лесков приведение в инженерном замке чему учит
«Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
История создания
Рассказ «Привидение в Инженерном замке» был напечатан в 1882 г. в газете «Новости и Биржевая газета», в №№ 294 и 295. Первое название рассказа – «Последнее привидение Инженерного замка. Рассказ».
В 1881 г. инженерный капитан Запорожский рассказал Лескову историю, которая случилась на его глазах: мальчишки-кадеты шалили у гроба директора Военно-инженерного училища генерала Ломновского. В тексте начальник Инженерного замка называется Ламновским.
Литературное направление и жанр
Жанр произведения указан в первоначальном названии. Рассказ реалистичен, хотя до последней главки кажется мистическим. В конце автор разоблачает «привидение», объясняя его появление материальными причинами. Эта история не зря была напечатана в сборнике святочных рассказов. Произведение раскрывает психологию героев и прослеживает изменения их характеров, сильные и слабые стороны их душ.
Тема и проблематика
Тема рассказа – жестокость и милосердие, великодушие и малодушие. Основная мысль состоит в том, что великодушные люди способны на самые сильные и светлые чувства – любовь, прощение и милосердие. Эти прекрасные движения их душ могут даже преобразить заблудшие души, за ними наблюдающие.
В рассказе поднимается проблема человеческой совести, истинной любви и милосердия, проблема воспитания и образа воспитателя, проблема преображения человеческой души.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 11 главок. Экспозиция рассказа растянута. Первая главка посвящена истории дома, в котором происходят события, бывшего Павловского дворца, отданного теперь инженерным кадетам. Существовало множество мифов о привидениях Инженерного замка: призраках Петра Великого, императора Павла и, наконец, кадета, изображавшего привидение императора и пугавшего младших товарищей. Кадет якобы умер под розгами, напугав проезжавшее под окнами высокое лицо.
Генерал Ламновский, начальник Инженерного замка, не пользовался любовью кадетов. Поэтому они устраивали Ламновскому «похороны», проходя траурной процессией по коридорам замка каждые именины Ламновского.
Основная история начинается только с четвёртой главы, в 1859 или 1860 г. Ламновский умер, и кадеты не скрывали своей радости. Они были увещеваемы священником, объяснившим, что по замку действительно ходит, но не приведение, а серый человек – совесть. Кадеты восприняли рассказ как историю об ещё одном приведении. Так что призрак, увиденный кадетами, стоявшими на карауле в траурной зале генеральской квартиры, очень их напугал.
Больше всех пострадал курсант К-дин, который особенно рьяно передразнивал Ламновского и изображал умершего во время шутовских траурных процессий. Стоя в карауле, шалун подёргал умершего за нос, как это часто делал Ламновский при жизни. Привидение, принятое кадетами за самого духа замка и благословившее упавшего К-дина, оказалось вдовой генерала, которая была при смерти и с трудом пробралась в траурную залу, чтобы попрощаться с любимым супругом. Эта история раскрывается только в последней главке. Любовь вдовы оказалась сильнее смерти. «Привидение» произвело такое впечатление на кадетов, что они больше не могла радоваться чужой смерти.
Герои и образы
Генерал Ламновский не был любим ни начальством, ни детьми. К детям он был суров и безучастен, не заботился о них, но докучал и придирался ко всему. Дети отвечали Ламновскому тем же: они высмеивали его неприятные и смешные манеры.
Ламновский не мог вдохновить молодое поколение или внушить уважение к себе, потому что был человеком неинтересным и, очевидно, не особенно умным: ему недоставало слов «на выражение начальственных внушений детям». Привычка гладить нос всеми пятью пальцами во время выступления перед воспитанниками была самой смешной.
Ламновский не умел находить общий язык с кадетами, сердился на них и наказывал их. Его сердце не умело ни любить, ни прощать. Совсем не такой была его жена.
Генеральша, в отличие от мужа, была тиха, как ангел. Несмотря на свою болезнь, она, как думали кадеты, охраняла их кротким нравом от злобы генерала, была их добрым гением.
Кадеты никогда не видели генеральшу. Это была одна из причин, почему они приняли умирающую женщину, с трудом доковылявшую до гроба мужа, за привидение.
Женщина, принятая кадетами за привидение, сравнивается с трупом, в котором заключена душа. Фигура женщины измождена, лицо «страшно худое, до синевы бледное и совсем угасшее», волосы густые, длинные и седые. Глаза несчастной сравниваются со сверкающими углями. Они яркие и блестят воспалённым огнём. Руки женщины худые, похожие на руки скелета, уста черны и открыты. Сходство с привидением усиливается от дыхания, похожего на стон, белой одежды вдовы.
Умирающая женщина легко справляется с задачей, которую всю жизнь безуспешно решал её муж. Она только погрозила шалуну пальцем и посмотрела на него «с неизъяснимой грустью». Этого было достаточно, чтобы не только провинившийся мальчик, но и все воспитанники «Инженерного замка» перестали радоваться чьей-либо смерти. Это настоящее чудо пробуждения Божьего духа в грешном человеке.
Описывая кадетов, Лесков точно отмечает их жестокость. Подростки не прощают Ламновскому неприятные манеры, например, привычку при разговоре гладить нос. Дети называют это «доить слова из носа». Они не способны к проявлению милосердия.
Кадеты не церемонятся со своим директором. Злые дети распускали слухи, что генералу мрамор для постройки Исаакиевского собора носят демоны. Но самая жестокая шалость кадетов – «похороны» генерала каждый год в день его именин.
К-дин – самый отчаянный шалун.
Насмешка над мёртвым кощунственна. Но радость К-дина от того, что покойник не сможет его наказать, так велика, что превосходит страх мистического. Тем сильнее раскаянье мальчика.
Художественное своеобразие
В рождественском рассказе писатель всегда стремится преподать читателю какой-нибудь нравственный урок. Это должно произойти как будто невзначай, когда читатель наблюдает за судьбами героев.
Размышления автора о состоянии души любого человека в сумерках, о страхе человека перед потусторонним и мистическим, о том, каких привидений может создать человеческая фантазия – обобщения, помогающие читателю сопоставить себя с героями.
Портрет вдовы генерала написан настолько мастерски, что читатель до последней главы верит в то, что она – привидение. Впечатление усиливает метафора: «Казалось, что в гробу целовались две смерти».
Вывод рассказа соответствует библейской истине о том, что любовь и страх несовместимы, что простить можно только любя.
Краткое содержание Лесков Привидение в Инженерном замке
В замке, который ныне известен как Инженерный, проживают кадеты. Молодые суеверные люди, которые верят в существование приведений, а замок имеет именно такую репутацию.
Как то осенью в замке умер начальник Ламновский, который находился в должности генерала. Был он человеком суровым и строгим, его недолюбливали ни кадеты, на, как поговаривают, начальство.
В то время было принято выставлять дежурных, которые не посещали воскресную службу, это был «исключительный» момент, ведь воскресную церковную службу должны были посещать абсолютно все жители Петербурга. И вот четверо кадетов остались дежурить около гроба усопшего, пока все остальные посещали последнюю службу, перед похоронами усопшего.
Еще при жизни генерала Ламновского, кадеты любили над ним зло пошутить. Обычно они инсценировали похороны генерала, несколько раз виновных находили и наказывали, но каждый год все повторялось снова. И вот, четверо студентов, стоят в карауле около гроба с покойным, и хотят пошутить над ним в последний раз. И один из кадетов схватил покойника за нос.
И вдруг что-то схватило его за руку и кадеты услышали стон, кадет, который схватил генерала за ном, от страха упал на пол, но все равно не мог вытащить руку из цепкой хватки. Снова раздался стон, и четверо кадетов увидели приведение, худощавое тело человека в голубых одеждах. Все замерли от страха, а привидение приблизилось к гробу, и, к удивлению всех присутствующих, высвободило руку кадета, и перекрестило его. Кадет тут же отполз в сторону, а привидение приблизилось к гробу, наклонилось над ним и горько заплакало.
Тут в помещение, в котором находился гроб, вбежал один из кадетов, и сказал, что жена генерала, которую почти никто никогда не видел, так как она очень сильно болела, находится в обмороке и лежит в церкви. Привидением была именно она, она пришла оплакать собственного мужа. После похорон жена генерала Ламновского еще долго болела и в итоге скончалась.
Главная мысль рассказа
Данный рассказ учит нас тому, что нельзя смеяться над чужим горем, стоит относиться к несчастьям окружающих с состраданием и сопереживанием.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Лесков. Все произведения
Привидение в Инженерном замке. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В 1965 году Александр Твардовский написал большую статью «О Бунине», в которой он проанализировал творчество великого русского писателя, получившего в 1933 году за свой редкий талант Нобелевскую премию.
В книге рассказывается про Англию в 1586 году. Главной героиней книги является Мария Стюарт. Она была сводной сестрой королевы Елизаветы. Кроме самой королевы леди Стюарт претендовала на английский трон
Рамерия – планета, где живут арзаки и менвиты. Арзаки – невысокие люди, которые очень трудолюбивы. Менвиты – красивые и высокие люди, с хорошим физическим развитием. Верховный правитель менвитов Гван-Ло обладает способностью заколдовывать людей
Был у крестьянки, вдовы, сын. Звали его Иван. Вырос Иван бесталанным, за какое дело ни возьмется – все сделает наперекосяк, все испортит. У крестьянки сил работать уже не было, а Иван работал так, что дошло до того, что и есть им с
Виталий Валентинович знаменитый детский писать СССР. Его рассказы очень интригуют и заставляют задуматься о скрытом в них смысле
Урок русской литературы на тему: «Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГУ «Средняя школа № 11»
на городском семинаре учителей русского языка и литературы на тему:
«Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
2014-2015 учебный год
Тема: Николай Семенович Лесков «Привидение в Инженерном замке».
Цели: познакомиться с автором и его произведением, историей его создания, выяснить основную идею произведения; развивать навыки выразительного чтения, выборочного пересказа и работы в группе; воспитывать в учащихся грамотных читателей.
Портрет писателя. Николай Семенович Лесков (1831-1895).
«Был у меня Третьяков и просил, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл художник Валентин Александрович Серов. Сделаны 2 сеанса, и портрет, кажется, будет превосходным» (Н.Лесков.) Портрет был написан за год до смерти писателя и находится в Государственной Третьяковской галерее.
Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
В изображенье умного Серова.
Рассказ «Привидение в Инженерном замке» (1882). Особенности жанра.
«Святочный рассказ». Почему произведение имеет такой заголовок? Что такое «святки»? /Работа в группах по составлению ДГ или аналитической таблицы «Святки». Карточка-информатор № 1./
Мифологическое (языческое) значение праздника
Святки – народно-христианский праздник, имеющий древние дохристианские корни (древнее название Коляды). Празднуется с Рождества (6 января) по Крещение (19 января). Сопровождается народными гуляниями, колядованием, посеванием, ряжением, гаданием, ритуальными бесчинствами молодежи. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.
Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.
Суеверия замка. /Слайдовая презентация «История Инженерного замка» + выборочный пересказ 1 главы «Суеверия Инженерного замка»./
Участок, на котором находится Михайловский (Инженерный) замок, в начале 18 века был частью Летнего сада – царской усадьбы Петра 1. В 1796 году Павел 1 издал указ: «Для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Он имел в виду Летний дворец Елизаветы Петровны.
Для ускорения работ на стройку были переброшены строительные материалы с других строек: Царского Села, Академии художеств, Исаакиевского собора, Таврического дворца. Так на фасад попала надпись, якобы стоившая Павлу жизни: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». 47 букв = 47 лет императора.
Историк Август Коцебу писал: «Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, в помещениях стоял густой туман». Через 40 дней после переезда император был убит в Парадной спальне (11-12 марта 1801 года).
Говорят, что Павел слышал голос Петра 1, предупреждающий его о скорой кончине и видел в день смерти собственное отражение со сломанной шеей в большом зеркале.
После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Никто из Романовых больше не жил в нем. Всех пугал призрак убитого Павла 1, многие рассказывали о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.
В 1819 году указом императора Александра 1 Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. С 1823 года замок официально носит название «Инженерный». Внутренние помещения замка с 1822 года активно перестраивались для нужд заведения.
Ныне в здании находится филиал Государственного Русского музея.
Слово образовано от старославянского слова «суе», что значит напрасно (без пользы и без осознания причин) и «вера», то есть буквально «напрасное верование», «бесполезное верование».
Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды.
Почему суеверия процветали среди кадетов? Как они родились? Откуда взяли начало? / Работа в группах. Составление ДГ. См. главу 1.Это была традиция училища – запугивать младших, пересказывая страшные истории замка. Это было интересно, отличалось от серых будней заведения./
Герои рассказа. \Работа в группах. Цитатная характеристика персонажей: Ламновский, кадеты, К-дин. Главы 3, 1, 5./
… Сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие.
Н.С.Лесков о своем творчестве.
Генерал Ламновский (глава 3)
Кадеты (главы 1 и 3)
Едва ли любимый начальник у кадет
Не пользовался лучшей репутацией у начальства
Держал себя с детьми очень сурово и безучастливо
Был докучлив, придирчив и мелочно суров
Имел очень неприятные манеры: «доил слова из носа»
Не отличался красноречием
Замечая нарушение субординации, начинал сердиться и наказывал
Народ молодой, резвый и шаловливый, любопытный и отважный
Напитывались страхами и любили пугать других
Не любя Ламновского, не упускали случая делать ему досаждения и мстить, портя его репутацию в глазах новых товарищей
Распускали молву, что Ламновский знается с нечистой силой
Нетерпеливо ждут кончины генерала, как события, которое возвратит им свободу
Самый отчаянный шалун, который докучал Ламновскому более всех и потому… чаще прочих подвергался… взысканиям
Умел прекрасно передразнивать
Принимал самое деятельное участие в устройстве погребальных процессий
Сам изображал покойника, произносил речь из гроба, …пересмешил всех, не исключая офицера
Считался «висящим на волоске», так как по живости характера… было очень трудно воздерживаться от резвых и рискованных шалостей
Делал над собой отчаянные усилия – бежал от всех проказ
Долго сдержанная резвость нашла случай отпрянуть, как долго скрученная пружина – он просто обезумел
Проблемный вопрос урока: приходилось ли вам когда-нибудь испытывать чувство вины, собственной неправоты? Сразу ли оно приходило? Что вызывало его?
Кульминация шалости. /Прослушивание аудиозаписи главы 8./
Охарактеризуйте поступок кадетов. Каким подходящим словом можно назвать такой поступок? / Бессовестное поведение, оскорбительное – кощунство./
Вина – начало, причина, источник, повод; провинность, предосудительный проступок, грех.
Совесть – от «соведать», буквальный перевод с древнерусского – «я знаю».
Какие синонимы имеет слово совесть в современном русском языке? Найдите их в словах известных философов.
Совесть – показатель человечности.
Чего не запрещает закон, то запрещает стыд.
Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.
Как вы понимаете эти слова? Какие из них вы выбрали бы для записи в тетрадь? Почему?
Проблема совести в литературе.
У советского поэта Эдуарда Асадова (1923-2004) есть замечательное стихотворение «Именем совести». Как никто другой из поэтов имел он право о ней писать, потому что потерял зрение в 1944 году, спасая людей.
Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью, никогда!
А что сказать, когда ты видишь,
Как губят друга твоего?!
Ты все последствия предвидишь,
Но не предпримешь ничего.
Ты ищешь втайне оправданья,
Причины, веские слова,
А совесть злится до отчаянья:
— Не трусь, покуда я жива!
Живет она и в час, когда ты,
Решив познать иную новь,
Бездумно или виновато,
Как пса бездомного куда-то,
За двери выставишь любовь.
О совести писал и другой советский поэт – Евгений Евтушенко (1932).
Мы живем, умереть не готовясь,
забываем поэтому стыд,
но мадонной невидимой совесть
на любых перекрестках стоит.
И бредут ее дети и внуки
при бродяжьей клюке и суме —
муки совести — странные муки
на бессовестной к стольким земле.
От калитки опять до калитки,
от порога опять на порог
они странствуют, словно калики,
у которых за пазухой — бог.
Не они ли с укором бессмертным
тусклым ногтем стучали тайком
в слюдяные окошечки смердов,
а в хоромы царей — кулаком?
Не они ли на загнанной тройке
мчали Пушкина 1 в темень пурги,
Достоевского гнали в остроги
и Толстому шептали: «Беги!»
Палачи понимали прекрасно:
«Тот, кто мучится,— тот баламут.
Муки совести — это опасно.
Выбьем совесть, чтоб не было мук».
Но как будто набатные звуки,
сотрясая их кров по ночам,
муки совести — грозные муки
проникали к самим палачам.
Ведь у тех, кто у кривды на страже,
кто давно потерял свою честь,
если нету и совести даже —
муки совести вроде бы есть.
И покуда на свете на белом,
где никто не безгрешен, никто,
в ком-то слышится: «Что я наделал?»
можно сделать с землей кое-что.
Я не верю в пророков наитья,
во второй или в тысячный Рим,
верю в тихое: «Что вы творите?»,
верю в горькое: «Что мы творим?»
И целую вам темные руки
у безверья на скользком краю,
муки совести — светлые муки
за последнюю веру мою.
Иранский поэт Омар Хайям (1048-1122) посвятил совести десятки рубаи.
Будь мягче к людям! Хочешь быть мудрей?
Не делай больно мудростью своей.
С обидчицей-Судьбой воюй, будь дерзок.
Но сам клянись не обижать людей!
Ветер жизни иногда свиреп,
В целом жизнь, однако, хороша.
И не страшно, когда черный хлеб —
Страшно, когда черная душа…
Групповая работа. Что общего в стихах этих поэтов о совести? Чем они отличаются? / Отсутствие совести – страшный порок. Асадов категоричнее других судит человека без совести, не верит в его исцеление. Оптимистичнее взгляд Евтушенко – есть надежда на возрождение./
Решение проблемы совести в рассказе Лескова.
Автор борется с жестокостью кадетов через своих героев. Через каких? / Ламновского, священника, вдову Ламновского./
Священник училища, конечно, не мог оставаться в стороне.
Какой выход он нашел?
Почему именно такой? / Заронил в душах кадетов новое суеверие, потому что другого пути не было, другие пути были испробованы раньше и не принесли результата./
Почему кадеты поверили ему? / Кадеты относились к священнику с доверием и теплотой./
Откуда мы это знаем?
Батя – (уменьшительно-ласкательное) родственник: отец, брат или дядя.
Сравните, например, с прозвищем Ламновского – «папка».
Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин
встать рядом с такими творцами литературы русской,
каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.
… Тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.
Бате не удалось исправить кадетов. Удалось слабой, умирающей женщине, которая не произнесла ни единого слова! Как?! Ей удавалось справляться и с более несдержанным и скорым на расправу человеком – с мужем, генералом Ламновским.
Подсказку дают строки из стихотворения без названия 1869 года Ф.И.Тютчева (1803-1873).
Нам не дано предугадать,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше (первоначально для исполнения воли Бога); добро, помощь; состояние душевного покоя, удовлетворенности.
Великая сила умирающей женщины, пришедшей проститься с мужем, добро, перешла на кощунствующих ребят, подарив им состояние душевного покоя. Страх сделал их души очень чувствительными, к чужой боли в том числе. Заставил детей сочувствовать…
Идея рассказа или голос писателя.
Лесков не случайно рассказал читателям эту историю. Что он имел в виду? Что хотел донести до читающих?
Прощение дается даром, по снисходительности того, кто прощает. Извинение же вызывается причинами, которые заставляют не считать вину виною.
Как вы думаете, что имеет в виду писатель? Чем, по его мнению, отличаются извинение и прощение? А по вашему? / Извинение отменяет вину, как будто ничего и не случилось или же не случилось ничего страшного. Причем происходит это по просьбе просящего извинения. Прощение нельзя испросить, оно происходит в душе обиженного или оскорбленного человека по отношению к обидчику. Оно одинаково нужно обоим, так как вина тяжелым грузом ложится на души обоих. Прощать по-Лескову – значит останавливать рост зла в пространстве./
Да, русская культура всечеловечна. Это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям Земли. Но может быть, самая важная, самая насущная первостепенная её задача – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного…
Свиридов Г.В. (1915-1998), композитор.
Групповая работа с дискуссионной картой.
Счастливый конец у рассказа или нет? Докажите ответ. / Скорее счастливый, так как из кощунствующих кадетов выросли хорошие люди, заняли уважаемое положение в обществе и никогда не повторяли больше подобные шалости и отношение к людям./
Каким словом-синонимом можно заменить слово «привидение» в названии рассказа? / Серый человек, совесть./
Лесков по–своему решает проблему совести. Как? / Только сочувствие может пробудить совесть. Никакими наказаниями и уговорами разбудить совесть нельзя./
Автор убежден, что читатель примет его способ пробуждения совести в человеке. /Лесков наглядно показал, к чему может привести отсутствие совести, как больно оно отзывается в окружающих и как далеко может зайти. Заставил сочувствовать читателя./
Прав ли поэт и философ 18 века Новалис в том, что поэзия, как и совесть – «действенное божество»? Что убедило нас в этом? / Поэзия, то есть литература, может пробудить в человеке сочувствие, исправить человека. Совесть делает то же самое./ Кстати, он любил рассуждать о том, что «действительность постигается не разумом, а чувствами».
Сегодня я понял (-а), что …
Я никогда до сих пор не задумывался (-ась) о том, что …
Рассказ Лескова по-новому заставил меня посмотреть на …