макбет в чем смысл

Смысл произведения Шекспира Макбет

Пьеса, основанная на сюжете из шотландской истории, явилось не
столько художественным, сколько политическим откликом на эпоху,
в которой необходимо было развить шотландскую тему, подчеркнуть
историческую дружбу Англии и Шотландии и рассказать о
популярных при новом королевском дворе ведьмах и колдовстве.

Трагедия «Макбет» – единственная у Шекспира, где изображается
превращение благородного человека в злодея.
Макбет вначале храбрый воин, верный вассал своего короля Дункана.
Но в душу его закрадывается честолюбие, жажда власти.
Эти чувства толкают его на преступление – убийство короля и
узурпацию трона.

Пьеса раскрывает нам трагедию величественного воина,
опустившегося до убийств из-за угла и уничтожения невинных детей
и женщин.
Мотив видимости и сущности необходим здесь, чтобы подчеркнуть всю противоречивость человеческой природы.
Ведьм можно считать антагонистоми, как некие потусторонние силы,
которые решили доказать относительность моральных правил
в жизни человека, «стереть грань между гнусным и прекрасным»,
добром и злом в душе человека. И объектом их влияния становится
Макбет. Он принимает их слова за путеводную нить.
Он счел предсказание за «чудесный зов, который таить не может ни
зла, ни блага», ведь для истинно «доблестного» человека,
главное сохранить власть и одержать победу, какие бы средства для
этого не потребовались.
Ведьмы превращают желания Макбета в осознанные, действенные и целеустремленные. Их участие в душевном переломе Макбета
накладывает мрачную печать на его честолюбивые желания,
характеризуя их как силу темную и злую – демоническую, гибельную
для сознания и человечности.
Сомнения и колебания, которые испытывает при этом превращении
Макбет, касаются нравственной сферы, вызваны сопротивлением
долга и совести бесчеловечным намерениям.

Источник

«Макбет», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира

Трагедия «Макбет» была создана Шекспиром в 1606 году, спустя три года после смерти королевы Елизаветы и вступления на престол сына казнённой шотландской королевы Марии Стюарт – Иакова I. Произведение, основанное на сюжете из шотландской истории, явилось не столько художественным, сколько политическим откликом на эпоху, в которой необходимо было развить шотландскую тему, подчеркнуть историческую дружбу Англии и Шотландии и рассказать о популярных при новом королевском дворе ведьмах и колдовстве.

Исторические события и образы, лёгшие в основу «Макбета», были заимствованы Шекспиром из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда. При этом английский драматург существенно сократил время развития событий: объединил в один исторический момент восстание Маклональда, вторжение норвежского короля и нападение войск Капута на шотландцев и представил время правления Макбета кратким сроком в противовес реальному в семнадцать лет.

Характер главного героя – мудрый и справедливый у Холиншеда Шекспир превратил в злодейский и деспотический, но не сразу, а постепенно, показав его эволюцию под воздействием сил зла (в начале – трёх ведьм, а затем и жены). Благородный по натуре герой сбивается с пути, поверив в колдовское пророчество. Его обольщение происходит в классическом христианском стиле: ведьмы растравляют гордость полководца (прославление его как короля) и дают ложное подтверждение тому, что он им станет (предсказывают получение Макбетом титула Кавдорского тана). Приняв сказанное за неизбежную судьбу, главный герой решается на ужасное преступление (убийство короля как помазанника Божия на земле – это всё равно, что выпад против самого Бога), и опять не сразу. Первое время он колеблется, страшится, пытается пойти на попятный, но леди Макбет, как прирождённая Ева, искушает его властью, уговаривает взять своё и, когда полководец убивает короля, но не находит в себе сил подложить окровавленные кинжалы слугам, сама отправляется на место преступления, чтобы вымазать последних кровью и спрятать от всех совершённый грех.

Леди Макбет у Холиншеда описывается одной фразой, раскрывающей честолюбие женщины, её желание стать королевой и словесное воздействие на мужа, не решающегося бросить вызов судьбе. На основе прочитанного Шекспир создал яркий женский характер, сочетающий в себе тягу к злодейству и невозможность пережить совершённое преступление. Хождение леди Макбет во сне, её попытки смыть с рук кровь и разговоры вслух свидетельствуют о помрачении рассудка. Последующее самоубийство королевы указывает на резкое неприятие преступления человеческой натурой. Сильная, мужественная, способная на любой поступок ради власти леди Макбет к концу трагедии становится слабой и болезненной женщиной, между тем, как её муж, напротив, ожесточается (смерть жены он воспринимает как печальную новость, которая пришла не во время – «Что б умереть ей хоть на сутки позже! Не до печальной вести мне сегодня») и теряет всякий страх перед убийством себе подобных (на поле боя, перед Дунсинаном Макбет говорит: «Пока я жив, разумнее губить чужие жизни» и убивает всех, кто попадается под руку).

Бесстрашие Макбета отчасти объясняется его излишней верой в потусторонние предсказания. Выслушав от вызванных ведьмами призраков информацию о том, что его власть не кончится до тех пор, пока не пойдёт Бирнамский лес, а его жизни ничего не угрожает от руки рождённого женщиной, король решает, что он всемогущ и чуть ли не бессмертен. Ошибка Макбета заключается в том, что он трактует их слова буквально и воспринимает услышанное через призму обычных человеческих представлений о том, что возможно, а что нет: король никогда не видел живых деревьев, все люди, по его мнению, могут быть рождены только женщинами. Когда Макбету открывается переносное значение предупреждений призраков, он смиряется со своей судьбой и предпочитает погибнуть, нежели выставить себя на всеобщее поругание как тирана.

Образу Макбета в трагедии противопоставлены образы Банко (родоначальника нового королевского дома – Стюартов), Макдуфа (шотландского вельможи, вставшего на защиту своей родины и потерявшего из-за патриотических устремлений жену и детей) и Малькольма (старшего сына короля Дункана). Характер Банко намеренно идеализируется английским драматургом: реальный герой был другом и сообщником Макбета в убийстве короля Дункана, литературный персонаж – ничего не ведающий друг, предостерегающий полководца от попадания в сети зла.

Два ключевых убийства трагедии рисуются Шекспиром несколько иначе, чем это было в действительности: у Холиндшеда короля убивают подосланные слуги, у Шекспира сам Макбет; у Холиншеда убийство Банко происходит после пира у Макбета, у Шекспира – до. Внесённые английском драматургом изменения в первом случае подчёркивают резкое грехопадение Макбета – в одну ночь от верного подданного и благородного человека до подлого изменника и убийцы, во втором – внутренний накал страстей и необходимое продолжение колдовской тематики. Призрак Банко занимает место Макбета на пире не случайно: он предрекает скорую гибель полководца и своё будущее воцарение в лице восьми королей, один из которых (Иаков I) в показанном полководцу видении держит в руке тройной скипетр, указывающий на подчинение ему трёх стран – Англии, Шотландии и Ирландии.

Дух убитого Банко видит только Макбет. Здесь Шекспир следует поверьям своей эпохи, согласно которым призрак является конкретному человеку и остаётся невидимым для всех остальных. Зная об этом, леди Макбет пытается убедить присутствующим на царском пире вельмож в болезни мужа: припадки, по мнению королевы, более безопасное объяснение поведения Макбета, нежели подтверждение присутствия призрака, являющегося прямым указанием на совершённое главным героем преступление.

Внесение в трагедию сверхъестественного элемента в виде трёх ведьм и их предводительницы Гекаты стало отправной точкой для завязки внутреннего конфликта (стремление Макбета и его жены к власти любой ценой) и объяснения причин внезапного изменения личности верного Дункану полководца. Внешняя сторона колдовской тематики была позаимствована Шекспиром из устных преданий и демонологических трактатов, популярных в Англии на рубеже XVI-XVII веков (к примеру, ингредиенты, используемые ведьмами для варки зелья, были взяты из «Разоблачения ведьмовского искусства» (1584) Р. Скотта).

Источник

Предсказания и мистические образы в трагедии ‘’Макбет’’

Вы будете перенаправлены на Автор24

Трагедия — это драматический жанр, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.

Сверхъестественное в творчестве У. Шекспира

В трагедиях У. Шекспира конфликты имеют реальное жизненное содержание, люди принимают решения сами, а действия разворачиваются в связи с человеческими поступками. Образы из потустороннего мира и силы природы задают фон трагедиям Шекспира, погружают читателя в атмосферу повествования. Но в мире, изображаемом Шекспиром, жизнь не является чем-то заранее данным. Она такая, какой ее делают люди. Это парадоксально, но именно гуманизм эпохи Ренессанса содействовал введению потусторонних сил, духов и призраков в драму Шекспира. Сверхъестественное встречается в таких произведениях, как:

Сверхъестественное сопровождает каждого героя Шекспира, дает ему советы или запутывает в паутину своей хитрости. Но у Шекспира именно человек управляет своей жизнью, он сам совершает ошибки или принимает верные решения. В творчестве Шекспира отражены все аспекты эпохи его жизни и олицетворены вечные проблемы бытия. Реальное и потусторонне в его произведениях взаимодействую для того, чтобы показать истинный облик мира. Безусловно, на творчество драматурга влияют средневековые мотивы сверхъестественного, но в своих образах он не только показывает существование потусторонних сил. Он в каждом герое в первую очередь раскрывает человека, и совершенно неважно, в каком мире он окажется. Несмотря ни на что, душа человека остается душой. Шекспир, используя фантастические образы, перед читателем ставит вопросы о жизни и смерти, мести и справедливости, о человеке и обществе.

В его произведениях призраки – это своего рода мудрые проводники человека, но решения принимает и совершает поступки только сам человек.

Готовые работы на аналогичную тему

На примере трагедии «Макбет» можно убедиться в том, что в качестве героев могут выступать и духи. В этом произведении призраки являются носителями гуманистических и философских проблем. Сверхъестественное в трагедии «Макбет» выступает в виде невинно убитых людей или ведьм, олицетворяющих страсти и хитрость Макбета.

Образы ведьм

В трагедии «Макбет» предсказания, несомненно, не просто играют важную роль – они, по сути, определяют развитие сюжета. Но значение пророчеств в этом произведении оказывается гораздо серьезнее, чем это кажется при поверхностном знакомстве с ним. Но прежде чем проанализировать роль предсказаний в трагедии, следует рассмотреть образы тех, кто помог Макбету стать королем.

Военачальники шотландского короля Дункана Макбет и Банко однажды в пути встречают трех ведьм. Образы ведьм фантастичны. Непонятно, это женщины или мужчины. Шекспир наделяет ведьм атрибутами, которые согласно средневековым поверьям, являются обязательными для злых колдуний. Важными знаками для них являются кваканье жабы, мяуканье кота, они собираются на закате и варят из зловещих ингредиентов чародейное зелье. То есть, драматург изображает типичных ведьм. Но под гротескными образами полуночных черных ведьм скрываются могущественные и грозные древние богини судьбы, которых называли парками, норнами, мойрами.

Само слово «ведьма» не всегда имело выраженный негативный смысл. Изначально оно означало «знающая».

А уродливое обличье, которым наделил драматург предсказательниц, является следствием христианских воззрений на древние языческие обряды и божества. Однако смысл встречи героев с ведьмами от этого не меняется. Волею безжалостных сестер перед Макбетом и Банко приоткрылась завеса, которая скрывает грядущую судьбу.

Роль предсказания в трагедии «Макбет»

Конечно, тема рока в литературе не является новой. Авторами многократно обыгрывались сюжеты, в которых герой уже заранее обречен. Но как он себя поведет перед лицом судьбы – это всецело выбор самого человека. но даже в понимании древних рок не так уж грозен. Как правило, у героя всегда есть выбор, только он его не всегда замечает. В трагедии Шекспира де ситуация несколько другая, нежели в античных трагедиях. Кажется, что предсказания трех ведьм не таят ничего дурного, а даже наоборот, они обещают власть и славу. Вот только обещание грядущего величия для человека может оказаться испытанием. Не случайно драматург вводит в произведение мотив двойного предсказания – судьбы Банко и судьбы Макбета. Обещания, которые дают им ведьмы, в определенной степени схожи, но различается реакция героев. Банко и не подозревает о том, какие страшные мысли возникли в уме его товарища. Сам же он готов любую судьбу принять с достоинством и мудрым спокойствием.

Чтобы понять причину такого различного отношения к будущей славе и величию у Макбета и Банко необходимо снова вернуться к образам ведьм. Именно в таком обличье ярче выступает пренебрежительное отношение древних божеств к простым смертным. И не случайно то, что ведьмы в произведении предстают ученицами Гекаты – древнегреческой богини, покровительницы колдовства. Однако Шекспир изображает ведьм, намекая на их связь с адскими силами, согласно традициям Средневековья. Ведьмы не просто хотят поиздеваться над людьми, они желают приобрести себе верного прислужника. Ведьмы знают, что Макбет в глубине души мечтает о власти и славе. И возможно, именно они внушают ему мысли об убийстве короля. Но человек сам решает, принять ему какой-то помысел или отвергнуть его. И Макбет принимает, пусть и не без колебаний. Предсказание пробудило в герое худшие свойства его натуры, и он не сумел их обуздать.

Человек сам выбирает добро или зло. Но личность Макбета лишена внутреннего мира, в отличие от Банко. С одной стороны, он понимает преступность замысла, но с другой жаждет поскорее получить предсказанное ведьмами. В рамках добра честолюбию Макбета тесно, хоть он и понимает, как нужно отнестись к предсказанию.

Но в том, что произошло с Макбетом, виновно не предсказание. Все, что он совершил, это воля самого Макбета, отрицающего человеческие и божественные законы. И даже перед гибелью он не вспоминает о Боге, он думает только об обманчивых предсказаниях, на которые слишком сильно надеялся.

Источник

Своеобразие трагедий У.Шекспира. Анализ «Макбета».

История создания пьесы

Произведение вышло в свет в 1606 году.

В это время Англией и Шотландией правил король Яков I из династии Стюартов. Король увлекался разоблачением ведьм и хотел объединить два королевства в одно.

макбет в чем смысл. Смотреть фото макбет в чем смысл. Смотреть картинку макбет в чем смысл. Картинка про макбет в чем смысл. Фото макбет в чем смысл

William Shakespeare (1564-1616)

Шекспир, желая угодить монарху, написал пьесу о доблестном предке королей будущей Великобритании (Банко), который не слушал предсказания ведьм. Для увеличения кассовых сборов автор описывает историю жестокого убийства властелина его подданным Макбетом с целью захвата власти.

Злого правителя свергли объединённые усилия шотландского наследника и английского короля. Это способствовало сближению двух соседних государств.

Сюжет далёк от исторической правды. На самом деле Макбет правил счастливо 17 лет.

Основная идея

Главная мысль произведения «Леди Макбет Мценского уезда», заложенная Лесковым, заключается в том, что страсть доводит до безумия и не дает счастья. Безнравственность нельзя оправдать любовью, ведь она уничтожает все высокие чувства и ведет человека к пропасти. Разврат двух людей превращается разврат общества: в мире, где супружеские узы ничего не значат, нет никакой морали, нет идеалов и ценностей. Главный принцип порочного союза любовников – скрыть все, что происходит между ними. Но Лесков доказывает, что скрыть грех невозможно, за все придется платить, и кара жестока.

Можно выявить не только нравственный смысл повести «Леди Макбет Мценского уезда», но и социальный. Причина формирования преступных наклонностей Катерины лежит в ее личной неустроенности: она не имеет возможности реализовать себя в браке, совершенном по расчету, даже без ее согласия. Пока общество одобряет и молчаливо взирает на такие союзы, проблему не искоренить.

Главные герои и их характеристика

макбет в чем смысл. Смотреть фото макбет в чем смысл. Смотреть картинку макбет в чем смысл. Картинка про макбет в чем смысл. Фото макбет в чем смысл

Макбет – военачальник короля Дункана.

В начале пьесы это всеобщий любимец, не знающий поражения в битвах. Поверив предсказаниям трёх ведьм, Макбет зародил в своём сердце искру честолюбия. Постепенно, снедаемый жаждой могущества, он становится жестоким убийцей. Его терзают призраки убитых им людей, мешающих (как ему кажется) наслаждаться властью.

Леди Макбет – жена военачальника.

Она разжигает низменные честолюбивые замыслы, чуть ли не физически подталкивая сомневающегося мужа к убийству. Её не мучают сомнения и страх. Жажда власти оправдывает для этой женщины любые ужасные действия. Но всё-таки, её душа не смирилась с преступлением. В конце трагедии леди Макбет сходит с ума и сбрасывается со скалы.

Банко – военачальник королевских войск и друг будущего жестокого короля.

До последнего момента своей жизни был верен Макбету, олицетворяя собой честность и преданность. Как человек здравомыслящий, он пытается уберечь друга от влияния предсказаний злых ведьм.

Жанр и направление

Задумывалась повесть «Леди Макбет Мценского уезда» изначально как серия очерков о женских характерах, сильных и страстных натурах. Но потом очерк уступил место более художественному жанру — повести. В книге мы видим все ее признаки: одна сюжетная линия, средний объем между романом и рассказом, количество действующих лиц тоже не выходит за рамки повести.

Направление – реализм. Словосочетание «наш уезд» называлось не случайно, каждый мог узнать судьбу этой женщины в своей местности. Уж очень узнаваемы похожие судьбы, именно это так привлекало читателей.

Второстепенные персонажи

макбет в чем смысл. Смотреть фото макбет в чем смысл. Смотреть картинку макбет в чем смысл. Картинка про макбет в чем смысл. Фото макбет в чем смысл

Дункан – добрый и справедливый король Шотландии.

Он полностью доверяет своему вероломному родственнику и военачальнику. Щедрой рукой награждает за победу не только Макбета, но также его жену и слуг.

Малкольм – сын короля.

После убийства отца скрывается в Англии. Желая освободить свою родину от узурпатора, заручается помощью английского правителя.

Макдуф – шотландский вельможа, приближённый короля Дункана.

Он вынужден уехать в соседнее королевство. Его стремление к свободе Шотландии от тирана приводит к тому, что собственные жена и сын погибают. Макдуф помогает молодому Малкольму в освобождении от тирана. Чтобы сохранить жизни своих людей от бессмысленной бойни, он выходит на поединок против Макбета и побеждает его.

Эта история судьбы трех героев: Катерина Измайлова, Сергей, Сонетка.

Катерина, скучающая женщина в браке с нелюбимым и без какой-либо цели в жизни, заводит роман с приказчиком Сергеем на стороне. Роман страстный, и жажда любви и вседозволенности доводит Катерину до безумия. Сначала она убивает свекра, ставшего свидетелем измены, потом мужа, вставшего у нее на пути, затем племянника Федю, ради наследства. Сцену увидели проходившие жители местности, затем следует приговор и трагическая судьба двух людей. Во время суда Катерина рожает ребенка от Сергея, но не чувствует любви к нему и оставляет в больнице.

Сергей в каторге заводит роман с Сонеткой, Катерина ревнует и, не в силах сдержать себя, нападает на нее, вместе они погибают в воде во время этапа на каторгу. Краткое содержание по главам Вы найдете здесь.

Краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира «Леди Макбет»

В начале пьесы три сестры-ведьмы среди молний и раскатов грома обсуждают, как они встретят Макбета. В это время два полководца короля Дункана возвращаются после битвы в лагерь. Под их предводительством была одержана победа над армиями Норвегии и Ирландии.

макбет в чем смысл. Смотреть фото макбет в чем смысл. Смотреть картинку макбет в чем смысл. Картинка про макбет в чем смысл. Фото макбет в чем смысл

Один из друзей, военачальник и родственник правителя Макбет, только что победил в личной схватке предводителя восставших Макдональда. Ведьмы предсказывают герою, что он вскоре будет королём. Его товарищу Банко, такому же доблестному воину, предрекают, что не он сам, а потомки будут править королевством.

Далее они встречают посланника от короля, который сообщает, что Макбету присуждён новый почётный титул. Слова ведьм начинают сбываться. Загорается честолюбивый порыв о коронации и военачальник пишет в замок жене о произошедшем.

Король рад победе и сердечно благодарит своих полководцев. Чтобы особо почтить Макбета, Дункан решает заночевать у него в замке.

Леди Макбет, честолюбивые помыслы которой не знали границ, устраивает пир в честь приезда короля. После того, как он отправился на покой, она поит королевских слуг вином. Макбета мучают сомнения. Совесть не хочет предать смерти своего доброго правителя, но коварная жена отметает прочь все страхи и даёт в руки мужу кинжал.

Бывший отважный герой совершает подлое убийство своего государя. У него не хватает духа подбросить кровавое орудие спящим слугам. Леди Макбет сама делает это, измазав кровью их руки и лица.

Утром коварные супруги притворно показывают, что очень опечалены смертью короля. Сын убитого Малкольм отправляется в Англию, не доверяя свою жизнь изменникам. Макбет становится королём. Его соратник Банко понимает, что не слуги явились причиной гибели государя. Утешается он только предсказанием ведьм о том, что его потомки будут править родной Шотландией.

Макбет тоже помнит слова сестёр-колдуний. Страх упустить власть из своих рук толкает его на следующее преступление. Наёмные убийцы расправляются с бывшим другом.

макбет в чем смысл. Смотреть фото макбет в чем смысл. Смотреть картинку макбет в чем смысл. Картинка про макбет в чем смысл. Фото макбет в чем смысл

В честь нового короля устраивают пир. Но нечистая совесть мучает Макбета. В самый разгар праздника ему привиделся израненный призрак Банко, сидящий во главе стола. Властитель разражается гневными речами, что приводит в недоумение всех вокруг. Леди Макбет, пытаясь оправдать мужа, объявляет о его болезни. Гости постепенно расходятся.

Сознание властителя всё глубже погружается в темноту. Он теперь подозревает в измене придворного Макдуфа. Измученный Макбет отправляется к ведьмам. Они вызывают духов, которые пророчат, что нужно опасаться этого вельможу. Однако ничего не случится, пока Бирнамский лес не оживёт и не двинется на замок в наступление.

Тирану это кажется невероятным, и он представляет себя неуязвимым. Но всё же по его приказу убивают жену и сына Макдуфа.

Жестокий правитель вызывает недовольство подданных. Многие отворачиваются и уходят к сторонникам принца. В Англии Малкольм объединяется с Макдуфом, они решают восстать против узурпатора. Английский король посылает с ними своё войско.

Тем временем леди Макбет начинает сходить с ума. Она блуждает во сне и пытается смыть со своих рук следы крови короля Дункана. Однажды ночью несчастная срывается со скалы и умирает. Известие о смерти жены вызывает у Макбета всего лишь досаду. Он беспокоится только об охране замка.

Макдуф приказывает солдатам наломать веток и прикрыться ими, чтобы незаметно подойти к владениям тирана. На рассвете сквозь туман Макбет видит вдали движущиеся деревья и понимает, что настал час расплаты.

макбет в чем смысл. Смотреть фото макбет в чем смысл. Смотреть картинку макбет в чем смысл. Картинка про макбет в чем смысл. Фото макбет в чем смысл

Он произносит монолог о том, что существование человека – это лишь движение к смерти. Всё вокруг бренно и не стоит заботиться о завтрашнем дне. Жизнь – это сказка, громкая и беспокойная, но в ней нет никакого смысла.

макбет в чем смысл. Смотреть фото макбет в чем смысл. Смотреть картинку макбет в чем смысл. Картинка про макбет в чем смысл. Фото макбет в чем смысл

В жестокой схватке Макдуф обезглавливает короля Макбета. Новым правителем становится принц Малкольм.

Тематика повести «Леди Макбет Мценского уезда» отражена в данном списке, однако Многомудрый Литрекон может дополнить ее в случае необходимости.

Критика

Катерина Львовна — яркое противопоставление Катерины Островского из «Грозы». Хотя обе живут в семье, в которой тошно и «даже стены противны», Кабанова Катерина старалась найти хоть какой-то смысл в жизни и построить семью в браке. Однако ни муж, ни свекровь не позволили ей этого сделать. Единственное спасение она нашла в любви к Борису, а Катерина Измайлова — в греховной страсти. Обеих эта любовь привела к печальному исходу. Ни та, ни другая не реализовались в роли матери.

В.Гебель так описывал Измайлову «О Катерине Измайловой можно было бы сказать, что она не луч солнца, падающий в темноту, а молния, порождённая самим мраком и лишь ярче подчёркивающая непроглядную темень купеческого быта». А Добролюбов писал о Катерине Островского «луч света в темном царстве».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *