липа сорт а и экстра в чем разница
Сорта вагонки — описание и сравнение от специалиста
Вагонка – идеальная отделка для любых помещений. С ее помощью вы сможете подчеркнуть природную красоту интерьера. Теплота дерева сделает ваш дом уютным. Деревянные стены подчеркнут единение с природой. Кто-то говорит, что это пережитки прошлого, но это не так.
При выборе и покупке этого материала необходимо обращать внимание на класс изделия. Выбор правильного сорта вагонки поможет сэкономить вам при отделке помещения.
Так, если вы хотите использовать этот материал для отделки подсобного помещения, то совсем не обязательно покупать дорогую. В этом случае целесообразно взять категорию В или С. Нельзя ответить какой сорт вагонки лучше, не имея представления об области ее применения.
Отличие сортов прежде всего основывается на наличии или отсутствии внешних дефектов. Все изделия изготавливаются по одной технологии. Разделение происходит после сортировки. Подробнее в статье — виды вагонки от А до Я.
Всего по ГОСТу выделяется 4 вида:
Видео — как вас могут обмануть при продаже:
Вагонка класса «Экстра» или «Премиум»
Если бы не применялся этот метод, то она стоила баснословных денег, так как из цельного куска дерева получается очень мало идеальных досок. Такой материал гладкий на ощупь. Вы не заметите ни сучков, ни сколов.
Производители часто помещают ее в вакуумную упаковку. Это делается для уменьшения риска сколов и деформации при перевозке. Такой вид считают элитным. Им не стыдно обшить богатые интерьеры загородного дома. В комплекте обычно продаются и крепежи. Вам не нужно будет подгонять ее при установке – она отлично зафиксируется.
При покупке не стоит доверять надписям производителя. Проверьте соответствие категории при личном осмотре. Если продавец отказывает вам в этой просьбе, лучше не брать, так как он знает о подвохе. Бывает и так, что сверху в упаковке положены идеальные доски, а внутрь спрятаны более низкого качества.
При монтаже используйте только специальные крепления, чтобы не повредить материал. Лак является идеальным покрытием для этой категории. Он позволит еще больше раскрыть красоту дерева и подчеркнуть его неоспоримые достоинства.
Вагонка класса А
Она во многом схожа с более дорогостоящим собратом. Сорт вагонки ГОСТ определяет, поэтому сравнивая товары разных производителей можно увидеть расхождения в качестве производства.
Отделочный материал класса А у одних, иногда лучше категории Премиум у других производителей. В данном случае ориентируйтесь на внешний вид изделия.
Такой вид используют для лицевых отделочных работ. Дефекты не нужно заштриховывать краской. Отличный вариант ее декорирования – лак. Он подчеркивает природные «формы» изделия. Подойдут также масла и воск.
Премиум и Класс А – сорта вагонки, наиболее подходящие для отделки жилых помещений.
Класс В
У производителей еще применяется наименование 2 сорт. На этом изделии присутствуют видимые и значительные дефекты.
В этой категории допустима непрострожка в замковой части (на торце). Хотя это не особо мешает при монтаже.
Однако трещины не должны быть сквозными и выходить в торцевую часть. Большинство дефектов носит заводской характер. Возможна небольшая гниль (не более 10%) и червоточины (не более 3 на погонный метр).
Для того, чтобы брак был менее заметен используются специальные затирки и окраска. Последняя предпочтительна в темные тона.
Такой вариант считается наиболее бюджетным. Она доступна широкому кругу населения.
Класс С
Этот вариант наиболее низкого качества и, соответственно, самый доступный по цене.
Сфера применения – черновые работы и подсобные помещения. Требует большого подгона при монтаже и сложности окраски для приведения в порядок поверхности при отделке.
Некоторые производители относят к этой категории откровенно бракованные изделия, хотя согласно ГОСТ такого быть не должно. Редкий специалист согласится работать с таким материалом. При монтаже будут затрачены большие усилия для устранения несовершенств, которые составляют большую часть поверхности.
Сравнительная характеристика
Приведем сорта и описание вагонки:
Стоимость вагонки
Цена в разных городах и от разных производителей разниться. Приведем усредненное значение по каждой категории. Стоимость также зависит от используемого дерева. В таблице показаны значения за 1 кв.м изделия длиной 2-3 метра. Валюта – рубли.
Лиственница | Осина | Сосна | Липа | |
Экстра | 690 | 470 | 450 | 990 |
А | 500 | 350 | 300 | 600 |
В | 350 | 300 | 230 | 500 |
С | 200 | 180 | 180 | 300 |
Видео — как нужно выбирать материал:
Прежде чем купить вагонку определитесь с отделываемым помещением. С помощью категории Премиум вы можете из обычного дома создать царские хоромы, но доступна ли будет цена для вас?
Какую бы категорию вы не выбрали – деревянная отделка на протяжении долгих лет будет радовать вас своей теплотой и уютом.
Как выбрать вагонку
Для создания теплого и уютного интерьера в доме дерево подходит лучше всего. Если само здание построено из блоков или кирпича, ничего не мешает обшить стены досками, толстое дерево для этого не потребуется, будет достаточно тонкой обшивочной доски. Такой материал больше известен под названием вагонка, с её помощью раньше обшивали помещения внутри поездов. Причин для выбора этого материала достаточно много, к ним относится экологичность древесины, простота монтажа и обработки.
В этой статье мы рассмотрим основные характеристики, сорта и особенности выбора вагонки.
Трудности классификации
Обшивочная доска – неоднозначный материал с точки зрения классификации и особенностей. Специального ГОСТа для вагонки не существует, производственные нормы регулируются стандартом 8242-88, который охватывает все профильные детали из дерева. В противоположность ему на отечественном рынке за последнее время появилось большое количество продукции, изготовленной по европейскому стандарту DIN 68-126/86, этот нормативный документ выставляет еще более жесткие критерии качества.
Обшивка из дерева относится к профильным погонажным изделиям, материал имеет строганные поверхности, на кромках располагаются шип и паз для стыковки досок. Такой тип соединения облегчает усадку материала, при этом нет необходимости делать большие деформационные швы.
Погонажные изделия обычно измеряются погонными метрами, которые равны одному метру по длине детали.
По ГОСТам толщина вагонки составляет от 13 до 19 мм, у евровагонки – от 12,5. Длина изделий по российским стандартам начинается от 2100 мм, ширина – от 70 до 120 мм. По DIN длина не регламентируется, а ширина начинается от 96 мм, с рабочей поверхностью 88 мм. Также отличается размер шипа, на европейских изделиях он значительно больше (8 мм), на изделиях по ГОСТу – 5 мм. Все эти расхождения порождают большое количество неточностей. Например, указывается, что изделие изготовлено по российским стандартам, а цифры приводятся из европейского. Так или иначе, соответствие обшивочной доски одному из этих двух нормативных документов говорит о качестве изделий.
Технические особенности вагонки
Конечный погонажный продукт получают из лесоматериалов, которые в виде бревен поступают на производство. Бревна проходят радиальную (к центру годичных колец) или тангенциальную (по касательной к годичным кольцам) распиловку. В первом случае получаются наиболее качественные и прочные изделия с одинаковой текстурой и тоном. После этого у полученного пиломатериала обрезаются кромки для придания изделию прямоугольного вида.
На производстве вагонка проходит процедуру сушки. Для ремонтных и строительных работ применяется только просушенные изделия. По европейским стандартам уровень влажности должен составлять 14%, допускаются расхождения в ту или другую сторону на 2%, но в любом случае такого содержания влаги можно добиться только с помощью камерной сушки. Российские стандарты в этом отношении мягче, по согласованию с потребителем допускается использование обшивочной доски до 20%, при это по нормативу для помещения показатель не должен превышать 12% (+- 3%) и для наружного использования – 15% (+- 3%).
Сушильная камера для древесины
Естественная просушка производится с помощью складывания штабелями в проветриваемом помещении. Между слоями для циркуляции воздушных потоков делают зазоры с помощью реек. Такой способ вентиляции позволяет добиться влажности 20%. При этом сам процесс может занять до полугода. Просушка в камере намного быстрее, древесина подвергается температурному воздействию в замкнутом пространстве, в результате этого уровень влажности составляет 10 – 14%.
После процедуры просушки вагонку стругают и придают ей форму согласно требуемому профилю. Вырезают пазы и вентиляционные борозды с обратной стороны.
