной подготовки. Во время сеанса ребенок сидит в кресле, напротив располагается родитель (для снижения беспокойства пациента и проведения игр). Возможно незначительное подергивание мимических мышц при магнитной стимуляции и мышц руки под воздействием электрических импульсов от аппарата ЧЭНС, не требующее специального лечения. Можно заниматься с ребенком во время процедуры. По окончании сеанса ребенок может посещать логопеда или учебные занятия, причем даже с большей эффективностью выполнения образовательных программ, т. к. стимуляционные технологии улучшают внимание. В ряде случаев рекомендуется дневной отдых или сон для снятия эмоционального возбуждения после посещения первых процедур стимуляции и нормализации биоритмов.

Поведенческие и речевые изменения могут отмечаться к 4–7-й процедуре, однако доказано, что только при курсовом применении ТМС и ЧЭНС наступает стойкий клинический эффект. Повторные курсы аппаратного воздействия следует выполнять через 3–6 месяцев.

Источник

КВЧ-терапия

квч терапия что это такое для ребенка для речи. Смотреть фото квч терапия что это такое для ребенка для речи. Смотреть картинку квч терапия что это такое для ребенка для речи. Картинка про квч терапия что это такое для ребенка для речи. Фото квч терапия что это такое для ребенка для речи

Для усиления лечебного эффекта или ускорения процесса реабилитации часто используются различные методы физиотерапии. Один из них — КВЧ-терапия — воздействие крайне высокими частотами. КВЧ-терапия в СПб предлагается в клинике Позвоночника доктора Разумовского. У нас работают специалисты высшего уровня, используются только последние разработки аппаратов для КВЧ.
квч терапия что это такое для ребенка для речи. Смотреть фото квч терапия что это такое для ребенка для речи. Смотреть картинку квч терапия что это такое для ребенка для речи. Картинка про квч терапия что это такое для ребенка для речи. Фото квч терапия что это такое для ребенка для речи

Что такое КВЧ-терапия и как к ней подготовиться?

КВЧ-терапия — это воздействие с лечебной целью электромагнитными волнами миллиметрового диапазона крайне высокой частоты. Еще в 40-ых годах прошлого века американские ученые установили, что в спектре электромагнитных волн есть волны определенной характеристики, которые при воздействии на организм человека дают выраженный биологический эффект. На КВЧ-волнах работают клетки организма, с их помощью идет передача информации и регуляция различных процессов.

При борьбе с болезнью организм человека самостоятельно вырабатывает КВЧ-сигналы, но они очень слабые и их недостаточно, чтобы устранить возникшие при болезни нарушения. КВЧ-терапия позволяет усилить и дополнить подобные внутренние сигналы организма. Совместное воздействие сил саморегуляции и внешнего воздействия позволяет устранить патологические процессы в органах и тканях, ускорить процесс выздоровления и получить более быстрый, а главное — безопасный лечебный эффект.

Специальной подготовки к данному методу физиотерапии нет. Накануне необходимо посетить врача-рефлексотерапевта, который определить область воздействия, а также необходимые частоты. При необходимости специалист порекомендует дополнительно другие современные методы диагностики.

Как проходит

Для процедуры используется прибор, который излучает электромагнитные волны. Врач направляет их на нужную область в зоны расположения биологических активных точек на теле человека. Аппарат устанавливается на расстоянии 1 см от поверхности тела и включается. Продолжительность процедуры варьирует от нескольких минут до 10-30 минут. Курс состоит из 8-15 процедур. В некоторых случаях показано повторное проведение КВЧ-терапии через 2-4 месяца.

Преимущества КВЧ-терапии в лечении позвоночника и суставов

Терапия крайне высокими частотами позволяет устранить болевой синдром, воспалительный процесс, улучшает обменные процессы, активизирует восстановление структурного и функционального состояния тканей и органов. Под воздействием крайне высоких частот нормализуется иммунный статус организма, улучшается состояние системы кроветворения, повышается устойчивость организма к заболеваниям, уменьшается частота повторных обострений.

Этот метод терапии широко применяется в разных областях медицины: гастроэнтерологии, урологии, гинекологии, пульмонологии, оториноларингологии, проктологии, кардиологии, хирургии, стоматологии, дерматологии, педиатрии, косметологии, ангиологии, а также в других областях медицины.

Активно терапия высокими частотами используется в лечении заболеваний опорно-двигательной и нервной систем:

В связи с максимально естественным, безопасным воздействием КВЧ-волн на организм человека, это метод практически не имеет противопоказаний. К немногочисленным противопоказаниям к проведению данного вида терапии можно отнести: онкологические заболевания, кровотечения, высокая температура, грубые нарушения сердечного ритма, частые приступы стенокардии, тяжелая форма гипертонии, выраженная сердечно-легочная недостаточность, эпилепсия, беременность.

Узнать, сколько стоит данная процедура, а также где ее можно сделать в клинике Позвоночника доктора Разумовского, можно по телефону или при личном посещении центра.

Источник

Физиотерапия при ЗРР. Нормализация речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития – не приговор, и если вовремя обратиться к профильным специалистам, сформировать карту лечения, подобрать медикаментозные средства и физиотерапию при задержке речевого развития, то можно вернуть ребенка к базовым навыкам и умениям, которыми он должен владеть в своем возрасте.

Физиотерапия при задержке речевого развития назначается совместно педиатром, неврологом, логопедом или психологом, после проведения тестирования и сдачи определенных анализов. Как правило, вместе с медикаментозными средствами ставка делается на такие процедуры как:

Физиотерапия при задержке речевого развития позволяет быстрее проникнуть лекарственным препаратам в организм и помочь в комплексном лечении.

Официально заболевание лечится в возрасте до 7 лет, поэтому физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться регулярно с небольшой периодичностью, чтобы помочь восстановить речевую функцию и активизировать интеллектуальное развитие, начиная с раннего детства.

квч терапия что это такое для ребенка для речи. Смотреть фото квч терапия что это такое для ребенка для речи. Смотреть картинку квч терапия что это такое для ребенка для речи. Картинка про квч терапия что это такое для ребенка для речи. Фото квч терапия что это такое для ребенка для речи

Принцип выбора методов физиотерапии при задержке речевого развития

Задержка речевого развития не всегда связана только с проблемами речевого аппарата, часто это проявления нарушений со зрением, слухом, нервной системой, это могут быть последствия негативного влияния во время внутриутробного развития, а также если была диагностирована натальная травма. Назначается физиотерапия при задержке речевого развития, если в раннем детстве ребенок перенес травмы или определенные вирусные заболевания, инфекции, и такие факторы спровоцировали осложнение.

Когда стоит назначать лечение?

Дефектологи, психологи, логопеды утверждают, что до 3-х лет ребенок может самостоятельно догнать речевую активность своих сверстников. Если же этого не произошло, назначается комплекс процедур.

Сеансы лекарственного электрофореза направлены на стимуляцию нейронов в коре головного и спинного мозга. Современная транскраниальная магнитотерапия, направленная на зону оголовья, позволяет улучшить работу нервных окончаний в этой зоне, улучшить обменные процессы, восстановить кровообращение.

Как проходят сеансы физиотерапии при задержке речевого развития?

Процедуры магнитотерапии и лекарственного электрофореза назначаются комплексно. Изначально специально сокращается время сеанса, чтобы проследить за реакцией ребенка. В среднем, курс лечения состоит из 10–12 процедур. Процедуры физиотерапии при задержке речевого развития в Первом детском медицинском центре проводятся под контролем специалистов в отдельном кабинете. Вся аппаратная часть сертифицирована и разрешена для использования. Медицинский персонал поможет ребенку чувствовать себя в безопасности и нормально переносить безболезненные процедуры. При желании родителей они могут присутствовать во время проведения лекарственного электрофореза или магнитотерапии.

В качестве дополнительных методов – работа с дефектологами, коррекционными специалистами, увеличение время пребывания с ребенком, активизация социальных навыков, общение со сверстниками. Физиотерапия при задержке речевого развития может назначаться с интервалом 2–3 месяца при отсутствии противопоказаний. После курсов магнитотерапии и лекарственного электрофореза заметны улучшения в координации движений, двигательной функции, а также в психологическом развитии: увеличивается речевой запас, проявляется активность в общении с другими детьми, расширяется спектр знаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *