лидерская фигура что это

Облик лидера: что одежда говорит о руководителе и его готовности к изменениям

лидерская фигура что это. Смотреть фото лидерская фигура что это. Смотреть картинку лидерская фигура что это. Картинка про лидерская фигура что это. Фото лидерская фигура что это

Как окружающие поймут, что вы лидер, способный проложить верный путь и провести по нему команду?

Убедить в этом людей помогают не только умные и захватывающие выступления и энергичные действия, но и неуловимые невербальные сигналы. Немалую роль играет харизма — по сути она и есть эмоциональный сигнал о способности стать лидером.

Исследования показывают, что подчиненные очень пристально считывают невербальные сигналы своего босса, и одним из таких сигналов является одежда, которую он носит. Это важный компонент самопрезентации, ведь большинство людей, выбирая наряд, учитывает, какое впечатление он произведет на окружающих. Более того, некоторые лидеры прочно ассоциируются у нас с теми или иными деталями гардероба. Джордж Буш-младший, например, часто показывается в ковбойской шляпе, хотя и происходит из семьи с богатым политическим бэкграундом. Стив Джобс всегда носил водолазку, а имидж Владимира Путина во многом сформировался благодаря его фотографиям с голым торсом — это тоже своего рода «манера одеваться».

О стиле одежды как признаке лидера пишут авторы нового международного исследования под руководством Томаса Морана из Университета Инсбрука (Австрия). Ученые задались вопросами: во что, по мнению людей, одет типичный лидер? какой стиль одежды укрепляет доверие и какой прибавляет харизматичности? Рамки эксперимента ограничили восприятием одежды белых мужчин, ведь это до сих пор прототипическая фигура лидера.

Стили одежды авторы разделили на три группы: официальный (пиджак и галстук), повседневный (джинсы, футболка, свитер) и нарядный (рубашка и брюки безукоризненны, пиджак и галстук отсутствуют).

Есть данные о том, что люди воспринимают студентов, учителей и профессоров как более умных, если они одеты более строго. Тем, кто собирается пройти собеседование на работу, тоже советуют надевать пиджак — и неспроста: исследования показали, что сотрудников действительно «встречают по одежке». Также известно, что более официальный наряд увеличивает социальную дистанцию.

Практически никто не изучал манеру одеваться с точки зрения заявки на лидерство, поэтому первой гипотезой авторов была такая: внешность человека в костюме с галстуком в наибольшей мере соответствует образу лидера. Есть, однако, множество противоположных примеров. Джек Ма регулярно появляется на ежегодном собрании сотрудников в патлатом парике и с ярко накрашенными губами. Очевидно, наряд «от противного» работает, если окружающие понимают, что лидер нарушает дресс-код намеренно, желая выделиться. Поэтому авторы сформулировали вторую гипотезу. Чем сильнее наряд лидера отличается от культурной нормы его организации, тем более харизматичным он видится подчиненным. Третьей гипотезой авторов стала такая: руководитель, который выбрал стиль, резко выделяющий его на фоне остальных, нравится людям больше.

Для проверки каждой из гипотез провели серию экспериментов. В первом 78 респондентов просили по фотографиям предположительно оценить разные качества человека. Это был один и тот же человек, снятый во весь рост в одной и той же позе на нейтральном фоне. Различался только его стиль одежды: формальный, нарядный, повседневный. Оценки давались по нескольким критериям: 1) предполагаемым качествам, характерным для лидера; 2) степени харизматичности; 3) желательности изображаемого человека в роли лидера организации респондента (варианты да/нет).

Результаты эксперимента подтвердили первую гипотезу: в глазах людей в наибольшей степени образ лидера ассоциируется с официальным костюмом (затем идет нарядный и в наименьшей степени — повседневный). Интересно, что по показателю доверия «нарядный» стиль проигрывал обоим другим.

В последующем эксперименте авторы задались новым вопросом: зависит ли «лидеропригодность» по-разному одетых мужчин от того, каков доминирующий в его организации стиль — жестко иерархический или гибкий и неформальный?

Испытуемым предварительно предложили прочесть короткий текст, который описывал один из двух типов организации: гибкая и динамичная, либо строгая и контролирующая.

Таким образом появилась матрица: два типа фирм и три стиля одежды. Полторы сотни респондентов в германоязычных странах, работавшие в компаниях финансового, производственного и ИТ-сектора, получили эти тексты об организациях, а затем портреты их «лидеров» — те же фотографии, что и в первом эксперименте. Вопросы тоже были теми же. По оценкам респондентов, «руководители», чей стиль одежды контрастировал с типом организации, были более харизматичными. В иерархичной компании люди воспринимали как более харизматичного лидера в одежде casual, и наоборот, в гибкой инновационной компании лидеру в строгом или нарядном одеянии приписывали более высокую харизму. В целом же респонденты чаще «назначали» руководителем мужчину-фотомодель в официальном костюме, особенно если сама организация описывалась как неформальная. (На втором месте шел наряд стиля smart, и лишь на третьем — casual.) И это несмотря на то, что человеку в футболке приписывали более высокий уровень харизмы.

В третьем эксперименте ученые решили использовать портреты реальных CEO, предложив 44 респондентам фотографии пары гендиректоров из списка Fortune 1000. Задание требовало оценить обоих, причем в этой паре один гендиректор был одет заметно строже, чем другой. Поскольку культура компании из списка Fortune 100 гораздо жестче, чем культура стартапа, исследователи предполагали, что CEO, сфотографированный в неофициальном наряде, покажется респондентам более харизматичным. Ученые ввели поправки на такие факторы, как наличие или отсутствие очков на фото и известность лидера, измеряемая через количество слов в статье о нем на «Википедии». В эксперименте лидеров без галстука сочли более интересными свыше половины респондентов.

Наконец, в четвертом исследовании те же пары фотографий гендиректоров были предъявлены 70 англо- и германоязычным участникам. На этот раз их просили сравнить гендиректоров друг с другом: кто старше, кто харизматичнее, кто привлекательнее и, наконец, кого бы они предпочли на высшем посту своей организации. Участники снова сочли лидера в менее формальном наряде более харизматичным (57%). Когда же им предложили гипотетически выбрать руководителя для своей организации из каждой пары, в 50,7% случаев они предпочли «кандидата», одетого менее официально.

Выводы авторов исследования: в наших представлениях о настоящем руководителе присутствуют два фактора, которые конкурируют между собой. С одной стороны, есть устойчивый стереотипный образ руководителя организации, как человека, сидящего за большим столом и одетого в дорогой костюм. Однако, с другой стороны, мы чувствуем, что лидер — это человек, который не боится, а наоборот, стремится во всем отличаться от других, выделившись на общем фоне.

«Белая ворона» сталкивается с непониманием окружающих и несет определенные социальные издержки. Если вы на это решаетесь, люди чувствуют, что вы настаиваете на том, что вы «не такой, как все» и хотите подчеркнуть свой статус. Исследование доказывает, что стиль одежды, контрастирующий с принятым в организации, делает лидера более харизматичным. Однако это средство надо применять с осторожностью.

Об исследовании «Clothes make the leader! How leaders can use attire to impact followers’ perceptions of charisma and approval» by Thomas Maran, Simon Liegl, Sebastian Moder, Sascha Kraus, Marco Furtner. Jоurnal of Business Research. 124 (2021), pp 86—99.

лидерская фигура что это. Смотреть фото лидерская фигура что это. Смотреть картинку лидерская фигура что это. Картинка про лидерская фигура что это. Фото лидерская фигура что это

НА ПРАКТИКЕ | «ЕСЛИ ТЫ РАБОТАЕШЬ В ИТ, ТО НУЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ КАК АЙТИШНИК»

Компания Formatta 13 лет консультирует клиентов в России и СНГ по вопросам управления персоналом. Партнер Formatta Анна Теклина, эксперт по оценке и развитию потенциала людей и организаций, участвовала в нескольких проектах трансформации культуры организаций. Она рассказала «Harvard Business Review Россия» о том, как одеваются менеджеры компаний и как реагируют на это их сослуживцы.

Вам доводилось общаться с топ-менеджерами самых разных компаний. Различается ли их стиль одежды? От чего он зависит?

Встречаются все три стиля, описанные в статье, но первым приходит в голову дресс-код госкомпаний. Это максимально строгий костюм, и чем выше уровень управленца, тем строже.

К облику чиновника есть определенные требования, и все структуры, часто контактирующие с государственными — от подрядчиков до консультантов, — тоже придерживаются самого строгого стиля. Классический покрой, сдержанные цвета. Чуть более синие тона костюма — уже непорядок. Те, кто выбивается из дресс-кода, скорее столкнутся с непониманием и неприятием, нежели найдут подражателей. В таких компаниях делают замечания по поводу внешнего вида даже достаточно статусным людям.

А что носят в инновационных компаниях?

В более свободных организациях я часто вижу smart casual: брюки или очень темные аккуратные джинсы, джемпер или пуловер, либо рубашка без галстука. Этот стиль показывает и личность лидера: ему комфортно двигаться и участвовать в работе, а не сидеть за столом. Отдельная категория — диджитал и ИТ-компании, реклама, СМИ. Здесь царит свобода, каждый носит, что хочет. У лидера, быть может, одежда чуть подороже, чем у менеджеров.

Это чтобы было заметно, кто здесь главный?

Я бы так не сказала. В нашей культуре действительно «провожают по уму». А люди одеваются лучше просто потому, что могут себе это позволить. Я бы не приписывала одежде руководителя такую сильную сигнальную функцию.

Допустим, вы входите в переговорку, и на встречу с вами пришли трое. Как вы определите, кто главный?

Обычно это нетрудно понять по невербальным сигналам и манерам, по тому, как человек держится, как на него реагируют другие, как подхватывают, копируют, подстраиваются, может, даже неосознанно, но очень заметно. А по одежде определить главного трудно, хотя бывает, что аксессуары, такие как часы, кричат вам о том, что человек занимает высокое положение. В госкомпаниях «главного» видно просто по рассадке, по пиетету, по тому, в каком порядке люди вступают в разговор. В более свободных организациях царит принцип равенства. Здесь не разберешь, кто выше, кто ниже. Менеджмент работает на равных, и, как правило, это очень сильные организации.

Допустим, человек резко отклоняется от господствующего стиля. К чему это приведет?

Приведу два примера. Я работала с крупной компанией, в которой в целом была довольно жесткая культура и строгий стиль. Правда, по пятницам можно было приходить в джинсах и без пиджака. Один сотрудник намеренно этот дресс-код нарушал: появлялся на работе в футболках с принтами любимой рок-группы и в ярких ботинках. Он входил в комнату и сразу привлекал к себе внимание. Этот человек пришел в организацию ради трансформации ключевого подразделения, и его одежда и внешний вид несли конкретный месседж. Они говорили о том, что в компанию он пришел ради задач преобразования, он управлял современным блоком. Но есть у меня и противоположный пример: выпадавший из общего стиля руководитель был попросту отвергнут системой, которая совершенно не собиралась меняться. Лидер — всегда ролевая модель для подчиненных, и если ему можно нарушать правила, значит, и всем можно. Вызов в одежде и стиле был неуместным и давал сотрудникам неверный посыл.

В каком облике вы бы посоветовали предстать человеку, которого только что назначили руководителем?

В том же, что и до того, как его назначили. В противном случае он увеличит социальную дистанцию, отстроится от коллег. Новый стиль может сыграть с ним злую шутку: люди поймут, что свою лидерскую позицию он защищает внешним видом, а не делами, и значит, чувствует себя неуверенно.

Резко менять ничего не стоит, но если у человека контур общения переключается на более статусную аудиторию, надо плавно, постепенно и незаметно вырабатывать новый имидж.

Какой стиль одежды внушает уважение? Какой — доверие?

Если ты работаешь в ИТ, то нужно выглядеть как айтишник. Одеваться свободно и неформально. С этим, в частности, сталкиваются консультанты. Стандартный наряд консультанта — белая сорочка, строгий костюм, но когда ты приходишь в таком виде в ИТ-компанию, твой официальный вид вызывает отторжение. Люди тебе не доверяют: им кажется, что ты из другого мира, не можешь ничего о них знать и не принесешь пользы. Поэтому, когда я работаю с такими компаниями, я одеваюсь, как принято у них. И обратно: если в фирме строгий стиль, то ты тоже должен так одеваться.

Если говорить об уважении к руководителю… Люди всегда обращают внимание на опрятность. Одежда не должна быть поношенной или потерявшей форму. Линия плеч не на месте, рукава неправильной длины — таких проколов лидер допускать не должен, если не хочет давать почву для обесценивающих обсуждений за своей спиной.

Случается, что владелец компании принимает посетителей в спортивном костюме. Это допустимо?

Я часто вижу, что первые лица к своему образу добавляют нечто личное. Например, сейчас мода на спорт. И даже в госкомпаниях начальники вместо «ролексов» носят спортивные часы. Это показывает, что человек заботится о своем здоровье и что вообще он многосторонняя личность, а не просто исполнитель важной функции. Такой штрих в облике — шаг навстречу людям, помогающий вызвать доверие, привлечь внимание, пообщаться неформально.

А во что лучше одеваться женщине, претендующей на повышение?

Вряд ли может быть жесткая рекомендация, главное — выбирать наряды осознанно, в соответствии с культурой своей организации. В каждой компании есть расхожие мнения о том, какой стиль в почете у высшего руководства, и часто они не беспочвенны.

Главное уместность и органичность и, может, чуть более строгий образ, менее открытая одежда, чтобы не было кривотолков о том, какой ценой это повышение достигается. К сожалению, в России много архаичных организаций, в которых никто не говорит, да и не знает, что такое гендерное равенство, зато бытуют расхожие представления о женской карьере. В любом случае лучше не пытаться выделиться за счет физических данных. Надо показать, что можешь быть ролевой моделью в той культуре, которая принята в организации, и думать о стиле, который предпочла бы наблюдать у будущих подчиненных. Его и придерживаться.

Источник

Фокусы Маска. К чему может привести уход яркого лидера из компании

Бизнес без лидера

Смена менеджмента — всегда стресс для компании, а уход харизматичного лидера пережить еще тяжелее. Акции компании могут потерять в цене, лояльные сотрудники откажутся воспринимать нового лидера, а потребители потеряют интерес. «Там, где «цементом» было личное участие или личное влияние руководителя, скорее всего и пройдут первые «трещины»» — предупреждает Оксана Морсина, управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert.

Сотрудники могут воспринять уход харизматичного лидера как личную трагедию, что и произошло в компании «Магнит». После того как основатель и крупнейший акционер Сергей Галицкий продал почти всю свою долю в компании (29,1% акций) ВТБ и ушел с поста генерального директора, проводить его вышел весь центральный офис «Магнита» в Краснодаре. Галицкий, который, кстати, служил в армии, воспитал внутри своей компании армию лояльных, ответственных и дисциплинированных сотрудников. Они были по настоящему преданы основателю. Повлияла на это, в частности, локальная специфика — «Магнит» создавался в Краснодаре и работают в ней по большей части люди из Краснодарского края, которые выросли вместе с компанией. Но у армейского, авторитарного подхода есть и обратная сторона: безынициативность, дефицит гибкости, отсутствие предпринимательского мышления у персонала. Таким сотрудникам трудно приспособиться к новым реалиям. Мало того — они могут им отчаянно сопротивляться.

Маск — жесткий управленец: он вынуждает своих подчиненных работать по 70-80 часов в неделю и ставить корпоративные интересы выше собственных, как, впрочем, делает и он сам. Поэтому некоторые эксперты уверены: его уход может быть положительным фактором, но только в краткосрочной перспективе. «Работать с таким лидером-мессией очень сложно: он постоянно фонтанирует идеями, требует невозможного, желая получить все и сразу. После его ухода все ключевые руководители и линейные сотрудники воспользуются моментом, чтобы насладиться наступившим спокойствием», — говорит Ольга Сабинина, партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia).

В 2005 году Джобс признался, что его увольнение было лучшим, что могло случится в тот момент.

Харизматичный лидер Стив Джобс заставлял сотрудников Apple работать на износ. А когда в компании настали непростые времена, — резко сократились продажи, — кажется, совсем потерял над собой контроль и вынудил своих подчиненных пойти на хитрость. Он отдал распоряжение на нераспроданные компьютеры «линейки» Lisa установить эмуляцию Macintosh и продавать на рынке под брендом Macintosh XL. После этого несколько ведущих разработчиков ушли из Apple.

Непростое положение корпорации усугубила борьба за власть, которая велась между Джобсом и советом директоров. В итоге харизматичного лидера уволили, сотрудники выдохнули, дела компании стали налаживаться, — правда, ненадолго. «Со временем ситуация меняется: людям становится скучно, потому что без идейного вдохновителя они не ощущают причастности к чему-то великому, новому, ранее невозможному. Лучшие покинут компанию, средние останутся. В итоге бизнес может потерять позиции, рыночные возможности и сдуться, как воздушный шарик», — предупреждает Ольга Сабинина.

На встрече с выпускниками Стэнфордского университета в 2005 году Джобс признался, что его увольнение было лучшим, что могло случится в тот момент. «Я смог избавится от груза ответственности, который испытывает успешный человек, и начал с чистого листа: с тем рвением, которое присуще каждому новичку. Я стал свободным — и вошел в один из самых креативных периодов своей жизни. Я уверен, что ничего из этого не случилось бы, если бы меня не уволили из Apple. Лекарство было горьким, но пациенту оно помогло». Вернувшись в компанию, Джобс спас ее от банкротства, и уже через год она стала приносить прибыль. У Apple появились новые продукты и поклонники. «Яркая лидерская фигура во главе бизнеса — хороший драйвер повышения акционерной стоимости. Вопрос — кто его заменит и сможет ли потенциальный новый CEO предложить что-то взамен масштабных идей Маска, — отмечает Павел Безручко, управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг».

Капризные потребители

Еще один показательный пример: уход Павла Дурова из «Вконтакте». Молодой предприниматель был вынужден покинуть пост гендиректора из-за конфликта с инвесторами. Тогда компании пророчили чуть ли не закрытие. Многие пользователи соцсети жаловались, что им не по душе обновления, которые появились на сайте после ухода «отца-основателя». Но проект продолжает жить и остается одним из главных конкурентов социальной сети Facebook на российском рынке.

После ухода Чичваркина бренд «Евросети» потух, да и сам рынок изменился.

Понять настроения инвесторов Tesla вполне реально, говорит Сабинина. Она приводит в пример своего приятеля — собственника инвестиционного фонда, одного из первых акционеров Tesla Motors и владельца электрокаров Tesla: «После произошедшего он сказал мне, что продаст свои акции и посмотрит, как будут развиваться события дальше». Если он все таки покинет и пост генерального директора, ситуация станет еще хуже: люди, которые вкладывали деньги в Tesla, шли именно за Илоном Маском, потому что верили в его страсть и талант первопроходца.

«Когда конкуренты видят слово «Евросеть», они должны понимать, что им ***ец!» — в таком формате Евгений Чичваркин любил вести рабочую переписку с сотрудниками. Пока он управлял компанией, конкурентам было действительно не сладко: в 2007 году «Евросеть» была самым популярным брендом среди сотовых ретейлеров, по данным исследовательской компании «Ромир», — 74,7% респондентов в ходе опроса без подсказки («спонтанное знание») вспомнили о компании. А вот после ухода Чичваркина бренд потух, да и сам рынок изменился. На смену сотовым ретейлерам пришли операторы со своими точками продаж техники. Компания не смогла встроиться в новые реалии. Сегодня 100% акций «Евросети» принадлежат «МегаФону», а 1800 ее торговых точек — ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Несложно представить, сколько конкурентов у Tesla, и вопрос в том, сможет ли компания выдержать их натиск и адаптироваться к условиям быстро меняющегося рынка без Маска.

Бунтари у власти

«Акционеры, в особенности институциональные инвесторы — фонды, которые, конечно, хотят стабильности для своих вложений, — несколько устали от эксцентричности Маска», — считает Роман Тышковский, управляющий партнер Odgers Berndtson. Выходки эпатажных лидеров наносят немалый ущерб имиджу компании, как было в истории с Uber.

Текущая капитализация Tesla во многом объясняется кредитом доверия, выданным самому Илону Маску.

После того, как Маск курил марихуану в эфире популярного шоу, а в интервью New York Times признался, что из-за жесткого графика и переутомления у него начались проблемы со здоровьем, инвесторы и совет директоров всерьез усомнились в его способности держать ситуацию под контролем. Tesla неоднократно была грани банкротства, и ее спасали только новые раунды финансирования. Текущая капитализация Tesla во многом объясняется кредитом доверия, выданным самому Илону Маску. Череда недавних событий показала, что этого кредита больше нет. Действия основателя отправили акции Tesla в затяжное падение.

«Проблема в том, что это возможное увольнение принесет еще большую нестабильность: нет информации, кто придет на место Маска и как новый руководитель будет действовать», — считает Роман Тышковский. Перед акционерами компании стоит непростой вопрос: где искать альтернативу Маску. Сомнительно, что его кто-то сможет заменить в этой роли, убежден Безручко: «Более того, преемник совершит большую ошибку, если попытается сделать это (его всегда будут сравнивать, и он будет проигрывать в сравнении). Сам Маск многое может сделать для того, чтобы сгладить негативные эффекты от этой ситуации — разговаривать с ключевыми сотрудниками, помогать новому CEO. Но у меня нет уверенности, что он будет действовать именно так, а не выкинет очередной эксцентричный фокус».

Источник

Лидерские качества. 30 полезных материалов для их развития

Наверняка вы не раз слышали фразу: «Саша — прирожденный лидер». Но разве лидерство «дается» с рождения? Конечно, нет. Как и многие навыки и soft skills, лидерские качества можно в себе развить. В этой статье я расскажу, с чего начать путь к лидерству, а еще поделюсь полезными материалами.

Полагаю, эта статья будет интересна прежде всего тем, кто хочет расти, стать тимлидом или руководителем. «Прокачка» лидерских навыков поможет вам собрать сплоченную команду и получить больше свободы при принятии решений.

Меня зовут Екатерина Дементьева, я директор по персоналу компании-разработчика российского ПО МойОфис. Мы гордимся нашей экспертной командой, а еще — сильными руководителями: по данным опросов вовлеченности эти метрики у нас стабильно высоки. За годы работы я встретила немало харизматичных лидеров, которые создали себя «с нуля». Я поделюсь опытом и надеюсь, что эта подборка поможет читателям VC.ru самостоятельно развить в себе лидерские качества. Надеюсь, она поможет и тем, кто не стремится формально руководить командой. Материалы из этой статьи помогут «прокачать»:

— умение нести ответственность.

Но сначала — ответы на часто задаваемые вопросы 🙂

Не обязательно. Не все лидеры стремятся выполнять менеджерские обязанности. Однако лидеры умеют зарядить команду, сплотить ее и создать доверительную атмосферу, благодаря чему эффективность работы повышается. В то же время менеджеры — непосредственные руководители, которые ставят цели и задачи, анализируют результаты и согласовывают бюджеты, — не всегда имеют развитые лидерские качества.

Это огромный вклад в свое развитие и свою ценность на рынке. Вы получите новые карьерные перспективы: лидеры нестандартно смотрят на привычные вещи и заботятся о будущем команды и бизнеса, а какой работодатель не мечтает о таких сотрудниках? Также с развитыми лидерскими качествами вы легко найдете единомышленников, которые станут не только вашей командой, но и хорошими приятелями (или даже друзьями).

Частое заблуждение не только о лидерстве, но и о soft skills в целом: кажется, что нужно развивать все качества одновременно. Но я предлагаю поступить по-другому: вы сами можете решать, на каких навыках сфокусироваться, исходя из того, к чему вы больше предрасположены. Если вы «прокачаете» свои сильные стороны, это уже сформирует вас как лидера. Всего лидерских качеств не менее 70, они делятся на три большие группы: системные, коммуникативные и личностные. В этой статье мы будем говорить о системных качествах.

Итак, рассмотрим каждое из них.

Оглядываясь на события в прошлом, мы всегда знаем, как стоило лучше поступить и где можно было получить выгоду. А вот думать «наперед» гораздо сложнее. Именно это качество отличает лидера и является одним из самых ценных в бизнесе. С большой долей вероятности человек с перспективным видением сможет предугадать изменения на рынке и в пользовательском опыте, а значит, у компании, в которой он работает, шанс оказаться на шаг впереди конкурентов.

Как прокачать перспективное видение

Люк Де Брабандер, Алан Ини «Думай в других форматах»

Дэйв Стюарт, Марк Симмонс «Игра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга»

Скотт Белски «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»

Иван Бубнов «Видение как ресурс. Стратегическая сессия с самим собой»

Билл Торберт «Исследование действием»

Подумайте, ваша идеальная работа – какая она? Что она в себя включает?

Составьте список из 50 своих достижений (минимум). Подумайте, есть ли что-то, что их объединяет? На основе этой информации составьте хронологию будущих достижений – подойдет просто список с примерными датами.

Расскажите о будущем как о прошлом. Представьте, что ваши планы сбылись, как все изменилось?

Составьте список так называемых мест, где бы вы не хотели оказаться (речь, конечно же, не о географических локациях) – это будут своеобразные флажки, какой жизни вы точно не хотите. И следите за тем, чтобы ваши действия туда не вели.

Целеполагание отлично дополняет перспективное видение, о котором я говорила выше: вы формулируете идею в виде конкретного результата и строите путь к нему. Такое умение раскладывать работу на цели и шаги внушает уверенность и заряжает всю команду.

Как прокачать целеполагание

Брайан Трейси «Достижение цели»

Роберт Маурер «Шаг за шагом к достижению цели. Метод кайдзен»

Тео Цаусидис «Мозг с препятствиями. 7 скрытых барьеров, которые мешают вам достигать целей»

Плейлист из пяти выступлений TED Talks “Tips to help you set and reach your goals” (у каждого видео есть перевод на русский)

Какие цели вы достигли за последний год? А что не удалось реализовать?

Попытайтесь понять природу прошлых целей – это были ваши внутренние желания или внешние импульсы?

Определите, какие цели вы хотите достигнуть за год. Планируйте каждый месяц, сверяясь, что они влияют на достижение годовых целей.

Изучите целеполагание по SMART и поставьте себе цели, придерживаясь этой методологии.

Записывайте не только успехи, но и неудачи. Если что-то не получилось выполнить – попробуйте письменно объяснить себе, почему.

Определите свое исходное положение по отношению к цели. Это ваша точка отсчета, которая поможет спланировать первые шаги.

Попробуйте сервис для достижения целей Smart Progress: там вы сможете потренироваться ставить и достигать цели, посмотреть, как другие люди решают похожие задачи, и найти единомышленников.

К сожалению, даже если вы суперпрофессионал, ошибок и трудностей не избежать. Вспомним книгу о построении бизнеса Бена Хоровица с говорящим названием «Легко не будет». Именно в такие моменты вас выручит настойчивость — это лидерское качество поможет собраться и продолжить работу, а заодно поддержать остальных членов команды.

Как прокачать настойчивость

Линда Каплан Талер, Робин Коваль «Железная хватка. Как развить в себе качества, необходимые для достижения успеха»

Харди Даррен «Накопительный эффект. От поступка – к привычке, от привычки – к выдающимся результатам»

Angela Lee Duckworth “Grit: The power of passion and perseverance” (есть перевод на русский)

Skillsoft: “Resilience & Perseverance” (курс на английском языке. Платный, но есть пробный период 14 дней – можно успеть пройти. Также включены 10 книг по теме).

Вспомните одно из своих значимых достижений и выпишите, с какими трудностями вы столкнулись, пока шли к реализации. Как вы нашли выход в каждом случае? Насколько значительными эти проблемы кажутся сейчас?

Подумайте, что вас вдохновляет и мотивирует? Составьте список того, что создает правильный настрой: музыка, фильмы и не только. Обращайтесь к пунктам из него, когда чувствуете упадок сил.

Тренируйте самодисциплину: специально ставьте перед собой сложные задачи, вписывайтесь челленджи, начните бегать 🙂 Даже простое расхламление, когда вы решаете, что из вещей пора выбросить, тренирует силу воли.

Подумайте, кто из близких сможет вас поддержать и стать вашим единомышленником? Рассказывайте этим людям о своих успехах, не стесняйтесь хвалить себя.

Думаю, вы и сами замечаете, как сложно бывает отказаться от нерабочей, но привычной стратегии, особенно если вы уже проделали большой путь. Гибкость — это умение вовремя перестроиться, перейти к запасному плану и помочь команде работать эффективнее. Как будто открывается «второе дыхание». Именно это чувствуют сотрудники в команде с гибким лидером.

Как прокачать гибкость

Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»

Гарет Мур «Тренажер мозга. Как развить гибкость мышления за 40 дней»

Шрини Пиллэй «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга»

Ирина Хакамада, блог о лидерстве на YouTube в целом и ответ на вопрос «Как развить гибкость» в частности

В какой теме вы разбираетесь лучше всего? Найдите человека, который хочет в нее погрузиться, и попробуйте обучить его.

Вспомните, какие игры вы любили, когда были ребенком? Найдите игры, которые также могли бы понравиться вам в детстве.

Представьте, что на вашем месте оказался другой человек – вымышленный или реальный. Что бы он сделал в первую очередь? Что бы сказал окружающим людям, как бы решил текущие задачи?

Я специально указала это качество не сразу: оно одно из самых стрессовых для лидера, но именно в нем кроется огромный потенциал. Чем больше ответственности мы готовы на себя взять, тем больше у нас власти и влияния. Настоящий лидер будет отвечать за свои решения, бороться за каждого члена команды и делать то, что пообещал. Когда люди чувствуют, что могут на тебя положиться, они тебе доверяют. А без доверия лидером стать невозможно.

Как прокачать ответственность

Нассим Николас Талеб «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни»

Джон Миллер «5 принципов проактивного мышления»

Брегман Питер «Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других»

Далио Рэй «Принципы. Жизнь и работа»

Возьмите в привычку «правило одной минуты»: прежде чем отреагировать на негативное событие, проявите самообладание и подождите 60 секунд. И прежде чем говорить самому, выслушайте другого.

Доверяете ли себе? Подумайте, в каких сферах вы не спрашиваете чужих советов, а какие сферы заставляют чувствовать себя неуверенно и сомневаться. Пробуйте делать выбор в таких сферах самостоятельно и наблюдать за последствиями, двигаясь в сторону уверенности.

Вспомните свои крупные неудачи, в когда вы понесли ответственность. Как вы пережили последствия? Насколько они кажутся страшными сейчас? Подумайте, что лучше всего помогает вам пережить неудачу.

Спросите себя: что от меня зависит, а что – нет? Напишите список того, что прямо сейчас зависит от вас и что вы можете контролировать. Ваше внимание должно быть направлено на эти аспекты, поскольку вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит. Как компании растят лидеров

Можно развивать в себе лидерские качества самостоятельно — а можно делать это с помощью и поддержкой работодателя. Многие организации стремятся вырастить лидеров из собственных сотрудников. И это отличная возможность!

Приведу пример, как мы развиваем тимлидов (и не только) в МойОфис:

Выявляем лидеров. Мы общаемся с сотрудниками и внимательно слушаем их. Это самый верный способ узнать, кто хочет развиваться сам и кого рекомендуют коллеги, кто предлагает удачные решения или проявляет другие лидерские качества в работе.

Собираем обратную связь. В ходе опросов, ревью, 1-on-1 можно не только увидеть потенциал отдельных сотрудников, но и узнать, к чему они стремятся, чего бы хотели от работы и какие у них возникают трудности. Это помогает нам подобрать максимально органичный путь для развития лидера, чтобы учесть как мотивацию этого человека, так и интересы бизнеса.

Создаем условия. В МойОфис есть центр организации обучения «Хаб Знаний», который проводит семинары, стратегические сессии и встречи. На мероприятиях специалист погружается в развивающую среду, где может узнавать новое и обмениваться опытом с коллегами — как я уже сказала выше, в МойОфис работает по-настоящему экспертная команда. «Хаб Знаний» помогает нам развивать и навыки публичных выступлений у коллег. Любой сотрудник может сообщить о желании выступить на конференции, а мы поможем подготовиться.

Помогаем с дополнительным образованием. Хотите повысить квалификацию, пройти обучение? Сотрудник с потенциалом лидера получает индивидуальный план развития, где собраны курсы и события, подходящие именно для него. Главное — желание учиться!

Мы заботимся о наших сотрудниках и постоянно расширяем команду. На данный момент у нас около 100 открытых вакансий — возможно, найдете что-то интересное для себя?

Может, вы тоже могли бы дополнить списки из статьи полезными материалами?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *