маджалис что это в исламе

Меджлис

маджалис что это в исламе. Смотреть фото маджалис что это в исламе. Смотреть картинку маджалис что это в исламе. Картинка про маджалис что это в исламе. Фото маджалис что это в исламе

маджалис что это в исламе. Смотреть фото маджалис что это в исламе. Смотреть картинку маджалис что это в исламе. Картинка про маджалис что это в исламе. Фото маджалис что это в исламе

Меджли́с (араб. مجلس ‎‎ — majlis, дословно «место собрания») — собственное наименование законодательно-представительного органа (парламента) ряда стран (Иран, Азербайджан), народов (Меджлис крымских татар), а также вообще Народного Собрания, преимущественно в арабских и исламских странах.

Меджлис есть представительство мусульман как целого и как части перед лицом верховной власти халифа. Принцип Меджлис включает не только постоянное профессиональное собрание депутатов, но и совещательное собрание эмиров в Меджлис аль Эмира.

Меджлисы по странам

См. также

маджалис что это в исламе. Смотреть фото маджалис что это в исламе. Смотреть картинку маджалис что это в исламе. Картинка про маджалис что это в исламе. Фото маджалис что это в исламе

Полезное

Смотреть что такое «Меджлис» в других словарях:

меджлис — парламент, меджилис Словарь русских синонимов. меджлис сущ., кол во синонимов: 2 • меджилис (1) • … Словарь синонимов

МЕДЖЛИС — собственное название однопалатного парламента Ирана … Юридический словарь

МЕДЖЛИС — (арабское), название представительного органа в некоторых государствах (например, в Иране, Азербайджане) … Современная энциклопедия

МЕДЖЛИС — (араб.) название парламента в Иране, Азербайджане и других странах … Большой Энциклопедический словарь

Меджлис — (араб.) название парламента в Иране, Азербайджане и других странах. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Меджлис — название высшего законодательного органа в ряде мусульманских стран Иране, Мальдивской Республике, в некоторых государствах участниках СНГ (Азербайджане, Туркменистане) … Энциклопедия права

Меджлис — (арабское), название представительного органа в некоторых государствах (например, в Иране, Азербайджане). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МЕДЖЛИС — название однопалатного законодательного органа (парламента) Исламской республики Иран … Юридическая энциклопедия

меджлис — а; м. [от араб. madzlis] В Иране, Турции и некоторых других азиатских странах: законодательный орган страны (парламент). * * * меджлис (араб.), название парламента в Иране, Азербайджане и других странах. * * * МЕДЖЛИС МЕДЖЛИС (араб.), название… … Энциклопедический словарь

Источник

Что такое маджлис и как себя на нем вести

маджалис что это в исламе. Смотреть фото маджалис что это в исламе. Смотреть картинку маджалис что это в исламе. Картинка про маджалис что это в исламе. Фото маджалис что это в исламеЖизнь каждого человека тесно переплетается с судьбами других людей, человек стремится к постоянному контакту с себе подобными. Российским мусульманам достаточно трудно найти единомышленников в Российском государстве. Следовательно, маджлисы приобретают для них особое значение.

Маджлис – место сидения; место заседания; помещение для занятий (в мечети, медресе и т. п.) Верующему необходимо знать, как правильно, по законам шариата, посещать мусульманские собрания, как выбирать себе надежного и настоящего друга.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Человек придерживается таких же обычаев, как и тот, кого он любит, так пусть же каждый из вас посмотрит, с кем он водит дружбу!» Человек должен стремиться обладать теми качествами, которые внушали бы желание дружить с ним, истинный друг разумен, благонравен, не является нечестивцем и не стремится только к мирским благам.

Человек обычно общается с теми, благодаря кому он может получить пользу в мирских делах, и с теми, кто помогает достичь мира вечного. Дружба с человеком, жаждущим только мирских благ, является губительным ядом, ибо человек всегда стремится к подражанию, и незаметно для себя перенимает качества того, с кем общается. А поэтому такая дружба может пробудить в человеке алчность. Вот почему лучше иметь другом человека, обладающего знаниями, бескорыстного и честного мудреца.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предостерегал: «Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он может либо подарить тебе что-то из своего товара, либо ты купишь что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». Хорошие друзья ведут человека к вершине, плохие способствуют его падению. Благодаря хорошим друзьям можно получить полезные знания и достойные нравственные качества, начать совершать праведные дела. Дурное окружение лишает человека всего этого.

