лакай национальность что означает

Войдите в ОК

КТО ТАКИЕ ЛОКАЙЦЫ?ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЛЕМЕНИ И ЭТНОНИМА.

Локайцы или лакайцы — это одно из наиболее крупных дашт-и-кипчакских племен узбеков, заселявшее южные территории Таджикистана и Узбекистана, а также север Афганистана.

К началу 1950-х годов наметились две гипотезы о происхождения локайцев и времени их поселения в местах современного обитания. Исследователи, придерживающиеся первой гипотезы, считали локайцев одним из родов дашт-и-кипчакских узбеков, пришедших в южные районы современного Таджикистана, в начале XVI в. вместе с Шейбани-ханом. Некоторые авторы, ссылаясь на предания локайцев об их происхождении от одного из чингисхановых военачальников по имени Локай, допускали возможность их прихода в Среднюю Азию в конце первой четверти XIII в., то есть вместе с полчищами Чингисхана. Исследователи, выдвинувшие вторую гипотезу, отвергая принадлежность локайцев к дашт-и-кипчакским узбекам, связывали их происхождения с карлуками и относили их появления в бассейне правых притоков Амударьи ко времени, предществующему завоеванию Средней Азии арабами.

Этнографическое изучение локайцев, проведенное Б.Кармышевой в 1945-50 гг. позволило установить, что они являются типичными представителями узбековдаштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты степняков.

Локайцы почти не имели общих этнонимов с ранними карлукоязычными племенами Южного Таджикистана. Также среди этнонимов узбекских племен встречается очень мало совпадений с локайскими генонимами. Возможно это объясняется тем, что локайцы по сравнению с другими узбеками составились из несколько иной группы даштикипчакских племен, в частности из аргынов, которые почти не были представлены в составе других узбекских племен, как подметил еще И. П. Магидович. Больше всего сходных этнонимов у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кипчак, входившими в Средней жуз. Совпадений локайских этнонимов с этнонимами племен Среднего жуза, в частности аргынов, фактически больше. Среди этнонимов Старшего жуза казахов Б.Кармышева обнаружила 11 названий, сходных с локайскими. 19 киргизских этнонимов совпадают с локайскими, причем 5 из них встречаются и среди этнонимов Среднего жуза. У локайцев группы эсанходжа под названием курдек существовали у тобольских и тарских татар, которые жили в непосредственном соседстве с казахами Среднего жуза. Из всего сказанного становится очевидным, что значительная часть локайцев сложилась из тех же этнических компонентов, что и казахи Среднего и частично Младшего жузов. Имеется еще несколько других совпадений локайских этнонимов с этнонимами народов Южной Сибири.

По мнению Б.Кармышевой локайцы выделялись среди других узбеков близостью своей культуры к казахам. Эти наблюдения подтвердились антропологическими и диалектологическими исследованиями. Выяснилось, что среди потомков других узбекских групп даштикипчакского происхождения локайцы выделяются своей монголоидностью и в этом отношении близки к казахам, говор же их характеризуется значительно большей близостью к казахскому и каракалпакскому языкам, чем говоры остальных джокающих групп узбеков. Эти особенности возможно указывают на то, что локайцы переселились в Мавераннахр позже остальных узбекских племен. Предания самих локайцев, записанные Б.Кармышевой в 1940-годы гласят, что первоначально они были одним из 16 подразделений узбекского племени катаган и жили в Балхе. При правители Махмуд-хане (в конце XVII в.) они перебрались в Хисар. Доктор Лорд, член экспедиции А. Бёрнса, британский политический представитель в Северном Афганистане в 30-х годах XIX века, приводит генеалогию племени катаган, извлеченную им из письменных документов предположительно конца XVII — начала XVIII века. В ней локайцы указаны как одно из 16 подразделений (уруг) племени катаган, при этом отмечено, что они в числе 5 тыс. семейств живут в Кулябе и Сангтуда, местности на берегу Вахша по дороге из Курган-Тюбе в Дангару.

Хотя в их культуре, быте, физическом типе и говоре в начале XX в. еще ярко выступали черты, указывающие на родство с казахами, но всё же они, бесспорно, относились к одному из узбекских племен дашт-и-кипчакского происхождения. В их культуре преобладали черты, характерные для узбекского народа в целом[3]. Все это свидетельствует о том, что локайцы за время жизни в Маварауннахре вобрали в свой состав немало местных этнических компонентов различного происхождения.

Источник

Лакайцы: как живет одно из самых больших узбекских племен Таджикистана

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

Лакайцы: как живет одно из самых больших узбекских племен Таджикистана

No media source currently available

Таджикистан – многонациональная республика, здесь живут представители восьмидесяти национальностей, народностей и этнических групп. Почти 80% населения страны составляет титульная нация, таджики. Узбеков порядка 15%, а одна из самых многочисленных узбекских народностей Таджикистана – лакайцы. В начале XX века они были третьим по величине народом в районах Восточной Бухары, но сегодня их осталось всего семьдесят тысяч человек.

