лиаз что за завод
Страна ЛиАЗия: мы посмотрели, как выпускают автобусы в Ликино-Дулёво
По Москве начали ходить новенькие дизельные автобусы, в том числе «гармошки», с передней облицовкой как у электробусов — общественный транспорт активно обновляется, и не только в столице. Чтобы посмотреть, как его делают, я отправился в подмосковное Ликино-Дулёво.
На ЛиАЗе я не был сто лет — с начала двухтысячных. А первый раз попал туда в середине девяностых, причем с делегацией компании MAN. Тогда лиазовцы остались и без моторов, и, по сути, без самих автобусов: в 93-м сгорел завод двигателей КАМАЗ, а годом позже был ликвидирован конвейер по производству ЛиАЗов-677, которые могли хоть как-то спасти ситуацию. Тогда завод представлял собой удручающее зрелище: в пустынных цехах стояли автобусы без двигателей, кузова местами красили кисточкой прямо по ржавчине. Было вообще непонятно — выживет или нет?
ЛиАЗ-5256 из казанского автобусного парка
В 2001-м я рассказывал про опыт эксплуатации в Казани ЛиАЗов-5256, из которых, помимо прочего, натурально выпадали моторы. Иногда прямо на ходу. Цитирую рекламационный акт: «При движении с пассажирами произошел обрыв кронштейнов крепления ДВС, двигатель упал, и лопнули ушки вилки карданного вала». Как говорится, без комментариев.
Городской ЛиАЗ двадцать лет спустя: идет контроль новенькой модели 5292 — судя по рестайлинговой облицовке, для Москвы
Ликинский автобусный завод
Казаков Александр Михайлович (управляющий директор)
Ли́кинский авто́бусный заво́д (ЛиАЗ) — российское предприятие-производитель автобусов и троллейбусов большого и особо большого класса, расположенный в Ликино-Дулёво Московской области.
Содержание
История
История Ликинского автозавода началась в 1933 году, когда был построен Лесохимический опытный завод облагораживания древесины ЛОЗОД. Завод выпускал изоляционные плиты и прессованную древесину. В 1945 году завод был преобразован в Ликинский машиностроительный — ЛиМЗ и производил электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции.
В 1959 году ЛиМЗ был переименован в ЛиАЗ. Первым автобусом, сошедшим с конвейера, стал ЗиЛ-158. Пожалуй, самым значимым детищем завода стал автобус ЛиАЗ-677. Всего было произведено более 200 тысяч этих машин. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1988 году началось серийное производство модели ЛиАЗ-5256, которая в 1990-е годы стала основной.
После распада СССР работа завода замедлилась, а в 1996 году и вовсе остановилась из-за сложной экономической обстановки, а также из-за пожара на заводе двигателей Камаз. В 1997 году ЛиАЗ был объявлен банкротом, и было введено конкурсное производство.
С 2000 года вошёл в компанию «Русские Автобусы» (до 2004 года — концерн «РусАвтоПром»). С 2005 года входит в автомобилестроительную группу ГАЗ.
В 2003−2006 годах разработаны и запущены в серийное производство новые модели автобусов: низкопольные ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-5293, сочленённый ЛиАЗ-6212, а также сочленённый и низкопольный ЛиАЗ-6213. На базе выпускаемых автобусов разработаны троллейбусы ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52802, ЛиАЗ-52803.
6 декабря 2007 на заводе выпущен первый троллейбус, полностью произведённый на предприятии. Планируется, что эта линия будет выпускать 500 троллейбусов в год с последующей возможностью увеличения производительности до 1000 штук в год. [2] Первая поставка с новой линии произведена в Челябинское троллейбусное управление. Однако через несколько лет проект был свернут, всего завод собрал около 200 троллейбусов. [1]
В 2010—2011 годах Ликинский автобусный завод проводит рестайлинг своей продуктовой линейки.
Производство автобусов ЛИАЗ
Дата публикации — 21.06.2021
История Ликинского автобусного завода берет начало в 1937 году, однако в те времена все производственные мощности были направлены исключительно на изготовление прессованной древесины и изоляционных плит. За год до окончания Великой Отечественной войны произошло преобразование данного предприятия в машиностроительный завод, а в конце 50-х появился всем известный ЛиАЗ.
Первым автобусом, сошедшим с конвейера, стал ЗИЛ-158, поскольку конвейерные мощности были перевезены именно с завода имени Лихачева. В 1963 году был выпущен первый опытный экземпляр ЛиАЗ-677, который впоследствии разошелся практически по всему СССР. Успешное производство было отмечено такой значимой наградой, как Орден Трудового Красного Знамени. В 1986 году, в ходе технического переоснащения, стартовало серийное производство новой модели – ЛиАЗ-5256.С 2005 года завод ЛиАЗ входит в состав крупнейшей автомобилестроительной компании «Группа ГАЗ».
Вначале XXIвека на базе производимых транспортных средств было разработано 3 модели троллейбуса, а также совершенно новые автобусы:
Наши дни
Модернизация автобусного завода ЛиАЗ позволила организовать производство всей линейки выпускаемой продукции в едином потоке. На предприятие, которое занимает 630 тысяч квадратных метров, было поставлено современное оборудование из Европы и Японии. Кроме того, была установлена дорогостоящая линия окраски и антикоррозионной обработки кузовов Geico (США).
С 2014 года стартовала сборка комфортных туристических автобусов «Круиз», использующих шведские шасси от Scania, а спустя год Ликинский автобусный завод ЛиАЗ запустил в серийное производство совершенно новую модель ЛиАЗ-4292. Осенью 2018 года налаживается серийное производство такого прогрессивного транспорта как электробусы.
Всего за годы существования завод автобусов ЛиАЗ выпустил более 290 тысяч автобусов разных назначений и классов. В 2016 году производитель был отмечен престижной наградой «Автобус года в России». На настоящий момент предприятие выпускает чуть более 9% автобусов от общего количества подобного транспорта, который эксплуатируется на дорогах РФ.
Модельный ряд
По состоянию на 2021 год, производитель выпускает несколько популярных моделей:
До 2012 года предприятие выпускало высокопольные, низкопольные и полунизкопольные троллейбусы. В 2021 году руководство приняло решение прекратить производство двух известных автобусов (полунизкопольного ЛиАз-5293 и высокопольного 5256), но запасные части для данных моделей продолжат изготавливаться ближайшие 10 лет.
Все ныне выпускаемые автобусы на заводе ЛиАЗ оснащаются силовыми установками, соответствующими экологическим стандартам Евро-4, Евро-5, и даже Евро-6, а также международному экологическому стандарту ZeroEmission. Надежные узлы, продуманная эргономика и прогрессивные системы обеспечивают отличную управляемость в любых дорожных условиях, а также высокий уровень комфорта и безопасности.
Разрабатывая новые автобусы, производитель учитывает множество нюансов, стараясь делать максимально удобные и практичные машины, привлекающие надежностью и современным дизайном. Некоторые модели адаптированы для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения (предусмотрен откидной трап, кнопка связи с водителем и специальные места для собак поводырей).Большой спектр опций позволяет адаптировать транспортное средство под специфику разных маршрутов.
Особенности производства
После масштабной модернизации в цехах, где делают ЛиАЗ, условия трудовой деятельности заметно улучшились. «Группа ГАЗ» акцентирует внимание на необходимости внедрения самых эффективных мировых практик в сфере высоких технологий машиностроения, роботизации и автоматизации промышленной техники, а также производственной среды.
На предприятии эксплуатируется множество оборудования профессионального уровня от таких компаний, как:
На Ликинском автобусном заводе ЛиАЗ применяются лазерные станки для резки металла, используется эффективная технология нагревания металлических листов до определенной температуры перед сварочными работами. Кроме того, на производстве задействована уникальная система катафорезного(электролитического) грунтования, которая позволяет обработать не только внешние, но и внутренние поверхности кузова.
Использование передовых технологий и современного оборудования позволяет не только выводить на рынок новый транспорт для пассажирских перевозок, максимально ориентированный на потребителя, но и изготавливать технику, соответствующую самым высоким российским и европейским стандартам.
Объединение инженерных центров позволило сократить время на длительную разработку новых транспортных средств и компонентов, унифицировать процессы, консолидировать ресурсы и привлечь поставщиков. Преимущества такого подхода выражаются в ценном и уникальном опыте,оперативной реализации качественных проектов, постоянном отслеживании изменений в законодательной базе, а также возможности разработки и создания бюджетной продукции достойного уровня.
Специалисты заводов-производителей автобусов выполняют полный цикл работ по созданию транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров:
Благодаря улучшению контроля качества, на предприятии постепенно пришли от выявления и оперативного устранения проблем к полному предотвращению их возникновения. Это стало возможным благодаря использованию немецкого стандарта VDA 6.3. Вместе с этим активно применяется зарекомендовавшая себя у зарубежных компаний методика CSA(аудит удовлетворенности покупателя), которая позволяет имитировать оценку транспортных средств через призму клиентского восприятия.
Значительные достижения и планы на будущее
Когда над продуктом работает множество опытных специалистов, использующих современное оборудование и технологии, полученный результат будет оценен по достоинству. К примеру, после Олимпиады в Сочи низкопольный ЛиАЗ-5292, разработанный специально для городских маршрутов, одержал победу в ежегодном престижном конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России».
На рынке выигрывает тот, кто может предложить инновационный конкурентоспособный продукт. На Ликинском автобусном заводе постоянно ведется разработка новых продуктов расширенной функциональности, максимальной комфортабельности, безопасности и надежности, создаются инновационные модели, а также внедряются самые прогрессивные технологии:
Ультрасовременные автобусы доступны каждому!
Каждый заинтересовавшийся потребитель может приобрести автобусы производства ЛиАЗ, посетив официальный сайт компании «ЯрКамп-Питер», которая является одним из крупнейших автобусных компаний в Северо-Западном регионе страны. На портале представлен большой выбор пассажирского транспорта. Инструменты сайта позволяют классифицировать выдачу по различным категориям (тип автобуса, класс, тип силового узла, вместимость или количество сидячих мест).
От мала до велика: история завода ЛиАЗ
Доброго времени суток!
Рассказывая о транспорте России, нельзя не упомянуть о таком крупном игроке на рынке, как ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод). В этой статье мне бы хотелось поведать его историю.
Автобусы ЛиАЗ-158 и 3 ЛиАЗ-а 677 в музее «Московский транспорт». Фото: Максим Фандюшин
История одного из крупнейших производителей автобусов в России началась в далеких 30-х годах прошлого столетия, но началась она вовсе не с транспорта. В деревне Ликино-Дулево в 1933 году приступили к строительству Лесохимического опытного завода облагораживания древесины, или сокращенно ЛОЗОД. К 1937 году он был построен, и уже вовсю поставлял Советскому Союзу различные древесные изделия. Такую функциональную задачу он имел до конца Великой Отечественной войны.
Ни для кого не секрет, насколько ужасающими были последствия ВОВ. Государство требовало в кратчайшие сроки масштабного восстановления. Для этого требовались как материалы, так и инструменты, которыми можно было производить и ремонт, и создавать те же самые материалы. Именно поэтому, по указу генерального секретаря И.В.Сталина, ЛОЗОД был перепрофилирован в Ликинский механический завод (ЛиМЗ), основной задачей которого было как раз создание станков, электростанций и прочих инструментов.
И вот, к концу 50-х годов жизнь в стране наконец-то наладилась, и такой объем оборудования больше не требовался. В то же время в стране росла потребность в общественном транспорте: многие существовавшие автобусы уже доживали свой век, да и были они весьма сырыми по тем временам. Более того, население городов стремительно увеличивалось. Именно поэтому в 1959 году ЛиМЗ был переделан в Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ).
Эмблема ЛиАЗ-а. Фотограф: Максим Фандюшин
В 60-х годах инженеры начали разработку нового автобуса. Он должен был быть мощнее, вместительнее, удобнее, чем все предыдущие экземпляры. И вот, в 1967 году на свет появился автобус ЛиАЗ-677. Еще долгое время автобус налаживали, и он выпускался параллельно со 158-м. Модель имела бесчисленное количество различных модификаций, начиная от простых городских и экскурсионных, заканчивая телевизионными станциями!
Эта модель выпускалась на заводе до 1994 года, а на разных авторемонтных мастерских аж до 2002! Именно простота и надежность позволяет до сих пор работать этим моторным труженикам во многих городах нашей необъятной страны. По ряду данных, на заводе было выпущено более 194 тысяч машин данной модели.
3 автобуса ЛиАЗ-677 в городе Арзамас. Фотограф: Максим Фандюшин
В 1975 году завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени за упорный труд.
Автобус ЛиАЗ-5256.30 в городе Ярославль. Фото: Максим Фандюшин
После распада СССР в стране наступили трудные 90-е. Кризис не обошел стороной и ЛиАЗ. Были проблемы с комплектующими, и качество продукции резко упало. Завод был на грани закрытия, в 1996 году пришлось даже остановить производство. Но банкротство прошло мимо предприятия, и завод, бывший некогда на грани, удержался на плаву.
Автобус ЛиАЗ-6212.01. Фотограф: Максим Фандюшин
2 пригородных автобуса ЛиАЗ-52562R в городе Шатура. Фотограф: Максим Фандюшин
В 2014 году на завод ЛиАЗ были переданы конвейеры с завода ГолАЗ, и стартовал выпуск пригородных автобусов ГолАЗ(ЛиАЗ)-5251 «Вояж», ГолАЗ(ЛиАЗ)-5291 «Круиз» и ГолАЗ-6228. Последний был выпущен всего в нескольких экземплярах и не производился далее в виду размеров.
В 2018 году начался серийный выпуск электробусов ЛиАЗ-6274.01. Пока электробусы поступают только в Москву (хотя опытный образец работает и в городе Тюмень).
Автобус особо большой вместимости ЛиАЗ-6213.65. Фотограф: Максим Фандюшин
Завод ЛиАЗ еще с 60-х годов прочно занял нишу автобусостроения в России и странах бывшего СССР и ныне является одним из крупнейших поставщиков своей продукции в города России и СНГ.
Спасибо за внимание! Это была непростая история завода ЛиАЗ. Надеюсь, вы открыли для себя что-то новое. С уважением, Максим Фандюшин.
Можно было пару фото добавить
В 90-х приходилось добираться в институт на ЛиАзе каждый день. Когда он ехал в гору, такое ощущение было, что выхлопная труба разворачивалась в салон.
Трамваи на разъезде
Макеевка Донецкой области, конец 50-х годов.
Колоризация.
Источник «звона бутылок» автобуса ЛиАЗ 677
До сих пор не утихают споры об источнике так называемого «звона бутылок» в советском автобусе ЛиАЗ 677. И поскольку мы привыкли доверять людям с учёными степенями, было решено узнать мнение специалиста-трансмиссионщика, доктора технических наук, профессора автодорожного института по поводу природы возникновения этого странного звука.
Когда я был ещё ребёнком, то мне приходилось слышать, как люди на остановках общественного транспорта называли ЛиАЗ 677 «алкашом, который идёт сдавать бутылки». Почему пассажиры были так негативно настроены?
Людей можно было понять. Посудите сами, автобус входит в поворот, предварительно сбавив скорость, и тут же проявлялись два фактора.
Во-первых, ЛиАЗ кренило так, как ни один другой автобус. Отсюда и аналогия с пьяницей. И всему виной его чересчур мягкая и валкая пневматическая подвеска. Разработчикам нужна была плавность хода, но вместе с ней пассажиры получили и сильные крены автобуса.
Ну и во-вторых, это так называемый «звон бутылок». И я не думаю, что люди вкладывали в это сравнение с пьяницей какой-то негатив.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно пройти к самому ЛиАЗу. Вот собственно и он. Лежит на боку, правда уже без двигателя. Но давайте представим, что V8 у него на месте, по центру в передней части. Итак, что же мы тут видим?
А видим мы здесь, как гидромеханическая коробка передач значительно отдалена от самого двигателя. Она вынесена в базу и находится между передним и задним мостом. Соединяется её первичный вал с валом двигателя аж через два карданных вала. Видели когда-нибудь такое?
Ведь обычно у других автобусов КПП была прикручена к двигателю, и никакого тебе «звона бутылок». А здесь, вот посмотрите, два кардана со своими вилками и крестовинами. И разумеется, когда двигатель работал в холостую, эти два кардана вращались. Получается, что они получали крутящий момент от двигателя с одной стороны, а с другой стороны они не испытывали момента сопротивления. Это значит, что когда автобус стоял, они не работали на кручение, не находились под механическим напряжением, а значит фактически болтались. И поскольку из-за износа там полно люфтов и зазоров, то всё это звенело, а полые трубы карданов этот звук усиливали. По своему спектру эта «мелодия» очень похожа на звон бутылок.
Но как только водитель трогался, то автоматическая гидромеханическая коробка передач тут же создавала момент сопротивления на этих двух карданных валах, они начинали работать на кручение и переставали звенеть.
Можно ли было прикрутить эту АКПП к двигателю и избавить тем самым автобус от этого звона?
Прикрутить можно было, и тогда ничего бы не звенело. Но поставьте себя на место конструкторов: вы ставите на массовый автобус прогрессивную на тот момент гидромеханическую трансмиссию, которая могла повести себя как угодно. Что в таком случае нужно учесть?
Конечно же ремонтопригодность. А она зависит от лёгкости доступа к коробке, причём желательно из салона. А теперь представьте себе: вы прикрутили эту коробку к двигателю, и где в итоге она окажется? Не трудно догадаться, что прямо под перегородкой, которая формирует кабину водителя.
Худшего места просто придумать было нельзя, потому что в таком случае вы не сможете получить к нашей АКПП доступ из салона. Перегородка просто не позволит вам разместить смотровой ревизионный люк в полу. Вот посмотрите, как тут всё устроено в автобусе, который мы ещё не перевернули. Вон она та самая перегородка, которая мешала бы получить доступ к гидромеханической коробке из салона. А с двумя карданным валами у нас коробка вынесена в базу, и посмотрите, где находится её люк. Он открывается, ничто не мешает, водитель или ремонтник могут получить доступ к узлу трансмиссии без проблем из салона.
Отсюда делаем вывод, что этого «звона бутылок», а по факту звона карданных валов и их соединений на тот момент было избежать нельзя.
Водитель автобуса заснул за рулем в Москве
«Антисон» не разбудил так как водитель был в наушниках.
Любитель Тик-тока за рулем пассажирского автобуса
Ждановский (Мариупольский) рыбоконсервный завод во времена СССР
Немного о мелких мошенниках
Сегодня в очередной раз убедился, какой вред приносят нам всем мошенники. Особенно мелкие и примитивные до тупизны. Такие, чьи действия напрямую особо сильного вреда не приносят, но с каждым разом все сильнее убивают доверие к окружающим.
Ехал сегодня на автобусе практически через весь город. Заходит в салон благообразный дядечка и протягивает кондуктору транспортную карту. Терминал ругается что денег недостаточно. Дядечка краснеет, бледнеет и дрожащим голосом вещает: да я вот только на днях пополнял, да когда же успели кончиться деньги, да как неудобно получилось и вообще это у него в первый раз такое, а налички нет и кредитки пустые. » Пассажиры в автобусе, преисполненные жалостью и сочувствием просят кондуктора о снисхождении, кто то порывается даже заплатить за рассеянного интеллигента. Но кондуктор остаётся непреклонной и высаживает несчастного на следующей остановке.
А остановок через 10 в салон заходит. все тот же дядечка (видать, прыгая по маршруткам, смог обогнать большой и медлительный автобус) и со спокойным лицом (похоже не ожидал такого поворота и кондуктора не признал) протягивает транспортную карту. Кондуктор с непроницаемым лицом протягивает терминал (тоже не понятно, может не узнала, может решила постебаться). Естественно терминал ругается что денег нет и представление начинает повторяться практически буква в букву. И недавно пополнил и как так и в первый раз такое. Закончить ему не дал громкий дружный гогот тех, кто давно едет и все это уже видел. Дядечка краснеет уже по настоящему и ретируется из автобуса на следующей остановке.
Вот вроде бы и мошенником его не назвать и никто от его «хитрой» схемы не пострадал. Но ведь так может случиться что забудешь дома кошелек или действительно на карте деньги закончатся неожиданно и никто уже в положение твое не войдёт, ведь в глазах окружающих ты будешь выглядеть таким же мелким мошенником, решившим сэкономить 30 рублей на проезде и бестолково обмануть систему.
Как доказательство, когда ехал обратно, из автобуса почти подряд выгнали двоих пацанов с пустыми картами. И вот попробуй разбери, у кого действительно неожиданно возникла сложная ситуация, а кто просто мелкая хитрая задница.