льюис кэрролл чем болел
Загадка медицины: Синдром Алисы
Вряд ли найдется человек, который не читал сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Сказка ложь, да в ней намек. Оказывается, сюжет не совсем выдуман автором. Медикам известны такие заболевания, как микро- или макропсии, которые еще называют синдром Алисы в Стране Чудес. Эта странная и редкая болезнь характеризуется нарушением восприятия человеком реальности.
НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ
Люди, страдающие синдромом Алисы, видят окружающие предметы и части своего тела совсем не такими, какие они есть на самом деле, они теряют способность воспринимать их истинные размеры. Кроме того, возможно нарушение временной и пространственной ориентации, проявляющейся в увеличении или уменьшении зрительных образов. Представьте себе, что прямо у вас на глазах какая-то часть тела вдруг вытягивается, меняет пропорции. И, что удивительно, происходит это внезапно.
То же самое творится и в окружающем мире. Огромный валун на дороге превращается в маленький камешек, через который вроде бы легко перешагнуть. А изящные наручные часики способны благодаря новому размеру легко придавить своего владельца. Конечно, это психическое расстройство не может не оказывать воздействия на все чувства человека, особенно на зрение.
К тому же время для таких людей может либо убыстряться, либо замедляться. Разве не те же ощущения испытывала Алиса в Стране Чудес? Именно поэтому синдром и получил такое название.
Для страдающих синдромом Алисы в одночасье меняется окружающий мир. Например, пол вдруг принимает вертикальное положение, а стены комнат смыкаются друг с другом. Стулья, столы, тумбочки и прочие предметы мебели чудесным образом поднимаются в воздух и кружатся в странном и пугающем танце. Дверная ручка оказывается величиной с дверь.
Впрочем, чаще всего встречается не макро-, а микропсия, когда предметы становятся гораздо меньше размером, чем они есть на самом деле. Неудивительно, что в такой ситуации человек полностью теряет контроль над реальностью.
ИСКРИВЛЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Если говорить научным языком, то микропсия — дезориентирующее неврологическое состояние, которое проявляется в визуальном восприятии человеком окружающих предметов пропорционально уменьшенными. Синонимами названия болезни являются «карликовые галлюцинации», или «лилипутское зрение». Однако на самом деле проблем с глазами нет, изменения происходят только на уровне психики, которая навязывает больному искаженные зрительные, слуховые и даже осязательные ощущения.
То есть мозг неправильно воспринимает информацию, которую получает от глаз. То ложка становится величиной с лопату, то диван превращается в кукольный, то кучка мусора на полу становится похожей на гору. Никогда нельзя заранее предугадать, какие жуткие картинки покажет очередной приступ.
Сами больные говорят о том, что во время приступов синдрома теряется ощущение устойчивости: пол становится волнистым, но при этом ноги увязают в нем, как в мягкой глине. Надо сказать, что приступы могут продолжаться от нескольких секунд до нескольких недель. Побывавшие несколько раз в этой страшной «сказке» становятся встревоженными, испуганными и постоянно находятся в паническом состоянии.
ПОЧЕМУ?
Причину, заставляющую мозг человека переносить его в странный мир искаженной реальности, до сих пор выяснить не удалось. Есть только предположения, что это может быть связано с наследственной предрасположенностью к мигреням.
Ученые полагают также, что причиной возникновения синдрома Алисы могут быть сложная, малоизученная форма эпилепсии, шизофрения, вирус Эпштейна — Барра (герпеса) и мононуклеоз. Данное состояние может наблюдаться и при злокачественных опухолях головного мозга или повреждениях мозга в теменной области.
Как правило, микропсия свойственна детям в возрасте от 3 до 13 лет. Чем взрослее становится ребенок, тем реже приступы, а к 25-30 годам симптомы исчезают совсем.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА
Один из тех, кому «посчастливилось» оказаться в Зазеркалье, Рик Хемсли, так рассказывает о своем недуге:
«Когда это случилось впервые, я был 21-летним студентом. Накануне я долго не спал, пил много кофе и писал курсовую, но чувствовал себя нормально. А тут встал, наклонился за пультом, и мои ноги как будто ушли в пол. Взглянув вниз, я увидел, что моя ступня погружена в ковер, — неприятное чувство, но длилось оно всего несколько секунд.
Вскоре я обнаружил у себя более серьезные пространственные нарушения. Пол подо мной либо шел волнами, либо прогибался, а когда я пытался идти, мне казалось, что я ковыляю по губкам.
Если я, лежа на кровати, смотрел на свои руки, то пальцы вытягивались на полмили вперед. Эти странные переживания стали случаться все чаще, но я не обращал на них внимания, считая, что это связано со стрессом, неправильным режимом сна или питания.
Я окончил учебу и устроился системным администратором, но, вместо того чтобы исчезнуть, мои симптомы усугубились. Теперь искажено было все, причем постоянно. Когда я шел по дороге, стоящие на обочине машины смотрелись как игрушечные, а я себе казался непропорционально высоким.
На работе мое кресло выглядело огромным, а сам я в нем как будто ужимался.
Вскоре выход на улицу стал требовать больших усилий: я с трудом понимал, по какой поверхности иду, так что ходьба давалась с трудом. Переходить дорогу стало опасно: я понятия не имел, какого размера приближающаяся машина и как далеко от меня находится.
Поскольку работать я уже был не в состоянии, то переехал к родителям. Из телепередачи я узнал о синдроме Алисы в Стране Чудес. Я стал надеяться на излечение, но ни мой терапевт, ни невролог не могли найти описания этого заболевания. Они говорили, что мне надо научиться жить с этим.
Сейчас мне 36, и, к счастью, теперь я переживаю пространственные искажения лишь раз в месяц. В причинах своего состояния я так и не разобрался, но теперь я могу вести относительно нормальную жизнь. Несомненно, этот синдром связан с бесконечными сложностями, но кое-что в нем мне даже нравится: иногда, особенно после того как я просыпаюсь, у меня возникает особенное бинокулярное зрение.
Лежа на кровати, я смотрю в окно на ворон, в 100 метрах от меня кружащих над деревьями, но при этом в подробностях вижу каждую птицу и каждую верхушку дерева, словно они находятся на расстоянии вытянутой руки. Кажется, этот побочный эффект постепенно исчезает и мне его уже почти не хватает».
ИСТОРИЯ ДЖОНА Д.
У Джона Д., 30-летнего служащего американской авиастроительной корпорации, «изменениям» подверглась правая половина головы. Ему казалось, что она раздулась, как огромный нарост. Скосив глаза вбок, он видел ее гигантское полушарие, возвышающееся примерно на метр вверх.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ
Первым, кто признал искажение реальности заболеванием, стал доктор Липпман. Он написал об этом в 1952 году в журнале «Об умственных заболеваниях» в своей статье «Галлюцинации, присущие мигрени». Он же первым и связал синдром с ощущениями Алисы. Есть подозрение, что и сам автор популярной сказки Льюис Кэрролл страдал от приступов микропсии и прекрасно знал мир, в котором бродила его героиня. Впрочем, это только предположения. Более точное описание симптомов и причин синдрома сделал в 1955 году канадский врач Джон Тодд.
Есть заболевание — значит, должны быть способы если не вылечить больного, то хотя бы облегчить его страдания. Первое, что необходимо сделать при возникновении симптомов, — обратиться к врачу, который выявит причину состояния и в зависимости от этого назначит лечение. Чаще всего назначают те же препараты, что и при мигрени.
Многим этого бывает достаточно. А в остальном, как и при любых других заболеваниях, рекомендуется соблюдать режим дня, сна, питания и питьевой режим. И конечно же, близким следует быть всегда начеку и оказывать помощь и поддержку больному во время приступов.
Как правило, детей это состояние не слишком пугает, они воспринимают его сказочным путешествием, чего нельзя сказать о взрослых. Очень важно отказаться от таких занятий, как скалолазание, плавание в открытом водоеме, вождение автомобиля, так как недуг в этом случае может стоить жизни.
Главное — помнить, что наука не стоит на месте, и надеяться, что, возможно, вскоре синдром научатся лечить. Больные вернутся в реальный мир, как вернулась героиня Кэрролла.
Александра ОРЛОВА
Замкнутость и «причуды» Льюиса Кэрролла
Кэррол родился в глухой деревушке Дарсбери на юго-востоке графства Чешир. Всего в семье приходского священника было 11 детей, из которых именно Льюис больше всех демонстрировал неутолимую тягу к знаниям. Будущий великий писатель был левшой, но, по традициям воспитания того времени, его заставляли писать правой рукой, привязывая левую к туловищу. Вероятно именно эта травма из детства привела к заиканию.
Уже в возрасте 23 лет он переезжает в Оксфорд, где учится, а позднее – начинает преподавать. Современные специалисты не раз утверждали, что Кэррол скорее всего страдал аутизмом, но вероятнее всего, что речь идет о так называемых особенностях мышления, которые превратили математика, писателя и поэта в настоящего гения.
Льюис Кэрролл. Фото: GLOBAL LOOK press\National Media Museum
Он был убежденным холостяком и одной из немногих радостей его жизни была дружба с маленькими девочками 10-16 лет. В IXX веке каждого встречного, к счастью, еще не обвиняли в педофилии, а потому в общении Кэрролла с детьми окружающие не видели ничего предосудительного.
Одна из его «подруг», к слову, и стала прототипом для легендарной героини труда всей его жизни. Ее звали Алиса Лидделл. Будучи талантливым фотографом, Кэрролл часто снимал ее портреты.
Алиса Лидделл, прототип героини сказки. Фото Льюиса Кэрролла, общественное достояние
Именно Алиса когда-то попросила Доджсона (настоящее имя Кэрролла – Прим. Ред.) записать для нее интересную сказку. Уже будучи взрослой, она напишет в воспоминаниях, что даже догадывается – в какой день ее старший друг придумал всех героев «Алисы» вплоть до мельчайших деталей.
«Я думаю, что история Алисы берет своё начало в тот летний день, когда солнце палило настолько сильно, что мы высадились на поляне, бросив лодку, лишь бы укрыться в тени. Мы расположились под свежим стогом сена. Там вся троица завела старую песню: «Расскажи историю» – так и началась восхитительная сказка»
Ровно через 3 года после памятной речной прогулки, 4 июля 1865 года, в свет вышла «Алиса в стране чудес», которая впоследствии получит несколько продолжений. Известно, что, например, «Приключения Алисы в подземелье» и «. в зазеркалье» Кэрролл изначально вручал Лидделл в рукописных вариантах.
Сказать, что книга моментально «выстрелила» во всех читающих кругах – не сказать ничего. Захватывающей сказкой с иллюстрациями самого автора зачитывались и дети, и взрослые. Именно книги о приключениях Алисы стали настоящим эталоном для всех творцов жанра фэнтези – от писателей до сценаристов. Легенда XX века, американский фантаст Роджер Желязны не раз признавался, что именно книги Кэрролла являются для него истинным образцом в своем жанре.
Довольно тернистым был путь легендарной книги для российских читателей. Впервые перевод Алисы появился в России как «Соня в царстве дива» и просто поразил современников откровенными орфографическими и стилистическими ошибками, а также полной «бессвязностью» сюжета. Разумеется, все дело было в некачественном переводе.
Сегодня, несмотря на давно закончившиеся споры о сюжете «Приключений Алисы», биографы всего мира не устают гадать, кем же был ее создатель. Судя по воспоминаниям современников Льюса, ученый и писатель был чрезвычайно замкнут и не общителен, все свободное время посвящал работе и творчеству. Особенно сложно ему удавалось поладить с людьми своего возраста.
В наше время характер Кэрролла скорее всего бы мало кого удивил: мы понимаем, что талантливый человек как никто нуждается в личном пространстве и зачастую имеет свои «причуды». Был ли Кэрролл «чудным» или нет – на этот вопрос уже никто не ответит. Остается лишь наслаждаться его наследием – теми книгами, которые и сегодня вдохновляют писателей и режиссеров на создание новых шедевров.
Опиум из страны чудес: великий писатель Льюис Кэрролл был… Джеком-Потрошителем?
Новости часа
Продолжение текста после рекламы
Знаменитый английский детский писатель Льюис Кэрролл при всей кажущейся прозрачности его жизни оставил потомкам немало загадок, в том числе, по нынешним меркам, и криминального плана.
В детстве и отрочестве он слыл большим выдумщиком и фантазером, постоянно придумывал для младших братьев и сестер игры и развлечения. Любил переодеваться факиром и показывать фокусы на импровизированной сцене. Писал рассказы, романы и хроники для своего рукописного журнала, который сам же и иллюстрировал.
После этого Чарльзу предложили профессорскую должность в Оксфорде, что означало принятие духовного сана диакона и обета безбрачия. Решение далось ему легко.
Еще во время учебы в колледже Чарльз публиковал свои рассказы и стихи в журналах под псевдонимом Льюис Кэрролл. Помимо писательства, философии и математики еще одной страстью Чарльза была фотография. Равно преуспел он и как шахматист. К слову, сюжет «Алисы в Зазеркалье» построен на шахматной партии, составленной самим Кэрроллом.
Жертва обета безбрачия
Выросший в многодетной семье, он всю жизнь обожал детей, которых сам не имел права завести по причине данного обета безбрачия (хотя ходили слухи, что он в свое время просил родителей настоящей Алисы разрешить ему посвататься к ней, когда девочка повзрослеет). Причем любил он больше девочек. Его дружба с девочками, дочерями его друзей, знакомых и коллег, была по-детски трепетной. С ними Льюис сам становился ребенком, придумывая для них игры и сказки. Дети в ответ боготворили его.
По примерным подсчетам, у Кэрролла было в друзьях около 100 девочек, с которыми он годами переписывался. И несмотря на то, что они давно выросли, Кэрролл относился к ним как к малышкам и временами помогал материально, оплачивая уроки музыки или посещения дантиста.
К слову, он вообще жил жизнью светского человека. Скромный, богобоязненный, он, однако, был заядлым театралом, любил посещать кафе в компании молодых женщин, что никак не соответствовало его сану диакона англиканской церкви.
Сказочник-наркоман
Сказки Кэрролла об Алисе легко поддавались символической трактовке любого рода. Исторической, метафизической, политической и даже фрейдистской. С момента выхода книг и по сей день ученые и психоаналитики ломают копья, пытаются подобрать ключики к тому, что было, как им кажется, зашифровано автором. Каждое новое поколение находит свои трактовки, аналогии соответственно времени и событиям.
Одновременно известные математики и физики нашли в этой сказке немало научных парадоксов, и нередко отдельные эпизоды из приключений Алисы всерьез рассматривались в серьезных научных статьях.
Тайна банковского счета
Льюис Кэрролл умер в возрасте 66 лет 14 января 1898 года и был похоронен по месту жительства, в графстве Суррей, на кладбище «Восхождение», где покоились его брат и сестра.
А спустя более 100 лет была разгадана еще одна тайна его жизни. Английская газета The Sunday Times опубликовала статью Мориса Читтедена «Льюис Кэрролл залезал в долги, чтобы спасать детей».
Версия о Джеке-Потрошителе
Трактовка текстов сказки об Алисе порой доходила до абсурда. Некий писатель Ричард Уоллес нашел в сказке Льюиса КэрроллА только ему одному видимые таинственные анаграммы и составил из них новые фрагменты текста. По всему выходило, что в «Алисе» Кэрролл описывал жуткие сцены убийств проституток, совершенных так и не пойманным Джеком-Потрошителем. В своей книге «Джек-Потрошитель, ветреный друг» Уоллес утверждал, что именно Кэрролл был тем самым серийным убийцей, Джеком-Потрошителем. Разумеется, никто не принял это всерьез.
Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.
7 неожиданных фактов из биографии Льюиса Кэрролла
Александра Борисенко, Виктор Сонькин
У Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье», сложилась репутация угрюмого и нелюдимого человека, который страшно заикался, не любил разговаривать со взрослыми и только в обществе детей становился самим собой. На самом же деле он дружил и работал со многими выдающимися людьми Викторианской эпохи, вёл обширную переписку с писателями, художниками, актёрами, юристами, учёными, а многих из них даже фотографировал.
1. Кэрролл и королевские особы
Кэрролл относился к британской монархии с должны пиететом, и как преподаватель Оксфорда имел немало возможностей для встречи с представителями королевской семьи: его колледж, Крайст-Черч, был особенно тесно связан с домом Виндзоров. Там учился принц Уэльский Эдуард (будущий король Эдуард VII) и младший сын королевы Виктории Леопольд, юноша, страдающий наследственной гемофилией (той же болезнью, которой по тем же наследственным причинам болел царевич Алексей Романов). Кэрролл очень хотел сфотографировать принцев; с Эдуардом ему это не удалось, а вот портрет Леопольда он сделал.
Леопольд общался со многими своими однокурсниками и другими членами оксфордского мира, в том числе с дочерью декана Крайст-Черч Алисой Лидделл. Однажды они вместе катались по реке на лодке, и Алиса случайно заехала веслом ему в глаз (королева Виктория была очень этим недовольна). Конечно, жениться на Алисе он не мог — но, судя по всему, эта юношеская дружба произвела на них обоих сильное впечатление: позже Леопольд назвал свою дочь Алисой (род. 1883), а Алиса своего сына — Леопольдом (род. 1883).
2. Жестянка без печенья
Так вышло, что с принцессой Алисой, дочерью Леопольда, Кэрролл тоже вступил в переписку. Вот как это получилось: производители жестяных коробок для печенья попросили его разрешения отпечатать на них иллюстрации к «Алисе в Зазеркалье». Кэрролл согласился, но его смущало, что на жестянке есть реклама печенья, а внутри жестянки — собственно печенье. Насколько было бы лучше для воображения детей, если бы внутри ничего не было! Он попросил производителей послать в подарок его знакомым детям пустые коробки. Первыми получателями оказались как раз принцесса Алиса и ее брат принц Чарльз.
Кэрролл написал Алисе, что в свою пустую жестянку она сможет посадить Чарльза, если тот будет плохо себя вести, но рекомендовал не забывать, что у Чарльза тоже есть такая же жестянка, так что надо действовать с осторожностью. Королевские дети, конечно, были хорошо воспитаны и не выдали своего разочарования от того, что коробки оказались пустыми; Алиса написала Кэрроллу в ответ, что Чарльз слишком большой, чтобы уместиться в коробке для печенья, а Чарльз сообщил, что хранит в ней игрушечных зверей.
3. Джордж Макдональд
Кэрролл близко дружил со священником и писателем Джорджем Макдональдом, чьи причудливые фантастические сказки стали источником вдохновения для поколений писателей «фэнтези», включая Дж. Р. Толкина и К. С. Льюиса. Но кроме того, семья Макдональда сыграла важную роль в публикации «Алисы в Стране чудес».
У Макдональда и его жены Луизы было одиннадцать детей (Кэрролл их часто фотографировал и переписывался с несколькими из них). Когда Кэрролл послал рукопись «Алисы» Макдональду и Луиза стала читать ее детям, те пришли в полный восторг, а Гревилл, один из сыновей, сказал, что хотел бы, чтобы у этой сказки было еще 60 000 томов. Этот отзыв стал решающим в деле публикации «Алисы в Стране чудес».
4. Мальчик с дельфином
Гревилл вообще был любимцем Кэрролла. Познакомились они в студии известного скульптора Алекса Манро; Гревилл позировал ему для статуи мальчика с дельфином. Позже Гревилл вспоминал: «Дядюшка Доджсон и не подозревал, чем он был для нас, и за это мы его очень любили. Я хорошо помню, как он доказывал мне — совершенно в стиле „Алисы“, — что мраморная голова будет для меня гораздо удобнее: ее не придется причесывать и от нее нельзя будет требовать, чтобы она учила уроки. И он изобразил также для меня, в какой ужас придет от моей мраморной головы скульптор Манро, которому я позировал». (Перевод Н. Демуровой)
Гревилл возразил ему, что тогда он не сможет разговаривать, и хотя Кэрролл убеждал мальчика, что это только к лучшему, Гревилл так и остался при своей голове.
Скульптура мальчика с дельфином и сегодня стоит в лондонском Гайд-парке. Позже, в 1943 году, Памела Трэверс сделала Нелея — мраморного мальчика с дельфином — персонажем своей сказки «Мэри Поппинс открывает дверь». В одной из глав Нелей сходит с пьедестала и играет с Джейн и Майклом Бэнкс.
5. Вомбат Россетти
Кэрролл очень интересовался артистическим миром и дружил со многими людьми искусства. Так, например, он часто бывал в доме художника и поэта Данте Габриэля Россетти и даже устроил как-то раз большую фотосессию с участием многих членов его семьи, включая его сестру, поэтессу Кристину Джорджину Россетти.
Россети был человеком весьма эксцентричным и любил держать дома экзотических животных. Самым известным из них был вомбат, изображения которого оставили многие знаменитые художники того времени. Существует легенда, что вомбат Россетти послужил прототипом Сони из безумного чаепития, описанного в «Алисе» (мышь-соня, Dormouse, по-английски мужского рода). Вомбат частенько сидел на столе во время застолий в доме Россетти. К сожалению, эта красивая теория не соответствует действительности: вомбат у Россетти появился уже после того, как «Алиса» вышла в свет.
6. Кэрролл и деньги
Кэрролл восхищался знаменитым писателем Чарльзом Кингсли, но близко дружил не с ним, а с его братом Генри — тоже писателем, но не таким известным. В тяжелую для Генри пору болезней и безденежья Кэрролл прислал ему огромную по тем временам сумму — сто фунтов. После смерти Генри Кингсли кто-то из родственников перевел на счет Кэрролла небольшую часть этих денег, но Кэрролл, очевидно, на это не рассчитывал. Он считал, что деньги надо не давать в долг, а дарить.
Как ни странно, мы довольно много знаем о финансовых делах Кэрролла — благодаря его биографу Дженни Вулф (автору книги «Тайна Льюиса Кэрролла»), которая догадалась изучить его банковские счета. Выяснилось, что Кэрролл очень часто попадал в «красный список» — то есть уходил в минус, в том числе и потому, что давал разным людям (часто малознакомым) крупные суммы денег. При этом с деньгами колледжа и своих незамужних сестер он обращался крайне экономно, учитывая каждый пенни.
7. Кэрролл и Дарвин
Кэрролл, как и многие его современники, живо интересовался естественно-научными проблемами. Конечно, у многих верующих людей и религиозных деятелей — а Кэрролл сам имел духовный сан — теория эволюции (книга Дарвина была издана в разгар Викторианской эпохи, в 1859 году) вызывала сложные чувства. Но не у всех: например, священник и писатель Чарльз Кингсли, уже упоминавшийся выше, не только восхищался идеями естественного отбора, но и написал восторженную рецензию на «Происхождение видов», которую Дарвин процитировал во втором издании (сегодня это назвали бы blurb).
В истории дарвинизма особую роль играют знаменитые дебаты, которые состоялись в Музее естественной истории Оксфордского университета в июне 1860 года. Правда, сам Дарвин на них не присутствовал: он очень не любил покидать свой загородный дом и общаться со множеством людей, тем более агрессивно настроенных. Идеи дарвинизма защищал в этих дебатах Томас Гексли (и дед писателя Олдоса Хаксли — да, фамилия у них одинаковая, но за прошедшее время правила передачи английских фамилий на русский язык изменились); его главным противником был оксфордский епископ Сэмюэл Уилберфорс.
По результатам дискуссии дарвинисты одержали решительную победу. К сожалению, дневник Кэрролла, охватывающий этот период, не дошел до нас, но мы точно знаем, что он купил билет на дебаты (довольно дорогой, целых две гинеи). Всего слушателей было около пятисот, и некоторых из них Кэрроллу удалось сфотографировать — включая Гексли и Уилберфорса.
Кэрролл переписывался и с самим Дарвином. Как пионер фотографии он хорошо знал, как трудно запечатлеть человеческие эмоции: длительная выдержка не позволяла сфотографировать естественную улыбку или другую невольную гримасу. Тем не менее ему удалось сделать снимок, на котором модель (Флора Рэнкин) улыбается, и он послал фотографию Дарвину. Учёный в то время работал над книгой «Выражение эмоций у человека и животных». Сохранилось благодарственное письмо, но фотография не пригодилась.