ленчик для седла что это
Одно седло на всех?
Опубликовано тест тест в 2019-07-28 2019-07-28
Мы живем в век информации, когда в интернете можно найти ответ на любой вопрос. Поисковик в считанные мгновения выдаст вам тысячи результатов по любому запросу, НО что-то из этой информации будет правдой, что-то — частичной правдой, а что-то — откровенной рекламой. Не разбираясь в теме, не всегда легко понять, что есть что.
Одним из спорных вопросов является тема сменных ленчиков (точнее, вилок ленчиков). В серии статей «Не только ширина» я уже писал о том, что ширина ленчика является лишь одним из элементов «святой троицы» седельного дела. Да, очень важным элементом, но ни в коем случае не единственным.
Концепция сменных ленчиков наводит на мысль о том, что возможность изменения ширины вилки решает все проблемы. Вот, например, цитата из описания продукции одного производителя:
“Эта система проста в использовании и позволяет всаднику подогнать седло практически под любую спину»
“… Адаптируйте седло к изменениям в спине лошади…”
“Всадник может использовать любой из предлагаемых нами сменных вилок (ленчика) и таким образом менять ширину ленчика… чтобы тот идеально лег на холку и спину любой лошади»
“… Позволяет использовать одно седло на всех ваших лошадях…”
“Сменные вилки позволяют подгонять седло по мере роста и формирования вашей лошади».
Перед тем, как я продолжу, позвольте сказать, что я ни в коей мере не хочу сказать, что эти седла ужасны. Я сам их продаю, потому что при условии правильного использования, они прекрасно служат своим владельцам. НО давайте будем откровенны:
Вот, что меняет вилка:
Для примера пара фотографий седла с раздвижным ленчиком. Сразу говорю, седло не новое. На первой фотографии самый широкий вариант из тех, которые я смог получить:
С этой вилкой расстояние между панелями (концами ленчика) около 20 см.
А вот самый узкий вариант:
Здесь расстояние между панелями составляет около 15 см. Разница в 5 см — это два с половиной размера по британской системе. И это — доступный разбег от самого узкого до самого широкого.
В седле со сменными вилками цифры будут чуть отличаться, но принцип тот же: перед меняется по ширине, а все остальное остается неизменным.
А теперь давайте поговорим о том, что сменная вилка изменить НЕ может:
Оговорюсь: даже если эти седла не такие волшебные, как многим думается, в некоторых ситуациях они являются прекрасным вариантом. В каких же? Например, если лошадь регулярно перепадает, то не обязательно тратить приличные суммы на корректирующие пады — можно обойтись набором сменных вилок. (На самом деле, изобретатель сменных вилок майор Джереми Бил придумал их, чтобы не менять седло каждый раз, когда его троеборный конь перепадал… а делал он это с завидной регулярностью.)
Вариантом решения проблемы с классическими седлами, набитыми шерстью, помимо замены вилки, может быть и перенабивка седла — главное, чтобы ее делал опытный мастер «с руками».
Возвращаясь к главному вопросу: можно ли использовать одно седло на всех лошадях, просто меняя вилки, отвечаю: «НЕТ, нельзя!», сколько бы за такое седло не просили, и как бы его не рекламировали. Ширина передней луки решает далеко не всё.
Какими бывают сёдла для лошадей? Как оседлать скакуна?
Седло — специальная экипировка для лошади, которая обеспечивает комфорт наезднику и животному. Оно имеет разнообразные конструкции, создающие удобство для седока и оптимально защищающие спину коня от нагрузок и повреждений.
Из чего состоит седло?
Седло имеет форму и вес, подобранные экспериментальным путём. В седле продумана каждая линия, а все его элементы имеют определённую функцию.
Всадник, сидящий на лошади без седла, давит своим весом на спину животного. Больше всего достаётся седалищным костям. Благодаря седлу, нагрузку удаётся распределить по площади соприкосновения.
Седло состоит из следующих элементов:
Виды сёдел
Верховая езда — это вид спорта, развлечение, способ реабилитации и терапии и прочее. В зависимости от назначения сёдла различаются конструкцией, весом, формой и т. д.
Кавалерийские
Дамские
Дамские сёдла придумали в 14 веке. Конструкция создана с учётом особенностей женской одежды — дамы, облачённые в длинные платья, садились на лошадь боком.
Особенности дамского седла:
В 20-е гг. прошлого века дамы надели брюки. Существование дамской версии седла перестало быть актуальным. Его преимущественно используют на различных шоу с лошадьми, реже — на соревнованиях.
Скаковые
Предназначено исключительно для скачек, и является самым лёгким седлом среди лошадиной амуниции. Выглядит очень элегантно, и лишено многих элементов, используемых в других видах.
Особенности скакового седла:
Скаковое седло совершенно не подходит для обычной езды. Жокеи в таких сёдлах не сидят, а стоят на стременах.
Конкурные
Элегантное спортивное седло, предназначенное специально для конкура — соревнования с препятствиями. При его изготовлении учитываются повышенные нагрузки, испытываемые лошадью при прыжках.
Особенности конкурного седла:
Выездковые
Вид спортивного седла, предназначенного для выезда. Имеет более выпуклый, чем у других сёдел, ленчик. Седло устроено так, чтобы всадник сидел глубоко, а ноги были хорошо выпрямлены.
Особенности выездкового седла:
Универсальные
Это седло, имея универсальную форму, используется в разных дисциплинах конного спорта. Оно также подойдёт для обычных выездов — прогулок, поездок на охоту, тренировочных занятий и т.д.
Особенности универсального спортивного седла:
Троеборные
Внешний вид сёдел очень напоминает универсальные аналоги. Их применяют в самых разных конных состязаниях. Троеборное седло необходимо на 2-й день троеборья — на стипль-чезе и кроссе, для галопа на полевой посадке. Также подходит для обычных прогулок и поездок верхом.
Особенности троеборного седла:
Казачьи
Они предназначены для длительных переходов. Имеют форму, радикально отличающуюся от других сёдел. Главные элементы — крылья, арчак, подушки. Конструкция позволяет наездникам, привстав на прямых ногах, ехать рысью.
Пахва — это подхвостник или ремень. Его одним концом пристёгивают к задней луке. На втором конце — мягкая петля, через неё пропускают хвост лошади. Пахва предотвращает сползание седла на шею лошади при крутых спусках, во время езды по пересечённой местности, при джигитовке.
Офицерские
Они предназначены для парадов, различных военных мероприятий. Используют в конной полиции, армии. Второе название — варшавские сёдла.
Особенности офицерского седла:
Ковбойские
Второе название таких сёдел — вестерн. Подобную конструкцию использовали ковбои, выпасающие скот. Форма седла обеспечивает устойчивое и комфортное положение ковбоя, в том числе при резких движениях и остановке лошади.
Особенности ковбойского седла:
Австралийские
Они выглядят своеобразным гибридом ковбойских и классических европейских сёдел. Обеспечивает удобную посадку всадника, и подходит для длительной езды.
Особенности австралийского седла:
Безленчиковые
Это тренировочное седло. Разительно отличается от других видов своей мягкостью. Они используются для езды на лошадях со слабыми или травмированными спинами.
Особенности безленчикового седла:
Вьючные
Они созданы специально для всадников, перевозящих сумки, мешки, вьюки. В его конструкции предусмотрены надёжные крепления для грузов. Сёдла популярны в гористой местности, где нельзя проехать на повозке.
Особенности вьючного седла:
Испанские
Это облегчённая версия австралийских сёдел на европейский лад. Его главное преимущество — удобство, обусловленное особенностями конструкции, и возможность длительной верховой езды. Такие сёдла хорошо зарекомендовали себя как тренировочные. На них удобно обучаться верховой езде.
Особенности испанского седла:
Сёдла для вольтижировки
Выглядит эта амуниция немного странно, по сравнению с другими видами сёдел. На них наездники выполняют спортивные упражнения — непосредственно на лошади или возле неё.
Особенности сёдел для вольтажировки:
Как выбрать седло?
Седло должно быть удобным для человека и, в то же время, не причинять животному дискомфорта.
На что обратить внимание, выбирая седло:
Выбор сёдел усложняется отсутствием единой размерной сетки (у разных производителей размеры отличаются). Амуницию перед покупкой нужно обязательно примерить. Лучше всего, воспользоваться помощью специалиста, чтобы он помог правильно подобрать седло и прочую экипировку для лошади.
Как изготовить седло своими руками?
Изготовление настоящего седла — сложный и трудоёмкий процесс. Для самостоятельной работы лучше выбрать максимально простую модель. Желательно, чтобы был опыт работы с кожей.
Для работы понадобится:
Порядок изготовления седла:
Видео о том, как сделать седло:
Как надеть седло на лошадь?
Для беспроблемного седлания первоначально потребуется вызвать доверие коня. Предварительно животное проходит начальную подготовку, и осваивает команды.
Видео о том, как седлать лошадь:
Разнообразие сёдел часто приводит к неправильному выбору изделия простым любителем. Стандартов не существует. Ориентируются на поставленную задачу, различия в строении тела животных. Наездники также отличаются друг от друга особенностями держания себя в седле. Учёт всех составляющих выбора позволит комфортно чувствовать себя седоку и лошади одновременно.
Изготовление седла для лошади своими руками
Седло — это один из самых важных элементов снаряжения для езды на лошади. От его качества зависит не только комфорт наездника, но и самочувствие животного, так как при езде без седла давление на спину лошади увеличивается в несколько раз. Если седло подобрано неправильно, то животное может травмировать спину или получить механические повреждения. Такой элемент снаряжения можно приобрести в специализированном магазине или сделать своими руками.
Составляющие элементы седла
Основным элементом седла является ленчик, который состоит из деревянных досок. Для их скрепления используются металлические дужки. В современных моделях ленчик изготавливается из высококачественного пластика, который хорошо гнётся. Форма основного элемента определяет форму будущего седла. На этот каркас устанавливаются все остальные элементы конструкции.
К числу других, не менее важных, можно отнести следующие части:
Крылья и подкрылки используются для того, чтобы ноги всадника не соприкасались с подпругой и пряжками. Для изготовления подушек используется специальный плотный материал. Они набиваются шерстью или синтетическим заменителем. Такие подушки нужны для защиты позвоночника лошади, а также для комфорта самого всадника.
Пристругой является ремень, который крепится под крыло. К этому элементу с обеих сторон присоединяется подпруга. Этот элемент конструкции располагается под животом лошади. Подпруга удерживает седло, чтобы оно не сползало. Важно правильно закрепить подпругу, чтобы конь не чувствовал дискомфорта. Чтобы правильно разместить, нужно отметить 4 пальца от передней конечности животного. Затягивать следует так, чтобы между подпругой и ногой коня можно было просунуть ладонь. Если же ремень сильно перетянут, лошадь не сможет нормально наклонять голову. У животного будут пережиматься артерии, и как следствие, формироваться гематомы.
Луки представляют собой выступы спереди и сзади седла. Они могут иметь самую разную форму. Чтобы животное не задирало голову выше необходимого уровня, используется мартингал. Этот элемент представляет собой специальный ремень из кожи. Он размещается между ногами животного и крепится к оголовью и подпругам.
Чтобы всаднику было удобно держать ноги, монтируются стремена — металлические опоры. Их следует располагать с обеих сторон седла.
Обеспечить хорошее крепление седла помогает подперсье. Его концы монтируются на ленчик и подпругу. Особенно важен этот элемент для тех, кто ездит по неровной местности, так как седло при повороте может сдвинуться.
Под седло ложится специальный коврик, который называется вальтрап. Его второе название — потник для лошади, так как он полностью впитывает пот животного. Такой коврик нужен также и для того, чтобы седло не скользило, и лошадь не перегревалась. Важно постоянно следить за чистотой потника и регулярно очищать его.
Характеристика основных разновидностей
Изначально седло представляло собой накидку, которая имела несколько ремешков. В настоящее время — это целая конструкция, которая делает езду на лошади не только комфортной, но и безопасной. Вид седла подбирается в зависимости от породы и индивидуальных особенностей животного, а также в зависимости от типа езды и предпочтений наездника. Существуют следующие разновидности сёдел:
Выбор конкретного типа седла зависит от длительности и цели поездки. Самым распространённым вариантом является универсальное седло, а все остальные можно встретить чаще всего на выставках и соревнованиях.
Кавалерийский и казачий тип
Если всадник будет находиться на коне длительное время, то лучше отдать предпочтение кавалерийскому типу седла. В этом случае ленчик изготавливается из дерева или стали, поэтому нагрузка на лошадь распределяется максимально равномерно. Такой тип седалища использовался конными войсками, которые участвовали в затяжных походах.
Казачий тип также хорошо подходит для длительного пребывания на коне. Особенность такой конструкции заключается в том, что человек может встать на прямые ноги непосредственно во время движения.
Женское и конкурное сиденья
Женское седло для лошади было придумано ещё в XIV столетии, в те времена женщинам было неприлично ездить на мужском седалище. Сиденья для дам отличались особенной формой, которая позволит женщине держаться одной ногой в стремени. Однако, в XX веке женщины начали активно носить брюки, поэтому надобность женского сиденья для лошади отпала. Сейчас снова вернулась мода на дамские седалища, их можно увидеть на выставках или соревнованиях.
Конкурное седалище имеет особенную форму. За счёт выдвинутых крыльев всадник может плотно прижимать ноги и занимать устойчивое положение на время прыжка. Отличительная черта выездкового типа заключается в том, что наездник имеет контакт с боками лошади.
Универсальная, скаковая и офицерская модели
Универсальное сиденье может использоваться как и для простой езды, так и для спортивных конных соревнований. Оно отлично подойдёт для любительских поездок. По внешнему виду универсальный вид очень похож на троеборное седло. Однако существует одно отличие — крыло с подушкой выдвинуто немного вперёд. За счёт такой конструкции наездник может без проблем принять полевую посадку при езде.
Скаковое седалище отлично подходит для скачек, так как наездник находится на коротких стременах. Сама конструкция практически плоская, а путлище короткое.
Офицерское седло создано для езды на военных парадах. Чаще всего оно используется в конной полиции или армии. За счёт удобного изгиба вес наездника полностью определяется, поэтому спина коня остаётся не травмированной.
Изготовление в домашних условиях
Строение седла достаточное сложное. Если есть определённые знания, нужные материалы и инструменты, его можно сделать в домашних условиях самостоятельно. Важно выбрать качественные и износостойкие материалы. Конечно, сиденье для езды на коне можно выбрать и в магазине, но снаряжение, сделанное собственноручно, будет уникальным и максимально удобным. Наездник, делая такое устройство, в первую очередь опирается на свои предпочтения и особенности своего скакуна. Перед тем как делать полноценное седло, стоит попробовать сделать такую же миниатюру для игрушечной лошади Шляйх.
Чтобы смастерить седалище, потребуются следующие инструменты и материалы:
Создание седалища своими руками довольно сложное и кропотливое дело. Однако, если есть старая основа, все будет намного проще. В этом случае нужно просто-напросто сменить обивку, ремни, а также прикрепить более новые детали. Если же готового основания нет, то его можно сделать своими руками.
При конструировании конного сидения нужно опираться на индивидуальные размеры животного. Поэтому в первую очередь нужно узнать параметры своего скакуна. Далее, в соответствии с полученными размерами, нужно сделать выкройку ленчика из бумаги. Потом он изготавливается из дерева. Далее следует сделать полки. Для этого можно использовать деревянные доски или фанеру. Их нужно соединить при помощи крепкой проволоки, они должны держать свою форму по всей спине животного. В полках нужно проделать несколько отверстий, в которые будут вставляться подпруги.
На следующем этапе нужно изготовить ленчик из дерева и хорошо зашлифовать его при помощи наждачной бумаги, поверхность должна быть идеально гладкой. После того как каркас будет полностью готов, можно будет обшивать его. Первый слой рекомендуется сделать из поролона. Далее нужно из войлока сшить специальную накладку для полок.
Подпругу и приструги лучше всего приобрести, так как скрафтить их своими руками может быть проблематично. Завершающий этап — это обтягивание каркаса кожей или другим прочным материалом. Для скрепления лучше всего использовать степлер. В конце нужно пристегнуть стремена. Опытные мастера делают также ещё кордео.
Вестерн-седло и его составляющие
Деревянный ленчик
радиционно ленчики для вестерн-седел делались из дерева (отсюда английское название tree, что одновременно означает и «дерево», и «ленчик»). В производстве ленчиков используются относительно мягкие породы дерева, способные на определенную гибкость: желтая сосна, бук, ясень, тополь и т.п.
Деревянный ленчик дополнительно укрепляют, обтягивая сыромятной кожей, кожей буйвола, либо стекловолокном.
Ленчик Flex
Когда ленчики типа flex (гибкие) только появились, они вызвали море скептицизма. Однако сегодня уже понятно, что лошадям такие ленчики очень нравятся. Седла с такими ленчиками имеют относительно небольшой вес по сравнению с деревянными ленчиками и обеспечивают более близкий контакт всадника с лошадью.
Седла с ленчиками flex не рекомендуется использовать в работе на ранчо, однако, для прогулок и манежной работы они вполне подойдут.
Посмотреть седла с flex-ленчиками можно на сайте www.horsesaddleshop.com
Синтетический ленчик (Ralide)
Лучшим из синтетических материалов для изготовления ленчиков считается ралид (ralide). Термин Ralide обозначает одновременно материал (тип синтетического полиэтилена) и название американской компании, запатентовавшей производство этого материала. Ленчики отливаются путем формовки, что снижает затраты на их производство и делает их очень экономичными. При этом ленчики из ралида достаточно долговечны, но имеют определенные особенности. Во-первых, они не так пластичны, как деревянные ленчики. Во-вторых, поскольку они отливаются в формах, это подразумевает ограниченное количество вариантов по размерам. В-третьих, пластик хуже держит гвозди и шурупы, используемые при сборке ленчика, что снижает их долговечность.
Формы ленчиков
Различают также формы полок ленчиков: так, например, Арабские полки короче стандартных. Полки под названием «Каттинг» (используются в основном в седлах для каттинга, а также очень часто в рейнинговых седлах) тоньше и уже, для более тесного контакта всадника с лошадью. В свою очередь полки типа Аризона толще и шире, распределяют вес всадника на большую площадь спины лошади. Полки Аризона больше подходят для длительной верховой работы и используются в седлах типа ранч, олраунд и т.п.
Передняя лука соединяет полки ленчика и не дает им расходиться в стороны. Она определяет форму передней части седла и бывает двух основных видов: сглаженная (slick или A-fork) и выпуклая (swell). Выпуклая передняя лука может быть полной или вырезанной (undercut).
Различные типы передней луки появились как следствие разного использования седел, а также предпочтений всадников. Ранние седла чаще всего имели сглаженную переднюю луку. Выпуклая передняя лука считалась более надежной при езде на диких мустангах на родео. В дальнейшем такая форма получила широкое распространение на седлах для езды пересеченной местности и для соревнований.
В то же время в Калифорнии и на Западе США, где сохраняются традиции Калифорнийского стиля вестерна (стиля вакеро), наиболее распространены седла со сглаженной передней лукой.
ВИЛКА (GULLET)
Вилкой называют углубление под передней лукой, находящееся над холкой лошади. От длины и ширины вилки зависит, насколько комфортно седло для лошади. Вилка седла должна обеспечивать достаточное пространство между холкой лошади и передней лукой, чтобы передняя лука не давила на холку лошади.
По общему правилу между холкой и передней лукой должно проходить три-четыре пальца (без пада и без всадника сверху).
Вилка также не должна быть слишком узкой или слишком широкой. Слишком широкая вилка приведет к тому, что седло опять же ляжет на холку передней лукой. Слишком узкая вилка не позволит полкам седла полностью лечь на спину лошади, отчего вес всадника будет давить на спину лошади слишком близко к позвоночнику.
От того, какое сиденье у вестерн-седла, насколько оно подходит всаднику и выполняемым им задачам, полностью зависит удобство всадника и, пожалуй, и лошади.
Сиденье начинается с создания основания сиденья ( ground seat ). Это не менее важная часть работы, чем производство ленчика.
Само основание может быть сделано по-разному: из металлической пластины, из очень плотной кожи или, если ленчик отливается из пластика, отлито вместе с ленчиком.
На готовый ленчик, обтянутый сыромятной кожей, накладываются куски кожи, которые вырезаются из самых плотных участков шкуры.
Далее следуют несколько этапов проклеивания, занимающие не один день. Затем накладывается еще кусок кожи, играющий роль жесткой подкладки в передней части сиденья. Все этапы проклеивания повторяются. Седлу дают просохнуть еще несколько дней. Сверху все это закрывается еще одним куском кожи. Весь процесс проклеивания, вымачивания и придания формы повторяется вновь.
Таким образом получается основа сиденья, готовая к принятию на себя веса всадника. Последними вырезаются прорези для путлищ и отверстие перед передней лукой (если необходимо). Все еще раз проклеивается, и основа сиденья готова!
Основа сиденья также может иметь разный угол наклона к передней луке. Плоское сиденье дает больше свободы движения седалищу и бедрам всадника, в то время как более высокий угол наклона обеспечивает более устойчивое положение в седле.
Часто сиденья делаются с мягкой подкладкой для удобства всадника. Однако, следует помнить, что неудобство сиденья чаще всего заключается не в его жесткости, а в неудачной конструкции. В этом случае дополнительная мягкая подкладка вряд ли поможет. Правильное основание сиденья не плоское, а слегка выпуклое и сужается впереди, иначе у всадника будет ощущение, что он пытается сидеть верхом на столе.
Также, чтобы сиденье было удобным, важно подобрать его по размеру.
КРЕПЛЕНИЕ ПОДПРУГ (RIGGING)
То, каким образом приструги подпруг крепятся к седлу, является одним из самых важных моментов безопасности всадника в седле, а также комфортности седла для лошади.
Прежде всего, необходимо помнить, что крепления должны располагаться абсолютно симметрично с обеих сторон седла, четко напротив друг друга. Если крепления сдвинуты относительно друг друга в ту или другую сторону, лучше сразу выкинуть из головы мысли о покупке такого седла!
Фурнитура
Способы крепления
В то время как вшитое в юбку крепление редко встречается в седлах для роупинга или каттинга, это довольно распространенный вариант у седел для скачек вокруг бочек, рейнинга и плежера именно из-за того, что обеспечивает лучший контакт ноги всадника с боком лошади. С креплениями в юбке подпругу можно затягивать не так сильно, как при креплении колец непосредственно к ленчику. В то же время одним из преимуществ крепления колец к ленчику является то, что такие крепления достаточно легко починить или заменить по мере износа седла. Кольцо же, вшитое в юбку, можно поменять только вместе с юбкой.
крепление в виде крепление
пластины в виде полукольца
крепление к ленчику.
Обратите внимание:если оба полукольца крепятся к ленчику, то между ними обязательно должен быть соединительный ремень, чтобы кольца не расползались.
крепление «в юбке»
Расположение креплений
Некоторые производители делают универсальные крепления, позволяющие крепить подпругу в любой из трех позиций: full, 7/8 или 3/4.
вариант универсального крепления
способы затягивания подпруги для получения разных позиций
ПЕРЕДНЯЯ ПОДПРУГА (CINCH)
В последнее время очень большую популярность получили подпруги из неопрена и других синтетических материалов, но, хочется заметить, что не всегда то, что приятно на ощупь человеческой руке, так же приятно лошадиной коже.Помните, что для лошади наиболее важна вентиляция!
Бывают также кожаные подпруги, а также подшитые изнутри искусственным мехом или другим мягким материалом. Такие подпруги можно использовать в манеже и на шоу-арене, но в дальних поездках лучше воздержаться от них.
Длина подпруги
По длине размер подпруги определяется в дюймах от края одного кольца до края другого кольца. Наиболее распространенные размеры: 30, 32, 34 дюйма (размер выражается только четными числами).
Ширина подпруги
Использование подпруги, более широкой чем требуется, может вызвать потертости и раны, т.к. лошадь будет постоянно задевать подпругу локтями.
Важно:покупая веревочную подпругу, обязательно смотрите, чтобы в середине подпруги был либо нашит поперек ремешок из кожи или плотной тесьмы, либо плетение нитей было очень плотным, иначе такая подпруга будет скатываться в жгут и причинять большие неудобства лошади!
Многие всадники думают, что чем шире подпруга, тем гуманнее она для лошади. Однако, такие подпруги создают эффект корсета, что совсем некомфортно для лошади, особенно при длительном использовании, особенно, если в середине у такой подпруги кожаная вставка. Поэтому, в то время как такие подпруги вполне оправданы для роупинга, где во время арканивания бычков на седло, а также на мышцы пресса лошади приходится большая нагрузка, не стоит применять их при обычной езде.
Если вдруг случилось так, что в Вашем распоряжении есть только роуперская подпруга, постарайтесь затянуть ее более слабо, чем обычную (если только Вы не собираетесь заняться роупингом).
Пряжки
Пряжки подпруги используются для крепления приструг. Чаще всего они бывают трех видов: кольцо (или полукольцо), кольцо с язычком и кольцо с поперечной перекладиной и язычком.
Часто пряжки с левой стороны подпруги также снабжаются роликом (или другими хитрыми приспособлениями) для облегчения процесса подтягивания приструги.
В идеале кольца подпруги должны быть изготовлены из нержавеющей стали. Кольца из железа или хромированного железа подвержены ржавчине, поэтому их лучше избегать.
ЗАДНЯЯ ПОДПРУГА (FLANK CINCH)
Существует широко распространенный миф о том, что задняя подпруга удерживает седло от сползания вперед на крутых спусках, однако, это не так.
Задняя подпруга обычно кожаная, с пряжками на обоих концах. Шлевки для держания свободных концов приструг часто делаются очень широкими, чтобы предотвратить случайное застревание веревки между концом приструги и подпругой. К середине задней подпруги обязательно должен крепиться соединительный ремешок, который при седловке пристегивается к колечку на середине передней подпруги.
Если Вы все-таки по каким-то причинам решили использовать заднюю подпругу, помните следующие правила:
ПРИСТРУГИ
Передняя левая приструга (Latigo)
Приструги из нейлона значительно тоньше кожаных и не создают такой толщины под коленом всадника, как кожаные приструги, хотя и не уступают последним в прочности. Однако, нейлоновые приструги с большей вероятностью могут натереть кожу лошади, если кожа очень чувствительная. Также надо помнить, что нейлон, в отличие от кожи, совсем не тянется, а для того, чтобы затянуть нейлоновую подпругу, требуется гораздо меньше усилий. Поэтому будьте аккуратны и не перетяните лошадь.
Левая приструга обычно делается шириной от 3,8 до 5 см (1,5-2 дюйма) и около 1,8 метров в длину, так как при затягивании она несколько раз проходит между кольцом на седле и кольцом подпруги.
Если Вам необходимо заменить пристругу, делают это так:
1. Оберните пристругу вокруг кольца (пряжки) на седле, короткой стороной к себе. Проденьте кожаный шнурок
(он обычно продается в комплекте с пристругой) в два нижних отверстия.
2. Затем оба конца шнурка проденьте обратно наружу через верхние отверстия.
3. Проденьте концы шнурка в петлю между нижними отверстиями.
Передняя правая приструга (off billet)
Переднюю правую пристругу обычно пристегивают один раз и больше не трогают, поэтому чаще всего она выглядит по-другому, нежели левая, которую каждый раз нужно расстегивать и затягивать заново. Некоторые производители делают идентичные приструги слева и справа.
На правую пристругу приходится очень большое давление, поэтому она обязательна должна быть двойной.
Ширина правой приструги обычно также составляет от 3,8 до 5 см (как и левой), а длина ее может быть от 45 см до 60 см. Длинная приструга называется half-breed off billet и пристегивается следующим образом:
Регулярно проверяйте правую пристругу и меняйте ее, как только заметите, что она износилась.
Задние приструги (flank billets)
Задние приструги не несут такой нагрузки, как передние, поскольку задняя подпруга практически не затягивается, поэтому обычно делаются одинарными.
СТРЕМЕНА (THE STIRRUPS)
Стремена бывают нескольких видов и различаются по фронтальному и боковому виду.
Visalia Moran Bell Bottom
Leg saver Breakaway Step-up
РЕМЕШОК СТРЕМЕНИ (STIRRUP HOBBLE STRAP)
У ремешка есть еще одна полезная функция: если на старом седле внезапно порвется путлище, ремешок поможет какое-то время удержать стремя на месте.
НАКЛАДКА НА СТРЕМЯ (TREAD COVER)
Для улучшения сцепления сапога со стременем, полочку стремени оборачивают специальными накладками. Традиционно их делают из кожи, притом даже если стремя целиком обтянуто кожей (тут накладка служит еще и для защиты основной кожи от истирания в процессе работы). Но в последнее время появились и накладки с резиновыми вставками.
Некоторые стремена бывают вообще без накладки.
ПУТЛИЩА (STIRRUP LEATHERS) и ФЕНДЕРЫ (FENDERS)
Крепление стремян к седлу вестерн довольно заметно отличается от классического. Этот «крепеж» состоит из двух самостоятельных частей, соединенных друг с другом: фендера и собственно путлища. Иногда кажется, что и одними путлищами можно обойтись, а фендер не особо и принципиален, но он служит для защиты ног всадника.
Фендер— длинная широкая кожаная деталь, которая лежит между лошадью и ногой всадника и служит для защиты от лошадиного пота. Они так же, как и путлища должны быть сделаны из толстой кожи очень высокого качества.
Фендеры могут быть разной формы и ширины и часто это зависит от общего дизайна седла. Ближе к седлу фендер сужается до ширины путлища, чтобы под жокейкой не мешался лишний слой кожи, что может создать определенные неудобства для всадника.
Фендеры соединяются с путлищами тремя способами:
Full Length (1) Half Length (2) Old Style (3)
(1) Путлище пристрочено по всей длине фендера с внутренней стороны. Это наиболее распространенный способ в современых седлах.
(2) Путлище пристрочено в верхней части фендера. Это делает фендеры более комфортными для ног.
(3) Путлище лежит с наружней части фендера, прикреплено сверху и снизу. Такое соединение встречается на седлах buckaroo.