лакай это что за нация

Мы пишем историю Великой Степи: Лакайцы

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нацияДалекие наши родственники в Таджикистане и в Афганистане Лакайцы

В аэропорту Алматы разговорился с одним парнишкой по имени Исмаил.(узнал позже) Говорили на казахском, но он говорил с небольшим отличительным говором. Спросил его откуда он и услышал в ответ что из Таджикистана. Я решил что он репатриант и спросил как давно он здесь. Выяснилось что 5 дней. Тогда я озадачился кто он по национальности. Выяснил что лакаец. (Никогда раньше не слышал о таком народе) — откуда знаешь казахский? — я не знаю казахского. (Серьезно ответил собеседник) — так ты говоришь со мной на нём. (Улыбаясь ему говорю) — я говорю на лакайском. (Не менее серьезно ответил он) В общем выяснилось что в Таджикистане есть такой народ и их не много не мало 2 млн. Также они есть в Афганистане и Узбекистане Родовой состав Лакайцев: Катаганы (Шанышкылы). Барласы. Баршалыки. Мангытаий, Моголтайи. Кунграды, Кыпчаки. Таракты. Ногайлы. Алтай-Карпаки. Джалаир. Телеу, Тама. Джагалбайлы. Тараклы. удивительное совпадение? Или случайность? Интересно среди каких народов остались одноименные вышеперечисленные племенные союзы?
Вот что пишут узбекские историки!

Локайцы или лакайцы-это одно из наиболее крупных даштикипчакских племён узбеков, заселяли южные территории Таджикистана, Узбекистана и север Афганистана. Считается, что Лакай как и Кара Ногай хан имя одного из монгольского военачальника! Локайцы были третьим по численности узбекским племенем в Восточной Бухаре-в 1924 году их насчитывалось 25400 человек. До революции их было больше, племя это особенно пострадало от басмачества, поскольку активно участвовала в движении. Локайцы-одна из самых воинственных в регионе этнических групп. Отряды Ибрагимбека, воевавшие в южном Таджикистане против советской власти до 1937 года, были укомплектованы именно локайцами. В настоящее время, локайцев 162560 человек. По данным переписи населения Таджикистана 2010 года численность локайцев в стране составила 65555 человек. Исследователи считали локайцев одним из родов даштикипчакских узбеков, пришедших в южные районы современного Таджикистана, в начале XVI в. вместе с Шейбани-ханом. Этнографическое изучение локайцев, проведенное Б.Кармышевой в 1945-50 гг. позволило установить, что они являются типичными представителями узбеков даштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты степняков. Среди этнонимов узбекских племён встречается очень мало совпадений с локайскими генонимами. Возможно, это объясняется тем, что локайцы по сравнению с другими узбеками составились из несколько иной группы даштикипчакских племён, в частности из аргынов, которые почти не были представлены в составе других узбекских племён. Больше всего сходных этнонимов у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кипчак, входившими в Средний жуз. По мнению Б.Кармышевой локайцы выделялись среди других узбеков близостью своей культуры к казахам. Эти наблюдения подтвердились антропологическими и диалектологическими исследованиями. Выяснилось, что среди потомков других узбекских групп даштикипчакского происхождения локайцы выделяются своей монголоидностью и в этом отношении близки к казахам, говор же их характеризуется значительно большей близостью к казахскому и каракалпакскому языкам, чем говоры остальных джокающих групп узбеков. Эти особенности, возможно, указывают на то, что локайцы переселились в Мовароуннахр позже остальных узбекских племён. Предания самих локайцев, записанные Б.Кармышевой в 40-годы гласят о том, что первоначально они были одним из 16 подразделений узбекского племени катаган (шанышкылы) и жили в Балхе. При правителе Махмудхане (в конце XVII в.) они перебрались в Хисар. Доктор Лорд приводит генеалогию племени катаган, извлеченную им из письменных документов предположительно конца XVII-начала XVIII века. В ней локайцы указаны как одно из 16 подразделений (уруг) племени катаган. Известный локаец курбаши Ибрагимбек, прозванный Наполеоном.

Руслан Шынтас

Что происходит в Казахстане и мире? Объясняем на нашем YouTube-канале и в наших сообществах на Facebook. Подпишись, чтобы узнавать обо всём самым первым!

Источник

Лакай это что за нация

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

Вопрос о происхождении этого племени и о времени его поселения на правобережье Амударьи неоднократно рассматривался не только в историко-этнографической, но и в зоотехнической литературе в связи с изучением известной локайской породы лошадей.

К началу 50-х годов наметились две гипотезы о происхождении локайцев и о времени их поселения в местах современного обитания. Исследователи, придерживающиеся первой гипотезы, считали локайцев одним из родов даштикипчакеких узбеков, пришедших в бассейн правых притоков Амударьи, в частности в южные районы современного Таджикистана, в начале XVI в. вместе с Шейбани-ханом [66, 367; 360, 512; 202, 53; 267, 90]. При этом некоторые авторы, ссылаясь на предания локайцев об их происхождении от одного из чингисхановых военачальников по имени Локай, допускали возможность их прихода в Среднюю Азию в конце первой четверти XIII в., т. е. вместе с полчищами Чингисхана [137, 28; 16, 62; 359, 222]. Исследователи, выдвинувшие вторую гипотезу, отвергая принадлежность локайцев к даштикипчакским узбекам, связывали их происхождение с карлуками и относили их появление в бассейне правых притоков Амударьи ко времени, предшествующему завоеванию Средней Азии арабами [228, 198; 218, 53].

Этнографическое изучение локайцев, проведенное мной в 1945—1950 гг., позволило установить, что они являются типичными представителями узбеков даштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты, роднящие их с казахами [155, 11 —29; 165; 157, 121 — 159]. Для выяснения происхождения локайцев я прежде всего обратилась к их генеонимам. Сравнительный анализ их показал, что наименование локай у других тюркских народов и племен пока не встречено. Можно предполагать, что оно возникло относительно поздно, во время окончательного сложения локайского союза уже на современной его территории, и происходит от имени или прозвища предводителя какого-то рода или племени, сыгравшего большую роль в организации союза, как об этом говорят локайские предания.

Из зарегистрированных мною 155 названий локайских родо-племенных подразделений 69 обнаружены среди других тюркоязычных кочевников.

Локайцы почти не имели общих этнонимов с ранними узбекскими племенами Южного Таджикистана, за исключением двух названий весьма сомнительного созвучия — локайского шекей и шакайди карлуков Афганистана и совпадения одного элемента этнонима тентекавлод с барласскими — крыктентак и элликтентак (совпадение может быть и случайным, так как слово тентак — придурковатый, глупый, сумасбродный — часто употребляется в разговорной речи).

Больше всего сходных этнонимов (38) у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кыпчак, входившими в Средний жуз (28). При внимательном анализе названий казахских родов, входивших в Старший и Младший жузы, оказалось, что некоторые из них, совпадавшие с локайскими, происходят также от указанных четырех племен, образовавших Средний жуз. Следовательно, совпадений локайских этнонимов с этнонимами племен Среднего жуза, в частности аргынов, фактически больше.

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

Н. А. Аристов доказал, что роды туртоул и суюндук являются аргынскими, а в состав других племен они попали в результате передвижений и смешений [30, 358 — 366]. Наименование байрам у казахов не встречалось. Однако Н. А. Аристов привел аргынское сказание о том, что у одного из потомков Алаша, родоначальника всех казахов, был сын Аргын, старшая жена которого родила сына Майрама*, а у него родились два сына — Кувандык и Суюндук [30, 363]. У казахских аргынов существовал род кувандык, который И. П. Магидович отождествлял с локайским куюндук [228, 198]. Последнего названия среди локайцев мне не приходилось встречать; хотя в 20-х годах попадалось какое-то мелкое подразделение куюндук. У локайцев же распространено собственное имя Кувандык. Таким образом, локайское название байрам может считаться аргынским. Род кувандык (куюндук, зарегистрированный в 1924 г.) также аргынского происхождения.

И. П. Магидович отождествлял локайский этноним бурундук с аргынским бегендик, который был и у туркмен племени теке. Однако мне такое отождествление кажется сомнительным, так же как его же отождествление локайского девет с туркменским дат.

Локайское родовое название джака, созвучное с джакай (джакау) казахов Младшего жуза, можно рассматривать как аргынское, так как у казахов этот этноним относился к подразделению рода каракисяк, который, как доказал Н. А. Аристов, являлся аргынским.

Среди этнонимов Старшего жуза казахов я обнаружила 11 названий, сходных с локайскими. Из них только два — кармыш и кунту — не имеют аналогий среди этнонимов Среднего и Младшего жузов. Однако название кармыш встречалось также среди родовых подразделений киргизского племени кыпчак, и, следовательно, род кармыш по происхождению был связан с кипчаками Среднего жуза казахов, к которому относились и аргыны*.

Из всех известных мне киргизских этнонимов 19 совпадают с локайскими, причем 5 из них встречаются и среди этнонимов Среднего жуза, в числе последних такие древние наименования, как тума и чура. Среди остальных, т.е. не имевших аналогий в этнонимах Среднего жуза, есть уже отмеченный мной род кармыш.

Из всего сказанного становится очевидным, что значительная часть локайцев сложилась из тех же этнических компонентов, что и казахи Среднего и частично Младшего жузов.

Следует остановиться еще на одном этнониме. У локайцев под названием курдек был известен многочисленный род из группы эсанходжа. Группы с таким же названием существовали у тобольских и тарских татар [30, 350; 285, 25], которые жили в непосредственном соседстве с казахами Среднего жуза, имели с ними некоторое родство в происхождении и общую историческую судьбу на длительном отрезке времени, когда они входили в улус Джучи, его сына Шейбана, а позже — Абулхайра. В. В. Радлов считал, что роды курдек, туралы и аялы с древности живут в Сибири, и отмечал, что курдекн по сравнению с туралы мало смешались с пришлыми «бухарцами».

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

Некоторые мои информаторы-локайцы считали курдек самостоятельным родом. Житель кишлака Шурча Яванского района Кувандык Алишев в 1949 г. рассказал мне предание о том, что родоначальник эсенходжинцев Эсанходжа женился на женщине, имевшей сына от первого брака, которого звали Курдек. Потомство Курдека, согласно преданию, не принадлежало к числу собственно эсанходжинских родов. Видимо, осколок рода курдек сибирских татар пристал в свое время к одному из аргынских родов, вошедших впоследствии в состав локайцев. В домонгольскую и монгольскую эпоху территория расселения аргынов простиралась от оз. Балхаш до границ Сибири, а в XIV — XVI вв. их кочевой путь лежал от Сырдарьи на север до низовьев Ишима и Иртыша [92, 69]. Еще Н. А. Аристов заметил такое как бы правило, что если какой-либо род или осколок племени присоединяется к другому или если какое-либо племя мельчает, распадается, то в народном сознании это находит отражение в виде преданий, в которых родоначальник чуждого по происхождению (присоединившегося) племени счи-тается приемным сыном или сводным братом родоначальника основного племени.

Имеется еще несколько других совпадений локайских этнонимов с этнонимами народов Южной Сибири. В этой связи хотелось бы еще отметить, что название р. Мрассу, бассейн которой населяют шорцы, созвучно с локайским этнонимом мраз.

