любавический хасидизм что это
История хасидов из Любавического ХаБаДа
На фоне полемики о судьбе «библиотеки Шнееврсона», думаю не вредным было бы знать хоть немного об истории Любавичских ребе. Особенно тем, кто считает, что хисиды Хабад-Любавич не имеют никакого права на эти рукописи и книги.
Так называемое «дело Шнеерсона» касается коллекции древнееврейских книг и рукописей, которую еще в XVIII веке собрали раввины организации «Хабад» на территории современной Белоруссии. Часть этой коллекции сразу после революции попала в руки большевиков и оказалась в фондах Российской государственной библиотеки, другую в 1930-е годы вывез из Советского Союза раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон. Позже 25 тысяч страниц из собрания попали в руки нацистов, а в конце войны они оказались в распоряжении советских офицеров, которые и передали их в Государственный военный архив.»
Всего было 7 любавических ребе.
Первый любавичский ребе, Шнеер-Залман из Ляд (Алтер ребе) (1745-1813), сделал медитации менее экстатичными, а толкование системы сфирот — более метафизическим (философским). Поэтому его учение также называют «Хабад», по первым буквам названий трех высших сфирот: Хохма, Бина, Даат. Смысл его легко уяснить, вернувшись к значению этих сфирот (см. лекцию 8). Это он первым включил каббалистические моменты в сборник молитв (сидур), снабдив их своими комментариями.
В XIX и ХХ в. центр любавичской секты располагался в России (Ростов-на-Дону), а ныне он находится в США. Ее руководителями и поныне считаются потомки р. Шнеер-Залмана, которые носят теперь фамилию Шнеерсон.
Среди многих загадок личности рабби Шнеур-Залмана обращает на себя внимание его особенная связь с Российским государством. Известен спор основателя Хабада с главами польских хасидов, в котором рабби Шнеур-Залман встал на сторону России против Наполеона. Традиционно это объясняют тем, что эмансипация, по мнению Альтер Ребе, представляла собой большую угрозу, чем грядущие погромы. Патриотическое настроение Алтер Ребе и помощь, оказываемая его хасидами, вызывали изумление русских военных и правительства, были отмечены и вошли в историю.
Второй любавичский ребе, Дов Бер (Мителер ребе) (1773-1827) /9 кислева 5534 – 9 кислева 5588/.
Мителер ребе основал резиденцию ХаБаДа в селе Любавичи. «Когда хасиды приходят ко мне с о своими горестями и духовными болезнями, мне нужно найти хотя бы бледную тень чего-то похожего в собственной душе; я не могу давать им советы и наставлять, как им исправить и искупить свои грехи, пока я не исправлю тень их грехов в собственной душе». Ему даже в голову не могло прийти, что он совершенно свободен от присутствия в своей душе какого бы то ни было греха. Он испугался, что грех скрыт – и вот, нашел его и раскаялся. И помог пришедшему к нему человеку.
Третий любавичский ребе Менахем Мендл (Цемах Цедек) (1789 – 1866) / 29 элула – 13 нисана 5626/
Цемах Цедек, был ученым – автором многих религиозных работ. Он возглавил борьбу за спасение мальчиков-кантонистов от солдатской служба, он занимался созданием еврейских сельскохозяйственных поселений, он защищал иудаиз от давления властей.
В Петербурге состоялся съезд раввинов России (в 19 веке. ), целью которого была реформа еврейского образования, в частности запрет на изучение хасидизма. Цемах Цедек (в пер. Растение Справедливости) решительно выступил против. Министр внутренних дел, настаивающий на реформе спросил: «Вы отдаете себе отчет, что это бунт против царской власти?». Цемах Цедек ответил: «Бунтующий против земного царя рискует телом, бунтующий против Царя Небесного – душой. Какой бунт страшнее?» Твёрдость, прямота и бесстрашие Цемаха Цедека произвели впечатление на министра, и он отказался от реформы: изучение хисицизма было разрешено, как и прежде.
Четвёртый любавичский ребе Шмуэль (Маараш) (1834-1882) /2 ияра 5594 – 13 тишрея 5643/
«Когда человек стоит перед препятствием, весь мир советует ему сначала попробовать подлезть снизу, и только если не получится – перелезть сверху. А я говорю: сразу сверху». Эти слова превратились в нигун (хасидскую песню). Что значат слова Маараша? Не давать обстоятельствам распоряжаться собой, не сгибаться перед ними. И помнить, что само препятствие поставлено Б-ом, чтобы мы, преодолевая его «сверху», использовали его как ступень для внутреннего подъема.
Пятый любавичский ребе Шолом Дов Бер (Рашаб) (1860-1920) /20 хешвана 5621 – 2 нисана 5680/
За исключительную фудаментальность своего подхода к изучению Торы он был прозван современниками Рамбамом хасидизма. Он обладал даром предвидения.
Небольшая история. Некий коммерсант, попросил благословения Ребе Рашаба перед отплытие на «Титанике». Ребе на благословил его поездку – коммерсант аннулировал билеты. Узнав о катастрофе, коммерсант был в недоумении: почему, если Ребе знал о предстоящей гибели такого количества людей, он не сообщил об этом всем? При первой же возможности он задал Ребе этот вопрос. «Мне сказали, что твоей душе там не место» — ответил Ребе.
Шестой люавичский ребе Йосеф Ицхок Шнеерсон (Раяц) (1880 – 1950) /12 тамуза 5640 – 10 швата 5710/
Его арестовывали семь раз: пять раз при царе и дважды после революции. Он не боролся против власти – он просто делал то, к чему его призывал долг. В 1927 году его поместили в камеру смертников в политической ленинградской тюрьме – Шпалерке. Его склоняли к сотрудничеству, угрожали, издевались, били. Он был немолодой и нездоровый человек. Его приговорили к расстрелу. Произошло чудо: он вышел из тюрьмы и был выслан из СССР. Ещё одно чудо – его спасение из оккупированной нацистами Варшавы. Он перенёс любавичскую резиденцию в Нью-Йорк и всегда помнил о живущих в СССР и загнанных в подполье хасидах. И помогал, чем мог.
Именно ему удалось вывезти часть рукописей хасидских ребе, однако по воле судьбы, часть их них всё же досталась нацистам, а затем была захвачена российскими военными и вывезена в Россию.
Седьмой любавичский ребе Менахем Мендл Шнеерсон (1902 – 1994) /11 нисана 5662 – 3 тамуза 5754/
Он обладал интеллектуальной мощью, даром понимания, целительства и предвидения. Одним словом он мог изменить и даже спасти жизнь человека. Он превратил любавичское движение во всемирное, послав своих шалиахов (посланников) во все уголки земли.
Почему я затронула эту тему? Наверное, если государство так уважает СВОЮ историю и СВОИ ценности, то оно должно уважать и ЧУЖУЮ.
Хасидские ребе создавали свои учения, вели записи для своих учеников и для своих общин. И то, что они проживали на территории той или иной страны – не делает эти страны «наследниками» еврейских мудрецов. В кавычках – потому, что эти общины до сих пор существуют. И эти творения по праву принадлежат им. Если уж не хочется признавать американскую общину, то возможно же принять к сведению и то, что существует еврейское государство — Израиль. Захват чьего-то наследия – не делает захватчика наследником.
Любавический хасидизм
Благодаря усилиям последнего лидера Хабада Менахем-Мендла Шнеерсона (1902—1994) обучение иудаизму было распространено во многих странах (включая страны бывшего СССР), где в результате были созданы и развиты еврейские общины. [ источник не указан 775 дней ]
Содержание
Философия Хабада
Движение Хабад призывает к служению Всевышнему и исполнению законов Торы с радостью, которая возникает в результате интеллектуального понимания секретов Торы. Изучение Торы вызывает положительные эмоции. Отсюда и название-акроним «ХаБаД» — «мудрость», «понимание», «знание».
Хасидизм Хабада объясняет, каким образом при исполнении заповедей Торы еврей
Используя многие идеи каббалы и соединяя их с другими областями иудаизма (например, с Талмудом), Хабад стремится показать философское единство идей иудаизма и связь их с идеей единства Создателя (то есть проявить иудаизм как настоящий монотеизм), подобно тому, как талмудическое движение Тосафот (Тосфос) доказывало, что, несмотря на многочисленные поверхностные противоречия, Талмуд является единым сводом, в котором на самом деле нет противоречий.
Тания
Главное философское произведение Раби Шнеура-Залмана «Тания» является первым трудом, который систематизировал хасидскую мораль, разъяснённую на метафизических каббалистических основах.
История
Свою историю, развитие философии и влияния движения Хабад разделяет по периодам, связанным с правлением его лидеров:
Шнеур-Залман из Ляд (Альтер Ребе)
В 1760 году женился на ребецн Стерне. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием.
В 1764 году впервые отправился в Межеричи. В 1767 году занял должность магида в Лиозно.
В 1770 году начал писать свою книгу «Шулхан Арух ха-Рав».
В 1772 основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 1773—1778 годах основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).
В 1774 вместе с р. Менахемом-Мендлом отправился в Вильно (ныне Вильнюс), чтобы встретиться с Виленским гаоном раби Элиягу с целью устраинить «противоречия» между хасидами и миснагдим. Виленский Гаон отказался принять их.
В 1777 году сопровождает р. Менахема-Мендла, отправившегося в Эрец-Исраэль, и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского.
В 1783 году принимает участие в знаменитом диспуте в Минске и побеждает в этом диспуте. Начиная с 1791 года его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и её скрытой части, — получают широкое распространение.
В 1794 году публикует свою книгу «hильхот талмуд Тора» («Законы изучения Торы») [5] ; в 1797 году — книгу «Тания».
В 1798 году, на следующий день после окончания праздника Суккот, был арестован. 19 кислева того же года вышел на свободу.
В 1800 году, на следующий день после окончания праздника Суккот, ему было приказано прибыть в Петербург. 11 ава 5561 года (1801) вернулся из Петербурга в Ляды.
В конце месяца ав 5572 года (1812) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 года (1813) прибыл в деревню Пена Курской губернии, где и скончался на исходе субботы, 24 тевета. Похоронен в городе Гадяч Полтавской области.
После смерти своего учителя Дов-Бер из Межерича вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги «Тания» («Ликутей Амарим») и «Шулхан Арух ха-Рав» (свод еврейских законов в духе хасидского учения) — книг, которые легли в основу хасидизма. Рабби Шнеур Залман требовал от своих последователей углубленного изучения Торы и работы над собой, и видел себя советником и духовным руководителем. Он старался также влиять на политическую ситуацию и улучшить материальное положение евреев, за что несколько раз подвергался гонениям, и даже был заключён в Петропавловскую крепость. Однако он был освобождён и получил звание «Потомственный почётный гражданин». Его попытка найти взаимопонимание с другими течениями в иудаизме не увенчалась большим успехом.
Дов-Бер (Мителер Ребе)
24 ноября 1773 — 28 ноября 1827
Перенес центр движения из Ляд в Любавичи. В отличие от ребе Аарона из Староселья, подчёркивал углублённое изучение Торы и «Тании», а не экзальтированное состояние молитвы и попытку достичь единство с Всевышним таким способом. Его учениками были составлены несколько сборников его выступлений.
Менахем-Мендл (Цемах Цедек) Шнеерсон
20 сентября 1789 — 29 марта 1866
Последний лидер объединённого хасидизма, автор книги «Цемах Цедек» — комментариев к недельным главам Торы и Талмуду. Ему принадлежит окончательная редакция «Тании» и других книг р. Шнеура Залмана. Р. Менахем-Мендл старался наладить дружественные отношения со всеми еврейскими лидерами его эпохи.
Шмуэль Шнеерсон из Любавичей
1834, Любавичи — 1882, там же
Шолом-Дов-Бер Шнеерсон из Любавичей
1860, Любавичи — 1920, Ростов-на-Дону
Создал сеть хабадских иешив «Томхей тмимим». Резко выступал против внедрения Хаскалы в еврейское образование. Впервые влияние Хабада вышло за пределы Белоруссии и Литвы, распространившись в Средней Азии и на Кавказе, а также в Америке. Был эвакуирован в Ростов-на-Дону во время Первой мировой войны, куда переместился центр движения.
Йосеф Ицхок Шнеерсон из Любавичей
1880, Любавичи — 1950, Нью-Йорк
Вскоре после вступления на должность обозначил свою деятельность в направлении создания подпольных еврейских школ на территории Советского Союза и назначении подпольных раввинов. Центр движения при нём был в 1920—1924 годах в Ростове, затем в Малаховке возле Москвы, а затем в Ленинграде. Вскоре вступил в открытый конфликт с властями, за что был арестован и посажен в Шпалерную тюрьму в Ленинграде, затем помилован и сослан в Кострому. Был выдворен из Советского союза в Латвию в 1927 году, затем переехал в Польшу, а в 1940 году — в США. Там занялся развитием движения Хабад и его массовым распространением.
Менахем-Мендл Шнеерсон из Любавичей
1902, Николаев, Херсонской губернии
Видел себя продолжателем дела своего тестя. Продолжил его деятельность по расширению деятельности Хабад в США, поддерживал контакты со своими приверженцами в СССР. Продолжил создание центров движения в крупнейших еврейских общинах мира, а также центров для туристов-евреев в Индии и Таиланде.
Пользовался уважением как еврейский духовный лидер у многих политиков США, Израиля и других стран. Внёс свой вклад в решение конфликтных ситуаций в Америке. В его время Хабад начал приобретать всё более и более выраженный мессианский характер. Ребе был объявлен Машиахом (Мессией), лидером поколения.
Современность
Сегодня движение Хабад продолжает практику, начатую Шестым любавичским ребе, рассылая посланников и налаживая еврейский быт и традиционную религиозную еврейскую жизнь во всех уголках мира.
Последователи
Количественные показатели деятельности
В соответствии с данными, предоставленными на сайте www.chabad.org (официальном сайте движения) на настоящий момент в мире функционирует около 1350 организаций движения Хабад, включая школы и другие учреждения. Официальные представители движения работают в 65 странах. В США работают около 650 организаций, 300 в Израиле, 90 в России, 80 во Франции, 60 в Канаде, 50 на Украине, 40 в Австралии и по 30 в Аргентине, Бразилии и Великобритании. Кроме того примерно по 15 организаций есть в Германии и ЮАР, по 10 в Италии, Австрии, Белоруссии, Бельгии и Нидерландах, по 6 в Китае и Узбекистане, по 5 в Таиланде и Казахстане, и по 3 в Испании и Швеции. В других 40 странах у Хабада есть весьма небольшие представительства. В соответствии с данными сайта представительства хабада находятся в 950 городах по всему миру, в том числе 178 в Европе, 14 в Африке, 200 в Израиле, 400 в Северной Америке, 38 в Южной Америке, и около 70 в Азии (не считая Израиль, считая Россию). [7]
Посланники Ребе (Шлухим)
Продолжая инициативу Шестого Любавичского ребе, Менахем-Мендл Шнеерсон, став в 1950—1951 году Любавичским Ребе, дал начало движению, которое стало известным как «Шлихут» (ивр. «деятельность посланников», «посланничество»). В результате, посланники Ребе (ивр. שלוחים Шлухи́м; в единственном числе обычно ивр. שליח Шали́ах) разъехались по всеми миру с целью стимулировать соблюдение заповедей евреями, которые не соблюдали их в должной мере до этого. Посланники всесторонне помогают евреям соблюдать заповеди, причём помощь выражается как в духовном руководстве и обучении, так и в материальной помощи нуждающимся. Декларируемой целью работы посланников является поощрение изучения евреями наследия своего народа и соблюдение заповедей иудаизма.
За 60 лет существования данного движения были подготовлены тысячи раввинов, учителей, шойхетов и моэлей, которые разъехались по разным уголкам мира. Обычно, посланниками, прибывающими в новый город, является молодая семья (в возрасте 23-26 лет) с одним или двумя детьми.
Движение ХаБаД представлено в различных странах мира. Посланники Ребе открывают в тех городах, в которых живут евреи, или в которых много туристов евреев (Таиланд, Индия) синагоги, которые называют «Бейт Хабад» (дословно «Дом Хабада»). В этих местах организуется уроки Торы, молитвы, праздничные трапезы.
Бейт Хабад
«Дом хабада» (англ. Chabad House ) — разновидность еврейского общинного центра, который организуется посланником (Шалиахом). Зачастую, Бейт Хабад является базой для всех образовательных и социальных программ посланника и его коллег по работе в общине. Обязательным элементом Бейт Хабада является синагога, но при этом, в отличие большинства других синагог, большая часть прихожан это евреи, которые недавно начали соблюдать заповеди, или не соблюдающие их вовсе.
Зачастую, когда средств общины не хватает на приобретении или аренду отдельного помещения, функцию Бейт Хабада выполняет квартира, в которой со своей семьёй живёт посланник, где в качестве синагоги выступает гостиная.
Термин «Бейт Хабад» (точнее английская версия наименования — «Chabad House») впервые был использован при создании раввином Шломо Куниным Бейт Хабада в кампусе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Глобальные проекты Хабада
Заповеди (мицвот)
Раввины Хабада призывают каждого еврея не только самому соблюдать заповеди, но и стимулировать других евреев, в том числе не религиозных, соблюдать максимальное количество заповедей. Раввины систематически подчёркивали в своём учении, что соблюдение заповедей всеми евреями напрямую влияет на срок прихода Мошиаха, и соответственно, чем больше евреев будут соблюдать заповеди, тем быстрее придет Мошиах.
Раби Менахем-Мендл обращался со следующим призывом к каждому еврею: «Даже если твоя жизнь в целом далека от идеалов Торы, начни соблюдать хотя бы какую-нибудь заповедь, так как исполнение любой заповеди имеет непреходящую ценность, которая не зависит от соблюдения всех остальных заповедей».
Раби Менахем-Мендл также выделил десять специфических заповедей (в некоторых случаях групп заповедей), на которых, по его мнению, шалиахам стоит делать акцент при работе с не соблюдающими заповеди евреями. Данные заповеди принято называть «мивцоим» (с иврита «мивца» — ед. ч., множ. ч. — «мивцоим») «кампания», «проект»). Их перечень приведён ниже:
Хабад в мире
Израиль
Основным центром хабадских хасидов в Израиле считается Кфар-Хабад, находящийся в центре страны. Он был основан по призыву Шестого любавичского Ребе. Там есть школа для девочек, иешива, проводятся свадьбы, там была построена копия дома Любавичского Ребе, находящегося в Америке, с соблюдением всех пропорций.
Хабадники организовывают уроки Торы для разных слоёв населения, проверяют мезузы и тфилин, обеспечивают едой и одеждой семьи нуждающихся, заботятся о больных и роженицах, помогают откашеровать кухню.
Хабадники не имеют своей партии.
Россия
Организацией, координирующей деятельность Хабада на территории России, является Федерация еврейских общин России, президентом которой является Александр Моисеевич Борода. [ источник не указан 326 дней ]
В настоящий момент руководит движением Хабад в Российской Федерации раввин Берл Лазар, выдвинутый от Федерации еврейских общин России.
В федерацию входит 200 общин из 178 городов России, при этом в 42 городах работают раввины (данные на 2007 год).
Украина
После 1991 года движение Хабад широко распространилось в крупных городах Украины, а его центром стал город Днепр (бывший Днепропетровск), с которым связаны детские и юношеские годы Седьмого любавического ребе.
В 2012 году в центре Днепропетровска открыт крупнейший в мире (площадью 120 тыс. м² ) центр «Менора».
Членами попечительского совета еврейской хабадской общины города являются крупнейшие украинские бизнесмены И. Коломойский, Г. Боголюбов, В. Пинчук и другие.
Главным раввином Днепра с 1994 года является Шмуэль Каминецкий, начавший свою деятельность в городе ещё в 1990 году.
Индия
Казахстан
В Алма-Ате похоронен Леви Ицхак Шнеерсон, главный раввин Екатеринослава (Днепропетровска) с 1909 по 1939 год, автор трудов по каббале и хасидскому учению, праправнук по отцовской линии третьего любавического ребе Менахем-Мендла (Цемах Цедека) и отец Седьмого любавического ребе Менахем-Мендла Шнеерсона, в 1939 году обвинённый компартией в антисоветской деятельности и сосланный в Казахстан в посёлок Чиили (совр. назв. — Шиели), в последние дни жизни получил разрешение переселиться в Алма-Ату.
Праздники Хабада
Кроме общееврейских праздников, любавичские хасиды отмечают ряд памятных дат из истории движения:
Критика движения
В последний период жизни Менахем-Мендла Шнеерсона и особенно после его смерти со стороны ортодоксального еврейского сообщества появляются обвинения любавичских хасидов в мессианизме и отходе от традиционного еврейского мировоззрения, связанные с существующими внутри организации взглядами на личность покойного лидера.
В то же время в среде ортодоксального иудаизма отсутствует консенсус в отношении движения в целом, что проявилось, в частности, в разногласиях по вопросу гиюра кандидата, верящего в мессианство любавичского ребе. [19]
Одним из критиков Хабада на Украине является харьковчанин Эдуард Ходос, автор многих скандальных антисемитских [22] книг, в том числе книги о движении Хабад на Украине — «Еврейский фашизм, или Хабад — дорога в ад». Другим ярким обвинителем Хабада, как продвигающего глобализацию и посланника Сатаны, является бывший схиигумен Сергий (Романов), отлучённый от РПЦ за его заявления и раскольничество.