лед на солнце что делает подобрать глаголы
Расширяем словарный запас. Тематический словарь «Зима»
Лариса Матвеева
Расширяем словарный запас. Тематический словарь «Зима»
Зима. Зимние забавы.
Тематический словарь.
Словарь признаков.
Холодная, морозная, снежная, теплая, лютая, суровая, сказочная, белая, пушистая, веселая, красивая, длинная, волшебная, злая, ранняя, поздняя.
Белый, пушистый, блестящий, холодный, твердый, мягкий, хрустящий, сыпучий, мокрый, рыхлый, скрипучий, колючий, липкий, первый, чистый, красивый, волшебный, грязный.
Маленькая, красивая, волшебная, холодная, хрупкая, белая, пушистая, нежная, большая, хрустальная, легкая, узорная, летящая, падающая.
Сильный, крепкий, злой, трескучий, слабый.
Ледяная, большая, длинная, холодная, крепкая, хрупкая, острая, тонкая, толстая, короткая, свисающая, висящая, опасная.
хрупкий, тонкий, холодный, прозрачный, крепкий, толстый, скользкий, твердый.
Глагольный словарь
Играют, катаются, лепят, строят, веселятся, смеются, валяются, бросаются, мерзнут, соревнуются, ловят.
Искрится, сверкает, блестит, падает, кружится, скрипит, тает, идет, переливается, летит, валит, вьётся, липнет, серебрится, метёт, стелется.
Зима что делает?
Приходит, радует, морозит, злится, лютует, веселит, уходит.
Трещит, щиплет, замораживает, разукрашивает, разрисовывает, крепчает, усиливается.
Родственные слова
Снег- снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снегопад, снежный, подснежник, снегирь, снегирек, заснеженный, Белоснежка, белоснежный;
Зима- зимушка, зимний, зимовье, зимовка, зимовать, зимующие, озимые, озимь, зимородок, зимник;
Мороз- морозец, морозишко, морозко, морозный, заморозки, изморозь, заморозить, морозилка, дед Мороз, мороженное, подморозить, морозно, отморозить, морозище;
Холод- холодно, холодильник, холодец, холодное, похолодание, прохлада, прохладный, холодок, холодина, охлаждение;
Лёд- гололёд, ледяной, ледянка, ледник, ледышка, наледь.
«Здравствуй, Зима!» Цели занятия: • закрепление представлений о зиме и её приметах; • уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; • уточнить.
Рекомендация для обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима»
Рекомендация для обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима».
Обогащение предметного словаря: зима, пурга, погода, холод, метель, вьюга, мороз, стужа, снег, ветер, хлопья, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снегопад, снеговик, мороз, лыжи, коньки, снегокат, снегоход, санки, каток, снежки, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы, месяц, заморозки, покров.
Обогащение словаря признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, зимний, суровая, лютая, вьюжная, студеная, пушистый, сверкающий, рыхлый.
Активизация глагольного словаря: падать, покрывать, посыпать, наступать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, заснежить, сковывает, замерзать, мерзнуть, греться, скрипеть, хрустеть, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть, метет, дует, завывает, воет, подмораживает, засыпает, зябнет, чистят, сгребают, скрипит, сверкает, вьюжить, бушевать, леденеть, устилать, сверкать, крепчать,
Активизация словаря наречий: образование от прилагательных холодный- холодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно, светло, свежо, бодро, тихо, скользко
Холодный, тёплый, морозный, сильный, красивый, пушистый, белый, лёгкий, мягкий, твёрдый, скользкий, прозрачный, ледяной, хрупкий, гладкий, ветреный. тонкий, глубокий, крепкий, пасмурный, искристый, сверкающий, блестящий, рассыпчатый, липкий, суровый, студёный, заснеженный, ясный,
Синонимы: метель – вьюга – пурга, снежок – комок
После осени пришла.
И сугробы намела.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Он прозрачный, как стекло. Белый, словно молоко. И холодный, будто снег. Он зимой – каток для всех….(лед)
Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю. Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю (сосулька)
Снег от холода стал синий, На деревьях — белый иней. Даже Бобик прячет нос, Ведь на улице. (мороз)
Упражнение «До — между — после». Закрепить названия месяцев.
Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…). День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…). Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…). Лед какой? — (холодный, твердый, блестящий, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Погода (какая?) …
Дидактическая игра «Подбери слова» (слова-действия).
Упражнение «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …
С неба падают пушинки серебристые …
На дорогу и лужок осыпается …
вот веселье для ребят все сильнее …
Вот веселые деньки, все бегут играть ….
Словно в белый пуховик нарядился …
Рядом – снежная фигурка. Это – девочка …
А на ветку посмотри с красной грудкой …
Игра «Из чего — какой?» (Образование качественных прилагательных)
«Сосчитай-ка 1,2,5» (согласование словосечетаний с с числительными) блестящая снежинка, санки, сугроб, горка, снеговик, холодный день, высокий сугроб, и т. д.)
«Скажи наоборот». (слова-антонимы) Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — … Летом день длинный, а зимой — … Летом солнце светит ярко, а зимой — … Весной лед на реке тонкий, а зимой — … Снег мягкий, а лед… — … Одни сосульки длинные, а другие —
Игра «Собери предложение»
Образование сложных слов.
Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В и др.
Образование глаголов помощью приставок.
Заметает, сметает, умчится, примчится. Лепить – вылепить, залепить, прилепить, отлепить.
Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед.
Объясни значение выражения:
Что хорошего, что плохого в таком явлении, как «снег»? Что будет, если зимой не выпадет снег?
Составление рассказа-описания по картине с изображением зимнего пейзажа по схеме.
Погода: небо, солнце, осадки.
Растения и деревья зимой.
Животные зимой. Деятельность человека.
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас Где угодно гуляй Строй мосты по рекам И ковры расстилай Нам не стать привыкать Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит!
Снег пушистый стелется Улица бела. Я, зима-метелица В гости к вам пришла!
Зимушка. Снег пушистый стелется Улица бела. Я, зима-метелица В гости к вам пришла!
Снеба падают снежинки дети поднимают руки над головой Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками (и делают хватательные движения ) И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы Снегом замело дороги. (Потягивание-руки в стороны). Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (ходьба на месте) Вон лисица в поле скачет Словно мягкий рыжий мячик. Ну а мы идем, идем (ходьма на месте) И к себе приходим в дом. (Дети присаживаются)
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Речевые игры и упражнения. Лексическая тема «Зима. Зимние забавы»
Анна Музалёва
Речевые игры и упражнения. Лексическая тема «Зима. Зимние забавы»
Загадки.
— Странная звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла и пропала. (СНЕЖИНКА)
— Художник-невидимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет. (МОРОЗ)
— Он летает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (СНЕГ)
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь –
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (ЗИМОЙ)
Речевое упражнение «Послушай, подумай и ответь»
Ребята, послушайте стихотворение:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
Темный лес, что шапкой
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала. (По И. Сурикову)
— О каких признаках зимы говорится в этом стихотворении?
— Какие еще признаки зимы вы знаете?
Речевое упражнение «Подбери слова»
-Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (ЧТО ДЕЛАЕТ) – ТРЕЩИТ, ЩИПЛЕТ, КУСАЕТ.
Метель (ЧТО ДЕЛАЕТ) – ВЬЕТСЯ, БУШУЕТ, ВОЕТ, МЕТЕТ.
Снег (ЧТО ДЕЛАЕТ) – ИДЕТ, ЛЕТИТ, ПАДАЕТ, КРУЖИТСЯ.
Снежинки зимой (ЧТО ДЕЛАЮТ) – ПАДАЮТ, КРУЖАТСЯ, БЛЕСТЯТ, ТАЮТ.
Лед на солнце (ЧТО ДЕЛАЕТ) – БЛЕСТИТ, СВЕРКАЕТ, ИСКРИТСЯ.
Зимой звери (ЧТО ДЕЛАЮТ) – СПЯТ, МЕНЯЮТ ШУБКУ, ЗИМУЮТ.
Дети на зимней прогулке (ЧТО ДЕЛАЮТ) – ГУЛЯЮТ, КАТАЮТСЯ, ИГРАЮТ, ВЕСЕЛЯТСЯ РАДУЮТСЯ.
— Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (СНЕГОВИКА, КРЕПОСТЬ, СНЕЖНЫЙ ГОРОД, ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ, КАТОК)
— Какие зимние виды спорта вы знаете? (ХОККЕЙ, ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ, ЛЫЖИ и др.)
— Что люди надевают зимой? (ШУБЫ, ШАПКИ, ШАРФЫ, ВАЛЕНКИ, САПОГИ)
Речевое упражнение «Из чего – какой?»
Физкультминутка «Как зимой нам поиграть?»
Как зимой нам поиграть?
Будем мы снежки кидать,
Бабу снежную лепить,
И на горку воду лить.
Будем мы на лыжах мчаться,
На коньках по льду кататься,
Мы на санках понесемся,
А потом домой вернемся.
Игра «Четвертый лишний»
Детям предлагается определить, какая картинка лишняя и почему.
ХОККЕИСТ, ФИГУРИСТ, ЛЫЖНИК, ФУТБОЛИСТ
ПАНАМА, МЕХОВАЯ ШАПКА, БЕЙСБОЛКА, ШЛЯПА.
ВАЛЕНКИ, ТУФЛИ, СЛАНЦЫ, БОСОНОЖКИ.
БАРСУК, ЕЖ, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ
Речевая игра «Чей, чья, чьё, чьи»
С дидактическим пособием «УШИ, ХВОСТЫ, ЛАПЫ»
Детям предлагаются картинки зверей и отдельно УШИ, ХВОСТЫ, ЛАПЫ. Каждый находит части тела «своего» животного.
— Это чей хвост? (ЭТО ХВОСТ ЗАЙЦА, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗАЯЧИЙ ХВОСТ. ЭТО ХВОСТ ВОЛКА, ЗНАЧИТ ЭТО ВОЛЧИЙ ХВОСТ. ЭТО ХВОСТ ЛИСЫ, ЗНАЧИТ ЭТО ЛИСИЙ ХВОСТ)
— Это чьи уши? (ЭТО УШИ ЗАЙЦА, ЗНАЧИТ ЭТО ЗАЯЧЬИ УШИ. ЭТО УШИ ЛИСЫ, ЗНАЧИТ ЭТО ЛИСЬИ УШИ. ЭТО УШИ ВОЛКА, ЗНАЧИТ ЭТО ВОЛЧЬИ УШИ. ЭТО УШИ МЕДВЕДЯ, ЗНАЧИТ ЭТО МЕДВЕЖЬИ УШИ).
— Это чья лапа? (ЭТО ЛАПА ЗАЙЦА, ЗНАЧИТ ЭТО ЗАЯЧЬЯ ЛАПА. ЭТО ЛАПА ВОЛКА, ЗНАЧИТ ЭТО ВОЛЧЬЯ ЛАПА. ЭТО ЛАПА ЛИСЫ, ЗНАЧИТ ЭТО ЛИСЬЯ ЛАПА. ЭТО ЛАПА МЕДВЕДЯ, ЗНАЧИТ ЭТО МЕДВЕЖЬЯ ЛАПА. ЭТО ЛАПА БЕЛКИ, ЗНАЧИТ ЭТО БЕЛИЧЬЯ ЛАПА).
— На снегу чьи следы? (ВОЛЧЬИ СЛЕДЫ).
— На дереве чье дупло? (БЕЛИЧЬЕ ДУПЛО).
— Из берлоги видна чья морда? (МЕДВЕЖЬЯ МОРДА).
Речевая игра «Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом. Логопед называет признак времени года (лета, весны) и бросает мяч ребенку, Ребенок называет признак зимы с противоположным значением и возвращает мяч логопеду.
Речевая игра «Бывает – не бывает»
Детям предлагается определить, что бывает зимой, а чего не бывает и как должно быть на самом деле.
— Зимой растет трава.
На деревьях зимой набухают почки.
— Зимой люди загорают и купаются в речке.
— Зимой люди надевают шорты и футболки.
Пальчиковая гимнастика «Что зима нам принесла?»
Что зима нам принесла?
Много снега, много льда,
Много маленьких снежинок,
Много тонких, звонких льдинок,
Много санок и коньков
И на елке огоньков,
Много масок и хлопушек
И под елкою игрушек.
Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.
Консультации и рекомендации для воспитателей по лексической теме «Зимушка-Зима»
Задание по теме «Зима»
Беседа о времени года
— Как вы думаете, какое сейчас время года? (Зима)
-Какая зимой погода? (холодная)
— Что выпадает зимой? (снег)
— Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
— Если зимой сильный мороз, то зима какая? (морозная)
— Какой день зимой? (Короткий).
— Какая ночь? (Длинная).
— Перечислите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Уточнить у детей название зимних месяцев и их очередность. Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?
Уточнить у детей значение слов «гололед», снегопад», «метель», вьюга
— Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
— Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
— Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
— Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
Дидактическая игра «Подбери слова»
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся
Игра «Назови ласково»
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая).
Снежный (что… день, ком.
Снежная (что… баба, буря, метель.
Холодная (что… сосулька, зима, погода.
Морозный (что… день, ветер.
Ледяная (что… сосулька, снежинка.
Трескучий (что… мороз.
Сильный (что… мороз, ветер, снегопад
Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.
(зима, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)
Какой бывает снег/снежинки?
Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.
Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.
Снежинки что делают? (вариант – снег что делает)
Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.
Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРИДУМАЙ СЛОВО»
Снег падает. Это…? (Снегопад).
По снегу ходит. Что…? (Снегоход)
Катается по снегу. Что…? (Снегокат)
Снег убирает машина. Какая? (Снегоуборочная).
Белый как снег. Какой? (Белоснежный).
Физкультминутки и пальчиковая гимнастика по лексической теме «Зима» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Физкультминутка Тема: «Зима» (Развитие мелкой моторики, координации речи с движением, развитие воображения) Раз, два, три, четыре, (загибать.
Фотоотчет о проделанной работе по теме недели «Зимушка-зима» Наступила зима! Выпал первый снежок! Наша неделя была посвящена красавице Зиме. На этой неделе продолжили работу по обогащению представлений.
Методические рекомендации по лексической теме «Мебель» ТЕМА: «МЕБЕЛЬ. ЧАСТИ МЕБЕЛИ» Средняя группа: Ввести в словарь – мебель, шкаф, стол, стул, диван, кровать. Подготовительная группа: Ввести.
Рекомендации для родителей по лексической теме «Мой семья, мой город» Рекомендации для родителей на тему: «Моя семья, мой дом» 1. Расскажите ребенку как называется наш город, в честь кого он назван, на какой.
Рекомендации для родителей «Зимушка-зима». Средняя группа Рекомендации для родителей в средней группе,по теме «Зимушка — Зима». Уважаемые родители!В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь.
Речевые игры на тему «Зима»
Галина Выхрыстюк
Речевые игры на тему «Зима»
Задание 1. Родителям рекомендуется выяснить знает ли ребенок, какое время года наступило. Может ли перечислить зимние приметы. Например, На улице мороз, земля покрыта снегом. Снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов. Водоемы покрыты льдом. Люди надевают теплую зимнюю одежду. Дети катаются на санках, лыжах и коньках. Прилетели снегири и т. д. Задание 2. Называть зимние месяцы. Какой первый зимний месяц?Какой последний? Какой месяц перед январем? Какой месяц между декабрем и февралем? и т. д.
Задание 3.«Объясни словечко» (образование сложных слов):А) Из каких слов образованы слова? «гололед», снегопад»,«снегокат», «снегоход».Б) Уточнить у ребенка значение слов «метель», вьюга».
Задание 4. «Подбери признак» (подбирать как можно больше прилагательных к существительным)Зима (какая) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная. Снег (какой) –белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный. Снежинки (какие) –белые,легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие. Сосулька (какая) –твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая. Лед (какой) –гладкий, блестящий, холодный, твердый. Погода (какая).
Задание 5. «Подбери действие» (подбирать глаголы к существительным. Снежинки зимой (что делают). Лед на солнце (что делает). Мороз (что делает). Метель (что делает). Задание 6. Игра «Назови ласково».Снег —снежок. Лед —. Зима —. Мороз —. Метель —. Солнце —.
Задание 7. «Посчитай» (согласование числительного с существительным)Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок. (Аналогично: снеговик, сосулька, горка, сугроб и т. д.)
Задание 8. «А что вчера?» (употребление глаголов в прошедшем времени)Сегодня снег блестит, а вчера. (блестел)Сегодня снег падает, а вчера. Сегодня лед сверкает, а вчера. Сегодня снег хрустит, а вчера. Сегодня снег ложится, а вчера. Сегодня снег кружится, а вчера.
Применение дидактических игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Игры с кубиками Игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величин, на гранях которых различные символы для дидактических упражнений. Игровое.
Речевые игры по словообразованию по теме «Игрушки» 1. «Из чего – какой?» (Словообразование относительных прилагательных). Мишка из плюша – плюшевый мячик из кожи – кожаный домик из пластмассы.
Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Часто бывает, что по дороге в детский сад невыспавшиеся дошкольники начинают капризничать, в ответ на это родители нередко начинают нервничать.
Программа развития коммуникативных способностей через речевые игры для детей младшей группы Месяц Неделя Утро Прогулка Игровая деятельность Речевая художественная деятельность Работа с родителями О К Т Я Б Р Ь 1 «Позови.
Речевые игры для НОД. Старшая группа. Тема «Фрукты» Лексическая тема : «Фрукты» 1. Пальчиковая гимнастика На базар ходили мы, много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины,.
«Здоровым быть здорово» — речевые игры по словообразованию 1. «Покажи у себя и назови у малыша». (Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Рука – ручка палец –.
Животные жарких стран. Речевые игры по словообразованию. 1. «Назови детенышей животных» (Словообразование существительных). Лев – львенок – львята слон – слоненок – слонята жираф – жирафенок –.