маляр дизайнер чем занимается

Маляр

Родственные профессии

Облицовщик-мозаичник, паркетчик, плиточник-облицовщик

Сфера профессиональной деятельности

Классификация профессии

Описание профессии

Маляр — специалист, который подготавливает и окрашивает различные поверхности (как правило, на этапе строительства).

Профессия маляра относится к одной из важнейших отраслей народного хозяйства – строительству. Малярные работы производятся при окончательной отделке зданий и сооружений, перед сдачей их в эксплуатацию. Они включают в себя декоративную отделку фасадов, окраску стен, потолков, перегородок, полов, дверей, окон и других элементов. Маляр уходит со стройки последним, его работа венчает труд всего коллектива строителей.

Важнейшим требованием к профессии является отсутствие аллергических заболеваний, поскольку растворитель, который входит в состав красок, представляет собой вредное органическое вещество, приводящее к сильному ухудшению состояния здоровья людей с такими недугами. Маляр должен также быть аккуратным и, желательно, не бояться высоты, ведь стены многоэтажных зданий тоже нужно красить.

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимается

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам маляра относятся:

Маляр должен обладать следующими личностными качествами:

Медицинские противопоказания

Наименование вредных производственных факторов и работ/Номер приложения и пункт приказа 302н

Перечень медицинских противопоказаний

Источник

Маляр

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимается

Маляром является специалист, занимающийся нанесением красочных составов на различные поверхности: стены, трубы, заборы и пр.

СОДЕРЖАНИЕ:

История профессии

Профессия маляр возникла очень давно. Люди научились изготавливать краски на основе животного жира или из охры 20000 лет назад. В то время появилось много окрашенных изделий, что свидетельствует о развитии малярного ремесла.

В ходе проведения археологических раскопок были обнаружены фигурки божеств, фантастических зверей и птиц. Первое официальное упоминание о профессии датируется серединой XIX века, когда начали выпускать готовые краски. Ранее маляры были вынуждены смешивать различные ингредиенты, чтобы получить желаемый цвет.

Особенности профессии

Работа маляром имеет как преимущества, так и недостатки. Достоинством принято считать интернациональность, ведь умелые специалисты требуются в каждой стране. При этом освоить азы ремесла под силу практически каждому.

В ходе выполнения поставленных задач специалисты используют различные инструменты. Множество современных технологий находит свое отображение в деятельности маляров и штукатуров.

Существенным минусом профессии является необходимость постоянно контактировать с веществами, способными довести человека до астматического приступа, ведь пары растворителя негативно сказываются на работе дыхательной системы.

Разновидностью профессии является специальность автомобильный маляр. В его обязанности входит покраска авто с применением распылителя. Поэтому такие работники в обязательном порядке должны использовать следующие средства защиты: респиратор, очки, спецодежда.

При несоблюдении правил ТБ возникает риск попадания краски на кожу или в глаза, что чревато негативными последствиями.

Обязанности

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать маляр:

Навыки и знания

Также маляру надо знать технологию нанесения красок и отделочных материалов на уже подготовленную поверхность.

Перспективы и карьера

На сегодняшний день профессия маляр является востребованной. В процессе выполнения внутренних и фасадных работ на возводимых объектах не обойтись без маляров.

Местом работы автомобильных маляров являются автомобильные заводы и автосервисы.

При наличии стартового капитала и знания особенностей работы в данной сфере, можно заняться частной деятельностью, открыв собственную фирму.

Обучение

Работа маляром не требует обязательного наличия высшего образования. Освоить тонкости профессии можно в ПТУ. Дополнительно, за время обучения есть возможность получить специальность плиточника, штукатура или каменщика.

Также оптимальным вариантом станет посещение спецкурсов. По желанию можно пойти учеником к профессиональному маляру.

Источник

«У меня никогда не стояла задача сделать „дорого“»: сколько зарабатывает дизайнер интерьера

В Москве

Каждую неделю наши читатели рассказывают о своей работе.

Героиня этого выпуска рисовала, шила и вязала с самого детства, получила два высших художественных образования и сменила несколько профессий: была и модельером, и декоратором, и дизайнером. Она рассказала, как побеждать в конкурсах, почему нельзя нарушать строительные нормы и выгодно ли сниматься в телешоу.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

Мой выбор — не дань моде и не случайность. Это долгий творческий путь.

Моя бабушка была швеей и отлично шила, вязала, вышивала. А папа прекрасно рисовал, закончив всего лишь деревенскую школу, и без специальной подготовки сам поступил в архитектурный институт. Мама — тоже творческий человек.

Способности родителей передались мне по наследству. Я с малых лет отлично справлялась не только с кистью и карандашами, но и с иголкой и ниткой. Сколько себя помню, всегда что-то рисовала, шила, вырезала, мастерила. Мои творческие начинания в семье поддерживали. Родители спокойно относились к творческому беспорядку, разлитым краскам. Конечно, я ходила к папе на работу, в мастерские, и это отразилось на моем мировоззрении. Домашняя библиотека постоянно пополнялась книгами по искусству и архитектуре, журналами «Юный художник». А бабушка отдала в мое распоряжение целый шкаф старинной одежды, которую я с удовольствием перешивала. У меня даже была своя детская швейная машинка.

Лет с 12 уже шила себе сарафаны, юбки, кофточки. В студенческие годы мой гардероб практически полностью состоял из сшитых мною вещей — от простых до пальто с пиджаками.

Мое увлечение художниками Раннего Возрождения, импрессионистами и постимпрессионистами повлияло на выбор вуза. В их творчестве меня завораживала эмоциональная подача, декоративность, необычные цветовые сочетания. В искусстве я люблю недосказанность, самобытность, смелость. Такая живопись развивает воображение, вдохновляет. Причем влияние может выражаться по-разному : можно использовать в костюме, например, цветовое сочетание картины, а можно повторить какой-то силуэт, форму, композицию.

Окончив художественную школу, я поступила в филиал Московского технологического института сервиса, сейчас — ПВГУС, на специальность «дизайнер костюма». Нас учили всему и одновременно ничему конкретному. Мы пять лет кайфовали: много рисовали, шили. В реальной жизни, конечно, такую работу найти очень сложно. После окончания вуза пришлось немного спуститься на землю и заняться чем-то более практичным и менее творческим. Но главное, чему нас научили, — для нас нет невыполнимых задач. Вечером я брала в руки крючок в первый раз, а утром у меня уже было готовое изделие.

Долгое время я работала декоратором в элитных салонах штор и дизайн-студиях. Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику.

Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику. Далее нужно было сформировать заказ, который состоял из множества артикулов, отдать в пошив, проставив все размеры, и проконтролировать процесс. Потом устанавливали карнизы и вешали шторы. 20 лет назад в моде были сложные окна с драпировками, нужно было все точно рассчитать, не ошибиться. Постепенно к шторам прибавилась обивка мебели и — по мере расширения ассортимента салона — подбор обоев, фресок и тому подобное.

Анализируя спустя годы свою работу, я поняла, что у меня никогда не стояла задача сделать заказчику «дорого». К материалам я всегда относилась как к инструментам, с помощью которых можно сделать красиво. Но честно признаюсь, от дешевых искусственных тканей меня всегда коробило, я вижу их издалека.

Набравшись опыта в сфере текстильного дизайна, я захотела более глубоко заняться дизайном интерьера. Но поняла, что для новой профессии мне не хватает знаний, поэтому поступила в архитектурный вуз.

При МАРХИ есть Высшая школа средового дизайна, которая дает возможность на базе первого высшего образования за два с половиной года получить специальность «дизайнер архитектурной среды». Чтобы стать, например, архитектором, нужно было учиться еще шесть лет. Но мне неинтересна была большая архитектура, я смотрела на папины чертежи и эскизы в детстве, и мне казалось все это скучным.

Параллельно с обучением в вузе пришлось освоить компьютерные программы, без которых просто невозможно сейчас представить дизайн-проект. Честно скажу, учиться было сложно, но интересно. Дизайн интерьера — это сочетание творческих навыков с техническими знаниями, например знанием эргономики — науки, позволяющей сделать дом комфортным для жизни, — особенностей применяемых материалов, законов перепланировки, юридических вопросов и психологии.

В институте нам ставили интересные задачи, очень творческие, разнообразные, и мне было очевидно, что специальность, например, декоратора слишком узкая, в ней я не смогла бы применить все эти навыки, а в дизайне интерьеров есть где развернуться: постоянно появляются новые технологии и идеи. Конечно, на изучение этой профессии уходят годы, и только реальный опыт может сделать из ученика специалиста.

Суть профессии

От работы декоратора работа дизайнера отличается в основном сложностью организации процесса. В ремонте участвуют много специалистов, и все по-разному относятся к своей работе. Дизайнер работает на результат, для него важно, чтобы получилось удобно и красиво, это самое главное. Столкновения интересов и человеческий фактор очень усложняют работу.

Сейчас в сфере дизайна много людей без художественного образования. Почему-то считается, что дизайнер не должен уметь ни рисовать, ни чертить, многие привыкли все эти вещи делегировать. Но в интерьере кроме технической части есть и творческая, в которой работают те же принципы, что и в живописи, те же законы композиции и цветовых сочетаний. Без этих знаний не обойтись.

Кроме того, дизайнер отвечает за безопасность объекта. За нарушения могут привлечь, а это большие штрафы. Если клиент, например, хочет провести ремонт с нарушениями правил перепланировки, я никогда не соглашаюсь на подобные авантюры.

Креатив второстепенен, в первую очередь — грамотный проект и соблюдение всех норм.

Это и отличает специалиста от любителя. Бывают желающие встроить стиральную машину в вентиляционный короб или сделать отверстия в несущих балках. Я объясняю, почему так нельзя. Обычно находим другие решения.

Место работы

После окончания вуза в 2010 году я работала в различных дизайнерских бюро. Работу найти было несложно, но это скорее благодаря уже большому опыту и личным знакомствам. Конечно, сразу после вуза никто тебе не доверит полностью сделать дизайн-проект, поначалу приходилось работать в качестве помощника дизайнера, на практике изучить нюансы работы с материалами, мебелью на заказ.

С 2013 года работаю на себя, я индивидуальный предприниматель. С официального места работы я уволилась перед тем, как мой сын пошел в школу: я хотела уделять ему больше внимания. Было, конечно, страшно, но я тогда не думала, что это навсегда. К тому времени у меня уже появились профессиональные контакты в этой сфере, кроме того, были постоянные заказчики на шторы. Еще я освоила визуализацию и брала проекты с учетом новых знаний. Конечно, доход моментом не увеличился, но у меня были другие приоритеты, и я ни о чем не жалею. Ни одна наемная работа не давала мне столько, сколько мне было нужно в финансовом смысле и в плане развития. Я не люблю монотонность и рутину. Мне интересно работать сразу в нескольких направлениях, от этого я получаю настоящее удовольствие.

Источник

Маляр (Маляр-штукатур)

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимается

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимается

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимается

Краткое описание: кто такой маляр?

Выполнение отделочных работ практически никогда не обходится без маляра и штукатура. Последний выполняет капитальную подготовку поверхности к нанесению краски или наклеиванию обоев. А маляр отвечает именно за завершающий этап отделки, после которого объект приобретет законченный, эстетичный вид, продуманный на стадии разработки проекта. Если для подготовки поверхности перед этим необходимо устранить небольшие дефекты (заделать мелкие неровности шпатлевкой, зачистить остатки старой краски), то такие работы может выполнить и сам маляр, без привлечения штукатура. Существует также должность маляра-штукатура, который совмещает обязанности обоих специалистов.

Особенности профессии

Вакансии маляра встречаются на рынке труда достаточно часто, поскольку при выполнении любых строительных и ремонтных работ без таких сотрудников не обойтись. Они могут использовать валики, кисти, краскопульты, специальные столы для нарезания обоев и множество других инструментов и приспособлений. Основные обязанности маляра таковы:

Поскольку маляр постоянно работает с различными смесями, у него не должно быть никаких аллергий на их составляющие, равно как и проблем с дыхательной системой (в противном случае возможно развитие или осложнение хронических заболеваний).

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимается

Плюсы и минусы профессии маляр

Плюсы

Минусы

Важные личные качества

Чтобы успешно пройти обучение на маляра и устроиться на работу по этому профилю, необходимо быть трудолюбивым, усердным, даже скрупулезным человеком. Маляр отвечает за последнюю стадию отделки, то есть от него зависит, как будет выглядеть построенный/отремонтированный объект, поэтому недочеты и ошибки здесь недопустимы. Подобный специалист также должен обладать достаточно крепким здоровьем и физической выносливостью, способностью к долгому сохранению концентрации при выполнении монотонного труда, и некоторой креативностью.

Обучение на маляра

Учеба в вузе для маляра не нужна, достаточно получить среднее специальное образование в колледже. Самый подходящий профиль – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (код 08.01.10). Это достаточно широкая специализация, после получения которой можно стать и маляром, и штукатуром, и каменщиком, и плотником, и даже инженером-строителем. Набор студентов выполняется по среднему баллу аттестата, поэтому сдавать ЕГЭ для поступления не надо. Обучение может длиться от 3 до 6 лет. Это зависит от года поступления (после 9-го или 11-го класса), формы посещения занятий (очная, заочная, вечерняя), уровня образования (базовая или углубленная подготовка).

Курсы

Учебный центр «Специалист» при МАНХиГС предлагает еще один вариант того, где получить профессию маляра. Это дистанционные курсы, которые могут длиться от 72 до 300 академических часов (в зависимости от уровня образования и присваиваемого разряда). По завершении учебы студенты проходят обязательный квалификационный экзамен, после чего получают официальные свидетельства о полученной профессии. Похожие курсы предлагают и многие другие учебные заведения. Это узкоспециализированные учебные программы, которые требуют существенно меньше времени, чем обучение в ссузе по общему профилю.

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимается

Лучшие колледжи для маляров

Место работы

Маляр может работать в строительной компании, ремонтной организации, дизайнерском бюро, в предприятиях ЖКХ, архитектурных бюро. Он также может предлагать малярные услуги в частном порядке.

Зарплата маляра

Уровень доходов маляра обычно средний, он может варьироваться в зависимости от компании, в которой он работает, разряда специалиста (всего их шесть), а также от степени его профессионализма и количества надпрофессиональных навыков.

Зарплата маляра (маляра-штукатура) на декабрь 2021

Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.

Карьерный рост

Маляр может повышать свой разряд, расширять знания и умения, претендовать на более высокий уровень заработной платы. Как человек, достаточно неплохо разбирающийся в строительных и ремонтных работах в целом (особенно при наличии профильного образования), он также может открыть собственную компанию.

Источник

Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России (стр. 5 )

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимаетсяИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

маляр дизайнер чем занимается. Смотреть фото маляр дизайнер чем занимается. Смотреть картинку маляр дизайнер чем занимается. Картинка про маляр дизайнер чем занимается. Фото маляр дизайнер чем занимается

Для оценки ответов выпускников на первом этапе (тестировании) применяется рейтинговая система с пе­ре­во­дом в пя­ти­балль­ную систему, на втором и третьем этапах – пятибалльная система с раз­ра­бо­тан­ны­ми критериальными требованиями к оце­нке знаний и уме­ний.

Итоговый междисциплинарный экзамен показывает, что более 80% выпускников имеют хороший и от­лич­ный уровень подготовки по специальности «Менеджмент в стро­итель­стве».

С. В. Соловьева

Особенности организации профессионального обучения маляров-дизайнеров

Сегодня работодатели строительных компаний предъявляют новые требования к ра­бот­ни­ку, который должен быть мобильным в но­вых социально-эко­но­ми­чес­ких условиях, уметь с вы­со­ким качеством выполнять работу, быть организатором своей трудовой деятельности.

Уральский техникум ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей в рам­ках проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» при поддержке фонда Э. Шё­ка (Германия) с 1999 г. ведет подготовку специалистов для малых предприятий строительного профиля по ремесленным профессиям: маляр-ди­зайнер, столяр, плиточник-мо­за­ич­ник.

Маляр-ди­зайнер – это новый тип специалиста, которого отличает высокое качество работы, ответственность перед клиентом как в тех­но­ло­ги­чес­ком, так и эко­но­ми­чес­ком плане.

Профессиональная образовательная программа подготовки маляров-ди­зайнеров (ремесленников) разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования РФ (федеральный и ре­гио­наль­ный компоненты), опыта профессионального образования ремесленников в Гер­ма­нии, результатов реализации модельного проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» в про­фес­сио­наль­ном лицее № 331 Москвы.

Для подготовки маляров-дизайнеров требуемого уров­ня в техникуме созданы соответствующие организационно-пе­да­го­ги­чес­кие условия (программно-ме­то­ди­чес­кое, информационное и кад­ро­вое обеспечение), разработана учебно-прог­раммная документация, обеспечена современная учебно-ма­те­ри­аль­ная база. Для обучения маляров-ди­зайне­ров открыта новая учебная мастерская площадью 230 м2.

В ней можно отрабатывать все операции малярных работ по минеральным, деревянным, металлическим основаниям.

Для каждого учащегося имеется свое рабочее место, свой инструмент, свои материалы, своя спецодежда. Учащиеся несут ответственность за сохранность инструментов, приспособлений, инвентаря, расход материалов.

При оценке выполнения практических заданий обязательно учитываются: организация рабочего места (чистота, рациональное расположение инструмента и т. д.), качество работы (последовательность, безопасность, быстрота, дизайнерские решения, эргономическое использование материала), личностные качества (организованность, самостоятельность, коммуникативность и т. д.).

Мастера практического обучения работают в тес­ном контакте с пре­по­да­ва­те­ля­ми общеобразовательных и спе­ци­аль­ных дисциплин. Процессы обучения профессии и ос­во­ения общеобразовательных дисциплин дополняют друг друга. Общеобразовательный цикл увязан со специальными предметами и прак­ти­чес­ким обучением профессии, что позволяет избежать дублирования учебного материала. Между общеобразовательными предметами и пред­ме­та­ми профессионального цикла установлены межпредметные связи. Профильное обучение химии, физике осуществляется через введение отдельных тем, разделов, а так­же выполнение практических заданий, связанных с про­фес­сио­наль­ной деятельностью маляра-ди­зайне­ра.

С целью учета профессиональной направленности общеобразовательных предметов пересмотрена очередность изучения тем дисциплин общеобразовательной (математика, химия, физика) и про­фес­сио­наль­ной (материаловедение, технология и ор­га­ни­за­ция работ) подготовки, согласованы методы и средства обучения. Например, на уроках математики углубленно изучаются темы, необходимые для проведения расчетов поверхностей (площадей) и норм расхода материалов при освоении технологии и ор­га­ни­за­ции малярно-ди­зайнерских работ.

Применение нестандартных форм проведения уроков, широкое использование межпредметных связей, профессиональная направленность обучения, насыщенность учебного материала наглядными примерами способствуют активизации учебной и мыс­ли­тель­ной деятельности учащихся, побуждают к са­мо­об­ра­зо­ва­нию и са­мо­контро­лю.

При обучении маляров-ди­зайне­ров широко используется метод проектов, при котором у учащихся в хо­де самостоятельного планирования, проектирования и вы­пол­не­ния постоянно усложняющихся практических заданий формируются необходимые в про­фес­сио­наль­ной деятельности ремесленника ключевые квалификации и ком­пе­тен­ции. В про­цес­се выполнения проектных заданий учащиеся имеют возможность взаимодействия со сверстниками и мас­те­ра­ми практического обучения, планируют конечный результат, алгоритм проектирования, вносят коррективы в ра­нее принятые решения, составляют экономическое обоснование проекта. Метод проектов позволяет более полно реализовать взаимосвязь теории и прак­ти­ки, повысить эффективность межпредметных связей, активность учащихся как субъектов образовательного процесса.

В учеб­ной программе практического обучения маляра-ди­зайне­ра на каждом курсе предусмотрены комплексные работы, позволяющие выявить степень усвоения различных тем, уровень сформированности ключевых квалификаций и ком­пе­тен­ций. От курса к курсу увеличивается степень сложности практических заданий. На 3‑м курсе учащиеся самостоятельно проектируют эскизы отделок и ди­зайн помещения, производят расчет необходимых материалов, инструментов, оборудования; составляют технологические карты процессов.

Маляр-ди­зайнер (ремесленник) владеет основами предпринимательской деятельности, использует перспективные технологии, проектирует дизайн помещений, выполняет не только простые виды малярных работ, но и де­ко­ра­тив­ные виды отделок в со­от­ветствии с ев­ро­пейски­ми стандартами, оформляет интерьеры помещений и фа­са­ды, выполняет реставрационные работы. Профессиональные умения и зна­ния, освоенные в рам­ках ремесленной профессии, позволяют маляру-дизайнеру выполнять все виды работ на объекте, в ко­рот­кие сроки осваивать и ис­поль­зо­вать новые механизированные и электри­фи­ци­ро­ван­ные инструменты, технологическое оборудование.

За время реализации германо-рос­сийско­го проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» подготовлено более 100 ма­ля­ров-ди­зайне­ров. Все они востребованы на рынке труда.

В. Т. Сопегина

О реализации управленческого блока при подготовке техника-ремесленника

С точ­ки зрения современного работодателя, разносторонне образованный специалист, обладающий глубокими познаниями как в конкрет­ных областях практической сферы деятельности, так и в воп­ро­сах экономики и уп­рав­ле­ния, имеет огромную ценность в лю­бой отрасли. Для самого специалиста важно быть конкурентоспособным и иметь возможность продвинуться по карьерной лестнице.

Современному специалисту ЖКХ – технику-ре­мес­лен­ни­ку – для реализации планов реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства могут понадобиться глубокие знания экономики и ме­неджмен­та, современных расчетных методов анализа и прог­ноз­ной оценки состояния рынка, умение управлять коллективом. Поэтому в управленческий блок учебного плана образовательной программы «Управление электрохозяйством жилого фонда», реализуемой на базе филиала Российского государственного профессионально-педа­го­ги­чес­кого университета в Бе­ре­зовском, включены дисциплины: менеджмент, социальная психология, маркетинг, документационное обеспечение управления, управленческая психология, управление персоналом, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент. Кроме того, предусмотрена дополнительная образовательная программа «Деловая культура».

Основная задача управленческого блока – подготовка профессионального управленца.

В рамках дисциплин «Социальная психология», «Управленческая психология», «Управление персоналом» изучаются разделы: управление собой, управление и пла­ни­ро­ва­ние, управление персоналом, управление в ор­га­ни­за­ции. Эти дисциплины формируют базовые знания в области управления, навыки организаторской деятельности и уме­ние руководить коллективом.

Задачей руководителя является профессиональное и лич­ностное саморазвитие и со­действие развитию своих сотрудников. Оценка профессиональной компетенции является эффективным инструментом управления персоналом при условии, что производится специалистом, имеющим соответствующее образование и опыт работы. Цель дисциплины «Управление персоналом» – ознакомить с прин­ци­па­ми и под­хо­да­ми в оцен­ке профессиональной компетенции, обучить современным методам профессиональной диагностики и от­бо­ра, обеспечить психологическим инструментарием для решения задач управления персоналом.

В ходе изучения курса «Финансовый менеджмент» студенты приобретают навыки ведения бухгалтерского и уп­рав­лен­чес­кого учета, учатся рассчитывать финансовые риски, знакомятся с порядком оформления трудовых отношений на предприятиях, основными моделями организации системы оплаты труда различных категорий работников жилищно-ком­му­наль­ной сферы и т. д.

Дисциплина «Стратегический менеджмент» знакомит пользователей с те­оре­ти­чес­ки­ми концепциями и мо­де­ля­ми менеджмента, ключевыми понятиями, воз­мож­нос­тя­ми методов практического применения теории; формирует навыки применения инструментов менеджмента в прак­ти­чес­кой деятельности.

В результате такого обучения мы получаем не только техника-ре­мес­лен­ни­ка, но и ме­нед­же­ра, который может руководить компанией (про­ектом) или подразделением на основании полученных экономических знаний.

С. А. Стариков

Формирование информационной компетентности ремесленников-предпринимателей

Новая парадигма образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на внимание к каж­дой личности как ценности, предполагает определенный уровень сформированности не только знаний и уме­ний, но и компетентности. В ус­ло­ви­ях появления разнообразных педагогических концепций, новых тенденций и об­ра­зо­ва­тель­ных технологий особую значимость приобретает проблема использования информационных технологий в про­фес­сио­наль­ной подготовке ремесленника-предпри­ни­ма­те­ля, т. е. формирования у бу­ду­щих ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей информационной компетентности.

Возрастающие темпы компьютерного и ин­фор­ма­ци­он­но­го развития производственных и со­ци­аль­ных процессов изменили требования работодателей к мо­ло­дым специалистам. На современном рынке труда востребованными становятся специалисты с вы­со­ким уровнем информационной компетентности. Развивающийся рынок труда стимулирует образовательные учреждения к тому, чтобы молодой специалист соответствовал существующим запросам и пот­реб­нос­тям производства. Для того чтобы свободно ориентироваться в ин­фор­ма­ци­он­ных потоках, современный специалист должен уметь получать, обрабатывать и ис­поль­зо­вать информацию с по­мощью компьютеров, телекоммуникаций и дру­гих средств.

При этом необходимо формировать личность, готовую к об­нов­ле­нию знаний на протяжении всего жизненного пути. Умение выбрать нужную информацию, систематизировать ее и ус­во­ить на достаточно высоком уровне – важное качество современного работника. Для свободной ориентации в ин­фор­ма­ци­он­ном потоке человек должен обладать информационной компетентностью как одной из составляющих общей культуры. Новый тип культуры породила нарастающая сила потока информационного обмена между людьми.

В этой связи необходимо так изменить содержание подготовки ремесленника-предпри­ни­ма­те­ля, чтобы обеспечить ему не только общеобразовательные и про­фес­сио­наль­ные знания, но и дос­та­точ­ный уровень информационной компетентности. Информатика должна занять место особого «метапредмета» среди учебных дисциплин, а компьютеризация учебного процесса – особое положение среди основных мероприятий перестройки среднего образования. Усложнение технической оснащенности всех сфер производства, для которых осуществляется подготовка ремесленников, поставило перед профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, которые в своей профессиональной деятельности способны эффективно использовать компьютерные технологии.

В ин­фор­ма­ци­он­ном обществе XXI в. рассчитывать на успех могут только те специалисты, которые не только овладеют стандартами, научатся применять усвоенные знания в зна­ко­мой и нет­ра­ди­ци­он­ной ситуациях, но и смогут самостоятельно работать с ин­фор­ма­цией и приобретать знания. Современные работодатели заинтересованы в работнике, который умеет думать самостоятельно и ре­шать разнообразные проблемы. Если молодой специалист знает, как искать и на­хо­дить необходимую информацию, чтобы решить те или иные задачи, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет получать любые дополнительные знания. Уже сегодня успешным является тот специалист, который непрерывно пополняет свои знания и уме­ния, овладевает новыми компетенциями, творчески использует новейшие достижения науки и тех­ни­ки.

Т. А. Таршис

Ремесленное профессиональное образование: подход, основанный на компетенциях

Целью создания ресурсного центра строительного профиля, как и дру­гих десяти ресурсных центров, организованных Министерством общего и про­фес­сио­наль­но­го образования Свердловской области на базе областных учреждений начального и сред­не­го профессионального образования, является обеспечение условий для повышения качества подготовки специалистов на основе развития интеграционных процессов профессионального образования и сфе­ры экономики.

Работодатели и об­ра­зо­ва­тель­ные учреждения заинтересованы в под­го­тов­ке персонала, обладающего широким диапазоном компетенций для осуществления профессиональной деятельности. Подход к ре­зуль­та­ту образования, основанному на компетенциях, – ключевой момент в де­ятель­ностно-ори­ен­ти­ро­ван­ной парадигме образования. Поэтому первым этапом внедрения принятого в де­каб­ре 2005 г. регионального (областного) компонента государственных стандартов начального и сред­не­го профессионального образования Свердловской области является изучение требований работодателей к пе­реч­ню умений специалиста, а так­же качеству этих умений. Это новый для современной России подход к ре­зуль­та­ту профессионального образования, развивающий принципы предыдущего регионального компонента стандарта НПО, основанного на личностно ори­ен­ти­ро­ван­ной парадигме образования.

Сотрудники ресурсных центров осуществляют координацию процессов проведения маркетинговых исследований в об­ластных образовательных учреждениях по изучению и ана­ли­зу потребности в уме­ни­ях.

Ремесленное профессиональное образование, внедренное в Ураль­ском техникуме ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей в рам­ках германо-рос­сийско­го проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» при активном участии ресурсного центра профессионального образования строительного профиля, также основано на деятельностно-ори­ен­ти­ро­ван­ной образовательной парадигме. Практическое обучение в ре­мес­лен­ном профессиональном образовании является ядром всей образовательной программы. Основанием для отбора содержания программы служат требования квалификационных характеристик, определяющие умения выпускника, отношение (позиция) к уме­нию (качество умения).

Перечисленные составляющие результата ремесленного образования являются по своей сути компетенциями.

Приобретенный сотрудниками ресурсного центра опыт участия в раз­ра­бот­ке образовательных программ ремесленного профиля позволяет гибко управлять процессами внедрения подхода, основанного на компетенциях, в об­ра­зо­ва­тель­ные программы областных образовательных учреждений по строительным профессиям и спе­ци­аль­нос­тям.

Таким образом, принципы, заложенные в но­вый региональный компонент государственных стандартов начального и сред­не­го профес­сионального образования Свердловской области, созвучны с прин­ци­­пами ремесленного профессионального образования. Это повышает эффективность деятельности ресурсного центра по решению основных задач, поставленных перед ним Министерством общего и про­фес­сио­наль­но­го образования Свердловской области: расширение перечня ремес­ленных образовательных программ и сети образовательных учреждений Свердловской области, реализующих их; освоение обучающимися учреждений СПО и НПО компетенций по новым строительным технологиям.

В. А. Федотов,
Н. И. Зырянова

Механизм подготовки профессионально-педагогических кадров для ремесленного профессионального образования

Эффективность подготовки ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей в системах начального и сред­не­го профессионального образования напрямую зависит от уровня и ка­чества подготовки профессионально-пе­да­го­ги­чес­ких кадров.

Анализ программ обучения ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей показал, что одной из составных частей профессиональной подготовки является экономическая составляющая, представленная дисциплинами: основы маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета, бизнес-пла­ни­ро­ва­ние и др. Учитывая данное обстоятельство, необходимо повысить требования к уров­ню подготовки по профильной рабочей профессии выпускников профессионально-пе­да­го­ги­чес­ких учебных заведений, обучающихся в рам­ках образовательной отрасли «Профессиональное обучение (экономика и уп­рав­ле­ние)».

Практическая подготовка по рабочей профессии в ву­зе, на наш взгляд, может быть обеспечена за счет дисциплины «Практикум по профессии», квалификационных практик, технологической и, возможно, даже преддипломной практики. Это позволит ввести студента в про­фес­сио­наль­ную среду, сформировать навыки работы в гра­ни­цах своей профессии, соотнести свое представление о про­фес­сии с тре­бо­ва­ни­ями, предъявляемыми производством.

Дисциплина «Практикум по профессии» введена в го­су­дарствен­ный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030500 Про­фес­сио­наль­ное обучение (по отраслям). Практикум по профессии – новая организационно-пе­да­го­ги­чес­кая форма подготовки в ву­зе, обеспечивающая получение профильной рабочей профессии. В на­уч­но-иссле­до­ва­тель­ской методической и пе­да­го­ги­чес­кой литературе пока нет четкого представления о том, что и как должны изучать студенты в рам­ках этой дисциплины. В то же время обобщен опыт по организации производственного обучения (А. А. Жу­чен­ко, Г. М. Ро­ман­цев, В. А. Си­до­ров, Е. В. Тка­чен­ко, В. А. Третьяков и др.), предметного практикума (И. П. Бел­ковская, Е. В. Ого­род­ни­ков, А. В. Шат­ных, А. И. Шти­фа­нов и др.), производственной практики (С. П. Буд­ни­ко­ва, В. И. Бли­нов, В. А. Да­вы­дов, А. В. Ефа­нов, Ю. М. Жи­войкин, Э. Ф. Зе­ер и др.).

Мы определяем «Практикум по профессии» как дисциплину, в ос­но­ву которой должна быть положена практическая деятельность по соответствующей профильной профессии, включающая:

● ос­во­ение вновь или дальнейшее совершенствование студентами профессиональных знаний, умений и на­вы­ков по основной или смежной рабочей профессии;

● ос­во­ение оборудования, технических средств и тех­но­ло­ги­чес­ких процессов и прог­раммных продуктов современного производства;

● прак­ти­чес­кую подготовку к ра­бо­те в со­от­ветству­ющих учебных заведениях профессионального образования, освоение передового опыта производственного обучения;

● раз­ви­тие у сту­ден­тов в про­цес­се обучения творческой инициативы, умений и на­вы­ков постановки и ре­ше­ния новых задач, рационализаторства и изоб­ре­та­тель­ства.

Думается, что соблюдение названных организационно-пе­да­го­ги­чес­ких условий при разработке учебно-ме­то­ди­чес­кой документации и в про­цес­се реализации дисциплины «Практикум по профессии» позволит повысить качество подготовки профессионально-пе­да­го­ги­чес­ких кадров и, как следствие, ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей.

Ф. Т. Хаматнуров, К. Ю. Комаров,
Е. А. Куликова

Виртуальные учебные лаборатории

Полноценный образовательный процесс при подготовке ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей предполагает не только изучение сущностных сторон будущей профессиональной деятельности, но и по­лу­че­ние (накопление) опыта такой деятельности. В сов­ре­мен­ных социально-эко­но­ми­чес­ких условиях, когда большинство традиционных связей между учебными заведениями профобразования и ба­зо­вы­ми предприятиями носят в луч­шем случае дискретный характер, речь может идти лишь о глу­бо­ком изучении будущим специалистом соответствующих производственных процессов на базе компьютерных и, в частнос­ти, мультимедийных моделей. Наиболее перспективной организационной формой системного проектирования и представ­ле­ния таких моделей являются, по мнению целого ряда специалистов (А. А. Андре­ев, К. Ю. Лу­па­нов, А. А. По­­ля­ков, В. И. Сол­дат­кин и др.), виртуальные лаборатории.

Виртуальные лаборатории, естественно, не могут полностью заменить реальные профессионально-пе­да­го­ги­чес­кие процессы. Как показывают исследования, 83,1% учащихся профессиональных учебных заведений считают, что «виртуальные лаборатории могут заменить производственную практику»; остальные опрошенные не согласились с та­кой позицией или затруднились оценить свое отношение к дан­ным лабораториям. При этом, по мнению педагогов-экспер­тов, виртуальные лаборатории в сред­нем лишь на 57,6% могут «воспроизводить условия реальной производственной».

Между тем 71,3% опрошенных отметили, что мультимедийные модели не только помогают «эффективно изучать» особенности будущей профессиональной деятельности, но и яв­ля­ют­ся средством «качественной подготовки к быстрой и адек­ват­ной ориентации в слож­ных профессиональных проблемах».

Перспективным направлением развития лабораторных практикумов является создание систем с се­те­вым удаленным доступом к ре­аль­ным лабораторным установкам. В этом случае, по существу, речь идет не о вир­ту­аль­ном, а ре­аль­ном практикуме распределенного типа с мно­жествен­ным удаленным доступом к уп­рав­ле­нию реальными физическими объектами, обеспечивающим в ре­аль­ном масштабе времени получение на удаленном компьютере обучающегося («терминале-кли­ен­те») результатов воздействия на реальный объект. В нас­то­ящее время аналогичная педагогическая технология проходит экспериментальную апробацию лишь в нес­коль­ких передовых университетах мира. Многие зарубежные эксперты считают, что относительно удачным примером программно-ап­па­рат­но­го средства, позволяющего относительно эффективно реализовать такую технологию, является Lab View компании National Instruments (США).

Виртуальные учебные лаборатории – важный атрибут эффективного образовательного процесса, ориентированного на практическую профессиональную деятельность. Они стимулируют активную учебно-поз­на­ва­тель­ную деятельность и позволяют осуществлять кре­атив­ный подход не только к по­лу­че­нию знаний, но и фор­ми­ро­ва­нию профессионально значимых умений и на­вы­ков. При традиционных формах образовательного процесса такая возможность реализуется в хо­де выполнения необходимого комплекса лабораторных работ. В нас­то­ящее время при обучении посредством сетевых курсов подобная активизация творческой деятельности ограничена очевидными техническими сложностями. Одним из реальных путей решения данной проблемы может стать возможность дистанционного эксперимента в еди­ной информационно-ком­му­ни­ка­ци­он­ной образовательной среде.

Л. Л. Шестерненко

Маркетинговый подход к исследованию качества образовательных услуг

Анализ и оцен­ка функционирования и раз­ви­тия системы среднего профессионального образования по социально-эко­но­ми­чес­ким и ор­га­ни­за­ци­он­но-пе­да­го­ги­чес­ким основаниям свидетельствуют об актуальности проблем качества образовательных услуг и подготовки (образованности) выпускников учреждений среднего профессионального образования. Управление качеством образовательных услуг профессионального образования должно быть направлено на обеспечение развития его инфраструктуры (сеть учреждений начального и сред­не­го профессионального образования, спектр образовательных услуг, форм получения образования и т. д.) и со­дер­жа­тель­но-тех­но­ло­ги­чес­ких условий подготовки обучающихся (образовательная система учреждения, профессиональные образовательные программы и об­ра­зо­ва­тель­ный процесс с уче­том закономерностей профессионального становления).

Качество образовательной услуги может концептуализироваться с точ­ки зрения различных общественных наук, включая педагогику, социологию, социальную психологию и да­же экономику. Если рассматривать качество образовательных услуг с мар­ке­тин­го­вой стороны, то в пер­вую очередь следует выяснить, какие атрибуты образовательной услуги в наибольшей степени влияют на удовлетворенность потребителя (обучающегося) в ре­зуль­та­те получения услуги и как оказывать такие образовательные услуги, чтобы они были конкурентоспособны, удовлетворяли бы потребности избранного рыночного сегмента. Образовательные услуги, как любой товар, могут характеризоваться:

1) не­ося­за­емостью действий;

2) про­дол­жи­тель­ностью отношений (в Уральском техникуме ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей, если рассматривать обучение по интегрированным образовательным программам, продолжительность обучения составляет 3 го­да и 4 го­да 5 ме­ся­цев);

3) интенсивностью контакта педагога и обу­ча­юще­го­ся;

4) вы­со­кой ролью персонала (управленческого аппарата техникума, преподавателей и мас­те­ров производственного обучения);

5) уро­внем материально-тех­ни­чес­кой базы (ее постоянное обновление и рас­ши­ре­ние).

Поскольку качество образовательных услуг обусловлено личностным фактором, имеется значительный риск непостоянства качества. Даже качество услуг, предоставляемых одним преподавателем, варьируется в за­ви­си­мос­ти от его физической формы и настро­ени­я во время общения с учащимися.

Критерии качества в сфе­ре образовательных услуг можно концептуализировать следующим образом:

● кри­те­рий материальности (ма­те­ри­аль­но-тех­ни­чес­кая оснащенность образовательного учреждения);

● кри­те­рий надежности (пос­ле­до­ва­тель­ная деятельность руководства, прес­ти­ж диплома и учеб­но­го заведения в це­лом);

● кри­те­рий профессионализма (про­фес­сио­на­лиз­м инженерно-пе­да­го­ги­чес­ко­го состава, его компетентность и уве­рен­нос­ть);

● кри­те­рий отзывчивости (же­ла­ние преподавателей помочь своим учащимся, ин­ди­ви­ду­аль­ный подход к обучаемому, понимание его нужд и вы­ра­же­ние заботы о нем).

Эти критерии качества возможно измерить и иссле­до­вать с по­мощью анкетирования, адаптированного к специфике услуг образования. Анкета получила условное название «Качество образовательных услуг». Оценка осуществляется по 5‑балльной шкале. Для анализа и гра­фи­чес­ко­го оформления результатов исследования применена адаптированная методика. Исследование показало, что оценку качества услуг можно проводить путем сравнения ожидаемых и реальных результатов. Несовпадение между ними принято называть «разрывом в ка­честве».

В рам­ках комплексной программы по совершенствованию качества образования данное исследование осуществлялось среди учащихся 2‑го кур­са ремесленных групп и 4‑го кур­са СПО.

Данная методика носит инновационный характер, так как на основе информации, полученной в про­цес­се исследования, принимаются стратегические решения по совершенствованию качества образовательных услуг.

С. П. Ястребов

Применение модульных программ обучения в профессиональной подготовке ремесленника

Для профессиональной подготовки ремесленника наиболее подходит модульная система обучения, адаптированная к рос­сийским условиям.

Модульная система обучения позволяет использовать для про­фессиональной подготовки ремесленника образовательные учреждения, не имеющие своих учебных зданий, но обладающие собственными учебными и (или) учебно-про­из­водствен­ными мастерскими. Теоретическая часть профессиональной подготовки ремесленника с ис­поль­зо­ва­ни­ем модульных программ требует лишь небольшого помещения, стола и двух стульев.

При этом решающее значение имеет личность мастера производственного обучения, поскольку освоение профессии происходит непосредственно в про­цес­се выполнения конкретного реального заказа под руководством мастера-ре­мес­лен­ни­ка.

Благодаря модульной системе негосударственное образовательное учреждение при осуществлении полностью бесплатного образования может не только безбедно существовать на полном хозрасчете и са­мо­оку­па­емос­ти, но и фор­ми­ро­вать стипендиальный фонд, выплачивая учащимся стипендии в раз­ме­рах, значительно выше общеустановленных.

Модульная система обучения демократична и не требует от обучающегося начального или неполного среднего образования. Фактически обучение может производиться с кон­тин­ген­том любого образовательного уровня или вообще при его отсутствии. Единственным и не­об­хо­ди­мым условием обучения является умение читать.

Использование модульной системы обучения, а также взаимовыгодное сотрудничество с го­су­дарствен­ны­ми или муниципальными ПТУ – путь к ус­пеш­но­му решению проблемы профессиональной подготовки ремесленника.

Психолого-педагогические аспекты ремесленного профессионального образования

А. С. Бугров,
А. Г. Кислов

Об особенностях правового образования
ремесленников-предпринимателей

Правовое образование сегодня является необходимым условием успешности в лю­бой профессиональной сфере. Образование ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей не будет эффективным без ряда базовых учебных правовых дисциплин, среди которых важнейшую роль играют «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Таможенное право» и др.

Современное общество уже в пол­ной мере осознает необходимость правовых знаний, однако методика правового обучения остается проблемной зоной в пе­да­го­ги­ке. В зна­чи­тель­ной степени это касается и осо­бен­нос­тей правового образования ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей, которые должны не просто знать основные положения законодательства, но и уме­ть работать с юри­ди­чес­ки­ми документами, в частнос­ти с до­го­во­ра­ми. Умение правильно прочесть и сос­та­вить гражданско-пра­во­вой и тру­до­вой договоры является залогом их профессионального успеха. Практические навыки составления жалоб и ис­ков, знание некоторых тонкостей процессуального права также являются необходимыми. Поэтому в об­ра­зо­ва­тель­ной программе ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей теоретико-пра­во­вая (ознакомительная) часть не должна превалировать над практической. Соответственно методика преподавания правовых дисциплин также должна обладать собственной практико-ори­ен­ти­ро­ван­ной спецификой.

Профессиональную деятельность предпринимателя, в том числе ремесленника, характеризует самостоятельность в при­ня­тии решений, поэтому эту личностную черту необходимо вырабатывать уже в про­цес­се обучения. На помощь психологической подготовке должна прийти правовая составляющая образования. Преподавателям права есть что позаимствовать у пси­хо­ло­гов, адаптировав к со­дер­жа­тель­ным особенностям своих учебных дисциплин. Игровые, фасилитарные, коучунговые и иные формы организации образовательного процесса вполне могут быть применены при правовом образовании будущих ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей.

Но все эти формы будут эффективными лишь при условии знания самим педагогом практического контекста, в ко­то­ром предстоит работать обучающимся. Следовательно, лучшими преподавателями права для будущих ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей будут ремесленники-предпри­ни­ма­те­ли, получившие юридическое образование с прис­во­ени­ем педагогической квалификации «учитель права». Эта специальность в про­фес­сио­наль­но-пе­да­го­ги­чес­ких вузах более чем уместна, необходимо лишь развернуть работу по привлечению к выс­ше­му юридическому образованию ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей, прошедших школу профессиональной жизни.

Представляется целесообразным внедрение в прак­ти­ку профессионально-пе­да­го­ги­чес­ко­го образования «принципа возвращения», когда прошедшие профессиональную подготовку, набравшие профессиональный опыт выпускники учреждений профессионального образования приходят в про­фес­сио­наль­но-пе­да­го­ги­чес­кий университет, чтобы стать методистами, юристами, экономистами.

А. А. Евтюгина

Коммуникативная компетенция
ремесленника-предпринимателя

Динамика изменения современного общества актуализирует необходимость развития коммуникативных умений как важного компонента в про­фес­сио­наль­но обус­лов­лен­ной структуре личности ремесленника-предпри­ни­ма­те­ля.

Стратегия модернизации содержания образования предполагает формирование готовности и спо­соб­ности нести личную ответственность за собственное благополучие и бла­го­по­лу­чие общества. Важными качествами специалиста становятся готовность к сот­руд­ни­честву, способность к со­зи­да­тель­ной деятельности, толерантность, умение вести диалог и др. Сегодня основным результатом образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и на­вы­ков сама по себе, а на­бор ключевых компетенций в раз­лич­ных сферах, среди которых важное значение приобретает коммуникативная.

Развитие коммуникативных компетенций опирается на исследования в об­лас­ти языкознания, теории языковой личности, теории речевых коммуникаций и об­ще­ния, с уче­том которых мы определяем коммуникативную компетенцию как действие, основанное на теоретической и прак­ти­чес­кой образованности языковой личности.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции будущих ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей – это целенаправленная организация процесса обучения русскому языку, культуре речи, риторике, деловому общению, речевой коммуникации; создание необходимых и дос­та­точ­ных педагогических условий для развития личности.

Первый шаг в этом направлении – это проектирование программы гуманитарного образования, повышающей языковую, лингвистическую, коммуникативную и в це­лом профессиональную компетенции современного специалиста. Второй – межпредметная координация речеведческих, общеобразовательных, специальных дисциплин, когда к уча­щим­ся предъявляются культурно-ре­че­вые требования на занятиях по всем предметам, а коммуникативный тренинг становится регулярным. И третий – реализация гуманно-ори­ен­ти­ро­ван­ного принципа, позволяющего будущему ре­мес­лен­нику-предпринимателю вместе с мас­те­ром, наставником участвовать в при­ня­тии решений, построении планов, стать субъектом своей учебной деятельности и са­мо­вос­пи­та­ния.

На первом этапе реализации программы планируется введение обязательного курса «Русский язык», разработанного с уче­том негума­нитарного мышления учащихся Уральского техникума ремесленников-пред­принимателей. Его основная цель – объек­тив­ная оценка учащимися собственного уровня подготовки, восстановление знаний по основным разделам русского языка, закрепление навыков и уме­ний в об­лас­ти орфографии, пунктуации и прак­ти­чес­кой стилистики. Содержание и струк­ту­ра курса должны быть ориентированы на осмысление общих принципов, лежащих в ос­но­ве каждого раздела правописания, раскрывать логику применения правил русской грамматики. Орфографические и пункту­аци­он­ные нормы должны быть предметом специальных занятий, направленных на повышение практической грамотности учащихся. Целесообразно для совершенствования орфографических и пункту­аци­он­ных умений и на­вы­ков использовать тексты, профессиональной направленности.

На втором этапе на основе изучения ряда дисциплин («Культура речи», «Деловое общение», «Риторика» и др.) предполагается формирование языковой, коммуникативной и профессиональной компетенций.

Отбор содержания учебных дисциплин следует осуществлять с уче­том будущей профессиональной деятельности учащихся. Содержательной основой занятий по вышеперечисленным курсам является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и уме­ний по русскому языку, специальным дисциплинам с бо­лее глубоким осмыслением общекультурных социальных проблем, формирующих профессиональный дискурс, коммуникативную компетенцию.

Практические занятия должны быть направлены не только на продуцирование специальных текстов, но и пре­зен­та­цию этих текстов в устном профессиональном общении. Для ремесленника-предпри­ни­ма­те­ля принципиально важна организационно-уп­рав­лен­чес­кая деятельность, которая предполагает организацию своего предприятия, работу с партне­ра­ми, поставщиками – все это детерминирует обязательное знание стратегии ведения переговоров, деловой беседы, а так­же знание правил составления документации.

В про­цес­се обучения внимание студентов необходимо обращать на характер, приоритеты речевого поведения специалиста. Целесообразно разыгрывать в ро­ле­вых коммуникативных играх специальные ситуации с целью развития навыков, необходимых в будущей практической деятельности.

Таким образом, формирование современного ремесленника-предпри­ни­ма­те­ля, воспитание личности, способной общаться – это долгий и слож­ный процесс, требующий определенных усилий, терпения, времени.

Д. П. Заводчиков

Психологические основы предпринимательства
в сфере ремесла

В. Зом­барт – один из первых создателей психологического портрета предпринимателя – рассматривал предпринимательство наряду с ме­щан­ст­вом и бю­рок­ра­тией как составляющие духа капитализма, причем в этой, столь разносторонней, характеристике предпринимательство ставилось на первое место, поскольку при его устранении получался совсем другой хозяйственный уклад. В данном ракурсе становятся вполне понятными некоторые исторические решения, например свертывание НЭПа в мо­ло­дом Советском государстве.

Соответствующий духу капитализма тип личности предпринимателя, по Зомбарту, должен обладать качествами завоевателя (духовная свобода, воля и энер­гия, упорство и пос­то­янство), организатора (умение правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия) и тор­гов­ца (способность вербовать людей без принуждения, внушать доверие, возбуждать их интерес к своей продукции). Предпринимательство и его психологический портрет, описанный Зомбартом, в це­лом остались прежними.

Иные концепции предпринимательства в об­щем не разрушают, а до­пол­ня­ют портрет предпринимателя и раскры­ва­ют его характеристики. Так, в рам­ках социально-пси­хо­ло­ги­чес­кой теории депривации было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и пред­ставители на­цио­наль­ных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем те, кто принадлежит к зажиточным слоям. По Г. Юн­гу, наибольшая склонность или предрасположенность к пред­при­ни­ма­тель­ству проявляется у экстра­вер­тов. С по­зи­ций психофизиологии, точнее, нейрогуморальной теории, к предпри­ни­ма­тель­ству более склонны люди с по­вы­шен­ной активностью симпатической нервной системы, для которых предпринимательский риск обладает эффектом допинга. Значительный интерес для анализа личности предпринимателя представляет теория диспозиционной структуры личности, предложенная В. А. Ядо­вым, особенно положение о высших уровнях диспозиций. Очевидна также ценность социально-пси­хо­ло­ги­чес­ких исследований предпринимательства как особой субкультуры, где ярко выявляются осо­бен­нос­ти национального самосознания. Отметим, что здесь возможны противоречия предпринимательского духа, склонного к мак­си­ми­за­ции прибыли, и русско­го менталитета, склонного к урав­ни­тель­но­му (общинному) распределению доходов.

Развитие частного предпринимательства как необходимого элемента рыночных отношений в постсо­ветской России актуализирует научные исследования его характеристик с по­зи­ций всех перечисленных подходов. Становление ремесленничества в качестве самостоятельного сектора экономики позволяет говорить о предпри­ни­ма­тель­стве в об­лас­ти ремесленничества, т. е. осо­бой, специфичной сфере производства и ока­за­ния услуг. Здесь можно обозначить следующие приоритетные направления психологических исследований:

1) исследование предпринимательства как особого социокультурного слоя, обладающего общими и конкрет­ны­ми, обусловленными национальным самосознанием, чертами. Кросскультурные исследования, несомненно, дадут возможность корректировать становление предпринимательства в Рос­сии;

2) конкретные психологические исследования таких предпринимательских характеристик, как мышление, поведение, установки, морально-эти­чес­кие диспозиции и т. д.;

3) исследование процесса принятия решений и го­тов­нос­ти к рис­ку в предпри­ни­ма­тель­ской среде.

Предполагается, что на основе этих исследований станет возможным развертывание различных продуктивных направлений практической работы с предпри­ни­ма­те­ля­ми в сфе­ре ремесленничества, таких как:

● раз­ра­бот­ка психодиагностических методик для определения предпринимательского потенциала;

● от­бор и под­бор кадров для подготовки предпринимателей по ремесленным видам труда;

● раз­ра­бот­ка системы экономической и со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­чес­кой поддержки предпринимателей-ре­мес­лен­ни­ков;

● раз­ра­бот­ка специализированных курсов психологии предпринимательского поведения для подготовки ремесленников-предпри­ни­ма­те­лей.

В бу­ду­щем перечень направлений исследований, как и пе­ре­чень направлений практической работы, можно будет скорректировать и до­пол­нить в со­от­ветствии с тен­ден­ци­ями развития ремесленничества в Рос­сии.

Э. Ф. Зеер

Феноменология метапрофессиональных качеств ремесленников-предпринимателей

Введение в про­фес­сио­наль­ное образование новых конструктов: компетентностей, компетенций и клю­че­вых квалификаций – научно обосновано европейскими учеными в се­ре­ди­не 1980‑х гг. (Р. Ба­дер, Д. Мер­тенс, Б. Ос­кар­сон, С. Шо и др.). В оте­чествен­ной педагогике определение и сос­тав этих категорий, отражающих обновление профессионального образования, содержатся в ра­бо­тах В. И. Байден­ко, Г. И. Иб­ра­ги­мо­ва, А. М. Но­ви­ко­ва, М. В. По­жарской, С. Е. Ши­шо­ва.

Данный подход отчетливо прослеживается и в тру­дах отечественных психологов – В. В. Да­вы­до­ва, П. Я. Гальпе­ри­на, В. Д. Шад­ри­ко­ва, И. С. Яки­манской. Ориентация на проблемы усвоения обобщенных знаний, умений и спо­со­бов деятельности является ведущей в их работах. Следует отметить, что в предлагаемых ими развивающих моделях обучения были представлены также содержание различных единиц обучения и тех­но­ло­гии их формирования.

Представляется, что реализация этого подхода с опо­рой на международный опыт при игнорировании достижений отечественной педагогики и пси­хо­ло­гии не оправдана. Следует иметь в ви­ду, что, научно обосновывая интегральные конструкты образования, зарубежные ученые также опирались на работы В. В. Да­вы­до­ва, П. Я. Гальпе­ри­на и А. Н. Ле­онть­ева.

Нами проведен анализ отечественных и за­ру­беж­ных подходов к ха­рак­те­рис­ти­ке и по­ни­ма­нию ключевых квалификаций. Исследования показали правомерность введения нового образовательного конструкта, близкого к по­ня­тию «ключевые квалификации» – «метапрофессиональные качества». Рассмотрим феноменологию этих качеств на примере ремесленной профессии.

Метапрофессиональные качества (МПК) – это личностные и меж­лич­ностные качества, способности, которые обусловливают продуктивность деятельности специалиста в различных ситуациях профессиональной жизни. Это многоуровневые психологические новообразования, представленные в со­ци­аль­ной, производственной и ин­ди­ви­ду­аль­ной сферах деятельности ремесленника-предпри­ни­ма­те­ля. Метапрофессиональные качества характеризуют персональную квалификацию специалиста.

Состав МПК определяется на основе анализа деятельности ремесленника, а от­бор осуществляется по следующим критериям:

● зна­чи­мость для реализации социально-эко­но­ми­чес­ких отношений;

● со­действие утверждению корпоративной культуры;

● обес­пе­че­ние качества и про­из­во­ди­тель­нос­ти труда;

● удов­лет­во­ре­ние потребности личности в са­мо­ут­вержде­нии в ре­зуль­та­тах труда;

● трансля­ция своей индивидуальности в про­дук­ты деятельности;

● ши­ро­кий радиус востребованности в раз­но­об­раз­ных видах ремесленной деятельности.

Экспертный опрос предпринимателей малого бизнеса позволил нам определить следующий состав метапрофессиональных качеств личности ремесленника-предпри­ни­ма­те­ля:

1. Предприимчивость – это предпринимательская активность, способность к про­яв­ле­нию профессионального энтузиазма и ини­ци­ати­вы, самостоятельности, склонности действовать на свой страх и риск, готовности работать сверх установленных планов для того, чтобы получить прибыль, заработать деньги, найти рынок сбыта продукции, войти в кон­такт с нуж­ны­ми людьми и ор­га­ни­за­ци­ями.

2. Социальнопро­фес­сио­наль­ная мобильность – готовность и спо­соб­ность к быстрой смене профессии (к пе­рек­ва­ли­фи­ка­ции), выполняемых производственных заданий, рабочего места. Умение быстро адаптироваться к но­вым социально-эко­но­ми­чес­ким и внут­ри­ор­га­ни­за­ци­он­ным условиям работы.

3. Коммуникативность – способность общаться и сот­руд­ни­чать в тру­до­вом коллективе. Коммуникативные способности состоят в уме­нии правильно выражать свои мысли в письмен­ной и устной форме, в об­ла­да­нии навыками делового общения, передачи информации другим на вербальном и не­вер­баль­ном уровне, в уме­нии слушать и вхо­дить в кон­такт. Способности к вза­имо­действию во многом основываются на коммуникативных возможностях личности, но включают помимо этого готовность работать совместно с дру­ги­ми людьми, терпимость к мне­нию других, корпоративность, чувство взаимопомощи.

4. Социальнопро­фес­сио­наль­ная ответственность – внутренние формы саморегуляции деятельности субъекта, характеризующиеся сознательным соблюдением моральных принципов и пра­во­вых норм, выражающих общественную и про­фес­сио­наль­ную необходимость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *