люцит что это такое
Люцитовые бусы — ювелирные леденцы
Украшения из люцита напоминают леденец: такие же яркие, прозрачные и гладкие. Этот материал используется для создания самых разных изделий, но чаще всего — бус. И хотя с момента изобретения люцита прошло более 100 лет, он по-прежнему популярен.
Что такое люцит
Люцит — это пластик, прозрачный, полупрозрачный или непрозрачный. С химической точки зрения он представляет собой разновидность акриловой смолы. Люцит также известен под названиями плексиглас, метаплекс или акрил.
История популярности
Работы по разработке нового материала с высокой степенью прозрачности, малым весом и прочностью велись с 1930-х годов прошлого века. Изначально он предназначался для военных нужд: материал должен был использоваться как альтернатива обычному стеклу. Из него планировали изготавливать линзы, иллюминаторы, стекла приборов.
«Rohm & Haas» разработала свой материал в 1935 году, а DuPont — на два года позже. Но представители второй компании не ограничились контрактом с военными. Они лицензировали новый материал и стали предлагать его другим предприятиям, в том числе и ювелирам.
К тому моменту рынок ювелирных изделий переживал несколько важных изменений. Затяжной экономический кризис в период между двумя мировыми войнами привел к существенному снижению спроса. Потребителям нужны были новые украшения — недорогие, яркие, современные. Люцит идеально подходил для этих целей.
Первым экспериментатором стал дизайнер компании Трифари. В 1940-х он представил коллекцию «Желейный животик» — забавные фигурки животных, брюшко которых было изготовлено из люцита. Во время Второй мировой войны ходила легенда, что украшения Трифари изготовлены из авиационных стекол, пришедших в негодность. Это была неправда — материалы различались по толщине и цвету — но вызвало дополнительный интерес к новому материалу. Вскоре люцитом заинтересовались и другие ювелиры.
В 1950-х материал использовался для имитации «лунного камня»: он стоил дешевле, чем адуляр или халцедон. В 60-х из люцита изготавливали украшения с футуристичным дизайном, в 80-х — с яркой неоновой расцветкой. Современные дизайнеры тоже обращаются к этому материалу, хотя больше всего ценятся именно винтажные изделия.
Свойства материала
Люцит бесцветен, но легко тонируется в любой нужный оттенок. Помимо цвета, в него можно добавлять разнообразные включения и блестки. Известна даже отдельная разновидность люцита, названная «конфетти» из-за внешнего сходства.
Люцит ценен не только декоративными, но и практическими свойствами. Он:
По сравнению с другими пластиками у люцита есть еще одно специфическое свойство — при нагревании он не выделяет неприятного запаха.
Какими бывают люцитовые бусы
Украшения из люцита очень разнообразны. Классическое решение — бусы из цветных круглых бусин небольшого размера, окрашенные в любые цвета. Они могут напоминать перламутр, горный хрусталь или даже янтарь.
Современные люцитовые бусы — не дешевая альтернатива украшениям из натуральных камней, а средство самовыражения. Они могут иметь асимметричный дизайн, необычные переходы цветов, неожиданную форму, граненую или литую. Несмотря на доступную стоимость, они смотрятся очень стильно — важно лишь уметь их носить.
Правила ухода
Люцитовые бусы нужно оберегать от механических повреждений. Их следует хранить отдельно от других ювелирных изделий, имеющих острые края или грани. Не стоит надолго оставлять их бусы из люцита возле источников тепла, обрабатывать агрессивными или спиртосодержащими средствами.
Винтажные украшения из пластика. Секрет популярности
На страницах интернет-магазинов и ретроярмарках можно увидеть множество бижутерии, которую описывают как целлулоид, бакелит, люцит и т.п. Но что же означают эти разные названия?
Винтажные украшения из пластика разных видов популярны в мире и необыкновенно ценятся. На страницах интернет-магазинов и ретроярмарках можно увидеть множество бижутерии, которую описывают как целлулоид, бакелит, люцит и т.п. Но что же означают эти названия украшений из разного вида винтажного пластика? И так ли важно их различать? Давайте разберемся с этими вопросами.
Всего существуют 6 групп старинных пластиковых украшений:
Интересно, что названия бакелит, целлулоид и люцит первоначально означали совершенно определенную торговую марку, а теперь зачастую становятся обобщающими для разных похожих видов пластика, имеющих одну химическую категорию. То есть бренд стал именем нарицательным. Надо сказать, что это вполне распространенное явление. Так было, к примеру, с копировальными аппаратами фирмы Xerox, которые приобрели популярность и вытеснили другие марки. В результате название фирмы стало нарицательным для всех остальных копировальных автоматов. Это же происходило и с другими известными названиями: джип, кеды, джакузи, одеколон, диктофон и еще очень много с чем.
