любань достопримечательности что посмотреть за 1 день
Город Любань в Ленинградской области — где единственный в России храм железнодорожников
Город Любань, расположенный в Тосненском муниципальном районе Ленинградской области, входит в число исторических городов России. Главная из его достопримечательностей — храм святых апостолов Петра и Павла является единственным в нашей стране храмом железнодорожников.
Город обладает не только богатой, но и удивительной историей. Известный русский прозаик Александр Николаевич Радищев посвятил Любани целую главу в своём знаменитом произведении «Путешествия из Петербурга в Москву», которая так и называется «Любань».
Развитие Любань получила именно в то время, когда в России построили первую крупную железную дорогу, соединяющую Москву и Петербург. Любань, расположенная между двумя столицами, сама превратилась своего рода в столицу — стала главным городом российских железнодорожников.
Удивительная история Любани
Поселение на этом месте существовало с давних времён. Но впервые упоминается в писцовой книге Водской пятины 1500 года как деревня Любани в Ильинском Тигодском погосте Новгородского уезда.
Название происходит, предположительно, от лубяного промысла, как в фольклоре «у лисички избушка была ледяная, а у зайчика — лубяная», то есть, построенная из древесной коры. Известно, что в начале 1711 года учредили почтовый путь между Санкт-Петербургом и Москвой, который проходил через Любань.
Интересный исторический факт, касающийся Любани, заключается в том, что одна из глав повести «Путешествия из Петербурга в Москву» писателя Александра Радищева посвящена Любани, глава так и называется «Любань».
На карте Санкт-Петербургской губернии Я. Ф. Шмита 1770 года снова поселение упоминается, как деревня Любани.
Железная дорога через Любань
В 1843 году начали строить железнодорожную магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой. А шестью годами позже, в 1849 году, через Любань прошёл первый пассажирский поезд. В 1850 году в Любани возвели здание железнодорожного вокзала.
Любань стала одной из станций Николаевской железной дороги, при реке Тигоде. В 1868 году здесь была построена первая железнодорожная школа. К середине XIX века Любань значилась волостным центром Новгородского уезда Новгородской губернии.
С 1884 года в Любани начались регулярные гидрометеорологические наблюдения. Сегодня тут находится гидрологическая станция I разряда. В целом, в Любани с появлением железной дороги начали строить свои дачи крупные чины железнодорожного ведомства.
В городе царил образцовый порядок. На улицах Любани можно было запросто увидеть прогуливающихся генералов и нарядных светских дам. Любань тогда ещё называли городом цветов. Местные жители жили прекрасно тем, что продавали цветы на вокзале. А пассажиры уже не мыслили встречу без роскошного букета.
Любанская церковь Петра и Павла
Рядом с вокзалом в 1867 году возвели церковь по проекту известного русского архитектора Константина Андреевича Тона. Через 3 года, в 1880 году, в Любанской церкви состоялось захоронение Павла Петровича Мельникова.
Мельников был первым министром путей сообщения России и автором проекта Николаевской железной дороги. Лишь в 1954 году его прах перенесли в сквер, расположенный у здания вокзала. А в 1955 году установили бронзовый бюст Павла Петровича Мельникова. Автором памятника стал скульптор Дмитрий Михайлович Епифанов.
Богослужения в Любанской Петропавловской церкви, освящённой в 1867 году, продолжались 70 лет. Религиозная жизнь Любани, как и множества других городов и сёл Советского Союза, оборвалась неожиданно.
Любань при СССР и в годы войны
Постановлением Временного правительства от 3 июня 1917 года посёлок Любань-Горка Новгородского уезда был обращён в город Любань-Горка. С 1917 по 1927 год город Любань оставался административным центром Любанской волости Новгородского уезда Новгородской губернии.
Но уже в 1927—1930 годах город был административным центром Любанского района Ленинградской области. В 1930 году Любань вошла в состав Тосненского района. В 1939 году храм в Любани закрыли, здание стали использовать как склад.
Большое сражение за небольшой город
В Великую Отечественную войну, в 1941—1944 годах Любань была оккупирована фашистами. На подступах к городу всю первую половину 1942 года велись чрезвычайно жестокие и кровопролитные бои.
На занятой врагом территории остались миллионы мирных граждан. Пережить фашистское иго многим из них помогла вера в Бога. Именно в это страшное время в Любанском храме возобновились богослужения. Однако после проведения ремонта 25 августа 1941 года в храм попала авиабомба, которая проломила купол и взорвалась в центре храма, отчего он был сильно повреждён.
В августе 1941 года Любань стала именно тем местом, откуда нацисты начали свой рывок к Ленинграду. Хотя Любань и не являлась узловой железнодорожной станцией, но выход на линию шоссе Москва—Ленинград и одновременный перехват железной дороги могли обеспечить свободу передвижения войскам обеих сторон.
В сентябре 1941 года из-за повреждения храма богослужения в Любани стали проходить в частном доме. Но уже в 1942 году, несмотря тяжелейшие условия и голод, близость фронта и врага, верующие приступили к восстановлению своей святыни. Нелегкий труд увенчался успехом, и в стенах исторической церкви снова зазвучала молитва.
Окрестности Любани — маленького городка, расположенного к юго-востоку от Ленинграда — стали тем участком, где у войск Волховского фронта появился шанс расплатиться с фашистами за тяжёлые поражения предыдущих лет и поставить жирную точку в вопросе пребывания нацистских войск на путях снабжения Ленинграда.
События января 1944 года принесли долгожданное освобождение Любани и очищение города от фашисткой заразы. В награду за тяжёлый ратный труд две штурмовавшие Любань дивизии — 80-я и 281-я — получили почётное наименование «Любанских». К началу 1950-х годов город был почти полностью восстановлен.
Новейшая и успешная история Любани
В 1989 году началось возрождение храма святых апостолов Петра и Павла в Любани. Событие, которое 25 января 1999 года произошло в городе Любани, горожане и прихожане описывают как грандиозное и историческое.
Принадлежащий железной дороге — единственный в России и на всей Земле — Любанский храм Петра и Павла, разорённый в 1930-е годы и разрушенный в годы Великой Отечественной войны, снял с себя строительные леса и воссиял во всем великолепии, призывая всех верующих к молитве.
Петропавловский храм в Любани — память о 79-ти инженерах-строителях Николаевской, ныне Октябрьской, железной дороги, память обо всех, кто погиб, сражаясь за её освобождение, память одном из великих сынов Отечества Павле Петровиче Мельникове.
Церковь Петра и Павла явилась памятником, в котором отразилось стремление выразить в архитектуре исторические и духовные традиции народа, это уникальное, место, такого на железной дороге больше нет.
Мельников построил в Любани целый комплекс замечательных сооружении — здание вокзала, паровозного депо, школы, церкви-памятника. Депо по сей день находится в хорошем рабочем состоянии, железнодорожники не могут нахвалиться его целесообразностью и продуманностью, а ведь построено оно было ещё в прошлом веке.
На реставрацию внешнего вида Петропавловской церкви потребовалось вдвое больше времени, чем на ее строительство. И 17 сентября 1999 года состоялась торжественная церемония освящения храма святых апостолов Петра и Павла, ставшего первым в России храмом железнодорожников.
Освятил храм и возглавил первую в храме Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году прах первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова торжественно перенесли в нижний придел Любанского храма.
Петропавловская Любанская церковь снова стала одним из красивейших храмов Ленинградской области. Но знаменита она во всей России не только благодаря своей необыкновенной красоте и уникальной истории. Как рассказал настоятель храма, в ней «каждый день молятся о здравии всех путешествующих на поездах».
Другие достопримечательности Любани
В городе Любани в 1955 году был установлен бюст в память об инженере и строителе первой железной дороги в России Павле Мельникове. Он расположен прямо у железнодорожного вокзала. Бюст выполнен из бронзы и стоит на высокой колонне, на которой имеется надпись:
Мельников Павел Петрович. 1804-1880. Автор проекта и строитель Петербургско-Московской (Октябрьской) железной дороги, основоположник отечественной железнодорожной науки.
В сквере 30-летия Победы в Любани можно увидеть памятник погибшим деревням в Великой Отечественной войне. Монумент изображает бревенчатый угол внутри дома, в котором расположена русская печь. Элементы композиции стилизованы под часть внутреннего убранства старинной избы, типичной для наших деревень прошлых веков.