Аллах Всевышний сказал: «В тот день, когда станет кусать себе руки несправедливый, восклицая: ”О, если бы избрал я путь вместе с Посланником! О, горе мне! О, если бы не брал я себе в друзья такого-то! Он увел меня от Поминания (имеется в виду Коран) после того, как оно пришло ко мне!”. Шайтан всегда оставляет человека без помощи» (сура «Различение», 27-29).

Для молитвы, не выполненной своевременно, существует замена – «каза». Для беседы же замены нет, и пользу, какая могла бы быть извлечена из посещения хорошего собрания, потом никак нельзя наверстать. А потому истинно верующий старается посещать собрания мусульман. Если на собрании все делается сообразно с постановлениями шариата, то всякому присутствующему надлежит присоединиться к такому обществу и в словах, и в действиях, не следует избегать его.

Важно искреннее желание присутствовать на собрании. Перед собранием необходимо совершить омовение, предварительно очистив одежду, надушив ее и свое тело, дабы не было неприятных запахов. При входе в дом нужно сказать: «Ас-саляму алейкум!». Во время собрания следует вести себя прилично и сидеть почтительно, наблюдать, чтобы никому не было тесно.

Вежливый человек старается услужить всем присутствующим, но сам не будет затруднять присутствующих, прося услужить себе. Во время собрания не следует отвлекаться и дремать. Нужно остерегаться произносить неприличные слова и стараться не проявлять дурные стороны своего характера. При чихании следует производить как можно меньше шума и прикрывать рот ладонью. Нельзя садиться между двух сидящих рядом людей без их разрешения. Очень важно непрестанно вспоминать о Боге и славословить Пророка.

Если на собрании присутствует высокопоставленное лицо, то присутствующие обращают к нему свои взоры, относятся к нему соответственно его рангу и положению. Людей преклонного возраста следует почитать, как отца и стараться им услужить. С ровесниками лучше обращаться вежливо и почтительно, к младшим относиться со снисхождением. С друзьями и малознакомыми следует обходиться внимательно и доброжелательно.

Во время собрания неприлично пытаться выделиться среди остальных и стараться выказать степень своего духовного совершенства. Не следует в разговоре сильно льстить собеседнику, если же кто-то ведет льстивые речи, то тот, к кому они относятся, должен прочесть молитву: «Боже, направь меня ко благу, сделай меня таким хорошим, каким меня считают люди. Прости мне мои грехи так, чтобы они не знали. Не осуди меня за мои прегрешения, как способны осудить меня люди, ибо они незнающие. Ты же всеведущий».

Не нужно позволять себе много шутить с присутствующими. Воспитанный человек не будет никого осуждать в его отсутствие, не будет и слушать, когда кто-то дурно отзывается об отсутствующем, это грешно. Следует умалчивать о недостатках своего брата, ничего не говоря об этом не только языком, но и сердцем. Даже думать плохо о ком-то грешно, ибо дурные мысли есть хула сердца, а это тоже является запретным для верующего.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь дурных мыслей о людях, ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!».

Удерживать вас от подобного должны два обстоятельства:

1. Следует повнимательнее приглядеться к самому себе, и, если вы найдете хоть что-нибудь достойное порицания, то снисходительно отнеситесь и к тому, что вы замечаете за другими людьми. Считайте, что они не в силах справиться со своими недостатками, как и вы не в силах справиться со своими, а потому не придавайте слишком большого значения чужим недостаткам.

2. Знайте, что если вы будете искать людей без пороков и недостатков, то вообще останетесь в одиночестве и никогда не найдете себе друга, ибо таких людей просто нет. Лучше стремиться к тому, чтобы достоинства преобладали над недостатками, а большего нельзя и желать. Благородный верующий всегда помнит о достоинствах своих близких. Презренный лицемер же вечно присматривается к недостаткам других людей. Сообщается, что Ибн аль-Мубарак сказал: «Верующий старается найти извинения, а лицемер выискивает ошибки». Аль-Фудайл сказал: «Доблесть заключается в умении прощать ошибки братьев».

Дурной отзыв об отсутствующем человеке дозволен в следующих случаях:

1. Когда потерпевший приносит начальнику или царю жалобу на своего обидчика.

2. Про человека, постоянно занимающегося дурными делами, можно сообщить человеку, в чьей власти наказать виновного.

3. Можно сообщить служителю закона о понесенной обиде, или понесенном ущербе, чтобы узнать, какое наказание по шариату заслужил виновный.

4. Можно открыть дурные дела кого-то, чтобы предостеречь других мусульман от подражания этому человеку.

5. Человека, занимающегося дурными делами, можно осудить и в его отсутствие.

Если во время собрания можно заняться чтением книги, или благочестивым разговором о вере, то лучше всего так и поступить. Если же такой возможности нет, то следует заняться каким-либо другим хорошим делом. Невежливо перебивать говорящего, необходимо дождаться конца начатой речи и тогда уже самому начинать говорить. Не нужно говорить слишком протяжно, или искусственно подбирать выражения, чтобы похвастаться своим красноречием. Каждый присутствующий должен говорить только о том, что его касается. Говорить о богословских предметах, не зная хорошо этой науки, сеть грех многобожия. Сидя, надо сохранять приличную позу. Если кто-нибудь выходит или входит, всем остальным следует подняться со своих мест. Если во время собрания кто-либо из присутствующих получит приношение, то следует поделиться с остальными. Если один из присутствующих сознается в противозаконном поступке, то остальные должны постараться привести его к раскаянию. Если же кто-то выскажет намерение совершить дурной поступок, то присутствующие обязаны удержать его. Наставления хорошо знающих законы Ислама людей, следует выслушивать со вниманием и усваивать со всем сердцем.

С присутствующими не следует ссориться. Каждый верующий должен знать, что мусульманин не может сердиться на своего единоверца более трех дней. Лучшим из двоих будет тот, кто первым поприветствует другого при встрече после ссоры. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Чего бы ни касалось дело, Посланник Аллаха не мстил за себя лично, если только не нарушались запреты Аллаха, когда же это случалось, он мстил за Аллаха». А в одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха сказал: «…Аллах не добавляет человеку за прощение ничего, кроме славы».

Но если поссорится отец с детьми, учитель с учениками, муж с женой и т. п., то нет греха в том, что ссора продлится дольше трех дней, на этот случай нет определенного срока.

Нельзя забывать и о том, что нужно избегать посещения собраний, на которых совершаются запрещенные Исламом действия. Если же человек оказался на собрании, где слишком много шутили и шумели, то ему лучше покинуть его, перед этим помянув Аллаха, тогда ему простится присутствие на этом собрании.

Человеку, находящемуся на собрании, неприлично с кем-то говорить по секрету, или говорить на языке, который не всем понятен. Если же двое хотят поговорить друг с другом наедине, им лучше отойти в сторону, а всем остальным не следует приближаться к разговаривающим, или стараться подслушать, что они говорят между собою.

В конце собрания желательно произнести: «С восторгом вспоминаю я имя Твое, о Боже, со славословием исповедую, что кроме Тебя нет другого Бога. Каюсь Тебе, прости мои прегрешения и будь милостив к Мухаммаду и другим Твоим посланникам». А потом сказать строки из Корана: «Хвала Господу твоему, Господу славы, не имеющему того, что приписывают ему! Мир посланникам Его! Слава Богу, Господу миров!» (сура «Стоящие в ряд», аяты 37-180, 181, 182).

Источник

Маджалис что это в исламе

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

маджалис что это в исламе. Смотреть фото маджалис что это в исламе. Смотреть картинку маджалис что это в исламе. Картинка про маджалис что это в исламе. Фото маджалис что это в исламе

Роль маджлисов в мусульманском духовном возрождении

Арабское слово маджлис означает «собрание» или «место собраний», однако в другом значении этот термин выступает в качестве «религиозного собрания», которое связано с важными для мусульман датами. Проведение подобных мероприятий стало своего рода традицией, которой придерживается большая часть мусульман России. Однако по отношению к маджлисам существуют различные точки зрения, которые следует внимательно рассмотреть.

Часть мусульманской молодежи относится к проведению маджлисов крайне отрицательно, считая их нововведениями. Правда при этом абсолютно не учитывается то обстоятельство, что по шариату нововведения разделяются на плохие (бид’а саййиа) и хорошие (бид’а хасана). Плохими считаются те, которые приносят Исламу вред, тогда как хорошими – те, которые приносят пользу. Так, например, не все осознают тот факт, что четки, которые были заимствованы у христиан, до сих пор успешно используются всеми мусульманами. Также как и полумесяц, на сегодняшний день являющийся символом Ислама, стал использоваться лишь спустя несколько веков после начала пророческой миссии. Таким образом, не существует никакого шариатского обоснования, запрещающего проведения религиозных собраний, поскольку очевидно, что маджлис, если и является нововведением (о чем можно поспорить), то, конечно же, хорошим.