Все шесть групп пластиков, о которых мы говорили выше, входят в одну из двух категорий: термопластичные или термореактивные.
При изготовлении украшений из термопластика, ему придают определенную форму, а затем охлаждают, и он сохраняет эту форму до тех пор, пока его снова не нагреют, и он не расплавится, снова став мягким и податливым. Неспроста, слово «пластмасса» – сокращение от «пластическая масса».
А украшения из термореактивных пластиков так же начинали свою жизнь, как созданные из податливого вещества, однако, после того, как их обработали термически и остудили, они не расплавились, а наоборот затвердели. И в дальнейшем, сколько бы их не нагревали, они не изменят своей формы. Термореактивные пластмассы имеют в своей основе термореактивные смолы, благодаря которым эти пластмассы обладают, в отличие от термопластика, более высокой прочностью.
Таким образом, винтажные украшения из пластика, обязательно обладают одним из этих двух свойств.
Первый пластик создал в 1855 году Александр Паркс, он назвал его паркезин. Этот первый пластик относился как раз к термопластикам. Впоследствии его доработали в целлулоид, из которого было создано немало прекраснейших украшений.
Люцит или плексиглас — это не что иное, как пластмасса, акриловая смола… Марка LUCITE была разработана компанией Du Pont (Дюпон) в 1937 году. Но только в 1940-х годах люцит стали использовать для производства бижутерии. Через несколько лет после синтеза полимера на него обратили пристальное внимание ювелиры ведущих домов мод CHANEL, Christian Dior, GIVENCHY и многие другие. В 50-60-х годах особенно популярны были кольца, бусы и сумки из этого материала. Модный вариант украшений из люцита тех времен, могут быть очень дороги, и, сделанные вручную, являются произведением искусства. В 1990-е годы футуристические прозрачные браслеты, клипсы, кольца, «космические» ожерелья демонстрируют иконы модного стиля Кристи Тарлингтон и Линда Евангелиста. Изделия из люцита могут быть вырезанными, граненными или литыми. Цвет может быть любым (варьируется от прозрачного до матового чёрного) Поверхность люцита бархатистая и очень приятная на ощупь.
В чем причина популярности винтажных украшений из пластика и почему они так высоко ценятся? Здесь стоит обратиться к истории бижутерии в целом. Изначально она служила репликой украшений из драгоценных материалов. Копии носили, а подлинники хранились под замком. Подделки очень часто было практически невозможно отличить от оригиналов, они были сделаны с невероятным мастерством.
Собственно это и послужило началом рождения бижутерии. Однако она долгое время была лишь стыдливой тенью украшений из золота и бриллиантов. И так продолжалось до 20-х годов ХХ века, когда легендарная великая Коко Шанель совершила кардинальный переворот в мире моды. Именно она и сделала бижутерию невероятно популярной. Как раз в это время, когда человечество оказывается в совершенно новом мире массовой культуры – телевидение, высокотиражные издания о моде с фотографиями актрис и моделей — мода становится доступна всем, все хотят быть особенными, украшать себя. Но как это сделать, ведь драгоценности так дорого стоят и доступны лишь немногим? Здесь Великая Мадемуазель и ломает все стереотипы, она заявляет, что дорогие ювелирные украшения совершенно не приносят радости в жизни, что они наводят на нее тоску. Шанель говорит, что украшений должно быть много, что они обязаны быть просто декоративным элементом к костюму, что они призваны соответствовать настроению девушки, создавать все новый и новый образ с каждым днем, а не подчеркивать только лишь наличие тяжелого кошелька.
Таким образом, винтажная бижутерия сегодня обладает довольно широким ценовым диапазоном – от недорогих, но ценных и интересных вещиц, до настоящих коллекционных украшений, сравнимых по стоимости с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. И так же как украшения из драгоценных металлов, винтажная бижутерия не устаревает.
Посмотрев на историю бижутерии, становится совершенно ясно, почему пластмассы стали одним из популярнейших материалов для создания украшений. Они способствовали удобству и легкости производства, давали возможность изобретать любые по сложности формы, использовать различные виды красителей, все это позволило раскрыть в полной мере всю креативность дизайнеров. В результате на свет появлялись аксессуары необычайной красоты, настоящие произведения искусства.
Ольга Бутеноп
Фото: из архива автора
Винтажная бижутерия. Из чего она сделана
Винтажными считаются украшения, не старше 80 и не моложе 20 лет. Очарование старинных вещей, их качество и мастерство исполнения, не идет ни в какое сравнение с современными штампованными изделиями. Любое увлечение чем-либо, влечет за собой массу вопросов. Что это, когда, кем и из чего?
На вопросе из чего и хочется сейчас остановиться.
Материалы, которые использовались для создания винтажной бижутерии, достаточно разнообразны и интересны, предлагаю изучить некоторые из них.
Ювелирные сплавы
Ювелирные сплавы – основа любого изделия. У каждого бренда, были свои рецепты, тщательно оберегаемые от конкурентов – латунь, олово, медь, а дальше секрет. Очень интересный ювелирный сплав Трифаниум создала и запатентовала фирма Трифари. Сплав не теряет блеска и обладает повышенной прочностью. Также свои собственные сплавы «Florenza Gold»,»French Gold», «French Rose», применяла компания Florenza.
Ювелирные камни
Для имитации драгоценных камней в винтажной бижутерии применялись различные стразы. Страз изобрел в конце 18 века эльзасский ювелир Георг Штрасс. Основой стразов был горный хрусталь, в дальнейшем производился химический процесс с использованием свинца и в результате получался rhinestone – фальшивый бриллиант, активно использующийся в 1940-х годах. Rhinestones излюбленный материал у всех производителей и дизайнеров винтажа, в качественном изделии блеск, игра света на гранях достойны гордого звания бриллиант, пусть даже фальшивый.
Gold Filled (наплавленное золото)
Очень часто в винтаже встречается понятие Gold Filled (наплавленное золото), что не совсем понятно, так как мы привыкли к позолоте. Наплавление, принципиально другой процесс применения золота в изделии. На каркас из не драгоценного металла при высокой температуре и под давлением, наплавляют золотую оболочку. Такое покрытие гораздо долговечнее позолоты, оно не стирается и не теряет блеск, при этом, вес золота составляет не менее 5% от веса изделия. Такой же процесс применяют и при применении серебра. Еще один металл применялся для нанесения на изделия. Родий – металл платиновой группы, серебристо-белого цвета, он придавал блеск и в виду высокой прочности защищал от царапин.
Стразы и стекла
Вернемся к стразам. В начале 1950-х годов, Swarovski Company, совместно с ювелирным домом Christian Dior, представили новую разработку – вакуумный сплав кристалла с металлом. Кристаллы горного хрусталя покрывались слоями металла микронной толщины. В 1955 году Swarovski запатентовали эту технологию, которая получила название Aurora Borealis, северное сияние. В 1960-х годах эти кристаллы стали применять Coro, Trifari, Har и многие другие марки винтажной бижутерии. Расцвет северного сияния пришелся на 1960-е и 1970-е годы. Aurora Borealis отличает особенный блеск и переливчатость, они очень узнаваемы и их трудно спутать с другими стразами.
Еще один выдающийся страз Watermelon или Watermelon Rivoli радужный страз. Кристалл, который при разном освещении показывает разные цвета и оттенки. При его изготовлении применялась та же технология, сплавления кристалла или стекла с металлом. Какие-то технологические секреты и дают такой оптический эффект у этого фантастически красивого страза.
Надо отметить, страз Watermelon был самым любимым у Schiaparelli и ее самые известные линии украшений были сделаны именно из него.
Стекло издревле использовалось для имитации драгоценных камней. Но в винтажной бижутерии оно стало играть новую роль – роль солиста. Молдированное или формованное стекло, отлитое в формах листьев, цветов, фигур. Необыкновенно интересное и прочное в изделиях. К таким украшениям невозможно остаться равнодушным.
Компания Lisner широко использовала формованное стекло во всех видах изделий. Эти украшения были сделаны в конце 1950-х начале 1960-х годов.
Также формованное стекло было популярно и у таких гигантов как Coro и Trifari.
Другой интересный вариант, так называемый Art Glass, художественное стекло. Технология сплава стекла, металла и еще каких-то компонентов. Очень интересный Art Glass – камень Lava Rock, стекло вулканическая лава.
Само художественное стекло и варианты его применения, были очень разнообразны, их объединяет только одно – необычная красота. Конечно помимо этих стразов, существовало еще много чего интересного, но я думаю, это тема для отдельного разговора.
Люцит (акриловая смола)
Впервые пластик был изобретен в середине 19 века, но этот пластик нас не интересует, Наш король – Его Величество Люцит или акриловая смола. Он был разработан компанией Du Pont в 1937 году, и с конца 1940-х годов стал активно применяться в изготовлении бижутерии, скорее, он создал целый новый пласт изумительных украшений. Благодаря своим возможностям, люцит не имеет границ. Сам по себе прозрачный, тонируется в любой цвет. Может быть чистым Clear и непрозрачным Frozen.
Это изумительное колье изготовлено в 1970-х годах, из тонированного люцита двух видов, прозрачный и замороженный. Одним из самых интересных видов люцита, является люцит конфетти, прозрачный с различными вкраплениями и блеском. Больше всех этот люцит применяла компания Coro, создавая целые коллекции, практически всех цветов.
Следующий вид люцита – Moonglow, лунный пластик. Всех цветов и оттенков, светящийся изнутри. Также бывает прозрачным и непрозрачным.
Люцит очень прочный и износостойкий материал, благодаря этому, изделия из него практически вечные. Это очень ценное качество, поэтому украшения из люцита достаточно дороги.
Отдельно хочется сказать о компании LISNER, которая применяла Люцит особенно широко и практически сделала его своей визитной карточкой.
Все украшения LISNER восхитительны и разнообразны – дубовые и кленовые листья, бамбук, раковины, цветы. И неизменно все очень высокого качества.
Но вернемся к пластику. Самым первым пластиком, который стали применять в винтажных украшениях, был бакелит. Разработанный в 1908 году, он получил широкое распространение во всех областях жизни. Украшения из бакелита коллекционны и дороги, но не забываем, что наш король – Люцит, он полностью достоин этого высоко звания. И со временем, бакелит был полностью замещен люцитом. Все винтажные ювелирные мануфактуры, применяли люцит в своих изделиях. Компания Coro, выпустила из люцита свою самую известную серию Jelly-Belly, не отставала от нее в этом вопросе и компания Trifari. В украшениях, люцит был разнообразен и великолепен.
Люцит. История и красота
Что Вы знаете о самом популярном бижутерном пластике?
Разработанный в 1930-х годах, прозрачный акриловый пластик известный под названием люцит стал дико популярным материалом для изготовления бижутерии в 1940-50-х гг. Дешевле в производстве, чем другие виды (бакелит, галалит и каталин), будучи более химически стабильным, устойчивым к огню и внешне привлекательным сделали люцит одним из самых знаменитых пластиков, а украшения из него дорогостоящими и желанными.
В чистом виде, люцит прозрачен, напоминает стекло или горный хрусталь, но он может быть окрашен в широкий спектр цветов, что делает его идеальным материалом для смелых решений дизайнеров и ювелиров. Жесткий, водостойкий и легкий, люцит может быть резной и полированный, и самое главное – украшения из люцита легкие, легко носимые.
История создания
У ченые из двух конкурирующих химических компаний «DuPont» и «Rohm & Haas» в 1930-х годах параллельно работали над созданием стеклянно-акриловой смолы для военных и промышленных нужд (по научному полиметилметакрилат). Компания «Rohm & Haas» представила свою продукцию для применения в 1935 году. Дюпон принес люцит на рынок в 1937 году.
Материал обеих компаний был использован военными для создания линз в перископы, на лобовые стекла, башенки наводчика, пульты, и носы самолетов-бомбардировщиков. Только, Дюпон был достаточно умен, чтобы свободно лицензировать свой новый материал и предложить его ювелирам.
Ювелирный историк Bobye Сиверсон, который работал на некоторых самолетах, развенчал мифы – лобовые стекла истребителей были слишком тонкие, чтобы использовать их в создании бижутерии, лишь ¼ до ½ дюйма толщиной. Хотя правда и то, что многие военные механики вырезали кольца из люцитовых лобовых стекол в качестве сувениров для своих подруг.
Видя, насколько люцитовые броши популярны и востребованы, компания «Коро» после войны, создала свою собственную линию под брендом «Corocraft», в том числе и рыбу-ангела – одну из самых дорогих брошей в настоящее время. «Трифари» подала в суд на компанию «Коро» за кражу своей идеи.
Хотя многие фигурки животных были сделаны с цветными люцитовыми животиками, но чтобы считаться “истинным” джелли белли вставка должна быть прозрачной.
В 1950-е годы в моде доминировал стиль арт нуво и люцит использовался в изготовлении ярких цветных браслетов, бус, колец. Встречаются изделия этого периода в полупрозрачном цвете, так называемый «лунный камень».
Лиснер использовал все возможности люцита в изготовлении своих украшений, разнообразие форм и цвета до сих пор радуют коллекционеров. Особенно ценятся украшения в виде дубовых листов.
Люцит также использовался для декора дамских сумочек, пряжек для обуви, булавок и даже для каблуков.
В начале 60-х, в моду вошли геометрические смелые формы и такие дизайнеры как Пьер Карден и Courèges активно используют пластик в качестве аксессуаров для своей линии одежды. Линия “Architec-jewels” (“Архитектурные драгоценности”) выполненная из люцита в смелом черно-белым оп-арт стиле была представлена как высокая мода.
Костюмные украшения впали в немилость моды в 70-х, но люцит все равно был использован при изготовлении туфель-диско на высокой платформе. И с триумфом ворвался в 1980-х годах, когда яркие, искусственные неоновые цветные украшения вошли в моду.
В чем же секрет люцита?
М ожет быть в разнообразии цвета и формы… От абсолютно прозрачного чистого до цвета оникса, полупрозрачные тона оттенка «яблочный сок» и «лунный камень». Люцит конфетти, люцит как гранитная крошка, как бирюза, как жемчуг, как опал, встроенные вставки из люцита, резной и формированный люцит. Продолжать можно до бесконечности.
Может быть в прочности и безопасности в процессе носки… Люцит огнеустойчив, легок и тверд.
Но скорее всего дело именно в красоте люцитовых украшений, в какой-то внешней обманчивой мягкости и хрупкости.
Как определить украшение из люцита?
1. Внешний вид. Люцит действительно напоминает резиновую «мармеладку». И кажется, если его потрогать, то он сожмется.
2. Вес. Люцит очень легкий, практически невесомый.
3. Запах. Другие виды пластика в горячей воде сильно неприятно пахнут. Люцит не пахнет.
Главное, если Вам нравятся украшения из люцита – наслаждайтесь ими.
Немного об оргстекле или LUCITE. люсайт. люцит. люсит. акрил. оргстекло.
Его называют по разному, впрочем, так же и используют!
О чем говорит история.
Блестящий и прозрачный, этот материал существенно отличается от стекла. Через немалое количество лет после синтеза полимера на него обратили пристальное внимание ювелиры ведущих домов мод CHANEL, Christian Dior, GIVENCHY и многие другие.
О производстве. Достаточно сложно для «нехимика» (кратко)
Чаще всего заливка производится вручную и предусматривает технологическую гибкость, возможности для создания отливок различных форм и размеров поистине безграничны. Гибкость технологического процесса позволяет получать предметы различных размеров и форм, создавая яркие и запоминающиеся изделия.
Высококачественная акриловая смола для заливок LUCITE это:
Непревзойдённый внешний вид
Очень высокая твёрдость поверхности,
Непревзойдённая стойкость к ультрафиолету
Отличная стойкость к воде, спирту, разбавленным кислотам и щелочам.
Области применения.
Высокое качество и характерный внешний вид акриловых заливок является оригинальным способом отображения названий и логотипов компании. Ценные,уникальные образцы минералов, образцы ботанической или патологической природы часто заключают в акриловые блоки.
В начале нашего столетия из прозрачного полимера стали изготавливать мебель. Наиболее яркий ее представитель – это абсолютно прозрачный стул «Призрак Людовика» от известного дизайнера Филиппа Старка. Не теряя функциональности, мебель буквально растворяется в интерьере, наполняет его светом и воздухом. Прозрачная мебель органично входит в любой интерьер. Окрашенный люцит всегда будет прекрасным цветовым акцентом. Литой акрил LUCITE нашёл широкое распространение в области дизайна интерьеров, включая детали лестниц и декоративные столешницы. В большинстве случае используется высококачественное литьё, но иногда встречаются и заливки, позволяющие создавать уникальные проекты.
Модные аксессуары из люцита.
Достаточно много разновидностей этого материала используют для изготовления украшений:
( Solid-Color Lucite) однотонный может быть тонирован практически в любой цвет в диапазоне от прозрачного до непрозрачного. Белый может выглядеть, как стакан молока, черный как оникс. Изделия из люсайта могут быть вырезанными, граненными или литыми.
Очень интересным вариантом, в рукоделии, стали подвески и бусины из матового люцита. Бархатистая поверхность приятна для глаз и на ощупь. Вместе с тем легкость компонентов- важный показатель для изготовления украшений.
Все это великолепие можно назвать одним словом – Люцит! Наслаждатйтесь красотой украшений из него!
в написании обзора на этот материал мне помогали: источники из интернета,а также учебник С.Г. Степина- растворы высокомолекулярных соединений (основы химии полимеров)