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

Лакайцам есть чем гордиться в своем прошлом: этнографы считают эту народность самой древней тюркской частью населения степей Центральной Азии. На территорию нынешнего Таджикистана лакайцы пришли из древнего Мавераннахра, а потом много веков кочевали вдоль двух рек страны, Пянджа и Кафернигана.

«У нас здесь два основных племени – Эсанходжа и Бадрохли. Есть еще два племени в стороне Куляба – Байрам и Уч-уул. Так что в общем у нас четыре племени, – рассказывает старейшина лакайцев Бобондех Гульмуродов. – В XII-XIII веках наши предки пришли из Балха. Мы, Эсанходжа пришли на эти земли и расселились вдоль берега реки Каферниган».

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

В течении многих столетий кочевое племя отказывалось платить дань в казну. И только в XIX веке Бухарский эмират наконец-то заставил лакайцев принять оседлый образ жизни. Но даже занявшись сельским хозяйством, лакайцы сохранили бунтарский дух. В XX веке именно они в основном сражались против советской власти – аж до 1931 года. Одним из самых известных басмачей (так называли тогда повстанцев в Центральной Азии), был Ибрагимбек. В те годы его даже называли лакайским Наполеоном или лакайским Шамилем.

Сегодня оставшиеся лакайцы бережно хранят свой язык, традиции и обычаи, и, несмотря на тесное соседство с таджиками, не потеряли самобытность своей культуры. До сих пор, как и у их предков-кочевников, самым главным богатством и гордостью членов племени является конь. Лошади есть у каждого, кто может себе позволить их содержать.

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

«Когда приходим с работы, коня сначала хорошо почистим. Накидываем на него старые вещи. Даем лечебные травы, потом овес, – рассказывает лакайский пастух Карахол Гульмуродов. – В день конь съедает 4-5 килограммов».

В пятидесятые годы прошлого века, на смену маленьким кочевым лошадкам, была выведена новая порода лакайских коней – высокие, крепкие. Их можно было впрячь в плуг, использовать для выпаса скота и участвовать в скачках.

«Мы, лакайцы, всегда жили плечом к плечу с таджиками, разделения на лакайцев и таджиков у нас никогда не было, – вспоминает Бобондех Гульмуродов. – Борцы боролись вместе на траве, вместе играли в козлодрание, вместе собирали хлопок. Но, мы, лакайцы все же больше занимаемся животноводством».

Лошади используются также для самой популярной среди лакайцев и таджиков игры – Бузкаши (козлодрание). В бузкаши играют на большом поле.

Источник

Эволюция этнического состава Дагестана, часть 9: лакцы

Ещё в начале прошлого века лакцы жили исключительно в высокогорье в грубом треугольнике на территории Кавказа. Однако время внесло свои коррективы и для них.

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

Изначально, Лакский округ был очень грубым и включал в себя ряд даргинских сёл. В то же время в соседних округах, населённых аварцами, даргинцами и лезгинами также располагалось и располагается ряд лакских сёл, которые в результате последующего разукрупнения им так и не достались.

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

К 1939 году хоть и не видно существенных изменений, стоит отметить, что лакцы — народ довольно небольшой. Взять существенную долю в каком-либо районе или городе им намного тяжелее. Определённая доля лакцев отправилась в Каспийск и Буйнакск, но доля их была не велика. В образованных Лакском и Кулинском районах жили исключительно лакцы. Однако на момент переписи уже около 20% лакцев жило за пределами своего треугольника, что довольно много для того периода, когда горные народы только начинали свою миграцию на равнину.

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

В 1944 году СССР депортирует чеченцев, большая часть Ауховского района реорганизуется в Новолакский район, который государство заселяет лакцами. Лакцев селили прямо в те же дома и с течением времени они восстановили хозяйственную деятельность района. Копилку вопросов без ответов пополнил очередной вопрос — а почему собственно лакцы? Климат в Новолакском районе был другим. Да, в горной местности пахотной земли почти не было, но и Новолакском районе начиналось предгорье. Так или иначе, к 1970 году чеченцы в район ещё в значительной мере не вернулись, а большинство лакцев жили на равнине и предгорье. Лидером в административном плане стала Махачкала, а лакские районы не только перестали набирать в численности, но и постепенно сокращать её.

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

1989 год как правило отражает текучесть процессов предыдущих лет. С лакцами же всё не совсем так. Не смотря на то, что численность их росла, но горная доля продолжала падать, лакцы Ногайского и Бабаюртовского районов быстро покинуло данные районы, в основном переезжая в Махачкалу. Большая часть лакцев и так стремилась в Махачкалу (в которой жил уже каждый второй лакец) и Каспийск. Также к распаду СССР в Новолакский район вернулось довольно большое количество чеченцев, требовавшее восстановить этнобаланс в свою пользу путём переселения лакцев из района.

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

В конечном итоге эти планы начали реализовывать уже в России, создав т.н. Новострой, но из-за нехватки средств и отсутствия желания по настоящему реализовывать данный план, ситуация осталась в подвешенном состоянии. Если брать долевое распределение лакцев, то на сегодняшний день я его уже расписал здесь в контексте общего расселения на юге.

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

В 90-ых лакцы участвовали в общей тенденции создания нелегальных населённых пунктов в Бабаюртовском районе, численность которых не поддаётся оценке, но условное географическое распределение даёт им довольно значительную долю района. Оценить положение лакцев в целом довольно сложно, т.к. по различным оценкам это один из самых приписываемых народов Дагестана. Более подробное расселение лакцев

Напоминаю, в моём телеграм-канале работы выходят чаще и быстрее.

Источник

Лакцы

лакай национальность что означает. Смотреть фото лакай национальность что означает. Смотреть картинку лакай национальность что означает. Картинка про лакай национальность что означает. Фото лакай национальность что означает

ЛАКЦЫ, лак (самоназвание), народ в центральной части нагорного Дагестана.

Народ лакцы – это коренные жители Северного Кавказа. Первые упоминания о лакцах встречаются в арабских источниках VII-X веков, где рассказывается о феодальных царствах Туман и Гумик на территории современного Дагестана. Гумик – это древнее государство лакцев, а территория, которую они испокон веков заселяют, называется Лакией.

Версии о том, что лакцы происхождение имеют не дагестанское, опровергают наскальные изображения ущелья Виттурзивалу, рядом с которым предки лакцев поселились в незапамятные времена. Археологи датируют эти петроглифы V – I тысячелетием до н. э. По ним можно изучать, как совершалась эволюция мировоззрения людей, от которых произошли современные лакцы. Кроме того, эти наскальные изображения свидетельствуют о том, что предки лакцев через скифов, а потом через сармата-аланов взаимодействовали с индоиранским миром.

Также известно, что их древнее царство было христианским. Исламское государство на лакской территории возникло после нашествия Золотой Орды в XIII веке.

Территория проживания лакцев

Больше 4/5 представителей этого народа проживает в городах Дагестана. Они живут в основном в Лакском и Кулинском районах Дагестана. Из-за насильственного перемещения в сталинские времена часть лакцев были вынуждены перебраться в Ауховский (Новолакский) район.

Таким образом, лакский этнос исторически населяет центральную часть нагорного Дагестана. Это территория ущелий, труднодоступный горный край, где лето холоднее, чем в целом в Дагестане, и мало леса. В этих местах снег иногда может выпасть в июле, и фрукты вызревают плохо. Но нет и высоких хребтов, которые бы разделяли селения.

Численность лакцев

По данным переписи 2002 года, в России насчитывалось 178630 лакцев, в том числе на территории Дагестана – 161300.

История лакцев

Лакцы – первый этнос в Дагестане, у которого появилось государство. В начале новой эры разрозненные лакские поселки объединились в страну. А в VI веке по приказу персидского царя началось строительство Кумуха – исторической крепости-столицы Лакии, ведь в то время горный Дагестан был частью владений Персии.

В XIII веке Дагестан вошел в Арабский халифат. Именно тогда шамхалы (титул древних правителей Дагестана) Кумуха и остальной лакский народ приняли ислам, а Кумух стал крупным торговым и политическим центром Кавказа.

В XV веке Казикумухское шамхальство развалилось. Управлять страной стали хан и совет. Во времена ханов Дагестан стал ареной борьбы между Турцией, Россией и Персией. После смерти последнего хана в 1859 году Казикумухское ханство расформировали на четыре наибства: Вицхинское, Кумухское, Мукарское и Аштикулинское.

В 1922 году Лакский округ был выделен в отдельный район в составе Дагестанской АССР.

В 1944 году часть лакцев переселились на равнинные земли депортированных чеченцев, что в 1991 году привело к местному конфликту. В 2012 году лакцы утвердили собственные флаг и герб.

Язык лакцев

Лакский язык признан государственным в Дагестане, как и еще 13 языков. Этот язык относится к нахско-дагестанской группе кавказских языков. В мире насчитывается 146 тысяч носителей лакского языка. На этом языке издаются газеты, выходят передачи на ТВ.

В лакском языке насчитывается десять диалектов. До 30-х годов XX века лакская письменность основывалась на арабском алфавите, затем была переведена на латинский. В 40-х годах XX века была разработана лакская письменность на кириллице с добавлением новых символов.

Религия лакцев

С XI века лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).
До принятия ислама лакцы мастерили себе божков из камней и дерева и обмазывали их жиром. У этих богов они просили обильных урожаев, дождя и тёплой зимы.

Предки лакцев также поклонялись огню, и у современных представителей этого народа сохранилось особенное к нему отношение.

Древние лакцы, кроме того, верили в свой дом: считалось, что он оберегает хозяев от злых сил и несчастий. В этом семье хозяина помогал добрый дух, живущий в каждом доме, – Киини. Он мог перевоплощаться в небольшую змею, лягушку или ящерицу. Чтобы Киини не ушел из дома, его задабривали: варили для него халву и ставили ее в потайной угол.

Обычаи лакцев

Лакец – национальность с интересными обычаями. В старину некоторые лакские семьи насчитывали до 25 и больше членов, объединяя 3-4 поколения близких родственников.

В старину у лакцев был распространены обычаи похищения невест, похищения прикосновением, «убег», левиратный (женитьба на вдове брата) и сороратный (женитьба на сёстрах) браки.

Родственные браки у лакцев не только не воспрещались, а поощрялись. Брачный союз заключался по отцовскому выбору.

Праздники всегда сопровождаются играми, развлечениями. Самый любимый – это праздник начала весны (инт дайдихьу). Его отмечали в день весеннего равноденствия и с него начинали новый календарный год.

Дату праздника первой борозды (хъурдуккаву) устанавливали по погоде. До него никто не пахал. Первого пахаря выбирали «с легкой рукой», так как от его сноровки зависел будущий общий урожай. После первой пахоты устраивали коллективное застолье с хлебом и бузой, а также соревнования между юношами, девушками и детьми с бегом и скачками.

Лакцы придавали очень большое значение кровнородственным связям (община родственников называется «тухум»). Кроме того, у них сильна традиция оказывать односельчанам и соседям взаимную помощь (марща, кумаг), например, в строительстве домов, на сенокосе и во время жатвы. Свадьбы, похороны, обработка и очистка шерсти, валяние войлока, производство паласов – все эти сельскохозяйственные работы лакцы не мыслят без взаимной помощи и обычно выполняют сообща. Марща всегда завершалась у них общим угощением. Хозяин работ накрывал стол, после еды начиналось веселье.

Как и все дагестанские народы, лакцы очень гостеприимны. Гостю выделяли лучшую комнату, его сытно кормили, ему помогали решать все его проблемы, его развлекали и щедро одаривали.

У лакцев также до сих пор развит культ мужчины. Мальчиков рано приучают к ответственности, решительности, их воспитывают мужественными. Девочек растят женственными.

Жениху нельзя самому сватать невесту, за него это делают специальные переговорщики. Невеста обязана до свадьбы успеть сшить своему будущему мужу праздничный костюм, а жених – подготовить для суженой шёлковое платье и украшения.

За неделю до торжества к невесте приходят родственники мужа с подарками и красят ей ладони хной. С этого момента она не должна выходить из дома до самой церемонии.

В день свадьбы невеста идёт в дом жениха. Там разжигают костер и расстилают ковер, на который становится новобрачная. Её обсыпают зерном, а свекровь при этом угощает её мёдом. Потом молодая смотрится в зеркало и входит в дом мужа, где в специальной комнате для новобрачных ждёт жениха. В полночь к ней приходит суженый.

Утром новобрачная идет за водой, где ее поджидает молодёжь, требуя выкуп. Молодая жена должна первым делом поднести мужу воды и только после этого ей можно будет браться за другие домашние дела.

Похоронный обряд лакцев сопровождается причитаниями с громким выражением скорби и соболезнованиями родственниками. В первый год после смерти лакца поминают пять раз. Среда считается у лакцев днём, когда душа усопшего приходит в дом.

Будущая мать перед родами уходит в дом родителей, рожает там и проводит первые 40 дней жизни ребёнка. Для роженицы готовят специальную воду, в которую кладут бумагу с молитвой. Кроме того, из мечети приносят солому, которую поджигают для окуривания роженицы.

Когда новорожденному исполняется неделя, в дом приглашают уважаемую лачку, чтобы она уложила ребенка в колыбель. Тем временем собираются родственники и выбирают малышу имя. На следующий день уважаемый лакец обривает ребенку голову. После взвешивания волос определяют их цену. На эти деньги покупают сладости и раздают соседям.

Через 40 дней мать и ребенок уходят в дом мужа и забирают с собой приданое малыша, а также несут с собой специально приготовленный по такому случаю плов и халву без сахара.

Культура народа лакцы

Лакцы – народ с большим чувством юмора. Они постоянно подшучивают друг над другом, но на чужбине стоят за земляков горой.

Любое праздничное или горестное событие у них сопровождается песней. Песня для лакцев – это самобытная музыка и красивые душевные стихи. В ней важнее всего голос певца. Хорошие певцы у лакцев всегда пользовались особым почётом. Про них есть много легенд и сказаний. Если в роду был известный певец, то этим гордятся на протяжении многих поколений.

Свои мысли, надежды и мечты лакский народ отразил в фольклоре. Лакские эпические поэмы, народные сказки, легенды, пословицы и притчи послужили основой для произведений выдающихся поэтов XIX века Махаммада Гаджиева, Малла-Магомеда, Гасана Гузунова.

Традиционные занятия лакцев

Основное занятие лакцев с конца XIX века – пашенное земледелие. В XX веке – животноводство, сукноделие, изготовление войлока.

Лакское золотое и серебряное шитьё отличается большой изысканностью.

Лакцы также славятся своим гончарным мастерством: мировую известность получила балхарская керамика. Самыми искусными мастерами керамики традиционно были лакские женщины. Созданная ими тонкая посуда с белой росписью считается на Кавказе наилучшей.

Жилище лакцев

Древнее жилище лакценв представляло собой вырезанный в склоне скалы одноэтажный дом с одной комнатой. В XIX веке лакцы начали строить себе жильё в два и три этажа с множеством комнат. Хотя вся семья обычно проводила время в общей комнате, где горел огонь и готовилась еда.

Хлеб лакцы выпекают в глинобитной печке с усеченным конусом, которая называется клапа. Перед топкой было специальное углубление, куда зимой выгребали горячие угли для обогрева.

У лакцев есть один уникальный предмет интерьера, который не встретишь больше нигде на Кавказе, – глинобитная обогреваемая лежанка. В ее основании каменными плитами выкладывали дымоходный канал от печки. Теплый дым равномерно прогревал лежанку.

При этом в лакских жилищах не было мебели, а постели располагались в нишах стен. Все наряды, украшения, приданое и прочее имущество лакцы хранили в покупных сундуках.

Первые два этажа трех- и двухэтажных домов занимали хозяйственные помещения. Помещения первого этажа, как и оконные проемы жилищ, были арочной конструкции.

В советское время лакские поселения стали разрастаться вниз по пологим склонам гор.

Одежда лакцев

В старину лакские мужчины обязательно носили кавказский пояс, папаху, бурки. Пожилые лакцы также надевали бешмет и черкеску.
Раньше основным головным убором мужчин была папаха. Ее размер и высота зависели от моды. В повседневной жизни мужчины чаще всего носили чабанские папахи.

Обувались мужчины в сафьяновые сапоги, мягкие чувяки, а поверх – в кожаные калоши. Для дома и мечети использовали пашмакъру – обувь без задника на деревянной подошве.

Зимой женщины и мужчины носили войлочные сапоги. Женские были украшены вышивкой и аппликацией из кожи.

Вязаную обувь до сих пор носят и лакские женщины, и лакские мужчины. Пожилые лачки, кроме того, традиционно носили длинные шаровары.

Одежда у женщин. Повседневное одеяние лачек – это широкое туникообразное платье-рубаха, которую иногда носили подоткнутой на бедре в штаны с неширокими штанинами. В торжественных случаях надевали широкие штаны.

Молодые девушки носили яркую одежду, старшие – тёмную.

У женщин всегда было много украшений из золота и серебра: пояса, кольца, серьги. Украшения с жемчугом, кораллами, полу- и драгоценными камнями они надевали на лоб и на грудь. Низ подола и рукавов украшали бляхами и цепочками.

Известные лакцы

Летчик-космонавт Муса Манаров.

Дважды Герой СССР, летчик-истребитель и испытатель Амет-Хан Султан.

Герой РФ Гапал Гаджиев.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Источник

Древнейшие источники о лакцах

Лаки (лакцы) занимают центральную часть нагорного Дагестана от Цудахара по бассейну реки Кази-Кумухского Койсу до ее верховьев. Территория лаков южным узким кольцом обращена в сторону Главного Кавказского хребта. От долины реки Самур и азербайджанского Закаталы Лакия отделена высокими снежными вершинами Дулти-Дага, Акулалу, Па-Баку и Кокма. С востока и северо-востока земли лаков граничат с даргинскими, а с запада и северо-запада-аварскими. Границами являются также горные хребты. По их ущельям в сторону лаков идут три дороги: из Андалала через Тургидагские горы и селения Бухты, Мукар на Кумух; из Акушей и Андалала вверх по течению Кази-Кумухского Койсу; из Куры и Кокмадагского перевала к Хосреху и оттуда в Кумух.

Население лаков являлось компактной этнической единцей, в основном находилось в пределах Кулинского и Лакского районов. Однако лакские аулы имеются и на территориях других народов Дагестана: Балхар, Хули, Нуликан и Уллу-чара- в Акушинском районе; Араккул и Верхний Катрух-Рутульском; Бурши-Мака-Курахском; Пали-Чародинском и Падни-Дахадаевском районах.

Первая попытка научного происхождения этнонима лезг и лак (лек) осуществлена в работе И. X. Абдуллаева, К. М. Микаилова. Ими выдвинуто предположение, что название „лезги» (русск, лезгин) не было в прошлом самоназванием отдельной дагестанской народности, что этноним лезги является „. мета-тизированной формой одного из дагестанских этно-географических названий, что лакз исключает возможность изначальности и употребления первоначально в качестве самоназвания этнонима лезги на лезгинской языковой почве, так как ни один из горских народов Дагестана не называл эту народность лезгинами». По-нашему мнению, грузинская скорма „лек» (леки), реконструированная в „леги» Страбоном, с учетом сведений спутника Помпея Феофана Митилинского о Кавказской Албании, о легах и гелах, живущих между албанами и амазонками, восходят к общедагестанскому „лаки». В древнейшую эпоху „лег» утвердилось за дагестанскими лаками, как отстоявшийся этноним. Трансформация „лег» (лак) в лезгин, вероятно, объясняется вхождением кюринцев (Курал, Куралал), ахтинцев и др. в состав царства Лакз, а позже и лакского шамхальства и Казикумухско-кюринского ханства.

Прав В.Ф. Минорский, который считал, что корневой элемент „лак» является местным и соотносится со словом „лаг», означающим в ряде языков Северного Кавказа и Грузии „человек». Формулу же „лезг» (ин), он считает полученной в результате метатезы.

Одним из важнейших источников для определения происхождения дагестанских леков служит язык. Исследование лакского языка в историческом его развитии дает много материала для определения изменений, происходящих в хозяйственной, политической и культурной жизни лакского населения. В лакский язык вошло множество чужих слов, заимствованных в разные времена благодаря различным влияниям. Такие слова служат доказательством культурных и экономических отношений лакцев. Однако для тех времен, от которых не сохранилось ни устных, ни письменных преданий о социально-культурной жизни лакцев, единственным путем добывания некоторых данных об их происхождении служит исследование составные элементов языка. Поэтому для открытия праисторического лакского языка весьма важно выделить заимствованные слова иноземного происхождения.

Действительно, как в фонетическом составе, так и в лексике, морфологии и синтаксисе этих языков есть сходство и расхождения, определяемые историческими и другими в языковом отношении связями народов, говорящих на этих языках. При сопоставлении лексики лакского языка с другими языками обнаруживается очень много коренных слов, сходных между собою. Исследователи доказывают также, что лакский язык по своим языковым особенностям близок к грузинскому.

Важнейшим материалом для определения связей лакского языка с другими языками Кавказа служит топонимика. Марр утверждает, что в Дагестане имеется сокровищница материалов, разъясняющих многие стороны соседних и несоседних народов Кавказа. В районах Азербайджана локализуется много лакских топонимических названий. Краеведом М. Пашаевым отмечено около 20 названий населенных пунктов и географических местностей, сочетающихся с лакскими названиями.

Подробные сведения о стране лаков дают также надписи ассирийских царей. Так, во введении к надписям Ададнирари говорится, что „Ададнирари. истребитель мощных племен касситов, кутиев, лулумеев. покорившего страну Турунки и Нигимхи до пределов ее всех правителей гор и холмов обширных пределов кутиев, покорившего страну Кутмухи и всех его союзников полчища ахлалиев (арамеев) их страны, расширившего границы и пределы. В надписи Салманасара 1 (серед. XIII в. до н.э.) сказано, что „после того кутти, которым нет счета, как звездам на небе обученные истреблению, восстали против меня, стали мне неприятелями, повели вражду. Собрав войско, он направился на них «от границы страны Урутри до Кутмуха в отпавшей стороне, краю далеких беру и пролил их кровь как воду, телами бойцов их наполнил широкую степь. Полон его (войско), скот его и богатство его и доставил в мой город Ашшур». Войны с этими народами продолжались и в царствование Тиглатпаласара 1 (1115-1077 гг. до н.э.). Об этих событиях подробно сказано в надписи на глиняном цилиндре: «В начале моего царствования 20000 человек мушкинцев и 5 царей их, которые вот уже 50 лет как захватили страны Алзи и Пурулумзи, приносившие раннее дань и подать богу Ашшура, моего владыки груди которых ни один царь не мог усмирить в битве и которые полагались на свою силу, спустились с гор и захватили страну Кутмухи. В надежде на Ашшура, моего владыку, мои колесницы и войска, воистину я собрал, остальных не ожидая: горы Кашияр, трудную местность, я преодолел с 20000 их бойцов и 5 царями их в стране Кутмухе и померялся силами, и нанес им поражение, тела их воинов в сече битвы я смел в кучи».

С конца XII в. до н.э. на протяжение нескольких столетий до царствования Ашшурнасирпалы П (884/3 859 гг. до н. э.) в ассирийских источниках ничего не слышно о Лаке и Кутмухе (Куммухе). Однако на основании этого нельзя заключить, что объединение лаков-кутмухов распалось или значительно ослабело. Отсутствие сведений в ассирийских источниках объясняется тем, что после Тиглатпаласара Ассирия скоро ослабеет, в продолжение нескольких столетий ей приходится вести тяжелые оборонительные войны против арамейских племен. Ассирийские цари в это время были лишены возможности осуществлять активную политику по отношению к таким далеким странам, как Лаки или Кутмух. В IX же веке до н. э., когда Ассирия выходит из упадка и приобретает былое могущество, начинает крупные по-ходы против северных племен. В ассирийских источниках вновь появляются сведения о Лаке или Кутмухе (Куммухе).

В период этих трех столетий Лаки (Кутмухи) успели приобрести самостоятельность. Поэтому Ассирия снова начала войны с Кутмухом с целью его подчинения. Ассирийский царь Ашшурнасирпал 11 (884/3-859 до н.э.) рассказывает, что он «переправившись через Тигр, подошел к стране Кутмухи, принял дань страны Кутмухи и страны Мушни-бронзовые сосуды, крупный и мелкий рогатый скот и вино». В другом месте дается более подробно описание того же похода. «Переправился через Тигр, вошел в страну Кутмухи, освятил дворец Титула, принял дань страны Кутмухи. вошел на Перевал богинь, переночевал в поселении Кибаку, принял дань Кибаку-крупный и мелкий рогатый скот, вино и бронзовые сосуды. вышел из Кибаку, подошел к поселению Матиату, покорил и далее».

В надписи приводится перечень стран, подчинившихся Ашур-насирпалу. «Покоривши страну Наири до крайних пределов ее, от перевала Киррури до Гильзану, от-ястока реки Субиат до страны Шибре все страны покорила моя рука; от той стороны Тигра до страны Лаки, до пределов его, Суху до Рапику (пограничная с Вавилонией область) перевала Бабиту до Хашмара».

Из приведенного видно, что Кутмух представлял в то время значительное племенное объединение, лежащее на территории населенной лаками в Междуречье, точнее в долине реки Евфрат к югу от современного Мелитены». По мнению Дьяконова и Меликишвили Кутмух был расположен в верхней части долины реки Тигр. На наш взгляд, такая локализация представляется ошибочной, т. к. она не подтверждается вышеприведенными сообщениями о походах ассирийских царей. Почти все приведенные сообщения подтверждают, что ассирийские цари каждый раз предпринимали свои походы на страну Кутмух, переправившись только через р. Тигр. Следовательно, Кутмух был расположен не на правом берегу р. Тигр, а за его пределами, по обеим сторонам долины реки Евфрат. Трудно предположить, что из себя представлял этноним Лаки в культурно-историческом отношении. Анналы ассирийских царей, дающие Подробные сведения о военных столкновениях с Кутмухом и другими племенами, бывшими в союзе с Урарту, дают много данных о характере собранной дани, которые позволяют сделать некоторые выводы об экономике этих племен: лаки занимались хлебопашеством и скотоводством. Было развито и ткачество. Ассирийцы в качестве дани в Кутмухе брали крашенную в пурпур шерсть. Пурпурная шерсть упоминается также, как дань страны Хамата и цитадели Хиндану, куда лаки перегоняли свои стада на пастбища.

В Лакии было развито и ремесленное производство. Среди ремесленных изделий больше всего была распространена медная утварь, в связи с удобством её применения в кочевом и полукочевом хозяйстве. Поэтому в списке стран, присылавших медные изделия, числится Лак (Кутмух). Например, один из правителей Кутмуха преподносит Тиглатпаласару 60 медных сосудов, большой бронзовый чан и бронзовый котел, а также рогатый скот, как „дань и подать». В анналах ассирийских царей-среди отдельных районов, имеющих наиболее значительные запасы свинца, указаны лаки, которые были богаче им, чем соседние племена.

После падения Урарту лаки (кутмухи), потеряв в лице Урарту своего союзника, были оттиснуты сильной ассирийской державой на север Кавказа. Подтверждением для такой вероятной гипотезы могут служить ассирийские источники. В так называемой „Торжественной надписи Саргона» рассказывается, что после разгрома Урарту Муталлу кутмухский, злой глупец, не спрашивающий слова богов, замышлявший зло, готовивший злодейский заговор, положился на Аргишту, царя Урарту, помощника, не спасшего его и прекратил доставку дани и подати страны своей, задержал свое приношение. В ярости сердца моего, с личной моей колесницей и всадниками. я направил путь против него. Увидев приближение моего похода, он вышел из своего города, и место его не было найдено. Этот город (Кутмух) вместе с остальными 62 его укрепленными городами я осадил и покорил его жену, его сыновей, его дочерей, имущество, богатство, все драгоценности из сокровищницы его дворца вместе с его людьми страны я полонил и никого не оставил, эту область я заселил заново. Эти события произошли в конце У11 в. до н. э., т.е. в конце царствования Саргона 11(722-705 г. до н.э.).

Вообще в этот период наблюдается массовое передвижение народов на Восток. В начале УII в. происходит передвижение хайасов (арменов) и других народов из западных районов Верхнего Евфрата Хеттского государства. Передвижению этих наро-дов дало толчок нашествие киммеро-скифов, которые основательно осели к западу от Евфрата, обосновавшись главным образом в центральных областях хеттской государственности. Эти скифы и киммеры способствовали ослаблению Урарту и продвижению не только армян-хайсов но и других заевфратских народов. По-видимому период миграции лаков с их первоначальной родины падает на конец У111 в. до н. э. Из источников явствует, что в районе заселения лаков уже в У II в. мы не встречаем больше кутмухов-лаков. Значит ли это, что они исчезли бесследно? Отнюдь нет. Ряд классических авторов говорят нам об их появлении позже в северной части Кавказа вслед за падением Ванского царства.

Геродот говорит, что после разгрома Скифского переднеазиатского государства часть скифов-шкуда ушла вначале через Кавказ обратно на север, а часть скифов-шкуда „оритокорибанта» осталась в пределах Мидийской державы. Можно уверенно допустить, что и тот контингент албан, утиев, кутиев и других, которые жили в Передней Азии, ушел вместе со скифами в северную часть современного Азербайджана. Очевидно, лаки тоже вместе с другими родственными им народами под налогом сильных племенных объединений вынуждены были уйти на север Азербайджана. Ряд источников также свидетельствует о миграции в эти районы и других племен, родственных народам Дагестана. Так, например, айниани или автианди, упоминаемые в ассирийских надписях IX в. до н.э., уже в У1-У вв. появились на территории Мидии.

По свидетельству Плиния гелы также частично продвинулись на север. По видимому, к этому времени относится появление в топонимике северного Азербайджана и других областей Закавказья племенное название гелов. О передвижении этих племен в северном направлении свидетельствует также целый ряд источников. Почти все исследователи, занимающиеся древней историей Кавказа, связывают названия племен айниани с дагестанскими андийцами. Интересно и то, что в одно и то же время на кавказском побережье Каспийского моря по сообщениям античных авторов (Птоломей, Плиний.Страбон) в У-1У вв. упоминается и племя удов (удинов), а рядом с ними гелов, легов и дидуров. Название современных удинов ученые связывают с названием древней страны Этиуни (к западу от Севанского озера), куда ходили походами урартские и ассирийские цари.

Прямыми потомками племени удов (удинов) Кавказской Албании считаются современные удины, живущие в одном селении Восточной Грузии и в двух селениях, расположенных в прилегающей к Грузии части Азербайджана. Язык теперешних удинов изучался академиком А.М. Дирром, который доказал их иберийско-кавказскую принадлежность. Сведения античных писателей подразумевают удинов распространенными в древности на большом пространстве Северного Азербайджана и прилегающих к нему частях Дагестана и Грузии.

Открытый проф. И. В. Абуладзе „Албанский алфавит» также дает основание предполагать, что в «албанском языке подразумевался язык северо-кавказской группы, в частности, удинский язык считается одним из пережиточно сохранившихся древних языков Албании, который входит в дагестанскую языковую группу». Удинский язык также дает большое сходство с языком лаков. Для иллюстрации этого положения приведем несколько примеров.

Удинские слова
Лакские слова

Менда (останься)
Манарда (останься)

К1ури (умер)
Ивк1ури (умер)

Ча (веревка)
Гъен-ча-улча (веревка)

Приведенные данные дают возможность предположить, что лаки и удины являлись не только родственными племенами. Очевидно, в те исторические времена они вместе с предками азербайджанцев были заселены по соседству на определенной территории Северного Азербайджана в районах Нуха, Баку и Ширвана, а также частично прилегающей к ним Грузии, входили в состав древнейшего государства. Мидии. Подтверждением тому может служить и ряд лакских топонимических названий, локализируемых в настоящее время на данной территории. Например, указанная выше Нуха по-лакски означает „пещера», Бейлахан (место религиозных увеселений), Цулахъан (Сураханы) «место зажигания огня и т. д.

Из истории известно, что древняя Мидия являлась центром зароастровой религии, ставшей государственной религией при Сасанидах. В прошлом у лаков бытовали такие обряды огнепоклонничества, которые существовали в древней Мидии. Например, в честь наступления весны лаки зажигают огни и костры на вершинах горных хребтов и прыгают через огонь. Каждый удачный прыжок по поверьям способствовал исцелению человека от болезней и смыванию грехов. В честь наступления весны из глиняных шариков и деревянных палочек готовят по-лакски „т1урщи», которые зажигают и кидают с верхней части села с помощью так называемого „урума».

В прошлом в каждом лакском селении были специальные места, где постоянно поддерживался огонь. Во время свадебных церемоний, особенно когда невесту отправляли к жениху, молодежь выходила навстречу с факелами в руках, и при приближении невесты к дому супруга перед входом разжигали костры и начинали прыгать через них. В могильники клали светильники, деревянный уголь и куски кизяка. Поклонение солнцу и луне было распространенным культом среди лаков. В облике солнца лаки воображали прекрасного юношу, озаряющего и согревающего мир.

По мнению Г.Ф. Дебеца, версия о том что в формировании физического типа дагестанцев участвовали два антропологических типа-кавкасионский и каспийский, более применительна к южному Дагестану и значительной территории северо-восточного Азербайджана.

В результате антропологического изучения шахдагской группы лезгин Р.М. Касимов заключает, что имеющиеся признаки различия между типичными представителями кавкасионского типа и шахдагской группы являются результатом смешения последней с каспийским типом.

Однако отсутствие достаточных лингвистических и исторических данных не позволяет в должной мере проследить соответстзующие этногенетичгские процессы. После распада Мидийского государства, в сфере влияния которого находились древнедагестанские народности и народы примыкающих к Дагестану частей Восточной Грузии, Северного Азербайджана, все они вошли в единое политическое объединение, известное в исторических источниках под названием Албания (в греческих и римских).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *