маляр дизайнер чем занимается
Маляр
Родственные профессии
Облицовщик-мозаичник, паркетчик, плиточник-облицовщик
Сфера профессиональной деятельности
Классификация профессии
Описание профессии
Маляр — специалист, который подготавливает и окрашивает различные поверхности (как правило, на этапе строительства).
Профессия маляра относится к одной из важнейших отраслей народного хозяйства – строительству. Малярные работы производятся при окончательной отделке зданий и сооружений, перед сдачей их в эксплуатацию. Они включают в себя декоративную отделку фасадов, окраску стен, потолков, перегородок, полов, дверей, окон и других элементов. Маляр уходит со стройки последним, его работа венчает труд всего коллектива строителей.
Важнейшим требованием к профессии является отсутствие аллергических заболеваний, поскольку растворитель, который входит в состав красок, представляет собой вредное органическое вещество, приводящее к сильному ухудшению состояния здоровья людей с такими недугами. Маляр должен также быть аккуратным и, желательно, не бояться высоты, ведь стены многоэтажных зданий тоже нужно красить.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам маляра относятся:
Маляр должен обладать следующими личностными качествами:
Медицинские противопоказания
Наименование вредных производственных факторов и работ/Номер приложения и пункт приказа 302н
Перечень медицинских противопоказаний
Маляр
Маляром является специалист, занимающийся нанесением красочных составов на различные поверхности: стены, трубы, заборы и пр.
СОДЕРЖАНИЕ:
История профессии
Профессия маляр возникла очень давно. Люди научились изготавливать краски на основе животного жира или из охры 20000 лет назад. В то время появилось много окрашенных изделий, что свидетельствует о развитии малярного ремесла.
В ходе проведения археологических раскопок были обнаружены фигурки божеств, фантастических зверей и птиц. Первое официальное упоминание о профессии датируется серединой XIX века, когда начали выпускать готовые краски. Ранее маляры были вынуждены смешивать различные ингредиенты, чтобы получить желаемый цвет.
Особенности профессии
Работа маляром имеет как преимущества, так и недостатки. Достоинством принято считать интернациональность, ведь умелые специалисты требуются в каждой стране. При этом освоить азы ремесла под силу практически каждому.
В ходе выполнения поставленных задач специалисты используют различные инструменты. Множество современных технологий находит свое отображение в деятельности маляров и штукатуров.
Существенным минусом профессии является необходимость постоянно контактировать с веществами, способными довести человека до астматического приступа, ведь пары растворителя негативно сказываются на работе дыхательной системы.
Разновидностью профессии является специальность автомобильный маляр. В его обязанности входит покраска авто с применением распылителя. Поэтому такие работники в обязательном порядке должны использовать следующие средства защиты: респиратор, очки, спецодежда.
При несоблюдении правил ТБ возникает риск попадания краски на кожу или в глаза, что чревато негативными последствиями.
Обязанности
Важные качества
Необходимые качества, которыми должен обладать маляр:
Навыки и знания
Также маляру надо знать технологию нанесения красок и отделочных материалов на уже подготовленную поверхность.
Перспективы и карьера
На сегодняшний день профессия маляр является востребованной. В процессе выполнения внутренних и фасадных работ на возводимых объектах не обойтись без маляров.
Местом работы автомобильных маляров являются автомобильные заводы и автосервисы.
При наличии стартового капитала и знания особенностей работы в данной сфере, можно заняться частной деятельностью, открыв собственную фирму.
Обучение
Работа маляром не требует обязательного наличия высшего образования. Освоить тонкости профессии можно в ПТУ. Дополнительно, за время обучения есть возможность получить специальность плиточника, штукатура или каменщика.
Также оптимальным вариантом станет посещение спецкурсов. По желанию можно пойти учеником к профессиональному маляру.
«У меня никогда не стояла задача сделать „дорого“»: сколько зарабатывает дизайнер интерьера
В Москве
Каждую неделю наши читатели рассказывают о своей работе.
Героиня этого выпуска рисовала, шила и вязала с самого детства, получила два высших художественных образования и сменила несколько профессий: была и модельером, и декоратором, и дизайнером. Она рассказала, как побеждать в конкурсах, почему нельзя нарушать строительные нормы и выгодно ли сниматься в телешоу.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Мой выбор — не дань моде и не случайность. Это долгий творческий путь.
Моя бабушка была швеей и отлично шила, вязала, вышивала. А папа прекрасно рисовал, закончив всего лишь деревенскую школу, и без специальной подготовки сам поступил в архитектурный институт. Мама — тоже творческий человек.
Способности родителей передались мне по наследству. Я с малых лет отлично справлялась не только с кистью и карандашами, но и с иголкой и ниткой. Сколько себя помню, всегда что-то рисовала, шила, вырезала, мастерила. Мои творческие начинания в семье поддерживали. Родители спокойно относились к творческому беспорядку, разлитым краскам. Конечно, я ходила к папе на работу, в мастерские, и это отразилось на моем мировоззрении. Домашняя библиотека постоянно пополнялась книгами по искусству и архитектуре, журналами «Юный художник». А бабушка отдала в мое распоряжение целый шкаф старинной одежды, которую я с удовольствием перешивала. У меня даже была своя детская швейная машинка.
Лет с 12 уже шила себе сарафаны, юбки, кофточки. В студенческие годы мой гардероб практически полностью состоял из сшитых мною вещей — от простых до пальто с пиджаками.
Мое увлечение художниками Раннего Возрождения, импрессионистами и постимпрессионистами повлияло на выбор вуза. В их творчестве меня завораживала эмоциональная подача, декоративность, необычные цветовые сочетания. В искусстве я люблю недосказанность, самобытность, смелость. Такая живопись развивает воображение, вдохновляет. Причем влияние может выражаться по-разному : можно использовать в костюме, например, цветовое сочетание картины, а можно повторить какой-то силуэт, форму, композицию.
Окончив художественную школу, я поступила в филиал Московского технологического института сервиса, сейчас — ПВГУС, на специальность «дизайнер костюма». Нас учили всему и одновременно ничему конкретному. Мы пять лет кайфовали: много рисовали, шили. В реальной жизни, конечно, такую работу найти очень сложно. После окончания вуза пришлось немного спуститься на землю и заняться чем-то более практичным и менее творческим. Но главное, чему нас научили, — для нас нет невыполнимых задач. Вечером я брала в руки крючок в первый раз, а утром у меня уже было готовое изделие.
Долгое время я работала декоратором в элитных салонах штор и дизайн-студиях. Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику.
Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику. Далее нужно было сформировать заказ, который состоял из множества артикулов, отдать в пошив, проставив все размеры, и проконтролировать процесс. Потом устанавливали карнизы и вешали шторы. 20 лет назад в моде были сложные окна с драпировками, нужно было все точно рассчитать, не ошибиться. Постепенно к шторам прибавилась обивка мебели и — по мере расширения ассортимента салона — подбор обоев, фресок и тому подобное.
Анализируя спустя годы свою работу, я поняла, что у меня никогда не стояла задача сделать заказчику «дорого». К материалам я всегда относилась как к инструментам, с помощью которых можно сделать красиво. Но честно признаюсь, от дешевых искусственных тканей меня всегда коробило, я вижу их издалека.
Набравшись опыта в сфере текстильного дизайна, я захотела более глубоко заняться дизайном интерьера. Но поняла, что для новой профессии мне не хватает знаний, поэтому поступила в архитектурный вуз.
При МАРХИ есть Высшая школа средового дизайна, которая дает возможность на базе первого высшего образования за два с половиной года получить специальность «дизайнер архитектурной среды». Чтобы стать, например, архитектором, нужно было учиться еще шесть лет. Но мне неинтересна была большая архитектура, я смотрела на папины чертежи и эскизы в детстве, и мне казалось все это скучным.
Параллельно с обучением в вузе пришлось освоить компьютерные программы, без которых просто невозможно сейчас представить дизайн-проект. Честно скажу, учиться было сложно, но интересно. Дизайн интерьера — это сочетание творческих навыков с техническими знаниями, например знанием эргономики — науки, позволяющей сделать дом комфортным для жизни, — особенностей применяемых материалов, законов перепланировки, юридических вопросов и психологии.
В институте нам ставили интересные задачи, очень творческие, разнообразные, и мне было очевидно, что специальность, например, декоратора слишком узкая, в ней я не смогла бы применить все эти навыки, а в дизайне интерьеров есть где развернуться: постоянно появляются новые технологии и идеи. Конечно, на изучение этой профессии уходят годы, и только реальный опыт может сделать из ученика специалиста.
Суть профессии
От работы декоратора работа дизайнера отличается в основном сложностью организации процесса. В ремонте участвуют много специалистов, и все по-разному относятся к своей работе. Дизайнер работает на результат, для него важно, чтобы получилось удобно и красиво, это самое главное. Столкновения интересов и человеческий фактор очень усложняют работу.
Сейчас в сфере дизайна много людей без художественного образования. Почему-то считается, что дизайнер не должен уметь ни рисовать, ни чертить, многие привыкли все эти вещи делегировать. Но в интерьере кроме технической части есть и творческая, в которой работают те же принципы, что и в живописи, те же законы композиции и цветовых сочетаний. Без этих знаний не обойтись.
Кроме того, дизайнер отвечает за безопасность объекта. За нарушения могут привлечь, а это большие штрафы. Если клиент, например, хочет провести ремонт с нарушениями правил перепланировки, я никогда не соглашаюсь на подобные авантюры.
Креатив второстепенен, в первую очередь — грамотный проект и соблюдение всех норм.
Это и отличает специалиста от любителя. Бывают желающие встроить стиральную машину в вентиляционный короб или сделать отверстия в несущих балках. Я объясняю, почему так нельзя. Обычно находим другие решения.
Место работы
После окончания вуза в 2010 году я работала в различных дизайнерских бюро. Работу найти было несложно, но это скорее благодаря уже большому опыту и личным знакомствам. Конечно, сразу после вуза никто тебе не доверит полностью сделать дизайн-проект, поначалу приходилось работать в качестве помощника дизайнера, на практике изучить нюансы работы с материалами, мебелью на заказ.
С 2013 года работаю на себя, я индивидуальный предприниматель. С официального места работы я уволилась перед тем, как мой сын пошел в школу: я хотела уделять ему больше внимания. Было, конечно, страшно, но я тогда не думала, что это навсегда. К тому времени у меня уже появились профессиональные контакты в этой сфере, кроме того, были постоянные заказчики на шторы. Еще я освоила визуализацию и брала проекты с учетом новых знаний. Конечно, доход моментом не увеличился, но у меня были другие приоритеты, и я ни о чем не жалею. Ни одна наемная работа не давала мне столько, сколько мне было нужно в финансовом смысле и в плане развития. Я не люблю монотонность и рутину. Мне интересно работать сразу в нескольких направлениях, от этого я получаю настоящее удовольствие.
Маляр (Маляр-штукатур)
Краткое описание: кто такой маляр?
Выполнение отделочных работ практически никогда не обходится без маляра и штукатура. Последний выполняет капитальную подготовку поверхности к нанесению краски или наклеиванию обоев. А маляр отвечает именно за завершающий этап отделки, после которого объект приобретет законченный, эстетичный вид, продуманный на стадии разработки проекта. Если для подготовки поверхности перед этим необходимо устранить небольшие дефекты (заделать мелкие неровности шпатлевкой, зачистить остатки старой краски), то такие работы может выполнить и сам маляр, без привлечения штукатура. Существует также должность маляра-штукатура, который совмещает обязанности обоих специалистов.
Особенности профессии
Вакансии маляра встречаются на рынке труда достаточно часто, поскольку при выполнении любых строительных и ремонтных работ без таких сотрудников не обойтись. Они могут использовать валики, кисти, краскопульты, специальные столы для нарезания обоев и множество других инструментов и приспособлений. Основные обязанности маляра таковы:
Поскольку маляр постоянно работает с различными смесями, у него не должно быть никаких аллергий на их составляющие, равно как и проблем с дыхательной системой (в противном случае возможно развитие или осложнение хронических заболеваний).
Плюсы и минусы профессии маляр
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Чтобы успешно пройти обучение на маляра и устроиться на работу по этому профилю, необходимо быть трудолюбивым, усердным, даже скрупулезным человеком. Маляр отвечает за последнюю стадию отделки, то есть от него зависит, как будет выглядеть построенный/отремонтированный объект, поэтому недочеты и ошибки здесь недопустимы. Подобный специалист также должен обладать достаточно крепким здоровьем и физической выносливостью, способностью к долгому сохранению концентрации при выполнении монотонного труда, и некоторой креативностью.
Обучение на маляра
Учеба в вузе для маляра не нужна, достаточно получить среднее специальное образование в колледже. Самый подходящий профиль – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (код 08.01.10). Это достаточно широкая специализация, после получения которой можно стать и маляром, и штукатуром, и каменщиком, и плотником, и даже инженером-строителем. Набор студентов выполняется по среднему баллу аттестата, поэтому сдавать ЕГЭ для поступления не надо. Обучение может длиться от 3 до 6 лет. Это зависит от года поступления (после 9-го или 11-го класса), формы посещения занятий (очная, заочная, вечерняя), уровня образования (базовая или углубленная подготовка).
Курсы
Учебный центр «Специалист» при МАНХиГС предлагает еще один вариант того, где получить профессию маляра. Это дистанционные курсы, которые могут длиться от 72 до 300 академических часов (в зависимости от уровня образования и присваиваемого разряда). По завершении учебы студенты проходят обязательный квалификационный экзамен, после чего получают официальные свидетельства о полученной профессии. Похожие курсы предлагают и многие другие учебные заведения. Это узкоспециализированные учебные программы, которые требуют существенно меньше времени, чем обучение в ссузе по общему профилю.
Лучшие колледжи для маляров
Место работы
Маляр может работать в строительной компании, ремонтной организации, дизайнерском бюро, в предприятиях ЖКХ, архитектурных бюро. Он также может предлагать малярные услуги в частном порядке.
Зарплата маляра
Уровень доходов маляра обычно средний, он может варьироваться в зависимости от компании, в которой он работает, разряда специалиста (всего их шесть), а также от степени его профессионализма и количества надпрофессиональных навыков.
Зарплата маляра (маляра-штукатура) на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Карьерный рост
Маляр может повышать свой разряд, расширять знания и умения, претендовать на более высокий уровень заработной платы. Как человек, достаточно неплохо разбирающийся в строительных и ремонтных работах в целом (особенно при наличии профильного образования), он также может открыть собственную компанию.
Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Для оценки ответов выпускников на первом этапе (тестировании) применяется рейтинговая система с переводом в пятибалльную систему, на втором и третьем этапах – пятибалльная система с разработанными критериальными требованиями к оценке знаний и умений.
Итоговый междисциплинарный экзамен показывает, что более 80% выпускников имеют хороший и отличный уровень подготовки по специальности «Менеджмент в строительстве».
С. В. Соловьева
Особенности организации профессионального обучения маляров-дизайнеров
Сегодня работодатели строительных компаний предъявляют новые требования к работнику, который должен быть мобильным в новых социально-экономических условиях, уметь с высоким качеством выполнять работу, быть организатором своей трудовой деятельности.
Уральский техникум ремесленников-предпринимателей в рамках проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» при поддержке фонда Э. Шёка (Германия) с 1999 г. ведет подготовку специалистов для малых предприятий строительного профиля по ремесленным профессиям: маляр-дизайнер, столяр, плиточник-мозаичник.
Маляр-дизайнер – это новый тип специалиста, которого отличает высокое качество работы, ответственность перед клиентом как в технологическом, так и экономическом плане.
Профессиональная образовательная программа подготовки маляров-дизайнеров (ремесленников) разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования РФ (федеральный и региональный компоненты), опыта профессионального образования ремесленников в Германии, результатов реализации модельного проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» в профессиональном лицее № 331 Москвы.
Для подготовки маляров-дизайнеров требуемого уровня в техникуме созданы соответствующие организационно-педагогические условия (программно-методическое, информационное и кадровое обеспечение), разработана учебно-программная документация, обеспечена современная учебно-материальная база. Для обучения маляров-дизайнеров открыта новая учебная мастерская площадью 230 м2.
В ней можно отрабатывать все операции малярных работ по минеральным, деревянным, металлическим основаниям.
Для каждого учащегося имеется свое рабочее место, свой инструмент, свои материалы, своя спецодежда. Учащиеся несут ответственность за сохранность инструментов, приспособлений, инвентаря, расход материалов.
При оценке выполнения практических заданий обязательно учитываются: организация рабочего места (чистота, рациональное расположение инструмента и т. д.), качество работы (последовательность, безопасность, быстрота, дизайнерские решения, эргономическое использование материала), личностные качества (организованность, самостоятельность, коммуникативность и т. д.).
Мастера практического обучения работают в тесном контакте с преподавателями общеобразовательных и специальных дисциплин. Процессы обучения профессии и освоения общеобразовательных дисциплин дополняют друг друга. Общеобразовательный цикл увязан со специальными предметами и практическим обучением профессии, что позволяет избежать дублирования учебного материала. Между общеобразовательными предметами и предметами профессионального цикла установлены межпредметные связи. Профильное обучение химии, физике осуществляется через введение отдельных тем, разделов, а также выполнение практических заданий, связанных с профессиональной деятельностью маляра-дизайнера.
С целью учета профессиональной направленности общеобразовательных предметов пересмотрена очередность изучения тем дисциплин общеобразовательной (математика, химия, физика) и профессиональной (материаловедение, технология и организация работ) подготовки, согласованы методы и средства обучения. Например, на уроках математики углубленно изучаются темы, необходимые для проведения расчетов поверхностей (площадей) и норм расхода материалов при освоении технологии и организации малярно-дизайнерских работ.
Применение нестандартных форм проведения уроков, широкое использование межпредметных связей, профессиональная направленность обучения, насыщенность учебного материала наглядными примерами способствуют активизации учебной и мыслительной деятельности учащихся, побуждают к самообразованию и самоконтролю.
При обучении маляров-дизайнеров широко используется метод проектов, при котором у учащихся в ходе самостоятельного планирования, проектирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий формируются необходимые в профессиональной деятельности ремесленника ключевые квалификации и компетенции. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся имеют возможность взаимодействия со сверстниками и мастерами практического обучения, планируют конечный результат, алгоритм проектирования, вносят коррективы в ранее принятые решения, составляют экономическое обоснование проекта. Метод проектов позволяет более полно реализовать взаимосвязь теории и практики, повысить эффективность межпредметных связей, активность учащихся как субъектов образовательного процесса.
В учебной программе практического обучения маляра-дизайнера на каждом курсе предусмотрены комплексные работы, позволяющие выявить степень усвоения различных тем, уровень сформированности ключевых квалификаций и компетенций. От курса к курсу увеличивается степень сложности практических заданий. На 3‑м курсе учащиеся самостоятельно проектируют эскизы отделок и дизайн помещения, производят расчет необходимых материалов, инструментов, оборудования; составляют технологические карты процессов.
Маляр-дизайнер (ремесленник) владеет основами предпринимательской деятельности, использует перспективные технологии, проектирует дизайн помещений, выполняет не только простые виды малярных работ, но и декоративные виды отделок в соответствии с европейскими стандартами, оформляет интерьеры помещений и фасады, выполняет реставрационные работы. Профессиональные умения и знания, освоенные в рамках ремесленной профессии, позволяют маляру-дизайнеру выполнять все виды работ на объекте, в короткие сроки осваивать и использовать новые механизированные и электрифицированные инструменты, технологическое оборудование.
За время реализации германо-российского проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» подготовлено более 100 маляров-дизайнеров. Все они востребованы на рынке труда.
В. Т. Сопегина
О реализации управленческого блока при подготовке техника-ремесленника
С точки зрения современного работодателя, разносторонне образованный специалист, обладающий глубокими познаниями как в конкретных областях практической сферы деятельности, так и в вопросах экономики и управления, имеет огромную ценность в любой отрасли. Для самого специалиста важно быть конкурентоспособным и иметь возможность продвинуться по карьерной лестнице.
Современному специалисту ЖКХ – технику-ремесленнику – для реализации планов реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства могут понадобиться глубокие знания экономики и менеджмента, современных расчетных методов анализа и прогнозной оценки состояния рынка, умение управлять коллективом. Поэтому в управленческий блок учебного плана образовательной программы «Управление электрохозяйством жилого фонда», реализуемой на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в Березовском, включены дисциплины: менеджмент, социальная психология, маркетинг, документационное обеспечение управления, управленческая психология, управление персоналом, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент. Кроме того, предусмотрена дополнительная образовательная программа «Деловая культура».
Основная задача управленческого блока – подготовка профессионального управленца.
В рамках дисциплин «Социальная психология», «Управленческая психология», «Управление персоналом» изучаются разделы: управление собой, управление и планирование, управление персоналом, управление в организации. Эти дисциплины формируют базовые знания в области управления, навыки организаторской деятельности и умение руководить коллективом.
Задачей руководителя является профессиональное и личностное саморазвитие и содействие развитию своих сотрудников. Оценка профессиональной компетенции является эффективным инструментом управления персоналом при условии, что производится специалистом, имеющим соответствующее образование и опыт работы. Цель дисциплины «Управление персоналом» – ознакомить с принципами и подходами в оценке профессиональной компетенции, обучить современным методам профессиональной диагностики и отбора, обеспечить психологическим инструментарием для решения задач управления персоналом.
В ходе изучения курса «Финансовый менеджмент» студенты приобретают навыки ведения бухгалтерского и управленческого учета, учатся рассчитывать финансовые риски, знакомятся с порядком оформления трудовых отношений на предприятиях, основными моделями организации системы оплаты труда различных категорий работников жилищно-коммунальной сферы и т. д.
Дисциплина «Стратегический менеджмент» знакомит пользователей с теоретическими концепциями и моделями менеджмента, ключевыми понятиями, возможностями методов практического применения теории; формирует навыки применения инструментов менеджмента в практической деятельности.
В результате такого обучения мы получаем не только техника-ремесленника, но и менеджера, который может руководить компанией (проектом) или подразделением на основании полученных экономических знаний.
С. А. Стариков
Формирование информационной компетентности ремесленников-предпринимателей
Новая парадигма образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на внимание к каждой личности как ценности, предполагает определенный уровень сформированности не только знаний и умений, но и компетентности. В условиях появления разнообразных педагогических концепций, новых тенденций и образовательных технологий особую значимость приобретает проблема использования информационных технологий в профессиональной подготовке ремесленника-предпринимателя, т. е. формирования у будущих ремесленников-предпринимателей информационной компетентности.
Возрастающие темпы компьютерного и информационного развития производственных и социальных процессов изменили требования работодателей к молодым специалистам. На современном рынке труда востребованными становятся специалисты с высоким уровнем информационной компетентности. Развивающийся рынок труда стимулирует образовательные учреждения к тому, чтобы молодой специалист соответствовал существующим запросам и потребностям производства. Для того чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, современный специалист должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств.
При этом необходимо формировать личность, готовую к обновлению знаний на протяжении всего жизненного пути. Умение выбрать нужную информацию, систематизировать ее и усвоить на достаточно высоком уровне – важное качество современного работника. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной компетентностью как одной из составляющих общей культуры. Новый тип культуры породила нарастающая сила потока информационного обмена между людьми.
В этой связи необходимо так изменить содержание подготовки ремесленника-предпринимателя, чтобы обеспечить ему не только общеобразовательные и профессиональные знания, но и достаточный уровень информационной компетентности. Информатика должна занять место особого «метапредмета» среди учебных дисциплин, а компьютеризация учебного процесса – особое положение среди основных мероприятий перестройки среднего образования. Усложнение технической оснащенности всех сфер производства, для которых осуществляется подготовка ремесленников, поставило перед профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, которые в своей профессиональной деятельности способны эффективно использовать компьютерные технологии.
В информационном обществе XXI в. рассчитывать на успех могут только те специалисты, которые не только овладеют стандартами, научатся применять усвоенные знания в знакомой и нетрадиционной ситуациях, но и смогут самостоятельно работать с информацией и приобретать знания. Современные работодатели заинтересованы в работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы. Если молодой специалист знает, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные задачи, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет получать любые дополнительные знания. Уже сегодня успешным является тот специалист, который непрерывно пополняет свои знания и умения, овладевает новыми компетенциями, творчески использует новейшие достижения науки и техники.
Т. А. Таршис
Ремесленное профессиональное образование: подход, основанный на компетенциях
Целью создания ресурсного центра строительного профиля, как и других десяти ресурсных центров, организованных Министерством общего и профессионального образования Свердловской области на базе областных учреждений начального и среднего профессионального образования, является обеспечение условий для повышения качества подготовки специалистов на основе развития интеграционных процессов профессионального образования и сферы экономики.
Работодатели и образовательные учреждения заинтересованы в подготовке персонала, обладающего широким диапазоном компетенций для осуществления профессиональной деятельности. Подход к результату образования, основанному на компетенциях, – ключевой момент в деятельностно-ориентированной парадигме образования. Поэтому первым этапом внедрения принятого в декабре 2005 г. регионального (областного) компонента государственных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области является изучение требований работодателей к перечню умений специалиста, а также качеству этих умений. Это новый для современной России подход к результату профессионального образования, развивающий принципы предыдущего регионального компонента стандарта НПО, основанного на личностно ориентированной парадигме образования.
Сотрудники ресурсных центров осуществляют координацию процессов проведения маркетинговых исследований в областных образовательных учреждениях по изучению и анализу потребности в умениях.
Ремесленное профессиональное образование, внедренное в Уральском техникуме ремесленников-предпринимателей в рамках германо-российского проекта «Поддержка ремесел через профессиональное образование» при активном участии ресурсного центра профессионального образования строительного профиля, также основано на деятельностно-ориентированной образовательной парадигме. Практическое обучение в ремесленном профессиональном образовании является ядром всей образовательной программы. Основанием для отбора содержания программы служат требования квалификационных характеристик, определяющие умения выпускника, отношение (позиция) к умению (качество умения).
Перечисленные составляющие результата ремесленного образования являются по своей сути компетенциями.
Приобретенный сотрудниками ресурсного центра опыт участия в разработке образовательных программ ремесленного профиля позволяет гибко управлять процессами внедрения подхода, основанного на компетенциях, в образовательные программы областных образовательных учреждений по строительным профессиям и специальностям.
Таким образом, принципы, заложенные в новый региональный компонент государственных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области, созвучны с принципами ремесленного профессионального образования. Это повышает эффективность деятельности ресурсного центра по решению основных задач, поставленных перед ним Министерством общего и профессионального образования Свердловской области: расширение перечня ремесленных образовательных программ и сети образовательных учреждений Свердловской области, реализующих их; освоение обучающимися учреждений СПО и НПО компетенций по новым строительным технологиям.
В. А. Федотов,
Н. И. Зырянова
Механизм подготовки профессионально-педагогических кадров для ремесленного профессионального образования
Эффективность подготовки ремесленников-предпринимателей в системах начального и среднего профессионального образования напрямую зависит от уровня и качества подготовки профессионально-педагогических кадров.
Анализ программ обучения ремесленников-предпринимателей показал, что одной из составных частей профессиональной подготовки является экономическая составляющая, представленная дисциплинами: основы маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета, бизнес-планирование и др. Учитывая данное обстоятельство, необходимо повысить требования к уровню подготовки по профильной рабочей профессии выпускников профессионально-педагогических учебных заведений, обучающихся в рамках образовательной отрасли «Профессиональное обучение (экономика и управление)».
Практическая подготовка по рабочей профессии в вузе, на наш взгляд, может быть обеспечена за счет дисциплины «Практикум по профессии», квалификационных практик, технологической и, возможно, даже преддипломной практики. Это позволит ввести студента в профессиональную среду, сформировать навыки работы в границах своей профессии, соотнести свое представление о профессии с требованиями, предъявляемыми производством.
Дисциплина «Практикум по профессии» введена в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030500 Профессиональное обучение (по отраслям). Практикум по профессии – новая организационно-педагогическая форма подготовки в вузе, обеспечивающая получение профильной рабочей профессии. В научно-исследовательской методической и педагогической литературе пока нет четкого представления о том, что и как должны изучать студенты в рамках этой дисциплины. В то же время обобщен опыт по организации производственного обучения (А. А. Жученко, Г. М. Романцев, В. А. Сидоров, Е. В. Ткаченко, В. А. Третьяков и др.), предметного практикума (И. П. Белковская, Е. В. Огородников, А. В. Шатных, А. И. Штифанов и др.), производственной практики (С. П. Будникова, В. И. Блинов, В. А. Давыдов, А. В. Ефанов, Ю. М. Живойкин, Э. Ф. Зеер и др.).
Мы определяем «Практикум по профессии» как дисциплину, в основу которой должна быть положена практическая деятельность по соответствующей профильной профессии, включающая:
● освоение вновь или дальнейшее совершенствование студентами профессиональных знаний, умений и навыков по основной или смежной рабочей профессии;
● освоение оборудования, технических средств и технологических процессов и программных продуктов современного производства;
● практическую подготовку к работе в соответствующих учебных заведениях профессионального образования, освоение передового опыта производственного обучения;
● развитие у студентов в процессе обучения творческой инициативы, умений и навыков постановки и решения новых задач, рационализаторства и изобретательства.
Думается, что соблюдение названных организационно-педагогических условий при разработке учебно-методической документации и в процессе реализации дисциплины «Практикум по профессии» позволит повысить качество подготовки профессионально-педагогических кадров и, как следствие, ремесленников-предпринимателей.
Ф. Т. Хаматнуров, К. Ю. Комаров,
Е. А. Куликова
Виртуальные учебные лаборатории
Полноценный образовательный процесс при подготовке ремесленников-предпринимателей предполагает не только изучение сущностных сторон будущей профессиональной деятельности, но и получение (накопление) опыта такой деятельности. В современных социально-экономических условиях, когда большинство традиционных связей между учебными заведениями профобразования и базовыми предприятиями носят в лучшем случае дискретный характер, речь может идти лишь о глубоком изучении будущим специалистом соответствующих производственных процессов на базе компьютерных и, в частности, мультимедийных моделей. Наиболее перспективной организационной формой системного проектирования и представления таких моделей являются, по мнению целого ряда специалистов (А. А. Андреев, К. Ю. Лупанов, А. А. Поляков, В. И. Солдаткин и др.), виртуальные лаборатории.
Виртуальные лаборатории, естественно, не могут полностью заменить реальные профессионально-педагогические процессы. Как показывают исследования, 83,1% учащихся профессиональных учебных заведений считают, что «виртуальные лаборатории могут заменить производственную практику»; остальные опрошенные не согласились с такой позицией или затруднились оценить свое отношение к данным лабораториям. При этом, по мнению педагогов-экспертов, виртуальные лаборатории в среднем лишь на 57,6% могут «воспроизводить условия реальной производственной».
Между тем 71,3% опрошенных отметили, что мультимедийные модели не только помогают «эффективно изучать» особенности будущей профессиональной деятельности, но и являются средством «качественной подготовки к быстрой и адекватной ориентации в сложных профессиональных проблемах».
Перспективным направлением развития лабораторных практикумов является создание систем с сетевым удаленным доступом к реальным лабораторным установкам. В этом случае, по существу, речь идет не о виртуальном, а реальном практикуме распределенного типа с множественным удаленным доступом к управлению реальными физическими объектами, обеспечивающим в реальном масштабе времени получение на удаленном компьютере обучающегося («терминале-клиенте») результатов воздействия на реальный объект. В настоящее время аналогичная педагогическая технология проходит экспериментальную апробацию лишь в нескольких передовых университетах мира. Многие зарубежные эксперты считают, что относительно удачным примером программно-аппаратного средства, позволяющего относительно эффективно реализовать такую технологию, является Lab View компании National Instruments (США).
Виртуальные учебные лаборатории – важный атрибут эффективного образовательного процесса, ориентированного на практическую профессиональную деятельность. Они стимулируют активную учебно-познавательную деятельность и позволяют осуществлять креативный подход не только к получению знаний, но и формированию профессионально значимых умений и навыков. При традиционных формах образовательного процесса такая возможность реализуется в ходе выполнения необходимого комплекса лабораторных работ. В настоящее время при обучении посредством сетевых курсов подобная активизация творческой деятельности ограничена очевидными техническими сложностями. Одним из реальных путей решения данной проблемы может стать возможность дистанционного эксперимента в единой информационно-коммуникационной образовательной среде.
Л. Л. Шестерненко
Маркетинговый подход к исследованию качества образовательных услуг
Анализ и оценка функционирования и развития системы среднего профессионального образования по социально-экономическим и организационно-педагогическим основаниям свидетельствуют об актуальности проблем качества образовательных услуг и подготовки (образованности) выпускников учреждений среднего профессионального образования. Управление качеством образовательных услуг профессионального образования должно быть направлено на обеспечение развития его инфраструктуры (сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, спектр образовательных услуг, форм получения образования и т. д.) и содержательно-технологических условий подготовки обучающихся (образовательная система учреждения, профессиональные образовательные программы и образовательный процесс с учетом закономерностей профессионального становления).
Качество образовательной услуги может концептуализироваться с точки зрения различных общественных наук, включая педагогику, социологию, социальную психологию и даже экономику. Если рассматривать качество образовательных услуг с маркетинговой стороны, то в первую очередь следует выяснить, какие атрибуты образовательной услуги в наибольшей степени влияют на удовлетворенность потребителя (обучающегося) в результате получения услуги и как оказывать такие образовательные услуги, чтобы они были конкурентоспособны, удовлетворяли бы потребности избранного рыночного сегмента. Образовательные услуги, как любой товар, могут характеризоваться:
1) неосязаемостью действий;
2) продолжительностью отношений (в Уральском техникуме ремесленников-предпринимателей, если рассматривать обучение по интегрированным образовательным программам, продолжительность обучения составляет 3 года и 4 года 5 месяцев);
3) интенсивностью контакта педагога и обучающегося;
4) высокой ролью персонала (управленческого аппарата техникума, преподавателей и мастеров производственного обучения);
5) уровнем материально-технической базы (ее постоянное обновление и расширение).
Поскольку качество образовательных услуг обусловлено личностным фактором, имеется значительный риск непостоянства качества. Даже качество услуг, предоставляемых одним преподавателем, варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время общения с учащимися.
Критерии качества в сфере образовательных услуг можно концептуализировать следующим образом:
● критерий материальности (материально-техническая оснащенность образовательного учреждения);
● критерий надежности (последовательная деятельность руководства, престиж диплома и учебного заведения в целом);
● критерий профессионализма (профессионализм инженерно-педагогического состава, его компетентность и уверенность);
● критерий отзывчивости (желание преподавателей помочь своим учащимся, индивидуальный подход к обучаемому, понимание его нужд и выражение заботы о нем).
Эти критерии качества возможно измерить и исследовать с помощью анкетирования, адаптированного к специфике услуг образования. Анкета получила условное название «Качество образовательных услуг». Оценка осуществляется по 5‑балльной шкале. Для анализа и графического оформления результатов исследования применена адаптированная методика. Исследование показало, что оценку качества услуг можно проводить путем сравнения ожидаемых и реальных результатов. Несовпадение между ними принято называть «разрывом в качестве».
В рамках комплексной программы по совершенствованию качества образования данное исследование осуществлялось среди учащихся 2‑го курса ремесленных групп и 4‑го курса СПО.
Данная методика носит инновационный характер, так как на основе информации, полученной в процессе исследования, принимаются стратегические решения по совершенствованию качества образовательных услуг.
С. П. Ястребов
Применение модульных программ обучения в профессиональной подготовке ремесленника
Для профессиональной подготовки ремесленника наиболее подходит модульная система обучения, адаптированная к российским условиям.
Модульная система обучения позволяет использовать для профессиональной подготовки ремесленника образовательные учреждения, не имеющие своих учебных зданий, но обладающие собственными учебными и (или) учебно-производственными мастерскими. Теоретическая часть профессиональной подготовки ремесленника с использованием модульных программ требует лишь небольшого помещения, стола и двух стульев.
При этом решающее значение имеет личность мастера производственного обучения, поскольку освоение профессии происходит непосредственно в процессе выполнения конкретного реального заказа под руководством мастера-ремесленника.
Благодаря модульной системе негосударственное образовательное учреждение при осуществлении полностью бесплатного образования может не только безбедно существовать на полном хозрасчете и самоокупаемости, но и формировать стипендиальный фонд, выплачивая учащимся стипендии в размерах, значительно выше общеустановленных.
Модульная система обучения демократична и не требует от обучающегося начального или неполного среднего образования. Фактически обучение может производиться с контингентом любого образовательного уровня или вообще при его отсутствии. Единственным и необходимым условием обучения является умение читать.
Использование модульной системы обучения, а также взаимовыгодное сотрудничество с государственными или муниципальными ПТУ – путь к успешному решению проблемы профессиональной подготовки ремесленника.
Психолого-педагогические аспекты ремесленного профессионального образования
А. С. Бугров,
А. Г. Кислов
Об особенностях правового образования
ремесленников-предпринимателей
Правовое образование сегодня является необходимым условием успешности в любой профессиональной сфере. Образование ремесленников-предпринимателей не будет эффективным без ряда базовых учебных правовых дисциплин, среди которых важнейшую роль играют «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Таможенное право» и др.
Современное общество уже в полной мере осознает необходимость правовых знаний, однако методика правового обучения остается проблемной зоной в педагогике. В значительной степени это касается и особенностей правового образования ремесленников-предпринимателей, которые должны не просто знать основные положения законодательства, но и уметь работать с юридическими документами, в частности с договорами. Умение правильно прочесть и составить гражданско-правовой и трудовой договоры является залогом их профессионального успеха. Практические навыки составления жалоб и исков, знание некоторых тонкостей процессуального права также являются необходимыми. Поэтому в образовательной программе ремесленников-предпринимателей теоретико-правовая (ознакомительная) часть не должна превалировать над практической. Соответственно методика преподавания правовых дисциплин также должна обладать собственной практико-ориентированной спецификой.
Профессиональную деятельность предпринимателя, в том числе ремесленника, характеризует самостоятельность в принятии решений, поэтому эту личностную черту необходимо вырабатывать уже в процессе обучения. На помощь психологической подготовке должна прийти правовая составляющая образования. Преподавателям права есть что позаимствовать у психологов, адаптировав к содержательным особенностям своих учебных дисциплин. Игровые, фасилитарные, коучунговые и иные формы организации образовательного процесса вполне могут быть применены при правовом образовании будущих ремесленников-предпринимателей.
Но все эти формы будут эффективными лишь при условии знания самим педагогом практического контекста, в котором предстоит работать обучающимся. Следовательно, лучшими преподавателями права для будущих ремесленников-предпринимателей будут ремесленники-предприниматели, получившие юридическое образование с присвоением педагогической квалификации «учитель права». Эта специальность в профессионально-педагогических вузах более чем уместна, необходимо лишь развернуть работу по привлечению к высшему юридическому образованию ремесленников-предпринимателей, прошедших школу профессиональной жизни.
Представляется целесообразным внедрение в практику профессионально-педагогического образования «принципа возвращения», когда прошедшие профессиональную подготовку, набравшие профессиональный опыт выпускники учреждений профессионального образования приходят в профессионально-педагогический университет, чтобы стать методистами, юристами, экономистами.
А. А. Евтюгина
Коммуникативная компетенция
ремесленника-предпринимателя
Динамика изменения современного общества актуализирует необходимость развития коммуникативных умений как важного компонента в профессионально обусловленной структуре личности ремесленника-предпринимателя.
Стратегия модернизации содержания образования предполагает формирование готовности и способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Важными качествами специалиста становятся готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности, толерантность, умение вести диалог и др. Сегодня основным результатом образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых важное значение приобретает коммуникативная.
Развитие коммуникативных компетенций опирается на исследования в области языкознания, теории языковой личности, теории речевых коммуникаций и общения, с учетом которых мы определяем коммуникативную компетенцию как действие, основанное на теоретической и практической образованности языковой личности.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции будущих ремесленников-предпринимателей – это целенаправленная организация процесса обучения русскому языку, культуре речи, риторике, деловому общению, речевой коммуникации; создание необходимых и достаточных педагогических условий для развития личности.
Первый шаг в этом направлении – это проектирование программы гуманитарного образования, повышающей языковую, лингвистическую, коммуникативную и в целом профессиональную компетенции современного специалиста. Второй – межпредметная координация речеведческих, общеобразовательных, специальных дисциплин, когда к учащимся предъявляются культурно-речевые требования на занятиях по всем предметам, а коммуникативный тренинг становится регулярным. И третий – реализация гуманно-ориентированного принципа, позволяющего будущему ремесленнику-предпринимателю вместе с мастером, наставником участвовать в принятии решений, построении планов, стать субъектом своей учебной деятельности и самовоспитания.
На первом этапе реализации программы планируется введение обязательного курса «Русский язык», разработанного с учетом негуманитарного мышления учащихся Уральского техникума ремесленников-предпринимателей. Его основная цель – объективная оценка учащимися собственного уровня подготовки, восстановление знаний по основным разделам русского языка, закрепление навыков и умений в области орфографии, пунктуации и практической стилистики. Содержание и структура курса должны быть ориентированы на осмысление общих принципов, лежащих в основе каждого раздела правописания, раскрывать логику применения правил русской грамматики. Орфографические и пунктуационные нормы должны быть предметом специальных занятий, направленных на повышение практической грамотности учащихся. Целесообразно для совершенствования орфографических и пунктуационных умений и навыков использовать тексты, профессиональной направленности.
На втором этапе на основе изучения ряда дисциплин («Культура речи», «Деловое общение», «Риторика» и др.) предполагается формирование языковой, коммуникативной и профессиональной компетенций.
Отбор содержания учебных дисциплин следует осуществлять с учетом будущей профессиональной деятельности учащихся. Содержательной основой занятий по вышеперечисленным курсам является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку, специальным дисциплинам с более глубоким осмыслением общекультурных социальных проблем, формирующих профессиональный дискурс, коммуникативную компетенцию.
Практические занятия должны быть направлены не только на продуцирование специальных текстов, но и презентацию этих текстов в устном профессиональном общении. Для ремесленника-предпринимателя принципиально важна организационно-управленческая деятельность, которая предполагает организацию своего предприятия, работу с партнерами, поставщиками – все это детерминирует обязательное знание стратегии ведения переговоров, деловой беседы, а также знание правил составления документации.
В процессе обучения внимание студентов необходимо обращать на характер, приоритеты речевого поведения специалиста. Целесообразно разыгрывать в ролевых коммуникативных играх специальные ситуации с целью развития навыков, необходимых в будущей практической деятельности.
Таким образом, формирование современного ремесленника-предпринимателя, воспитание личности, способной общаться – это долгий и сложный процесс, требующий определенных усилий, терпения, времени.
Д. П. Заводчиков
Психологические основы предпринимательства
в сфере ремесла
В. Зомбарт – один из первых создателей психологического портрета предпринимателя – рассматривал предпринимательство наряду с мещанством и бюрократией как составляющие духа капитализма, причем в этой, столь разносторонней, характеристике предпринимательство ставилось на первое место, поскольку при его устранении получался совсем другой хозяйственный уклад. В данном ракурсе становятся вполне понятными некоторые исторические решения, например свертывание НЭПа в молодом Советском государстве.
Соответствующий духу капитализма тип личности предпринимателя, по Зомбарту, должен обладать качествами завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство), организатора (умение правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия) и торговца (способность вербовать людей без принуждения, внушать доверие, возбуждать их интерес к своей продукции). Предпринимательство и его психологический портрет, описанный Зомбартом, в целом остались прежними.
Иные концепции предпринимательства в общем не разрушают, а дополняют портрет предпринимателя и раскрывают его характеристики. Так, в рамках социально-психологической теории депривации было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и представители национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем те, кто принадлежит к зажиточным слоям. По Г. Юнгу, наибольшая склонность или предрасположенность к предпринимательству проявляется у экстравертов. С позиций психофизиологии, точнее, нейрогуморальной теории, к предпринимательству более склонны люди с повышенной активностью симпатической нервной системы, для которых предпринимательский риск обладает эффектом допинга. Значительный интерес для анализа личности предпринимателя представляет теория диспозиционной структуры личности, предложенная В. А. Ядовым, особенно положение о высших уровнях диспозиций. Очевидна также ценность социально-психологических исследований предпринимательства как особой субкультуры, где ярко выявляются особенности национального самосознания. Отметим, что здесь возможны противоречия предпринимательского духа, склонного к максимизации прибыли, и русского менталитета, склонного к уравнительному (общинному) распределению доходов.
Развитие частного предпринимательства как необходимого элемента рыночных отношений в постсоветской России актуализирует научные исследования его характеристик с позиций всех перечисленных подходов. Становление ремесленничества в качестве самостоятельного сектора экономики позволяет говорить о предпринимательстве в области ремесленничества, т. е. особой, специфичной сфере производства и оказания услуг. Здесь можно обозначить следующие приоритетные направления психологических исследований:
1) исследование предпринимательства как особого социокультурного слоя, обладающего общими и конкретными, обусловленными национальным самосознанием, чертами. Кросскультурные исследования, несомненно, дадут возможность корректировать становление предпринимательства в России;
2) конкретные психологические исследования таких предпринимательских характеристик, как мышление, поведение, установки, морально-этические диспозиции и т. д.;
3) исследование процесса принятия решений и готовности к риску в предпринимательской среде.
Предполагается, что на основе этих исследований станет возможным развертывание различных продуктивных направлений практической работы с предпринимателями в сфере ремесленничества, таких как:
● разработка психодиагностических методик для определения предпринимательского потенциала;
● отбор и подбор кадров для подготовки предпринимателей по ремесленным видам труда;
● разработка системы экономической и социально-психологической поддержки предпринимателей-ремесленников;
● разработка специализированных курсов психологии предпринимательского поведения для подготовки ремесленников-предпринимателей.
В будущем перечень направлений исследований, как и перечень направлений практической работы, можно будет скорректировать и дополнить в соответствии с тенденциями развития ремесленничества в России.
Э. Ф. Зеер
Феноменология метапрофессиональных качеств ремесленников-предпринимателей
Введение в профессиональное образование новых конструктов: компетентностей, компетенций и ключевых квалификаций – научно обосновано европейскими учеными в середине 1980‑х гг. (Р. Бадер, Д. Мертенс, Б. Оскарсон, С. Шо и др.). В отечественной педагогике определение и состав этих категорий, отражающих обновление профессионального образования, содержатся в работах В. И. Байденко, Г. И. Ибрагимова, А. М. Новикова, М. В. Пожарской, С. Е. Шишова.
Данный подход отчетливо прослеживается и в трудах отечественных психологов – В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской. Ориентация на проблемы усвоения обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в их работах. Следует отметить, что в предлагаемых ими развивающих моделях обучения были представлены также содержание различных единиц обучения и технологии их формирования.
Представляется, что реализация этого подхода с опорой на международный опыт при игнорировании достижений отечественной педагогики и психологии не оправдана. Следует иметь в виду, что, научно обосновывая интегральные конструкты образования, зарубежные ученые также опирались на работы В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина и А. Н. Леонтьева.
Нами проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к характеристике и пониманию ключевых квалификаций. Исследования показали правомерность введения нового образовательного конструкта, близкого к понятию «ключевые квалификации» – «метапрофессиональные качества». Рассмотрим феноменологию этих качеств на примере ремесленной профессии.
Метапрофессиональные качества (МПК) – это личностные и межличностные качества, способности, которые обусловливают продуктивность деятельности специалиста в различных ситуациях профессиональной жизни. Это многоуровневые психологические новообразования, представленные в социальной, производственной и индивидуальной сферах деятельности ремесленника-предпринимателя. Метапрофессиональные качества характеризуют персональную квалификацию специалиста.
Состав МПК определяется на основе анализа деятельности ремесленника, а отбор осуществляется по следующим критериям:
● значимость для реализации социально-экономических отношений;
● содействие утверждению корпоративной культуры;
● обеспечение качества и производительности труда;
● удовлетворение потребности личности в самоутверждении в результатах труда;
● трансляция своей индивидуальности в продукты деятельности;
● широкий радиус востребованности в разнообразных видах ремесленной деятельности.
Экспертный опрос предпринимателей малого бизнеса позволил нам определить следующий состав метапрофессиональных качеств личности ремесленника-предпринимателя:
1. Предприимчивость – это предпринимательская активность, способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельности, склонности действовать на свой страх и риск, готовности работать сверх установленных планов для того, чтобы получить прибыль, заработать деньги, найти рынок сбыта продукции, войти в контакт с нужными людьми и организациями.
2. Социально—профессиональная мобильность – готовность и способность к быстрой смене профессии (к переквалификации), выполняемых производственных заданий, рабочего места. Умение быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и внутриорганизационным условиям работы.
3. Коммуникативность – способность общаться и сотрудничать в трудовом коллективе. Коммуникативные способности состоят в умении правильно выражать свои мысли в письменной и устной форме, в обладании навыками делового общения, передачи информации другим на вербальном и невербальном уровне, в умении слушать и входить в контакт. Способности к взаимодействию во многом основываются на коммуникативных возможностях личности, но включают помимо этого готовность работать совместно с другими людьми, терпимость к мнению других, корпоративность, чувство взаимопомощи.
4. Социально—профессиональная ответственность – внутренние формы саморегуляции деятельности субъекта, характеризующиеся сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную и профессиональную необходимость.