лингвистические способности что это
Лингвистические способности
Лингвистические способности— это способности человека к изучению иностранных языков. Базируются на трех составляющих- памяти, слухе и логике. Обладая хорошей памятью, человек быстро набирает необходимый запас иностранных слов, развитый слуховой аппарат вычленяет из потока речи звуки и их оттенки, помагает их имитировать. Способность к логическому мышлению расширяет возможности памяти посредством применения ассоциаций и эмоций.
Память условно классифицируют на зрительную, слуховую, механическую, логическую и т.д. Считается, что взрослея, набираясь жизненного опыта, человек все больше переходит от простого механического запоминания к выстраиванию логических цепочек, которые помогают распространять свои знания с частного на общее.
Доказано, что мозг каждого здорового человека способен обрабатывать большие объёмы информации- по сути дела все мы «ходячие ЭВМ», другое дело, что часто даже и не подозреваем о своих возможностях, не уделяем должного внимания их развитию. «Способности к языкам» резко активируются у людей, мотивированных на изучение нового языка, у которых есть стимул и конкретные цели, например карьерный рост, желание читать литературу, смотреть фильмы в оригинале, путешествовать и т.д.
Как и любые способности человека, лингвистические способности не есть величина постоянная, мы в состоянии их менять как в лучшую так и в худшую сторону, в зависимости от частоты ипользования. При использовании, в противовес банальной зубрежки, метода ассоциаций, когда обучаемый подбирает созвучия или аналогии в иностранных словах и их переводах развивается логическое мышление. Если Вы с интересом начинаете читать и запоминать стихотворения, пословицы, поговорки на иностранном языке в скором времени заметите улучшение механической памяти.
Уровень развития лингвистических способностей напрямую зависит от уровня эрудиции и образованности человека, его общей культуры. Так, тому кто занимается музыкой намного проще и легче воспринимать и запоминать речь на слух, различать интонации. Логическое мышление и умение обобщать, как составляющие лингвистических способностей, также не возникают на пустом месте- они значительно выше у тех, кто учится, занимается самообразованием.
У кого выше лингвистические способности— у детей или взрослых? Однозначного ответа нет на этот вопрос. У детей практически нет психологических барьеров, они «не боятся» иностранного языка. С другой стороны, им еще не просто изучать грамматику, сложные языковые конструкции.
Учеными были определены факторы, оказывающие решающее воздействие на развитие лингвистических способностей у подростков:
— успехи в математике, родном языке и литературе одновременно;
— способности к пению;
— музыкальный слух;
— способности к пародированию;
— хорошая память на цифры, факты;
— хороший темп речи;
— беглость чтения на родном языке;
— хорошая дикция, быстрая реакция на вопросы;
А есть ли у меня лингвистические способности?- этот вопрос задают себе почти все, приступающие к изучению иностранного языка. Лингвистические способности есть у каждого человека- ведь выучили же все свой родной язык, причем за сравнительно короткий строк. Другое дело, что каждый человек- это индивидуальность. Вы, как никто другой, знаете свои сильные и слабые стороны. Плохо понимаете речь на слух? Подключайте логику, чтобы догадаться, о чем идет речь. Проблемы с механической памятью- используйте ассоциативное мышление и т.д..
Что такое лингвистические способности?
Берясь за изучение иностранного языка, человек прежде всего должен:
1) четко определить цель, которую он ставит перед собой, и 2) проанализировать свои возможности.
Надо иметь в виду, что, независимо от целей, сроков, способностей и пр., язык надо изучать в комплексе. На языке мы говорим, пишем, читаем, язык мы понимаем на слух. Неправильным было бы уметь только читать, не понимая речи, или только говорить, но не уметь прочесть написанное. Однако в реальной жизни язык изучается неравномерно, и навыки чтения, письма, устной речи то и дело «опережают» друг друга в развитии. Родной язык ребенок познает по этапам: сначала он год-два только слушает, занимается, так сказать, аудированием, потом начинает говорить, и только с 4-6 лет учится читать и писать.
1) обладает хорошей слуховой дифференциальной чувствительностью, т. е. различает звуки и их оттенки, узнает их в потоке речи и имитирует их;
2) обладает достаточным объемом памяти.
Конечно, для запоминания новых слов нужна хорошая механическая память. Ее нужно тренировать, но и подстраховывать себя использованием логики, ассоциаций и эмоций при запоминании.
3) обладает словесно-логическим мышлением. В этом случае человек может усваивать язык индуктивно, переходя от частного к общему. Поняв какое-то правило на конкретном примере, он логически переносит этот частный случай на другие схожие ситуации и распространяет свое знание с частного на общее, расширяя таким образом свои возможности понимания и говорения.
Человеку очень важно знать себя, свои слабые и сильные стороны, чтобы компенсировать свои слабости с помощью своих же сильных сторон. Вы плохо понимаете речь на слух? Тренируйтесь, старайтесь побольше слушать, но при этом подключайте логику, старайтесь догадаться, о чем идет речь. Плохо запоминаете слова? Старайтесь придумать какой-нибудь логический способ запоминания, используйте ассоциативное мышление.
Лингвистические способности что это
Лингвистические способности на современном этапе получают особую актуальность, в связи с тем, что Россия стала открытой страной, получила возможность сотрудничества с государствами ближнего и дальнего востока. Люди имеют возможность выехать за рубеж, работать с иностранными фирмами, получать образование, стажироваться и т.д. Все это порождает желание, а порой и необходимость владеть иностранным языком, а также приводит к необходимости в квалифицированных специалистах, владеющих одним или несколькими иностранными языками на высоком уровне.
И.Л. Шолпо выделяет следующие основные параметры, по которым можно судить о большей или меньшей одаренности человека в области изучения иностранных языков:
1. Речевой слух, предполагающий чуткость к фонетической, ритмической и интонационной сторонам речи.
2. Языковая память, позволяющая быстро пополнить словарный запас, овладевать новыми формами и грамматическими конструкциями, переводить слова из пассивного словаря в активный.
3. Лексическое чутье, позволяющее связывать значение слова и его форму, проводить параллели с другими языками, определять оттенки значений при выборе необходимого слова из синонимического ряда и т.п.
4. Грамматическое (конструктивное) чутье, дающее возможность создавать стройное целое из разрозненных элементов, определять способы формообразования и согласования слов в предложении.
5. Эмоционально-образное восприятие языка, включающее в себя субъективную оценку слова, ощущение ‘’вкуса’’, своеобразия данного языка, его красоты, обеспечивающее связь слова и понятия, наполняющее жизнью словесную абстракцию.
6. Функционально-стилистическое восприятие языка, предполагающее различение его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную речевую ситуацию [4].
Большое значение в изучении того или иного иностранного языка отводится тому, насколько хорошо человек усваивает новые слова и умеет ли он использовать их в своей речи или письме. При усвоении человеком грамматического строя языка, у него формируется грамматическое мышление в процессе разнообразной практики. Человек, имеющий лексическое чутье, может грамотно и в мнообразных формах выражать свои мысли, не испытывая затруднений. Языковое чутье – это интуитивная реакция на данную форму высказывания и т.п. со стороны лица, для которого данный язык является родным, как критерий правильности речи [1; с.519]. Способности такого рода во многом зависят от объема коммуникативного опыта человека.
Важными неспецифическими свойствами личности, которые необходимы для успешного овладения иностранным языком, являются наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми и способность легко адаптироваться к различным ситуациям общения [4].
Возможно ли развить лингвистические способности?
Знание английского языка открывает перед человеком массу возможностей. Это карьера и профессиональный рост, путешествия и переезд на ПМЖ в другую страну, общение со множеством людей по всему миру без языкового барьера и переводчика.
Но когда мысли о пользе английского отходят на второй план, становится ясно: язык надо учить с конкретной целью, которая ценна лично для вас и достойна стараний. Потому как процесс обучения требует немало сил и времени, а соблазн бросить занятия, не достигнув должного уровня, очень велик, особенно если вы или ваше чадо, как вам кажется, не имеете лингвистических способностей. Вот тут на помощь приходят память, слух и логика. Но сначала поговорим о нюансах восприятия иностранной речи.
Особенности изучения иностранной речи
Когда ребенок с рождения слышит звуки родной речи, он начинает неосознанно повторять и запоминать услышанное. Английский язык, который не услышишь в повседневном обиходе, требует несколько иного подхода к изучению, хотя процесс усвоения иностранного языка, как и родного русского, происходит на нескольких уровнях:
Потребуются годы, чтобы база знаний по английскому укоренилась и стала полноценным рабочим инструментом. Быстрый результат для достижения кратковременных целей (экзамены, поездка за границу) получить может каждый. Для долгосрочного же овладения языком важно понимание цели и готовность вкладывать свои силы и время в получение результата.
Что такое лингвистические способности
Некоторым людям изучение иностранных языков дается удивительно легко. Они осваивают новый язык на слух. Такое аудиальное восприятие иностранной речи включает умение различать звуки, сочетания фонем и имитировать их. Люди с музыкальным слухом в этом плане выигрывают: они схватывают фонетические тонкости на лету.
Однако умение слушать, слышать и имитировать — не единственные составляющие успеха в деле изучения иностранной речи. Есть еще два важных свойства:
Да, есть случаи, когда человек от рождения одарен. Помните фильм «13 воин» с Антонио Бандерасом? Такие персонажи встречаются и в жизни. К примеру, археолог-самоучка Генрих Шлиман, который раскопал древнюю Трою и сделал множество других удивительных открытий в области археологии, самостоятельно выучил 15 языков.
Шлиман был не только полиглотом, но и очень настойчивым человеком. Во время изучения нового языка он полностью погружался в процесс, подолгу не покидал свое жилище и мог освоить иностранную речь за несколько недель. При этом у него не было возможности каждый раз общаться с носителями языка: он учился по книгам.
Современным людям, которые хотят выучить английский, проще. Есть доступ к информации из интернета, возможность общаться с native speakers, находясь при этом в другой части земного шара, и посещать языковые школы, где помогают развивать лингвистические способности опытные и чуткие педагоги. К примеру, такие, что преподают в языковом клубе «Оксфорд Хаус».
У нас есть курсы английского языка для разных целей: для поступления в иностранный вуз, путешествий, переговоров с зарубежными партнерами, сдачи ОГЭ и ЕГЭ или поддержания полученных в учебном году знаний на определенном уровне летом… При этом наши ученики не занимаются по шаблонным заданиям. Основная работа педагогов «Оксфорд Хаус» заключается в раскрытии творческого потенциала каждого ученика, стимуляции памяти и ассоциативного мышления. Благодаря такому подходу результаты наших воспитанников впечатляют: более 100 человек сдали ЕГЭ на 5, многие поступили в лингвистические вузы за рубежом, 30 человек в прошлом году сдали академический IELTS на 8 баллов, и нельзя сказать, чтобы каждый из них на начальном уровне демонстрировал выдающееся языковое чутье. Просто наши преподаватели знают, как разбудить дремлющие способности к усвоению английского.
Чтобы лично убедиться в этом и оценить качество обучения в «Оксфорд Хаус», запишитесь по телефону на бесплатное тестирование уровня лингвистических способностей и первое бесплатное занятие.
Лингвистические способности: что это такое и как развивать
От преподавателей и людей с разным опытом изучения иностранных языков можно услышать о таланте к языкам, выдающихся языковых способностях или отсутствии склонности к изучению иностранных языков. Насколько эти рассуждения соответствуют действительности? Что такое языковой талант и существуют ли люди, неспособные к изучению иностранных языков? В чем заключаются лингвистические способности? Они даны от рождения или их можно развивать? Как понять, есть ли склонность к изучению языка и что делать, если ее нет? В этой статье – ответы на все эти вопросы.
Возможности разных людей при изучении иностранных языков
Каждый человек при желании может выучить иностранный язык. Мы часто слышим об этом от преподавателей или полиглотов. И это правда. Но правда также в том, что возможности у разных людей не равны. Приступая к изучению английского или любого другого языка, мы находимся в разных условиях.
У одних людей больше свободного времени, у других очень мало из-за особенностей работы или семейных обязательств. У одних людей есть широкие финансовые возможности, которые позволяют им находить лучших учителей, ездить в языковые школы за границу, путешествовать и общаться с разными людьми. Другим приходится обходиться самыми простыми групповыми курсами и самостоятельным обучением. Одни люди изначально сильно мотивированы – например, предстоящим повышением на работе или переездом в другую страну. Другие понимают преимущества владения иностранным языком, но реальной мотивации им не хватает.
Одни люди наделены определенными личностными свойствами, которые помогают им в овладении иностранным языком: силой воли, усидчивостью, коммуникабельностью. Другие не отличаются этими качествами, и их приходится дополнительно развивать. На эффективность изучения иностранных языков влияют даже особенности нервной системы. Наконец, у всех нас разный жизненный и образовательный опыт, который отвечает за умение учиться.
Также существует мнение, что люди находятся в неравных условиях при изучении иностранных языков из-за когнитивных особенностей. Другими словами, у всех разные языковые способности. Деньги можно заработать или накопить, время – высвободить за счет других дел, а усидчивость натренировать. Но что делать, если не хватает способностей к языку?
Способности к языкам
Для начала необходимо прояснить, что лингвистические способности есть у всех людей без неврологических или психических нарушений. Лингвисты и преподаватели совершенно правы, когда говорят, что любой здоровый человек может выучить иностранный язык. Языковые способности могут отсутствовать только у людей с серьезными расстройствами речи, например, с афазией. Если в детстве вы овладели родным языком и сейчас можете им свободно пользоваться, значит, у вас есть способности к языку.
Дело в том, что лингвистические способности заложены в нас изначально. Язык – это продукт культуры, сформированный искусственно. Но склонность изучать и пользоваться языком – это особенность нашей биологии, она заложена в нас генетически. Максимально сильно она проявляется в детском возрасте, но затем не исчезает полностью никогда, хотя с возрастом заметно ухудшается.
Но нельзя отрицать тот факт, что языковые способности могут быть разными. Одни люди от рождения получили базовые предпосылки для изучения языка, а другим повезло родиться с талантом. И так как лингвистические способности помогают в изучении иностранных языков, от степени их выраженности зависит скорость и эффективность обучения.
Способности к языкам – это вовсе не расплывчатое и загадочное умение нашего мозга. Ученые давно интересуются этой темой. Полностью механизм работы лингвистической склонности еще не изучен, но специалисты уже составили о ней общее представление. К лингвистическим способностям относят любые когнитивные способности, которые отвечают за овладение механизмами речи (такими как грамматика, лексика, фонетика) и видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, аудирование). Они формируются на нейрофизиологическом уровне в разных участках мозга, образуя единый психофизиологический комплекс.
Виды лингвистических способностей
Для более точного изучения языковых способностей лингвисты разделяют их на отдельные виды. Существует несколько принятых классификаций от разных ученых. К одной из самых полных и понятных относится модель Робинсона. Он разделил все лингвистические способности на три крупных категории. Первая – это общие интеллектуальные способности, которые так или иначе влияют на изучение и использование языка (память, логика, скорость переработки информации). Вторая – это непосредственно языковые способности (чувство грамматики, семантическая память). И третья категория – это дополнительные приобретенные особенности, которые помогают в овладении языком: лингвистический опыт, уровень знаний и личностные черты.
Подробным разбором классификаций и специфических когнитивных способностей занимаются профессиональные лингвисты. Мы предлагаем рассмотреть самые важные и заметные виды языковых способностей, которые можно тренировать и использовать на практике.
Память
Существует много типов памяти: кратковременная и долговременная; слуховая, зрительная или моторная; логическая, эмоциональная или ассоциативная и многие другие. Все они так или иначе задействованы при изучении языков. Например, слуховая память отвечает за восприятие запоминание услышанной речи, а ассоциативная помогает учить новые слова. Люди с хорошо развитой зрительной памятью хорошо запоминают написание слов и грамотно пишут как на родном, так и на иностранном языке.
Важны не только типы памяти, но и ее объем, так называемая механическая память. Она отвечает за объем хранящейся в мозгу информации – количество слов, выражений и правил, которые мы можем запомнить. Объем памяти зависит не только от возраста, но и от особенностей человека. Кто-то запоминает много информации, а кто-то постоянно забывает слова. Чаще всего плохая механическая память компенсируется другими способностями – например, логической или ассоциативной памятью.
Языковые способности во многом зависят от дифференциальной слуховой чувствительности и способности к фонетическому кодированию. Они отвечают за восприятие, узнавание в потоке речи звуков языка и их оттеков, их фиксацию в памяти и воспроизведение. Эти способности зависят не от качества слуха как такового, а от умения мозга расшифровывать полученную на слух информацию, разбивать поток речи на отдельные части и быстро их обрабатывать, различать интонацию и незначительные отличия в артикуляции звуков. Сюда же относятся и способности запоминать и повторять услышанное с теми же оттенками.
Логика
Из логических способностей на изучение языка больше всего влияет индукция. Индукция – это умение распространять частное на общее, то есть замечать в отдельных примерах общие правила, находить и использовать паттерны. Это умение часто используется в языке: встречая новую конструкцию в определенном контексте, мы можем впоследствии использовать ее в похожих случаях. Способности к индукции могут различаться у разных людей: одним легко переносить единичный опыт на весь язык, другие не замечают аналогий и заучивают правила.
Грамматическое чутье
В нашем мозге заложены такие специфические особенности как грамматическое чутье. Последнее отвечает за восприятие грамматики как целостной последовательной системы. Люди с хорошо развитым чутьем на грамматику умеют объединять отдельные правила и закономерности в ясную картину. Они быстро разбираются в особенностях словообразования, согласования слов в предложении, использовании времен в разных контекстах. Они умеют строить новую грамматическую систему, отличную от системы родного языка, и быстро обучаются ей пользоваться.
Лексическое чутье
По аналогии с грамматическим чутьем, лексическое чутье – это способность глубоко осваивать лексику языка. Память отвечает за запоминание перевода иностранного слова на родной язык, а также за запоминание ассоциаций и дополнительной информации, связанной со словом. А лексическое чутье помогает видеть оттенки значения в новом слове, проводить параллели с другими языками, уметь использовать слова в правильном контексте. Человек с хорошо развитой способностью к лексике при изучении иностранного языка выстраивает отдельную целостную лексическую систему.
Диагностика и развитие способностей к языку
Чтобы определить степень развития своих языковых способностей, проанализируйте свой опыт изучения иностранных языков и отношения с родным языком. Что вам всегда давалось легко, а в чем вы сталкивались с трудностями? Есть ли у вас описанные выше качества и умения –выстраивать грамматические отношения, обобщать, различать звуки? Насколько тяжело вам изучать язык по сравнению с овладением другими дисциплинами?
Также вы можете обратить внимание на факторы, которые говорят о возможных высоких способностях к языку. Это музыкальный слух, высокий темп речи и чтения на родном языке, успехи в математике, умение пародировать, отличная дикция. Наконец, можно пройти несколько тестов в интернете или попросить преподавателей дать оценку вашим способностям.
Лингвистические способности определяются в основном генетикой, но их можно и нужно развивать. До определенного предела каждый человек может улучшить свои способности, чтобы эффективнее учить язык. Память, слух, логика развиваются с помощью постоянной практики. Также важно научиться принимать свои ограничения и компенсировать их другими способностями. Например, если вам сложно понять грамматику, используйте память, чтобы заучивать правила.