Обращает на себя внимание и такой факт: среди этнонимов узбекских племен встречается очень мало совпадений с локайскими генеонимами. Это объясняется, возможно, недостаточностью материала по узбекской этнонимике, а возможно, и тем, что локайцы по сравнению с другими узбеками составились из несколько иной группы даштикипчакских племен, в частности из аргынов, которые почти не были представлены в составе других узбекских племен, как подметил еще И. П. Магидович [228, 198].

Выше я подчеркивала, что локайцы выделялись среди других узбеков близостью своей культуры к казахам. Эти наблюдения подтвердились антропологическими и диалектологическими исследованиями. Выяснилось, что даже среди потомков других узбекских групп даштикипчакского происхождения локайцы, подобно марка, выделяются своей монголоидностью и в этом отношении близки к казахам [265, 17] (см. рис. 15); говор же их, как и говор марка, характеризуется значительно большей близостью к казахскому и каракалпакскому языкам, чем говоры остальных джокающих групп узбеков [374, 8—11, 15 и сл.]. Не указывают ли эти особенности на то, что локайцы переселились в Мавераннахр позже остальных узбекских племен? Такое предположение допустимо, так как казахи-аргыны, с которыми у локайцев несомненны генетические связи, жили накануне джунгарского нашествия на Сырдарье (на юге — до пределов Нураты и Самарканда), но под натиском последних были вынуждены частью уйти на север, а частью — на юг, к Самарканду [92, 69].

В XVII в. отдельные группы аргынов могли продвинуться далеко на юг, а позже, после 1723 г., к ним могли присоединиться ряд других групп казахов из числа тех, которые входили в Младший жуз, ибо есть свидетельства о том, что тогда остатки Младшего жуза откочевали в пределы Бухарского и Хивинского ханств [192, 69, 70]. Однако достоверных данных о времени поселения локайцев в бассейне Амударьи нет. Предания самих локайцев, записанные мной в 40-е годы, гласят о том, что первоначально они были одним из 16 подразделений узбекского племени катаган и жили в Балхе. При правителе Махмуд-хане (по-видимому, Махмуд-бий аталык катаган, фактически полновластно правивший Балхом в конце XVII в.) они перебрались в Хисар, откуда часть их перекочевала в Бальджуан. По другой версии, они сначала обосновались в Бальджуане, а затем часть их перекочевала в Хисар [165, 22—26; 155, 24, 25]. Принимая каждое поколение за 30 лет, переселение локайцев из Балха в Хисар и Бальджуан можно отнести к концу XVII — началу XVIII в. В то время в состав Балхского вилаета входил не только Кундуз, но и правобережные владения — Куляб, Курган-Тюбе, Кабадиан, Термез и временами Хисар [241, 9].

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

Доктор Лорд, член экспедиции А. Бориса, британский политический представитель в Северном Афганистане в 30-х годах XIX в., приводит генеалогию племени катаган, извлеченную им из письменных документов предположительно конца XVII — начала XVIII в. В ней локайцы указаны как одно из 16 подразделений (уруг) племени катаган, при этом отмечено, что они. в числе 5 тыс. семейств живут в Кулябе и Сангтуда [203, 273], местности на берегу Вахша по дороге из Курган-Тюбе в Дангару. По свидетельству доктора Лорда, во время его пребывания в Кундузе, когда там правителем был Мурад-бек (по данным Кушкеки, прямой потомок Махмуд-бия аталыка [74, 9—11]), локайцы жили в Бальджуане [203, 271].

Завершая раздел о локайцах, следует подчеркнуть, что хотя в их культуре, быте, физическом типе и говоре в начале XX в. еще ярко выступали черты, указывающие на родство с казахами, но все же они, бесспорно, относились к одному из узбекских племен даштикипчакского происхождения. В их культуре преобладали черты, характерные для узбекского народа в целом, антропологически они были представителями расы Среднеазиатского междуречья и говорили на одном из диалектов узбекского языка. Все это свидетельствует о том, что локайцы за время жизни в Мавераннахре вобрали в свой состав немало местных этнических компонентов различного происхождения. Не исключена возможность, что в состав локайцев в период их пребывания в Балхе вошли отдельные группы тех аргынов, которые жили здесь задолго до прихода узбекских племен из Дашти-Кипчака и, по свидетельству Бабура, принимали самое активное участие в бурных событиях в государстве Тимуридов. Браки на таджичках, нередкие среди локайцев, внесли в них таджикские элементы не только антропологические, но и культурно-исторические. Есть основания предполагать, что этнические элементы киргизского происхождения также вошли в состав локайцев в основном в бассейне Амударьи (см. стр. 245).

Источник

Лакайцы: как живет одно из самых больших узбекских племен Таджикистана

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

Лакайцы: как живет одно из самых больших узбекских племен Таджикистана

No media source currently available

Таджикистан – многонациональная республика, здесь живут представители восьмидесяти национальностей, народностей и этнических групп. Почти 80% населения страны составляет титульная нация, таджики. Узбеков порядка 15%, а одна из самых многочисленных узбекских народностей Таджикистана – лакайцы. В начале XX века они были третьим по величине народом в районах Восточной Бухары, но сегодня их осталось всего семьдесят тысяч человек.

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

Лакайцам есть чем гордиться в своем прошлом: этнографы считают эту народность самой древней тюркской частью населения степей Центральной Азии. На территорию нынешнего Таджикистана лакайцы пришли из древнего Мавераннахра, а потом много веков кочевали вдоль двух рек страны, Пянджа и Кафернигана.

«У нас здесь два основных племени – Эсанходжа и Бадрохли. Есть еще два племени в стороне Куляба – Байрам и Уч-уул. Так что в общем у нас четыре племени, – рассказывает старейшина лакайцев Бобондех Гульмуродов. – В XII-XIII веках наши предки пришли из Балха. Мы, Эсанходжа пришли на эти земли и расселились вдоль берега реки Каферниган».

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

В течении многих столетий кочевое племя отказывалось платить дань в казну. И только в XIX веке Бухарский эмират наконец-то заставил лакайцев принять оседлый образ жизни. Но даже занявшись сельским хозяйством, лакайцы сохранили бунтарский дух. В XX веке именно они в основном сражались против советской власти – аж до 1931 года. Одним из самых известных басмачей (так называли тогда повстанцев в Центральной Азии), был Ибрагимбек. В те годы его даже называли лакайским Наполеоном или лакайским Шамилем.

Сегодня оставшиеся лакайцы бережно хранят свой язык, традиции и обычаи, и, несмотря на тесное соседство с таджиками, не потеряли самобытность своей культуры. До сих пор, как и у их предков-кочевников, самым главным богатством и гордостью членов племени является конь. Лошади есть у каждого, кто может себе позволить их содержать.

лакай это что за нация. Смотреть фото лакай это что за нация. Смотреть картинку лакай это что за нация. Картинка про лакай это что за нация. Фото лакай это что за нация

«Когда приходим с работы, коня сначала хорошо почистим. Накидываем на него старые вещи. Даем лечебные травы, потом овес, – рассказывает лакайский пастух Карахол Гульмуродов. – В день конь съедает 4-5 килограммов».

В пятидесятые годы прошлого века, на смену маленьким кочевым лошадкам, была выведена новая порода лакайских коней – высокие, крепкие. Их можно было впрячь в плуг, использовать для выпаса скота и участвовать в скачках.

«Мы, лакайцы, всегда жили плечом к плечу с таджиками, разделения на лакайцев и таджиков у нас никогда не было, – вспоминает Бобондех Гульмуродов. – Борцы боролись вместе на траве, вместе играли в козлодрание, вместе собирали хлопок. Но, мы, лакайцы все же больше занимаемся животноводством».

Лошади используются также для самой популярной среди лакайцев и таджиков игры – Бузкаши (козлодрание). В бузкаши играют на большом поле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *