лето 85 чем закончился
«Лето 85-го»: мелодрама Франсуа Озона о мальчиках-подростках на нормандском побережье
Алиса Таежная — о свежем фильме Франсуа Озона «Лето 85-го», в котором режиссер не открывает ничего нового, а лишь повторяет уже заезженные приемы подростковых квир-историй.
Дано: двое юных мужчин, блондин Алексис и брюнет Давид, будто со страниц каталога нижнего белья Calvin Klein, знакомятся в море во время кораблекрушения. Маленький шторм, их лодки разваливаются, слава богу, их в воде двое. У одного — мотороллер, у другого — каникулы и много свободного времени. Один местный, другой переехал, оба учатся у внимательного профессора литературы, который хоть и не видит в них Верлена и Рембо (сами они, кажется, видят — или как минимум цитируют), но советует больше размышлять на бумаге и хотя бы задуматься о получении высшего образования.
Дальше все сладко и предсказуемо, как аккорды песен The Cure: катание с ветерком по прибрежным дорогам, карамельные поцелуи, примерки одежды, первые сцены ревности («Тебе не нужно то, что мы делаем вместе, тебе нужен я!»). В и без того хлипкие отношения вклинивается британка Кейт (Филиппина Вельж), которая приехала на лето попрактиковать французский, но, по сути, практикует его только с симпатичными парнями. Главная договоренность между Алексисом и Давидом: когда один из них умрет, другой обязательно «спляшет на его могиле». Именно так называется первоисточник фильма в жанре young adult, опубликованный в начале 80-х британским писателем Эйданом Чемберсом: автор, к слову, прошел интересный путь от монаха до лауреата премий в детской литературе и классика подростковых квир-текстов.
Мелодрама об отношениях людей одного пола, которая еще десять лет назад ощущалась уникальным переживанием, в 2020 году растворяется в потоке копий и подражаний утраченному первоисточнику. Кто сейчас не исследует сексуальную идентичность? Кому не приходит в голову, что он флюиден? Кто не открывает через первые романы то, о чем не рассказывали родители?
Уста целовали и пели: «Лето 85» — история первой любви или глоток чистого Озона
С 15 октября в российском прокате идет 19-й полнометражный фильм Франсуа Озона «Лето 85» — история первой любви прохладным летом, которая прикидывается хичкоковским триллером, а оказывается советом не зацикливаться на себе. Зинаида Пронченко рассказывает, как у режиссера рифмуются кровь и любовь, Род Стюарт и Поль Верлен.
Франсуа Озон в 19-ой картине возвращается к истокам. К культовым среди целевой аудитории сюжетам «Летнего платья» (1996) и «Увидеть море» (1997). Не стесняется автоцитат — опять мальчики переодеваются в девочек, снова любят друг друга, а противоположный пол используют только чтобы вызвать ревность. «Лето 85» снято на 16 мм, чтобы помнили, какое оно — прекрасное далеко. И кино, и вино, и гонки на мопедах по извилистым проселочным дорогам, чтоб свою превысить скорость — рушатся молодые судьбы, как и положено в выдуманной реальности или в игре навылет.
Озону в этом идеальном teen-movie, которое он мечтал посмотреть 35 лет назад, да некому было его влажные поллюции перенести на экран, помогают любимые артисты старшего поколения: Мельвиль Пупо и Валери Бруни-Тедески — их роль сводится к оберегу, к весточке из родного дома, — а также убойный саундтрек, сплошь состоящий из хитов канувшей эпохи (тут The Cure и Род Стюарт с медляком Sailing обрамлены медоточивыми аккордами участника группы Air), ну и виды, конечно, безупречные атлантические дали.
Первая любовь, беззаботное время: рецензия на фильм «Лето’85»
15 октября на российские экраны выходит новый фильм Франсуа Озона — «Лето’85». В своём фирменном стиле Озон снял романтическую драму о беззаботных юных парнях, которые живут, влюбляются, мечтают и учатся строить отношения. «Лето’85» своей атмосферой немого напоминает фильм Луки Гуаданьино «Назови меня своим именем». Драма французского режиссёра ранее вошла в список 73-го Каннского кинофестиваля, который был отменён из-за пандемии коронавируса.
Феликс Лафевр, Франсуа Озон и Бенжамен Вуазен
В центре сюжета — молодой и беззаботный парень по имени Алекс (его играет Феликс Лафевр, для актёра это первая большая роль). Он молод, живёт в одном из нормандских городков, оканчивает школу, любит проводить время на пляже, не представляет, чем хочет заниматься в дальнейшем, но верит, что у него обязательно всё получится. Алекс на распутье — парень любит литературу, но не знает, готов ли посвятить ей свою жизнь. В один из солнечных жарких деньков Алекс собирается выйти с парусом в открытое море, но его настигает сильный шторм. Лодка парня переворачивается и он мог бы погибнуть, но ему на помощь приходит Давид. Новый знакомый вытаскивает Алекса из воды, отвозит к себе домой, выхаживает и оказывает всяческую поддержку. Алекс и Давид начинают сближаться по мере развития сюжета, постепенно у них начинают развиваться совсем не дружеские отношения, в которых есть не только лёгкость и приятное времяпрепровождение — драмы также предостаточно.
Они много времени проводят вместе. Алекс и Давид разные не только по характеру. Герои воспитывались в совершенно непохожих семьях. Мама Давида управляет небольшим магазином, знает о пристрастиях сына, отличается более свободными взглядами на жизнь и ничего против «дружбы» сына с Алексом не имеет. Родители Алекса придерживаются более консервативных методов воспитания, прививают сыну традиционные ценности, держат его в «узде». Алекс же в дополнение ко всему интересуется темой смерти, а Давид не видит в этом увлечении ничего хорошего. Тем более что у Давида умер отец. Когда разговоры парней всё больше касаются этой темы, они заключают необычный договор — станцевать на могиле того, кто умрёт первым.
Несмотря на свою раскованность и говорливость, Давид очень добрый, внимательный и чуткий парень. Этим качествам он пытается научить Алекса, который более рассудительно смотрит на жизнь и считает, что «каждый сам за себя». Только в конце Алекс поймёт, зачем всё-таки нужно помогать людям. Одним из «камней преткновений» в дружбе Алекса и Давида станет симпатичная девушка из Англии по имени Кейт (её сыграла Филиппина Вельж, для актрисы это первая роль в кино). К чему приведут отношения Давида и Алекса? Обретут ли они Happy End? Сможет ли их дружба пережить лето 1985 года? Узнайте в кинотеатрах с 15 октября.
«Лето’85» был снят на 16-мм плёнку, поэтому фильм получился по-настоящему ретро, с характерными потёртостями и старинными эффектами. Это создаёт в картине определённую атмосферу, делает её более притягательной и стильной. Нельзя не отметить, что Озон постарался найти необходимые атрибуты того времени, которые были задействованы в съёмке — декор, мебель, фактура, посуда, текстиль, транспорт, книги… Зритель действительно переносится в 85-й год XX века, когда свобода была самым главным ориентиром человеческого счастья.
Фильм, пусть и драматический, но очень лёгкий для просмотра, есть в нём и юмор. В картине нет негатива, а отношения юношей выглядят достаточно гармонично. «Лето’85» — это картина о свободе, о выборе, о мечте, о безрассудстве. Фильм игривый, как и парни, о которых идёт речь, но их отношения не выходят на первый план, всё-таки Озон более глубокий режиссёр. Упор больше делается на субъективное восприятие отношений с точки зрения художественной ценности.
Источник фото: Архивы пресс-служб
«Лето’85»: подростковая любовь и взрослые трагедии в новом фильме Франсуа Озона
Наивный и миловидный Алексис — 16-летний парень, недавно окончивший школу и стоящий на перепутье: с огоньком запустить литературную карьеру или все-таки взяться за ум и начать работать, как все, на чем настаивают его трудолюбивые родители. В поисках решения Алексис берет лодку друга и отправляется в море с побережья Нормандии, но встречает шторм и опрокидывается вместе с транспортом. Казалось бы, все, the end, но его спасает вовремя появившийся на горизонте Давид, сын местного моряка, парень с нагловатым обаянием. Знойный бэдбой сразу берет застенчивого Алексиса под свою опеку: отводит домой, дает свою одежду, знакомит с мамой, предлагает работу в рыболовном магазине. От такой прыти между парнями быстро возникает не только дружба, но и сильное романтическое чувство. Которое, правда, доведет до беды — ведь начинается фильм с известия о том, как Алексис обсуждает с полицейским подробности смерти своего возлюбленного.
После трех весьма непохожих друг на друга картин (навеянный Клодом Шабролем «Франц», депальмовский «Двуличный любовник» и почти нон-фикшн «По воле божьей»), Франсуа Озон, будто истосковавшись по своей фирменной кэмп-буффонаде, решил исполнить давнюю мечту — экранизировать роман Эйдена Чемберса «Спляши на моей могиле». Эта книга о подростковой гей-любви вышла в 1982 году и, очевидно, сильно повлияла на Озона, которому на тот момент было 15 лет. Поставить фильм по произведению он мечтал еще в самом начале карьеры, но как-то не сложилось, хотя отголоски этого желания чувствуются во многих его фильмах. Например, в одной из первых короткометражек «Летнее платье», в которой парень, оставшись на пляже без одежды после первого сексуального опыта, одевается в платье своей пассии — даже цветовое решение в том фильме напоминает о сцене из «Лета-85», где Алексис едет на велосипеде в аналогичном наряде (обстоятельства, при которых это происходит, оставим за кадром).
Но при всем прочем, даже несмотря на прекрасные актерские работы (дебютант в главной роли Феликс Лефевр напоминает Ривера Феникса, а Бенжамин Вуазен в роли Давида по типажу явно отсылает к Джеймсу Дину), «Лето’85» — отнюдь не идеальное кино. Драматургически оно слегка расхлябанное — временами его легкость, как ни парадоксально, давит на повествование, замедляя там, где следовало бы добавить динамики. Плюс сама связка меланхоличной мелодрамы и кататонического триллера не всегда смотрится органично. Этот фильм — как спонтанное воспоминание о прекрасной поре отрочества, процеженное через жанровые лекала, не всегда структурированное. Но его искренность бьет горячим ключом. Так что в данном случае названный «шаг назад» для Озона — не упрек, а, скорее, аккуратный комплимент. Мастерства в его новом кино гораздо меньше, чем в других поздних работах, зато честного наслаждения процессом достаточно, чтобы завести мотор зрительской ностальгии.
Мировая премьера фильма должна была состояться на Каннском кинофестивале этой весной (по этому поводу на плакате к фильму даже пририсовали пальмовую ветвь), но пандемия, увы, не оставила шансов кинофестивалям. Поэтому вот так, тихо, без фанфар и красных дорожек «Лето’85» вступает в мировой кинопрокат.
Нет, за тридцать с лишним лет, прошедших с момента написания первоначального скрипта «Лета’85», Озон, конечно, написанный в подростковом возрасте текст редактировал, но, по-видимому, не слишком глобально. Потому что юношеские наивность и максимализм так и сквозят из всех щелей «Лета’85».
Видимо, поэтому серьезно воспринимать переживания по поводу первой любви на всю жизнь, длившейся меньше двух месяцев, первых любовных разочарований и измен зрителям, перевалившим за 20 лет, довольно трудно.
Зато местами излишне откровенная картинка однополой любви определенно порадует толерантных любителей радуги, но может вызвать отторжение у трепетных блюстителей традиционной морали. Если попроще, то гомофобам тут не место.
Французский фильм еще до его выхода в широкий прокат стали сравнивать с картиной итальянца Луки Гуаданьино, номинанта на главную американскую премию «Оскар» «Назови меня своим именем». На мой взгляд, этим сравнением Озону сильно польстили. Это все равно что сравнить выступление Диты фон Тиз и Тарзана. Смысл похож, но воплощение кардинально разное. История у Гуаданьино получилась гораздо глубже и сильнее. Во многом случилось это благодаря исполнителям главных ролей – Тимоти Шаламе и Арми Хаммеру. Феликс Лефевр и Бенжамен Вуазен у Озона, увы, это далеко не Шаламе и Хаммер в «Назови меня своим именем».
К Тимоти можно относиться по-разному, но парень, бесспорно, талантлив и многогранен. Чего, увы, никак нельзя сказать о Феликсе.
Для Феликса Лефевра главная роль у Франсуа Озона стала кинодебютом. Паренек он, конечно, смазливый, но на этом его достоинства и заканчиваются. В течение всего фильма актер радует нас единственным выражением лица, передающим, по его разумению, как радость, так и печаль.
В классическом сериале «Друзья» был эпизод, в котором Джо учил остальных приятелей актерскому мастерству, объясняя, что для того, чтобы выглядеть на экране глубоким актером, нужно многозначительно замолчать и сделать вид, будто ты принюхиваешься к неприятному запаху. Собственно, видимо, именно этим и занимался Феликс Лефевр в роли Алекси.
Женщин в фильме всего три и, глядя на них, в принципе, понимаешь, почему главный герой предпочел в свой первый раз влюбиться именно в мужчину. Все три сильно далеки от классического образа идеальной женщины.
Ну и на фоне этого унылого дамского болотца эффектный белозубый байкер Давид действительно выглядит голливудской суперзвездой, эдакий Джеймс Дин в «Бунтаре», поигрывающий мускулами на палубе собственной яхты на фоне морского заката. Ну то есть понятно, что выбора у главного героя просто не было. Потому что, как мы помним, картинка у Франсуа Озона просто прекрасна.