кьянти с петухом что означает
Кьянти – вино на все случаи жизни
Помимо традиционных обзоров на образцы виноделия России и СНГ мы решили публиковать небольшие ликбезы по винам мира и все больше погружать читателя в их географию! Сегодня мы поговорим о Кьянти и традиционных сортах винограда для этого вина.
Конечно, мы не откроем вам Америку, если скажем, что Кьянти – это визитная карточка и одно из самых узнаваемых вин Италии и мира. Производится оно по большей части в Тоскане – живописном регионе Италии с мягким средиземноморским климатом. Территории, где можно выращивать виноград для производства Кьянти, были определены еще в 1716 году и расширены несколько столетий спустя – в 1932-м.
Все вина Кьянти относятся к категории DOCG (Denominazione di Origine Controllata e Garantita). Эту аббревиатуру вы могли встречать на этикетках, и означает она в переводе с итальянского «наименование, контролируемое и гарантируемое по происхождению». DOСG – это высшая категория для итальянских вин, сделанных из определенных сортов винограда, выращенных в конкретных зонах, выдержанным по заданным стандартам, содержащим определенный уровень алкоголя и имеющим гарантированную стабильность во вкусе. Вин DOCG очень немного, это закрытый класс, медленно и осторожно расширяющийся. Если количество зон DOC (Denominazione di Origine Controllata – наименование, контролируемое по происхождению) около 300, то DOCG – всего 24.
Несмотря на это, вина Кьянти отличаются друг от друга. Каждое имеет особенные характеристики, обусловленные конкретным терруаром и методом производства. Однако отличительная черта, характеризующая это вино, – сорт винограда, а именно Санджовезе. Этот сорт занимает 11% всех виноградников и выращивается в основном в центральной части полуострова.
Самое время вернуться к региону Тоскана (центральная часть полуострова) и сказать, что около 64 Га там покрыто виноградниками, а 80% производимых вин – красные.
До середины 19 века вина Кьянти производились из 100% Санджовезе. Однако потом, вплоть до 80-х годов, барон Беттино Риказоли (крупный производитель вина и одновременно министр Тосканы тех времен) сделал нововведение: теперь Кьянти должно было производиться из 50-70% винограда сорта Санджовезе, 15% – сортов Канайоло, Колорино и до 30% – белого винограда сортов Треббьяно и Мальвазия (родом из Греции). Другие сорта были допустимы до 15%. Ближе к 20 веку производители стали уменьшать долю белых сортов винограда в Кьянти, а сегодня, согласно закону, эти вина должны содержать минимум 70% Санджовезе или состоять из этого сорта полностью, допустимы до 10% Канайоло и Колорино, также до 10% Треббьяно и Мальвазия и до 15% других международных сортов.
Упомянутые в начале вина Кьянти Классико (Chianti Classico) производятся в основном из винограда сорта Санджовезе (80-100%), который местными виноделами считается исконно итальянским сортом, культивируемым в этой местности на протяжении тысячелетий. Производятся они исключительно в микрозоне Кьянти Классико по старинной технологии, которая не меняется сотни лет. В производстве Кьянти Классико, как и в Кьянти, допустимы белые сорта винограда – до 6%, до 10% могут использоваться Канайоло и Колорино, и до 15% – международные сорта. В настоящее время все вина Кьянти Классико маркируются акцизной маркой, на которой изображен силуэт чёрного петуха в красном круге. И сейчас мы расскажем почему.
*На изображении ниже можно увидеть карту географически защищенных территорий Кьянти Классико
Существует легенда, согласно которой в 12 веке два города, Сиена и Флоренция, решили определить границы своих владений достаточно странным способом, а именно утром с первыми петухами отправить своих горожан навстречу друг другу. Где они встретятся – там и пройдёт граница между владениями. Флорентийцы выбрали чёрного петуха, который должен был прокричать в то утро. Хитрые жители Флоренции не кормили петуха несколько дней и держали его в темноте, а сами выдвинулись раньше. Поэтому, как только они его освободили, петух прокричал, хотя до рассвета ещё было далеко. Флорентийские всадники сумели преодолеть на 20 км больше, чем сиенские. Это определило судьбу земельных владений в пользу Флоренции – граница прошла по центральной зоне Кьянти Классико. Легенда послужила избранием чёрного петуха символом ассоциации производителей Кьянти.
