логистический хаб что это такое
Хаб: основные отличия от склада
Хаб – логистический комплекс, состоящий из складских помещений, которые находятся на одной площади. Некоторые из них превышают миллион квадратных метров. Сегодня строительство подобных объектов – общемировая тенденция, которая широко используется в секторе складской недвижимости. У хабов предусмотрена уникальная возможность принимать товары, доставленные любыми видами транспорта.
Чаще всего, они возводятся рядом с крупнейшими транспортными узлами, которые объединяют железную дорогу, аэропорт, крупнейшие автомобильные магистрали. В таких хабаххранятся, обрабатываются и перенаправляются на другие склады различная продукция. Кстати, здесь же производится растаможивание товаров, прибывших из-за границы.
По сути, хаб – это целый город, в котором сосредоточены склады, помещения производственного типа, парковка, таможня, цеха для расфасовки и т.д. То есть, отличия от обычных складов очевидны. Различаются не только размеры занимаемых площадей. На складах отсутствуют некоторые комплексные операции.
Задачи, поставленные перед хабами, намного масштабнее и шире. Кроме того, у хабов намного выше пропускная способность, а локация для их строительства выбирается очень тщательно. Очень важно, чтобы они находились вблизи точки пересечения различных транспортных потоков и, в то же время, рядом должны быть населенные пункты, в которых могли бы проживать работники хаба.
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ: СКЛАД НОВОГО ВРЕМЕНИ
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ: СКЛАД НОВОГО ВРЕМЕНИ
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ: СКЛАД НОВОГО ВРЕМЕНИ
Строительство крупных логистических парков (хабов) началось в странах Западной Европы относительно недавно. За последние 10-15 лет единичное возведение мультимодальных центров оформилось в закономерную тенденцию, которая пользуется большой популярностью во многих странах мира. Некоторые масштабные проекты являются важной составляющей национальной логистической системы. В России, где складская недвижимость стала развиваться совсем недавно, проектов с подобными характеристиками пока не существует. Однако возможное их появление – вопрос времени.
Мультимодальный комплекс (склад) представляет собой крупный портал, предназначенный для обработки большого объема грузов. Площадь одного логистического хаба может
превышать 1 млн. кв. м. Товары здесь не только складируются и обрабатываются, но и перерас¬пределяются по другим регионам. Инфраструктура такого комплекса варьируется в зависимости от специфики бизнеса и вмещает в себя объекты самой разнообразной функциональной направленности. Это могут быть складские и офисные помещения, зоны таможенного контроля, холодильные и морозильные камеры, зоны хранения опасных грузов, шоу¬румы, мойка автомобилей, ремонтная зона для обслуживания автотранспорта, места отдыха и т.д.
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ХАБ: СКЛАД НОВОГО ВРЕМЕНИ
Строительство крупных логистических парков (хабов) началось в странах Западной Европы относительно недавно. За последние 10-15 лет единичное возведение мультимодальных центров оформилось в закономерную тенденцию, которая пользуется большой популярностью во многих странах мира. Некоторые масштабные проекты являются важной составляющей национальной логистической системы. В России, где складская недвижимость стала развиваться совсем недавно, проектов с подобными характеристиками пока не существует. Однако возможное их появление – вопрос времени.
Мультимодальный комплекс (склад) представляет собой крупный портал, предназначенный для обработки большого объема грузов. Площадь одного логистического хаба может
превышать 1 млн. кв. м. Товары здесь не только складируются и обрабатываются, но и перерас¬пределяются по другим регионам. Инфраструктура такого комплекса варьируется в зависимости от специфики бизнеса и вмещает в себя объекты самой разнообразной функциональной направленности. Это могут быть складские и офисные помещения, зоны таможенного контроля, холодильные и морозильные камеры, зоны хранения опасных грузов, шоу¬румы, мойка автомобилей, ремонтная зона для обслуживания автотранспорта, места отдыха и т.д.
Подобная форма девелопмента позволяет объединять все грузопотоки в одном месте, минимизировать время обработки товаров, увеличивать спектр предлагаемых услуг. Значимая особенность крупного распределительного центра (хаба) – возможность обрабатывать грузы, доставляемые разными видами транспорта – автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным. Поэтому крупные логистические операторы предпочитают иметь у себя на площадках таможенные складские площади. Неудивительно, что большое внимание при проектировании логистического хаба уделяется местоположению. «Они должны находиться в стратегически важных для логистики местах: в аэропортовых и при¬аэропортовых зонах, местах концентрации производств, морских портах, на основных магистралях (автомобильные дороги, ж/д линии) или их пересечении», – утверждает Максим Шакиров, директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International.
Важнейшую роль при реализации мультимодальных проектов (складов) играет социальная инфраструктура. Логистический парк может быть расположен возле крупного населенного пункта, что гарантирует наличие рабочей силы, или же сам комплекс может стать ядром некоторого промышленного округа с развитой инфраструктурой и различными рекреационными зонами. «В среднем на складском комплексе общей площадью 10 тыс. кв. м работает в три смены 150–200 человек, – поясняет Роман Бурцев, партнер, директор отдела складской, индустриальной недвижимости, земли компании Knight Frank. – В больших логистических парках эта цифра существенно возрастает. По самым скромным подсчетам, для обслуживания проекта общей площадью 1 млн. кв. м потребуется 20–25 тыс. человек. Это уже целый город, для которого нужно создавать инфраструктуру – бизнес¬-центры, гостиницы для постоянно приезжающих специалистов, жилье, рекреационные зоны».
Пример такого проекта – город Milton Keynes (Великобритания), на территории которого расположен Magna Park. Девелопером проекта совместно с Land Securities является Gazeley. Комплекс включает в себя огромное количество распределительных центров, предлагающих арендаторам различные логистические операции, в том числе возможность обслуживания несколькими видами транспорта. «Magna Park – один из самых масштабных проектов в мире и яркий пример хаба, – считает Владимир Авдеев, партнер S.A.Ricci в ассоциации с King Sturge.
Несмотря на множество примеров, по мнению экспертов, точного определения мультимодального хаба (склада), как и четких его критериев не существует. Его инфраструктура и модель развития зависят от многих факторов: цели создания, движения транспортных потоков по стране и т.д. Руслан Суворов, руководитель отдела складской и производственной недвижимости Praedium, полагает, что под термином «мультимодальный хаб» можно подразумевать скопление логистических объектов разных собственников, которые появлялись и развивались благодаря росту товаропотока в данном месте.
По мнению экспертов Knight Frank, появление логистических хабов в России – закономерная тенденция быстроразвивающегося рынка. Концепция таких проектов привлекательна для крупных инвесторов, девелоперов и арендаторов. Однако, по оценке специалистов, для реализации подобных проектов, требуется не только профессионализм, знание специфики и особенностей эксплуатации мультимодальных хабов, но и всесторонняя государственная поддержка. Российские компании только начинают приобщаться к этому процессу, ориентируясь на успешный опыт западных коллег. «К сожалению, пока складские площади у нас строятся стихийно, там, где на них есть спрос, и о создании логистического центра со всеми его атрибутами российские девелоперы только начинают задумываться», – отмечает Роман Бурцев.
Следующий аспект, требующий серьезной проработки на стадии проектирования, – концепция мультимодального хаба (склада). Что, как и для кого строить? «У логистического парка должна быть четкая и понятная концепция развития. Если она есть, девелопер может не беспокоиться о заполнении площадей. Такие проекты всегда находят своих арендаторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве с собственником», – кон¬статирует Бурцев. Часть расходов, по мнению экспертов, могло бы взять на себя государство, получив взамен долю в проекте. Например, предоставить земельный участок с подведенными коммуникациями и создать дорожную инфраструктуру. Кроме того, участие государства в подобных проектах будет способствовать развитию транспорта, в том числе железнодорожного, состояние которого на сегодняшний день не отвечает постоянно растущим потребностям частного бизнеса.
Мультимодальные комплексы (склады) с развитой инфраструктурой могут появиться в Московском регионе на базе существующих логистических парков. Масштабным логистическим хабом, по оценке экспертов, со временем может стать проект компании «Евразия Логистик», которая в районе подмосковного Домодедова ведет строительство крупного производственно¬-логистического комплекса «Северное Домодедово» общей площадью 1,1 млн. кв. м. Помимо складских площадей класса А девелопер реализует производственные площади под нужды конкретных арендаторов. Известно, что одним из арендаторов «Северного Домодедова» стал российский производитель упаковочных материалов – компания «Мультифлекс». Также известно, что свой самый крупный завод в Восточной Европе компания «Пепси» будет строить именно на территории «Северного Домодедова».
«Станет ли проект «Северное Домодедово» мультимодальным комплексом (складом), пока однозначно сказать нельзя, – считает Роман Бурцев. – Компания реализует очень интересные и масштабные проекты, которые при желании девелопера могут превратиться в крупные мультимодальные центры. Предпосылки для этого есть: например, близость логистического комплекса «Северное Домодедово» (около 900 тыс. кв. м с возможностью расширения) к аэропорту дает веское основание для таких предположений». «Неким логистическим хабом могут стать проекты, которые концентрируются вокруг Домодедова, – считает Руслан Суворов. – Сразу несколько компаний развернули в этом месте строительные работы – Capital Partners, Giffels, «Евразия Логистик». Не стоит забывать и о Шереметьеве, где сосредоточено большое количество складов. Там возникают один за другим логистические проекты разного назначения».