Близ монумента размещён ещё памятный камень, выполненный в виде большого валуна. На нём был транспарант со списком селений, которые были стёрты с лица Земли полчищами фашисткой нечисти. К сожалению, сейчас этот транспарант утрачен. Рядом с камнем нередко можно увидеть живые цветы.
Экскурсия по малой родине: что посмотреть в Любанском районе
Мое место
Весной всегда хочется новых ощущений. И чтобы их получить, достаточно исследовать незнакомый маршрут. Если вы еще не бывали в Любанском районе, первый секретарь райкома БРСМ Ольга Радченя предлагает это исправить и называет несколько причин посетить ее малую родину.
– Любань – самый южный город в Минской области, который три года назад отметил 450-летний юбилей. Расположенный на реке Ореса, он притягивает туристов живописными пейзажами. А его жители отличаются любовью к здоровому образу жизни: в черте города расположены два современных бассейна. В нашей местности стоит побывать еще и потому, что здесь пекут самый вкусный хлеб и варят аппетитную уху из речной рыбы – да так, что просто пальчики оближешь. Если я вас убедила посетить Любанщину, то обязательно внесите в маршрут…
…мемориальный комплекс «Зыслов». Остров возле деревни Старосек стал центром партизанского движения и аэродромом в годы Великой Отечественной войны. С августа 1941-го труднодоступный участок служил надежным убежищем для подпольного обкома комсомола, штаба партизанских соединений и бригад, редакций газет, лесной школы, которая располагалась неподалеку. В 1942 году на легендарном острове удалось посадить самолет – так был открыт первый в стране партизанский аэродром. А в 1969-м появился мемориальный комплекс «Зыслов», в который входят 14-метровый обелиск, скульптура «Скорбящий партизан» и реконструированные землянки, где до сих пор можно прочувствовать атмосферу военных лет.
…музей народной славы. Его коллекции насчитывают более 25 тысяч экспонатов, которые рассказывают об истории города, культуре, этнографии и воссоздают различные эпохи и сюжеты. Например, крестьянский быт XIX века. Хранятся здесь археологические находки и артефакты, нумизматические ценности, раритеты времен Великой Отечественной войны – документы, фотографии, личные вещи солдат. В любанском музее проводятся музыкальные и литературные вечера, выставки художников и скульпторов, мастер-классы по народным ремеслам, поэтому его неслучайно называют культурным центром города.
…озеро Дикое. Красивейшее место оставит неизгладимые впечатления у тех, кто любит родную природу. Чистая вода и песок, лес, красивые закаты и рассветы, пение птиц – что еще нужно для релакса и восполнения энергии? В холодное время года порадуют прогулки и удивительный вид на водоем, в теплое – купание и отдых на берегу. Для этого тут есть и домики со всеми удобствами, и возможность расположиться в палатке.
Любань достопримечательности что посмотреть за 1 день
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Тихое очарование белорусских городков: Любань
Продолжение серии архивных постов про первое знакомство с небольшими и тихими белорусскими городами:
Как я уже говорила — в каждом городке есть что-то интересное. И в каждом что-то свое. Любань — небольшой город в Минской области, известный неместным жителям разве что вкусным сыром, редко попадающимся на глаза в столичных магазинах (Беловежский, копченый, с перцем — рекомендую попробовать).
Но кое-что сразу бросается в глаза, когда приезжаешь в этот маленький неприметный городок. И сразу понимаешь, как все-таки жители его любят — кстати по легенде это чувство и есть причина образования названия города. Ну а что мне понравилось рекомендую посмотреть прогулявшись со мной.
Была я в Любани только по работе и всего лишь пару раз: летом и зимой. Но здесь фотографии будут именно зимние по причине того, что я ехала туда одна(конечно автостопом) и никакое начальство меня не подгоняло.
Чтобы попасть на центральную улицу стоит пройтись долгие ряды деревенских домишек. Улицы в городке длинные, но довольно однообразные.
Хотя можно порадоваться отдельным веселым домишкам. Любят наши люди все-таки как-нибудь да украсить собственное жилище:)
Но лучше выйти на самую центральную и самую советскую — Первомайскую улицу, впрочем, довольно типичную для таких белорусских городков..
Там можно, например, пройтись по городскому парку, который находится недалеко от лесхоза, куда мне как раз надо было отдать кое-какие документы по работе.
И как раз там можно и найти самых забавных жителей этого городка.
.. созданных заботливой рукой какого-то местного автора.
. лично меня они просто поражают..
Это, наверно, самые милые фигурки, которые я видела в наших городках:)
Но есть и другие забавные скульптуры на этой улице, хотя и не столь авторские.
. например, забавные олени в снегу.
..или странные журавли..
Ну и конечно хватает памятников почетным жителям и героям войны, впрочем они мне, если честно, не особо интересны.
Впрочем, кратко могу рассказать и историю городка:
Первое упоминание о местечке Любань относится к 1566 году. Земли края в это время принадлежали белорусским князьям Олельковичам, затем Тышкевичам, а с 17 в. владельцами земель стали Радзивиллы. В 1793 году в результате Второго раздела Речи Посполитой Любань оказывается в составе Российской империи(впрочем не без кровавых битв и восстаний). Дальше советское время и война с немецкой оккупацией. Ну а городом Любань и центром района стала только в 1968 году.
Ничего особо примечательного, в отличие от городков и местечек на западе Беларуси, но все же.
Впрочем, перейдем обратно к современным персонажам. Кстати в Любани очень много и светящихся животных..
..хорошо здесь наверно вечером.
Но видимо, не все так просто в жизни сказочных персонажей — вот например тигр, который хочет напасть на снеговика. А где-то там одинокий Ленин перед исполкомом, такой типичный, но совершенно ненужный.
Ну и конечно, не обойтись без различных героев восточного гороскопа.
..этот, похоже что-то даже замышляет..
и здесь же на площади, мои любимые улиточки
Но, пожалуй стоит оставить местных героев и уже собираться домой. уже темнеет, а мне еще надо доехать до Минска.
Кстати, скажу по секрету: мне повезло и я доехала очень быстро и на одной машине:)
Спасибо девушке, которая меня подобрала:)
Маршрут: от Любанских карьеров до таинственной пирамиды
Любанские карьеры, которые еще называют Голубыми озерами (не путай с теми, что возле Нарочи) – это идеальный эскейп на денек. Добавляй в маршрут солигорские терриконы, если еще не бывал(-а) там, уединенные уголки Слуцка, пару церквей и настоящую пирамиду на кладбище! Рассчитывай на 335 километров и 5 часов в дороге и, конечно, не забывай соблюдать дистанцию.
Маршрут: Минск – Любанские карьеры – Брянчицы – Слуцк –
Покрашево – Замостье – Узда
Чтобы точно добраться до места, вбивай в навигатор Хотиново – это ближайшая к карьерам деревня. Не доезжая буквально пары километров до населенного пункта, увидишь знак «Лесная» – смело сворачивай налево, грунтовка хоть и знатно раздолбана тяжелой техникой, но будет по зубам даже твоему «седану». Пара километров – и ты подъезжаешь вплотную к меньшему из озер (всего их два). Оставляй машину и отправляйся навстречу лазурной водице, светлому сосновому лесу и пронзительному пению птиц.
История у Любанских карьеров классическая – это заброшенное месторождение извести, которое сейчас находится под крылышком у лесхоза. Карьеров здесь два – «побольше» и «поменьше». Приедешь ты к последнему – предлагаем начать обходить его по тропинке с левой стороны, чтобы найти самодельный шезлонг, несколько вполне аккуратных лавочек и столиков (тоже сплошной handmade, места, как водится, необлагороженные) и пару спотов, которые так хочется отметить на карте как «обзорная площадка».
Между большим и меньшим озером – ровный кусок в несколько десятков метров, в сезон – зона шашлычной вакханалии и свалки отходов туристической жизнедеятельности Слуцкого района. Но сейчас людей немного – и свои безопасные метры дистанции ты вполне сможешь выдержать. Бери с собой все для пикника, засквотируй одну из лавочек или поваленное дерево – местные уже позаботились о благоустройстве, как могли – и наслаждайся видом. Подкрепившись, продолжай обходить большое озеро по левой стороне, выбирайся на дорогу (вот здесь обычно и паркуются отдыхающие из окрестностей, но мы уже подсказали тебе местечко поудобнее) и спускайся обратно – правый берег большего озера отвесный и красоты видно еще лучше. Неудивительно – здесь рукой подать до самой высокой точки Любанского района.
Вот уже где ты точно не встретишь людей, так это на солеотвалах – туда и движемся дальше.
Одна из немногих жилых деревень среди соленых гор – между первым и третьим рудоуправлениями. Хотя место упоминается впервые в 1566 году, сейчас деревня – это пара улиц с деревянными хатками, за которыми возвышаются известные солигорские терриконы – более странного сочетания не найти.
Хотя никаких шлагбаумов нет, официально въезда на территорию «Беларуськалия» для зевак не предполагается – грозные таблички сообщают, что «Проход и проезд для посторонних лиц запрещен, фото и видеосъемка запрещена». Говорят, что окрестности патрулируются и туристов вполне могут прижучить, так что эта часть маршрута на твоей ответственности.
Прямо возле поворота на Брянчицы находится технический водоем, на котором образуется соляная корка, которую так любят постить в инстаграм. Высота гор (всего их четыре – три вместе и одна поодаль) достигает 120 метров (40-этажный дом) – но лезть на них в здравом уме точно не стоит. В экспресс-варианте можно промчаться рядом на машине (дорога буквально в паре метров от терриконов), а если позволяет время – прогуляться поближе (один из входов как раз возле перекрестка на Брянчицы), но готовься, что расстояния приличные. Твой лексикон точно обогатится новыми терминами вроде рассолопроводов и шламохранилищ.
Размах «Беларуськалия» впечатляет – как-никак каждая шестая тонна калийных удобрений в мире добывается здесь. Жаль, что разговоры о том, как хотя бы приоткрыть эти красоты для туристов, закончились в 2018-м, так и не дойдя до логического завершения. Венец всей истории – Музей трудовой славы, попасть в который без записи и не в группе нельзя, и который (конечно же) закрыт в выходные.
Движемся в Слуцк. Еще пару месяцев назад мы бы посоветовали тебе заглянуть в музей слуцких поясов или этнографии, покормить уток в парке культуры и отдыха, позалипать на трехъярусную голубую церковь (она же Свято-Михайловская, она же – единственный действующий в Беларуси пример слуцкой школы полесского деревянного церковного зодчества XVIII века), но сейчас предлагаем выбрать несколько более уединенных локаций. Например, зачекинься у футбольного стадиона легендарной (с недавнего времени) команды Slutsk.
Подойди к зданию слуцкой гимназии (ул. Комсомольская, 7) – ей уже больше 400 лет. Это старейшая школа Беларуси. Ее заканчивали Илья Копиевич, автор первой карты звездного неба на русском языке, Ольгерд Обухович, участник восстания 1862-1863 годов, Витольд Цераский, директор Московской обсерватории, который первым вычислил звездную величину Солнца и нижний предел его температуры, советский конструктор Семен Косберг, который участвовал в создании ракеты, на которой полетел Гагарин.
В городе много закрывшихся заводов. Любителям индустриальной эстетики и заброшек можно посмотреть на пивзавод, закрытый в 2008-м, консервный завод в зданиях 1930 года, бывшую «кремниевую долину» Слуцка – завод «Калибр» (он же «Модуль») и «Эмальпосуду» с аутентичным советским декором.
В Слуцке же советуем пообедать – например, в «Завалинке» на выезде из города. В этом комплексе с деревенской кухней и минскими ценами достаточно места, чтобы полакомиться их специалитетом «супер-драником» на безопасном расстоянии – или вообще на улице, под одной из десятка керосиновых ламп. Подыскать альтернативу можно на фуд-карте города.
Градообразующее предприятие этой деревни – Слуцкий уксусный завод (наверняка ты вспомнишь эту этикетку из детства). Первое производство появилось здесь еще в 1875 году, когда помещик Михаил Григорьевич Покревский размутил винокуренный заводик. Покревский очень успешно гнал здесь спирт – и в 1911 году даже построил новое здание и расширил производство. Традиция жила до 1959 года, а потом производство переключили на уксус («безвредный и полезный для человека» – как сказано на баннере на стене завода).
Вообще, это очень хорошая история о том, как где-то появляется хозяин (речь про директора завода родом из Покрашево, которого все здесь боготворят) и начинает наводить порядок: устанавливает валун с датой основания (на минуточку 1535 год!), облагораживает территорию (пруд и водопад!), реставрирует столетнюю мельницу и открывает в ней музей (экспонаты тянут из сараев местные), ставит кованые фонари и указатели. Возможно, неидеально с исторической точки зрения, но с душой. Особенно схема Покрашевского сельского совета, выбитая в, предположительно, граните.
На въезде в деревню найдешь криничку со святой (во всяком случае, точно вкусной) водой – и оборудованным пляжем и зоной отдыха.
Прямо на перекрестке в трех километрах от уксусного рая увидишь крутой пример культовой постройки времен ренессанса – костел святой Барбары 1620 года. У алтаря скошенные и несимметричные грани – поэтому есть мнение, что строили его малопрофессиональные ребята. Тем не менее, костел прекрасно сохранился. Внутри, правда, из аутентики только потолок и своды – при советах здесь был школьный склад.
Исторических сведений про костел – кот наплакал. Известно только, что в XVII веке здесь была миссия иезуитов, а в середине XIX века здание отдали под церковь. Оно прекрасно сохранилось, а на территории теперь есть внушительный памятник солдатам Второй мировой – еще одно интересное сочетание в этой поездке.
Не спеши разгоняться слишком сильно – стоит только завернуть за угол по трассе в сторону следующей точки, и увидишь, как на фасаде дома культуры золотятся отлично сохранившиеся советские мозаики.
Вишенка на торте этой поездки – настоящая пирамида. Все как надо – в центре кладбища (ул. Первомайская) сохранилась фамильная усыпальница и склеп старинного беларусского рода Завишей (род, к слову, существовал почти 600 лет).
Откуда такая новаторская идея для склепа? Историки говорят, что после африканских походов Наполеона 1798-1801 года шляхта (в том числе и продвинутые Завиши) увлекалась темой Древнего Египта. Концепт пирамид полюбился Казимиру Завише, который и построил ее из камня и кирпича в 1800 году. В пирамиде два уровня – на первом крипта (в нишах были захоронения), а на втором – молельная комната.
Кстати, если у тебя еще остается время, можно продолжить знакомство с духом Завишей в их разрушенной усадьбе в Кухтичах.
Поддержи редакцию 34travel на Patreon!
Уже больше года мы делаем журнал о путешествиях в мире, где путешествия стали настоящим квестом. Мы очень рады, что ты остаешься с нами и продолжаешь читать материалы 34travel. Будем благодарны за support в эти сложные времена.
Читай также
Маршруты
Маршрут: путешествие в край озер
Дворцы, храмы и невероятная природа.
Маршруты
Бесконтактный маршрут по окрестностям Минска: живая история в нетуристических местах
Неспешная поездка по заброшенным руинам усадеб и храмов.
Маршруты
Маршрут: Крево, Гервяты и усадьба Огинского за одну поездку
Отправляемся в насыщенное путешествие на KIA Rio.
Сейчас на главной
Культурная программа
Удаленка: Где поработать с ноутбуком в Минске?
Тихие кофейни и удобные коворкинги.
Маршруты
Места Дроздовича и «беларусский Версаль»: Едем в Глубокое и окрестности
Сокровища сельских музеев, удивительные костелы и мистические руины – едем на север от Минска на Kia Sorento.
Культурная программа
История, воплощенная в архитектуре. Маршрут по еврейскому Минску
Выдвигаемся узнавать новое о привычных местах.
Культурная программа
Куда пойти в Минске в декабре?
Интеллигентные планы на месяц.
Культурная программа
Почему тебе стоит посетить выставку к столетию Виленского беларусского музея?
Что же это за музей – и чем он так важен для всех беларусов.
События
Куда пойти в Минске в ноябре? Афиша событий
Куда пойти, если есть антитела.
Культурная программа
Визуальные истории 8 выдающихся беларусов и беларусок
Удивительные биографии – в деталях.
Активный отдых
Palessie Travel: как сохранить дух похода в эпоху фастфуда
Сплав как стиль жизни.
Маршруты
От Ельни до водопада на реке Вята: маршрут по северу Беларуси
Отправляемся исследовать природные красоты и богатое архитектурное наследие вместе с Kia Sorento.
Нашел / нашла ошибку в материале?
Выдели спорный фрагмент текста, нажми Ctrl + Enter – и мы исправим.