Закончить наш рассказ мы хотели бы еще одним интересным фактом: до 1967 года в регионах Кьянти производили необычное белое вино – Кьянти Бьянко (Chianti Bianco). Вы же помните, что оставшиеся 20% производимых в Тоскане вин – белые? Однако после 1967 года наименование «Кьянти» применяется только для красного вина. А то, что когда-то было Chianti Bianco, сейчас продается под самыми разными названиями, данными вину в соответствии с правилами DOC, либо называются по имени провинции Toscana IGT (Indicazione Geografica Tipica – Типичное географическое наименование), либо имеют пометку Треббьяно (Trebbiano).
Кьянти с петухом что означает
Если подойти на улице к первому встречному и спросить, про какие итальянские вина он слышал, среди ответов скорее всего окажутся «просекко» и «кьянти». И если с пониманием первого все просто – сплошные пузыри, яркая свежесть и ничего лишнего, то вот с кьянти стоит копнуть поглубже. Давайте разбираться, что это за зверь и что за птица у него на бутылке.
Я деревенский, в город не поеду
Кьянти – это не сорт винограда, не стиль вина и даже не городок, «в котором мы пили прошлым летом божественный нектар за 1,5 евро». Это зона географического наименования, холмы, которые расположились между Сиеной и Флоренцией в регионе Тоскана, что в центральной Италии. Изначально вина из Кьянти были простыми, грубыми и рустичными – для обычных крестьян. И поскольку крестьяне не могли позволить себе дорогих и качественных бутылок, на помощь пришла «фьяска» – пузатая бутылка в соломенной оплетке. Сегодня их производят исключительно для туристов и наполняют самым простым и банальным из существующих кьянти. Несмотря на симпатичную упаковку, хранить такое вино не стоит – потенциала там нет. А все хорошие производители кьянти с 80-х перешли на классические бордоские бутылки.
Вино цвета крови
Мир кьянти поделен на две зоны – Chianti DOCG и Chianti Classico DOCG. В каждой разные уставы, правила и требования к качеству вина. Просто Кьянти – это 14 300 га виноградников, а вот историческая зона Кьянти Классико находится внутри и занимает 5 500 га. Эдакая итальянская матрешка. Эмблема Консорциума Кьянти Классико – знаменитый черный петух или Gallo Nero.
По правилам зоны, все вина должны быть сделаны из красного сорта винограда санджовезе. Его название происходит от латинского Sanguis Jovis – «кровь Юпитера». В эпоху Медичи идеалом считалось вино цвета свежей крови, и именно такое получается из санджовезе. Содержание «крови Юпитера» в бутылке кьянти может быть от 70 до 100% (для Chianti Classico – от 80%), иногда добавляют и другие местные сорта (канайоло, колорино, мальвазию нера), а также разрешенные здесь международные мерло, каберне совиньон и не только. Добавлять белые сорта в вина Chianti Classico с некоторых пор запрещено, хотя исторически они входили в бленд.
Всё, что вы хотели знать о Кьянти Классико
Виноделием здесь занимались ещё во времена этрусков; с XIII в. н.э. за этими тосканскими землями был закреплен статус винодельческой территории под названием Кьянти, а в 1716 г. великий герцог Козимо III Медичи специальным указом определил границы этой территории. В XVII в. это вино использовалось в торговле как ценный товар для размена.
Чем же Классико отличается от других вин области Кьянти? Узнать его можно по розовой этикетке с чёрным петухом на золотом фоне. Это этикетка консорциума «Vino Chianti Classico», образованного в 1924 г. с целью охраны этого вина и его наименования.
Кьянти Классико — это вино высшей категории DOCG, гарантирующей географическое происхождение и метод производства вина, оно уникально и обладает рядом точных характеристик. Для получения наименования Классико недостаточно производить вино в области Кьянти: оно должно на 80% состоять из винограда сорта санджовезе, характерного для этих земель, а состав остальных 20% волен определять сам производитель. Как правило, в ход идут такие сорта, как канайоло и колорино, каберне совиньон и мерло, а также ряд других.
Также Кьянти Классико отличается живым рубиново-красным цветом, фиалковым ароматом и сухим, приятным и гармоничным вкусом; минимальный уровень его крепости — 12°.
Ну а лучшим гроздям санджовезе уготована иная судьба: из них производят Кьянти Классико Ризерва (Chianti Classico Riserva) — марочное вино насыщенного рубиново-красного цвета, которое выдерживают не менее 24 месяцев, причём как минимум 3 из них — в бутылке. Его минимальный уровень крепости — 12,5°.
Говорят, что, однажды попробовав Кьянти Классико, никогда его не забудешь. Не верите — убедитесь сами!
Легенда о чёрном петухе
Символ Кьянти Классико — чёрный петух на золотом фоне. По легенде, Флоренция и Сиена, без конца боровшиеся друг с другом на протяжении XIII в., однажды заключили очень необычное соглашение. С первыми петухами из каждого города должен выехать всадник, и в точке, где они встретятся, проведут границу между землями Флоренции и Сиены. Флорентийцы выбрали чёрного петушка и якобы держали его без еды в темноте несколько дней; так что петух запел, как только его освободили, задолго до первых лучей утреннего солнца, и флорентийский всадник успел забраться вглубь чужих земель. Граница пролегла на расстоянии меньше 20 километров от стен Сиены. В XIV в. чёрный петух стал символом военно-политического союза «Лига Кьянти», а позднее оказался на этикетке этого знаменитого вина.
Кьянти: вино, война, поруганная репутация и Черный петух
Да да. Я,как и любой любитель сухих красных вин, предпочитаю их пить, а не растекаться мыслью по древу.
И, если в средние века всё было как всегда – каждый местный винодел, имеющий в своём распоряжении пару-тройку лоз, бодяжил себе в подвальчике Кьянти «кто во что горазд» из любого винограда, который можно было заферментировать и разливал дешевое деревенское вино в пузатенькие бутылки в соломенной оплётке, то в наши дни всё строго регламентированно и упорядочено. Хотя для этого и понадобились столетия, войны, и революции.
Впервые о вине под маркой Кьянти упоминается еще в 1398 году – это нотариально заверенный Лигой Кьянти документ о регулировании отношений между производителями вина из винограда сорта Санджовезе.
Однако официально границы винодельческого района Кьянти установили только во времена Медичи – в 1716 году по Указу герцога Козимо III. Он своим Указом разграничил район виноделия и определил, что вино может носить название Кьянти только если оно изготовлено из винограда сорта Санджовезе, который произрастал в районе между деревнями Спедаллуцо и Греве.
Традиционно для производства вина под маркой Кьянти использовался сорт винограда Санджовезе. Но в наше время под маркой Кьянти используют также смесь (еще называют это словами купаж или ассамбляж) винограда Санджовезе с Мерло и Каберне Совиньон. Правда, есть строго прописанные ограничения и в наше время – так, вино Кьянти Классико должно содержать не менее 80% винограда Санджовезе и до 20 % разных других сортов, включая белые. И должно быть выдержано в дубовой бочке не менее семи месяцев.
Поэтому вина кьянти такие разные на вкус. Каждый из производителей делает свое фирменное вино по своему собственному рецепту, смешивая разные сорта винограда в разных пропорциях – главное, чтобы винограда Санджовезе было не менее 80 %.
А при чём же здесь Черный Петух спросите Вы.
Сейчас логотип, по форме напоминающий крышку от бутылки, с Черным Петухом на золотом фоне в красном круге с аббревиатурой «CHIANTI CLASSICO DAL 1716» (На итальянском Gallo Nero) известен во всём мире и гарантирует качество вина. В Италии, если Вы спросите в супермаркете, какую бутылку вина выбрать – Вам посоветуют выбрать бутылку с Gallo Nero.
Всё началось, как водится, с итальянской мафии и винодельческих войн между двумя большими консорциумами в 20-х годах прошлого века.
В это время вино Кьянти уже получило мировое признание и тут на тосканские виноградники произошло нашествие филлоксеры – гнусного насекомого, завезенного в Европу в начале прошлого века из Америки. Насекомое, для которого виноградная лоза – самый вкусный деликатес. Много виноградников было просто сожрано этой филлоксерой. Плюс революции, войны, эпидемии. мафия в конце концов и «сухой закон» в США. Короче говоря – образовался жуткий дефицит вина. И многие на этом захотели заработать.
Если опустить легенду про Черного и Белого петуха, то изначально под брендом Черного Петуха объединились все маленькие винодельни исторического региона Кьянти для того, чтобы совместно рекламировать своё вино и противостоять винодельческому гиганту «Consorzio Vino Chianti». Они взяли себе название Черный Петух и к Кьянти добавили слово Классико, подразумевая, что него входит только группа из 33 производителей вина Кьянти, из четырех коммун, расположенных в районе между деревнями Спедаллуцо и Греве, чьи виноградники были расположены в округах, упомянутых в Указе Козимо III от 1716 года.
Чёрный Петух – это логотип консорциума производителей Кьянти Классико – он красуется на акцизной марке.
Мелкие виноделы-частники в одиночку финансово не могли потянуть рекламу своего вина и несли убытки, так как не могли соперничать с крупным концерном, захватившим рынок сбыта вина. По сути вино кьянти с эмблемой Черного петуха вовсе не означает что это вино лучше остальных. Даже более того – как раз наоборот, под брендом Черного Петуха почти весь 20-й век часто бодяжили и втюхивали покупателю вино разного качества полуподпольного розлива. Реклама была довольно агрессивной и гласила « Если видишь на этикетке Чёрного петуха – бери – не раздумывай. Потому что вино с черным петухом – это самое правильное вино»).
Участие в этом консорциуме, естественно, подразумевает уплату членских взносов. Но. оно того стоит. Почти сто лет со дня образования консорциума тосканский гигант вел войны с консорциумом и отказывался участвовать в этой итальянской авантюре. Но сейчас вроде-бы договорились и с середины нулевых все клеят акциз с Черным Петухом на бутылки, если Кьянти произведено именно в историко-географических областях, закрепленных Указом Казимо III.
Путаница с Кьянти сохраняется и сейчас. Главное, что надо запомнить:
Еще пару слов о пузатеньких бутылках Кьянти в соломенной оплетке:
Они называются фьяски. Их разрешено использовать законодательно.
Но нужно понимать что сегодня – это чисто туристический аттракцион и в таких бутылках всегда вино не самого лучшего качества.
В средние века стеклянные бутылки из толстого стекла стоили очень дорого. И небогатые виноделы не могли себе позволить покупать их для розлива вина. Поэтому они стали покупать дешевые пузатые бутылки из очень тонкого стекла. Такие бутылки очень легко было разбить. И, чтобы при перевозке они не бились их обвязывали соломой. Вот так и появились знаменитые пузатенькие бутылки Кьянти в соломе.
И пару слов о легенде про Черного петуха:
Во времена Козимо III, как раз когда и проходило официально разделение винодельческих районов Италии, где делали Кьянти – на эти земли претендовала Флоренция и Сиена.
Флорентийцы выбрали себе черного петуха, которого держали взаперти и три дня не кормили. И, когда выпустили его на волю – он от радости запел еще до восхода солнца. А сиенцы выбрали белого петуха, кормили и лелеяли его и петух обленился, растолстел и проспал. Поэтому гонец из Флоренции выехал намного раньше и проскакал на 20 километров больше и встретился с гонцом Сиены практически у самих сиенских стен. Таким образом, флорентийцы оттяпали себе большую часть тосканских земель, на которых традиционно производят Кьянти.
Впрочем, другая версия легенды гласит, что накануне хитрые флорентийские купцы подкупили сиенских купцов, которые, в свою очередь, напоили петуха кьянти и петух, пьяный, всё проспал.
ага. Я таки в блоге рекламирую свой магазин)
Кьянти. Итальянская легенда
«Владимир Ильич совсем испортился, — жаловалась матери его родная сестра Анна — Вместо молока пьет кьянти». Ради такого вина грех не отказаться от молока. Не будем, правда, сейчас спорить о пользе. К тому же, лично мы предпочитаем перед сном бокальчик кьянти стакану молока.
Кьянти — это легендарное итальянское вино. Ни один итальянский ресторан, как на территории этой прекрасной страны, так и в любой другой, не позволит себе отсутствие кьянти в винной карте.
Вообще, кьянти сейчас уже почти поглотило своим авторитетом Италию и поглощает весь мир. На самом деле в год выпускается невероятное количество этого вина: 21 млн. ящиков!
Кьянти — вино достаточно старое, но все не могло найти свой путь: то войны, то филлоксера, «убившая» весь урожай винограда. Лишь в 20 веке можно было спокойно вздохнуть и начать демонстрировать себя во всех своей красе. Да, это мы сейчас именно про вино.
Привет, петух!
Кстати, производители кьянти даже создали свой консорциум: попросту — объединились в группу и даже выбрали свой символ — черного петуха. Так что, если вы встретите вино с такой вот эмблемой, то знайте, что производитель данного кьянти состоит в этом самом «кьянтичном» сообществе. Кстати, если черных петух не красуется на бутылке, то это вовсе не означает, что вино плохое и кьянти — не кьянти. Просто не захотел человек-производитель вступать в консорциум. Самостоятельный.
Откуда взялся петух?
Кстати, легенда про этого черного петуха забавная, хотя и отдаленно имеет отношение к самому вину.
Спорили себе две итальянские провинции — Флоренция и Сиена по поводу одно территории, якобы именно там находится зона Кьянти (хотя сейчас кьянти производят в различных регионах). Итальянцы — ребята мирные, особенно в то время — никаких драк и кровопролитий, решили просто встать с первыми петухами и отправиться навстречу друг другу. Мол, где встретятся, там и проляжет граница двух провинций.
Хитрые флорентийцы выбрали черного петуха, который призван был послужить будильником. Его не кормили несколько дней и держали в темноте. Несчастный петух, когда его выпустили на волю, сразу прокричал, хотя до рассвета было далеко. С первыми петухами, так с первыми петухами — флорентийцы отправились в путь и прошли в итоге на 20 км больше, чем жители Сиены. Зона Кьянти досталась Флоренции.
Вот эта легенда и послужила основой для эмблемы консорциума кьянти.
Каким бывает кьянти
Кьянти все же разное. Все. Возьмите кьянти разных производителей, и вы получите два абсолютно разные вина.
Кьянти
Просто кьянти и ничего лишнего. Это очень простое вино, которое производится в любой коммуне из зоны Кьянти. Главное, чтобы это вино на 70% состояло из санджовезе. Вот и все требования. Конечно, качество — это само-собой разумеющееся в итальянском виноделии. Вина эти незамысловатые, не вызовут гастрономического восторга, но к их производству не прикопаться.
Кьянти Супериоре
За этими винами следят чуть строже, чем за предыдущими, выдерживаются они дольше, соответственно, и букет уже более сложный и насыщенный. Правда, стоят такие вина чуть дороже простых кьянти.
Кьянти Классико
Это классическое кьянти, которое очень строго регламентируется. Вот здесь именно вы и встретите эмблему в виде черного петуха. Вина, производящиеся только в четырех коммунах зоны кьянти, заслуженно считаются одними из лучших в мире кьянти.
Кьянти Классико Резерва
Это высшее вино среди кьянти. Резерва — то есть выдержанное. Это вино очень сложное и интересное. Разумеется, потенциал к длительной выдержке у них очень и очень высок.
Другие кьянти
Есть и экспериментальные виды кьянти, не относящиеся ни к одной из перечисленных категорий. Это уже авторские вина или супертоскана. Здесь как получится: или очень понравится или не понравится настолько, что кьянти никогда больше пить не будете.
Купить вино кьянти можно в магазине WineStreet.
Другие статьи из рубрики «Гид по вину и шампанскому»
Каким бывает шампанское? Вы, конечно, знаете, что разным, но давайте-ка систематизируем знания.
Приходилось ли вам слышать такое выражения, как «вина Старого Света»? Или «вина Нового Света»? Если вы понятия не имеете, чем одно от другого отличается, то эта статья для вас.