лакай это что за нация
Мы пишем историю Великой Степи: Лакайцы
Далекие наши родственники в Таджикистане и в Афганистане Лакайцы
В аэропорту Алматы разговорился с одним парнишкой по имени Исмаил.(узнал позже) Говорили на казахском, но он говорил с небольшим отличительным говором. Спросил его откуда он и услышал в ответ что из Таджикистана. Я решил что он репатриант и спросил как давно он здесь. Выяснилось что 5 дней. Тогда я озадачился кто он по национальности. Выяснил что лакаец. (Никогда раньше не слышал о таком народе) — откуда знаешь казахский? — я не знаю казахского. (Серьезно ответил собеседник) — так ты говоришь со мной на нём. (Улыбаясь ему говорю) — я говорю на лакайском. (Не менее серьезно ответил он) В общем выяснилось что в Таджикистане есть такой народ и их не много не мало 2 млн. Также они есть в Афганистане и Узбекистане Родовой состав Лакайцев: Катаганы (Шанышкылы). Барласы. Баршалыки. Мангытаий, Моголтайи. Кунграды, Кыпчаки. Таракты. Ногайлы. Алтай-Карпаки. Джалаир. Телеу, Тама. Джагалбайлы. Тараклы. удивительное совпадение? Или случайность? Интересно среди каких народов остались одноименные вышеперечисленные племенные союзы?
Вот что пишут узбекские историки!
Локайцы или лакайцы-это одно из наиболее крупных даштикипчакских племён узбеков, заселяли южные территории Таджикистана, Узбекистана и север Афганистана. Считается, что Лакай как и Кара Ногай хан имя одного из монгольского военачальника! Локайцы были третьим по численности узбекским племенем в Восточной Бухаре-в 1924 году их насчитывалось 25400 человек. До революции их было больше, племя это особенно пострадало от басмачества, поскольку активно участвовала в движении. Локайцы-одна из самых воинственных в регионе этнических групп. Отряды Ибрагимбека, воевавшие в южном Таджикистане против советской власти до 1937 года, были укомплектованы именно локайцами. В настоящее время, локайцев 162560 человек. По данным переписи населения Таджикистана 2010 года численность локайцев в стране составила 65555 человек. Исследователи считали локайцев одним из родов даштикипчакских узбеков, пришедших в южные районы современного Таджикистана, в начале XVI в. вместе с Шейбани-ханом. Этнографическое изучение локайцев, проведенное Б.Кармышевой в 1945-50 гг. позволило установить, что они являются типичными представителями узбеков даштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты степняков. Среди этнонимов узбекских племён встречается очень мало совпадений с локайскими генонимами. Возможно, это объясняется тем, что локайцы по сравнению с другими узбеками составились из несколько иной группы даштикипчакских племён, в частности из аргынов, которые почти не были представлены в составе других узбекских племён. Больше всего сходных этнонимов у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кипчак, входившими в Средний жуз. По мнению Б.Кармышевой локайцы выделялись среди других узбеков близостью своей культуры к казахам. Эти наблюдения подтвердились антропологическими и диалектологическими исследованиями. Выяснилось, что среди потомков других узбекских групп даштикипчакского происхождения локайцы выделяются своей монголоидностью и в этом отношении близки к казахам, говор же их характеризуется значительно большей близостью к казахскому и каракалпакскому языкам, чем говоры остальных джокающих групп узбеков. Эти особенности, возможно, указывают на то, что локайцы переселились в Мовароуннахр позже остальных узбекских племён. Предания самих локайцев, записанные Б.Кармышевой в 40-годы гласят о том, что первоначально они были одним из 16 подразделений узбекского племени катаган (шанышкылы) и жили в Балхе. При правителе Махмудхане (в конце XVII в.) они перебрались в Хисар. Доктор Лорд приводит генеалогию племени катаган, извлеченную им из письменных документов предположительно конца XVII-начала XVIII века. В ней локайцы указаны как одно из 16 подразделений (уруг) племени катаган. Известный локаец курбаши Ибрагимбек, прозванный Наполеоном.
Руслан Шынтас
Что происходит в Казахстане и мире? Объясняем на нашем YouTube-канале и в наших сообществах на Facebook. Подпишись, чтобы узнавать обо всём самым первым!
Лакай это что за нация
Вопрос о происхождении этого племени и о времени его поселения на правобережье Амударьи неоднократно рассматривался не только в историко-этнографической, но и в зоотехнической литературе в связи с изучением известной локайской породы лошадей.
К началу 50-х годов наметились две гипотезы о происхождении локайцев и о времени их поселения в местах современного обитания. Исследователи, придерживающиеся первой гипотезы, считали локайцев одним из родов даштикипчакеких узбеков, пришедших в бассейн правых притоков Амударьи, в частности в южные районы современного Таджикистана, в начале XVI в. вместе с Шейбани-ханом [66, 367; 360, 512; 202, 53; 267, 90]. При этом некоторые авторы, ссылаясь на предания локайцев об их происхождении от одного из чингисхановых военачальников по имени Локай, допускали возможность их прихода в Среднюю Азию в конце первой четверти XIII в., т. е. вместе с полчищами Чингисхана [137, 28; 16, 62; 359, 222]. Исследователи, выдвинувшие вторую гипотезу, отвергая принадлежность локайцев к даштикипчакским узбекам, связывали их происхождение с карлуками и относили их появление в бассейне правых притоков Амударьи ко времени, предшествующему завоеванию Средней Азии арабами [228, 198; 218, 53].
Этнографическое изучение локайцев, проведенное мной в 1945—1950 гг., позволило установить, что они являются типичными представителями узбеков даштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты, роднящие их с казахами [155, 11 —29; 165; 157, 121 — 159]. Для выяснения происхождения локайцев я прежде всего обратилась к их генеонимам. Сравнительный анализ их показал, что наименование локай у других тюркских народов и племен пока не встречено. Можно предполагать, что оно возникло относительно поздно, во время окончательного сложения локайского союза уже на современной его территории, и происходит от имени или прозвища предводителя какого-то рода или племени, сыгравшего большую роль в организации союза, как об этом говорят локайские предания.
Из зарегистрированных мною 155 названий локайских родо-племенных подразделений 69 обнаружены среди других тюркоязычных кочевников.
Локайцы почти не имели общих этнонимов с ранними узбекскими племенами Южного Таджикистана, за исключением двух названий весьма сомнительного созвучия — локайского шекей и шакайди карлуков Афганистана и совпадения одного элемента этнонима тентекавлод с барласскими — крыктентак и элликтентак (совпадение может быть и случайным, так как слово тентак — придурковатый, глупый, сумасбродный — часто употребляется в разговорной речи).
Больше всего сходных этнонимов (38) у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кыпчак, входившими в Средний жуз (28). При внимательном анализе названий казахских родов, входивших в Старший и Младший жузы, оказалось, что некоторые из них, совпадавшие с локайскими, происходят также от указанных четырех племен, образовавших Средний жуз. Следовательно, совпадений локайских этнонимов с этнонимами племен Среднего жуза, в частности аргынов, фактически больше.
Н. А. Аристов доказал, что роды туртоул и суюндук являются аргынскими, а в состав других племен они попали в результате передвижений и смешений [30, 358 — 366]. Наименование байрам у казахов не встречалось. Однако Н. А. Аристов привел аргынское сказание о том, что у одного из потомков Алаша, родоначальника всех казахов, был сын Аргын, старшая жена которого родила сына Майрама*, а у него родились два сына — Кувандык и Суюндук [30, 363]. У казахских аргынов существовал род кувандык, который И. П. Магидович отождествлял с локайским куюндук [228, 198]. Последнего названия среди локайцев мне не приходилось встречать; хотя в 20-х годах попадалось какое-то мелкое подразделение куюндук. У локайцев же распространено собственное имя Кувандык. Таким образом, локайское название байрам может считаться аргынским. Род кувандык (куюндук, зарегистрированный в 1924 г.) также аргынского происхождения.
И. П. Магидович отождествлял локайский этноним бурундук с аргынским бегендик, который был и у туркмен племени теке. Однако мне такое отождествление кажется сомнительным, так же как его же отождествление локайского девет с туркменским дат.
Локайское родовое название джака, созвучное с джакай (джакау) казахов Младшего жуза, можно рассматривать как аргынское, так как у казахов этот этноним относился к подразделению рода каракисяк, который, как доказал Н. А. Аристов, являлся аргынским.
Среди этнонимов Старшего жуза казахов я обнаружила 11 названий, сходных с локайскими. Из них только два — кармыш и кунту — не имеют аналогий среди этнонимов Среднего и Младшего жузов. Однако название кармыш встречалось также среди родовых подразделений киргизского племени кыпчак, и, следовательно, род кармыш по происхождению был связан с кипчаками Среднего жуза казахов, к которому относились и аргыны*.
Из всех известных мне киргизских этнонимов 19 совпадают с локайскими, причем 5 из них встречаются и среди этнонимов Среднего жуза, в числе последних такие древние наименования, как тума и чура. Среди остальных, т.е. не имевших аналогий в этнонимах Среднего жуза, есть уже отмеченный мной род кармыш.
Из всего сказанного становится очевидным, что значительная часть локайцев сложилась из тех же этнических компонентов, что и казахи Среднего и частично Младшего жузов.
Следует остановиться еще на одном этнониме. У локайцев под названием курдек был известен многочисленный род из группы эсанходжа. Группы с таким же названием существовали у тобольских и тарских татар [30, 350; 285, 25], которые жили в непосредственном соседстве с казахами Среднего жуза, имели с ними некоторое родство в происхождении и общую историческую судьбу на длительном отрезке времени, когда они входили в улус Джучи, его сына Шейбана, а позже — Абулхайра. В. В. Радлов считал, что роды курдек, туралы и аялы с древности живут в Сибири, и отмечал, что курдекн по сравнению с туралы мало смешались с пришлыми «бухарцами».
Некоторые мои информаторы-локайцы считали курдек самостоятельным родом. Житель кишлака Шурча Яванского района Кувандык Алишев в 1949 г. рассказал мне предание о том, что родоначальник эсенходжинцев Эсанходжа женился на женщине, имевшей сына от первого брака, которого звали Курдек. Потомство Курдека, согласно преданию, не принадлежало к числу собственно эсанходжинских родов. Видимо, осколок рода курдек сибирских татар пристал в свое время к одному из аргынских родов, вошедших впоследствии в состав локайцев. В домонгольскую и монгольскую эпоху территория расселения аргынов простиралась от оз. Балхаш до границ Сибири, а в XIV — XVI вв. их кочевой путь лежал от Сырдарьи на север до низовьев Ишима и Иртыша [92, 69]. Еще Н. А. Аристов заметил такое как бы правило, что если какой-либо род или осколок племени присоединяется к другому или если какое-либо племя мельчает, распадается, то в народном сознании это находит отражение в виде преданий, в которых родоначальник чуждого по происхождению (присоединившегося) племени счи-тается приемным сыном или сводным братом родоначальника основного племени.
Имеется еще несколько других совпадений локайских этнонимов с этнонимами народов Южной Сибири. В этой связи хотелось бы еще отметить, что название р. Мрассу, бассейн которой населяют шорцы, созвучно с локайским этнонимом мраз.
Обращает на себя внимание и такой факт: среди этнонимов узбекских племен встречается очень мало совпадений с локайскими генеонимами. Это объясняется, возможно, недостаточностью материала по узбекской этнонимике, а возможно, и тем, что локайцы по сравнению с другими узбеками составились из несколько иной группы даштикипчакских племен, в частности из аргынов, которые почти не были представлены в составе других узбекских племен, как подметил еще И. П. Магидович [228, 198].
Выше я подчеркивала, что локайцы выделялись среди других узбеков близостью своей культуры к казахам. Эти наблюдения подтвердились антропологическими и диалектологическими исследованиями. Выяснилось, что даже среди потомков других узбекских групп даштикипчакского происхождения локайцы, подобно марка, выделяются своей монголоидностью и в этом отношении близки к казахам [265, 17] (см. рис. 15); говор же их, как и говор марка, характеризуется значительно большей близостью к казахскому и каракалпакскому языкам, чем говоры остальных джокающих групп узбеков [374, 8—11, 15 и сл.]. Не указывают ли эти особенности на то, что локайцы переселились в Мавераннахр позже остальных узбекских племен? Такое предположение допустимо, так как казахи-аргыны, с которыми у локайцев несомненны генетические связи, жили накануне джунгарского нашествия на Сырдарье (на юге — до пределов Нураты и Самарканда), но под натиском последних были вынуждены частью уйти на север, а частью — на юг, к Самарканду [92, 69].
В XVII в. отдельные группы аргынов могли продвинуться далеко на юг, а позже, после 1723 г., к ним могли присоединиться ряд других групп казахов из числа тех, которые входили в Младший жуз, ибо есть свидетельства о том, что тогда остатки Младшего жуза откочевали в пределы Бухарского и Хивинского ханств [192, 69, 70]. Однако достоверных данных о времени поселения локайцев в бассейне Амударьи нет. Предания самих локайцев, записанные мной в 40-е годы, гласят о том, что первоначально они были одним из 16 подразделений узбекского племени катаган и жили в Балхе. При правителе Махмуд-хане (по-видимому, Махмуд-бий аталык катаган, фактически полновластно правивший Балхом в конце XVII в.) они перебрались в Хисар, откуда часть их перекочевала в Бальджуан. По другой версии, они сначала обосновались в Бальджуане, а затем часть их перекочевала в Хисар [165, 22—26; 155, 24, 25]. Принимая каждое поколение за 30 лет, переселение локайцев из Балха в Хисар и Бальджуан можно отнести к концу XVII — началу XVIII в. В то время в состав Балхского вилаета входил не только Кундуз, но и правобережные владения — Куляб, Курган-Тюбе, Кабадиан, Термез и временами Хисар [241, 9].
Доктор Лорд, член экспедиции А. Бориса, британский политический представитель в Северном Афганистане в 30-х годах XIX в., приводит генеалогию племени катаган, извлеченную им из письменных документов предположительно конца XVII — начала XVIII в. В ней локайцы указаны как одно из 16 подразделений (уруг) племени катаган, при этом отмечено, что они. в числе 5 тыс. семейств живут в Кулябе и Сангтуда [203, 273], местности на берегу Вахша по дороге из Курган-Тюбе в Дангару. По свидетельству доктора Лорда, во время его пребывания в Кундузе, когда там правителем был Мурад-бек (по данным Кушкеки, прямой потомок Махмуд-бия аталыка [74, 9—11]), локайцы жили в Бальджуане [203, 271].
Завершая раздел о локайцах, следует подчеркнуть, что хотя в их культуре, быте, физическом типе и говоре в начале XX в. еще ярко выступали черты, указывающие на родство с казахами, но все же они, бесспорно, относились к одному из узбекских племен даштикипчакского происхождения. В их культуре преобладали черты, характерные для узбекского народа в целом, антропологически они были представителями расы Среднеазиатского междуречья и говорили на одном из диалектов узбекского языка. Все это свидетельствует о том, что локайцы за время жизни в Мавераннахре вобрали в свой состав немало местных этнических компонентов различного происхождения. Не исключена возможность, что в состав локайцев в период их пребывания в Балхе вошли отдельные группы тех аргынов, которые жили здесь задолго до прихода узбекских племен из Дашти-Кипчака и, по свидетельству Бабура, принимали самое активное участие в бурных событиях в государстве Тимуридов. Браки на таджичках, нередкие среди локайцев, внесли в них таджикские элементы не только антропологические, но и культурно-исторические. Есть основания предполагать, что этнические элементы киргизского происхождения также вошли в состав локайцев в основном в бассейне Амударьи (см. стр. 245).
Лакайцы: как живет одно из самых больших узбекских племен Таджикистана
Лакайцы: как живет одно из самых больших узбекских племен Таджикистана
No media source currently available
Таджикистан – многонациональная республика, здесь живут представители восьмидесяти национальностей, народностей и этнических групп. Почти 80% населения страны составляет титульная нация, таджики. Узбеков порядка 15%, а одна из самых многочисленных узбекских народностей Таджикистана – лакайцы. В начале XX века они были третьим по величине народом в районах Восточной Бухары, но сегодня их осталось всего семьдесят тысяч человек.
Лакайцам есть чем гордиться в своем прошлом: этнографы считают эту народность самой древней тюркской частью населения степей Центральной Азии. На территорию нынешнего Таджикистана лакайцы пришли из древнего Мавераннахра, а потом много веков кочевали вдоль двух рек страны, Пянджа и Кафернигана.
«У нас здесь два основных племени – Эсанходжа и Бадрохли. Есть еще два племени в стороне Куляба – Байрам и Уч-уул. Так что в общем у нас четыре племени, – рассказывает старейшина лакайцев Бобондех Гульмуродов. – В XII-XIII веках наши предки пришли из Балха. Мы, Эсанходжа пришли на эти земли и расселились вдоль берега реки Каферниган».
В течении многих столетий кочевое племя отказывалось платить дань в казну. И только в XIX веке Бухарский эмират наконец-то заставил лакайцев принять оседлый образ жизни. Но даже занявшись сельским хозяйством, лакайцы сохранили бунтарский дух. В XX веке именно они в основном сражались против советской власти – аж до 1931 года. Одним из самых известных басмачей (так называли тогда повстанцев в Центральной Азии), был Ибрагимбек. В те годы его даже называли лакайским Наполеоном или лакайским Шамилем.
Сегодня оставшиеся лакайцы бережно хранят свой язык, традиции и обычаи, и, несмотря на тесное соседство с таджиками, не потеряли самобытность своей культуры. До сих пор, как и у их предков-кочевников, самым главным богатством и гордостью членов племени является конь. Лошади есть у каждого, кто может себе позволить их содержать.
«Когда приходим с работы, коня сначала хорошо почистим. Накидываем на него старые вещи. Даем лечебные травы, потом овес, – рассказывает лакайский пастух Карахол Гульмуродов. – В день конь съедает 4-5 килограммов».
В пятидесятые годы прошлого века, на смену маленьким кочевым лошадкам, была выведена новая порода лакайских коней – высокие, крепкие. Их можно было впрячь в плуг, использовать для выпаса скота и участвовать в скачках.
«Мы, лакайцы, всегда жили плечом к плечу с таджиками, разделения на лакайцев и таджиков у нас никогда не было, – вспоминает Бобондех Гульмуродов. – Борцы боролись вместе на траве, вместе играли в козлодрание, вместе собирали хлопок. Но, мы, лакайцы все же больше занимаемся животноводством».
Лошади используются также для самой популярной среди лакайцев и таджиков игры – Бузкаши (козлодрание). В бузкаши играют на большом поле.