лучше один день в доме божьем чем
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 83:11
Свт. Афанасий Великий
Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ. Под днем единым во дворех Божиих, т. е. в церквах, разумеется день воскресения Спасителева. А тысячами, или тысячею (ибо так читается в еврейском тексте) называет подзаконное служение, которое имело силу в продолжение тысячи лет, начав со времен Соломона, которым основан Божественный храм, до пришествия Спасителя. Поэтому, показывает великое превосходство евангельского служения пред подзаконным. Изволих приметатися в дому Бога моего. Как бы так говорит: лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих Церкви, нежели великим в народе грешном. Это имеет приложение к Иудеям, отведенным в Вавилон, но удобоприменимо и к нам. Ибо как их научала благодать Духа не пренебрегать тем, что лишены они Божия дома, так и мы вразумляемся этим любить всегда посвященные Богу храмы и желать быть в них.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих
Не сказал: желаю жить в дому Бога моего, ни: обитать, ни: войти, но: «быть у порога». Я рад, говорит, быть и в числе последних; доволен буду и тем, если удостоюсь войти в преддверие; почту за величайший дар, если меня поставят между последними в доме Бога моего. Любовь усвояет себе общего всех Господа: такова уже любовь. «В доме Божием».
Любящий желает видеть не только самого любимого, и не только дом его, но и преддверие; и не только преддверие дома, но и самую улицу и переулок (т.е. дом любимого человека); и если увидит хоть одежду или обувь друга, думает, что пред ним сам друг его. Таковы были пророки: так как они не видели бестелесного Бога, то взирали на храм, и в нем представляли себе присущим самого Бога. «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». Всякое место, всякий дом, – будет ли то судилище, или сенат, или частный дом, – в сравнении с домом Божиим, есть селение грешников, потому что хоть и там бывают молитвы и моления, но неизбежно бывают также раздоры, и ссоры, и брани, и совещания о житейских делах: а этот дом (Божий) чист от всего этого. Вот почему те места – селения грешников, а это – дом Божий. И как пристань, защищенная от ветров и волн, дает полную безопасность входящим в нее судам, так и дом Божий, как бы исторгая входящих в него из бури мирских дел, дает им стоять спокойно и безопасно, и слушать слово Божие. Это место есть школа добродетели, училище любомудрия.
Беседа, содержащая порицание не бывших в церкви.
Дворами Божиими пророк называет Вифлеем, крест, воскресение. Один день в каждом из них, следовательно, лучше тысяч. Чего не сделали века от самого начала мира, то сделано для всего человеческого рода в день рождения Христа, или в день распятия, или воскресения, а равно и вознесения. Вот почему, прославляя эти дворы, пророк дальше говорит: «предпочел я лучше повергаться у… дома Бога моего, нежели жить в домах грешников». Лучше желаю, говорит, быть в названных дворах с презренными и отверженными, чем жить в синагогах иудейских, которые называются уже не селениями Божиими, а селениями грешников, нарушающих закон. Пророк предпочитает получить жребий с разбойником, который является ничтожнейшим в церкви Божией, или с хананеянкой, которая, будучи отвергнутой, просила крупиц, падающих от трапезы, чем быть с Каиафой и прочими архиереями, первенствовавшими в синагоге иудейской. О том же самом будем молиться и мы, – чтобы быть последними из праведников и извергами, как говорил Павел (1Кор.15:8), и не жить с грешниками.
Беседа на псалом 83.
Свт. Филарет (Дроздов)
Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих
То-есть: желаю лучше повергать себя у прага дому Божия, нежели жить с удобством и удовольствием в жилищах грешников. Изречение многовразумляющее. Не потому ли между-прочим он так сильно чувствовал любовь к дому Божию, так крепко и смиренно прилеплялся к нему, что не любил жить в селениях грешничих, и наслаждаться их удовольствиями?
Беседа на обновление храма Святых Апостолов Петра и Павла. 1852 г.
Блж. Феодорит Кирский
«Яко лучше един во дворех Твоих паче тысящ». Ибо народ твой, пользуясь Твоею о нем попечительностию, всегда притекает ко храму Твоему, приобретая от сего великую пользу. Ибо чтó пожнет человек здесь в один день, того не соберет в другом месте употребив на то многия тысящи дней. Так прилично было говорить пленникам в Вавилоне, которые были принуждены жить с людьми нечестивыми, не получали оттого никакой выгоды, разсуждали же о прежней пользе от Божественнаго храма.
«Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих». Столько достолюбезен мне дом Божий, что желательнее быть поверженным в нем на помосте и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих в беззаконии. А сие равно и пленникам вавилонским полезно, и нам пригодно; потому что и их научала благодать Духа не взирать равнодушно на запустение Божия дома, и мы научаемся, всегда вожделевать домов, посвященных Богу.
Евфимий Зигабен
Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ.
О Божественных дворах мы сказали выше, что они означают церкви Христовы. Итак Давид говорит, что лучше находиться один только день в церкви Христовой, нежели тысячи дней в других местах общих или не священных. Здесь союз: ибо есть утвердительный.
Евсевия: В созерцательном смысле под одним днем во дворах Божиих должно разуметь день воскресения Спасителя, а под тысячью (ибо так найдено в еврейском писании)—служение во время закона. Ибо столько лет продолжался Иерусалим и в нем закон со времен Соломона до пришecтвия Христова. Итак, оно означает, что великое расстояние между Евангелием и законным богослужением. Другой говорит: Один день будущего века, не пресекаемый ночью, лучше тысячи лет нынешнего века.
Изволих приметатися (быть у порога) в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.
Что сказал выше, то яснее говорит и здесь, где замечай, читатель, сколько Давид, по словам Феодорита, любил храм Божий, что даже стоять у порога его, если б это случилось, и покрываться пылью у врат его и лежать на полу и низшем месте, он предпочитал по причине подававшегося там освящения обитанию и славному сидению с честью напереди в домах грешников и злых людей.
Слова Евсевия: Он как бы так говорит: я бы желал лучше быть малым и ничтожным в числе находящихся в церкви, нежели великим в грешном народе, чтобы находясь в дому Божием, я мог всегда хвалить Его. Ибо как один день я избрал предпочтительнее тысячам; так и дом Бога Моего я предпочел обитанию в жилищах царских, вообще с неведущими Бога. Слова Диодора: Хочет сказать, что лучше иметь знание и страх, и жить один здесь день, нежели тысячи дней без познания и прославления Тебя.
Еп. Ириней (Орда)
Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих
Тем более да услышит его Бог, так как он всею душою привязан к месту богослужения, которое теперь для него недоступно и так как счастие посещать его, даже находиться вблизи его, для него выше всех благ, к каким стремятся люди. Паче тысяч, т.е. дней в обществе с грешниками; приметатися – повергаться, быть последним, самым презренным.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих
Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных
Сознание удаленности от храма, невозможность принимать участие в богослужении так глубоко чувствовалась изгнанниками, что они предпочитали «один день» при скинии тысяче вне ее, желали быть самыми последними, презираемыми («у порога в доме Божием»), но только быть во дворе храма, чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью.
Толкование на Екклесиаст 4:17
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Екклесиаст 4:17 / Еккл 4:17
Иероним Стридонский (
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают
Храни ногу твою, когда идешь в дом Божий и приближайся, чтобы слушать. Ибо дар неразумных жертва, Поелику не знают зла, которое они делают. Даёт наставление в жизни и хочет, чтобы мы не претыкались, идя в церковь. Ибо похвально не входить в дом Божий, а входить без претыкания. И если бы все, находящиеся в церкви Божией, способны были слушать слово, то никогда не прибавил бы: «приближайся чтобы слушать». И один только Моисей близко приступал, чтобы слушать Бога, а прочие не могли приступать (Исх. 24:2 и след.). А неразумные, не зная, что это есть врачевство против греха, думают, что они могут удовлетворить Богу принесением даров, и не понимают, что и это зло и грех — хотеть исправить сделанное не послушанием и добрыми делами, а дарами и жертвами. С этим согласно и сказанное в другом месте: «послушание паче жертвы» (1 Цар. 15:22) и: «милости хощу, а не жертвы» (Ос. 6:6).
Источник: Толкование на книгу Екклезиаст.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают
До сих пор Екклезиаст рассуждал, знакомил читателя со своими наблюдениями и выводами; теперь он обращается к нему с положительными советами и увещаниями применительно к высказанным ранее положениям. Он подробно описывает настроение человека, ищущего счастья в добром труде и чистых радостях. Такой человек должен тщательно следить за собой во время богослужения, избегая всего, что может нарушить благочестивое расположение духа, сообразуя с ним даже свое внешнее поведение. Его благочестие должно выражаться не столько в механических жертвоприношениях без веры и покаяния, сколько в благоговейном слушании и исполнении слова Божия.
Ибо они не думают, что худо делают. Екклезиаст говорит о своих современниках, жертвы которых, чуждые веры и благоговения, были «мерзостью пред Господом» (ср. Притч. 21:27).
Псалтирь 83 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Толковая Библия Лопухина
Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем находятся Пс 83_3 и Пс 83_11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма, забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия (Пс 83_10). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин «помазанник» стал преимущественно прилагаться к царям (1Цар 12:3,5, 26:9; 2Цар 1:14; Пс 17:51; 19:7). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу «ходящих в непорочности» (Пс 83_12). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма — бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. — «На Гефском орудии», т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа. Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в скинии.
Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2−4). Блаженны те, которые живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе по мере приближения к Сиону (5−8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9−13).
Пс 83:2. Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
Пс 83:3. Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.
Пс 83:4. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
Пс 83:5. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
«Как вожделенны жилища Твои» — как дороги и приятны для меня Твои, Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель, душою и телом взвываю, страдаю по ним («истомилась душа моя»). Мне бы хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни, где он может в богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и силы.
Пс 83:6. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
Пс 83:7. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением;
Пс 83:8. приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
Но не лишен будет блаженства и тот, кто свою силу черпает в Тебе, хотя бы и был далеко от храма: из долины слез, которая ему назначена от Бога, т. е. от места своего изгнания, он стремится выйти, подняться на гору, на которой стоял Кивот Завета, т. е. Сион. Такое искреннее, сердечное влечение ко храму Господь благословит: все изгнанники укрепятся и явится им в Сионе Господь, т. е. они будут возвращены и их изгнание окончится.
Пс 83:11. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
Сознание удаленности от храма, невозможность принимать участие в богослужении так глубоко чувствовалась изгнанниками, что они предпочитали «один день» при скинии тысяче вне ее, желали быть самыми последними, презираемыми («у порога в доме Божием»), но только быть во дворе храма, чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью.
Пс 83:12. Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.
Пс 83:13. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
Писатель уверен, что его желание возвратиться «во дворы Господни» исполнится, потому что Господь «солнце и щит», т. е. награждает («благодать и славу дает») «ходящих в непорочности», какими и были эти невольные изгнанники. Сознание же своей невинности и сила веры в Бога создает уверенность в получении защиты, а потому писатель и называет таких людей блаженными, счастливыми.
Толкование на Псалтирь 91:14
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 91:14 / Пс 91:14
Афанасий Великий (
Насаждени в дому Господни. Эти уподобленные оным кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служить Божественный храм. Во дворех Бога нашего процветут, т. е. в горних обителях, который называет и дворами Господними.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (
Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут
Вместо: «насажденные», другие переводчики сказали: пересажены, дабы было ясно, что разумеются не просто кедры, а те, которые, будучи пересажены из заблуждения, находятся в дому Божием, о котором Павел говорит в послании к Тимофею: «чтобы… ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Может быть, впрочем, пророк упомянул о Ливане потому, что пока он был горой идолослужения, имея на себе кедры, Писание порицало их, а когда они были употреблены на построение святого храма (так как Соломон взял некоторые из них на храм), стало хвалить их. «Процветут во дворах Бога нашего», т.е., в частных церквах, потому что церковь вообще, вселенскую, пророк назвал домом Божиим. Может быть, впрочем, домом Божиим называется закон, в который были пересажены от господствовавшего у них нечестия язычники, начавшие процветать и приносить плоды во дворах Божиих, т.е. в заповедях.
Источник: Беседа на псалом 91.
Феодорит Кирский (386/93−
«Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут». Сии, уподобившиеся оным деревам, насадителем имеют Бога, а местом насаждения — Божественный храм.
Евфимий Зигабен (
Насаждены в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
Праведники, говорит, насаждены в дольней церкви, в которой обитает благодать Христова, и укоренены в вере; почему они и будут процветать в небесных дворах, т. е. будут украшаться цветами добродетелей. По словам божественного Максима сии слова можно понимать и иначе, именно: дом Господень есть знание божественных писаний, в которых мы обретаем Господа, а дворы суть заповеди Господни.
Слова Тимофея: Уподобляет праведника кедру, а ливану содержащее праведников место, т. е. церковь по причине великой ее обширности и разнообразия и разнородности растений. Итак, мысленный дом Господень есть совокупность соборной церкви, а дворы Божии суть по разным местам церкви верующих. Посему насажденные в соборной церкви и приносящие плоды будут процветать во дворах Бога нашего, т. е. в отдельных и поместных церквах и собраниях уверовавших из язычников. Василий Великий говорит: Можно под двором в высшем значении еще разуметь небесное житие. В сем отношении насажденные здесь— в доме Господа, т. е. в церкви Бога живого, будут процветать там,—в дворах Бога нашего (толк, на 28-ой псал.); а дворы суть небесные обители, по безъименному, ибо многие обители в дому Отца.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут:
Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя.
«Насажденными в доме Господнем» являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч.
Глава 7
1–23. Нравственные наставления Екклезиаста. 24–29. Развращенность женщины.
Екклезиаст предостерегает от того угрюмого и нетерпеливого недовольства, которое во всем старается отыскать дурное.
Преимущество мудрости в том, что она дает жизнь, – жизнь не только истинно-нравственную, но и физическую, поскольку отвращает человека от страстей, губящих тело.
Мудрый человек сумеет найти средину и избежать крайностей бездушного ригоризма и нравственной распущенности, разумно пользуясь жизнью и оставаясь праведным. Некоторые толкователи находят здесь намеки на фарисейский ригоризм и распущенность саддукеев.
Ту же мысль выразил Соломон в своей молитве – именно в словах: «ибо нет человека, который не грешил бы» ( 3Цар 8.46 ). Эта мысль легко связывается с последующими стихами, в которых внушается снисходительность к людям; но связь ее с предшествующим не ясна. А, между тем, 20-й стих начинается частицей יכ (ki), которая указывает на то, что этот стих содержит обоснование предшествующей мысли. Ход мыслей вероятно таков: необходимо заботиться о приобретении мудрости, охраняющей человека и от излишней строгости и от нравственной распущенности, так как нет человека на земле, который делал бы и не грешил.
Вникая глубже в причину греха, несчастия, безумия, Екклезиаст находит, что она находится отчасти в женщине. Женщина – сеть и силки для человека слабого.
Отсюда Екклезиаст заключает, что женщина вообще в нравственном отношении испорченнее и развращеннее мужчины. Осуждение женщины у Екклезиаста не безусловно. В другом месте ( Еккл 9.9 ) жизнь с женой он считает одним из благ, доступных человеку.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»