макумба фитнес что это
Зумба – это не просто тренировка, это вечеринка
Зумба – это групповой урок, больше напоминающий танцы в клубе, чем обычные степы, аэробика и тай-бо. Секрет – в современной музыке, простой хореографии и качественно обученных инструкторах. Зумба наверняка есть в вашем ближайшем фитнес-клубе. Но кому подойдут подобные тренировки?
Особенности зумбы
Автор зумбы Альберто Перес очень спешил на работу, потому забыл свой диск с музыкой. Он трудился инструктором групповых программ, и ничего не оставалось, кроме как поставить первый попавшийся латино-поп, который валялся в машине. А раз музыка неформальна, то и движения тоже можно сделать попроще. Так появился новый тренд.
Зумба – это групповой фитнес-урок, сочетающий в себе простые элементы латино, хип-хопа, шаги из классической аэробики и базовую хореографию. Справится любой человек, даже если он никогда не занимался подобным.
Самая главная проблема других групповых уроков – сложная хореография. Человек приходит похудеть и взбодриться, а вместо этого – просто стоит в заднем ряду и пытается понять, куда прыгать, как ставить ноги и не столкнуться с девушкой рядом. Пара таких занятий, и «спортивная карьера» завершается, так как кажется, что научиться всему этому нельзя. Что же такое дает новичку зумба, что он возвращается снова? Простоту и возможность двигаться так, как ему нравится.
Преимущества такого вида тренинга
Чисто физиологически – это один из видов высокоинтенсивных аэробных уроков. Зумба поднимает пульс до аэробной зоны и повышает расход калорий. Сколько именно сожжет конкретный человек, зависит от его возраста, веса и того, как активно он будет двигаться. Но в среднем за час можно потратить 400-600 ккал. Это почти столько же, сколько расходует любитель быстрой ходьбы в горку.
Преимущества занятий зумбой такие:
Что означает девиз «зумба – это не тренировка, это вечеринка»? То, что это фитнес для развлечения и здоровья. Единственное, что потребуется – это кроссовки, спортивная форма и абонемент в спортклуб. Какие-то уроки по технике, занятия для новичков или персональные тренировки не нужны. Каждый класс рассчитан на любого человека. Нагрузка тем больше, чем интенсивнее танцуешь.
Совет: попробовать зумбу совершенно бесплатно можно, найдя любое тематическое видео на Youtube. Пример также приведен ниже.
Для любого провинциального города три занятия зумбой в неделю в течение месяца обойдутся в стоимость одних джинсов в масс-маркете или двух походов в приличный ночной клуб с выпивкой и закусками.
Существенный плюс в том, что в Москве, Киеве, Владивостоке или Балаково клиент получит одинаковый зажигательный урок. Инструкторов зумбы обучают централизовано, они работают по готовым планам. Музыку также подбирает компания Zumba Inc, поэтому вы не будете слушать надоевший микс для аэробики 2001 года выпуска.
Минусы и противопоказания
Основной минус зумбы – это не сам урок, а завышенные ожидания от него. Все хотят быть похожими на девушек из Инстаграма с прессом, накачанными ягодицами, ровными спинами и выделяющимися плечами. А получается только похудевшая версия себя, пусть и более счастливая.
Танец зумба – это кардио, урок, направленный на развитие выносливости и повышение расхода калорий. Он не предназначен для коррекции фигуры, то есть накачки ягодиц и бедер. И с вялым трицепсом он справится в одиночку, только если девушка относительно молодая и стройная.
Посещая зумбу три раза в неделю, мы создаем дефицит порядка 1200 ккал. Этого достаточно для сжигания «жалких» 150 г жира. Если такие темпы похудения не устраивают, потребуется немного ограничить рацион, создать ежедневный дефицит калорий.
В общем, фитнес-девушкой за месяц посещения групповых занятий не станешь. А еще урок имеет противопоказания:
© Monkey Business — stock.adobe.com
Несколько вариантов движений из зумбы
Базовых движений – множество. Вот некоторые из них:
Для более полного понимания посмотрите примеры базовых шагов для начинающих:
Зумба непохожа на другие групповые уроки, здесь инструктор не командует шаги, а просто показывает.
Советы для начинающих
Новичкам важно определиться с приоритетами:
Нужно ли покупать какую-то специальную форму? Хоть в продаже и есть брендированные лосины и маечки, они совершенно необязательны. Можно пойти в любых удобных штанах и футболке, которые отводят пот, а вот кроссовки и спортбра обязательны.
Самый главный совет – не относитесь к происходящему слишком серьезно. Расслабьтесь, чем более амплитудными и свободными будут движения, тем больше пользы вы извлечете из занятия.
Врата Кимбанды. Как овладеть черным афрокарибским колдовством: инструкция «Ножа»
По многочисленным просьбам читателей «Ножа» темный коуч Лорд Тритогенон продолжает посвящать нас в глубины тайных знаний и небезопасных практик самосовершенствования. Подчеркнем, небезопасных, но если вы готовы рискнуть, то устраивайтесь поудобнее: сейчас вы узнаете, как стать адептом оккультного афрокарибского культа Кимбанды, вверить свой разум духу Эшу и обрести всемогущество.
Важное предуведомление. Сейчас вы прочитаете об одной из самых экстремальных духовных практик за всю историю человечества. Автор оставляет за собой право не чувствовать себя виноватым в том случае, если читатели попробуют самостоятельно прикоснуться к тонким материям Кимбанды и поплатятся за это рассудком или даже жизнью. Помните: в загробный мир легко войти, но выйти из него гораздо сложнее.
Именем Эшу Марабо, направляющего Народ Перекрестков Рельс, дарящего вдохновение и воздающего возмездие, начинаю свой рассказ.
Итак, Кимбанда (да отсохнут пальцы на руках и свернется кровь в жилах у того, кто напишет имя этого учения с маленькой буквы). Что же это такое? Ответ на этот вопрос зависит от того, под каким углом на него посмотреть.
Антрополог ответит, что Кимбанда — это афрокарибский культ предков, получивший распространение среди потомков рабов, завезенных из Африки в Латинскую Америку. Сектовед скажет, что Кимбанда — это ответвление Макумбы, считающееся более радикальным, нежели Умбанда. Голливудский режиссер добавит, что Кимбанда — это готовый сюжет для старомодного фильма ужасов в духе «Змея и радуги» Уэса Крейвена.
Мы же будет исходить из того, что Кимбанда — это метод решительного выхода из хитроумной ловушки бытия и средство раскрытия истинной природы человека, неизвестной прежде всего ему самому.
Кимбанда подразумевает полный пересмотр наших моральных установок и отказ от вульгарно-рационального восприятия действительности и себя в ней. Некоторые сравнивают традицию Кимбанды с Путем левой руки в ортодоксальном сатанизме. Некоторые находят в ней ницшеанские мотивы. Кто-то презрительно называет ее религией товарно-денежных отношений, придуманной вчерашними рабами. Все эти стереотипы — лишь постколониальная пыль, прилипшая к давно незрячим глазам обывателей, ко всему применяющих свою обывательскую логику и убогую мораль.
Попробуем разобраться в истоках Кимбанды, ее современном состоянии, и по возможности развеять некоторые мифы о ней, а заодно начать осторожное (или не очень) погружение в мир, где явь и навь существуют на равных.
Родиной Кимбанды принято считать Бразилию — именно в этой загадочной стране впервые зазвучали исполненные восторженной мудрости песнопения Pontos Cantados.
Кимбанда имеет достаточно сложный, но красивый и стройный пантеон, в котором главенствуют Эшу и Помба Жира, к которым неприменимы западные понятия вроде «боги» или «демоны».
Вместе с ними над хаостроением мира трудится множество духов, некоторые из них более кровожадные, другие — менее. Работа с этими духами — непосредственный с ними контакт — и составляет основу практики Кимбанды. Начинающий кимбандейро может работать с одним из многих Эшу, совершая ему подношения и позволяя ему завладеть своим разумом. Мы не будем останавливаться на многогранном мире духов Кимбанды, а желающих разобраться в нем отправляем читать «Черную Книгу Кимбанды», перевод которой любезно распространяет Храм Кимбанды. В ней вы найдете описания различных Эшу и базовые представления о работе с Традицией. Кроме того, хотелось бы порекомендовать неоднозначное, но всё равно крайне познавательное интервью с руководителем московского Храма Кимбанды Матиасом да Нойче. На наш взгляд, в этой беседе уважаемый кимбандейро нагнал лишнего мрака и заодно допустил несколько неоправданно резких высказываний, но вряд ли на постсоветском пространстве можно найти более авторитетный источник знаний о Традиции Кимбанды.
Сейчас же мы хотели бы дать читателям самые общие представления о Кимбанде, ее традициях и практиках. Однако мы сразу должны заметить: сколько на свете кимбандейро, столько существует подходов к познанию Кимбанды. Ничто не истина, каждый путь индивидуален. Теперь перейдем наконец к вопросам. Кимбанда презирает мещанскую «гармонию» и признает только нечетные числа, важнейшим из которых является 7. Потому и вопросов в нашем катехизисе будет ровно 7.
1. Возможно ли одновременно исповедовать Кимбанду и какую-либо «традиционную» веру?
Задайте этот вопрос вашему священнику, имаму или раввину, и он почти наверняка ответит на него отрицательно. Но духовникам, проповедующим традиционные религии, и не обязательно знать правильный ответ на этот вопрос.
А правильный ответ таков:
«Для человека, осознанно вошедшего в Кимбанду, нет ничего невозможного».
В Бразилии культ Кимбанды исповедуют многие богобоязненные католики: нет ничего удивительного в том, что один и тот же человек днем посещает мессу в христианском храме, а ночью разжигает сигары для Эшу, с которым работает. Чем-то это напоминает, скажем, китайские реалии, в которых один и тот же человек может одновременно исповедовать конфуцианство и даосизм — то есть учение достаточно мирское и учение крайне мистическое.
Так и мы не удивимся, если кимбандейро будет практиковать Кимбанду, допустим, в связке с православием. Если таков его путь, то таков его путь, и никто ему не указ. (Мы уже слышим истошные вопли некоторых кимбандейро, прельщенных контркультурной романтикой, целиком замешанной на жалком западном ресентименте, но с нескрываемым удовольствием пропускаем эти вопли мимо ушей.)
2. Можно ли исповедовать Кимбанду людям с цветом кожи, отличным от черного?
Да. Обыватели, поверхностно знакомые с мистическими традициями, но имеющие якобы «свое» мнение по любому поводу, обязательно закричат о культурной апроприации. Между тем Кимбанда давно стала явлением в высшей степени интернациональным. Достаточно вспомнить о том, что одним из самых известных и цитируемых кимбандейро является норвежец Николай де Маттос Фрисвольд, которого многие уважительно называют просто Nicholaj. Его перу принадлежат очень востребованные исследования: Pomba Gira and the Quimbanda of Mbumba Nzila и Exu and the Quimbanda of Night and Fire.
Адепт культа. Иллюстрация из зловещего гримуара Кимбанды
Кроме того, хотелось бы процитировать более чем красноречивый фрагмент из рекомендованного нами выше интервью с Матиасом да Нойче:
«Одного нашего практика, до Кимбанды любившего австрийскую живопись и потому не страдавшего излишней толерантностью, Эшу как-то попросил прокомментировать цвет его кожи (вместо лица у него был череп). Практик просветлел как в дзенской притче».
3. Можно ли в обрядах вместо пальмового масла использовать, скажем, подсолнечное?
Даже нужно. Да, в гримуарах четко прописано, что во многих ритуалах Кимбанды необходимо использовать пальмовое масло. Однако оно славится не только канцерогенностью, но и тем, что для его добычи вырубаются джунгли Индонезии, что приводит к массовой гибели орангутанов. Мы уверены: орангутаны слишком интересные и по многим параметрам привлекательные существа, чтобы жертвовать ими ради никому не нужного буквоедства. Более того, следуя Традиции Кимбанды, надо быть готовым к тому, чтобы ее постоянно нарушать: хаос не терпит порядка.
Аналогичное применимо и к другим ритуальным составляющим Кимбанды, многие из которых подразумевают употребление психоактивных веществ. Если вы по каким-либо причинам не пьете алкоголь, найдите ему подходящую замену, посоветовавшись с наставником-кимбадейро или напрямую со своим Эшу. Уверены, нет такой ситуации, из которой следующий тропой Кимбанды не нашел бы выхода.
Слева направо: Помба Жира, Эшу Марабо, Эшу Бельзебу
4. Правда ли, что духи Кимбанды исполняют желания?
Да, но подлинный кимбадейро не ограничивает свое общение с Эшу этой, так сказать, меркантильной стороной вопроса. Здесь важно заметить, что разные духи отвечают за разные задачи. Например, кровожадный Эшу Кавейра благоволит воинам, с ним стоит работать для массового уничтожения противника. Эшу Марабо более деликатный, он в обмен на хорошие сигары и крепкий алкоголь поможет изящно расквитаться с недругом.
Но лично мы склонны рассматривать эти качества духов лишь как приятное дополнение к бездне чувств и знаний, которые нам даруют Эшу и Помба Жира. Впрочем, как мы уже не раз говорили, нет единого подхода к работе в рамках Кимбанды. Быть может, кому-то для духовного роста будет достаточно звонких монет, которые ему подбросят духи, связующие нас с загробным миром. Некоторые кимбандейро и вовсе торгуют своей возможностью контактировать с Эшу, помогая за сдельную плату бандитам, политикам и политикам-бандитам. Каждому, как говорится, свое.
5. Нужно ли знать португальский для общения с духами?
Знание иностранных языков никогда не бывает лишним. Если вы уже знаете, допустим, испанский, то вам будет достаточно легко освоить язык Руя Кошту и Фернандо Пессоа. Но общение с Эшу происходит вообще в иных областях, нежели мы привыкли думать в нашей зашоренной повседневности. Как только дух войдет в вас, вы сразу же поймете, о чем мы говорим.
6. Буду ли я гореть в аду за свои занятия Кимбандой?
Точный ответ на этот вопрос не знает никто. Поэтому вместо него лучше спросите себя: а не горю ли я уже в аду, самостоятельно разведя костер под сковородкой, на которой томится моя душа? Можно сколько угодно считать себя прогрессивными атеистами-материалистам-пансексуалами, берущими от жизни всё и ничего не дающими взамен, но всё это лишь одна из многих иллюзий, которыми богата хитроумная ловушка вселенной. И поверьте, духи быстро не оставят камня на камне от ваших представлений о себе как о «свободной» личности. Но вернемся к тому, попадем ли мы в ад. Ответим на этот вопрос следующим образом:
Кимбанда не предлагает выбирать между раем и адом. Кимбанда предлагает ключ, а замок, к которому он подходит, каждый должен найти самостоятельно.
7. Можно ли потерять рассудок при неправильном обращении к Кимбанде?
Скорее всего, так и произойдет. Человек неподготовленный рискует стать одержимым мелкими бесами, которые, однажды войдя в него, могут не уйти даже после отчитки в Оптиной пустыни. Этот вариант лично нам кажется наиболее привлекательным. Почему? Потому что человек рожден для шага в бездну. Если Кимбанда — это Левая рука Макумбы, то путь бесноватого — Путь левой руки Кимбанды. Достичь желаемого результата без наставлений опытного кимбандейро практически невозможно, таких случаев — один на миллион, если не меньше. Зато психиатрические больницы по всему миру переполнены незадачливыми кимбандейро-самоучками, которым диагностируют, например, синдром Кандинского — Клерамбо, чтобы затем обкалывать транквилизаторами до конца их дней. Если есть желание, то полюбоваться, как ведет себя человек, одержимый зловредными мелкими бесами, можно здесь. Если это свидетельство вас не отпугнет, то вам с нами по пути.
Теперь можно перейти от теории к практике и непосредственному чувственному восприятию мира духов, которое мы попытаемся осуществить через прикосновение к музыке Кимбанды.
🔱Музыка Кимбанды🔱
Музыка имеет огромное значение в занятиях Кимбандой — как групповых, так и индивидуальных. Само ее прослушивание пусть и не приближает вас к контакту с духами, но дает прочувствовать общее настроение культа. Начать лучше всего с аутентичных записей, благо дефицита в них нет. Вот, например, хорошая подборка коллективных Pontos Cantados, адресованных разным Эшу:
Обратите внимание — на ютубе у этого микса почти полтора миллиона прослушиваний. Это ли не лучшее свидетельство того, что Кимбанда — далеко не маргинальный микрокульт, каким его безуспешно пытаются выставить недоброжелатели.
Без особого труда можно найти и песнопения, адресованные конкретным духам. Вот, например, музыка, которая по нраву Эшу Кавейра:
А такие чудесные песни поют во славу Эшу Бельзебу:
Думаем, наши читатели уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно найти кантос, посвященные заинтересовавшим их духам, поэтому из традиционной обрядовой музыки Кимбанды мы посоветуем такой бодрый спотифаевский плейлист:
Кроме того, рекомендуем добавить в закладки браузера радио Cantinho da Quimbanda, передающее лучшие кимбандийские песнопения (и не только) в круглосуточном режиме.
Теперь обратимся к музыке, которая напрямую не используется в Традиции Кимбанды, но вдохновлена ею и служит одним из средств пропаганды кимбандийского отношения к себе и миру. Думаю, вы уже поняли, что, если Бразилию можно считать Палестиной Кимбанды, то Россию можно считать ее Израилем. Потому и начнем с отечественного проекта Dara de Morte и их трилогии Kimbanda Posession.
Первая часть этого музыкального сериала вышла осенью 2014 года. На ней мы слышим достаточно олдскульный трайбл-индастриал, заставляющий вспомнить о бельгийских ансамблях Hybryds и Vidna Obmana. Kimbanda Possession by Dara de Morte
Вторая часть Kimbanda Possession звучит еще бодрее первой, а третья, заключительная, похожа на недавно вышедший альбом певицы Линды, но значительно лучше.
Кстати, раз уж вспомнили о Hybryds. У автора этих строк с ними связана поучительная история, которую стоит знать всем, кто планирует прикоснуться к тонким материям через, казалось бы, безопасные точки соприкосновения. Когда я был совсем юн, в один день я подумал: «Со мной сегодня непременно случится что-нибудь очень плохое, если сейчас я послушаю альбом Cortex Stimulation». Разумеется, я немедленно вставил диск в проигрыватель и послушал запись от начала до конца. Тот день кончился для меня первым в жизни попаданием в участок тогда еще милиции. Дважды подумайте, когда решите пофлиртовать с вашим внутренним голосом не до конца известного происхождения.
Теперь, послушав все три альбома Дары де Морте, можно отправиться в Бразилию, блаженную землю, где до сих пор есть шанс погибнуть от ядовитых дротиков туземцев, никогда не вступавших в контакт с так называемой цивилизацией.
Наиболее успешным ансамблем, эксплуатирующим эстетику Кимбанды является Gangrena Gasosa, регулярно выпускающий пластинки с 1990 года. «Газовая гангрена» исполняет камеди-метал, в котором иронически обыгрываются стереотипы о разных мистических культах, практикуемых бразильцами, высмеивая Традицию как в текстах, так и в сценических образах. Вот характерный пример «творчества» этого коллектива:
Приводим мы этот ансамбль как пример того, что далеко не всё, формально связывающее себя с Кимбандой, заслуживает внимания и тем более уважения.
Однако после этой ложки унылого дегтя перейдем к целой бочке черного меда, приготовленной ансамблем Natas, базирующимся в Сальвадоре, штат Баия. В этом году участники группы выпустили дебютный диск A Porta do Inferno, содержащий семь нечестивых композиций, исполненных в духе козлоблэка старой школы:
Если для блэк-металлистов вполне естественно обращаться к экстремальным духовным практикам, то от гривотрясов, играющих отцовский хеви, ничего подобного обычно не ждешь. А зря. Аргентинский ансамбль El Quinto Poder свою единственную хорошую песню посвятил Танцующей Голубке, то есть великой Помба Жире:
Любителям силовой электроники будет интересно послушать ритуальный альбом DP002 — I, сочиненный сущностью по имени Kristus Kut, которой был некоторое время одержим артист Джордж Менсинк.
Как видите, многоликая Кимбанда и в своих влияниях на культуру проявляет себя совершенно по-разному, воздействуя на художников самым непредсказуемым образом. Однако, на наш взгляд, среди всех известных нам музыкантов, работающих с Традицией Кимбанды, ее высокому духу более всего соответствует молодой коллектив The Black Spade, выпустивший в этом году блестящий сингл Soberano Exu Caveira.
Торжественно клянемся следить за ними, как Тимур Гараев следил за тем, чтобы звезда на воротах была нарисована красиво, а не криво. А вы в свою очередь поклянитесь сами перед собой, что звезда на воротах вашей души всегда будет нарисована так, чтобы все вокруг залюбовались.
Сам ты Макумба!
Нет, я не послал вас на языке суахили. Макумба – явление удивительное и в своём роде уникальное.
Как легко догадаться, макумба ещё более разнообразна, чем индуизм. После отмены рабства её пестроцветие начало понемногу кристаллизоваться в основные направления – бразильское кандомбле, кубинская сантерия, умбанда и её мрачный близнец кимбанда. Даже гаитянское вуду в принципе можно отнести к этому же полю, однако у него есть свои отличия – рабы на Гаити не происходили из народа йоруба, а потому и африканская основа у вуду другая.
Но в принципе различия между разными направлениями макумбы по большей части косметические. Там нет ни ортодоксии, ни какой-либо организации, призванной ортодоксию насаждать и оберегать. Потому-то она так и ценна для исследователя, что являет собой пример развитой народной традиции, которую никто и никогда не пытался причесать и свести к одному знаменателю.
Ну, почти никто.
Вот перед вами два магических символа. Один из них – исландский оберег-эгисхъяльм. Второй – один из знаков умбанды, предназначенный, как я понял, для призыва духов. Найдите между ними десять отличий.
Когда я это увидел, то непроизвольно заинтересовался. Удивительно же – две традиции, рождённые буквально в противоположных сторонах земного шара, пользуются настолько похожей священной геометрией!
Но моё удивление было недолгим. Дело в том, что умбанда, в отличие от остальных ветвей макумбы, не сложилась стихийно в народе, а была создана в начале 20 века одним определённым человеком.
Как легко увидеть, его лицо демонстрирует больше родства с белыми господами, чем с чёрными рабами. И действительно, Зелио де Мораеш был бразильским медиумом и ясновидящим, пока не решил основать собственную религию.
Спиритизм в версии Алана Кардека не вышел в Южной Америке из моды сто лет назад, а и по сей день остаётся одной из самых распространённых и популярных там религий. Умбанда, по сути, и есть тот же спиритизм, только перекрашенный в весёлые африканские цвета. Она родилась на той же волне национального возрождения, что и руническая традиция фон Листа. Это сходство духа вполне могло проявиться и таким причудливым образом.
Космология макумбы родилась в Африке, и она настолько характерна, что её можно вставлять в хрестоматии.
Наверху всего находится высший бог Олодумаре, он же Олорун, он же христианский Бог. Он сотворил весь мир, установил его законы, после чего ушёл на высшее небо и повесил табличку «Не беспокоить». Поэтому его никто и не беспокоит.
Всеми делами в сотворённом мире ведают меньшие боги – ориша. Только с ними и имеет смысл общаться, потому что они благожелательны и всегда готовы помочь хорошему человеку.
Ориша были основными божествами и у йоруба, но макумба добавила к ним новое измерение. По американским верованиям, все ориша – высшие существа, которые однажды решили спуститься на землю и прожить человеческую жизнь, то есть это не столько ангелы, сколько святые. Некоторые, впрочем, учат, что, наоборот, ориша – это духи людей, удостоенных божественности за свою праведность.
Все важнейшие ориша носят имена из языка йоруба, но в то же время каждому из них соответствует и католический святой.
В религии йоруба был и ещё один своеобразный бог – Эшу, он же Легба, он же Элегба, он же ещё много кто. Если Олодумаре олицетворяет вечный и неизменный закон мироздания, то Эшу – его переменчивую, хаотическую природу.
Олодумаре далеко от людей, на высшем небе, а вот Эшу всегда рядом, везде и повсюду. Он посланец и посредник, повелитель всех путей и перемен. Он трикстер, и как все трикстеры, наделён огромной магической силой, неугомонным характером и неуёмной сексуальной энергией.
Его называют источником неприятностей, но в то же время он вовсе не олицетворение зла. Наоборот, Эшу – сама жизнь. Из всех созданий Олодумаре он – самый близкий к творцу, самый любимый и доверенный из его детей. Он нарушает все и любые правила, но он же и следит за их выполнением.
В макумбе этот бог разделился на целый класс божественных существ – эшу. Их обычно называют чертями, но по своему поведению они ближе к европейским фэйри, эльфам и троллям. В небесной иерархии они стоят ниже ориша и больше похожи на людей. Это магические создания, которые могут как помочь, так и навредить человеку, смотря по ситуации и просто по настроению. Зато, в отличие от строгих и морально правильных ориша, они способны посодействовать не только в хороших, но и в сомнительных делах.
Кимбанда отличается от умбанды как раз тем, что её приверженцы предпочитают иметь дело с эшу, а не с ориша. При этом они утверждают, что эшу вовсе не плохие, у них не менее строгая мораль, чем у ориша, но они более прагматичны и считают, что главное – поставленная цель и достигнутые результаты, а не методы, которыми ты пользовался.
Мёртвые тоже играют важную роль в этой религии. Как и в других народных традициях, умерший какой-то время остаётся на земле. Затем, когда погребальные ритуалы и заупокойные подношения придадут ему сил, он начинает восхождение. Смотря по тому, насколько силён и чист был его дух при жизни, он заканчивает свой путь на одном из девяти небес, а особо избранные становятся ориша (или эшу) и получают власть действовать в мире живых.
Это, разумеется, не вся информация о макумбе. Там осталось ещё много всего – например, отдельные классы духов, которые были при жизни ковбоями или индейцами. Они считаются ещё ниже и слабее, чем эшу – потому что не чёрные – но всё равно могут быть полезными. Подношения алкоголем и табаком, причём духи, как и люди, отличаются разнообразными вкусами и предпочтениями. Одни любят исключительно пиво, другим подавай вино, да ещё не любое, третьим следует воскурять качественные сигары. Ритуалы, состоящие в основном из пения и танцев, когда дух, вселившийся в танцора, рассказывает о себе пантомимой.
Но мне показалось интересным вот что. Рано или поздно очень многие религии приходят к культу святых – божественных духов, характерная черта которых в том, что они когда-то были людьми. Даже если там есть верховный бог, всё равно общение с ним идёт только через посредников – бесплотных боголюдей.
Насколько культ святых популярен в ортодоксально-кафолическом христианстве, объяснять не надо. Протестантизм избавился от него – взамен через двести лет получив спиритизм. Буддизм Махаяны породил идеал бодхисаттвы – подвижника, который постиг истину и получил освобождение от сансары, но добровольно остаётся в мире перемен, чтобы помочь всем прочим живым существам прийти к той же цели.
В синто вообще нет разницы между ками гор и ручьёв и ками, получившимися из сильных людских духов. «Святые», пожалуй, даже и посильнее будут – они сохраняют имена и целеустремлённость, которых природным божествам зачастую недостаёт.
За века до принятия христианства этот же путь прошли балтийские славяне. Их восточные и южные братья чтили Перуна, Велеса, Хорса и Сварога и ставили им капища под открытым небом. Но балтийские славяне воздвигали храмы и посвящали их своим божествам – Световиту, Руевиту, Радегасту и другим. Всё это человеческие – если быть точнее, то княжеские – имена.
Обожествлённые князья (или даже целые княжеские роды, судя по многоликости балтийских идолов), видимо, оказались лучшими защитниками и благодетелями, чем дикие и своенравные боги космоса.
В результате религия как бы разделяется на «высшую» и «низшую» часть. Один путь позволяет самому стать святым. Другой – встроиться в мировой порядок, почитая святых и взывая к их помощи.