Другим не совсем верным отношением к этой, бесспорно очень древней, традиции является превращение маджлиса в некое собрание, весь смысл которого сводится лишь к чтению Корана и совершению стандартных молитв-дуа. Это приводит к потере сути маджлиса, поскольку люди, собравшиеся на него, получают очень и очень мало пользы, т.к. незнание арабского языка не позволяет им понимать смысл прочитанных аятов. Происходит это, прежде всего, из-за того, что многие мусульмане не до конца осознают смысл такого мероприятия. Несомненно, что чтение Корана и определенных дуа является важным, поскольку вся награда от этого посвящается умершим. Однако читать Коран можно и без гостей, поэтому очевидным является то, что смысл маджлиса все-таки в другом, а именно – в ва’азе, т.е. проповеди, которая должна быть прочитана имамом или муллой. Причем ва’аз должен быть прочитан таким образом, чтобы все, без исключения, присутствующие могли ее понять и осмыслить. В противном случае пользы от нее будет мало.

Проведение маджлисов в подобном ключе позволило бы проводить хоть какой-то ликбез среди российских мусульман, т.к. повальная безграмотность ведет к утере своей религии, что впоследствии приводит и к потере национального самоосознания. В качестве подтверждения развития опасных тенденций среди наших соотечественников можно привести множество примеров, однако один из них заслуживает отдельного упоминания. Так совсем недавно на одном из маджлисов, который проводился как раз в соответствии с его смыслом, был задан вопрос о том, правда ли, что молитва «Отче наш» является переводом «Аятуль-курсий»?! Через несколько дней, пересказывая это на другом маджлисе, эта тема была неожиданно продолжена – один из присутствующих рассказал о том, что, будучи на экскурсии в одном из монастырей, там ему была предложена эта православная молитва, которую охарактеризовали как русский перевод «Аятуль-курсий»!

Уважаемые братья и сестры мусульмане, имамы и муфтии! На наших глазах происходит потеря Ислама нашими соотечественниками. И если сейчас не начать исправлять эту наметившуюся тенденцию, то мы рискуем оказаться «сапожниками без сапог». Кто будет приглашать нас тогда на маджлисы? Кто будет читать за нас дуа? И как мы будем держать ответ перед Всевышним, когда Он будет спрашивать нас о наших родственниках, соседях и знакомых, потерявших свою религию?

Иногда мы оправдываемся перед собой и другими, говоря, что мусульмане все равно окажутся победившими, и, иншалла, это действительно будет так, но доживут ли до этого наши потомки, а если доживут, то на какой стороне они окажутся? Не пора ли перестать заниматься личными проектами и амбициями, которые никто из нас не возьмет с собой в могилу.

Все вышесказанное имеет прямое отношение к теме, озвученной в заглавии, т.к. на сегодняшний момент единственным местом, где российские мусульмане могут услышать об Исламе является именно маджлис. И если продолжать считать его лишь как простое собрание, где можно хорошо поесть и получить садака, то скоро мы столкнемся не только с вопросами о том, является ли «Отче наш» переводом «Аятуль-курсий», но и с чем-нибудь более опасным. Необходимо не только в корне поменять отношение к ва’азу, который нужно постоянно совершенствовать, но и стараться проводить маджлисы в диалогах с хозяевами и гостями, стараясь разрешить всевозможные вопросы и сомнения. Не в последнюю очередь это зависит и от хозяев, поскольку именно они приглашают на собрание муллу и имеют возможность выбирать. К тому же, они могут сами приготовить вопросы, наиболее актуальные на данный момент времени и попросить имама ответить на них, используя язык, который все понимают.

Также весьма полезным стало бы открытие своего рода курсов для мулл и имамов, где они могли бы повышать свою квалификацию и оттачивать мастерство. Осуществление подобных мероприятий не является простым делом, поэтому в очередной раз хочется поднять проблему создания организации, которая взялась бы за это нужное и актуальное дело. Ей мог бы стать уже неоднократно упоминавшийся «Совет улемов», благодаря которому мусульмане России могли бы решить множество разных вопросов, пока этой идеей не воспользовались другие, преследующие только им известные цели.

«Совет улемов» – это тот, орган, которого так не хватает российским мусульманам, тем более что в исламском мире существует подобная организация – «Международный совет улемов». Представители российского «Совета» могли бы со временем войти в состав «Международного совета», что было бы весьма полезным и нужным.

Статья опубликована в сборнике Форумы российских мусульман, 2007

Источник

ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АРАБСКИХ ТЕРМИНОВ

маджалис что это в исламе. Смотреть фото маджалис что это в исламе. Смотреть картинку маджалис что это в исламе. Картинка про маджалис что это в исламе. Фото маджалис что это в исламе

Читая статьи по исламской тематике или просто общаясь с мусульманином, Вы можете порой не понимать собеседника из-за частого использования слов, которые являются простой транслитерацией с арабских эквивалентов.

Исламские термины, взятые в основном из арабского языка, имеют как правило, более широкое и, вместе с тем, более глубокое значение, чем их эквиваленты-переводы на другом языке. В связи с этим использование русской транскрипции вместо прямого перевода, пусть и не всегда оправдано, но все же единственный выход в этой ситуации.

Мы сделали подборку самых часто используемых фраз и терминов:

ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АРАБСКИХ ТЕРМИНОВ

Муслим مسلم мусульманин
Му’мин مؤمن верующий
Мувахид موحد монотеист, верующий в Одного Единого бога
Мутасиб مُتَعَصِّب фанатик
Фасик فاسق грешник, нечестивец
Кафир كافر неверующий в Аллаха
Джахиль جهل невежда
Зиндик زِنْدِيقٌ еретик
Ахль аль-китаб اهل الكتاب люди Писания (иудеи и христиане)
Зимми أهل الذمة люди договора (немусульмане, проживающие на мусульманской территории)
Мульхид مُلْحِد атеист
Мунафик منافق лицемер
Муртад مرتد вероотступник
Мушрик مشرك многобожник
Джамаат جامعة община, собрание
Умма أُمَّة сообщество
Ахль Фитра أهل الفطرة люди фитры (первозданного человеческого естества)
Кади قاضي судья
Муаллим معلم учитель
Муэдзин مُؤَذِّنٌ призывающий на молитву

Дар аль-Ислам دار الإسلام земля ислама
Дар аль-Амн دار الأمن земля безопасности
Дар ас-Салам دار السلام земля мира
Дар ат-Таухид دار التوحيد земля единобожия
Дар аль-Ахд دار العهد земля перемирия
Дар ад-Даават دار الدعوة земля призыва
Дар аль-Харб دار الحرب земля войны
Дар аль-Хийад دار الحياد нейтральная земля
Дар аль-Худна دار الهدنة земля спокойствия
Дар ас-Сульх دار الصلح земля договора
Магриб المغرب Запад, закат

Сират الصِّرَاطُ путь, мост
Сур الصُّورِ труба
Мизан الْمِيزَانُ весы

Джаннат الجنة Рай
‘Адн عدن Эдем
Мава المأوى приют
На’им النعيم благодать
Фирдаус الفردوس райский сад
Каусар الكوثر изобилие
Ма’ин معين райская река
Сальсабиль سلسبيل нектар
Тасним تسنيم райская река
Гурия حورية райская дева

Джаханнам الجحيم ад
Джахим جحيم геенна
Нар النَّار огонь
Са’ир السَّعِير пламя
Сакар سَقَر преисподняя
Хавийа الْهَاوِيَة пропасть

Забур زبور Псалтырь
Инджиль الإنجيل Евангелие
Кур’ан قرآن Коран
Сухуф الصُّحُف свитки
Таурат توراة Тора

Аят آية знамение, стих
Джуз جزء часть
Манзиль 7 равных частей
Сура سورة глава
Хизб حزب сторона, партия
Таджвид تجويد интонация
Тартиль ترتيل распев
Тафсир تفسير толкование, смысл

●Шариат и Фикх
‘Адат عادات обычаи, традиции
Далиль دَلِيل доказательство
Кияс القياس аналогия суждения
Манхадж منهج метод
Мустахабб مستحب желательное
Мандуб مَنْدُوب рекомендуемое
Муштабих مُشْتَبِه сомнительное
Фард فرض обязательное
Ваджиб واجب необходимое
Суннат سنة желательное
Мубах مباح допустимое
Халяль حلال разрешённое
Макрух مكروه нежелательное
Харам حرام запрещённое

●Грехи
Куфр كفر неверие
Нифак نفاق лицемерие
Ширк شرك многобожие
Бухтан بهتان наговор
Гыйба غيبة обсуждение, сплетня
Зина الزنا прелюбодеяние
Риба ربا ростовщичество
Рия الرِّيَاء показуха
Казф قذف поношение, оскорбление

●Виды наказания
Дийя دية компенсация
Кисас قِصَاص месть
Раджм رجم камень
Тазир تعزير осуждение
Хадд حد предел

●Степени достоверности хадисов
Даиф ضَعِيف слабый
Мутаватир متواتر согласованный
Сахих صَحِيح достоверный
Хасан حسن хороший
Шазз شاذ аномальный
Мавду’ موضوع сфабрикованный

●Молитва в Исламе
Дуа دعاء мольба
Фаджр الْفَجْر рассветная
Зухр الظُّهْر полуденная
‘Аср عصر предвечерняя
Магриб المغرب вечерняя
‘Иша عشاء ночная
‘Ид намаз صلاة العيد праздничный
Джум’а-намаз صلاة الجمعة пятничный
Джаназа-намаз جنازة похоронный
Витр وتر молитва с нечётным количеством ракатов

●Желательные молитвы
Духа الضحى утро
Истиска اِسْتِسْقَاء просьба о ниспослании дождя
Истихара اِسْتِخَارَة верное решение, мольба об испрашивании благословения на то или иное дело
Намаз-тасбих صلاة التسابيح намаз раскаяния
Тахаджуд تهجُّد намаз после сна
Таравих تراويح перерыв, отдых
Кусуф كسوف солн. затмение
Хусуф خسوف лун. затмение
Намаз-вуду صلاة الوضوء намаз омовения
Хаджат حاجة намаз нужды

●Формы молитвы
Каср-намаз قصر الصلاة сокращённый
Джама’ат намаз صلاة الجمعة коллективный

●Элементы намаза
Рака’ат ركعة последовательность действий в молитве, цикл
Киям قيامة стояние
Суджуд سجود земной поклон

●Элементы мечети
Минарa منارة маяк
Минбар منبر кафедра
Михраб محراب ниша

●Исламская одежда
Хиджаб حجاب покрывало
Абайя أباءة платье
Джильбаб جلباب халат
Изар الأزار покрывало
Никаб نقاب завеса
Химар خمار вуаль

●Исламская экономика
Мурабаха مرابحة торговое соглашение
Мушарака مشاركة совместное долевое предприятие
Такафул التكافل система страхования
Мудараба المضاربة партнерство

●Прочее
‘Абд عبد слуга, раб
Адаб أدب этикет
‘Адль عدل справедливость
Азан أَذَان призыв к молитве
Аманат أمانة вверенное, то, что доверили на хранение
‘Арш العرش Трон
Вакуф وقف остановка
Дин الدين религия
Ислам إسلام покорность
Када قَضَاءُ возмещение
Мавлид مَوْلِدُ рождение, празднование
Маджлис مجلس собрание
Медресе مدرسة школа
Муджаз مُجَاز разрешение
Ният نیّة намерение
Ризк رزق продовольствие
Сабр صْبِرْ терпение
Саваб ثواب вознаграждение
Сакина سكينة спокойствие
Сафар صفر путешествие
Сира السيرة биография
Сифат صفات атрибут
Таваккуль توکُّل упование
Тагут طاغوت идол, тиран
Таква تَقْوَ страх
Такия تقيّة благочестие
Тауба تَوْبَة покаяние
Таухид توحيد единобожие
Фитна فتنة смута
Хидаят هداية руководство
Хиджама حجامة кровопускание в медицинских целях
Хитан ختان обрезание
Шукр شكر благодарность
Шура شورى совет

●Общие выражения
Алейхи ас-салам عليه السلام мир ему
Аминь آمين да будет так
Ахи أخي мой брат
Ихва الإخوة братья
Ухти أختي моя сестра
Бисми-Ллях بسم الله с именем Аллаха
Валлах والله (Клянусь) Аллахом
Аллаху Алим الله عالم Аллах Всезнающий
Ид мубарак عيد مبارك благословенный праздник
Ин шаа-Ллах إن شاء الله как пожелает Аллах
Рахимаху-Ллах رَحِمَهُ الله да помилует его Аллах
Фи сабили-Ллях في سبيل الله на пути Аллаха
Ярхамука-Ллах يرحمك الله да помилует тебя Аллах
Баракаллаху фикум بارك الله فيكم да благословит вас Аллах
Джазака-Ллаху хайран جَزَاكَ اللهُ خَيْرا Да воздаст тебе Аллах благом
Ма шаа-Ллах ما شاء الله как (хорошо, что) пожелал Аллах
Радиа-Ллаху анху رَضِيَ اللهُ عَنْهُ да будет доволен им Аллах
Садака-Ллаху ль-Азим صدق الله العظيم Истину сказал Аллах
Субханаху ва Тааля سبحانه و تعالى Свят Он и Велик

Адат – обычай, обычное (нерелигиозное народное) право

Акида – основа вероучения, догма

Акика – жертвоприношение при первой стрижке волос у ребенка, имянаречение

Аллаху Акбар – Аллах Велик

Аль — Кадр — предопределение.

Аль — Кисва — черный покров Каабы

Ансары — помощники Пророка из Медины. Те, кто поверили ему как пророку и помогли ему в его борьбе, пригласив в Медину и защитили его от нападок Мекканских язычников.

БАРАКЯТ – приумножение блага по воле Господа, благодать.

БИД’А – любое нововведение. В религии – это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Священного Корана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Бывает двух видов: новшество правильного направления (бид‘ату хадй), что соответствует целям и задачам шариата; и новшество схождения с правильного пути (бид‘ату ад-даляль), что противоречит целям и задачам шариата.

ДА‘ВА (да’ват) – призыв к вере

Джихад — усердие, рвение во имя Бога, борьба со своими страстями. В узком смысле также священная война ради защиты Ислама и мусульман.
ДИН – религия.
ДУ‘А – молитва-мольба, в отличие от намаза, произносимая в свободной, произвольной форме.

ЗАКЯТ – обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем.
ЗИКР – поминание Всевышнего Творца языком и сердцем.

ИДЖМА’ – единодушное мнение мусульманских ученых (муджтахидов) одного временного периода по какому-либо богословскому вопросу, на который в Священном Коране и Сунне нет явного ответа.
ИКАМАТ – призыв к выполнению обязательной части молитвы (фарда), который произносится непосредственно перед ее выполнением.
ИМАМ – предстоятель на молитве, духовный наставник. В широком смысле – духовный руководитель.
ИМАН – вера. Основами веры в Исламе являются: вера в Единого Бога, в ангелов, во все Священные Писания, в пророков и посланников Бога (пророчество), в Судный День, в справедливость Бога и в то, что Всевышний предопределил всё на основе Своего всезнания, люди же выбирают плохое или хорошее по своему желанию, за что и будут спрошены.
Иджтихад — разработка принципов ислама
Ихрам — посвящение. Ритуальная одежда паломника, совершающего Хадж — паломничество в Мекку. Состоит из двух кусков белой материи, одним оборачивают всю нижнюю часть тела, вторым всю верхнюю.
Ихсан – нравственность, доброе дело, совершаемое безвозмездно ради Аллаха.

КААБА – первый в истории человечества храм Единобожия, святыня Ислама. Расположена в Высокочтимой Мекке.
КИБЛА – направление на Каабу, которому надо следовать при совершении молитв (намазов).
КОРАН (араб. – чтение) – главная священная книга мусульман. По мусульманскому догмату, Коран как божественное слово существует вечно, он никем не сотворён, ниспослан и передан Аллахом Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах) через ангела Джабраила. Коран разделён на 114 глав (сур), каждая глава имеет своё название и состоит из аятов (стихов). Главы Корана различны по размеру, наиболее длинные находятся в первой части. Суры делятся на мекканские и мединские, означая, что они ниспосланы Аллахом Пророку в Мекке или Медине между 610 и 632 гг. При жизни Пророка текст Корана передавался в основном в устной форме, хотя существовали записи Корана у его сподвижников. Главная тема Корана – утверждение исламских принципов, предписаний, касающихся обязанности мусульман по отношению к Аллаху. Коран основной источник исламского вероучения. Его основные принципы касаются вероучения, нравственных проблем, истории человечества, науки, философии, взаимоотношении Аллаха с человеком. Социальная справедливость, экономика, политика, законодательство, право, международные отношения и другие вопросы также отражены в Коране. На русском языке впервые Коран был издан в 1716 году.

МУДЖТАХИД (араб. – старающийся, усердствующий) – наиболее авторитетный мусульманский законовед (факих, имеющий право выносить самостоятельное суждение (иджтихад) по религиозным и правовым вопросам.
МУСУЛЬМАНИН (муслим) – покорный Богу, уверовавший в миссию Пророка Мухаммада.

МУХАДЖИР – переселенец, дословно «совершивший хиджру». Мусульманин, переселившийся вслед за Пророком Мухаммадом из Мекки в Медину из-за преследования со стороны язычников и многобожников. После мирного взятия мусульманами Мекки Пророк Мухаммад дал слову мухаджир расширенное толкование – «тот, кто «покидает», удаляется от запрещенного Всевышним».

Нафс — душа. Используется в основном для обозначения низшей души, призывающей к пороку.

РАМАДАН – месяц обязательного поста.

САВАБ – вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его установлений, удаление себя от запретного и благодеяния.

САДАКА (араб. – подаяние) – добровольная милостыня, предписанная законами шариата имущему мусульманину, для помощи нищим, беднякам, сиротам, участникам войны и передающаяся прямо дарителем или через авторитетных лиц. Садака бывает нескольких видов: как акт благотворительности, как вид искупления (каффара) и.т.д. Садака может даваться деньгами, пищей, одеждой, прощением долга, предоставлением услуг и жилья и т.п. В мусульманских государствах садака собирается централизованным способом и вместе с отчислениями от заката, также называемыми садака, составляет вид средств, распределяемых среди нуждающихся.
САЛАВАТ – испрашивание у Господа благословения для Пророка Мухаммада и его рода.
САЛЯТ (намаз) – ежедневная обязательная пятикратная молитва. Кроме обязательных молитв существуют дополнительные, праздничные и другие.
САУМ (араб. – пост) – пост – одно из пяти основных предписании ислама. Обязателен для взрослых, здоровых, ритуально чистых мусульман в течение месяца рамадан. Заключается в полном воздержании от пищи, питья, супружеской близости и курения в светлое время суток, с закатом солнца все запреты снимаются. От поста освобождаются больные, беременные и кормящие женщины, дети, престарелые, все кто не может соблюдать его по объективным причинам (н-р, воины, участвующие в военных действиях, люди находящиеся в пути и т.д.). Верующие, временно освобожденные от поста или нарушившие его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней.

СУРА – название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана. Первоначальное слово. С. означало отдельные, обычно короткие «божественные откровения». Впоследствии оно приобрело значение: «часть коранического текста», «глава» Корана.

Сухур — принятие пищи на рассвете во время Рамадана.

ТАКБИР – возвеличивание Господа словами «Аллаху акбар» (Аллах велик).
ТАСБИХ (тасбихат) – восхваление Всевышнего Творца.
ТАФСИР (араб.) – комментарий, толкование Корана. Многие аяты текста были непонятны новым обращенным. Сочинения, посвященные толкованию Корана, получили название Тафсир Аль–Коран. Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то Тафсир, сопровождающие его текст подробными комментариями на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном мусульман, незнакомых с арабским языком. О методике комментирования Корана непрерывно идет полемика среди различных направлений ислама.
ТАУХИД (араб. – единение, единобожие, монотеизм) – догмат о единственности и единстве Аллаха, выраженный в формуле – «нет никакого божества, кроме Аллаха». Доказательство единства бога, которое было необходимо совместить с учением о множественных атрибутах Аллаха, занимало большое место в трудах мусульманских законоведов.
Таджвид — искусство правильного произношения.
Тайаммум — сухое ритуальное омовение песком.
Таква — богоосознание.
Таравих — желательные молитвы в месяц Рамадан.

Тасбих — молитвенные четки.
Тахара — очищение.
Тилава — внимательное чтение.

УММА (араб. – народ, нация, община) – мусульманская община, нация правоверных. Канонический ислам не признает понятие «нация» в этническом смысле слова, для него существует лишь «умма» мусульманская община, объединенная верой в Аллаха и его посланника Пророка Мухаммада.
УРАЗА (перс.) – пост.
Улем — знаток богословия и права.
Умра — малое паломничество.

ФЕТВА – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с точки зрения шариата.

Фикх — исламское правоведение.

ХАДЖ – паломничество в Мекку, один из столпов ислама. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить Хадж, а если почему-либо не способен сделать это, он может послать вместо себя заместителя.
ХАДИС (араб. – новость, рассказ, известие) – предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающие различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна; они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама.
ХАДИС КУДСИ – прямая речь Бога, изложенная словами Пророка Мухаммада.
ХАДИС САХИХ – хадис, имеющий высокую степень достоверности.
ХАЛЯЛЬ – канонически дозволенное для мусульман.

ХАРАМ (араб. – запретное) – запретные действия охватывают большой круг вопросов в жизни мусульман, в торговле и финансах, в мусульманском посте, в области искусства (запрет изображения божества, коранических персонажей и т.д.), в семейно-брачных отношениях, пищевые запреты, запреты иноверцам вступать в священные места ислама и т.д.
ХАТЫБ (араб.) – духовное лицо, читающее проповедь в мечети во время праздничной молитвы и праздников. Часто является одновременно и имамом мечети.
Халиф — преемник.
Хамр — любое одурманивающее вещество.
Хафиз — знающий Коран наизусть.

Чадра — длинное одеяние женщин, покрывало во весь рост

ШАРИАТ (араб. – правильный путь к цели) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Шариат считается «божественным законом», доводимым до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторов.
Шахада — свидетельство о единстве Бога, об истинности пророчества Мухаммада.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *