лечебно профилактический факультет что это
Специальность «Медико-профилактическое дело» (специалитет)
Степень: Специалист
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Содержание
Здоровье человека – это бесценный дар, который нужно сохранять с молодого возраста и на долгие годы. Но мало кто задумывается о том, что оно имеет значение не только для личности: это задача общегосударственного масштаба. Из отдельных единиц складывается здоровье целой нации. Специальность 32.05.01 Медико-профилактическое дело посвящена вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопрос здоровья нации зависит от многих факторов. Это экология, условия жизни и работы, питание и отдых. Современная медицина знает много способов, как уменьшить влияние негативных явлений на человеческий организм. Она предлагает действенные меры профилактики распространенных недугов. В комплекс мероприятий по обеспечению санитарной и эпидемиологической безопасности входит также конкретная медицинская помощь.
Условия поступления
Этот курс создан для того, чтобы воспитывать специалистов, которые будут целенаправленно работать над улучшением здоровья нации в целом и оказывать помощь отдельным гражданам. Получить специальность можно в вузах Москвы и России медицинского направления. Какие предметы предстоит сдавать абитуриентам:
Будущая профессия
Комплекс дисциплин, осваиваемых в процессе учебы, позволяет стать специалистом широкого профиля. Студент знакомится близко с медицинскими предметами, поэтому в дальнейшем будет компетентен в вопросах профилактики болезней, выполнения квалифицированной диагностики и предоставления адекватной помощи в лечении от недугов. В программу также включены предметы, которые делают выпускника перспективным исследователем, управленцем либо преподавателем.
Куда поступать
Можно выбирать для учебы такие учебные заведения:
Срок обучения
Государственные нормативы предполагают полное освоение программы за шесть лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Будущий врач изучает в процессе учебы такие важные предметы:
Приобретаемые навыки
Обучение позволяет в полной степени освоить такие профессиональные умения:
Перспективы трудоустройства по профессии
Выпускник после освоения программы специалитета может работать в сферах, которые касаются среды обитания человека, здоровья населения, научной и технической областях здравоохранения.
Например, можно претендовать на вакансии в органах Росздравнадзора, учреждениях, которые занимаются вопросами защиты прав потребителя и благополучия человека. Также есть работа для специалистов этого направления в центрах гигиены и эпидемиологии. Можно трудоустроиться в лечебных заведениях, центрах, которые ориентированы на борьбу и профилактику СПИД, ВИЧ. Также востребованы профессионалы на предприятиях разных форм собственности, в санаторно-курортных учреждениях.
Кем работают выпускники специалитета:
После учебы бывший студент может рассчитывать на минимальную ставку от 10 тысяч в отечественной валюте. Перспективными являются должности, которые предполагают узкую специализацию.
Перспективы профессионального совершенствования
Чтобы расширить перспективы в плане самореализации, после окончания учебы стоит поступать в интернатуру. После этого врач получает сертификат специалиста. Студент сможет выбирать разные направления, начиная от общей гигиены и заканчивая организацией здравоохранения. В результате он станет востребованным профессионалом на рынке труда. Как вариант, можно после интернатуры выбирать путь ученого, поступив в аспирантуру.
Здоровье населения является одним из важнейших факторов экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны, что во многом определяется реализацией прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний. Главной целью медико-профилактического дела является профилактика заболеваемости населения, создание благоприятных условий для сохранения его здоровья, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По окончании обучения на факультете выпускнику присваивается квалификация «врач» по специальности «медико-профилактическое дело» с последующей специализацией по направлениям:
Выпускники медико-профилактического факультета востребованы:
в органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в т.ч. в:
Государственные гражданские служащие, осуществляющие надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе по направлениям:
Врачи, в том числе по направлениям:
Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области и Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» более 20 лет успешно сотрудничают с ведущими медицинскими ВУЗами страны. На базе этих учреждений организовано прохождение производственной практики студентами в летний период.
1. Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова (Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации, или ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России)
Адрес:191015, г.Санкт-Петербург, ул.Кирочная, д. 41
При поступлении в СЗГМУ им.И.И. Мечникова будут учитываться результаты сдачи ЕГЭ по следующим предметам:
Русский язык,
Химия (профилирующий предмет),
Биология
2. Тихоокеанский государственный медицинский университет
(Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, или ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России )
Адрес: 690002, г. Владивосток, пр.Острякова, д.2.
При поступлении в ТГМУ будут учитываться результаты сдачи ЕГЭ по следующим предметам:
Русский язык,
Химия,
Биология (профилирующий предмет)
Форма обучения очная, 6 лет, целевой набор составляет 65% от общего набора студентов. Обучение студентов (будущего врача по специальности медико-профилактическое дело) по целевым направлениям проводится за счет федеральных целевых средств.
Так же, в ВУЗы осуществляется прием студентов по общему конкурсу и на дополнительные места на договорной основе с оплатой обучения юридическими или физическими лицами.
К заявлению о приеме в медицинский ВУЗ поступающий по целевому направлению на медико-профилактический факультет(после окончания школы, в июне- июле месяце), прилагаются следующие документы:
1. Документ (подлинник или нотариально заверенную копию) о среднем
образовании государственного образца,
2. Сертификат о сдаче ЕГЭ (подлинник или нотариально заверенная копия).
Оригиналы представляются не позднее 25 июля.
4. Справка о состоянии здоровья ф-286.
6. Направление на обучение по целевому набору.
Зачисление в ВУЗы производится на основе общего конкурса среди поступающих по целевому направлению по количеству баллов, набранных абитуриентами по результатам ЕГЭ.
При выборе профессии
Врач по специальности «Медико-профилактическое дело»
приглашаем будущего абитуриента обратиться в Управление
Роспотребнадзора по Сахалинской областина обучение по целевому набору
адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова 30-а,
кабинеты 304; 407, телефоны: 495204; 495281
контактные лица: Ди Хен Чер, Аникиенко Наталья Владимировна
Лечебно профилактический факультет что это
Санитарно-гигиенический факультет Свердловского медицинского института был организован в 1943 году − в самый разгар войны, в год Сталинградской битвы. В 1943г. Народный комиссариат здравоохранения СССР принял решение: “Выделить из состава лечебного факультета к 1 сентября на вновь организованный санитарно-гигиенический факультет студентов 2, 3, 4, 5 курсов (по 50 человек с каждого курса) и обеспечить прием на 1-й курс с числом студентов 75 человек”.
К сентябрю 1943 года были сформированы профильные кафедры: гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, школьной гигиены. Приказ НКЗ РСФСР №32 от 16 апреля 1943 года о создании факультета предусматривал использование для развертывания новых кафедр базу научно-исследовательских институтов гигиенического профиля и санитарно-эпидемиологических станций.
Благодаря серьезной организационной работе всего преподавательского состава института в 1943г. был осуществлен набор на 1-й курс факультета, и успешно прошло комплектование старших курсов за счет студентов лечебно-профилактического факультета.
Путь развития и становления санитарно-гигиенического факультета был сопряжен с большими трудностями: факультет не имел штатного преподавательского состава более 5 лет. На должности руководителей первых профильных кафедр были привлечены в качестве совместителей наиболее подготовленные теоретически и обогащенные большим опытом практической работы санитарные врачи г.Свердловска: Валентин Сергеевич Серебренников − начальник Государственной санитарной инспекции г.Свердловска − на кафедру коммунальной гигиены; Лев Кириллович Пашкевич – руководитель отдела научно-исследовательского санитарно-гигиенического института, квалифицированный специалист в области пищевой гигиены − на кафедру гигиены питания; Соломон Маркович Бриль − заместитель заведующего Свердловским Облздравотделом, с многолетним опытом школьной санитарной работы и преподавания школьной гигиены в педагогическом институте − на кафедру школьной гигиены.
Кафедру гигиены труда было поручено организовать и возглавить профессору С.В.Миллеру, который одновременно заведовал кафедрой общей гигиены и руководил отделом труда в Свердловском НИИ гигиены труда и профзаболеваний. С 1944г. кафедру гигиены труда возглавил Владимир Александрович Литкенс. Курс эпидемиологии был создан при кафедре инфекционных болезней, которой заведовал профессор Иван Лукъянович Богданов.
Именно они − эти люди, находясь у истоков создания факультета, в трудные военные и послевоенные годы вынесли всю тяжесть неустроенности, не укомплектованности ассистентского состава, недостатка учебных пособий, учебных аудиторий, баз для практических занятий, выдержали стойко, убежденные в том, что делают нужное дело для страны − готовят необходимых региону санитарных врачей и эпидемиологов.
Большая роль в организации учебного процесса, научной работы и в проведении воспитательной работы принадлежит деканам. Первым деканом факультета была доцент кафедры общей гигиены Зинаида Васильевна Гордон (с 1943 по1944 гг.). После ее отъезда из г.Свердловска деканом был назначен профессор Н.К. Верещагин − заведующий кафедрой нормальной физиологии (с 1944 по 1945 гг.).
В течение последующих лет деканами факультета были: полковник медицинской службы В.А. Макаров − начальник военной кафедры (1945 – гг.), доцент Н.В. Крупин (1951 – 1954 гг.), профессор Т.П. Горбашова (1954 – 1955 гг.), профессор В.С. Серебренников (1955 – 1959 гг.), профессор, заслуженный деятель науки РФ А.И. Кортев (1959 – 1964 г.), доцент И.Г. Виноградов (1964 – 1979 гг.), доцент А.П. Боярский (1970 – 1971 г.), профессор М.Ф. Лемясев (с 1971 – 1975 г.), доцент В.А. Аренский (1975 – 1984 гг.), профессор В.Г. Константинов (1984 – 1993 гг.), профессор Г.Я. Липатов (1993 по 2004 г.г.), профессор А.Г. Сергеев (2004 – 2013 гг.). В настоящее время обязанности декана исполняет д.м.н., профессор Г.М. Насыбуллина.
За 70 лет работы по направлению подготовки (специальности) «Медико-профилактическое дело» были сформированы научные школы:
Гигиена. Основатель – профессор С.В. Миллер, продолжатели – профессора М.Ф. Лемясев, Г.Я. Липатов, Г.М. Насыбуллина, О.Ф. Рослый
Общественное здоровье и здравоохранение. Основатель – профессор В.И. Величкин. Продолжатели – профессора А.П. Боярский, Н.В. Ножкина.
Эпидемиология. Основатель – доцент И.П. Сакулин. Продолжатели – профессора А.В. Слободенюк, А.А. Голубкова.
Микробиология. Вирусология. Основатель – профессор З.Н. Кондрашова. Продолжатели – профессора А.Г. Сергеев, Н.В. Литусов, д.м.н. Е.С. Ворошилина.
В рамках научных школ сформировались следующие направления научно-исследовательской работы: гигиена производственной и окружающей среды на предприятиях черной и цветной металлургии; гигиена детей и подростков; научные основы формирования здорового образа жизни; эпидемиология наиболее значимых инфекционных заболеваний; молекулярные основы патогенности микроорганизмов; общественное здоровье и здравоохранение на Среднем Урале. Подготовка научных кадров осуществляется по программам послевузовского образования (аспирантуры) по специальностям «Гигиена», «Эпидемиология», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Бактериология», «Вирусология». Координируют организацию научных исследований проблемные комиссии «Научные основы гигиены, профпатологии, общественного здоровья и здравоохранения» «Микробиология, эпидемиология и инфекционные болезни».
Методическая школа по специальности Медико-профилактическое дело была заложена в сороковые годы прошлого столетия. Становление методической школы гигиенистов эпидемиологов связано с именем профессора С.В. Миллера. По примеру своего учителя профессора В.А. Гаврилова (гигиена труда), И.П. Сакулин (эпидемиология), В.А. Литкенс, А.П. Боярский (ОЗЗО), Е.В. Готлиб (коммунальная гигиена), доцент А.А. Маратканова (гигиена труда), доцент Н.В. Рябова (гигиена детей и подростков) и другие опытные методисты брали под опеку каждого молодого преподавателя, зачастую приходившего прямо со студенческой скамьи. Открытые уроки, обязательное присутствие на лекциях всех свободных от занятий преподавателей кафедры, детальный разбор методики чтения лекций и проведения занятий, лабораторных работ, мастер классы − вот основные приемы подготовки нового поколения педагогов.
Практикоориентированность образовательных программ четко прослеживается во все периоды образовательной деятельности на санитарно-гигиеническом (медико-профилактическом) факультете. Привлечение студентов к научным исследованиям, проводимым учеными вуза по военно-медицинской тематике, проблематике эпидемиологии, гигиены условий труда на оборонных предприятиях являлось непосредственным продолжением учебного процесса и одновременно воспитанием научно-педагогических кадров для мединститута.
Большой вклад в формирование и развитие методической школы в целом по специальности «Медико-профилактическое дело» и по дисциплинам «история медицины», «общественное здоровье и здравоохранение» внесли заведующие кафедрой общественного здоровья и здравоохранения: В.И. Величкин, И.Г. Виноградов, В.П. Березин, А.П. Боярский, Р.А. Хальфин, Н.В. Ножкина, а также доценты З.М. Мельникова, Н.М. Скоромец. На кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии основы методической работы были заложены ее руководителями: Ермиловой Е.М. (1931-1933), Перетцом Л.Г. (1942-1953), Крупиным Н.В. (1953-1961), Рысаковой Е.Н. (1961-1975), Кондрашовой З.Н. (1979-1999). Основные направления методической работы при З.Н. Кондрашовой включали внедрение профильности преподавания на всех факультетах, учет и контроль формирования практических умений у студентов разных факультетов.
В течение десятилетий работала цикловая методическая комиссия медико-профилактического факультета. ЦМК координировала программы подготовки студентов на смежных кафедрах, разрабатывала межкафедральные программы, вела школу молодого преподавателя. В 2010 году цикловые методические комиссии вуза были преобразованы в методические комиссии специальности, в том числе была сформирована МКС – Медико-профилактическое дело.
Сегодня в учебном процессе используются формы обучения будущего врача-гигиениста, эпидемиолога, заложенные основателями методической школы специальности (обучение непосредственно на рабочем месте, в эпид. очаге, больнице, детском учреждении), и современные инновационные образовательные технологии, в т.ч. виртуальные лабораторные работы, компьютерное моделирование, дистанционное обучение. Кафедры, осуществляющие подготовку врачей по специальности «Медико-профилактическое дело», активно откликаются на реформы в системе высшего и послевузовского образования, внедряя систему менеджмента качества, методику балльно-рейтинговой оценки достижений студентов, компетентностный подход в обучении.
Здоровье населения является одним из важнейших факторов экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны, что во многом определяется реализацией прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний. Главной целью медико-профилактического дела является профилактика заболеваемости населения, создание благоприятных условий для сохранения его здоровья, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По окончании обучения на факультете выпускнику присваивается квалификация «врач» по специальности « медико-профилактическое дело» с последующей специализацией по направлениям:
Выпускники медико-профилактического факультета востребованы:
в органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в т.ч. в:
Государственные гражданские служащие, осуществляющие надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе по направлениям:
Врачи, в том числе по направлениям:
Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области и Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» более 20 лет успешно сотрудничают с ведущими медицинскими ВУЗами страны. На базе этих учреждений организовано прохождение производственной практики студентами в летний период.
1. Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова (Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации, или ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России)
Адрес:191015, г.Санкт-Петербург, ул.Кирочная, д. 41
При поступлении в СЗГМУ им.И.И. Мечникова будут учитываться результаты сдачи ЕГЭ по следующим предметам:
Химия (профилирующий предмет),
2. Тихоокеанский государственный медицинский университет
(Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, или ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России )
Адрес: 690002, г. Владивосток, пр.Острякова, д.2.
При поступлении в ТГМУ будут учитываться результаты сдачи ЕГЭ по следующим предметам:
Биология (профилирующий предмет)
Форма обучения очная, 6 лет, целевой набор составляет 65% от общего набора студентов. Обучение студентов (будущего врача по специальности медико-профилактическое дело) по целевым направлениям проводится за счет федеральных целевых средств.
Так же, в ВУЗы осуществляется прием студентов по общему конкурсу и на дополнительные места на договорной основе с оплатой обучения юридическими или физическими лицами.
К заявлению о приеме в медицинский ВУЗ поступающий по целевому направлению на медико-профилактический факультет (после окончания школы, в июне- июле месяце), прилагаются следующие документы:
1. Документ (подлинник или нотариально заверенную копию) о среднем
образовании государственного образца,
2. Сертификат о сдаче ЕГЭ (подлинник или нотариально заверенная копия).
Оригиналы представляются не позднее 25 июля.
4. Справка о состоянии здоровья ф-286.
6. Направление на обучение по целевому набору.
Зачисление в ВУЗы производится на основе общего конкурса среди поступающих по целевому направлению по количеству баллов, набранных абитуриентами по результатам ЕГЭ.
При выборе профессии
Врач по специальности «Медико-профилактическое дело»
приглашаем будущего абитуриента обратиться в Управление
Роспотребнадзора по Сахалинской областина обучение по целевому набору
адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова 30-а,
кабинеты 304; 407, телефоны: 495204; 495281
контактные лица: Ди Хен Чер, Аникиенко Наталья Владимировна
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2021 г. Адрес: 693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 30-А Публикации в СМИМедикопрофилактическое делоМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Специальность Вводится с момента утверждения 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040300 Медико-профилактическое дело 1.1.Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза от РФ 05.03.94 г. № 180). 1.1.Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза от РФ 05.03.94 г. № 180). Конечными целями вузовской подготовки выпускника являются: 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование. 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 3.1. Основная образовательная программа подготовки санитарного врача разрабатывается 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной про 3.3. Основная образовательная программа подготовки врача состоит из дисциплин феде-рального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисцип- 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной про- 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыко-вых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевая этика в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). 76 | ||||
ДС.Ф.01 | Эпидемиология и военная эпидемиология | 1542 | ||
Особенности эпидемиологической диагностики, средств и методов профилактики, организация санитарно-эпидемиологического надзора. Эпидемиологические разделы военной и экстремальной медицины. Причины, условия, механизмы развития и проявления заболеваемости населения инфекционными и паразитарными болезнями. | 269 | |||
ДС.Ф.02 | Коммунальная гигиена | 324 | ||
Влияние факторов среды обитания на здоровье и условия жизни человека в населенных местах. Заболеваемость населения, обусловленная воздействием факторов природной и техногенной среды, социально-бытовых условий жизни. Гигиена и санитарная охрана атмосферного воздуха, водных объектов и почвы. Гигиена хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиена жилых зданий и лечебно-профилактических учреждений. Основы гигиены планировки населенных мест. Цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытовой сферы. | ||||
ДС.Ф.03 | Гигиена питание | |||
Питание здорового и больного человека, влияние питания на здоровье и трудоспособность населения, алиментарная профилактика заболеваний. Медико-биологические показатели качества пищевых продуктов. Санитарно-гигиенический контроль пищевой ценности и безопасности продуктов питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание. | 273 | |||
ДС.Ф.04 | Гигиена труда | 324 | ||
Взаимодействие среды и организма в условиях производственной деятельности. Оценка и прогнозирование действи вредных факторов трудового процесса и производственной обстановки на состояние работоспособности, общей и профессиональной заболеваемости. Основные направления профилактики неблагоприятного воздействия профессиональных факторов на состояние здоровья человека. Цели, задачи и методы организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены труда. | ||||
ДС.Ф.05 | Гигиена детей и подростков | 219 | ||
Воздействие факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков. Оценка состояния здоровья, заболеваемости и физического развития детей и подростков в связи с влиянием факторов среды обитания. Санитарно-гигиенический контроль условий жизни, воспитания, предметов обихода детей и подростков, разработки и проведения оздоровительных мероприятий | ||||
ДС.Ф.06 | Радиационная гигиена | 102 | ||
Воздействие радиационного фактора на здоровье населения. Оценка и прогнозирование действия радиационного фактора на организм работающих на радиологических объектах. Санитарно-дозиметрический контроль и основные направления комплекса мероприятий по организации радиационной безопасности работающих и всего населения. | ||||
Национально-региональный (вузовский компонент) | до 15% общего объема цикла | |||
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом: | 213 | |||
Всего часов теоретического обучения: | 11772 | |||
Практики: | 648 | |||
Итого: | 12420 |
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040300 Медико-профилактическое дело
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки врача при очной форме обучения составляет 304 недели, в том числе:
5.3. Максимальный объем (общая трудоемкость) учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.
Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящей образовательной программы должна составлять не менее 1/3 объема времени общей трудоемкости.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 20 часов в неделю.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040300 Медико-профилактическое дело
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки врача
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки врача на основе настоящего государственного
образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение
имеет право:
осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать необходимый уровень преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных дисциплин;
предусматривать занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания студента;
осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе «Физическая культура» для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет); преподаватели по всем медико-биологическим, клиническим и дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую степень (не менее 60% кандидатов и 10% докторов наук) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере (не менее 3 лет).
К педагогической деятельности, в сфере медицинского и фармацевтического профиля, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.
6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, медицинская аппаратура, математика, информатика, общая химия, биоорганическая химия, биология с экологией, биологическая химия, анатомия человека, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патофизиология, гигиена, военная гигиена, общественное здравоохранение и здоровье, эпидемиология, военная эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, гигиена труда.
Практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при изучении дисциплин: физическое воспитание, иностранный язык, латинский язык и основы терминологии, физика, медицинская аппаратура, математика, информатика.
Клинические практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при изучении всех клинических дисциплин, эпидемиологии, военной эпидемиологии, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, гигиены питания, радиационной гигиены, гигиены труда.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2 комплекта):
Акушерство и гинекология.
Аллергология.
Анестезиология и реаниматология.
Антибиотики и химиотерапия.
Архив патологии.
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины.
Бюллетень нормативных актов.
Вестник рентгенологии и радиологии.
Вестник хирургии им. И.И. Грекова.
Военно-медицинский журнал.
Вопросы вирусологии.
Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры.
Вопросы медицинской химии.
Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии.
Вопросы питания.
Врач.
Высшее образование в России.
Гематология и трансфузиология.
Гигиена и санитария.
Журнал высшей нервной деятельности.
Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.
Журнал неврологии и психиатрии.
Здравоохранение Российской Федерации.
Иммунология.
Иммунология. Аллергология.
Инфекции, передаваемые половым путем.
Кардиология.
Клиническая геронтология.
Клиническая и лабораторная диагностика.
Клиническая медицина.
Клиническая фармакология и терапия.
Медико-социальная экспертиза.
Медицина труда и промышленности.
Медицинская газета.
Медицинская паразитология и паразитарные болезни.
Медицинская радиология.
Медицинская техника.
Медицинский вестник.
Международный медицинский журнал.
Молекулярная генетика, микробиология и вирусология.
Морфология.
Нефрология.
Онкология.
Паразитология.
Патологическая физиология и экспериментальная терапия.
Педиатрия.
Проблемы гематологии и переливания крови.
Проблемы социальной гигиены и истории медицины.
Проблемы туберкулеза.
Проблемы эндокринологии.
Психологический журнал.
Пульмонология.
Российский вестник перинатологии и педиатрии.
Радиационная биология.
Российский вестник гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии.
Российский журнал кожных и венерических болезней.
Российский медицинский журнал.
Российский онкологический журнал.
Социальная и клиническая психиатрия.
Стоматология.
Судебно-медицинская экспертиза.
Травматология и ортопедия.
Терапевтический архив.
Токсикологический вестник.
Ультразвуковая диагностика.
Урология.
Успехи современной биологии.
Успехи физиологических наук.
Фармакология. Токсикология.
Фармация.
Физиология и морфология.
Физиология человека.
Химико-фармацевтический журнал.
Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова.
Цитология.
Экспериментальная и клиническая фармакология.
Эндоскопическая хирургия.
Эпидемиология и инфекционные болезни.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, клинической дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом (количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее 18 кв. м учебных и учебно-лабораторных помещений на 1 студента).
6.5. Требования к организации практик
Студент должен уметь: обследовать больных с наиболее частыми терапевтическими, хирургическими и акушеро-гинекологическими заболеваниями, оценивать данные осмотра и опроса больного, формулировать предварительный диагноз, составлять план обследования, давать ближайший и отдаленный прогноз, рекомендации для амбулаторного лечения, проводить лечение больных под руководством врача, правильно оформлять медицинскую документацию.
Студент должен быть ознакомлен с:
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040300 Медико-профилактическое дело
7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.
Выпускник должен уметь:
• составлять план и программу изучения состояния здоровья населения и проводить
сбор, сводку, обработку и анализ информации по медико-демографическим показателям, пока-
зателям физического и психического развития, заболеваемости, инвалидизации, анализировать в динамике распределения по группам здоровья на основе действующей системы учета;
• составлять и вести медицинскую документацию;
• проводить оценку рангового значения отдельных классов, групп и психологических
форм болезней по показателям заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособ-
ности и инвалидности;
• проводить оценку основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения;
• изучать показатели физического и психического развития детских и подростковых
контингентов и оценивать их медицинское значение;
• проводить оперативную оценку и анализ уровня, структуры и динамики первичной и общей заболеваемости населения и отдельных социальных возрастно-половых групп;
• организовать совместно с другими специалистами проведение выборочных обследо-
ваний различных групп населения, осуществлять обработку и анализ полученных результатов;
• проводить гигиеническую оценку факторов среды обитания и трудовой деятельно-
сти, определяющих состояние здоровья населения;
• оценивать на соответствие санитарным правилам материалы, вещества, продовольственное сырье, пищевые и другие продукты, технологии их изготовления, а также источники ионизирующего излучения;
• проводить оценку соответствия санитарным правилам жилых помещений, условий
эксплуатации производственных, общественных знаний и помещений;
• осуществлять оценку соответствия санитарным правилам планировки и застройки поселений;
• проводить оценку организации и условий воспитания, обучения труда граждан;
• оценивать результаты профилактических медицинских осмотров работающих и учащихся;
• проводить оценку факторов, определяющих состояние здоровья различных возрас-
тно-половых групп населения, в связи с образом их жизни и наследственными характеристика
ми, популяционной и индивидуальной профилактики;
• определять показатели, характеризующие качество медико-санитарной помощи, в
связи с оценкой санитарно-эпидемиологического благополучия наследия;
• проводить сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента;
• проводить основные лабораторные исследования материалов больного и интерпре-
тировать их результаты;
• делать вывод о состоянии здоровья пациента, определять факторы риска возникновения заболеваний;
• проводить диагностику, оказывать экстренную врачебную помощь детям и взрослым на догоспитальном этапе и определять тактику дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях;
• владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направ-
лением к врачу-специалисту и выбирать схемы лечения;
• проводить сбор и анализ информации о распространенности и распределения инфекционных и неинфекционных заболеваний;
• оценивать показатели, характеризующие состояние здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания и условиями жизни и трудовой деятельности, выявлять причинно-следственные связи;
• оценивать санитарно-эпидемическую обстановку, давать ретроспективную, оперативную и прогностическую оценку санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обоснование необходимых профилактических мероприятий;
• оценивать экономический ущерб, наносимый здоровью населения нарушениями са-
нитарно-эпидемиологических норм и правил;
• оценивать экономическую эффективность оздоровительных, гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
• проводить осмотр трупа на месте происшествия;
• производить судебно-медицинское исследование трупа с оформлением протокола
вскрытия;
• вести сбор информации и систематизировать ее для решения профессиональных задач; • владеть профессиональным медицинским языком и терминологией;
• владеть иностранным языком для профессионального общения (устного и письменного) и работы с оригинальной литературой по специальности;
• выписывать рецепты;
• решать профессиональные задачи с использованием математических методов и работать с ЭВМ;
• формулировать цели и задачи гигиенического обучения, выбирать оптимальные формы занятий со слушателями его проведения и контроля;
• пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий, физической культурой и спортом для здоровья;
• проводить научно-практическую работу по проблемам медицины: формулировать цель, задачи исследования, рабочую гипотезу, составлять обзор литературы, планировать исследование, проводить сбор фактического материала, его статистическую обработку и анализ, делать выводы и предложения, вести дискуссию;
• организовывать и проводить мероприятия по защите населения и оказание ему медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
7.2.1. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности врача к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в интернатуре, ординатуре или в аспирантуре по теоретическим направлениям медицины.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Итоговая государственная аттестация врача включает трехэтапный государственный экзамен.
7.2.2. Порядок проведения, основные этапы и программа аттестации.
Оценивается практическая профессиональная подготовка выпускника.
Осуществляется в соответствующих санитарно-противоэпидемиологических учреждениях системы здравоохранения, составляющих основу системы додипломной подготовки по специальности 040300 Медико-профилактическое дело.
Продолжительность этапа должна давать возможность выпускнику последовательно выполнить весь необходимый объем навыков и умений для профессиональной деятельности.
II этап — аттестационное тестирование.
Тестовый материал охватывает содержание гуманитарных, математических, естественнонаучных, медико-биологических и профессиональных дисциплин. Используются различные типы тестовых заданий для установления и оценки различных сторон логики клинического мышления: сравнение, сопоставление и противопоставление медицинских данных, анализ и синтез предлагаемой информации, установление причинно-следственных взаимосвязей.
Состав тестовых заданий итогового междисциплинарного экзамена подлежит ежегодному обновлению в едином банке междисциплинарных аттестационных заданий, утвержденных Минздравом РФ.
III этап — итоговое собеседование.
Методические указания к проведению итоговой государственной аттестации
выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений Минздрава
РФ утверждены заместителем министра в марте 1997г.
Составитель:
Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 040300 Медико-профилактическое дело (16 ноября 1999 протокол № 3).
- лечебно диагностическая процедура что это
- лечебно столовая вода для чего