л с выготский отмечал что развитие во многом определяется возрастом
Проблема периодизации в работах Л.С.Выготского. Понятие «возраста», «социальной ситуации развития», «возрастных новообразований».
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Возраст по Выготскому – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику, единица детского развития. Продолжительность возраста определяется его содержанием. Развитие, его признаки: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Виды: преформированный (как эмбриональное), и непреформированный (почти все остальное). Процесс психического развития: процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Т.е. онтогенез задан – но сверху, уровнем развития общества, бытующими в нем формами практической и теоретической деятельности.
«Социальная ситуация развития»: отношение между ребенком и действительностью, прежде всего социальной. Складывается к началу каждого возрастного периода, является исходным моментом для всех динамических изменений, происходящих в развитии этого периода. Изменение в сознании ребенка возникает на основе особой, характерной для возраста ССР, поэтому новообразования появляются к концу, а не началу каждого возраста.
«Новообразование»: на каждой возрастной ступени видно центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее всю перестройку личности ребенка на данной основе. Вокруг него группируются другие, частичные новообр-я, относящиеся к отдельным сторонам личности, и процессы, связанные с предыдущими новобр-ями. В кажд возр есть центральные линии развития и побочные, которые центральны до или после этого возраста.
Выготский: Возрастные изменения (по Блонскому): происходят резко (критически), и плавно (литически). Эпохи и стадии – между кризисами, фазы отделены литически. «Согласно закону, силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени» Единица изучения личности и среды: переживание. Переживание- внутреннее отношение человека к тому или иному моменту действительности. Кризис – момент перелома, когда от одного способа переживания ребенок переходит к другому. Сущность всякого кризиса – перестройка переживания.
Раннее детство. Ребенок связан только наличной ситуацией, ничего в неё не превносит и его не привлекает то, что за кулисами ситуации. 1) Возникновение речи как коммуникативной функции→ возникает смысловое и системное строение сознания. 2) Начатки самосознания. 3) развитие я-концепции. 4) самооценка. С 1.5 лет ребенок может узнавать себя в зеркале. К 3 годам происходит половая идентификация.
По данным Л.Ф. Обуховой, основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие: 1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Все, что ребенок видит, он пытается привести в порядок, найти закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. 2) Возникновение первичных этических инстанций: «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «красивое не может быть плохим». 3) Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). 4) Возникновение произвольного поведения. П.п.— это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более и более обобщенным, выступает в форме правила или нормы. 5) Возникновение личного сознания. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – « Я ». Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое « Я ». На основе представлений ребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо→ оценка поступков сверстников, позднее – своих.
Младший школьный возраст.
Выготский «Проблема возраста»
1.Проблема возрастной периодизации детского развития.
Все теории детского развития ® 2 концепции:
А. Развитие – реализация, модификация и комбинирование задатков. Не возникает ничего нового – только нарастание, развертывание и перегруппировка тех моментов, которые даны уже с самого начала.
Б. Развитие – непрерывный процесс самодвижения: непрестанное возникновение и образование нового, не бывшего на прежних ступенях.
Возрастные новообразования – тот новый тип построения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
В относительно устойчивые/стабильные возрасты развитие – за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые накапливаются до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.
В период кризиса на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.
Особенности таких возрастов:
–границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Кризис наступает незаметно. Обострение кризиса – в середине этого возраста.
–в критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более/менее острыми конфликтами с окружающими.
У разных детей критические периоды проходят по-разному.
Внешние условия определяют конкретный характер обнаружения и протекания критических периодов. Но не наличием/отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития вызвана необходимость критических, переломных периодов в жизни ребенка.
–негативный характер развития. Развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.
Ребенок характеризуется: теряет интересы;прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.
–1 года (отделяет младенчество от раннего детства);
–3 лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
–7 лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом);
–13 лет (от школьного к пубертату).
Критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии Þ развитие ребенка – диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. Существенное содержание развития в критические возрасты – возникновение новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов: они носят переходный характер. Т.е. в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного возраста.
Основной критерий деления детского развития на отдельные возрасты – новообразования. Последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Стабильные возрасты ® 2 стадии;
Критические возрасты ® 3 стадии (предкритическая фаза, критическая, посткритическая).
*введение в периодизацию критических возрастов;
*исключение периода эмбрионального развития (эмбриональное развитие – особый тип развития);
*исключение периода юности (после 17-18 лет до полной зрелости) (18-25 лет – начальное звено зрелых возрастов);
*возраст полового созревания – стабильный, а не критический (период подъема в жизни подростка, период высших синтезов, совершающихся в личности).
Кризис одного года;
Дошкольный возраст (3-7);
Школьный возраст (8-12 лет);
Пубертатный возраст (14-18);
Кризис 17 лет.2.Структура и динамика возраста.
Центральные линии развития – процессы развития, которые более/менее непосредственно связаны с основными новообразованиями;
побочные линии развития – все другие частичные процессы, изменения, совершаемые в этом возрасте.
При переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами центральные и побочные линии развития: развитие речи в раннем возрасте – центральная линия развития; в школьном возрасте – одна из побочных линий развития.
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение – социальная ситуация развития. Это исходный момент для всех динамических изменений.
3. Проблема возраста и динамика развития.
1.Диагностика развития – система исследовательских приемов, задача которых – определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той стадией/фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок. Изучение симптоматических детских возрастов позволяет выделить ряд признаков, с помощью которых можно узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает сейчас процесс развития у ребенка.
2.определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов – 2я задача диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития. Область несозревших, но созревающих процессов составляет ЗБР. С помощью подражания ребенок может сделать в интеллектуальной области больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно.
Область подражания: все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться/что может выполнить под руководством/в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов.
Теоретическое значение: применение принципа сотрудничества для установления ЗБР ® возможность непосредственно исследовать то, что и определяет точнее всего умственное созревание, которое должно завершиться в ближайший и последующий периоды его возрастного развития.
Практическое значение: связано с проблемой обучения.
Нормативная возрастная диагностика: определение актуального уровня развития и ЗБР.
В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но из-за ряда обстоятельств в этот момент не происходит биологического отделения от матери.
Новорожденность – соединительное звено между утробным и внеутробным развитием, совмещая в себе черты и того, и другого.
1.Питание. переходная форма между внутриутробным и последующим внеутробным питанием. Ребенок воспринимает внешние раздражения, отвечает на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища + ребенок питается молоком матери (внутриутробным продуктом).
2.Недостоточная дифференцированность сна и бодрствования. Общее жизненное состояние новорожденного – среднее дремотное состояние, их которого постепенно и на краткие сроки выделяется состояние сна и бодрствования.
3.Двигательные особенности. Если вложить в руки новорожденного палец, то новорожденный так цепко обхватит его, что ребенка можно поднять на воздух.
4.Психическая жизнь. Преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения. Психика новорожденного не выделяет себя и свои переживания от восприятия объективных вещей, не дифференцирует социальные и физические объекты.
5.Основной закон восприятия: все внешние впечатления выступают в нераздельном единстве с окрашивающим их аффектом/чувственным тоном восприятия.
2.Социальная ситуация развития.
Беспомощность ® пути через других, через взрослых – основной путь деятельности ребенка в этом возрасте. Благодаря незрелости биологических функций все то, что потом будет относиться к сфере индивидуальных приспособлений ребенка и выполняться им самостоятельно, сейчас может быть выполнено не иначе, как через других, в ситуации сотрудничества. Младенец – максимально социальное существо. Основа всего развития ребенка – в противоречии м/у максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
3.Генезис основного новообразования младенческого возраста.
I стадия. Поворотный пункт – 2-3 месяц жизни ребенка. Новые формы поведения: игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновременно действующих органов, первые социальные реакции – выразительное движение, связанное с функциональным удовольствием и удивлением.
II стадия. Между 5 и 6 месяцем. Новые формы поведения: первые уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, крик из-за неудавшегося намерения движения, первое желание, социальные реакции на сверстников, поиск потерянных игрушек.
III стадия. 10й месяц. Новые формы поведения: зачатки развития более сложных форм поведения: применение орудия и употребление слов, выражающих желание. Этим ребенок начинает новый период, который заканчивается за пределами первого года жизни. Это и есть кризис одного года.
Младенец – существо, поведение которого обусловлено преимущественно древними подкорковыми центрами головного мозга, существом промежуточного мозга.
Надежный показатель развития коры – развитие условнорефлекторной деятельности.
У новорожденного и у младенца – изначальная неразрывная связь восприятия и поведения. Относительная самостоятельность тех и других возникает только в длительном процессе развития и характеризует высший уровень, достигнутый ребенком.
Инстинкты, а не рефлексы – изначальная форма детской активности; развитие моторики младенца характеризуется отсутствием отдельных, вычлененных, специализированных движений того/иного органа и наличием захватывающих все тело массивных движений. Такой же целостный характер носят восприятия новорожденного и младенца.
4.Основные новообразования младенческого возраста.
*две основные особенности психики новорожденного:
–ребенок не выделяет себя и других людей из слитой ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребностей;
–не существует еще ни что-то, ни кто-то, он переживает скорее состояния, чем определенные объективные содержания.
Обе особенности исчезают в новообразовании младенческого возраста.
*»пра-мы» – первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности. Господство «пра-мы» в сознании младенца.
*для младенца социальная и предметная ситуации еще не расчленены. Младенец ставит себе только физически близкие цели и оптическое удаление предмета равносильно психическому отдалению и исчезновению аффективного побуждения, влекущего его к предмету. При удалении предмета и невозможности его достать для ребенка раннего возраста: предметная ситуация м/у ребенком и целью превращается в личную социальную ситуацию м/у ним и экспериментатором.
*ребенок раннего возраста реагирует на человека в ситуации собственной беспомощности, но его реакция носит дифференцированный характер. При невозможности самому достать предмет он обращается уже не к цели, которая остается недостижимой, а к руководителю опыта. Младенец продолжает обращаться к недостижимой цели.
5.Основные теории младенческого возраста.
Рефлексологическая теория. Теория трех ступеней. Структурная теория. Теория, понимающая младенческий возраст как субъективистскую стадию развития. Теория солипсизма, свойственного младенческому возрасту.
Кризис первого года жизни
1. становления ходьбы;
2. становления речи (этот период примерно длится 3 месяца);
3. гипобулических реакций (по Э. Кречмеру). Это первые акты протеста, противопоставления себя другим.
4. Выготский подробно описывает становление речи, потому что она связана со становлением детского сознания и с социальными отношениями ребенка.
Младенец испытывает потребность в общении со взрослым. Из-за того, что младенец сам не ходит, не может приблизить и отдалить от себя предмет, он должен действовать через других. Но ребенок еще не имеет средства общения — речи. В этом заключается противоречие в развитии ребенка. Ребенок создает ряд суррогатов речи: указательный жест, автономная речь — период перехода о безъязычного к языковому периоду развития. Понятие же этого периода предложил В. Элиасберг.
Первым описал автономную речь Ч. Дарвин.
Особенности автономной речи, выделенные Дарвином, а сформулированы и осмыслены Выготским:
1. Звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава, употребляемого взрослым («бо-бо», «пу-фу» и др., иногда обломки наших слов). Эта речь моторно, т.е. с артикуляционной, с фонетической стороны, не совпадает с нашей речью.
2. Слово, его значение охватывает целый ряд вещей, которые у нас никак не обозначаются одним словом. Пример: внук Дарвина первоначально звуком «УА» назвал плавающую утку, затем этим звуком он стал называть молоко, пролитое на столе, всякую жидкость.
3. Это свойство следует из первых двух. Общение при помощи такой речи возможно лишь между ребенком и теми людьми, которые понимают значения его слов.
4. Этот язык обычно аграмматичен, не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь. Здесь господствуют законы объединения междометий, переходящих друг в друга, напоминающих ряд бессвязных восклицаний.
Речь называется автономной потому, что она построена как бы по собственным законам, отличным от законов настоящей речи.
Таким образом, автономная речь — особый этап (обычно конец первого начало второго года жизни), переход о безъязычного к языковому периоду развития, который характерен для каждого ребенка и очень важен в развитии детской речи (что первым подчеркнул Выготский), потому что ребенок не может сразу овладеть взрослой речью. Автономная детская речь также соответствует своеобразному этапу в развитии мышления.
1. Негативизм. От обычного непослушания отличается тем, что ребенок не делает что-то не потому что не хочет этого делать, а именно потому что его об этом попросили. Дело доходит до того, что негативизм иногда вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию просьбы. Наиболее резкие формы – ребенок дает противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном.
2. Упрямство – такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется (обычная настойчивость), а потому что он этого потребовал.
3. Строптивость направлена не против человека, а против всего образа жизни, который сложился до 3 лет (против норм, против старых игрушек). При авторитарном воспитании строптивость выступает как главный симптом кризиса.
4. Своенравие (Я сам!) – тенденция к самостоятельности. Ребенок хочет всё делать сам.
5. Протест – бунт. Все в поведение ребенка приобретает черты протеста.
6. Обесценивание проявляется в конфликтах с взрослыми (Мама, ты дура!). В лексиконе появляются слова, которые обозначают все плохое. Отрицательное отношение может проявляться и по отношению к вещам.
8. Невротические реакции: энурез, ночные страхи, затруднение речи, заикание, припадки.
Значение кризиса 3-х лет:
1. Кризис – это новая стадия эмансипации ребенка
3. Происходит кризис личности – «Я», т.е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным конкретным желанием.
Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какоето одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта В этом смысле восприятие синекдохтично. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.
По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» Это относится и к развитию мышления. Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется не как дискурсивное или аутистическое, а как наглядно действенное Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними Говоря образно, это мышление, которое можно видеть глазами В Келер, а вслед за ним и К. Бюлер считали, что наглядно-действенное мышление ребенка аналогично интеллекту обезьян. Советские исследователи показали, что это не соответствует действительности Согласно Л. С. Выготскому, в интеллектуальном решении очень рано начинает играть роль речь. Она меняет характер всей интеллектуальной активности. Речь сразу же освобождает ребенка от многих зависимостей и, прежде всего, исчезает зависимость от поля восприятия. Согласно А. Н Леонтьеву, центральное значение имеет обобщение ребенком решения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема. П. Я. Гальперин подчеркивает, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы Ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную логику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладевает значениями предметов.
2. Ребенок начинает понимать смысл своих переживаний. Когда он радуется, он понимает: «я радуюсь». Он осознает сам факт своих переживаний. Благодаря этому возникает следующая особенность.
3. Обобщение чувств, т. е., если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация (неудача), у него возникает соответствующее аффективное образование (чувство неполноценности). Таким образом, на основе обобщения чувств у ребенка начинает формироваться самооценка, самолюбие, а также обобщенное отношение к окружающим.
4. Возникают противоречивые переживания, конфликты. Эти переживания возникают на основе разделения внешней и внутренней жизни и на основе понимания смысла своего переживания.
Тест по возрастной психологии
Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.
В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …
В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …
Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …
самосознания и личности
общения со сверстниками
Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.
В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …
констатацию и формирование
формирование и развитие
констатацию и коррекцию
наблюдение и констатацию
В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.
Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.
Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.
В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …
Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.
В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.
Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …
интимно-личное общение со сверстниками
Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.
Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.
Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.
Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …
Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова
Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева
А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова
П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова
Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.
Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …
второй половине XIX века
второй половине ХХ века
первой половине XIX века
первой половине ХХ века
Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …
способность к обобщению
Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …
Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …
тенденцию к устойчивости
переход стадий развития в уровни
Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …
Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …
операциональная концепция Ж. Пиаже
прагматическая функциональная психология У. Джеймса
теория проб и ошибок Э. Торндайка
ассоциативная психология Д. Гартли
Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.
Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к
общению со сверстниками
поиску смысла жизни
Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.
Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …
По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.
По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.
По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …
Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …
«как могут быть достигнуты цели?»
Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …
Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …
концепции конвергенции двух факторов
Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …
Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.
Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.
Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.
Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …
социальной ситуацией развития
динамикой развития возраста
условием психического развития
Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.
Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …
особым типом отношений «ребенок – учитель»
интимно-личностным общением со сверстниками
формированием соподчинения мотивов
рождением «жизненной перспективы»
Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.
Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …
Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …
Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …
Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …
Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …
Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …
Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.
Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.
Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …
Самооценка младшего школьника отличается …
Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …
Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.
Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.
Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …
Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …
Целью формирующего эксперимента является …
изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования
выявление наличного уровня психологического явления или качества
сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях
тестовое обследование детей
Центральной задачей младшей школы является формирование …
практических навыков чтения
практических навыков письма и счета
Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …
построение жизненных планов на будущее
возникновение стержневых личностных интересов
Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Стендовый доклад. Мониторинг школьного обучения
Стендовый доклад. Методическая система обучения
Порядок организации учебной деятельности
Диагностические ситуации для школы
Программа наблюдения за учащимися
Развлечение «На летней полянке» (для детей младшего дошкольного возраста на улице)
Особенности реформирования высшего образования ГДР и ФРГ
Современное состояние высшего образования Германии
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5365256 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.