Породистая вагонка
Для обшивочной доски используется как лиственная, так хвойная древесина. Основные различия заключается в текстуре, цвете и некоторых свойствах пород. Считается, что хвойные изделия обладают лучшей влагостойкостью, поэтому их рекомендуется использовать для наружного использования. Для внутреннего использования хвойные тоже подходят, исключение составляют только помещения бань и саун, где температура воздуха высока и смола внутри дерева начинает плавиться и выделяться на поверхности. Лиственные породы более пористые, они хорошо подходят для парилок, могут использоваться и в жилых помещениях. При это лиственные деревья нуждаются в обработке защитными средствами от воздействия воды. Некоторые породы обладают особенными свойствами.
При подборе досок важно обращать внимание на толщину изделий. Вагонка толщиной 12,5 мм считается оптимальным вариантом для обшивки комнат. Для внешней отделки лучше отдать предпочтение более толстому материалу 15 – 20 мм. Следует обратить внимание и на длину изделий. Для получения ламелей длиной более 3 м, несколько досок сращивают на шип и клей.
Важность формы
Вагонка может различаться в зависимости от сечения профиля. От этого зависит конструкция и способы крепления ламелей друг к другу. По ГОСТу предусмотрено четыре типоразмера обшивочной доски, но ими не ограничивается ассортимент рынка. Проще всего с соединениями, по большому счету их всего два: шпунтованные и фальцованные. Первые соединяются с помощью стыковки «паз-гребень». У фальцованных элементов на кромках вырезается слой древесины сверху с одной стороны и слой снизу – с другой. Таким способом соединяется «американка», марки деталей О-1, О-2, О-3.
Марки вагонки по ГОСТу 8242-88
Европрофиль с длинным шипом, вентиляционными канавками и скругленными краями
Шип на досках делается таким образом, чтобы она не вставлялся до конца в паз, это обеспечивает достаточное компенсационное пространство при изменении общего объема изделия.
Массивный профиль «Штиль» хорошо подходит для внешней обшивки
Двухсторонняя обшивочная доска имеет две лицевые стороны
Вагонка ландхаус применяется для декоративной облицовки и для придания поверхности интересной фактуры
Соединение американской вагонки
Собранная стена из блокхауса по фактуре повторяет бревенчатую
Сорта обшивной доски
Прорость – вросшая в структуру дерева кора
Вагонка со следами грибка
Европейская классификация DIN включает больше вариантов сортировки. Самый качественные изделия с отсутствием или с небольшим количеством изъянов подразделяются на классы «экстра» и «премиум». Остальные доски разбиваются на три класса A, B и С.
Сросшийся здоровый сучок не выпадет в будущем
Как определить качество вагонки
Описанная выше ситуация с разными стандартами приводит покупателя к необходимости «полевой» оценки качества. Особенно, если партия производилась по ТУ. В первую очередь для обшивочной доски важен внешний вид и геометрия, поэтому изделия надо проверить на поперечную или продольную покоробленность. Изогнутую доску будет невозможно установить в пазы, если это сделать все-таки удастся, то через некоторое время под действием влажности вагонка все равно может выйти из паза.
При приобретении материала рекомендуется проверить уровень влажности, для этого необходимо обзавестись гигрометром. Проверьте шип на наличие на нем сколов и трещин. Поверхность изделий не должна быть поражена гнилью и плесенью. Наличие досок с масштабными черными пятнами – плохой знак. Также рекомендуется проверить стыковку – шип не должен входить в паз с большим усилием.
Вывод
При выборе обшивочной доски важно понимать основную сферу применения изделий. В зависимости от этого необходимо подобрать лиственную или хвойную породу. Наиболее оптимальным вариантом для отделки помещений в настоящее время является евровагонка. Для получения определенной фактуры можно отдать предпочтение «американке» или блокхаусу. Не стоит полагаться только на стандарты, перед покупкой партию надо внимательно осмотреть.
Классификация вагонки по сортам
Вагонка – обшивочная доска, полученная при распиловке и обработке древесины. Многообразие вариантов затрудняет выбор, а значимость для конкретного вида работ зависит от чистоты основания и поверхности. Для быстрой классификации используют представление о сортности отделочного материала. Имеет значение порода дерева, т. к. сорта вагонки из сосны, ели, лиственницы могут допускать разное число дефектов.
Что означает «сорт» вагонки
Сорт вагонки определяется количеством дефектов и породой древесины
Сорт — это группа материалов с определенными признаками принадлежности (декоративными, качественными или полезными). Характеристики отличают серию от других экземпляров одного вида.
При отнесении вагонки к определенному сорту учитывают факторы:
От материала (сырья) зависит вид обшивочной доски, внешний вид. Тип стыковки указывает на возможность сочетания с другими материалами, вероятность создания бесшовного покрытия. ГОСТы указывают допустимое число искривлений, сучков и других дефектов, наличие которых относит изделие к определенному сорту.
ГОСТы
Производители вагонки должны учитывать требования ГОСТ
В России в народнохозяйственных отраслях принята государственная система стандартов (ГСС). Такое разделение увеличивает эффективность применения стройматериалов, повышает качество самой продукции.
Различные стандарты отличаются сферами применения:
В нормативах указывают четкие признаки классификации по сортам. Допускается разработка ТУ каждым предприятием, но показатели для различия по сортам устанавливаются на основе стандартных требований ГОСТов.
Нормативы для определения класса вагонки по сортам изложены ГОСТ 8242 – 88. Также используют международные принципы стандартизации, приведенные в документах DIN EN 15.145 – 2006, DIN EN 14.519 – 2005, DIN EN 14.915 – 2006, DIN EN 68.126 – 1986-10.
Виды дефектов
Пороки и брак вагонки оценивают по количеству на 1 погонном метре ламели. По размерам оценивают зазоры при стыковке, трещины и перехлесты сверх нормы при соединении.
Параметры сортировки дефектов:
Дефекты боковых кромок измеряют расстоянием от края брака до кромки вагонки в миллиметрах. Покоробленность определяют линейкой по максимальному прогибу.
Классификация материала
Вагонку выпускают различной формы, размера, сечения.
В зависимости от этого различают виды:
Американку применяют для создания эффекта «елочки» на фасаде. Ламели отличаются непараллельным расположением внешней и внутренней стороны, поэтому каждая доска обшивки устанавливается под небольшим наклоном.
Экстра
К сорту относят панели, на плоскости которых с двух боков не выявлено никаких дефектов.
Такой вид произвести трудно, несмотря на высокую стоимость:
Сорта вагонки: маркетинг и ГОСТ
В магазинах можно насчитать не менее 6-7 сортов вагонки, хотя по ГОСТу их всего 2
Изначально всю вагонку производят по единой технологии, и уже потом сортируют. Соответственно, какие сорта вагонки получатся, можно сказать только уже на выходе готового продукта.
Причем, маркировка не всегда соответствует ГОСТу. Почему именно так, и как этим манипулируют производители деревянных ламелей, вы узнаете из данной статьи.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПОТРЕБИТЕЛЮ
У разных производителей внешний вид ламелей отличается от аналогичных, хотя на ценниках указан одинаковый сорт или класс
В строительных магазинах можно встретить множество видов вагонки, внешний вид которых разнится.
— Премиум (он же Экстра, он же Прима, он же Высший сорт).
— Класс А (она же вагонка 1 сорта).
— Класс В (он же Сорт 2).
— Класс С (он же Сорт 3).
А есть еще ТИП А, ТИП В и С, а в сопроводительной документации чаще всего указано – изготовлено по ТУ. Как же разобраться во всем этом? Обратимся к Госстандарту.
СОРТА ВАГОНКИ ПО ГОСТу
Именно данным документом должны руководствоваться производители при маркировке вагонки. В данном документе она именуется «Обшивка»
Многие ошибочно считают, что классификация вагонки по сортам прописана в ГОСТ. На самом деле в документе ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины…» указано совсем другое.
— По качеству используемого сырья (пороки).
— По качеству профилирования (дефекты обработки).
Если вагонку будут красить, то требования более лояльные
Далее требования ГОСТа описывают область применения готовых ламелей:
— Вагонка под прозрачное покрытие — элементы должны быть высочайшего качества, без видимых пороков древесины.
— Вагонка под непрозрачное покрытие — допускаются незначительные пороки древесины (сучки, бугорки, трещины) на лицевой и тыльной сторонах вагонки. См. статью покраска вагонки в белый цвет.
Что же по факту? Какие сорта вагонки из сосны закреплены на законодательном уровне:
По ГОСТ 8242-88 их всего 2:
1. Вагонка сорта А (он же Сорт 1).
2. Вагонка сорта В (он же Сорт 2)
Фактически ГOСТ 8242-88 предписывает производителям классифицировать готовые ламели по их внешнему виду, исходя из пороков сырья (сучки, трещины и размытые окрасы), и дефектов обработки (строгание и распиловка). Причем, для разных типов финишного покрытия сорта могут разниться.
На практике это выглядит так: если производитель укажет на изделии, что оно предназначено под покраску, то сорт В можно перевести в А.
На данном фото не указана марка детали. Правильное название — О-3 ГОСТ 8242-88
Также в ГОСТ 8242-88 прописана допустимая маркировка обшивки — О-1, О-2, О-3, О-4.
Разберем на примере:
— Маркировка вагонки по ГОСТ. Если на ценнике в магазине вы увидите следующую маркировку О-3 4000 ГОСТ 8242-88, то это означает, что данная ламель марки О-3, т.е. изготовлена по размерам, указанным в Госстандарте, а ее длина 4 м.
— Сорт вагонки по ГОСТ. Определить сорт вагонки производитель должен самостоятельно, руководствуясь ее внешним видом. Если она изготовлена в строгом соответствии с Госстандартом, то сорт может быть только А или только В.
СОРТА ВАГОНКИ ПО ТУ
Если Госстандарт предусматривает только 2 сорта — А и В, то откуда же берутся все эти сорта ВС, АБ, ТИП 3, или вагонка сорт Д им подобные?
Ответ простой: такие производители не опираются на ГОСТ, а изготавливают вагонку по техническим условиям (ТУ), которые сами же и разрабатывают.
В подобных ТУ производитель вводит свое разделение вагонки:
Если производитель указывает сорта АВ или ВС — это означает, что он не придерживался требований ГОСТ
В подобных ТУ производитель вводит свое разделение вагонки:
Именно поэтому в продаже покупатели и сталкиваются с необычными названиями типа евровагонка сорт С, вагонка сорта «Экстра» толщина 16, «Ультра», «Прима». Или же тип А, тип В, тип С, вагонка сорт «С» и их смешанными разновидностями — АВ, ВС.
СОРТА ВАГОНКИ ПО DIN
Технические условия отечественных производителей часто перекликаются с европейскими стандартами качества, более известными по аббревиатуре DIN.
Объяснение этому простое — закупаемое деревообрабатывающее оборудование за рубежом изначально настроено на европейские параметры.
Но это сходство касается только размеров, а не разделения на сорта вагонки.
КРАТКИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ
Чтобы понять, как же должна сортироваться вагонка по ГОСТу, рассмотрим производственный процесс ее изготовления.
ЭТАП 1. Вся древесина вначале попадает в распиловочный цех.
— Срезают кору (горбыль) с двух сторон.
— Распиливают бревно на доски.
— Разделяют пиломатериал (визуально отбраковывают).
— Отправляют доски в сушильную камеру (летом на 3 дня, зимой – на 10 дней).
— Высушенную доску (влажность не более 12%) прогоняют через станок, который вырезает шип-паз.
— Затем обрезают на торцовочной пиле до нужного размера — 2, 3, 4 и 6 метров.
ЭТАП 2. И только после этого рассортировывают ее на классы (сорта). Именно после окончательной готовности изделия, производитель сортирует ее.
Если производство вагонки осуществлялось по ГОСТу — готовая продукция будет разделена на 2 сорта: А и В.
ЧТО НУЖНО ЗАПОМНИТЬ
— Как определить сорт вагонки. Только визуально — наименьшее количество сучков и трещин свидетельствует, что перед вами вагонка сосна сорт А. Если их незначительное количество, то это вагонка сорт В.
— Как маркируется вагонка по ГОСТу. Если ламели изготовлены в строгом соответствии с нормативами, то она маркируется как О-3 ГОСТ 8242-88. Между цифрой 2 и словом ГОСТ может быть указана длина ламели в мм — от 2000 до 6000.
— Как маркируется евровагонка. Если производитель изготавливает ламели по размерам DIN, тогда в названии указывается его внутренний (производителя) класс изделия. Например: евровагонка сосна сорт экстра.
Автор подаёт продукт произведенный по ТУ как нечто халтурное и второсортно. Что не так.
Почему вагонка называется вагонкой? Какое отношение она имеет к вагонам?
. маркируется как О-3 ГОСТ 8242-88. Между цифрой 2 и словом ГОСТ может быть указана длина ламели в мм.
Госты отменили (я считаю зря, вместе с ответственностью) и на них ссылаются как на справочную информацию, а если мы где-то не можем изготовить по госту, то здесь смотри ТУ
Печальный опыт участия в акции от Tele2: «Меняйте минуты на Xiaomi»
В целом то, ничего другого и не ожидал.
1. Обменял 4000 минут на промокод.
2. Сделал заказ на сайте с применением промокода. Заказ был создан и тут же отменен со стороны Tele2.
P.S. Большинство смартфонов, участвующих в акции, вообще нельзя забрать в городе самовывозом из салона (их просто нет в наличии). Ни о какой доставке и речи не идет.
Наслаждаюсь покупкой! Спасибо @tele2russia
• в 12:00 ТП Теле2 уверила в том, что 4000 минут вернут (якобы, не переживайте)
• в 17:00 ТП Теле2 позвонили и сказали, что у них нет никакой технической возможности вернуть ранее списанные 4000 минут, могут выдать новый промокод, который никак не гарантирует, что данная ситуация не повторится.
Вася прав.
Вася всегда прав.
Кого ненавидят чернокожие
Довелось мне несколько лет назад побывать в американском городе Сиэттле. Был в командировке, несколько дней, ну и поехал смотреть местные «достопримечательности».
И вот, по пути домой с завода Boeing, под всеми впечатлениями, видимо, что-то нарушил, и тормозит меня местный полисмен, колоритный такой чернокожий дядька. Как оказалось я ехал слишком быстро, но не сильно, и, узнав что я не местный, штрафовать не стал, разъяснил особенности местного автомобилевождения, да и просто поболтал со мной о России, США и прочем.
В этот момент, мимо нас проносится пикап с кучей черненьких ребят, музыкой на всю катушку и какими то криками. И тут я от него слышу фразу «долбанные ниггеры» (fucking niggers). Я попытался удивиться, мол Н-слово, как так. На что получил ответ: Я, работаю, плачу налоги, я афроамериканец, а это… (пауза)…долбанные ниггеры.
Вообще полицией в сша я был приятно удивлен, но это история на потом, наверное.
«Этот год был трудным для всех нас»
Дружеская обстановка в лаборатории
История одного препарата. От жадности до трагедии, от трагедии до спасения
Все началось в 1954 году, когда немецкая фармацевтическая фирма Хеми Грюненталь взялась за разработку нового недорогого антибиотика. Цель была замечательной, но синтезировать антибактериальное средство, несмотря на все попытки, никак не получалось. Зато в процессе исследований получили новое вещество, которое предполагалось использовать как противосудорожное средство. Планы немного поменялись, но что же, дешевый спазмолитик тоже хорошо.
Я их понимаю, иногда так тоже посты пишу, решил осветить проблематику насморка, через 3 часа: «В одном племени в Новой Гвинее туземцы в 50-х все еще ели человеческие мозги и болели не пойми чем. «
Препарат был воспринят с восторгом, люди, принимавшие его, отмечали, что таблетки обладали отличным успокаивающим эффектом и дарили долгий естественный сон. Вкупе с безвредностью, талидомид стал идеальным кандидатом и препаратом первого выбора для назначения беременным. Так началась недолгая эра талидомида в акушерстве, его назначали всем без исключения беременным женщинам, и, надо сказать, от тревоги и бессонницы он помогал отлично. Но как часто бывает, необдуманные и наспех принятые решения приводят к неожиданным последствиям. Так произошло и в этой истории.
Но история талидомида на этом не закончилась и приняла неожиданный поворот.
В 1964 году доктор Яков Шескин(на фото в центре, в костюме) в Иерусалимкой клинике вел пациента с проказой (лепрой). Больной был прикован к кровати, мучался болью, которая не снималась опиоидами, и хронической бессонницей. Яков принялся искать хоть что-то, что могло бы облегчить страдания больного. В лекарственных запасах больницы он нашел талидомид. Конечно же, Яков Шескин знал, что препарат на тот момент уже был запрещен, но все равно дал его больному, и, к его удивлению, у больного не только уменьшилась боль, но и он смог проспать, впервые за долгое время, 20 часов кряду. Самое же удивительное ждало впереди: безнадежно больной на следующий день встал с кровати и. пошел. Спустя несколько приемов болезнь пошла на убыль.