На сегодняшний день проектов логистических хабов в России нет, но в их появлении на рынке коммерческой недвижимости не сомневаются ни эксперты, ни девелоперы, ни арендаторы, ожидающие их возникновения с особым нетерпением.
Скроить без шва
В России сохраняется низкий уровень контейнеризации. Например, из всего грузооборота российских портов (почти 800 миллионов тонн в 2017 году) только около 6 процентов приходится на контейнеры. Еще более скромна доля РФ в международном контейнерном обороте.
Крупнейшие логистические центры РФ редко превышают 15 га по площади. Исключение может составить строящийся более 10 лет «Белый Раст», в котором площади превысят 25 га, в то время как грузовые деревни в Германии, Италии или в странах Северной Европы имеют площади до 600 га при более эффективном использование земель.
Можно говорить, что российская грузовая база существенно меньше европейской в части несырьевых грузов, но вопрос не в общем объеме предложения на рынке логистических мощностей, а в его деконцентрации. Несколько (8-12) крупных ТЛЦ, распределенных по макрорегионам страны, могли бы дать логистической системе РФ масштаб, необходимый для внедрения современных сервисов, обеспечить их разнообразие и рост производительности труда в отрасли. Но масштабные ТЛЦ потребуют и масштабных инвестиций.
Как уже отмечено, крупнейшие логистические центры РФ, за редким исключением, не имеют присоединения к железнодорожной инфраструктуре. Одновременно с этим даже самые крупные грузовые дворы на железной дороге не смогут выступить в качестве узловых ТЛЦ без существенного расширения и развития внешней инфраструктуры. Недавние примеры строительства новых специализированных ТЛЦ показывают, что затраты на терминальную инфраструктуру могут относиться к затратам на развитие внешней инфраструктуры как 1:9. Даже если выровнять эту пропорцию в два раза за счет более эффективного выбора мест локализации центров, такая нагрузка на инвесторов ограничивает привлекательность узловых ТЛЦ без существенной поддержки государства.
Однако несмотря на дополнительные выгоды, которые принесет такая концентрация, возможности создания узловых ТЛЦ без бюджетных затрат на внешнюю автодорожную и железнодорожную инфраструктуру представляются весьма ограниченными. Поэтому необходимо провести детальный анализ возможных площадок на предмет расширения их территории и инфраструктуры и определить, потребуется ли господдержка на развитие автомобильных и железнодорожных подходов, чтобы обеспечить требуемый масштаб.
Идеально, если финансовая модель узлового ТЛЦ позволит реализовать проект без бюджетных затрат на внешнюю инфраструктуру. Но можно предположить, что проекту потребуется поддержка либо на автодорожную, либо на железнодорожную инфраструктуру, интегрирующую его в магистральную транспортную сеть.
Создание сети узловых мультимодальных ТЛЦ должно сопровождаться модернизацией логистических технологий. Необходимо формирование новых продуктов и решений с качеством на уровне международных стандартов. В качестве примеров можно привести грузовой карпулинг (совместная эксплуатация автомобилей для перевозки грузов разными компаниями-перевозчиками и грузоотправителями), кросс-докинг, использование EDI-коммуникаций (электронный обмен данными) в складской индустрии, использование технологий роботизированных складов, внедрение цифровых пломб и радиочастотной идентификации, внедрение платформенных технологий документооборота.
Должны быть сформированы единые диспетчерские системы между железной дорогой, морскими портами, логистическими терминалами, обеспечивающие бесшовную логистику в портах и узловых ТЛЦ. Целесообразно расширение практики организации движения поездов по расписанию, частичное замещение сортировочной работы терминальной переработкой грузов, обработка поездов на терминале без разрыва состава за фиксированное время.
Опорная сеть ТЛЦ должна содержать необходимое и достаточное число вводимых в эксплуатацию логистических центров, обеспечивающих инфраструктурную возможность организации грузовых скоростных перевозок и грузовых маршрутов по расписанию. В дальнейшем после 2024 года сеть ТЛЦ будет расширяться на все крупнейшие центры экономического роста.
Очевидна необходимость создания трех ТЛЦ, обслуживающих порты Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского бассейнов. В Московской области и/или соседних регионах потребуется не менее трех ТЛЦ на разных направлениях. Для отбора регионов, в которых целесообразно создание ТЛЦ, предлагается использовать следующие формальные критерии: объем контейнеропригодных грузов, которые отправляются и прибывают из/в регион на автомобильном и железнодорожном транспорте; численность населения региона; валовая добавленная стоимость региона по видам экономической деятельности, которые включают в себя сферу услуг и обрабатывающие производства.
Инвестиции в линейную инфраструктуру необходимы для перевода российской транспортной системы на качественно новый уровень развития. Развитие узловых мультимодальных ТЛЦ может быть одним из ключевых условий.
Newsklad рассказал чем отличается склад от хаба
Оборот товаров непрерывно растет во всем мире. Для того чтобы не потерять конкурентоспособность, крупные европейские и американские компании строят склады огромной площади, способные обрабатывать непрерывные объемы товаров. Такие объекты получили название – хаб.
Логистические хабы представляют собой целые комплексы складских площадей, объединенные на одной территории. Площадь таких объектов может превышать миллион квадратных метров. Строительство хабов смело можно назвать новой общемировой тенденцией в сфере складской недвижимости, сообщает Newsklad.
Главная задача таких логистических объектов – это хранение, обработка, сбор заказов, перенаправление товаров на другие склады. Самое важное для логистики преимущество хабов – это возможность принимать заказы с любого вида транспорта. Они строятся чаще всего в близи крупных транспортных узлов, объединяющих аэропорты, железнодорожные пути и крупные автомагистрали. Именно здесь происходит и растаможивание товаров, пришедших из-за границы.
Хабы представляют собой своего города складские городки, где сосредоточены склады, производственные помещения, парковки, ремонтные мастерские, таможенные терминалы, помещения, предназначенные для офисных работников и цеха фасовки.
Хабы отличаются от складов не только размерами, но и комплексом операций. Если на складе в основном занимаются разгрузкой, приемкой, хранением и комплектацией заказов, то функции хабов намного шире.
Пропускная способность мегаобъектов хранения так же намного выше. Хабы могут обеспечить надежное хранение товаров различных категорий, требующих поддержания особых температурных условий.
Локацию для строительства хабов выбирают куда более тщательно, так как важно выбрать место на пересечении нескольких различных транспортных потоков.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое логистический хаб: примеры и отличия от складов
Ежедневно в мире обрабатывают, принимают и отправляют миллионы грузов. Динамика импорта-экспорта постоянно растет. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, компаниям нужно увеличивать пропускную способность складов.
Чтобы укрепить логистическую систему, в европейских странах строят огромные индустриальные парки. Это склады с огромной площадью, которые обрабатывают большие объемы грузов.
В этой статье мы расскажем, что такое логистический хаб, чем он отличается от обычных складов и почему компаниям выгодно инвестировать в строительство огромных индустриальных логистических парков. Также покажем несколько примеров.
Что такое логистический хаб?
Логистический хаб — это огромный “город из складов”, где выполняют весь комплекс операций по обработке грузов. Некоторые логопарки способны обрабатывать более 1 миллиона TEU (двадцатифутовый эквивалент, единица для измерения вместимости транспорта). Один логистический хаб может занимать территорию площадью более 1 миллиона квадратных метров. Строительство крупных логистических комплексов — тенденция, которая получила большую популярность во многих странах мира.
Логопарк объединяет грузовые потоки, — товары здесь хранят, обрабатывают и перераспределяют по другим складским комплексам. Еще одна отличительная черта — возможность отгружать продукцию с разных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, авиа), и загрузить товары. Услуги, которые непосредственно связаны с эффективным управлением товарно-материальными запасами, — доставка, растаможка, хранение груза, — проводятся на месте.
Логистический хаб — это целый городок с производственными помещениями для товарной продукции, ремонтными зданиями для грузового автотранспорта, терминалами, таможенными участками, фасовочными цехами, парковкой, офисными помещениями и так далее. Инфраструктуру логопарков разрабатывают под специфику бизнеса.
Крупнейшие логистические компании мира проектируют логистические комплексы площадью до нескольких миллионов квадратных метров. В Европе расходы на строительство и содержание подобных объектов достигают 3 миллиардов долларов. Центры располагаются в зонах ближайших аэропортов, портов, местах концентрации производств, основных магистралей или на их пересечении.
Чем логистический хаб отличается от склада
На первый взгляд, функции склада и логистического хаба одинаковы. Однако с точки зрения управления цепочками поставок, это совершенно разные структуры. Главные отличия:
Как видно, логистический хаб — это не просто склад, а целый город, обустроенный под нужды компаний и эффективного управления цепочками поставок.
Как мультимодальные хабы оптимизируют цепочки поставок
Сегодня в некоторых странах, в том числе и Украине, есть проблема с загруженностью транспортных путей. Большие потоки фур курсируют по дорогам и доставляют продукцию по складам.
Как показывает практика основных европейских стран, строительство транспортно-логистического хаба — хороший вариант решения проблемы. Как правило, логопарки строят вдали от городов. Это помогает консолидировать транспорт в одном месте и разгрузить автомобильные магистрали.
Для компаний строительство логистического хаба — это возможность создать единый кластер и объединить усилия. Таким образом, каждый участник сети получает одинаковую загруженность. Благодаря консолидации расходы распределяются равномерно между компаниями. Таким образом, затраты снижаются для каждого участника.
Примеры логистических хабов
Логопарки активно развиваются в европейских странах. Мы собрали 3 примера реализации мультимодальных хабов в Великобритании, Германии и Украине.
Пример № 1. Magna Park в Великобритании
Логистический хаб Manga Park основали еще 1987 году. Раньше на территории застройки находился аэродром. Его использовали в военных целях во время Второй Мировой Войны. Позже территорию переоборудовали в площадку, где проводили испытания гражданских самолетов.
Сейчас Manga Park занимает территорию более 550 акров (около 2,2 миллионов квадратных метров). У логистического хаба очень выгодное расположение — он находится в области “Золотого треугольника”, возле основного транспортного узла страны.
Сейчас территорию логистического хаба арендуют 29 компаний. Они занимают площадь в 32 зданиях. Это более 700 тысяч квадратных метров. Среди арендаторов — крупнейшие компании, — DHL, Toyota, ASDA и другие.
Пример № 2. Логистический хаб DHL в Лейпциге
Новым центром транспортной логистики в Европе стал порт DHL в Лейпциге. DHL Express имеет стратегию на открытие таких логических комплексов до 2025 года. Компания намерена увеличить производительность сети для доставки международных грузов.
Сортировочной линией в выше указанном логистическом хабе управляет система распределения с собственным программным обеспечением DHL, которая информирует о номере посылки и отслеживает ее локацию. До погрузки она попадает в сканирующее устройство 4 раза.
Десятки самолетов в день отвозят заказы в разные концы мира. Всеми операциями на месте управляет диспетчерский центр Network. В международном логистическом хабе, кроме подъемников и лифтов, работники используют велосипеды и самокаты, чтобы передвигаться по терминалу.
Пример № 3. “Сухой порт” в Одессе
Хотя в Украине логистические хабы только начинают развиваться, уже можно привести примеры. Один из них — одесский “Сухой порт”.
В 2005 году компания “Евротерминал” получила поддержку Европейского Банка Реконструкции и Развития, построив логистический центр. “Сухой порт” — это территория площадью 42 гектара (420 тысяч квадратных метров).
“Сухой порт” дает возможность доставлять грузы сразу несколькими видами транспорта — морским, автомобильным и железнодорожным. На территории логистического центра находятся склады для хранения контейнеров, транзитная площадка, склад временного хранения, комплекс обработанных сборных грузов и другие помещения. Рядом находится Одесский порт.
Таким образом, “Сухой порт” — это решение, где можно проводить весь комплекс логистических операций и удобно перевозить грузы в Одесский порт. При этом путь грузового транспорта не пересекается с магистралями города.
Кроме того, в феврале 2021 года компания “Смарт Холдинг” заявила, что планирует построить логистический хаб в Николаеве. Он будет находиться на территории бывшего судостроительного завода. Это свидетельствует о том, что украинский бизнес нуждается в комплексных логистических решениях.
Выводы
Европейские страны активно наращивают объемы импорта-экспорта. Поэтому возникает потребность в строительстве огромных логистических хабов, которые консолидируют всех участников цепочки поставок.
Логистический хаб — это масштабный складской комплекс, где можно обрабатывать огромные объемы грузов (некоторые логопарки способны принимать более 1 миллиона TEU). В отличие от стандартных складов, логопарки — это целые города, оборудованные под потребности логистики. Тут могут находиться помещения для хранения, таможенные терминалы, ремонтные парки для автомобилей, фасовочные цехи. Инфраструктуру разрабатывают с учетом потребностей компаний.
Строительство мультимодальных парков позволяет разгрузить основные автомагистрали, распределить нагрузку всех участников цепочки поставок, снизить таможенные платежи и оптимизировать импортно-экспортные операции.